Westland Wessex в Ираке и последний полет президента
Британские вертолеты Westland Wessex в Ираке появились в результате бурных политических событий в Багдаде, которые напрямую отражались на технической и кадровой политике Военно-Воздушных Сил Ирака. Поэтому придется коротко коснуться внутрииракских раскладок.
В 1958 году в Ираке в результате военного мятежа была свергнута монархия, причем короля Фейсала Второго «уработал» один из героев Палестинской войны 1948 года и по совместительству видный «революционер» – Абдул Салам Ариф, который и сыграет основную роль в истории иракских Westland Wessex.
Не смотря на «заслугу» полковника Арифа, премьер-министром Ирака стал его соратник бригадный генерал Абдул-Карим Кассем, увлекавшийся социалистическими идеями и наладивший активное военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом, включая получение широкого спектра военных самолетов – Ирак получил МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, дальние бомбардировщики Ту-16, а также вертолеты Ми-4. Были заказаны и новейшие советские истребители МиГ-21Ф-13, поставки которых начались в 1963 году.
Премьер-министр и, по совместительству, министр обороны бригадный генерал Кассем вовсе не был «белым и пушистым», военные мятежи давил быстро и жестко, в том числе с использованием авиации, и, несмотря на то, что был наполовину курдом, с восставшими на севере курдами тоже не нянчился – авиация бомбила восставшие деревни без разбора. Министр внутренних дел Абдул Салам Ариф, хотя и считался его соратником, но постепенно их взгляды все больше расходились. Ариф был ярым приверженцем пан-арабского национализма в стиле египетского президента Насера со всяческими объединениями арабских стран, а Кассем их не поддерживал и 8 февраля 1963 года был убит в ходе очередного переворота устроенного сторонниками Арифа, а его изуродованное тело показали по ТВ.
За убийцами премьер-министра стоял все тот же «душка» Абдул Салам Ариф, который скромностью предшественника не страдал и тут же стал президентом Ирака. Убийство дружественного лидера страны сильно не понравилось Москве, да и Ариф довольно резко стал сворачивать военное сотрудничество с Советским Союзом. Хотя МиГ-21 иракцы все же получили, вскоре из страны выслали практически всех советских военспецов – порядка 3000 человек.
После «советской оружейной пятилетки» 1958-1963 годов при Кассеме, Ариф полностью переориентировался на традиционного для арабов поставщика – Великобританию. В ходе своего визита в Лондон он назаказал истребителей Hawker Hunter и учебных реактивов Jet Provost. Также пришлось решать и вопрос с вертолетами – советские Ми-4 уже «подустали», требовали запчастей и квалифицированного обслуживания, а после разрыва отношений с Союзом с этим начались проблемы.
В результате, в октябре 1963 года иракцы заказали у фирмы Westland 12 вертолетов Wessex в экспортной модификации Mk-52. Поставки начались в апреле 1964 и были закончены в феврале 1965 года. Вертолеты имели заводские обозначения WA227 – WA238 и получили иракские серийные номера 588 – 599. Два вертолета из их числа были в VIP-исполнении для перевозки высокопоставленных лиц.
Иракские летчики проходили переподготовку в Англии в течении 6 недель и после ее завершения три первых вертолета под их управлением провели летную «показуху» для фотосессии с использованием Wessex Mk-52 N588, 589 и 590. Большая часть известных фотографий Westland Wessex ВВС Ирака как раз и сделана на этом мероприятии и именно эти три борта идентифицируются.
В ВВС Ирака Westland Wessex включили в состав 4-й эскадрильи, заменив Ми-4, которые были, соответственно, выведены в 3-ю эскадрилью.
Рутинная служба новых вертолетов почти не оставила следов и как ни странно, главным ее событием стала авиакатастрофа произошедшая 13 апреля 1966 года, в которой как раз и погиб президент Ирака Абдул Салам Ариф.
Авторитетный, но не официальный сайт посвященный сбору информации об авиационный происшествиях, дает следующее описание: «Потерпел катастрофу в песчанной буре. Президент Ирака полковник Abd-al-Salam Mohammad Arif, министр внутренн их дел генерал-майор Abd-al-Latif al-Darraji, министр промышленности Mustafa Abdullah, губернатор провинции Басра, секретарь президентского дворца и экипаж погибли. Вертолет вылетел с политического митинга из Басры сразу после наступления темноты и направлялся в Багдад вместе с двумя другими вертолетами. Пропал через 20 минут. На следующее утро был найден сгоревшим на восточном берегу Шатт-эль-Араб около Эль-Нашвы». Интересно, что потерпевший катастрофу вертолет в этом источнике указан как Ми-4, хотя в ссылках на газетные публикации тех времен тип вертолета ни разу не упомянут.
Версию с Ми-4 поддерживает и книга Wings of Iraq, Volume-1 (Milos Sipos, Tom Cooper) вышедшая в британском издательстве Helion со ссылкой на интервью 2006 года бригадного генерала Ахмада Садика. Никаких подробностей авиакатастрофы там нет, но упомянуто имя пилота разбившегося вертолета – капитан Khalid Mohhamed Nuri. Там же указано, что Ирак получил три новых Ми-4 в 1966 году за несколько недель до катастрофы.
Как ни странно, в англоязычной литературе смерть президента Арифа до сих пор ни разу не связали с Westland Wessex. Версия с Ми-4 имела бы право на существование свероятностью 50 на 50, если бы не прямое свидетельство в арабском источнике – четко и однозначно смерть президента Арифа и катастрофа Westland Wessex связывается на арабоязычном сайте, где в одной из статей описывается карьера будущего командующего армейской авиацией Ирака генерал-лейтенанта Сафа Шамс аль-Дин Халис аль-Шишани. Молодым лейтенантом он служил в 4-й эскадрилье на вертолетах Wessex Мк-52 в момент катастрофы. В адаптированном пересказе гугл-перевода с арабского: «13 апреля 1966 года 4-я эскадрилья была назначена для перевозки VIP-бортами президента Ирака Abd-al-Salam Mohammad Arif. Вертолет Wessex, который его вез, разбился. Это была таже эскадрилья где служил летчиком лейтенант Сафа Шамс аль-Дин. После этого случая 4-я эскадрилья была переведена на базу в Киркук».
В этом же материале помещена и фотография президента Арифа поднимающегося на борт вертолета, сделанная перед последним полетом и подписанная «Последняя фотография перед авиакатастрофой президента Абдель Салама Мухаммада Арифа, 13 апреля 1966 года». Вертолет, конечно, виден не полностью, но это однозначно Westland Wessex.
К слову, после гибели в авиакатастрофе Абдул Салама Арифа, президентом стал его брат Абдул Рахман Ариф, которого через пару лет свергли, но вопреки традиции, не только не распотрошили, но даже не убили и тот через много лет умер в эмиграции.
На момент начала очередной арабо-израильской войны в июне 1967 года, 4-я эскадрилья вертолетов Westland Wessex Мк-52 под командованием подполковника Хасана Шарифа базировалась на авиабазе Рашид, на окраине Багдада, но никакого участия в войне не принимала.
Впрочем, нет никаких достоверных данных об участии этих вертолетов и в очередных путчах и в бесконечных войнах с иракскими курдами. Вся дальнейшая служба иракских Wessex зафиксирована буквально парой фотографий.
Нет и достоверных данных когда британские вертолеты были выведены из эксплуатации. Например, в посвященном Westland Wessex выпуске британского издания Warpaint N65 за авторством Charles Stafrace, написано: «Известно, что в 1978 году на вооружении оставалось 7 Wessex» и, тут же очень оптимистично добавляется, что к началу операции «Буря в пустыне» в 1991 году их оставалось четыре. И если данные на 1978 год выглядят вполне достоверными, то откуда уважаемый автор взял данные на 1991-й год не совсем понятно. Можно только предположить, что спутниковая или авиационная разведка союзников засняла эти четыре вертолета где-нибудь в отстойнике на окраине одной из авиабаз, и для пущей убедительности они были добавлены в состав «иракской воздушной мощи».
По факту, иракские авиаторы на военном форуме утверждают, что во второй половине 70-х годов, иракские Westland Wessex встали на прикол из-за нехватки запчастей. Тогда же в их среде ходили слухи о том, что вертолеты пытаются продать в Оман или Кению, но из этой затеи ничего не вышло.
Так сложилось, что Westland Wessex был вторым и последним типом вертолетов британской постройки на вооружении Ирака, в дальнейшем вооруженные силы закупали целый спектр советских, французских и даже американских машин, но британских среди закупленных вертолетов больше не было.
В 2003 году США под абсолютно лживым предлогом напали на Ирак, разгромили его армию и полностью оккупировали страну. Несмотря на то, что к этому моменту у американцев уже было достаточно много цифровой фототехники и в сеть попали редкостные чудеса иракской военно-технической мысли, за все последующие годы ничего похожего на иракские Westland Wessex так и не нашлось…