Aero L-39ZO в Ливии. Часть 3 – закат Ливийской Джамахирии.

В целом, вооруженные силы Ливии понесли унизительное поражение в войне с поддерживаемым Францией чадским режимом Хабре, кроме того не “зажгли” они и в стычках с американской авиацией. Это привело к глубокому разочарованию М. Каддафи в своей армии и авиации. Результатом стала “реформа” 1991 года, когда полковник де-факто распустил регулярные вооруженные силы, создав вместо них “бригады” – “катаибы” подчиненные его сыновьям, при этом части фактически не имели над собой централизованного управления вроде Генштаба. Авиация же стала придатком этих “катаиб”, прежде всего на случай подавления бунтов и мятежей.

Ливийский Л-39 с изображением паука
Редкий случай когда на ливийский L-39ZO нанесено неуставное изображение.

Подавляющее количество гарнизонов постепенно утратило все признаки боеспособности. Не стоит забывать, что в тоже время США обвинили Ливию в международном терроризме и на фоне развала социалистического блока и самого Советского Союза, Ливия оказалась под полным военно-экономическим эмбарго, лишившись как доступа к рынку нефти (и соответсвенно валютных поступлений), так и закупки военной продукции и услуг, например авиаремонта.

Ливийский L-39 N3610 на кладбище
L-39 N3610 на кладбище. Колеса спущены, фонарь не закрыт чехлом.

Кроме “придворной” авиабазы Митига, боевая подготовка вообще перестала проводиться, да и просто полеты стали крайне редкими. Летчики и техники месяцами отсиживали рабочий день в кабинетах. Боеспособными оставались отдельные самолеты в эскадрильях.

Расстыкованный на части ливийский Л-39
Второй L-39, видимый за хвостом Т-33, вообще расстыкован на части.

По чешским данным в 1989 году в летном состоянии находилось всего 37 самолетов Л-39 из 131 имеющегося L-39 в Ливии, остальные 94 машины требовали ремонта.

Общая убыль на тот момент, соответственно, составила 49 машин из 180 поставленных. Известные боевые потери сбитыми, уничтоженными на земле и захвачеными противником – 16 самолетов (7 трофеи и 4 уничтожены в Вади Дум, еще 4, по сообщениям, уничтожены в Маатан Эль Сарра, 1 сбит зенитным огнем).

Кроме того, известно, что Каддафи в знак своей поддержки раздаривал имеющееся в избытке вооружение, в том числе самолеты различным “сирым и убогим” странам. Считается, что 2 самолета L-39 ливийцами было передано Гане, еще по крайней мере 6 машин – Уганде.

Всего, таким образом, более-менее известна судьба 24 самолетов L-39 из 49 штук убыли. Куда делись остальные 25 самолетов точно неизвестно, но вполне можно предположить потери в летных происшествиях – известно, что минимум 5 чехословацких инструкторов погибло в Ливии в авиакатастрофах и, скорее всего, это означает 5 потерянных Л-39, хотя это и не точно – известны фото, когда в обоих кабинах ливийских Л-39 летали только чехи, кроме того поставлялись еще и транспортные Л-410. Логично, что вполне могли быть аварии Л-39 и без жертв со стороны чешских инструкторов, полных данных о потерях этих самолетов в летных происшествиях попросту нет. Кроме того, нельзя исключить и какие-то другие тайные поставки ливийских Л-39 другим странам.

Например, в 1983 году случилась занятная история с передачей 17 ливийских L-39 сандинистскому правительству Никарагуа. Самолеты были погружены в три ливийских Ил-76 и транспортники отправились в групповой перелет через Атлантику в Никарагуа. Однако над океаном у одного из Ил-76 возникла техническая проблема и всему ливийскому отряду пришлось садиться в Бразилии. Власти этой страны затребовали документы на груз. По документам груз значился медицинским оборудованием, что несколько расходилось с содержимым грузовых отсеков транспортников. Разразился скандал с «контрабандной» поставкой оружия и власти Бразилии арестовали груз, однако впоследствии все самолеты были возвращены Ливии, но вот Никарагуа, в конечном итоге, ливийские L-39 так и не получила.

В апреле 1990 на авиашоу в Тобруке, которое посетили лидеры Египта, Сирии и Судана, полковник Каддафи заявил о намерении передать Египту “авиакрыло” ливийских L-39, правда конкретная цифра при этом не была названа. На практике дело дошло до передачи одной эскадрильи – 11 самолетов, но, понятно, это число уже не входит в чехословацкий отчет от 1989 года.

После позорного поражения в Чаде Ливия отказалась от роли “гегемона всея Африка” и к тому же ее финансы “пели жалобные романсы”, ВВС страны больше не нуждались, да и не могли себе позволить, подготовку сотен летчиков. АРЗ в Таманхите без чехов толком не работал и, соответственно, по мере «добивания» ресурса остальные Л-39 продолжали вставать на прикол. Их консервировали и … бросали. Никакого положенного ежегодного обслуживания – расконсервации, замены жидкостей и облета. Так они и стояли по 10-20 лет.

В 2003 году Каддафи заключил сделку с США и Великобритании о признании Ливии виновной в международном терроризме и выплате компенсации за подорванный Боинг-747 над Локерби. После этого, 21 сентября 2004 года эмбарго было с Ливии снято и начались разговоры о закупках новой техники и ремонте старой.

В 2006 году в Триполи прошел первый авиасалон Lavex-2006, на котором было заснято по крайней мере 17 относительно живых ливийских L-39ZO.

Удивительно, но нашлись почти все самолеты с номером начинающимся на “11хх”, от “1101” и до “1113”, исключение составили бортовые номера “1103”, “1109” и “1111”.

Ливийский Л-39 N1101
Ливийский L-39 N1101 на авиашоу Lavex-2006
Ливийский Л-39 N1102
L-39 N1102
Ливийский Л-39 N1104
L-39 N1104
Ливийский Л-39 N1105
L-39 N1105
Ливийский Л-39 N1106
L-39 N1106
Ливийский Л-39 N1107
L-39 N1107
Ливийский Л-39 N1108
L-39 N1108 на авиашоу Lavex-2006
Ливийский Л-39 N1110
L-39 N1110
Ливийский Л-39 N1112
L-39 N1112
Ливийский Л-39 N1113
L-39 N1113

Кроме этого на мероприятии засветились и несколько других L-39:

Ливийский Л-39 N2246
L-39 N2246
Ливийский Л-39 N3535
L-39 N3535
Ливийский Л-39 N3605
L-39 N3605
Ливийский Л-39 N8215
L-39 N8215
Ливийские Л-39 N9417 и N9429
L-39 N9417, на заднем плане – L-39 N9429
В полете Ливийский Л-39 N9441
Борт N9441 был показан в воздухе.

В 2007 году прошел авиасалон Lavex-2007. На нем УТС L-39 были представлены намного скромнее – удалось найти снимки только одного самолета:

Ливийский L-39 N9434
L-39 N9434 на авиашоу Lavex-2007

Несколько больше было участие L-39 в последнем авиасалоне ливийской Джамахерии – Lavex-2009. В воздухе были показаны были два самолета – L-39 (N1944 и N9445), а также по крайней мере три – на земле (L-39 N1941, N1938 и N9446).

Ливийский Л-39 N1938
Ливийский Л-39 N1938 на авиашоу Lavex-2009
Ливийские Л-39 N1941 и N9446
L-39 N1941, также в кадр попал хвост борта N9446.
Л-39 N9445 в перевернутом полете
L-39 N9445 в перевернутом полете
Ливийский Л-39 N1944 на Lavex-2009
L-39 N1944

Перспективы ливийских L-39 были не так уж печальны – 24 декабря 2008 года государственное предприятие Министерства обороны Украины «Одесавиаремсервис» (при посредничестве «Укроборонсервис») и ливийская Engineering Works Company Inc заключили договор N07.АF/08-К29-3.1.1/227 на капитальный ремонт 20 ливийских L-39 и 20 двигателей АИ-25ТЛ. Ремонт должен был проходить на территории заказчика.

Стоимость контракта составляла чуть больше 13 млн USD, стоимость ремонта одного самолета – почти 316 тыс USD, двигателя – 175 тыс USD, а комплекта агрегатов на один самолет – 48 тыс USD.

Ливийский Л-39 N1938 на ремонте
Специалист около L-39ZO N1938 на ливийском АРЗ в Таманхите

Одесский ремзавод послал в Ливию бригаду специалистов на построенный еще Чехословакией завод APRO по ремонту L-39 в Таманхинте, а также поставлял туда необходимые запчасти и расходные материалы.

Ливийский Л-39 на авиаремонтном заводе
Фотография сделанная в цеху ливийского АРЗ в Таманхинте. Интересно, что на заднем плане – югославский Soko G-2 Galeb.

Несмотря на то, что прошло 10 лет с момента ливийского контракта и уже 5 лет как «Украiнa – цэ Еуропа», одесские авиаремонтники настолько зашуганы воцарившейся в этой стране свободой и демократией, что все повально бухтят – «не был, не участвовал и ничего не знаю». Из всех командированных только один клепальщик «под пытками» рассказал, что «работали на одной из авиабаз в пустыне, в 4-х часах езды от Триполи». Никаких других подробностей о своей работе в Ливии во времена позднего Каддафи он рассказать побоялся, кроме того, что «жили мы в деревянных домиках, на базе был бассейн олимпийских размеров, настольный теннис и тренажерный зал. Те самолеты, что на месте отремонтировать не могли – отправляли в Одессу».

Отремонтированный ливийский борт
Представители Одесского АРЗ и ливийский пилот около L-39

Надо сказать, что никаких подтверждений об отправке ливийских Л-39 в Одессу нет, в том числе и в последующих многочисленных судебных разбирательствах. Известно только о планах отправить на ремонт двигатели.

Собственно реальный объем работ, который выполнили украинские ремонтники в Таманхинте вскрылся в ходе так называемого «ливийского скандала» между Одессавиаремсервис и посредником – государственным предприятием «Укроборонсервис».

Суть многочисленных судебных тяжб свелась к попытке вытрясти из Одесавиаремсервиса положенные посреднику комиссионные, в то время как контракт оказался фактически сорван из-за нового международного эмбарго, введенного против Ливии 26 февраля 2011 года в связи с началом гражданской войны.

Отремонтированный Л-39 N9443 в цеху ливийского ремзавода
Отремонтированный L-39 N9443 в цеху

В судебных делах описан объем работ, который Одесский АРЗ успел выполнить. Так, к 1 сентября 2010 года были приняты в ремонт, разобраны, промыты, продефектованы 10 самолетов; на планерах этих самолетов осуществляется слесарно-клепальный ремонт и ремонт электросети; осуществлен ремонт агрегатов на базе Заказчика на 40%.

Более подробный отчет работ проведенных к 28 декабря 2010:

– приняты в ремонт 10 самолетов L-39ZO.

– выполнена первичная дефектация на всех десяти самолетах, а окончательная дефектация – на первых пяти самолетах.

– первые десять самолетов полностью разобраны; агрегаты (блоки) переданы в цеха для выполнения последующего ремонта. Агрегаты и двигатели АИ-25ТЛ, которые должны быть отправлены в ремонт на завод ответчика (в Одессу), подготовленны к отправке;

– на семи первых самолетах смыто лакокрасочное покрытие (фюзеляж – Ф1, хвостовое оперение – Ф2, крыло), а группы (лючки, щитки) промытые на всех 10 самолетах;

– завершено клепальные работы и покраска внутренних отсеков Ф1 первых пяти самолетов, отсеков Ф2 – первых шести самолетов, крыла – первых четырех самолетов.

– Завершены клепальные работы и внутреннее окрашивание групп (лючки, щитки) на первых шести самолетах (кроме воздухозаборников)

– выполнен демонтаж электрокабельной сети на первых восьми самолетах и ремонт, монтаж электрокабельной сети на первых пяти самолетах;

– выполнен ремонт и монтаж трубопроводов на отсеках Ф1, Ф2 и крыльях первых четырех самолетов. На крыле четвертого самолета не все трубопроводы установлены (из-за отсутствия нужных материалов);

– на первых четырех самолетах выполняется монтаж отремонтированных агрегатов;

– выполняется капитальный ремонт агрегатов по всем специальностям всех десяти самолетов.

– выполнена приемка еще 4 самолетов L-39ZO в комплектующих организации Заказчика (аэропорт Брака, al-Biraq, авиабаза Abdessalam Jalloud); Указанные самолеты разобраны, заключенные в транспортировочные ложементы и подготовлены для доставки на базу Заказчика (Таманхинт);

Для выполнения указанных работ были отправлены 42 работника, которые провели в общей сложности у Заказчика 9130 человека-дней, а также закуплены нужные запчасти и материалы.

Ремонтники Одесского АРЗ около L-39ZO N9441
Фото на память у отремонтированного борта N9441
Ливийский Л-39 N9441 на аэродроме
Этот же борт на аэродроме. К передней опоре прикреплено водило.
Ливийский Л-39 N9441 перед облетом
Подготовка к облету после капремонта.

К сожалению, не известно какие работы одесситы успели провести в Таманхинте в начале 2011 года. Эмбарго против Ливии в ООН протащили в конце февраля 2011, после чего украинские власти продублировали эти решения и отозвали разрешение на выполнение военных контрактов. Впрочем, глядя на фотографии всплывшие в соцсетях, возникает стойкое ощущение, что украинские ремонтники в Ливии времени даром не теряли, не исключено даже, что информация о запрете дальнейшего сотрудничества шла в Таманхинт очень до-о-олго. Насколько мне известно двигатели на Украину отправлять не стали. Начало войны и эмбарго, очевидно, похоронило возможности отремонтировать на Украине двигатели АИ-25ТЛ и единственное, что оставалось сделать – поставить на откапиталенные самолеты старые движки.

Ливийский Л-39, предположительно N9431
Четвертый отремонтированный самолет – видны две последние цифры – «31», предположительно полный номер – N9431

Впрочем, это не помешало собрать и облетать первую четверку отремонтированных Л-39. На фотографиях видны отремонтированные борта N9441, N9446, N9443 и, вероятно, N9431. Что интересно, этот факт никак не был отражен в судебных разбирательствах между Одесским АРЗ и Укроборонсервисом, скорее всего из-за того, что движки остались неотремонтированными.

Косвенным свидетельством того, что ремонт первых четырех Л-39 был закончен, является подготовка к перевозке в Таманхинт следующих четырех самолетов из Аль-Брака. 

Ливийский Л-39 N9446 готовят к полету
Предполетная подготовка L-39 N9446.
Взлетает ливийский Л-39 N9446
L-39 N9446 идет на взлет

На эйфории от того, что Западные политики “разбанили” Ливию в авиационной прессе появились оптимистичные статьи о намерениях ливийцев закупить чуть ли не новейшие французские Рафали, заодно отремонтировав Миражи F-1 и часть остальной техники. Кто знает, как бы пошло дело дальше, но внезапно наступила весна, кровавая “Арабская весна”… Начался новый этап в боевой карьере ливийских Л-39.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *