Перебиты, поломаны крылья… Афганские Ан-32 – последний парад.
Часть 3. Афганские Ан-32 – последний парад.
О службе Ан-32 у различных группировок афганских моджахедов – Ан-32 у афганских моджахедов
7 октября 2001 года США начали войну с афганским движением Талибан, нанеся авиационные и ракетные удары по территории Афганистана. Воздушное наступление длилось месяц, при этом кроме всего прочего были практически полностью уничтожены ВВС и ПВО талибов. Вполне возможно, что жертвой этих ударов могли стать и талибские Ан-32, но никаких конкретных данных об этом нет.
Основную роль в боевых действиях на земле должны были сыграть накачанные вооружением, боеприпасами и передовыми авианаводчиками силы “Северного альянса”, которые через месяц, 9 ноября 2001 года, при поддержке американской авиации смогли взять штурмом Мазари-Шариф. Это стало новым “драйвером” развития событий для большинства местных афганских группировок, которые в очередной раз бросились “переобуваться на лету”, внезапно осознав свою огромную внутреннюю потребность в постройке подлинной демократии в Афганистане.
Исламский Эмират Афганистан “сыпался” прямо на глазах – 13 ноября талибы без боя оставили Кабул. Под их контролем оставался юг Афганистана и город Кундуз на севере, который пал уже 25 ноября. В этот же день в Афганистан с кораблей в Аравийском море вертолетами были переброшены передовые отряды американской морской пехоты.
Последним крупным городом талибов была их неофициальная столица Кандагар, но и он пал в руки “Северного альянса” 7 декабря. Часть талибов рванула в родной Пакистан, часть сдалась, а наиболее идейные разбежались по горам. Таким образом, через два месяца Исламский эмират Афганистан перестал существовать и власть перешла к новому проамериканскому правительству.
Анализ немногочисленных фотографий того периода позволяет сделать однозначный вывод – из 74 поставленных Союзом Ан-32, Демократическую Республику, “темные времена” и вторжение США, достоверно пережило только 3 самолета с бортовыми номерами N342, 350 и 353.
Тем временем в Афганистане ситуация складывалась по привычному сценарию. Зализав раны, талибы постепенно начали партизанскую войну против оккупационных войск и марионеточного кабульского правительства. Фактически, произошло полное повторение ситуации в Афганистане 1980-х годов – афганская правительственная армия была неспособна контролировать страну, все держалось исключительно на иностранных штыках. В условиях активной партизанской войны – минирования дорог и нападений на колонны возросла потребность в авиации, благо талибам никто не помогал ни деньгами, ни инструкторами, ни ПЗРК и авиация действовала в “тепличных условиях”.
В этой ситуации американцы занялись возрождением афганской авиации, прежде всего транспортной, которая в тот момент насчитывала один Ан-12, пару Ан-26 и три Ан-32, причем все самолеты были “ушатаны” до предела.
Первым шагом стал ремонт имеющихся самолетов, который произвели на 308-м Авиационно-Ремонтном Заводе в Иваново в 2004 году, после чего все три выживших афганских Ан-32 приобрели новую серую окраску, соответствующую стандарту ВВС РФ того времени.
Видимо, в ходе наведении порядка в авиационной отрасли Афганистана под управлением США, 12 марта 2007 года, было оформлено списание большинства афганских Ан-32 потерпевших аварии и сбитых за весь предшествующий период эксплуатации этих самолетов в Афганистане.
Хорошая освоеность Ан-32 афганским летным и инженерно-техническим составом вкупе с идеальной “заточенностью” самолета для действий на афганском театре военных действий (отличные взлетно-посадочные характеристики и мощь силовой установки) заставили американцев проспонсировать оснащение афганской авиации дополнительным количеством Ан-32.
Командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR) в рамках программы содействия развитию афганской военно-транспортной авиации выдала контракт частной украинской фирме на поставку 4 дополнительных Ан-32 по неназванной цене. Самолеты были куплены на вторичном рынке и, по заявлению американцев, закупка была осуществлена в кратчайшие сроки – со времени утверждения программы до поставки техники заказчику прошло всего чуть более 60 дней. Впрочем, украинские источники сообщали, что будущий Ан-32 N354 пригнали в Киев на ремонт в декабре 2007, а в Афганистан первые два самолета ( N354 и N355) прибыли 12 мая 2008.
В середине июня 2008 талибы подорвали ворота тюрьмы Кандагара, ворвались на территорию и освободили около 600 человек, значительную часть которых составляли участники движения Талибан.
История наделала много шума в Афганистане и афганские силовые структуры начали широкомасштабную операцию по отлову беглецов. В течении июня и июля транспортные самолеты Ан-32 и Ан-26 Авиационного Корпуса Афганской Национальной Армии произвели 78 вылетов, перевезя 1697 человек подкрепления и 12 тонн грузов в интересах операции с поэтичным названием “Daor Bukhou”.
Вторая пара закупленных самолетов прибыла 15 сентября 2008 (борта N356 и N357). Все самолеты прошли тщательный технический осмотр, а также испытания американскими специалистами и, по мнению экспертов, находились в хорошем состоянии и удовлетворяли предъявленным техническим требованиям. Также американцы приобрели необходимое для поддержки самолетов оборудование.
После прибытия второй пары “новых” Ан-32, состав афганской транспортной авиации увеличился до 9 машин (7 Ан-32 и 2 Ан-26).
Самое удивительное, что в момент получения последних свежих Ан-32, американцы уже приняли решение об их списании в 2011 году после замены на легкие транспортные самолеты Alenia G.222. В сентябре 2008 был заключен контракт на покупку 18 таких самолетов под наименованием С-27А Спартан. Впрочем, история этого грандиозного фиаско и попила американского бюджета выходит за пределы рассказа об афганских Ан-32.
В чем был смысл экстренной закупки американцами 4 Ан-32 для Афганистана и практически сразу последовавшая за этим их замена на С-27, видимо, останется тайной покрытой мраком. Скорее всего, это результат «отличного взаимодействия» двух структур Пентагона — Ан-32 Афганистану покупала авиация американского флота, а С-27 — ВВС США. У каждой структуры, видимо, был выделен свой бюджет «на помощь» подопечным ВВС Афганистана, который было необходимо освоить. А освоение бюджета дело, как известно, не только нужное, но и очень интересное…
Интересно, что если в ходе поставки американские военные всячески расхваливали Ан-32, то теперь было заявлено, что “мы хотим довести ВВС Афганистана до мировых стандартов”, при этом подразумевая их замену столь же древними по возрасту итальянскими самолетами после ремонта.
29 апреля 2010 года в Кабуле отмечался очередной День Победы моджахедов над правительством Демократической Республики Афганистан. Ан-32 возглавлял проход пары С-27А Спартан. В прямом смысле этот день стал последним парадом афганских Ан-32 – на следующий год традиционного военного парада по каким-то причинам не было, а уже 11 июня 2011 афганские Ан-32 были официально выведены из эксплуатации, тем самым их почти 25-летняя карьера в составе Афганских ВВС была завершена.
Здесь можно посмотреть фотореестр всех известных афганских Ан-32 – Фотореестр Афганских Ан-32