Яндекс.Метрика

Беспилотники Азербайджана. Orbiter и Aerostar.

Часть 1. Orbiter и Aerostar производства Aeronautics Defense Systems / Azad Systems

В регулярно возникающих боевых столкновениях армянских и азербайджанских войск на линии соприкосновения сторон в последние годы все больше и больше оказываются задействованы беспилотные летательные аппараты самых различных типов. Причем, начиная с “апрельской войны” 2016 вооруженные силы Азербайджана регулярно применяют не только разведывательные БЛА, но и ударные дроны-камикадзе. После чего Минобороны Азербайджана выкладывает эффектные видеокадры точного поражения вражеских целей на радость своих сторонников.

Фактически над Карабахом и армяно-азербайджанской границей идет настоящая “война дронов”, в которой располагающий большими финансовыми возможностями Азербайджан демонстрирует заметное превосходство.

В то время как бедная (во всех смыслах) Армения, вынуждена, что называется “на коленке” пилить собственные образцы БЛА на основе покупных комплектующих и собственных разработок, Азербайджан скупил у Израиля множество различных типов БЛА, что называется под “ключ” и наладил сборку некоторых из них на собственных заводах. Разобраться в типах имеющихся на вооружении Азербайджана дронов оказалось не так уж и просто, но попробовать стоит.

“Эра беспилотников” началась в Азербайджане в 2008 году, когда были закуплены первые израильские беспилотники Aerostar, Orbiter-2M и Hermes-450. Тогда же был подписан и контракт с Aeronautics Defense Systems на лицензионное производство двух первых моделей.

Впервые израильский тактический разведывательный беспилотник Orbiter-2M был продемонстрирован на параде в Баку 26 июня 2008 года, причем платформа с катапультой была установлена на крыше УАЗа-“буханки”, вероятно, что несложная система управления была смонтирована в салоне.

БЛА Orbiter-2 на пареде в Баку в 2008 году
Тактический беспилотник израильского производства Orbiter-2M на УАЗе азербайджанской армии.

На этом же параде общественности показали и более крупный БЛА Aerostar той же израильской фирмы Aeronautics Defense Systems. Эти беспилотники были установлены на камуфлированные грузовики ГАЗ Садко в неполноприводном исполнении с непонятным кузовом.

Азербайджанский Беспилотник Aerostar на грузовике ГАЗ Садко в 2008 году
БЛА Aerostar установленный на ГАЗ Садко на параде 2008 года
Азербайджанские Aerostar (Шахин) в 2008 году
Как видим, в параде участвовало по крайней мере три таких беспилотника.
Aerostar крупным планом на кузове ГАЗ Садко на параде 2008
БЛА Aerostar ранней модификации вблизи

В 2011 году началась лицензионная сборка Orbiter-2M под названием “Гарангуш” (Ласточка) и Aerostar (“Шахин”) на созданном для этого предприятии Azad Systems в Баку, с планируемой локализацией производства в 30 %. При этом было заявлено, что Азербайджан намерен принять на вооружение 60 единиц Orbiter-2M и Aerostar (к сожалению, без разбивки по типам).

БЛА Aeronautics Defense Systems Orbiter-2M представляет из себя легкий тактический беспилотник весом около 9.5 кг, длина фюзеляжа 1 метр, а размах крыла 3 метра. БЛА оснащен малошумным электромотором и способен продержаться в воздухе 3-3.5 часа. Высота полета порядка 5.5 км, а радиус действия порядка 50 км.

В те годы парады в Азербайджане проводились непростительно редко – только по круглым датам, поэтому следующий был только в 2011 году, в честь 20-летия независимости страны. Фотографий Orbiter-2M с этого парада найти не удалось, а вот БЛА Aerostar были установлены на бортовые КАМАЗы.

Азербайджанский БЛА Aerostar установленный на Камаз
Aerostar на параде 2011 года

Разработанный израильской компанией Aeronautics Defense Systems БЛА Aerostar довольно приличный по размерам аппарат длиной 4.5 метра и размахом крыла 8.5 метров. Максимальный взлетный вес беспилотника – 220 кг, из которых 50 кг – сменная полезная нагрузка, в штатном варианте – цифровая камера совмещенная с тепловизором обеспечивающим круглосуточное применение. Средства связи и обмена данными обеспечивают радиус действия 250 км. Aerostar оснащен дизельным двигателем Zanzottrra 498i мощностью 29 кВт с которым он способен продержаться в воздухе 12 часов. Максимальная высота полета – 5.5 км. Автономный пункт управления может монтироваться на транспортном средстве.

На следующем крупном параде в 2013 году (уже в честь 95-летия вооруженных сил страны) результаты военно-технического сотрудничества Азербайджана и Израиля в области беспилотников были представлены все теми же Orbiter-2M и Aerostar, возможно, собранными в Азербайджане. Причем, Orbiter-2M были установленны на шасси джипов Defender-110.

Азербайджанский Orbiter-2M установленный на крыше Defender-110
Orbiter-2M на параде 2013 года. Заметно отсутствие антенны спутниковой навигации.

Стоит упомянуть, что в прессе встречаются утверждения, что Азербайджан закупил от 5 до 10 схожих по характеристикам и внешнему виду БЛА Searcher-II производства другой израильской компании – IAI (Israel Aircraft Industries). Например, в Википедии, говорится о 5 таких БЛА в 2012 году. Но, надо сказать, что каких-то фото и видео подтверждений факту закупки Азербайджаном Searcher-II найти не удалось. Это, конечно, не исключает, возможность существования Азербайджанских Searcher-II. Вместе с тем, есть высокая вероятность, что кто-то просто перепутал два внешне очень похожих беспилотника и неподтвержденная информация осела в интернете. IAI Searcher-II (и его российская лицензионная копия Форпост) внешне отличаются от Aerostar более угловатым фюзеляжем и, главное, расположением стабилизатора – у Aerostar он прикреплен к верхней части килей, у Searcher-II – расположен между ними на уровне хвостовых балок.

Азербайджанский БЛА Aerostar на параде 2013 года
Aerostar установленный на КАМАЗе, 2013

Успешное сотрудничество с израильской Aeronautics Defense Systems в рамках предприятия Azad Systems позволило не ограничиться производством 60 беспилотников Orbiter-2M и Aerostar, хотя о дальнейших масштабах производства официально не объявлялось. Известно о начале сборки новых модификаций БЛА созданных Aeronautics Defense Systems. В частности, модернизированного Aerostar, который получил крыло с винглетами улучшающими аэродинамику и, соответственно, топливную эффективность и продолжительность полета.

Сборка Aerostar на азербайджанском предприятии Azad Systems
Сборка новой модификации (с винглетами) израильских БЛА Aerostar на азербайджанском предприятии Azad Systems

Общее количество собранных на Azad Systems БЛА Aerostar неизвестно, какие-то прикидки можно делать по бортовым номерам аппаратов. Например, первый известный по фотографиям Aerostar с винглетами имеет номер 212, также известны номера 214, 224, 233, 234 и 243. Правда, система нумерации азербайджанских беспилотников не особо понятна, так как встречаются беспилотники других типов с номерами в этом же диапазоне. Возможно, она сквозная для всех типов БЛА или только для производства Azad Systems, так что делать выводы о масштабах поставок сейчас сложно, но несомненно, что БЛА Aerostar являются одними из самых массовых оперативно-тактических БЛА Азербайджана.

Азербайджанские БЛА "Шахин" в ангаре
БЛА Aerostar в ангаре на авиабазе.

Наравне с оперативно-тактическими беспилотниками, израильская Aeronautics Defense Systems продолжила развитие своих тактических беспилотников семейства Orbiter. Прежде всего, модернизации подвергся Orbiter-2М, в частности на нем была установлена антенна спутниковой навигации и соответствующая система.

Следующего парада в Азербайджане пришлось ждать целых пять лет – зато в 2018 году их было сразу два – 26 июня традиционный парад в честь 100-летия вооруженных сил, а 15 сентября специально для “друга Реджепа Эрдогана” устроили еще один парад в “честь 100-летия освобождения Баку силами Кавказской Исламской армии и подразделений Азербайджанской Демократической Республики”. На этих парадах продемонстрировали новинки азербайджанской беспилотной авиации, в том числе модернизированные Orbiter-2М и новые Orbiter-3, о которых чуть ниже.

Orbiter-2M на параде в Баку
Orbiter-2M с GPS-антенной  сверху фюзеляжа на параде в 2018 году
Азербайджанский Orbiter-2М установленный на БА Мародер
Orbiter-2М с катапультой на бронемашине Marauder
Азербайджанские Orbiter-2М и Orbiter-3 на параде
Orbiter-2М и Orbiter-3 на бронемашинах азербайджанской армии в ходе парада 2018 года. Заметна разница в размерах этих тактических БЛА.

Осенью 2014 года Aeronautics Defense Systems представила полностью новый такический БЛА Orbiter-3. Дрон сохранил бесшумный электродвигатель, катапультный взлет и парашютную посадку, но в отличии от беспилотников предыдущей серии стал заметно больше – размах крыла достигает 4.2 метра, способен держаться в воздухе 7 часов, а аппаратура связи обеспечивает радиус действия 150 км. Скорость полета – 130 км/ч, высота полета – 5.9 км.

БЛА Orbiter-3 установленный на крыше БА Мародерна параде
БЛА Orbiter-3 установленный на бронеавтомобиле азербайджанской армии.

Разведывательный комплекс включает охлаждаемую инфракрасную камеру ночного видения, дневную камеру высокого разрешения и лазерный целеуказатель. Система передачи данных способна передовать на землю кодированные данные со скоростью 10 мегабайт в секунду и сохранять их на бортовой носитель. Утверждается, что дрон устойчив к взлому системы управления и может совершать вылет без использования спутниковой навигации.

Три азербайджанских БЛА Orbiter-3 на БА Marauder, Баку, 2018
Три БЛА Orbiter-3 на “Мародерах”во время Бакинского парада 2018 года
Азербайджанский Orbiter-3 на БА Мародер
Азербайджанский Orbiter-3 на крыше Marauder

Очевидно, что новый тактический БЛА быстро сменил старый Orbiter-2М на сборочной линии Azad Systems в качестве основного тактического беспилотника, так как уже в апрельских боях 2016 года обломки сбитого Orbiter-3 азербайджанские военные демонстрировали в качестве “сбитого армянского беспилотника”.

Orbiter-3 сбитый в апрельских боях 2016
Скрины с видео азербайджанского телевидения – азербайджанские военные демонстрируют обломки “армянского беспилотника”, в качестве которого выступает азербайджанский Orbiter-3 – на первом скрине заметна характерная фома крыла, а на втором – типичный для Orbiter электромотор с пластмассовым толкающим воздушным винтом.

Периодически военные показы проводятся и на территории отделенной от основного Азербайджана территории Нахичевани, где в последние годы создана мощная ударная группировка азербайджанской армии, способная ударом с тыла рассечь узкий коридор связывающий территорию основной части Армении с иранской границей. Этот же коридор является критически важной тыловой коммуникацией для Карабаха. На одном из показов в Нахичевани президенту Алиеву также был показан разведывательный комплекс Orbiter-3, установленный на прицепе.

Orbiter-3 в Нахичевани
Президент Алиев осматривает Orbiter-3, установленный на прицепе, во время показа в Нахичевани в мае 2018.

Масштаб сборки Orbiter-3 в Азербайджане, конечно, не известен, поэтому приведу известные серийные номера аппаратов – 3319, 3326, 3327, 4000. Вполне логично предположить, что было собрано никак не меньше 100 таких БЛА с номерами от 3300 до 4000, а скорее всего больше и производство продолжается.

Orbiter-3 на катапульте
Orbiter-3 за секунду до старта с катапульты установленной на автоприцепе.

Несмотря на то, что Orbiter-3 является одним из лучших тактических беспилотников в мире и, благодаря электромотору, практически бесшумен, в июльских боях 2020 года армянам, видимо, удалось сбить по крайней мере 3 таких дрона.

Армянская сторона выложила фотографии сбитого Orbiter-3 с N3319. Как видно, системы посадки БЛА сработали – виден фал парашютной системы и лежащий вдалеке купол, а также сработавшая на “спине” надувная подушка (штатно Orbiter-3 садится на “спину”). Тем не менее дрон достаточно сильно пострадал – разрушена консоль крыла и отломаны оба винглета, оторван передний стабилизатор и выломан “шарик” системы наблюдения.

Сбитый Orbiter-3 с N3319
Азербайджанский Orbiter-3 с N3319. Несмотря на сработавшие системы посадки БЛА серьезно поврежден, очевидно это результат боевого воздействия ПВО противника.
Orbiter-3 N3319
Этот же беспилотник с хорошо различимым номером.

Еще два сбитых Orbiter-3 продемонстрировало Министерство обороны Армении во время специального показа для средств массовой информации по итогам июльских боев 2020.

Orbiter-3 с N3326
Сбитый армянами Orbiter-3 с N3326, рядом лежит уложенный парашют с красным фалом.

Еще один Orbiter-3 попал в руки армянских военных практически целым и также был продемонстрирован на “выставке достижений армянских ПВО и РЭБ”.

Почти целый Orbiter-3
Попавший в руки армян почти целый Orbiter-3 установлен на стол и подставку. Его номер неизвестен, так как ближайший к фотографу винглет не родной, а заменен на винглет с лежащего впереди аппарата N3326, и чтобы не вводить в заблуждение глазастых “диванных экспертов”, номер на “неродном” винглете заклеили малярной лентой в один слой, хотя прочесть цифры все равно можно.

Несмотря на то, что азербайджанская армия приняла на вооружение новый современный БЛА Orbiter-3, Aeronautics Defense Systems продолжила совершенствовать предыдущую модель Orbiter-2М и в сентябре 2016 года привезла в Баку на военную выставку ADEX-2016 новую модель малого дрона-камикадзе Orbiter-1K.

Вид сверху на Orbiter-1K
Orbiter-1K на военной выставке в Баку

Ударный беспилотник создан в корпусе уже освоенного в производстве Orbiter-2М и имеет вес 10 кг, из которых 2.5 кг – боеголовка с 4000 вольфрамовых поражающих элементов. Запускается с катапульты. Оснащен электродвигателем, который обеспечивает продолжительность полета в 2-3 часа со скоростью 65-100 км/ч, высота полета – 4.5 км.

При этом Orbiter-1K куда ближе к концепции настоящих японских “камикадзе”, чем это кажется обывателю. Дело в том, что в отличии от распространенных мифов, настоящие японские летчики-камикадзе, не совершали полет только “в один конец” с полупустыми баками, наоборот топлива брали полную загрузку и некоторые возвращались на базу, попросту не найдя в море подходящую цель. В таком случае терять дорогостоящий самолет и хоть как-то умеющего летать пилота (к тому же готового совершить акт самопожертвования) было бы непозволительной роскошью. Таким образом были даже летчики-камикадзе, совершившие несколько боевых вылетов и пережившие войну.

Аналогично и с Orbiter-1K – дрон-камикадзе является возвращаемым, и, в случае, если не найдено подходящей цели, спокойно возвращается и спускается на парашюте, после чего может быть снова подготовлен к вылету. Более того, он вполне штатно может вести разведку на уровне предыдущей модели Orbiter-2М. В командном режиме с возможностью возвращения радиус действия дрона составляет 50 км. Orbiter-1K устойчив к средствам РЭБ (радио-электронной борьбы) использующих подмену GPS-сигнала и имеет функцию автоматического возвращения на базу с отключением системы получения внешнего сигнала.

Утверждается, что Orbiter-1K способен автономно вести видеосъемку заданного района и самостоятельно, без команды центра управления, атаковать стационарные и подвижные цели в заданном раойне. При “полете в один конец” Orbiter-1K способен атаковать цель на дальности 80-100 км.

Zerbe 1K на заводе Azad Systems
Президенту Азербайджана показывают сборку первых ударных БЛА модели Orbiter-1K Zerbe. Дроны-камикадзе получили номера начиная с 7000.

Сборка Orbiter-1K под обозначением Zerbe-1K (Zerbe – Удар) началась на заводе Azad Systems с 2017 года. Однако, в августе 2017 израильское правительство временно приостановило действие экспортной лицензии Aeronautics Defense Systems на поставку дронов-камикадзе в Азербайджан в связи с разразившимся громким скандалом связанным с этими дронами. В израильской газете “Маарив” появилась заметка о том, что в ходе представления БЛА Orbiter-1K потенциальному покупателю в середине лета 2017, азербайджанцы потребовали провести реальный удар по армянским позициям в Карабахе.

С точки зрения израильских законов подобные испытания возможны, но только в очень редком случае после получения официального разрешения израильских властей. Разумеется, так как армяне Карабаха не являются врагами Израиля, получить такое разрешение Aeronautics Defense Systems не могла даже в принципе.

Соответсвенно, оба штатных оператора-израильтянина отказались от предложенного испытания, несмотря на угрозы со стороны своих “эффективных менеджеров”. В конечном итоге, проведение удара по армянским позициям вместо оператора взял на себя один из руководителей делегации, однако из-за малого опыта он не смог точно поразить цель – дрон-камикадзе взорвался немного в стороне.

Косвенно этот факт подтверждается сообщением армянских военных о трех раненых солдатах 7 июля 2017 года, но нет подтверждения, что это был удар дрона-камикадзе, а не обычный артобстрел.

Zerbe 1K на сборочном предприятии
Сборка Zerbe 1K с номером начинающимся на 70ХХ. Кроме надписи на крыле отличить его от разведчика позволяет закрытая чехольчиком подфюзеляжная оптика. На стойке с элементами планера видны номера 5246 и 5251 для сборки разведчиков Orbiter-2М

Израильская прокуратура предъявила обвинения руководству Aeronautics Defense Systems, однако компания отрицала факт применения своего БЛА-камикадзе против армян Карабаха, заявив, что «никогда не проводила демонстрацию против живых целей, в том числе в этом случае».

Сложно сказать, чем закончилось расследование израильской прокуратуры, но судя по всему все устаканилось и экспорт ударных беспилотников Orbiter-1K в Азербайджан благополучно продолжился.

Позже в азербайджанских русскоязычных СМИ появилась интересная статья “Удар решает все…” посвященная Zerbe 1K. Первое же утверждение статьи вызывает искреннее недоумение – “За короткий срок инженерной группой концерна AZAD Systems … на базе разведывательного БПЛА Orbiter 2В был создан малый ударный (барражирующий боеприпас) – Zerbe 1K“.

Удивляет смелое приписывание авторства создания этого БЛА “инженерной группе AZAD“, вероятно, это рассчитано на “внутреннее употребление” в целях поднятия патриотизма, тем более, известно, что Orbiter-1K был представлен израильской фирмой еще в 2015 году в Ле-Бурже.

Далее автор упоминает: “Несмотря на массовую истерию армянских СМИ на проплаченные публикации в израильских газетах Maariv и Haaretz (в 2017), где бездоказательно утверждалось, что делегации Aeronautics Defense Systems было предложено “протестировать” новые ударные БПЛА на армянских позициях, весь цикл реальных испытаний Zerbe никогда не проходил и не мог пройти на линии соприкосновения“.

Приводится достаточно интересное описание испытаний Zerbe 1K:

“Пришло время вкратце пояснить, как проходили полномасштабные испытания первого отечественного “ударника”. В первый день тестов на специальном полигоне МОП, был реализованы наземные направленные дистанционные подрывы ОФ боеголовок, на 100% разработанных азербайджанскими инженерами-оружейниками.

Результаты поражения фанерных и металлических мишеней различной толщины элементами боеголовки и траектория разлета 4000 поражающих элементов, полностью удовлетворили специалистов.

На следующем этапе, боевая часть БПЛА заняла свое место в головной части аппарата и были проведены запуски и летательные испытания на различных высотах и режимах перегрузки, в том числе различных погодных условиях.

Предварительные расчеты оправдались на практике, не было выявлено никаких технических проблем, потери сигнала при воздействии средств РЭБ и нарушений сопряжения действий с командным центром управления.
Испытания приблизились к логическому концу, когда были произведены реальные удары Zerbe 1K по группе мишеней имитирующих грузовики и пехоту потенциального противника. Первый БПЛА был подорван на средней дистанции к точке удара, второй в непосредственной близости к мишеням, а третий после получения команды “цель не подтверждена”, был возвращен на базу в 30 км от места учебной операции и успешно посажен у центра управления”.

В принципе, утверждения статьи о ходе испытаний вполне правдивы. И действительно, зачем израильтянам испытывать собранные в Азербайджане лицензионные Zerbe 1K или его боевую часть? Ведь речь шла о том, что летом 2017 на армянах израильтяне демонстрировали работу оригинального израильского Orbiter-1K. И совершенно логично, что сделанную для локализованной версии БЧ на полигоне испытывали сами азербайджанцы, так же как и сами собранные самостоятельно беспилотники Zerbe 1K, тоже испытывали сами азербайджанцы.

Zerbe-1K на катапульте
Orbiter-1K Zerbe на пусковой установке

Нет никаких сомнений, что Азербайджан широко применял свои самые массовые БЛА семейства Orbiter-2М и Orbiter-1K в ходе июльских боев 2020 года. Однако большинство сбитых армянами беспилотников была представлено в виде кучек искореженного металла и особого интереса у фотожурналистов не вызвали, поэтому опознать там что либо трудно и приходиться доверять выставленным табличкам. По крайней мере на одной из них указан Orbiter-2, он собственно и распознается по обломкам на этом снимке:

Сбитый Orbiter-2М N5243
Обломки сбитого армянами БЛА N5243 из семейства Orbiter-2М.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *