Беспилотники Азербайджана. Orbiter и Aerostar.
Часть 1. Orbiter и Aerostar производства Aeronautics Defense Systems Azad Systems
Беспилотники Азербайджана. Ч-2. Bluebird ThunderB
В регулярно возникающих боевых столкновениях армянских и азербайджанских войск на линии соприкосновения сторон в последние годы все больше и больше оказываются задействованы беспилотные летательные аппараты самых различных типов. Причем, начиная с “апрельской войны” 2016 вооруженные силы Азербайджана регулярно применяют не только разведывательные БЛА, но и ударные дроны-камикадзе. После чего Минобороны Азербайджана выкладывает эффектные видеокадры точного поражения вражеских целей на радость своих сторонников.
Фактически над Карабахом и армяно-азербайджанской границей идет настоящая “война дронов”, в которой располагающий большими финансовыми возможностями Азербайджан демонстрирует заметное превосходство.
В то время как бедная (во всех смыслах) Армения, вынуждена, что называется “на коленке” пилить собственные образцы БЛА на основе покупных комплектующих и собственных разработок, Азербайджан скупил у Израиля множество различных типов БЛА, что называется под “ключ” и наладил сборку некоторых из них на собственных заводах. Разобраться в типах имеющихся на вооружении Азербайджана дронов оказалось не так уж и просто, но попробовать стоит.
“Эра беспилотников” началась в Азербайджане в 2008 году, когда были закуплены первые израильские беспилотники Aerostar, Orbiter-2M и Hermes-450. Тогда же был подписан и контракт с Aeronautics Defense Systems на лицензионное производство двух первых моделей.
Впервые израильский тактический разведывательный беспилотник Orbiter-2M был продемонстрирован на параде в Баку 26 июня 2008 года, причем платформа с катапультой была установлена на крыше УАЗа-“буханки”, вероятно, что несложная система управления была смонтирована в салоне.
На этом же параде общественности показали и более крупный БЛА Aerostar той же израильской фирмы Aeronautics Defense Systems. Эти беспилотники были установлены на камуфлированные грузовики ГАЗ Садко в неполноприводном исполнении с непонятным кузовом.
В 2011 году началась лицензионная сборка Orbiter-2M под названием “Гарангуш” (Ласточка) и Aerostar (“Шахин”) на созданном для этого предприятии Azad Systems в Баку, с планируемой локализацией производства в 30 %. При этом было заявлено, что Азербайджан намерен принять на вооружение 60 единиц Orbiter-2M и Aerostar (к сожалению, без разбивки по типам).
БЛА Aeronautics Defense Systems Orbiter-2M представляет из себя легкий тактический беспилотник весом около 9.5 кг, длина фюзеляжа 1 метр, а размах крыла 3 метра. БЛА оснащен малошумным электромотором и способен продержаться в воздухе 3-3.5 часа. Высота полета порядка 5.5 км, а радиус действия порядка 50 км.
В те годы парады в Азербайджане проводились непростительно редко – только по круглым датам, поэтому следующий был только в 2011 году, в честь 20-летия независимости страны. Фотографий Orbiter-2M с этого парада найти не удалось, а вот БЛА Aerostar были установлены на бортовые КАМАЗы.
Разработанный израильской компанией Aeronautics Defense Systems БЛА Aerostar довольно приличный по размерам аппарат длиной 4.5 метра и размахом крыла 8.5 метров. Максимальный взлетный вес беспилотника – 220 кг, из которых 50 кг – сменная полезная нагрузка, в штатном варианте – цифровая камера совмещенная с тепловизором обеспечивающим круглосуточное применение. Средства связи и обмена данными обеспечивают радиус действия 250 км. Aerostar оснащен дизельным двигателем Zanzottrra 498i мощностью 29 кВт с которым он способен продержаться в воздухе 12 часов. Максимальная высота полета – 5.5 км. Автономный пункт управления может монтироваться на транспортном средстве.
На следующем крупном параде в 2013 году (уже в честь 95-летия вооруженных сил страны) результаты военно-технического сотрудничества Азербайджана и Израиля в области беспилотников были представлены все теми же Orbiter-2M и Aerostar, возможно, собранными в Азербайджане. Причем, Orbiter-2M были установленны на шасси джипов Defender-110.
Стоит упомянуть, что в прессе встречаются утверждения, что Азербайджан закупил от 5 до 10 схожих по характеристикам и внешнему виду БЛА Searcher-II производства другой израильской компании – IAI (Israel Aircraft Industries). Например, в Википедии, говорится о 5 таких БЛА в 2012 году. Но, надо сказать, что каких-то фото и видео подтверждений факту закупки Азербайджаном Searcher-II найти не удалось. Это, конечно, не исключает, возможность существования Азербайджанских Searcher-II. Вместе с тем, есть высокая вероятность, что кто-то просто перепутал два внешне очень похожих беспилотника и неподтвержденная информация осела в интернете. IAI Searcher-II (и его российская лицензионная копия Форпост) внешне отличаются от Aerostar более угловатым фюзеляжем и, главное, расположением стабилизатора – у Aerostar он прикреплен к верхней части килей, у Searcher-II – расположен между ними на уровне хвостовых балок.
Успешное сотрудничество с израильской Aeronautics Defense Systems в рамках предприятия Azad Systems позволило не ограничиться производством 60 беспилотников Orbiter-2M и Aerostar, хотя о дальнейших масштабах производства официально не объявлялось. Известно о начале сборки новых модификаций БЛА созданных Aeronautics Defense Systems. В частности, модернизированного Aerostar, который получил крыло с винглетами улучшающими аэродинамику и, соответственно, топливную эффективность и продолжительность полета.
Общее количество собранных на Azad Systems БЛА Aerostar неизвестно, какие-то прикидки можно делать по бортовым номерам аппаратов. Например, первый известный по фотографиям Aerostar с винглетами имеет номер 212, также известны номера 214, 224, 233, 234 и 243. Правда, система нумерации азербайджанских беспилотников не особо понятна, так как встречаются беспилотники других типов с номерами в этом же диапазоне. Возможно, она сквозная для всех типов БЛА или только для производства Azad Systems, так что делать выводы о масштабах поставок сейчас сложно, но несомненно, что БЛА Aerostar являются одними из самых массовых оперативно-тактических БЛА Азербайджана.
Наравне с оперативно-тактическими беспилотниками, израильская Aeronautics Defense Systems продолжила развитие своих тактических беспилотников семейства Orbiter. Прежде всего, модернизации подвергся Orbiter-2М, в частности на нем была установлена антенна спутниковой навигации и соответствующая система.
Следующего парада в Азербайджане пришлось ждать целых пять лет – зато в 2018 году их было сразу два – 26 июня традиционный парад в честь 100-летия вооруженных сил, а 15 сентября специально для “друга Реджепа Эрдогана” устроили еще один парад в “честь 100-летия освобождения Баку силами Кавказской Исламской армии и подразделений Азербайджанской Демократической Республики”. На этих парадах продемонстрировали новинки азербайджанской беспилотной авиации, в том числе модернизированные Orbiter-2М и новые Orbiter-3, о которых чуть ниже.
Осенью 2014 года Aeronautics Defense Systems представила полностью новый такический БЛА Orbiter-3. Дрон сохранил бесшумный электродвигатель, катапультный взлет и парашютную посадку, но в отличии от беспилотников предыдущей серии стал заметно больше – размах крыла достигает 4.2 метра, способен держаться в воздухе 7 часов, а аппаратура связи обеспечивает радиус действия 150 км. Скорость полета – 130 км/ч, высота полета – 5.9 км.
Разведывательный комплекс включает охлаждаемую инфракрасную камеру ночного видения, дневную камеру высокого разрешения и лазерный целеуказатель. Система передачи данных способна передовать на землю кодированные данные со скоростью 10 мегабайт в секунду и сохранять их на бортовой носитель. Утверждается, что дрон устойчив к взлому системы управления и может совершать вылет без использования спутниковой навигации.
Очевидно, что новый тактический БЛА быстро сменил старый Orbiter-2М на сборочной линии Azad Systems в качестве основного тактического беспилотника, так как уже в апрельских боях 2016 года обломки сбитого Orbiter-3 азербайджанские военные демонстрировали в качестве “сбитого армянского беспилотника”.
Периодически военные показы проводятся и на территории отделенной от основного Азербайджана территории Нахичевани, где в последние годы создана мощная ударная группировка азербайджанской армии, способная ударом с тыла рассечь узкий коридор связывающий территорию основной части Армении с иранской границей. Этот же коридор является критически важной тыловой коммуникацией для Карабаха. На одном из показов в Нахичевани президенту Алиеву также был показан разведывательный комплекс Orbiter-3, установленный на прицепе.
Масштаб сборки Orbiter-3 в Азербайджане, конечно, не известен, поэтому приведу известные серийные номера аппаратов – 3319, 3326, 3327, 4000. Вполне логично предположить, что было собрано никак не меньше 100 таких БЛА с номерами от 3300 до 4000, а скорее всего больше и производство продолжается.
Несмотря на то, что Orbiter-3 является одним из лучших тактических беспилотников в мире и, благодаря электромотору, практически бесшумен, в июльских боях 2020 года армянам, видимо, удалось сбить по крайней мере 3 таких дрона.
Армянская сторона выложила фотографии сбитого Orbiter-3 с N3319. Как видно, системы посадки БЛА сработали – виден фал парашютной системы и лежащий вдалеке купол, а также сработавшая на “спине” надувная подушка (штатно Orbiter-3 садится на “спину”). Тем не менее дрон достаточно сильно пострадал – разрушена консоль крыла и отломаны оба винглета, оторван передний стабилизатор и выломан “шарик” системы наблюдения.
Еще два сбитых Orbiter-3 продемонстрировало Министерство обороны Армении во время специального показа для средств массовой информации по итогам июльских боев 2020.
Еще один Orbiter-3 попал в руки армянских военных практически целым и также был продемонстрирован на “выставке достижений армянских ПВО и РЭБ”.
Несмотря на то, что азербайджанская армия приняла на вооружение новый современный БЛА Orbiter-3, Aeronautics Defense Systems продолжила совершенствовать предыдущую модель Orbiter-2М и в сентябре 2016 года привезла в Баку на военную выставку ADEX-2016 новую модель малого дрона-камикадзе Orbiter-1K.
Ударный беспилотник создан в корпусе уже освоенного в производстве Orbiter-2М и имеет вес 10 кг, из которых 2.5 кг – боеголовка с 4000 вольфрамовых поражающих элементов. Запускается с катапульты. Оснащен электродвигателем, который обеспечивает продолжительность полета в 2-3 часа со скоростью 65-100 км/ч, высота полета – 4.5 км.
При этом Orbiter-1K куда ближе к концепции настоящих японских “камикадзе”, чем это кажется обывателю. Дело в том, что в отличии от распространенных мифов, настоящие японские летчики-камикадзе, не совершали полет только “в один конец” с полупустыми баками, наоборот топлива брали полную загрузку и некоторые возвращались на базу, попросту не найдя в море подходящую цель. В таком случае терять дорогостоящий самолет и хоть как-то умеющего летать пилота (к тому же готового совершить акт самопожертвования) было бы непозволительной роскошью. Таким образом были даже летчики-камикадзе, совершившие несколько боевых вылетов и пережившие войну.
Аналогично и с Orbiter-1K – дрон-камикадзе является возвращаемым, и, в случае, если не найдено подходящей цели, спокойно возвращается и спускается на парашюте, после чего может быть снова подготовлен к вылету. Более того, он вполне штатно может вести разведку на уровне предыдущей модели Orbiter-2М. В командном режиме с возможностью возвращения радиус действия дрона составляет 50 км. Orbiter-1K устойчив к средствам РЭБ (радио-электронной борьбы) использующих подмену GPS-сигнала и имеет функцию автоматического возвращения на базу с отключением системы получения внешнего сигнала.
Утверждается, что Orbiter-1K способен автономно вести видеосъемку заданного района и самостоятельно, без команды центра управления, атаковать стационарные и подвижные цели в заданном раойне. При “полете в один конец” Orbiter-1K способен атаковать цель на дальности 80-100 км.
Сборка Orbiter-1K под обозначением Zerbe-1K (Zerbe – Удар) началась на заводе Azad Systems с 2017 года. Однако, в августе 2017 израильское правительство временно приостановило действие экспортной лицензии Aeronautics Defense Systems на поставку дронов-камикадзе в Азербайджан в связи с разразившимся громким скандалом связанным с этими дронами. В израильской газете “Маарив” появилась заметка о том, что в ходе представления БЛА Orbiter-1K потенциальному покупателю в середине лета 2017, азербайджанцы потребовали провести реальный удар по армянским позициям в Карабахе.
С точки зрения израильских законов подобные испытания возможны, но только в очень редком случае после получения официального разрешения израильских властей. Разумеется, так как армяне Карабаха не являются врагами Израиля, получить такое разрешение Aeronautics Defense Systems не могла даже в принципе.
Соответсвенно, оба штатных оператора-израильтянина отказались от предложенного испытания, несмотря на угрозы со стороны своих “эффективных менеджеров”. В конечном итоге, проведение удара по армянским позициям вместо оператора взял на себя один из руководителей делегации, однако из-за малого опыта он не смог точно поразить цель – дрон-камикадзе взорвался немного в стороне.
Косвенно этот факт подтверждается сообщением армянских военных о трех раненых солдатах 7 июля 2017 года, но нет подтверждения, что это был удар дрона-камикадзе, а не обычный артобстрел.
Израильская прокуратура предъявила обвинения руководству Aeronautics Defense Systems, однако компания отрицала факт применения своего БЛА-камикадзе против армян Карабаха, заявив, что «никогда не проводила демонстрацию против живых целей, в том числе в этом случае».
Сложно сказать, чем закончилось расследование израильской прокуратуры, но судя по всему все устаканилось и экспорт ударных беспилотников Orbiter-1K в Азербайджан благополучно продолжился.
Позже в азербайджанских русскоязычных СМИ появилась интересная статья “Удар решает все…” посвященная Zerbe 1K. Первое же утверждение статьи вызывает искреннее недоумение – “За короткий срок инженерной группой концерна AZAD Systems … на базе разведывательного БПЛА Orbiter 2В был создан малый ударный (барражирующий боеприпас) – Zerbe 1K“.
Удивляет смелое приписывание авторства создания этого БЛА “инженерной группе AZAD“, вероятно, это рассчитано на “внутреннее употребление” в целях поднятия патриотизма, тем более, известно, что Orbiter-1K был представлен израильской фирмой еще в 2015 году в Ле-Бурже.
Далее автор упоминает: “Несмотря на массовую истерию армянских СМИ на проплаченные публикации в израильских газетах Maariv и Haaretz (в 2017), где бездоказательно утверждалось, что делегации Aeronautics Defense Systems было предложено “протестировать” новые ударные БПЛА на армянских позициях, весь цикл реальных испытаний Zerbe никогда не проходил и не мог пройти на линии соприкосновения“.
Приводится достаточно интересное описание испытаний Zerbe 1K:
“Пришло время вкратце пояснить, как проходили полномасштабные испытания первого отечественного “ударника”. В первый день тестов на специальном полигоне МОП, был реализованы наземные направленные дистанционные подрывы ОФ боеголовок, на 100% разработанных азербайджанскими инженерами-оружейниками.
Результаты поражения фанерных и металлических мишеней различной толщины элементами боеголовки и траектория разлета 4000 поражающих элементов, полностью удовлетворили специалистов.
На следующем этапе, боевая часть БПЛА заняла свое место в головной части аппарата и были проведены запуски и летательные испытания на различных высотах и режимах перегрузки, в том числе различных погодных условиях.
Предварительные расчеты оправдались на практике, не было выявлено никаких технических проблем, потери сигнала при воздействии средств РЭБ и нарушений сопряжения действий с командным центром управления.
Испытания приблизились к логическому концу, когда были произведены реальные удары Zerbe 1K по группе мишеней имитирующих грузовики и пехоту потенциального противника. Первый БПЛА был подорван на средней дистанции к точке удара, второй в непосредственной близости к мишеням, а третий после получения команды “цель не подтверждена”, был возвращен на базу в 30 км от места учебной операции и успешно посажен у центра управления”.
В принципе, утверждения статьи о ходе испытаний вполне правдивы. И действительно, зачем израильтянам испытывать собранные в Азербайджане лицензионные Zerbe 1K или его боевую часть? Ведь речь шла о том, что летом 2017 на армянах израильтяне демонстрировали работу оригинального израильского Orbiter-1K. И совершенно логично, что сделанную для локализованной версии БЧ на полигоне испытывали сами азербайджанцы, так же как и сами собранные самостоятельно беспилотники Zerbe 1K, тоже испытывали сами азербайджанцы.
Нет никаких сомнений, что Азербайджан широко применял свои самые массовые БЛА семейства Orbiter-2М и Orbiter-1K в ходе июльских боев 2020 года. Однако большинство сбитых армянами беспилотников была представлено в виде кучек искореженного металла и особого интереса у фотожурналистов не вызвали, поэтому опознать там что либо трудно и приходиться доверять выставленным табличкам. По крайней мере на одной из них указан Orbiter-2, он собственно и распознается по обломкам на этом снимке: