Яндекс.Метрика

Перебиты, поломаны крылья… Афганские Ан-32 – последний парад.

Часть 3. Афганские Ан-32 – последний парад.

7 октября 2001 года США начали войну с афганским движением Талибан, нанеся авиационные и ракетные удары по территории Афганистана. Воздушное наступление длилось месяц, при этом кроме всего прочего были практически полностью уничтожены ВВС и ПВО талибов. Вполне возможно, что жертвой этих ударов могли стать и талибские Ан-32, но никаких конкретных данных об этом нет.

Основную роль в боевых действиях на земле должны были сыграть накачанные вооружением, боеприпасами и передовыми авианаводчиками силы “Северного альянса”, которые через месяц, 9 ноября 2001 года, при поддержке американской авиации смогли взять штурмом Мазари-Шариф. Это стало новым “драйвером” развития событий для большинства местных афганских группировок, которые в очередной раз бросились “переобуваться на лету”, внезапно осознав свою огромную внутреннюю потребность в постройке подлинной демократии в Афганистане.

Ан-32 N342 Северного альянса с новыми опознавательными знаками
После победы “Северного альянса” наш старый знакомый Ан-32 N242 получил традиционный афганский опознавательный знак (дореволюционный) – треугольник из зеленого, черного и красного секторов на фоне белого круга.

Исламский Эмират Афганистан “сыпался” прямо на глазах – 13 ноября талибы без боя оставили Кабул. Под их контролем оставался юг Афганистана и город Кундуз на севере, который пал уже 25 ноября. В этот же день в Афганистан с кораблей в Аравийском море вертолетами были переброшены передовые отряды американской морской пехоты.

Последним крупным городом талибов была их неофициальная столица Кандагар, но и он пал в руки “Северного альянса” 7 декабря. Часть талибов рванула в родной Пакистан, часть сдалась, а наиболее идейные разбежались по горам. Таким образом, через два месяца Исламский эмират Афганистан перестал существовать и власть перешла к новому проамериканскому правительству.

Ан-32 N350 в Герате в 2004 году
Еще один выживший к началу 2000-х афганский Ан-32 советской поставки – Ан-32 N350 в нетипичной для афганских военных бортов окраске был сфотографирован в аэропорту Герата в марте 2004 года.

Анализ немногочисленных фотографий того периода позволяет сделать однозначный вывод – из 74 поставленных Союзом Ан-32, Демократическую Республику, “темные времена” и вторжение США, достоверно пережило только 3 самолета с бортовыми номерами N342, 350 и 353.

Ан-32 N353 после ремонта в Таджикистане получил нестандартный камуфляж
Последний из поставленных Советским Союзом в ДРА Ан-32 N353, был снят в марте 2002 года в Кабуле в необычном камуфляже и без опознавательных знаков. В одном из реестров Ан-32 ошибочно утверждается, что самолет в 2005 году проходил капремонт в Таджикистане. Ясно, что в Таджикистане “нелегальный ремонт” он проходил в период правления Талибана – то есть до 2001 года – об этом говорит отсутствие опознавательных знаков. Самолет явно использовался для доставки грузов “Северному альянсу”. Ну и вопрос в том насколько в Таджикистане ремонт был “капитальным” – уже в 2004 году борт ремонтировался в России.
Афганский Ан-32 N353 в полете
Этот же борт в полете – видно отсутствие опознавательных знаков на нижней поверхности крыла

Тем временем в Афганистане ситуация складывалась по привычному сценарию. Зализав раны, талибы постепенно начали партизанскую войну против оккупационных войск и марионеточного кабульского правительства. Фактически, произошло полное повторение ситуации в Афганистане 1980-х годов – афганская правительственная армия была неспособна контролировать страну, все держалось исключительно на иностранных штыках. В условиях активной партизанской войны – минирования дорог и нападений на колонны возросла потребность в авиации, благо талибам никто не помогал ни деньгами, ни инструкторами, ни ПЗРК и авиация действовала в “тепличных условиях”.

В этой ситуации американцы занялись возрождением афганской авиации, прежде всего транспортной, которая в тот момент насчитывала один Ан-12, пару Ан-26 и три Ан-32, причем все самолеты были “ушатаны” до предела.

Первым шагом стал ремонт имеющихся самолетов, который произвели на 308-м Авиационно-Ремонтном Заводе в Иваново в 2004 году, после чего все три выживших афганских Ан-32 приобрели новую серую окраску, соответствующую стандарту ВВС РФ того времени.

Афганский Ан-32 N342 в России
Свежеокрашенный Ан-32 N342 новых ВВС Афганистана на фоне российских Ан-26 на 308-м АРЗ 10 апреля 2004.
Афганский Ан-32 N353 на 308-м АРЗ
Афганский Ан-32 N353 там же, в Иваново, на 308-м АРЗ. Заметно, что на опознавательный знак не наносились буквы около граней треугольника.
Ан-32 N342 на грунтовом аэродроме в Афганистане
Обновленный Ан-32 N342 в Афганистане. На опознавательный знак добавлены начальные буквы слов Afghan Ordou-e Melli (Афганская национальная армия).

Видимо, в ходе наведении порядка в авиационной отрасли Афганистана под управлением США, 12 марта 2007 года, было оформлено списание большинства афганских Ан-32 потерпевших аварии и сбитых за весь предшествующий период эксплуатации этих самолетов в Афганистане.

Афганский Ан-32 N342 за работой на грунтовой площадке
Борт N342 за рутинной работой на грунтовой площадке. Хорошо виден новый опознавательный знак афганской авиации и его расположение на нижней поверхности крыла.
Ан-32 N350 на грунтовом аэродроме
Афганский Ан-32 N350 на “грунтовке”.
Ан-32 N350 отрывается от полосы на фоне гор
Эффектный снимок взлетающего 350-го борта на фоне гор
Ан-32 N353 в мае 2005
На фотографии Ан-32 N353 снятой в мае 2005 в опознавательном знаке еще нет букв около каждой грани треугольника.

Хорошая освоеность Ан-32 афганским летным и инженерно-техническим составом вкупе с идеальной “заточенностью” самолета для действий на афганском театре военных действий (отличные взлетно-посадочные характеристики и мощь силовой установки) заставили американцев проспонсировать оснащение афганской авиации дополнительным количеством Ан-32.

Приобретенный американским флотом для ВВС Афганистана Ан-32 N354
Ан-32 N354 был приобретен авиацией флота США для Афганистана. Через год эксплуатации, 9 октября 2009, потерпел аварию при посадке в Кандагаре и был списан.

Командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR) в рамках программы содействия развитию афганской военно-транспортной авиации выдала контракт частной украинской фирме на поставку 4 дополнительных Ан-32 по неназванной цене. Самолеты были куплены на вторичном рынке и, по заявлению американцев, закупка была осуществлена в кратчайшие сроки – со времени утверждения программы до поставки техники заказчику прошло всего чуть более 60 дней. Впрочем, украинские источники сообщали, что будущий Ан-32 N354 пригнали в Киев на ремонт в декабре 2007, а в Афганистан первые два самолета ( N354 и N355) прибыли 12 мая 2008.

Поставленный США в Афганистан Ан-32 N355
Афганский Ан-32 N355

В середине июня 2008 талибы подорвали ворота тюрьмы Кандагара, ворвались на территорию и освободили около 600 человек, значительную часть которых составляли участники движения Талибан.

История наделала много шума в Афганистане и афганские силовые структуры начали широкомасштабную операцию по отлову беглецов. В течении июня и июля транспортные самолеты Ан-32 и Ан-26 Авиационного Корпуса Афганской Национальной Армии произвели 78 вылетов, перевезя 1697 человек подкрепления и 12 тонн грузов в интересах операции с поэтичным названием “Daor Bukhou”.

Афганский Ан-32 N356
Приобретенный американцами для Афганистана Ан-32 N356
Афганский Ан-32 N357
Последний Ан-32 ВВС Афганистана – N357

Вторая пара закупленных самолетов прибыла 15 сентября 2008 (борта N356 и N357). Все самолеты прошли тщательный технический осмотр, а также испытания американскими специалистами и, по мнению экспертов, находились в хорошем состоянии и удовлетворяли предъявленным техническим требованиям. Также американцы приобрели необходимое для поддержки самолетов оборудование.

После прибытия второй пары “новых” Ан-32, состав афганской транспортной авиации увеличился до 9 машин (7 Ан-32 и 2 Ан-26).

Эвакуация раненых в боях с талибами на афганских Ан-32
Три афганских Ан-32 доставили раненых в Кабул 22 сентября 2010. На первом плане борт-ветеран N342, последний в линейке — “новичок” N357.

Самое удивительное, что в момент получения последних свежих Ан-32, американцы уже приняли решение об их списании в 2011 году после замены на легкие транспортные самолеты Alenia G.222. В сентябре 2008 был заключен контракт на покупку 18 таких самолетов под наименованием С-27А Спартан. Впрочем, история этого грандиозного фиаско и попила американского бюджета выходит за пределы рассказа об афганских Ан-32.

Ан-32 N342 ВВС Афганистана и С-27А Spartan
Экипаж и пассажиры Ан-32 N342 смотрят на руление «диковинной заморской зверушки» – С-27А Spartan, подаренной американцами. 23 августа 2010

В чем был смысл экстренной закупки американцами 4 Ан-32 для Афганистана и практически сразу последовавшая за этим их замена на С-27, видимо, останется тайной покрытой мраком. Скорее всего, это результат «отличного взаимодействия» двух структур Пентагона — Ан-32 Афганистану покупала авиация американского флота, а С-27 — ВВС США. У каждой структуры, видимо, был выделен свой бюджет «на помощь» подопечным ВВС Афганистана, который было необходимо освоить. А освоение бюджета дело, как известно, не только нужное, но и очень интересное…

Интересно, что если в ходе поставки американские военные всячески расхваливали Ан-32, то теперь было заявлено, что “мы хотим довести ВВС Афганистана до мировых стандартов”, при этом подразумевая их замену столь же древними по возрасту итальянскими самолетами после ремонта.

Ан-32 в аэропорту Кабула в 2010 году
Три Ан-32, Ан-26 и один из их “гробовщиков” – Alenia C-27A Spartan в Кабульском аэропорту, август 2010

29 апреля 2010 года в Кабуле отмечался очередной День Победы моджахедов над правительством Демократической Республики Афганистан. Ан-32 возглавлял проход пары С-27А Спартан. В прямом смысле этот день стал последним парадом афганских Ан-32 – на следующий год традиционного военного парада по каким-то причинам не было, а уже 11 июня 2011 афганские Ан-32 были официально выведены из эксплуатации, тем самым их почти 25-летняя карьера в составе Афганских ВВС была завершена.

Ан-32 возглавляет пролет пары С-27 на параде 29 апреля 2010 года
Последний парад Ан-32, Кабул, 29 апреля 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *