Война в Ираке

Westland Wessex в Ираке и последний полет президента

Британские вертолеты Westland Wessex в Ираке появились в результате бурных политических событий в Багдаде, которые напрямую отражались на технической и кадровой политике Военно-Воздушных Сил Ирака. Поэтому придется коротко коснуться внутрииракских раскладок.

В 1958 году в Ираке в результате военного мятежа была свергнута монархия, причем короля Фейсала Второго «уработал» один из героев Палестинской войны 1948 года и по совместительству видный «революционер» – Абдул Салам Ариф, который и сыграет основную роль в истории иракских Westland Wessex.

Не смотря на «заслугу» полковника Арифа, премьер-министром Ирака стал его соратник бригадный генерал Абдул-Карим Кассем, увлекавшийся социалистическими идеями и наладивший активное военно-техническое сотрудничество с Советским Союзом, включая получение широкого спектра военных самолетов – Ирак получил МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, дальние бомбардировщики Ту-16, а также вертолеты Ми-4. Были заказаны и новейшие советские истребители МиГ-21Ф-13, поставки которых начались в 1963 году.

Премьер-министр и, по совместительству, министр обороны бригадный генерал Кассем вовсе не был «белым и пушистым», военные мятежи давил быстро и жестко, в том числе с использованием авиации, и, несмотря на то, что был наполовину курдом, с восставшими на севере курдами тоже не нянчился – авиация бомбила восставшие деревни без разбора. Министр внутренних дел Абдул Салам Ариф, хотя и считался его соратником, но постепенно их взгляды все больше расходились. Ариф был ярым приверженцем пан-арабского национализма в стиле египетского президента Насера со всяческими объединениями арабских стран, а Кассем их не поддерживал и 8 февраля 1963 года был убит в ходе очередного переворота устроенного сторонниками Арифа, а его изуродованное тело показали по ТВ.

2-й президент Ирака полковник Абдул Салам Ариф, погибший при катастрофе иракского Westland Wessex
Обаятельная улыбка полковника Абдул Салама Арифа, во имя «светлого будущего Ирака» убившего и короля и своего бывшего соратника по «революции».

За убийцами премьер-министра стоял все тот же «душка» Абдул Салам Ариф, который скромностью предшественника не страдал и тут же стал президентом Ирака. Убийство дружественного лидера страны сильно не понравилось Москве, да и Ариф довольно резко стал сворачивать военное сотрудничество с Советским Союзом. Хотя МиГ-21 иракцы все же получили, вскоре из страны выслали практически всех советских военспецов – порядка 3000 человек.

Factory fresh iraqi Westland Wessex WZ229
Снимок иракского Westland Wessex сделанный, вероятно, во время облета построенной машины – на хвостовой балке виден британский производственный номер WZ229, но еще нет иракского серийного номера 590.

После «советской оружейной пятилетки» 1958-1963 годов при Кассеме, Ариф полностью переориентировался на традиционного для арабов поставщика – Великобританию. В ходе своего визита в Лондон он назаказал истребителей Hawker Hunter и учебных реактивов Jet Provost. Также пришлось решать и вопрос с вертолетами – советские Ми-4 уже «подустали», требовали запчастей и квалифицированного обслуживания, а после разрыва отношений с Союзом с этим начались проблемы.

Iraq Air Force Wessex Mk-52 589, 588 and 590.
Переученные иракские вертолетчики демонстрируют в полете первую тройку иракских Wessex Mk-52 589, 588 и 590.

В результате, в октябре 1963 года иракцы заказали у фирмы Westland 12 вертолетов Wessex в экспортной модификации Mk-52. Поставки начались в апреле 1964 и были закончены в феврале 1965 года. Вертолеты имели заводские обозначения WA227 – WA238 и получили иракские серийные номера 588 – 599. Два вертолета из их числа были в VIP-исполнении для перевозки высокопоставленных лиц.

Iraqi Westland Wessex N588
Иракский Westland Wessex N588

Иракские летчики проходили переподготовку в Англии в течении 6 недель и после ее завершения три первых вертолета под их управлением провели летную «показуху» для фотосессии с использованием Wessex Mk-52 N588, 589 и 590. Большая часть известных фотографий Westland Wessex ВВС Ирака как раз и сделана на этом мероприятии и именно эти три борта идентифицируются.

Westland Wessex N588 at Great Britain
Этот же вертолет с другого борта

В ВВС Ирака Westland Wessex включили в состав 4-й эскадрильи, заменив Ми-4, которые были, соответственно, выведены в 3-ю эскадрилью.

Westland Wessex N589 - Iraq Air Force
Иракский Westland Wessex N589

Рутинная служба новых вертолетов почти не оставила следов и как ни странно, главным ее событием стала авиакатастрофа произошедшая 13 апреля 1966 года, в которой как раз и погиб президент Ирака Абдул Салам Ариф.

Авторитетный, но не официальный сайт посвященный сбору информации об авиационный происшествиях, дает следующее описание: «Потерпел катастрофу в песчанной буре. Президент Ирака полковник Abd-al-Salam Mohammad Arif, министр внутренн их дел генерал-майор Abd-al-Latif al-Darraji, министр промышленности Mustafa Abdullah, губернатор провинции Басра, секретарь президентского дворца и экипаж погибли. Вертолет вылетел с политического митинга из Басры сразу после наступления темноты и направлялся в Багдад вместе с двумя другими вертолетами. Пропал через 20 минут. На следующее утро был найден сгоревшим на восточном берегу Шатт-эль-Араб около Эль-Нашвы». Интересно, что потерпевший катастрофу вертолет в этом источнике указан как Ми-4, хотя в ссылках на газетные публикации тех времен тип вертолета ни разу не упомянут.

Версию с Ми-4 поддерживает и книга Wings of Iraq, Volume-1 (Milos Sipos, Tom Cooper) вышедшая в британском издательстве Helion со ссылкой на интервью 2006 года бригадного генерала Ахмада Садика. Никаких подробностей авиакатастрофы там нет, но упомянуто имя пилота разбившегося вертолета – капитан Khalid Mohhamed Nuri. Там же указано, что Ирак получил три новых Ми-4 в 1966 году за несколько недель до катастрофы.

Как ни странно, в англоязычной литературе смерть президента Арифа до сих пор ни разу не связали с Westland Wessex.  Версия с Ми-4 имела бы право на существование свероятностью 50 на 50, если бы не прямое свидетельство в арабском источнике – четко и однозначно смерть президента Арифа и катастрофа Westland Wessex связывается на арабоязычном сайте, где в одной из статей описывается карьера будущего командующего армейской авиацией Ирака генерал-лейтенанта Сафа Шамс аль-Дин Халис аль-Шишани. Молодым лейтенантом он служил в 4-й эскадрилье на вертолетах Wessex Мк-52 в момент катастрофы. В адаптированном пересказе гугл-перевода с арабского: «13 апреля 1966 года 4-я эскадрилья была назначена для перевозки VIP-бортами президента Ирака Abd-al-Salam Mohammad Arif. Вертолет Wessex, который его вез, разбился. Это была таже эскадрилья где служил летчиком лейтенант Сафа Шамс аль-Дин. После этого случая 4-я эскадрилья была переведена на базу в Киркук».

Iraqi president Arif on board Westland Wessex before his last fligt 13 april 1966
Президент Ирака Абдул Салам Ариф поднимается на борт иракского Wessex перед своим последним полетом 13 апреля 1966 года

В этом же материале помещена и фотография президента Арифа поднимающегося на борт вертолета, сделанная перед последним полетом и подписанная «Последняя фотография перед авиакатастрофой президента Абдель Салама Мухаммада Арифа, 13 апреля 1966 года». Вертолет, конечно, виден не полностью, но это однозначно Westland Wessex.

К слову, после гибели в авиакатастрофе Абдул Салама Арифа, президентом стал его брат Абдул Рахман Ариф, которого через пару лет свергли, но вопреки традиции, не только не распотрошили, но даже не убили и тот через много лет умер в эмиграции.

Pilots of 4 squadron of Iraqi Air Force with Westland Wessex
Летчики летавшей на Westland Wessex 4-й эскадрильи ВВС Ирака

На момент начала очередной арабо-израильской войны в июне 1967 года, 4-я эскадрилья вертолетов Westland Wessex Мк-52 под командованием подполковника Хасана Шарифа базировалась на авиабазе Рашид, на окраине Багдада, но никакого участия в войне не принимала.

Iraqi Westland Wessex with "shark mount" at aviation day 6 january 1970
6 января 1970 в день авиации Ирака на воздушном показе летал Wessex N594, причем на вертолете изобразили некое подобие пасти на моторном отсеке и глаза за пилотской кабиной. Не совсем понятно какого зверя хотели изобразить.
Iraqi Westland Wessex and Zlin-526 at Aviation day
Совместный пилотаж Westland Wessex британского производства и чешского Zlin-526 на дне иракской авиации, судя по «морде» Wessex, вероятно, в тот же день, 6 января 1970, что и на предыдущем снимке.
Iraq Air Force Westland Wessex over Su-7 and Su-20. Photo not earlier than 1973
Иракский пилот Westland Wessex лихачит над стоянкой Су-7 и Су-20. Год неизвестен, но учитывая, что первые Су-20 начали поступать в Ирак в 1973 году, снимок явно не раньше этой даты

Впрочем, нет никаких достоверных данных об участии этих вертолетов и в очередных путчах и в бесконечных войнах с иракскими курдами. Вся дальнейшая служба иракских Wessex зафиксирована буквально парой фотографий.

Iraqi иракского Westland Wessex Mk-52 color view from Warpaint N65
Реконструкция окраски иракского Westland Wessex Mk-52 из английского издания Warpaint N65, посвященного этому типу вертолета. По британским данным иракские вертолеты несли стандартную британскую «европейскую» камуфляжную окраску.

Нет и достоверных данных когда британские вертолеты были выведены из эксплуатации. Например, в посвященном Westland Wessex выпуске британского издания Warpaint N65 за авторством Charles Stafrace, написано: «Известно, что в 1978 году на вооружении оставалось 7 Wessex» и, тут же очень оптимистично добавляется, что к началу операции «Буря в пустыне» в 1991 году их оставалось четыре. И если данные на 1978 год выглядят вполне достоверными, то откуда уважаемый автор взял данные на 1991-й год не совсем понятно. Можно только предположить, что спутниковая или авиационная разведка союзников засняла эти четыре вертолета где-нибудь в отстойнике на окраине одной из авиабаз, и для пущей убедительности они были добавлены в состав «иракской воздушной мощи».

По факту, иракские авиаторы на военном форуме утверждают, что во второй половине 70-х годов, иракские Westland Wessex встали на прикол из-за нехватки запчастей. Тогда же в их среде ходили слухи о том, что вертолеты пытаются продать в Оман или Кению, но из этой затеи ничего не вышло.

Так сложилось, что Westland Wessex был вторым и последним типом вертолетов британской постройки на вооружении Ирака, в дальнейшем вооруженные силы закупали целый спектр советских, французских и даже американских машин, но британских среди закупленных вертолетов больше не было.

Factory and serial numbers of Iraqi Westland Wessex Mk-52
Таблица серийных и заводских номеров иракских Westland Wessex Mk-52

В 2003 году США под абсолютно лживым предлогом напали на Ирак, разгромили его армию и полностью оккупировали страну. Несмотря на то, что к этому моменту у американцев уже было достаточно много цифровой фототехники и в сеть попали редкостные чудеса иракской военно-технической мысли, за все последующие годы ничего похожего на иракские Westland Wessex так и не нашлось…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика