Украинские МиГ-29 в войне с Росcией
Украинские МиГ-29 в войне с Росcией принимают участия с первого дня войны – 24 февраля 2022. На данный момент это самый массовый боевой самолет ВВС Украины (Повитряных сил Збройных Сил Украины – ПС ЗСУ) – истребителями МиГ-29 вооружены три украинских Бригады Тактической авиации – 40-я в Василькове, 114-я в Ивано-Франковске и 204-я в Луцке. Для сравнения – истребителями Су-27 вооружены две авиабригады (831-я и 39-я БрТА), штурмовиками Су-25 – одна (299-я БрТА), бомбардировщиками Су-24М и разведчиками Су-24МР – тоже одна, 7 БрТА.
Типичная украинская Бригада Тактической Авиации по штату боевых самолетов равна авиаполку ВКС России и состоит из двух эскадрилий боевых машин, но в украинскую БрТА добавлена третья эскадрилья учебно-боевых Л-39С для поддержания летных навыков пилотов не входящих в боевой расчет. Эта ситуация была особенно типична до 2014 года, когда из-за недостатка боевых машин с достаточным межремонтным ресурсом, многие украинские летчики после училища по несколько лет дожидались переучивания на “бойовий літак”, летая только на Л-39.
По количеству доставшихся от Союза боевых самолетов – 247 штук, украинские МиГ-29 могли сравниться разве что с Су-24 разных модификаций. По типам МиГ-29, доставшихся Украине расклад такой – 71 единица тип 9.12, 155 штук более современных тип 9.13 и 21 двухместных МиГ-29УБ (тип 9.51). Не менее 30 самолетов было распродано, причем зачастую забирали лучшие самолеты из частей и после ремонта отправляли на экспорт.
К 2014 году, по свидетельству одного из украинских офицеров инженерной авиационной службы «в связи с хронической нехваткой финансирования и, соответственно, топлива, летный ресурс украинских МиГ-29 в среднем выработан только на треть. А вот календарные сроки эксплуатации стали проблемой – не имея финансов для проведения ремонта и закупки блоков и агрегатов, управление главного инженера разрабатывало технические распоряжения о продлении срока службы планеру до первого ремонта с 8 до 10 лет, потом с 10 до 12 и так далее. Агрегаты планера, непосредственно влияющие на безопасность полета не продлялись. Все остальные – в пределах срока эксплуатации основного изделия с неизмененным ограничением по ресурсу. При этапе продления срока с 16 до 18 лет привлекались заводские представители для дефектации отдельного перечня агрегатов. Так докатились до момента, когда вышел назначенный срок службы. Все по тем-же финансовым проблемам придумали нечто – на Львовском авиаремонтном заводе выполняется ремонт примерно одной трети агрегатов, наиболее влияющих на безопасность полетов, приблизительно еще треть агрегатов демонтируется с самолета и проверяется на стендах, и если исправные – ставятся назад, а еще треть проверяется на исправность без демонтажа с самолета. Это назвали контрольно-восстановительными работами. После них самолет разрешается эксплуатировать по техническому состоянию, но в течение срока службы 25 лет с выполнением дополнительного перечня работ через 2 года. Они выполняются в условиях части, но с участием представителей завода».
Стоит упомянуть, что с 2009 года Львовский авиаремонтный завод начал работы по так называемой «малой модернизации» украинских МиГ-29 в МиГ-29МУ1 по заказу Минобороны Украины. Ну по крайней мере так звучит официальная версия, по неофициальной – платежеспособный иностранный заказчик (Азербайджан) заказал эскадрилью МиГ-29 в улучшенном варианте, фактически оплатив создание модернизированной версии. Причем, экспортируемые самолеты не получили какого-то особого названия, а вот предложенная родному минобороны версия стала называться МиГ-29МУ1, надо полагать, что речь идет об удачном маркетинговом ходе Львовского АРЗ.
Модернизация затронула РЛС Н019 – были установлены три модернизированных блока – задающего генератора, высокочастотного приемника и блока обработки информации. По рекламным заявлениям разработчика это позволило на 20-30 % увеличить дальность обнаружения бортовой РЛС. Также было заявлено об установке спутниковой навигации и радиостанции стандарта ИКАО, На практике увеличить дальность работы бортовой РЛС не вышло, увеличение было минимальным, в пределах считанных процентов, но скандал замяли – он не нужен был ни торгашам из Укроборонпрома, ни военным, ни промышленности. По факту – наиболее проблемные по надежности блоки РЛС были заменены на более современные и качественные.
В момент воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, Повитряны Силы чуть было не лишились одной из своих авиабригад на МиГ-29 – 204-й, базировавшейся в Севастополе, на аэродроме Бельбек. Кроме этого, на аэродроме Кировское находилось еще несколько МиГ-29, ранее входивших в группу “Украинские соколы”.
Несмотря на известный перформанс части личного состава 204-й бригады , в котором приняло участие примерно 250 человек из 800, запомнившегося всем по выкрику замполита – “Омерига з нами”, реально из Крыма на материк уехало только 11 пилотов авиабригады, по остальному личному составу тоже не особо много – примерно 200 человек.
Кремлевское руководство широким жестом предложило Украине забрать всю свою военную технику из Крыма. Хотя уже вовсю шла война на Донбассе, украинские военные спокойно вывозили технику на материк – всего было вывезено 37 МиГ-29 и МиГ-29УБ. Потом, правда, в украинской прессе были жалобы, что на некоторых самолетах была перерублена проводка и трубопроводы, но это явно был “эксцесс исполнителя”, видимо под впечатлением удара украинского Су-25 по городской администрации Луганска.
По мере того, как разгоралась война на Донбассе в Кремле очень медленно стал нарастать когнитивный диссонанс – с одной стороны российские войска уже громят украинских военных в Изваринском котле на границе между РФ и Донбассом, деблокируют Луганск, а с другой стороны – передают военную технику ВСУ, которая после ремонта отправляется на войну. Следствием наступившего в высоких умах просветления стало то, что все боеготовые самолеты 204-й авиабригады на момент Крымской весны – 7 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ так и не были переданы бывшим хозяевам.
Тем временем, две другие украинские авиабригады на МиГ-29, весной 2014 начали экстренно готовиться к войне на Донбассе, вытаскивая с хранения исправные самолеты и готовя летчиков. Из состава Ивано-Франковской 114-й БрТА в Днепропетровск была направлена “боевая группа” из четверки МиГ-29, которую возглавил лично комбриг Сергей Голубцов. Вначале украинские МиГи осуществляли полеты над Донбассом оказывая психологическое давление на местное население, позже подключились к нанесению ударов по силам ДНР и ЛНР, в основном, используя блоки неуправляемых ракет, а изредка – кассеты РБК. Известно, что с апреля по сентябрь 114-я БрТА совершила более 130 вылетов в зону так называемой АТО.
МиГ-29 из васильковской 40-й БрТА также участвовали в боевых действиях, в том числе базируясь в Днепропетровске. Боевую группу 40-й БрТА возглавлял комбриг Иван Петренко, самолетам этой бригады приписывают налеты на Донецк, Снежное, Федоровку, а также удар 13 августа 2014 по гражданским объектам и пляжу Зугрэс, когда погибло 13 человек, включая двух детей и ранено 40 человек. Впоследствии Петренко повысили до заместителя командующего Воздушного командования “Восток”, а 16 октября 2018 он разбился на “спарке” Су-27 вместе с американским пилотом.
Первоначально, остатки 204-й БрТА базировались в Николаевской области в Кульбакино. При этом как соединение активного участия в войне на Донбассе 204-я авиабригада практически не принимала, хотя ее летчики и летали в так называемой “АТО” в составе, например, 40-й БрТА на ее технике.
Первые два восстановленных МиГ-29, вывезенных из Крыма, были облетаны в начале августа 2014 года. Постепенно, 204-я авиабригада пополнялась отремонтированной техникой и личным составом, а в 2018 году была перебазирована в Луцк.
7 августа 2014 был сбит первый украинский МиГ-29 – истребитель с бортовым N02. Через десять дней, 17 августа, был сбит второй МиГ-29 N53 из 114-й авиабригады, который пилотировал майор Николай Гайовчик. Оба пилота удачно катапультировались и избежали плена. Впрочем активное участие украинских реактивных самолетов в боях вскоре было остановлено из-за высоких потерь от зенитного огня – кроме пары МиГ-29, было потеряно 5 Су-25, сбит один бомбардировщик Су-24М и один Су-24МР был тяжело поврежден.
После завершения активного применения авиации на Донбассе, Львовский АРЗ продолжил ремонт украинских МиГ-29, часть из которых модернизируется в вариант МиГ-29МУ1, остальные просто ремонтируются. Это довольно странно – МиГ-29МУ1 хоть и не сильно, но все же лучше исходного изделия 9.13, почему на эту модернизацию “забили” – не понятно, тем более она провозглашалась как “сделано в Украине”.
Мощность завода позволяет производить ремонт 12 машин ежегодно, но реально с завода выходит примерно 5 самолетов в год – темпы ремонта серьезно сдерживаются невозможностью покупки российских комплектующих. Некоторые запчасти приходится производить на месте, а в 2018 году в Китае, например, была закуплена партия вакуумных СВЧ усилителей МХ7001 для бортовых РЛС Н019.
Всего за период 2014 -2021 годы через Львовский АРЗ пропустили порядка 40 украинских МиГ-29, но, повторюсь, не все были модернизированы. Возможно причина этому – стоимость, которая составляет 3,6 млн USD, правда неясно, это с учетом ремонта самолета или только сама модернизация.
С учетом того, что вариант МиГ-29МУ1 практически не имеет преимущества над базовой моделью в боевой эффективности, продолжались работы над следующим украинским вариантом модернизации МиГ-29 – МиГ-29МУ2. Предусмотрено усовершенствование системы управления оружием 20ПM, дальнейшее обновление радиостанции Р-862, установка бортовой интегрированной аппаратуры навигации и посадки «Курс-93М», замена навигационной системы РСБН A-323 и использование шины данных MSD-2000.
Также утверждалось, что МиГ-29МУ2 получит бортовой комплекс обороны “Омут”, способный обнаруживать излучение РЛС противника и создавать помехи головкам самонаведения ракет.
Фактически МиГ-29МУ2 получил возможность работать по земле с применением высокоточного оружия. В частности, модернизированный МиГ-29МУ2 N12 Белый, 30 мая 2020 отстрелялся на полигоне ракетами Х-29 из советских запасов. Старые Х-29 имеют довольно посредственные характеристики – дальность 8-10 км и требуют высокой квалификации пилотов – на максимально допустимой скорости применения Х-29 в 1250 км/ч время прохождения от максимальной (10 км) до минимальной (2 км) дальности составляет всего лишь 20 секунд. Тем не менее, возможность применения перспективных управляемых боеприпасов должна повысить скромные возможности украинских МиГ-29 в борьбе с наземными целями.
На практике, к началу боевых действий был модернизирован один МиГ-29МУ2 проходивший испытания, второй, возможно, все еще в процессе выполнения работ, по крайней мере о серийной модернизации ничего не сообщалось.
Из-за относительной многочисленности украинских МиГ-29 (целых три авиабригады) их по-самолетный учет наиболее сложен и требует больших усилий. Единственный “луч света в темном царстве” – украинская инфографика по МиГ-29 из состава 204-й авиабригады то ли 2019, то ли 2021 годов. В любом случае, нет никакой возможности по-быстрому рассмотреть все “живые” украинские МиГи. Исходя же из штатной численности трех авиабригад – 6 эскадрилий, максимально в строю к началу войны 2022 года могло быть порядка 85 машин с учетом ограниченно боеспособных МиГ-29УБ (без полноценной РЛС), более реалистичная оценка – в диапазоне от 60 до 75 бортов.
Война с Россией
Как известно, война началась около 5 утра 24 февраля с ударов крылатых ракет по украинским стратегическим объектам. По свидетельству вдовы одного из пилотов украинских МиГ-29, Евгения Лисенко, в 3 ночи, ее мужу, летчику 204-й БрТА в Луцке, позвонили, он хаотично покидал вещи в сумку и вскоре умчался на аэродром.
Еще до рассвета МиГи 204-й бригады стали взлетать с аэродрома базирования. Примерно через час после этого на аэродроме послышались взрывы.
Это свидетельствует о том, что “уважаемые западные партнеры” сумели вскрыть начало российского вторжения на Украину и, по крайней мере за несколько часов до него, предупредить украинское военно-политическое руководство, раз уже в три часа ночи личный состав подняли по тревоге и начали вывод исправной авиатехники из под предстоящего удара.
Вероятно, в этом, по крайней мере частично, заключается ответ на вопрос, почему РФ не смогла уничтожить украинскую боевую авиацию на “мирно спящих аэродромах”. То есть даже если такой целенаправленный удар по авиации и наносился, он мог прийтись по практически пустым стоянкам. К сожалению, вопрос первого удара по украинским авиабазам пока не изучен совершенно – нет ни данных о количестве примененных ракет, ни о их целях, ни о достигнутых результатах. По последующей активности украинских боевых самолетов можно судить, что основная часть исправной техники была выведена из под удара и распределена по запасным аэродромам.
В первый же день войны на аэродроме Гостомель под Киевом был высажен вертолетный десант российских войск. Тогда же было зафиксировано и первое появление в воздухе украинского МиГ-29, который наносил удар по противнику неуправляемыми ракетами.
И сразу же была зафиксирована потеря одного украинского МиГ-29, пилот которого катапультировался, а самолет упал в киевское водохранилище около Вышгорода. Конечно, нельзя точно утверждать, что это один и тот же МиГ-29, могла действовать пара самолетов или звено.
Конечно, возникает резонный вопрос – откуда уверенность, что это именно украинский МиГ-29 был сбит. Ну то, что там действовали именно украинские МиГ-29 понятно, по одной простой причине – ВВС России не используют их над Украиной, их вообще осталось очень мало на вооружении в РФ. Также в сети была фотография лодок на месте падения летчика и была уверенность, что его выловили и раз молчат – значит он украинский, так как попади в руки украинской пропаганды российский летчик живым или мертвым в первый же день войны – об этом было бы вброшено очень много информации. Реальность оказалась несколько другой – летчиком действительно был украинский лейтенант Роман Пасулька, но он погиб, похоже утонул при приводнении. Не претендую на эксперта по парашютному делу, но насколько помню перед самым приводнением надо отцепиться от подвесной системы, чтобы не запутаться в стропах и не накрыло куполом. Возможно украинский летчик так и сделал, но не имея спасательного жилета утонул, поэтому тело нашли только в мае и похоронили в Нежине 9 мая.
Спустя месяцы стало известно об еще одной потери украинского МиГ-29 в первый день войны – на рассвете 24 февраля одним из первых на отражение налета “ворожих літаків” поднялся подполковник Владимир Коханский, старший летчик-инспектор 1966 года рождения. Первый же боевой вылет в небе киевщины для украинского “аса” оказался последним – на аэродром его самолет не вернулся, погибшего летчика нашли в конце апреля. 2 мая Коханский был посмертно награжден орденом “За мужество” 2-й степени, а похоронен – 6 мая. Интересно, что скорее всего, подполковник Коханский в личный состав 40-й БрТА не входил, так как служил старшим летчиком-инспектором в Харьковском Национальном Университете Повитряных Сил (ХНУПС) и, надо полагать, в боевой расчет авиабригады вернулся в угрожаемый период как резервист.
В тот же день над Киевом украинские МиГ-29 продемонстрировали свое присутствие в воздухе, причем на видео попал пуск одним из истребителей ракеты.
Позже стало известно, что в первый же день войны примерно в интервале 14-30 – 15-30 в Киевской области в воздушном бою был сбит еще один МиГ-29 из васильковской 40-й БрТА. Как всегда, украинские военные заявили 5 сбитых российских самолетов и признали героическую гибель своего летчика. Подполковник Вячеслав Ерко катапультировался, но разбился при ударе о землю. Со слов одного из местных парашют якобы прострелили. Подполковника Вячеслава Ерко 28 февраля наградили орденом Богдана Хмельницкого III степени, причем слово “посмертно” не фигурировало, зато 16 мая теперь уже официально “посмертно” наградили званием “Герой Украины”. Учитывая, что погиб он в первый же день войны, наград за этот день отсыпали нормально.
Ни одного из “сбитых” 24 февраля российских самолетов или их пилотов так и не нашли за прошедшие месяцы войны, из чего напрашивается вывод, что успехи украинских истребителей в этом воздушном бою были “несколько завышены”.
Всего, таким образом в первый день войны было потеряно по крайней мере три украинских МиГ-29, причем все из состава 40-й БрТА в Василькове.
Ночью 26 февраля около авиабазы Васильков, где до войны базировалась 40-я БрТА на МиГ-29, начался лютый треш. По утверждениям украинской стороны российские Ил-76 решили высадить десант на аэродром, один из Илов якобы сбил полковник Александр Мостовой на Су-27 (ну и плюс два Ми-24, раз пошла такая пьянка). Украинские расчеты С-300 записали себе еще один Ил-76, а также вертолет и Су-25. Городские власти сообщали о каких-то боях у аэродрома с 200-ми и 300-ми. В общем, с кем воевали украинцы в ту ночь под Васильковым решительно непонятно даже спустя полтора месяца – ни одного сбитого российского самолета и вертолета так и не нашли в этом районе (попробуйте уронить самолет размера Ил-76 в густонаселенной местности и чтобы никто этого не заметил!), ни одного пилота, живого или мертвого, или хотя бы десантника…
В общем, авиабазу Васильков, в ту ночь украинцы отстояли. Не дать полковнику Мостовому звания “Героя Украины” тоже было нельзя, несмотря на всю призрачность его “побед”.
Продолжающаяся активность украинской авиации не осталась без внимания российского командования. Правда, по крайней мере в одном случае, включать мозги не стали – в ночь с 26 на 27 февраля ударили ракетами Калибр с кораблей Черноморского Флота по стоянке авиатехники в Ивано-Франковске, базе 114-й авиабригады МиГ-29. Украинские военные выложили в сеть короткое видео с несколькими поврежденными МиГ-29, которые однако, уже пару десятков лет не являются летными, и соответственно, даже не рассредотачивались. Фактически, эти МиГи были ложными целями. Хотя, конечно, богатый ремфонд у Украины несколько уменьшился.
Уже через два дня с начала войны, “Жовто-блакитный ордена Перемоги фейсбучный Корпус имени Люси Арестович” начал решительное сражение за небо Украины не отходя от мониторов и клавиатуры. Первым в атаку пошел “Привид Куева”, который за 30 часов войны сбил 6 русских самолетов, за считанные дни украинские фейсбукеры нарастили его счет до 20 побед, а в качестве доказательств его “побед” разместили в сети ролик из компьютерной игры. Так как через месяц войны количество побед “куевого привида” должно было превысить наличный состав ВВС РФ, тему с “Привидом Куева” вскоре пришлось немного приморозить, а сейчас об этом доблестном фейке и вовсе позабыли.
В сводке за 2 марта, ВВС Украины неожиданно признали потерю одного МиГ-29. Было заявлено, что ночью 1 марта пара украинских МиГ-29 вступила в воздушный бой с российскими Су-35. Оба Су-35 заявлены сбитыми, один – украинским МиГ-29, а второй ЗРК С-300. Признана потеря МиГ-29, пилота которого «шукають». Российских пилотов, похоже, даже не пытались искать, ибо трудно найти, то чего нет. Обломки российских Су-35, понятно, тоже не нашли.
Сложно сказать, что там произошло на самом деле. С одной стороны, российские военные, называли имена по крайней мере двух пилотов Су-35 (Виктор Дудин и Илья Перепелкин), которые заявлены как сбивавшие “украинские литаки”, при этом никаких привязок к дате и месту дано не было. С другой стороны, могли постараться и расчеты украинских С-300. Вместо заявленного ими сбитым Су-35, вполне мог оказаться украинский же МиГ-29.
Сложнее со сбитым украинским летчиком. Через месяц стало известно, что 2 марта погиб пилот МиГа из 40-й БрТА майор Александр Бринжала. Вполне вероятно, что это именно он был сбит в ночь с 1 на 2 марта, причем скорее всего уже после нуля часов – тогда это уже и было 2 марта.
В некрологе по Александру Бринжала, украинской военной пропагандой была, разумеется, слеплена “героическая перемога” о неравном бое с 12 Су-35 и уничтожении трех из них. Цитата из украинских массмедиа: “Владимир – пилот второго украинского истребителя, он видел, как попали в самолет побратима, впрочем, до последнего верил, что Саша катапультировался…”.
С его слов стало понятно откуда растут ноги байки о трех сбитых в одном бою Су-35: ” Мы думали, их всего четверо! А они одновременно атаковали с нескольких направлений 12 самолетами! Все происходило мгновенно! В ближнем бою наши шансы несколько выравниваются, хотя количественное и технологическое преимущество все же на их стороне. Саша подбил два вражеских самолета, я – один! К сожалению, для Сани это сражение стало последним… Да, для врага мы все – Призраки! Саша тоже был Призраком! Смелым и профессиональным! Маневры, которые он выполнял, его решительность и меткость ни одному оккупанту не под силу! После проигранных ближних воздушных боев враг сменил тактику в воздухе и не решаются подлетать к нам, как и входить в зону действия нашего ПВО. Выпускает ракеты «воздух-воздух» из максимальной дальности и… наутек!”
Судя по интервью дочки Бринжала, он участвовал в боевых действиях на Донбассе в 2014 году: “Нервно ждали вести из зоны АТО, ведь папа одним из первых отправился защищать Украину. Все вместе радовались, когда он рассказывал, как горят глаза у курсантов, которым передавал опыт…”
В общем, если сравнивать сообщение штаба Повитряных Сил от 2 марта за предыдущую ночь и апрельский некролог по погибшему 2 марта Бринжала налицо явные различия. В первом сообщении – 2 МиГ-29 (1 сбит) против 2 Су-35 (2 сбиты), во втором – 2 МиГ-29 (1 сбит) против 12 Су-35 (3 сбито). То ли “осетр” сильно подрос за прошедшие полтора месяца, и его лучше “урезать”, то ли действительно речь идет о двух разных боях в разные ночи (хотя это вряд ли), но тогда де факто украинские военные признают потерю двух МиГ-29. ИМХО, речь об одном и том же бое, который потихоньку обрастает перемогами.
Вторая странность связанная с майором Бринжала – то что он был дважды награжден посмертно за свою героическую гибель. Первый раз, 8 марта его наградили орденом “Богдана Хмельницкого 3-й степени”. Видимо, после того, как в апреле украинская пресса разогнала “героическую перемогу” – “двое против двенадцати”, решили, что “Богдан Хмельницкий” – слишком мелко и 2 апреля, Александр Бринжала получил еще и “Героя Украины”, таким образом майор был дважды награжден посмертно.
14 апреля французское телевидение показало лежащий в поле сбитый украинский МиГ-29. 6 мая фотографии этого самолета выложил украинский фотограф, попутно сообщив, что снимки из Черниговской области, а украинский пилот катапультировался и жив. Судя по отсутствию растительности – сбит самолет был в феврале-марте 2022. “Привязать” этот борт к какому-нибудь конкретному сбитому украинскому летчику пока нельзя.
“Пикселы” камуфляжа на внутренней стороне киля этого украинского МиГа позволили распознать сбитую машину
Так совпало, что к вечеру 2 марта 40-я истребительная авиабригада Повитряных сил отчиталась о проделанной боевой работе с начала войны. Было произведено 25 боевых вылетов, уничтожено около 20 воздушных целей и 37 единиц наземной техники. Этот отчет можно оценить как крайне неоднозначный. Во-первых, 25 вылетов за 7 дней войны – это серьезно? Четыре вылета в день на две эскадрильи МиГ-29. Во-вторых, 20 уничтоженных целей за 25 вылетов – это прям нереально круто, аж до невозможности, такую результативность нельзя назвать даже фантастикой – это просто сказка для детей ясельного возраста. Окрестности Василькова должны были быть завалены обломками и парашютами. По факту в этом районе практически никаких потерь российской авиации показать не удалось, за исключением одного Су-25 на который претендуют зенитчики. По наземной технике сказать сложно, что то вполне могли сжечь, в истинных цифрах никто уже никогда не разберется, тем более не было названо ни количество боевых вылетов на штурмовку, ни даты, ни место, чтобы хотя бы пытаться сопоставить с потерями российских наземных войск.
По факту имеет место совсем другое – на 25 боевых вылетов 40-й БрТА к вечеру 2 марта приходится минимум 4 сбитых МиГ-29 и погибших пилота из ее боевого состава (Ерко, Пасулька, Коханский и Бринжала). То есть 1 потеря на 6 вылетов – запредельный уровень боевых потерь. При этом мы знаем только потери исключительно с гибелью летчика, нельзя исключить и вероятность удачного катапультирования пилота.
6 марта российские военные заявили уничтоженными, в числе прочего, один украинский МиГ-29 в районе Житомира, а на следующий день, 7 марта еще один МиГ-29 без указания района. На данный момент эта информация никак не подтверждена.
Российских заявок на украинские МиГ-29 на 8 марта найти не удалось, но в этот день 40-я БрТА потеряла одного из своих командиров – майора Андрея Люташина, начальника службы воздушно-огневой и тактической подготовки авиабригады. Похоронили его только в апреле.
10 марта в утреннем отчете за прошедшие сутки, российские военные упомянули один сбитый средствами ПВО украинский МиГ-29. И действительно, через несколько дней в украинском сегменте сети стали оплакивать майора Евгения Лисенко, недавно назначенного комэском 204-й БрТА. Таким образом российская заявка на сбитый украинский МиГ-29 подтвердилась – 9 марта около 19-40 он был сбит около Житомира. По украинской версии событий он вел бой с двумя российскими истребителями, сбил один из них, после чего был сбит вражеской системой ПВО.
Житомирская область это не глухая тайга, а достаточно населенная территория в центре Украины. Не найти там сбитый российский истребитель трудно, не показали ни пленного летчика, ни тело – из этого следует первый вывод – майор Лисенко с очень высокой вероятностью вообще никого не сбил. А вот то что он был сбит системой ПВО утверждают обе стороны.
11 марта Командование ВВС Украины светилось от счастья – по их данным украинские Су-27 и МиГ-29 провели десять воздушных боев на разных направлениях против превосходящих сил противника, истратили 9 ракет “воздух-воздух” малой и средней дальности и вернулись без потерь. Заканчивалось сообщение пафосно – “ожидаем хороших новостей!” Хороших новостей, однако, не последовало, похоже все ракеты ушли “в молоко”.
13 марта российские истребители сбили МиГ-29 из 114-й авиабригады, который пилотировал майор Степан Тарабалка. Украинский летчик погиб и, по традиции, стал “Героем Украины”. Тарабалка закончил Харьковский институт ВВС в 2014 году, то есть до гибели отслужил около пяти с половиной лет. Как обычно, украинские фейсбучики попытались разгонять тему о героической смерти “Привида Куева” с двумя десятками фейковых побед, но на этот раз их осадили официальные представители военных, ибо “терять” такие легенды не камильфо. Тем более, что скорее всего никаких побед Степану Тарабалке не было засчитано даже собственным командованием, иначе бы его личный счет побед хотя бы упомянули официально, а так пришлось говорить только красивые слова о новом поколении украинских летчиков павших за Украину.
16 марта российские военные заявили сбитыми два Су-25 в районе Чернигова и один МиГ-29 около Новой Быковки. По Су-25 пока сказать ничего нельзя, а вот факт поражения украинского МиГ-29 подтвердился самым неожиданным образом. На украинском видео с беспилотника показана стрельба российского ЗРК Бук в районе Новой Быковки и его последующее уничтожение, а на последних секундах этого переможного видео в кадр беспилотника попадает поле с севшим на вынужденную украинским МиГ-29. Поэтому самолету нельзя со 100 % уверенностью списать его в безвозврат – с одной стороны он явно был поврежден так, что пришлось садиться в поле, причем вынужденная посадка также могла его дополнительно повредить, с другой стороны – это не куча обломков, а территорию по итогу сдали Украине и самолет могут вывести и, теоретически, даже восстановить. Но по факту из боевого состава он выбыл даже если не навсегда, то по крайней мере очень на долго. Пока будем учитывать в качестве потери.
23 марта “в неравном воздушном бою” над селом Тригорье Житомирской области погиб командир звена 204-й авиабригады капитан Дмитрий Чумаченко, посмертно награжден орденом “За мужество” 3-й степени.
В конце марта западные медиа показали интервью со сносно болтающим по английски 29-летним украинским пилотом МиГ-29 из 40-й БрТА в Василькове, скрывающимся под “погремухой” Juice (в миру – капитан Андрей Пильщиков).
Если отбросить кучу идеологической шелухи и прочих малоинтересных пассажей, то в его интервью есть интересные моменты. Например, начало войны для 40-й БрТА в Василькове, похоже было не столь радужным, как для 204-й в Луцке – “24 февраля Джус, как и многие украинцы, проснулся от звуков российских ракетных ударов”.
С его слов – “Первые дни войны были мучительными для украинских пилотов — как с точки зрения воздушной войны, так и постоянных угроз, с которыми они сталкивались на земле в перерывах между миссиями. В первые дни войны домашняя база Juice подвергалась ракетным ударам, авиаударам и атакам вертолетов и сталкивалась с постоянной угрозой налетов российских подразделений специального назначения”. “Это было что-то ужасное, у нас было много угроз вокруг аэродрома” – сказал Пильщиков.
Нет никаких сомнений насчет ракетных ударов по Васильковскому аэродрому, вполне могли быть и авиаудары, а вот налеты вертолетов на авиабазу уже более сомнительно, хотя, действительно украинцы 26 февраля утверждали, что сбивали около Василькова вертолеты. Если там реально были сбиты вертолеты, то осталось только найти их и выяснить кому они действительно принадлежали.
В перерывах между боевыми вылетами Пильщиков надевал бронежилет и хватал пистолет, чтобы помочь защитить свою авиабазу с земли. Когда российские системы ПВО приблизились, украинские истребители были вынуждены лететь “чуть ниже деревьев” сразу после взлета.
Интересно его признание насчет уровня ВВС сторон: “Главная проблема – это оборудование. Мы находимся абсолютно на разных уровнях технологий, между современными российскими ВВС и российскими средствами ПВО и нашим персоналом”.
По его словам, одним из ключевых недостатков, с которыми сталкиваются украинские истребители, являются их ракеты класса “воздух-воздух”, с полуактивным радиолокационным наведением (речь о Р-27). Пилот украинского истребителя должен подсвечивать цель своей бортовой РЛС вплоть до момента попадания. У русских истребителей есть ракеты с активной ГСН (речь об Р-77-1) которые работают по принципу “выстрелил-забыл”, после пуска русский пилот может отвернуть и выключить радар.
“К сожалению у нас нет ничего подобного. Мы не можем добиться превосходства в воздухе без хороших радаров и без хороших ракет. Кроме того, у русских ситуационная осведомленность намного лучше, потому что у них есть системы АВАКС – А-50. Этот самолет, а также некоторые самолеты радиотехнической разведки также патрулируют вблизи украинской границы, и они передают всю информацию о наших полетах своим истребителям. Так что они знают о нас все.”
Капитан Пильщиков рассказал о столкновении, в котором 12 российских истребителей вступили в бой с двумя украинскими самолетами за пределами видимости. В этом столкновении погиб один украинский пилот. “Наши ребята пытались перехватить их, оттеснить от границы. И один за другим русские обстреливали наших парней. К сожалению, их ракета нашла цель”.
Учитывая, что украинский пилот сам служит в 40-й БрТА, речь явно идет о сбитом 2 марта Александре Бринжала из этой же авиабригады, да и те же пресловутые 12 Су-35 присутствуют. Но в отличии от “героического эпоса” с мученической смертью этого пилота, озвученного украинской пропагандой, “Джус” говорит о банальном расстреле украинских МиГ-29 с загоризонтной дальности, соответственно приписанные в качестве побед в этом бою 3 сбитых Су-35 даже неловко упоминать.
Ну и последнее, что из интересного, что упомянул этот летчик в своем интервью – то что 40-я БрТА была выведена вглубь Украины, за пределы досягаемости российских средств ПВО и несмотря на угрозы ракетных ударов и авианалетов – “нынешнее местоположение похоже на пляжный курорт”.
Пару слов о заявленных украинскими летчиками МиГ-29 воздушных победах. С одной стороны глупо считать, что украинские МиГи не могли в принципе что-то сбить в воздушных боях – груженые бомбами Су-25, Су-24 или Су-34 вполне себе могут быть сбиты без особых проблем в том случае, если подвергнутся атаке МиГ-29. Конечно, Су-30 и Су-35 в истребительной конфигурации куда более сложные противники за счет превосходства в РЛС и намного более дальнобойных ракет Р-77-1, используемых по принципу “пустил-забыл”, однако и они не являются каким-то несбиваемым “вундерваффе”. В конечном итоге успех в воздушном бою сводится к массе трудно учитываемых факторов, таких как ситуационная осведомленность, правильно выбранная тактика, исправность систем самолетов и вооружения, мастерство пилотов и так далее вплоть до банального везения.
Разумеется, проукраинские ресурсы и их поклонники готовы верить в десятки воздушных побед, просто потому, что, как в старом добром анекдоте, “джентельменам верят на слово”. Ну и, соответственно у “джентельменов” в штабах Повитряных сил и кабинах МиГ-29, совершенно неожиданно “карта поперла”. Заявки “украинских джентельменов” (что-то около 280 сбитых российских самолетов и вертолетов на момент написания материала) в среднем надо делить примерно на 7 или 8, это, конечно, еще не достигло рекордного коэффицента 10, принадлежащего Финским ВВС по итогам 1941-44 годов, но видно, что люди стараются.
Если же не впадать в такую щенячью доверчивость, а попытаться здраво оценить факты, то видно, что проблема всех заявленных украинскими пилотами воздушных побед – полное отсутствие доказательств.
В то время как самолеты не заявленные сбитыми от балды, а реально сбитые украинской ПВО – практически всегда появляются в виде фото или видео доказательств в течении одного-двух дней, с украинскими победами в воздушных боях дела обстоят до неприличия глухо. Фактически, на данный момент, не удалось найти ни одного более-менее доказанного факта такого сбития. Как известно, большинство украинских пилотов МиГ-29, заработавших свои посмертные награждения на фоне героических побед, сделали это в Житомирской и Киевской областях. Житомирская область вообще практически пуста на сбитые российские самолеты, а все что падало в Киевской – четко привязано к заявкам ПВО. Складывается ощущение, что речь идет о каком-то “избиении младенцев” со стороны российских Су-35 в связке с А-50.
Если же вернуться к подтвержденным потерям непосредственно украинских МиГ-29 – то фактически известно о 8 сбитых самолетах и 8 погибших пилотах – Пасулька, Ерко, Коханский, Бринжал, Люташин, Лисенко, Тарабалка и Чумаченко.
Обновляемый список подтвержденных потерь украинской военной авиации
Командование ВВС Украины каждый день публикует шаблонное сообщение о том, что истребительная авиация ПС ЗСУ продолжает патрулирование “повитряных просторов”, а также прикрывают “ударні групи штурмовиків Су-25 та бомбардувальників Су-24М”. Никаких подробностей при этом не приводится.
Со своей стороны, в апреле российские военные еще дважды упомянули украинские МиГ-29 – 9 апреля заявили, что один такой истребитель был разбомблен в Миргороде, а 14 апреля – другой МиГ-29 уничтожен на аэродроме “Днепр”.