Яндекс.Метрика

Аргентинские Aermacchi MB-339 в Фолклендской войне

Аргентинские Aermacchi MB-339 в Фолклендской войне оказались единственными реактивными самолетами этой страны, действовавшими непосредственно с островов. Все остальные аргентинские реактивы были вынуждены летать с континентальных авиабаз, что значительно ограничивало их боевые возможности.

Aermacchi MB-339A 4-A-118 в заводской окраске
Аргентинский Aermacchi MB-339A 4-A-118 в заводской красно-белой окраске. Этот борт непосредственно в боевых действиях участия не принимал

Авиация аргентинского флота (CANA — Commando de Aviacion Naval Argentina) закупила 10 новых учебно-боевых самолетов Aeromacchi MB-339A, которые были получены в конце 1980 — начале 1981 года, получив номера от 4-A-110 до 4-A-119. На вооружении 1-й Escuadrilla Aeronaval de Ataque из состава 4-й Escuadra Aeronaval они дополнили старые Aeromacchi MB-326BG, стоявшие на вооружении с 1969 года. Таким образом, в марте 1982 эта эскадрилья имела 17 самолетов – 10 Aeromacchi MB-339A и 7 Aeromacchi MB-326BG и базировалась на авиабазе Punto Indio в провинции Буэнос-Айрес. Эскадрилья считалась учебно-боевой для повышенной подготовки морских летчиков, а также штурмовой и регулярно отрабатывала взаимодействие с 5-м батальоном морской пехоты.

Довоенный арентинских полет Aermacchi MB-326 и MB-339A
Аргентинские учебно-боевые самолеты итальянского производства — пара камуфлированных Aermacchi MB-326 и пятерка MB-339A в заводской красно-белой окраске.

Aeromacchi MB-339A не был кардинально новой конструкцией, а во многом базировался на проверенных технических решениях MB-326, что хорошо заметно даже внешне по сходному хвостовому оперению и крылу. Главным достоинством новых машин была возможность подвески двух пушечных контейнеров с 30-мм пушками DEFA. Также Aeromacchi MB-339A был оснащен более современными радиостанциями, навигационной системой, гироскопическим прицелом. На внутреннем и внешнем пилонах крыла можно было подвешивать дополнительные топливные баки.

Эмблема 1-й Escuadrila Aeronaval de Ataque
Эмблема 1-й Escuadrila Aeronaval de Ataque из состава Armada Argentina в составе которой воевали аргентинские MB-339A

Итак, 2 апреля 1982 года флот Аргентины провел операцию по захвату спорных Фолклендских (Мальвинских) островов у бывшей «Владычицы морей» — Великобритании. Операция «Розарио» готовилась достаточно серьезно и на позднюю осень — на день независимости 25 мая. Однако, провести ее пришлось намного раньше по двум причинам — во-первых, операцию вскрыла британская разведка и англичане начали принимать меры, а во-вторых, экономическая ситуация в Аргентине настолько ухудшилась, что военная хунта стояла перед угрозой быть снесенной всенародными протестами. В этой ситуации громкая акция по возвращению оккупированного англичанами Мальвинского архипелага должна была вызвать (и вызвала) всплеск патриотического ликования и устранить внутриполитическую угрозу хунте.

Высадка аргентинского десанта и захват столицы островов Порт-Стенли прошли успешно — находившаяся на островах рота британской морской пехоты, как полагается, продемонстрировала сопротивление и успешно капитулировала.

Интересно то, что отвесив дряхлеющей империи звонкую пощечину захватом архипелага, аргентинская хунта вообще не планировала воевать и, соответственно, никакой серьезной подготовки к будущей войне заранее не велось. Аргентинцы считали, что англичане утрутся и смирятся с потерей очередной колонии, на островах аргентинцы планировали оставить гарнизон всего из 500 человек.

Однако они не учли, что во главе британского правительства стояла «железная леди» Маргарет Тэтчер. У которой, кстати, внутриполитическая ситуация была ничуть не лучше — она предприняла ряд непопулярных мер по переформатированию экономики, что привело к закрытию целых отраслей промышленности, в частности угледобычи и сталелитейных производств. Поэтому «маленькая победоносная война» для сплочения нации, Тэтчер была нужна ничуть не меньше, чем аргентинским генералам захват архипелага. Тем более, что британское военное руководство обещало без проблем «надрать задницу» этим латиноамериканским папуасам. Поэтому, несмотря на попытки посредников урегулировать конфликт — война была неизбежна.

Уже в ходе развертывания аргентинского флота в рамках операции «Розарио», в день высадки, 2 апреля 1982 года, командование Морской авиации отдало приказ перебросить 4 Aermacchi MB-339A на авиабазу Рио-Гранде. Самолеты и шесть пилотов прибыли туда после обеда. Комэск капитан Carlos Molteni взял с собой лейтенантов Jorge Giretti, Federico Larrinaga, Alejandro Catella, Guillermo Henry и Daniel Miguel.

С момента получения MB-339A несли красно-белую окраску, но в тот же день 1-й Арсенал Морской авиации получил приказ их перекрасить в камуфляж аналогичный имевшемуся на MB-326BG, одновременно Арсенал принялся экстренно возвращать неисправные Aermacchi в строй, подняв боеготовность матчасти с 60 процентов до 95. Фактически, из 17 наличных самолетов боеготовыми стали 16, а один неисправный MB-326BG использовался в качестве донора запчастей.

Argentine Naval Aviations Aermacchi MB-339A with weapons
Аргентинский Aermacchi MB-339A с доступной номенклатурой вооружения. Видны как минимум 5 типов авиабомб, ни один из которых не применялся с этих самолетов в ходе войны

Так как аргентинский флот имел на вооружении два построенных в Англии современных эсминца типа «Шеффилд» («Геркулес» и «Сантисима Тринидад»), морские летчики имели ясное представление о данных его РЛС и ЗРК «Си Дарт». Поэтому, без лишних иллюзий, отрабатывались исключительно маловысотные атаки на корабли — и это оказалось довольно сложной задачей, особенно обнаружение цели и уход после атаки.

Одновременно, комэск решил, что с точки зрения выживаемости пилотов, для ударов по британским кораблям надо использовать подвесные 30-мм пушки DEFA 553 c боекомплектом 120 снарядов на ствол и блоки LAU-10/A с 4 реактивными 127-мм снарядами Zuni в каждом. Забота командира о своих пилотах дело несомненно похвальное, но надо признать, что таким вооружением можно только, образно говоря, «поцарапать краску» на крупных боевых и транспортных кораблях. Даже 127-мм Zuni имеет боевую часть 20-25 кг (взрывчатки, соответсвенно, намного меньше) и даже небольшая бомба 100-125 кг на этом фоне выглядит намного более опасным боеприпасом. 30-мм снаряды, конечно могут нанести ущерб, но угрожать выжванию корабля — вряд ли.

Инструктор 3-й морской эскадрильи Морской авиации провел занятия с пилотами Aermacchi по основам воздушного боя на случай их встречи с Sea Harrier FRS-1.

12 апреля лейтенанты Guillermo Henry и Carlos Benitez стали перегонять окрашенные в камуфляж MB-339A из Пунто-Индио в Рио-Гранде, а бело-красные обратно. Эта ротация позволила к концу апреля перекрасить все MB-339A в сочетание песочно-коричневого и оливково-зеленого камуфляжа.

В конечном итоге, все боеготовые MB-339A и MB-326BG 1-й эскадрильи были распределены по приморским авиабазам — 6 MB-339A в Рио-Гранде, 4 MB-339A в Ушуая, 4 MB-326BG в Команданте Эспора и еще 2 MB-326BG в Трелев.

Самолеты в Команданте Эспора использовали в том числе для оценки возможностей корабельных радаров и ЗРК, а также радиолокаторов принадлежащих ВВС.

Интересно, что уже в апреле, до начала боевых действий, аргентинцы всерьез опасались ударов британских бомбардировщиков Avro Vulcan по своим континентальным базам. Задачей пары MB-326BG в Трелев был возможный визуальный перехват Avro Vulcan по наведению с земли и его атака с помощью двух 12,7-мм пулеметов!!!

Тем временем командование эскадрильи готовилось к перелету на Мальвинские острова. Захваченный Порт-Стенли аргентинцы переименовали в Пуэрто-Аргентино, его гражданский аэродром стал Base Aerea Militar (BAM) Malvinas, куда и планировали перебросить Aermacchi MB-339A в качестве легких реактивных штурмовиков. Командир эскадрильи, корветтен-капитан Carlos Alberto Molteni три или четыре раза летал в Пуэрто-Аргентино на флотских Fokker F-28 и Lochkeed L-188 Electra, занимаясь вопросами будущего базирования, воздушного движения в районе островов и взаимодействия с армией. Использование «непотопляемого авианосца» давало большие преимущества по сравнению с полетами с континентальных баз.

 Lockheed L-188 Electra 5-T-1 Armada Argentina
Транспортник Lockheed L-188 Electra 5-T-1 авиации аргентинского флота, осуществлял переброску грузов и людей в интересах Морской авиагруппы на захваченные Мальвинские острова

23 апреля Lochkeed L-188 Electra доставил на авиабазу «Мальвинас» первую группу техников и пару пилотов — лейтенантов Rodolfo Bogado и Guillermo Henry.

Перелет первых двух MB-339 с номерами 4-А-113 и 4-А-116 был назначен на 23 апреля. В качестве лидировщика был выделен Beech King Air 200 4-G-43, на его борту прибыло еще два пилота Aermacchi – лейтенанты Horacio Talarico и Carlos Benitez .

Carlos Alberto Molteni и лейтенант Miguel Garsia Velazco взлетели на Aermacchi MB-339A в 9-00 и за час двадцать преодолели над океаном 706 км, прибыв в район Пуэрто-Аргентино. Об интенсивности воздушных перевозок на этот аэродром говорит то, что боевым самолетам еще 15 минут пришлось ждать разрешение на посадку.

Пилоты MB-339A и командование морской авиагруппы на авиабазе Мальвинас
Фотография сделанная сразу после прибытия первой пары МВ-339А на авиабазу Мальвинас. Слево направо — лейтенант Talarico, комэск капитан Molteni, командир морской авиагруппы капитан Luis Anselmi, лейтенант Velazco и капитан Arce.

В течении дня группировка Морской авиации и Береговой охраны на архипелаге достигла 2 MB-339A, 4 турбовинтовых Т-34С-1 Turbo Mentor, двух транспортных Short Skyvan и вертолета Aerospatiale Puma. Командовал Морской авиагруппой командер Luis Anselmi.

Проблемой, однако, было то, что единственный приличный аэродром архипелага изначально был небольшим, а после аргентинского вторжения стал чрезвычайно загруженным как в смысле воздушного траффика, так и чисто физически — на нем было мало заасфальтированного места для стоянок и его использовали для транспортных самолетов осуществлявших перевозки грузов с континента.

Учитывая, что в Южной Атлантике наступала поздняя и дождливая осень, вариант с базированием на травке не проходил — нежные итальянские самолетики со своими небольшими колесиками просто бы утонули в грязи.

Первая пара аргентинских MB-339A переброшенная на Фолкленды
Еще один, более качественный снимок, правда с нарушенной цветопередачей, сделанный вскоре после перелета на созданную аргентинцами авиабазу Мальвинас. Два техника эскадрильи в чистой форме с эмблемами на фоне Аэромакки в перелетной конфигурации — на внутренних пилонах контейнеры с 30-мм пушками DEFA, на внешних — подвесные баки. Заметно, что самолеты стоят на узких досках. Ближний борт имеет обозначение 4-А-113 и вскоре потерпит катастрофу. Из-за второго МВ-339А с номером 4-А-116 выглядывает нос легкого турбовинтового штурмовика Beechcraft T-34C Turbo Mentor, четверку которых аргентинский флот также отправил на войну.

Аргентинские офицеры нашли выход в организации настила из досок, которые хорошо просматриваются на фотографиях. Конечно, можно задать риторический вопрос — а как же специальные металлические перфорированные аэродромные листы для создания твердых покрытий, созданные американцами еще во Вторую Мировую войну и известные у нас, как «американка»? Возможно, что они где-то в Аргентине были, но так как воевать изначально никто не собирался, то вовремя о них не вспомнили и на острова так и не завезли.

Тем не менее, металлический настил под стоянки частично организовали — дело в том, что в начале 70-х годов, на фолклендских островах аргентинская фирма по британскому подряду построила первый временный аэродром. В качестве покрытия полосы использовались алюминиевые (!) листы американского производства. Впоследствии, правда, большую часть этого покрытия сдуло ураганным ветром, но часть листов осталась на месте. Так как позже местные власти построили нормальный аэродром в Порт-Стенли с твердым покрытием, старый аэродром забросили. Аргентинские авиаторы добывали эти листы со старого аэродрома и делали стоянки для самолетов, заменив доски на алюминевые листы.

MB-339A 4-A-113 на авиабазе Мальвинас
Личный состав около MB-339A 4-A-113 после прибытия на Мальвинские острова. Виден алюминиевый настил на котором стоит самолет.

Первоначально личный состав разместился в палатках, которые в первую же ночь чуть не унесло типичным для этих широт ветром. Впоследствии, для размещения выделили ангар на западе города, где базировались два принадлежащих островитянам гидросамолета DHC Beaver. Имущество разместили в другом ангаре.

Личный состав эскадрильи МВ-339А после прибытия в Пуэрто-Аргентино
Аргентинские морские авиаторы на негостеприимной земле Мальвинского архипелага
Личный состав 1-й штурмовой эскадрильи
Личный состав эскадрильи в выделенном морской авиации жилом ангаре. Заметна страсть пилота к эмбемам

Понятно, что о такой роскоши как топливозаправщик морские авиаторы даже не мечтали — транспортным самолетом им доставили передвижной ручной насос. Боекомплект из 30-мм снарядов и НУРС также держали неподалеку от самолетов, что было совсем не здорово на фоне предстоящих бомбежек и артобстрелов.

Столовая 1-й штурмовой эскадрильи на авиабазе Мальвинас
Импровизированная столовая личного состава Морской авиагруппы на BAM Malvinas. Садится — комэск Карлос Молтени

Между 25 и 30 апреля летчики MB-339A совершили три разведывательных вылета над островами, главным образом с целью ознакомления с будущим театром боевых действий.

Aermacchi MB-339A в взлетает с захваченного аэродрома на Фолклендских островах
Редкий снимок взлетающего с авиабазы Мальвинас флотского MB-339A

Боевые действия начались утром 1 мая 1982 года, когда британский бомбардировщик Avro Vulcan, совершив сверхдальний вылет с несколькими дозаправками в воздухе (всего было задействовано 16 заправщиков, которые в том числе заправляли друг друга) нанес удар по аэродрому Порт-Стенли, сбросив двадцать одну 500-кг бомбу. Серия бомб легла поперек полосы, причем, одна из них поразила непосредственно полосу, уполовинив ее ширину, еще одна легла рядом. Затем последовал удар палубных Си Харриеров, применивших кассетные бомбы.

Резудьтат падения бомбы с бомбардировщика Avro Vulcan
Заполненная водой воронка от взрыва сброшенной с британского бомбардировщика Avro Vulcan 500-кг бомбы рядом с единственной взлетной полосой авиабазы Мальвинас на захваченных островах. Не совсем понятно зачем подтащили к середине полосы MB-339A (4-A-116). Также виден поврежденный легкомоторный самолет островитян.
Аргентинский MB-339A на краю полосы около воронки.
Вид сверху на результат британской бомбардировки полосы в Порт-Стенли.
Засыпанная аргентинцами воронка от 500-кг бомбы сброшенной Avro Vulcan
Засыпанная аргентинцами воронка от попадания 500-кг бомбы по взлетной полосе, снимок был сделан сразу после освобождения аэродрома. Кажется за полтора месяца можно было заделать и получше — такое впечатление, что въехав сюда любой самолет мог поломать стойки шасси. Англичане, кстати, тут же залатали полосу силами солдат красиво и качественно.

Хотя эти удары не привели к потерям аргентинской авиатехники, боеспособность MB-339A они снизили очень серьезно – полностью сгорел склад на котором хранились запчасти к этим самолетам. Также сгорело 30 бочек реактивного топлива JP-1 и был ранен один солдат аргентинской армии.

Ангар с запчастями для Airmacchi MB-339 и прочим имуществом после авиаудара англичан
В результате бомбового удара Sea Harrier горит ангар с авиационным имуществом 1-й штурмовой эскадрильи. Эта потеря сильно осложнила эксплуатацию самолетов на архипелаге.

Командование планировало послать пару Aermacchi MB-339A на поиски британских вертолетов, которые летали в окрестностях Пуэрто-Аргентино, но так как полоса была закрыта на ремонт, вылететь не удалось.

2 мая расчистка полосы продолжалась и дополнительно аэродром был обстрелян кораблями британского флота. Ночью британская атомная подлодка торпедировала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», при этом погибло порядка 250 моряков. Такое начало войны стало шокирующим для аргентинцев.

Первый боевой вылет Aermacchi MB-339A совершили в 14-30 3-го мая, когда в воздух подняли пару капитана Molteni. Комэск летел на самолете 4-А-116. Его ведомым был лейтенант Carlos Alberto Benitez на MB-339 с бортовым номером 4-А-113. В качестве цели им назначили «вертолетоносец» в 60 милях от берега. Вылет совершался в режиме радиомолчания и на сверхмалой высоте порядка 3 метров от поверхности океана. Общались при помощи жестов.

Aermacchi MB-339A 4-A-116 at Port-Stanley airfild
Аргентинский Aermacchi MB-339A 4-A-116 на взлетной полосе в Порт-Стенли. Один из двух перегнанных на острова 23 апреля 1982

Видимость местами ухудшалась до 500 метров, при этом Бенитес продолжал уверенно держать строй с ведущим. Ничего не найдя в указанном им квадрате при ухудшающейся погоде, аргентинцы пролетели еще пару десятков миль и начали плавный разворот на базу используя только руль направления, без наклона самолета элеронами – так как это повысило бы радиолокационную отметку для РЛС противника.

Уже в окрестностях Пуэрто-Аргентино, Молтени по радио приказал ведомому перейти в боевой порядок пары – занять место сзади и сбоку от себя. Сообщил руководителю полетов о заходе на посадку, чтобы предупредили зенитчиков.

Молтени посадил самолет на действующую половину взлетной полосы, в ее конце съехал, освобождая ее для ведомого. Повернув голову, комэск увидел столб черного дыма, а второго MB-339A нигде не было.

На место катастрофы на грузовике рванулся лейтенант Garcia Velasco с техниками, туда же подскочил спасательный вертолет SA-330L Puma. Aermacchi горел, лейтенант Бенитес лежал мертвый, привязанный ремнями к катапультному креслу Martin-Baker Mk-10, перед обломками самолета.

Могила погибшего в авиакатастрофе 3-го мая лейтенанта Карлоса Бенитеса

Оказалось, что над сушей самолет Бенитеса задел консолью крыла какой-то кусок скалы, потерял управление и упал на каменистую поверхность земли.

Обломки хвостовой части Airmacchi MB-339 Карлоса Бенитеса
Лежащий на боку хвост MB-339 на котором можно рассмотреть аргентинский флажок и номер 4-A-113
Англичане около обломков Airmacchi MB-339 4-A-113
То же хвостовое оперение самолета Карлоса Бенитеса. Флажок с киля уже «отгрызли» любители сувениров, зато хорошо читается бортовой номер машины 4-A-113.

С учетом, что на островах остался единственный MB-339A, командование запросило переброску дополнительных машин и на следующий день, 4 мая, два самолета вылетели из Рио-Гранде в направлении Пуэрто-Аргентино.

Лидировщиком летел King Air B-200 4-G-44, лейтенант Federico Larrinaga пилотировал MB-339A с номером 4-A-110, а лейтенант Guillermo Henry — MB-339A 4-A-114.

Двухмоторные King Air B-200 авиации ВМС Аргентины не только перевозили людей и мелкие грузы из Аргентины на Мальвины, но и служили лидировщиками при перелетах учебно-боевых машин. В частности этот борт, 4-G-44, совершил несколько таких попыток, одна из которых была удачной.

Однако, через 12 минут после взлета пилотам сообщили, что авиабаза «Мальвинас» подверглась налету и закрыта для полетов, оба самолета вернулись в Рио-Гранде.

6 мая все тот же King Air B-200 4-G-44 снова предпринял попытку привести на Мальвинские острова пару Aermacchi — лейтенант Jorge Giretti взлетел на 4-A-112, а лейтенант Federico Larrinaga на 4-A-115. На подступах к архипелагу радиоразведка выявила британский корабельный радиолокационный дозор и вылет снова прервали.

Тем временем транспортные самолеты флота – Fokker F-28 и L-188 Electra, продолжали летать на «Мальвинас» и к их разгрузке привлекали незанятый технический состав расположенной там морской авиагруппы.

9 мая пришла новость, что английская авиация атаковала аргентинский траулер «Narval». Первоначально планировалось послать для его прикрытия единственный MB-339A, но потом стало понятно, что Aermacchi ничем уже не поможет, а нужен спасательный вертолет. Которого, кстати и не было — SA-330L Puma из состава Prefektura Naval Argentina был поврежден артобстрелом британских кораблей. В результате флот договорился с армией о выделении такого вертолета, который оснастили спасательным оборудованием, найденным в ангаре от гидросамолетов DHC Beaver островитян. Вертолет, кстати, англичане сбили.

В последующие дни активность вражеской авиации, артобстрелы с моря и плохая погода не давали осуществить перелет Aermacchi MB-339A на архипелаг.

14 мая пара MB-339A лейтенанты Horacio Talarico на 4-A-115 и Arturo Medici на 4-A-112 совершили очередную безуспешную попытку перелета из Рио-Гранде в Пуэрто-Аргентино. Как всегда, лидировщиком был King Air B-200 4-G-44. Этот перелет происходил как при полном отсутствии разведки активности противника, так и без какой-либо поддержки аварийно-спасательных служб. В случае аварии над морем шансов на спасение у пилотов практически не было. Также не было связи с руководителем полетов на «Мальвинас». Видимо, все эти причины привели к тому, что самолетам пришлось вернуться в Рио-Гранде.

15 мая наконец-то удалось перегнать пару MB-339A на Мальвинские острова — King Air B-200 4-G-44 сопроводил лейтенантов Owen Crippa (4-A-112) и Horacio Talarico (4-A-115).

В этот же день капитан Карлос Молтено был вызван на континент, перелетев туда на флотском Beech King Air, вполне вероятно, что это был тот же 4-G-44, который лидировал пару машин его эскадрильи на архипелаг. Комэск Молтено задержался на континенте и к моменту высадки англичан на Мальвины вернуться не успел — до Буэнос-Айреса он добирался гражданским рейсом, посещал родных погибшего лейтенанта Бенитеса, согласовывал дальнейшие операции эскадрильи и готовил к перелету дополнительную четверку MB-339A.

17 мая на «Мальвинас» прибыл флотский Fokker F-28, который привез запчасти и дополнительный технический состав эскадрильи. Три человека из состава авиагруппы улетели на континент, в том числе один из пилотов MB-339A — лейтенант Miguel Garsia Velazco, перегонявший первую пару машин на острова. Причина такой рокировки не известна, возможно проблемы со здоровьем — все-таки климат архипелага в это время года крайне суров, а условия базирования были, мягко говоря, спартанскими.

20 мая в 20-30 вечера, поступило сообщение с армейского берегового поста наблюдения, что в заливе Сан-Карлос концентрируются корабли противника и были признаки подготовки высадки британского морского десанта. Однако, не было понятно, будет ли это полномасштабная высадка или только отвлекающий маневр.

Командир «Военно-морской авиационной станции» капитан Оскар Мануэль Арсе начал планировать утренний вылет двух Aermacchi в залив Сан-Карлос. На вылет утром 21 мая были назначены лейтенанты Guillermo Owen Crippa и Horacio Talarico.

По плану самолеты должны были после взлета с авиабазы «Мальвинас» лететь на запад на очень малой высоте прячась от обнаружения противником за горным хребтом Ривадавия, который пересекает остров с востока на запад. После этого «нырнуть» в долину реки Рио-Сан Карлос, которая их привела бы прямо к заливу Сан-Карлос.

Погода с утра была плохой, но все-таки позволявшей осуществить вылет. Однако, прибыв на аэродром, пилоты обнаружили, что у самолета Таларико (4-A-112) спущена шина, замена колеса сильно затянулась. Когда техники смогли подготовить к вылету один самолет, капитан Ансельми приказал лейтенанту Оуэну Криппе лететь в одиночку, тем более из-за задержки вылета погода немного улучшилась.

В 10-04 Криппа получил разрешение на вылет, подняв в воздух MB-339A с бортовым номером 4-А-115. Пройдя над оборонительными позициями своих войск он получил разрешение атаковать любой встреченный им вертолет. Впрочем, первое, что он встретил на маршруте – это два костра от уничтоженных на земле Харриером GR-3 Королевских ВВС аргентинских вертолетов CH-47 Chinook и SA-330L Puma.

В долине реки Криппа столкнулся с туманом и отражением солнечных лучей мешавших ему пилотировать на малой высоте, он решил изменить направление и вошел в залив с севера, имея солнце за спиной. Примерно в 10-30 аргентинец пролетел над бухтой и в начале ничего не нашел, после чего свернул налево в пролив. Рядом с заливом Пунта-Рока-Бланка, летя на высоте 165 метров обнаружил корабль, который идентифицировал как фрегат тип 21. Вскоре обнаружил еще несколько кораблей неподалеку от первого.

После этого он обнаружил вертолет Lynx летящий выше него и начал строить маневр для его атаки. Уже готовясь открыть огонь, Криппа увидел совсем рядом британский фрегат, которым оказался HMS Argonaut типа Leander. Довернув, пилот открыл огонь из пушек и осуществил пуск 8 имевшихся НУРС Зуни, целясь по надстройкам фрегата. Один из реактивных снарядов попал в корабль. Кстати, это оказался единственный реактивный снаряд попавший в британский корабль за всю войну.

В целом повреждения на британском корабле не были слишком серьезными. Известно, что было несколько попаданий по РЛС тип 965, но она осталась в рабочем состоянии.

Фрегат HMS Argonaut в водах залива Сан-Карлос
Британский фрегат HMS Argonaut, был легко поврежден атакой аргентинского MB-339A 4-A-115, который пилотировал лейтенант Guillermo Owen Crippa

Отстрелявшись пилот пролетел за кормой британского фрегата. Теперь по его самолету стреляло все что могло. Аргентинец заметил, что с одного из десантных кораблей по нему произвели пуск ракеты, он предполагал, что ЗРК Sea Cat, однако ракета не попала.

Реально, пуск был произведен расчетом ПЗРК Blowpipe, в соcтав которого входили морпех Ricky Strange и его командир, капрал Paul Rees, с промежуточной палубы лайнера Canberra (использовался в качестве десантного корабля). По словам Рика, уже через 4 секунды после обнаружения он произвел пуск и ракета прошла достаточно близко от цели, но точно навести ее не удалось, так как, в отличии от большинства других ПЗРК, оснащенных инфрокрасными головками самонаведения, Blowpipe имеет радиокомандную систему наведения. Эта система наведения имеет свои как плюсы, так и минусы. Один из которых — сложность работы стрелка-наводчика, который должен наводить ракету на цель используя кнюппель — микроджойстик для одного пальца. Для наведения ракеты по MB-339 требовалось больше времени и Blowpipe «ушел в молоко».

Как впоследствии пошутил второй помощник капитана «Канберры» — пуск Blowpipe с палубы нанес кораблю куда больше повреждений, чем вся вражеская авиация — видимо, стекла близлежащих кают повышибало работой стартового ускорителя ПЗРК.

Тем временем аргентинский самолет на полном газу пролетел между британскими кораблями и ушел за холмы. Выйдя к побережью залива Ruiz Puente Криппа снова попал под зенитный огонь стоявших и там британских кораблей. Перед тем как окончательно взять курс на базу, Криппа сделал «подскок» еще раз оглядев флот противника и насчитав 14 крупных кораблей. Несомненно, что англичане проводили давно ожидаемую высадку десанта.

Aermacchi MB-339A возвращался на базу прижавшись к земле с другой стороны хребта Ривадавия в режиме радиомолчания. Криппа считал, что из-за рельефа его доклад по УКВ на своей базе могут не услышать, а вот выдать себя противнику и подвергнуться атаке Си Харриера – можно запросто.

Рейд лейтенанта Crippa в залив Сан-Карлос
Маршрут полета MB-339 лейтенанта Crippa на карте архипелага

При подходе к «Мальвинас» он связался с руководителем полетов, запросив посадку и в 10-45 благополучно приземлился. Покинув кабину, сделал доклад в Оперативном центре. За свой героический полет Гильермо Оуэн Криппа был впоследствии награжден.

Лейтенант Криппа после вылета 21 мая
Guillermo Owen Crippa вскоре после своего почти самоубийственного вылета на фоне MB-339A 4-A-115. Заметно, что самолет не имеет желтых полос быстрого распознавания, которые использовала аргентинская авиация.

Его информация стала первым подробным отчетом о высадке британского десанта и позволила начать планирование налетов боевой авиации с континентальных авиабаз Аргентины. Слегка поврежденный ударом Aermacchi фрегат HMS Argonaut в тот же день подвергся атаке пятерки A-4B Skyhawk ВВС Аргентины, в ходе которой получил попадания двух неразорвавшихся 500-кг бомб. Одна бомба застряла в котельном отделении, вторая попала в боекомплект ЗРК Sea Cat, вызвала детонацию двух ракет и убила двух матросов. Корабль потерял управление и ход, был взят на буксир фрегатом HMS Plymouth. Чтобы обезвредить бомбы и извлечь их из корпуса, а также устранить повреждения, понадобилось несколько дней. После этого фрегат вернулся в состав действующих кораблей, но уже 5 июня, еще до окончания войны, покинул район боевых действий.

Аргентинские морпехи перед легендарным бортом 4-A-115 лейтенанта Криппы, причем возможно, что справа это он сам и стоит. Судя по погоде, снимок был сделан в один из последующих дней. Заметно, что самолет стоит на алюминиевых листах. Конфигурация вооружения та же, что была в день атаки на фрегат Argonaut — на внутренних пилонах 30-мм пушки DEFA, на средних — четырехтрубные пусковые установки LAU-10 для 127-мм НУРС Zuni
Аргентинские морпехи у Aermacchi MB-339A 4-A-115 лейтенанта Криппы
Более качественное черно-белое фото — тот же сюжет, почти все те же лица, очевидно поменялись местами только фотографы

Боеспособность группы Aermacchi MB-339A на авиабазе «Мальвинас» сильно пострадала от безангарного хранения в тяжелых климатических условиях и воздействия противника. Из оставшихся на островах трех самолетов у 4-А-116 осколками был поврежден двигатель, а у MB-339A 4-А-115 – глючила электрика. В летном состоянии был только борт 4-А-112, но и он скоро вышел из строя из-за проблем с двигателем.

26 мая загруженный запчастями и людьми флотский Fokker F-28 возглавил перелет из Рио-Гранде на Мальвины трех Aermacchi MB-339A (4-A-110, 4-A-114 и 4-A-117), которые пилотировали капитан Carlos Molteni, лейтенанты Jorge Giretti и Guillermo Henry. В 14-30 самолеты сели на авиабазу «Мальвинас». В тот же день начали ремонт 4-A-115, используя детали с 4-A-112 и A-4-116.

Aermacchi MB-339A 4-A-116
Аргентинцы около стоящего на полосе Aermacchi MB-339A 4-A-116. Заметно, что самолет уже в нелетном состоянии
Argentine Aermacchi MB-339A 4-A-116 with yellow bands on lower wings surfaces
Aermacchi MB-339A 4-A-116 повезло с цветными фото. На этой видно отсутствие на носу эмблемы эскадрильи, зато заметны полосы быстрого распознавания на нижней поверхности крыла ( на передней кромке и закрылке).
Aermacchi MB-339A 4-A-116 сфотографированный с другого борта
Фото Aermacchi MB-339A 4-A-116 с другого борта. Тут уже видна полоса вокруг фюзеляжа и начало полосы на верхней консоли крыла.
Aermacchi MB-339A 4-A-116 с полосой быстрого распознования на фюзеляже
По фотографии Aermacchi MB-339A 4-A-116 сбоку можно довольно точно определить место нанесения и ширину желтой полосы на фюзеляже . Этот борт, видимо, был единственным самолетом этого типа получившим полосы быстрого опознавания.

27 мая удалось отремонтировать 4-A-115. Главной проблемой теперь было состояние бортовых аккумуляторов — из-за уничтожения автомобиля-стартера, запуск двигателей был возможен только от них. В условиях наступивших холодов аккумуляторы снимались каждый вечер, заносились в палатку, где отогревались и утром устанавливались обратно на самолеты.

Все дни после начала высадки британского десанта, при малейшем улучшении погоды аргентинская авиация яростно атаковала корабли противника, неся при этом тяжелые потери от британских истребителей и корабельной ПВО. Интересно, что Aermacchi MB-339A с островной авиабазы «Мальвинас» в этих налетах не участвовали.

Пока пилоты ВВС и Морской авиации с континентальных аэродромов совершали свои сложные и смертельно опасные вылеты, аргентинская армия на Мальвинских островах терпеливо ждала противника на своих оборонительных позициях, даже не пытаясь контратаковать высадившихся англичан.

В результате, англичане планомерно подтягивались пешком к позициям аргентинцев, после чего при подержке всех имевшихся средств (авиации, корабельной и сухопутной артиллерии) начинали перемалывать аргентинцев по отдельным гарнизонам.

Первыми англичане взялись за группировку в Порт-Дарвин – Гуз Грин. Для авиаподдержки своих войск в этой ключевой точке, аргентинским командованием было решено 28 мая поднять в воздух три штурмовика Aermacchi MB-339A.

Однако по факту удалось взлететь только двум самолетам с бортовыми номерами 4-A-117 и 4-A-114 под управлением комэска Карлоса Молтени и лейтенанта Даниэля Мигеля (Daniel Miguel). На машине лейтенанта Giretty двигатель запустить не удалось. Самолеты полетели вдоль берега под контролем местного центра управления ВВС Аргентины. Вскоре центр сообщил им, что погода в районе цели резко ухудшилась и после нескольких минут полета на низкой высоте по приборам, поняв, что улучшений не будет, оба пилота вернулись на аэродром.

В 18.00 ветер изменился и эти же два летчика снова взлетели, достигнув заданного района. Карлос Молтени на MB.339 с бортовым 4-А-117, открыл огонь из пушек и НУРС, за ним последовал ведомый. На выходе из атаки ведущий заметил на земле оранжевую вспышку, которую сразу оценил как пуск ракеты и, изменив обороты двигателя, снизился до высоты нескольких метров над землей сманеврировав по направлению полета. Авианаводчик сообщил по радио: «Уходи, уходи, ведомый сбит».

Британский солдат с ПЗРК Blowpipe
Британский солдат с ПЗРК Blowpipe в ходе Фолклендской войны. Этот британский ПЗРК стоял на вооружении обеих противостоящих армий. В отличии от большинства других ПЗРК имел радиокомандное наведение, требующее высокой квалификации стрелка. Единственный точно подтвержденный сбитый англичанами самолет противника при помощи этого ПЗРК в Фолклендской войне — MB-339A 4-A-114 лейтенанта Даниэля Мигеля

Впоследствии стало известно, что лейтенант Daniel Miguel на MB.339A (4-A-114) был сбит ракетой ПЗРК Blowpipe. Самое интересное, что по аргентинскому Aermacchi отработал тот же расчет ПЗРК Blowpipe, который уже стрелял по аналогичному MB.339 лейтенанта Криппа 21 мая в заливе Сан-Карлос — пуск опять произвел Ricky Strange. По словам Рика, первоначально он нацелился на самолет ведущего (Карлоса Монтени), но так как тот уже отстрелялся, решил стрелять по ведомому. Ему удалось навести ракету в район фонаря кабины и передней кромки крыла. Мощная боевая часть Blowpipe не оставила шанса аргентинскому пилоту.

Ricky Strange держит обломок сбитого им из ПЗРК Blowpipe аргентинского Aermacchi MB-339A с бортовым номером 4-А-114. Кусок обшивки был найден им при посещении Фолклендских островов через 20 лет после войны среди мусора в прибрежной зоне Порт-Дарвин — Гуз Грин. Заметно, что заводская красная краска куда лучше выдержала неблагоприятные условия, чем нанесенный в аргентинском Арсенале камуфляж.

Так опытный капитан Carlos Alberto Molteni потерял уже второго своего ведомого в этой военной компании. При возвращении Molteni несколько раз менял курс, чтобы избежать возможного перехвата Си Харриерами.

Налет аргентинских MB-339 не остался незамеченным англичанами и на следующий день Харриеры отбомбились по стоянке эскадрильи. Одновременно пришло известие, что Порт-Дарвин взят противником.

30 мая Харриеры повторили бомбардировку аэродрома в Пуэрто-Аргентино, повредив MB-339 4-A-110, прибывший только за четыре дня до этого. Осколок пробил носок топливного бака установленного на законцовке крыла.

Аргентинские Aermacchi MB-339 в Фолклендской войне
Пара MB-339A на Фолклендах

Видимо, в этот момент командование Armada Argentina уже трезво оценило перспективы продолжения войны, и отдало приказ эвакуировать остатки морской авиагруппы на континент.

31 мая большая часть механиков загрузилась на флотский си улетела на материк. За ними должны были последовать и два последних пригодных к полетам Aermacchi MB-339A 4-A115 и 4-A-117.

Транспортный Fokker F-28 5-Т-20
Один из двух военно-транспортных Fokker F-28 аргентинского флота, обеспечивавших свои подразделения на Мальвинских островах. Фото сделанное на континентальной авиабазе

Следующие три дня были очень холодными, и самолеты, припаркованные под открытым небом, банально не могли завести — из-за низкой температуры аккумуляторы не выдавали 19 В на стартер раскручивающий двигатель. Лишь через пять дней после приказа на эвакуацию 4-А-115 и 4-А-117 удалось поднять в воздух.

Ситуация вокруг Мальвинских островов сильно изменилась не в пользу аргентинцев и они даже толком не знали где поблизости шныряют вражеские корабли. Сложный вылет опять возглавил Carlos Molteni, его ведомым был лейтенант Guillermo Henry. Ни о каком самолете-лидировщике речь не шла, пилотам предстоял полет на малой высоте, во избежание перехвата Си Харриерами или обстрела корабельными ЗРК, лишь выйдя за пределы опасной зоны они сбросили подвесные баки и поднялись до 3 км высоты, вскоре благополучно достигнув континентальной авиабазы Рио-Гранде.

Три Aermacchi MB-339A с номерами 4-A110, 4-A112 и 4-A116 были брошены в Пуэрто-Аргентино в нелетном состоянии. Причем все они могли быть легко отремонтированы в нормальных условиях, но «ужасающие местные погодные условия» не позволили это сделать.

В общем итоге, на Мальвинские острова были переброшены 7 Aermacchi MB-339A, (4-А-110, 4-А-112, 4-А-113, 4-A114, 4-A-115, 4-А-116, 4-A-117), которые совершили 10 боевых вылетов с общим налетом 21 час 20 минут. Из них 4-A-113 потерпел катастрофу, 4-A-114 был сбит противником, 4-A-110, 4-A-112 и 4-A-116 стали трофеями англичан, а 4-A-115 и 4-A-117 вернулись на континент. Таким образом, потери от всех причин составили 2 летчика и 5 машин.

14 июня 1982 аргентинский гарнизон на Мальвинских островах капитулировал. Среди пленных оказались и 7 человек из состава 1-й Escuadrilla Aeronaval de Ataque, видимо, это были техники обеспечивавшие вылет последней пары Aermacchi MB-339A на континент.

Через некоторое время трофейные Aermacchi MB-339A подверглись отстрелу катапультных кресел и, впоследствии, были вывезены в Великобританию.

Отстрел англичанами катапультного кресла на трофейном MB-339A
В целях безопасности англичане отстреляли катапультные кресла на всех захваченных самолетах
Три Аэромакки MB-339 ставшие трофеями противника в одном ряду с Пукарами
Перетащенные в одну линейку английские трофеи — семь Пукар и три Аэромакки. Ближний — 4-A-116, средний — 4-A-112 и дальний — 4-A-110
Попавший в руки англичан аргентинский штурмовик MB-339A 4-A-112
Средний в линейке трофеев MB-339A 4-A-112. Полосы распознавания — отсутствуют.
Aermachhi MB-339A 4-A-110
Британский военный позирует около «разряженного» Aermachhi MB-339A 4-A-110
Вид на этот же борт 4-A-110 сзади
Захваченный англичанами на Фолклендах Aermacchi MB-339A 4-A-112
Aermacchi MB-339A 4-A-112. Кресла уже отстреляны, британские мародеры законцовку киля уже «откусили».
Остатки Aermacchi MB-339A 4-A-116
По желтой полосе вокруг фюзеляжа можно определить, что это передняя часть Aermacchi MB-339A 4-A-116. Его хвостовая часть пошла на сборку экземпляра выставленного в британском музее.
Раздербаненный Aermacchi MB-339A 4-A-110
Раздербаненный Aermacchi MB-339A 4-A-110, эта часть пошла на музейную сборку с хвостом от 4-A-116
Aermachhi MB-339A в музее британской морской авиации, 1983
Выставленный в 1983 году на выставке посвященной Фолклендской войне в Fleet Air Arm Museum, Yeovilton, трофейный аргентинский Aermachhi MB-339A был собран из носовой части 4-A-110 и хвостовой 4-A-116. После выставки самолет отдали фирме Ролс-Ройс, которая отрабатывала на нем изменение двигательной установки для совместного предприятия Lockheed/Aermachhi, пытавшихся продвинуть модернизированный MB-339 на американский конкурс на учебный самолет
Передняя часть 4-A-110 сохранена в Филтоне
Передняя часть 4-A-110 после завершения работ Ролс-Ройсом была сохранена в историческим фондом фирмы в Филтоне

Выжившие в войне аргентинские Aermacchi MB-339A вернулись на свою базу в Пунто-Индио и постепенно встали на прикол из-за отсутствия запчастей для английских двигателей Viper 632, которые, разумеется, попали под британское эмбарго. В 1984 году у MB.339 4-A-117 сработало катапультное кресло внутри ангара. Хотя в инциденте никто не пострадал, кабина была сильно повреждена сработавшим ракетным ускорителем кресла.

Уцелевшие Aermacchi MB-339A со своими предшественниками MB-326
Два Aermacchi MB-339A на послевоенных учениях вместе с MB-326
Aermachhi MB-339A 4-A-115 на послевоенном снимке
Aermachhi MB-339A 4-A-115 после войны был «богато декорирован» — под кабиной нанесли эмблему эскадрильи и перечеркнутый силуэт фрегата «Argonaut» с датой атаки

Аргентинская хунта генерала Гальтиери захватила Фолклендские острова стремясь отвлечь народ от провальной экономической ситуации в стране. Однако, аргентинские военные не смогли отстоять свое завовевание и это стало катастрофой не только для страны, но и для самой хунты, которая вскоре потеряла власть. Новые гражданские власти радикально порезали военный бюджет и оставшиеся 5 Aermacchi MB-339A остались совершенно не у дел, тем более, что Бразилия в виде братской помощи передала 11 MB-326BG постройки Embraer из состава своих ВВС, одинаковых с уже имевшимися аргентинскими самолетами этого типа.

В результате, стоявшие много лет в ангаре в Пунто-Индио аргентинские Aermacchi MB-339A были проданы. Борт 4-A-119 выкупила фирма-производитель в 1991 году и, модернизировав его, пыталась участвовать в конкурсе на учебный самолет в США. Три других были проданы аргентинскому коллекционеру в 1999 году, который перевез их в Хьюстон, США и выставил их на продажу. Причем, в среди них оказался исторический борт 4-A-115, на котором лейтенант Криппа в день высадки англичан атаковал HMS Argonaut. Впоследствии, была предпринята даже безуспешная попытка выкупить исторический борт.

 Aermachhi MB-339A в ангаре
Выведенные из эксплуатации Aermachhi MB-339A в ангаре, включая 4-A-115. Единственный снимок, где можно рассмотреть расположение «военных номеров» (matricola armada), которые присваиваются производителем — на хвостовой части под стабилизатором.
Aermachhi MB-339A 4-A-115 в щастном владении в США
Аргентинский коллекционер выкупил три Aermachhi MB-339A, в том числе легандарный 4-A-115, и увез в американский Хьюстон, где они храняться в ожидании продажи. Патриотизм? Не, не слышали…

Только сильно пострадавший при нештатной сработке катапультного кресла Aermacchi MB-339A с номером 4-A-117 оказался никому не нужен и остался в Аргентине. Благодаря этой счастливой-несчастливой случайности самолет был сохранен в музее Морской авиации Аргентины, расположенном у входа на военно-морскую базу Comandante Espora. В 2007 году последний аргентинский Aermacchi MB-339A был отреставрирован после долгих лет пребывания под открытым небом.

Aermachhi MB-339A 4-A-117 сохранившийся в Аргентине
Единственный сохранившийся в Аргентине Aermachhi MB-339A 4-A-117 — один из двух вернувшихся с войны самолетов этого типа. Сохранился только благодаря повреждениям полученным при нештатном срабатывании катапультного кресла в ангаре — «инвалид» с прожженой стартовым ускорителем кабиной оказался никому не нужен. Теперь сохранен в музее.

Оценивая эффективность аргентинских Aermacchi MB-339A в ходе боевых действий против серьезного противника — ее можно признать низкой. Серьезного ущерба ни Королевскому флоту, ни британской армии они не нанесли, единственным заметным успехом было своевременное обнаружение высадки британских войск в водах пролива Сан-Карлос. Эксплуатация в жестких климатических условиях на фактически полевом аэродроме оказалась сложной, а вооружение выбранное комэском — неэффетивным. Впрочем, надо понимать, что от легкого учебно-боевого самолета была сложно ожидать чего-то большего. Аналогичные чехословацкие Aero L-39  также «не зажгли» в ходе боевых действий в Ливии.

CANA №
Военный №
Примечания
4-A-110 0761 Перелетел 26.05.82, британский трофей, носовая часть сохранилась в музее
4-A-111 0762 В б/д не участвовал, продан в США
4-A-112 0763 Перелетел 15.05.82, британский трофей
4-A-113 0764 Перелетел 23.04.82, потерпел катастрофу 3.05.82. Погиб лт. Carlos Benitez
4-A-114 0765 Перелетел 26.05.82. Сбит 28.05.82 ПЗРК Blowpipe. Погиб лт. Daniel Miguel
4-A-115 0766 Перелетел 15.05.82, вернулся в Аргентину 6.06.82,  продан в США
4-A-116 0767 Перелетел 23.04.82, британский трофей,
4-A-117 0768 Перелетел 26.05.82, вернулся в Аргентину 6.06.82,  сохранен в Аргентине
4-A-118 0769 В б/д не участвовал, продан в США
4-A-119 0770 В б/д не участвовал, выкуплен Aermachhi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!