Война на Украине

Украинская 299-я Бригада Тактической Авиации в войне с Россией

Штурмовики Су-25 являются “рабочими лошадками” практически любой войны на территории бывшего Советского Союза, не стала исключением и нынешняя война на Украине, причем активно применяются Су-25 обеими сторонами конфликта. Украинская 299-я Бригада Тактической авиации в войне с Россией на момент написания материала уже понесла достаточно тяжелые потери в самолетах и экипажах.

Всего Украине после распада Союза досталось порядка 90 Су-25 разных модификаций, из них порядка 15 двухместных Су-25УБ и палубных Су-25УТГ. Причем, палубники вызвали нездоровый интерес и их на Украине вскоре не осталось – по одной машине купили США и Китай, остальные выменяли России на обычные Су-25УБ.

Украинские Су-25 изначально пытались шаманить на крымском 316-м АРЗ в Евпатории, но из этой затеи толком ничего не вышло и вскоре основным заводом по ремонту Су-25 на Украине стал Запорожский “МиГремонт”. Поэтому потеря Крыма никак особо не сказалась на боеготовности украинского парка Су-25. Куда больше повлияла продажа самолетов за границу. Всего было продано 10 самолетов в Чад, 4 в Македонию, 2 в Нигер, 4 в Экваториальную Гвинею, 2 Конго, ну и по одному в США и Китай, всего 24 самолета. Часть самолетов была списана, роздана учебкам и музеям.

С 2010 года на Запорожском “МиГремонте” начали модернизацию Су-25 в Су-25М1 и Су-25УБ в Су-25УБМ1. Модернизация состояла в замене аналогового вычислителя прицела Су-25 на цифровой, разработанный украинской фирмой «Орион-Навигация». По утверждению разработчика, это повысило точность применения вооружения на 30 %, обеспечив попадание с отклонением не более 5 м.

Су-25 на Запорожском АРЗ "МиГремонт"
Украинские Су-25 во время ремонта и модернизации на Запорожском АРЗ “МиГремонт”

Также установили новую систему СВС (система воздушных сигналов), модернизированную радиостанцию и систему спутниковой навигации Глонасс\GPS\Galileo за счет последнего Су-25М1 якобы стал просто всепогодным бомбардировщиком, способным действовать по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости, и не выходя из-за облаков. По тем же рекламным данным в три раза (до 5000 м) повышена высотность применения вооружения, и значительно сокращено время пребывания самолета над объектами удара, а сам штурмовик стал недосягаемым для ПЗРК противника, и резко снижается возможность его поражения зенитной артиллерией. По факту же все эти чудо-способности остались исключительно теоретическими и применение украинских Су-25 как в войне против Донбасса в 2014, так и против России в 2022 показало, что используются они как и прежде –  малых высот с визуальным прицеливанием по цели. В реальных боевых действиях ни о каком уходе за верхнюю границу досягаемости ПЗРК речь не идет.

Приборная панель украинского Су-25М1
Приборная доска модернизированного Су-25М1, справа небольшой экранчик системы спутниковой навигации

Стоимость модернизации составила меньше одного миллиона USD и проведена силами исключительно украинских предприятий, причем в эту сумму не входит стоимость капитального ремонта самолета.

Единственным соединением Повитряных Сил ЗСУ, вооруженным штурмовиками Су-25 является 299-я Бригада Тактической авиации, у которой две эскадрильи вооружены Су-25, а одна эскадрилья – Л-39. Основной базой авиабригады является аэродром Кульбакино около Николаева.

Эмблема 299-й БрТА ВВС Украины
Эмблема 299-й Бригады Тактической Авиации Повитряных Сил Украины

Модернизированные Су-25М1 начали поступать в состав 299-й тактической авиабригады с марта 2010 года и,  к 2022 году, несмотря на потери, практически все летающие машины прошли модернизацию.

В войне против Донбасса в 2014 году 299-я авиабригада потеряла сбитыми 5 Су-25 без потерь среди экипажей. Уже после окончания активных боевых действий, в 2015 и 2016 два Су-25 разбилось в авиакатастрофах в ходе тренировочных полетов. Из 5 сбитых машин у четырех бортовые номера начинались на цифру «0» – N03, N04, N06, N08, а после того, как в 2015 потерпел катастрофу борт N07, убив пилота, командование авиабригады приняло решение покончить с этой «проклятой серией» перенумеровав четыре оставшихся самолета – N01 стал N44,  N02 стал N22,  N05 стал N45,  N09 стал N49.

По штату две штурмовые эскадрильи должны иметь 24-28 Су-25, включая Су-25УБ. Сообщалось, что за последние годы, они практически восстановили штатную численность за счет ремонта на Запорожском АРЗ. Что удобно, все самолеты проходившие ремонт с 2012 года, получали модный, так называемый “пиксельный камуфляж” в оттенках серого, что позволяет легко отличать “свежие” борта.

Вопрос вызывают первые два Су-25М1, один Су-25 и одна спарка Су-25УБМ1. Эти камуфлированные борта, прошедшие  ремонт и модернизацию в 2010 году, по идее на грани исчерпания межремонтного ресурса, если не были переведены на режим эксплуатации по техсостоянию. В 2019 году они еще летали, но как обстоят дела с ними в 2022-м, да еще с учетом идущей войны – не понятно. По крайней мере на немногочисленных фото и видео в ходе войны они не попадались. Но без этих бортов, дотянуть штатную численность украинских Су-25 до “двух полных эскадрилий” никак не получается.

Кроме отремонтированных, на балансе в 299-й бригаде имеется еще (по разным оценкам) от 12 до 20 Су-25 и один Су-25УБ (большинство на “сберегании” – фактически являясь резервом для капремонта). Вероятно, что два из них должны быть на ремонте и модернизации на “МиГремонте” в Запорожье. Сведений об авиаударе по этому предприятию также не поступало.

Итак, попробую пробежаться по строевым бортам 299-й бригады до войны, к которым будем относить только штурмовики прошедшие ремонт начиная с 2010 года. В основном, это машины в «пиксельном» камуфляже, а также три самолета в обычном камуфляже. На данный момент, участие в войне украинских Су-25 в старых камуфляжах не зафиксировано, но в условиях войны, повторюсь, оно не исключено.

Су-25М1К N15 sn 25508110267  (-287-???)

Su-25M1 N15 Ukraina Air Force
Су-25М1К N15

Су-25М1 N16 sn 25508110280

Ukrainian Su-25 N16
Су-25М1 N16

Су-25М1 N17 sn 25508110283, прошел модернизацию в 2015

Su-25M1 N17 from 299 BrTA
Штурмовик Су-25М1 N17

Су-25М1 N19 sn 25508110288, сбит 24 февраля 2022

Su-25M1 N19 was shot down by russian Air Defence near Kherson
Су-25М1 N19, был сбит 26 февраля около Херсона, а его пилот Александр Жибров погиб

Су-25М1 N20 sn 25508110269, прошел модернизацию в 2018

Ukrainian Su-25M1 N20
Су-25М1 N20

Су-25М1 N21 sn ?

Su-25M1 N21 Ukraine Air Force
Су-25М1 N21

Су-25М1 N29 sn 25508110262, прошел ремонт и модернизацию в 2015 году

Su-25 M1 from 299 Air Brigade Ukrainian Air Force
Су-25М1 N29 25508110250

Су-25М1 N30 sn ?

Су-25М1 N30 из 299-й БрТА
Су-25М1 N30

Су-25М1 N31 sn 25508110263 , прошел ремонт и модернизацию в 2017 году, сбит в 26 февраля 2022, погиб капитан Андрей Антихович

Су-25М1К N32 sn 25508110264, прошел ремонт и модернизацию в 2019 году

Су-25М1 N35 sn 25508110315

Су-25М1К N36 sn? , прошел ремонт и модернизацию в 2018 году

Су-25М1 N37 sn 25508110317, прошел ремонт и модернизацию в 2015 году

Су-25М1 N39 sn ?, прошел ремонт и модернизацию в 2016 году, сбит 25 февраля 2022, погиб майор Геннадий Матуляк

Су-25М1К N40 sn 25508110325

Су-25М1 N41 sn 25508110281, прошел ремонт и модернизацию в 2010 году. Боеготовность на 2022 – неизвестно.

Су-25 N44 sn 25508110266,  проходил ремонт в 2010-11 годах, оснащен установкой отстрела помех «АДРОС» КУВ 26-50, нет сведений о модернизации в Су-25М1. Бывший N01. Боеготовность на 2022 год не известна.

Су-25М1 N45  sn 25508110285, в 2009-10 годах прошел модернизацию. Бывший N05, боеготовность на 2022 –  неизвестно

Су-25М1 N46 sn 25508104003

Су-25М1 N47 sn 25508103009

Су-25М1 N48 sn 25508104005

Су-25М1 N49 sn 25508110125, прошел ремонт и модернизацию в 2015 году, бывший N09, сбит, предположительно 26 февраля у Алешек

Су-25УБМ1К N60 sn 38220136725

Су-25УБМ1 N62 sn 38220123321

Су-25УБМ1 N63 sn 38220136703, модернизирован в 2017 году

Су-25УБМ1 N64 sn 38220136494

Су-25УБМ1К N67 sn 38220115021

По итогам, удалось насчитать 24 “пиксельных” борта (включая УБ) и три относительно “свежих” камуфляжных. В целом, боевой состав 299-й Бригады Тактической авиации на момент начала войны можно оценить в промежутке от минимум 24 Су-25М1 (вместе с Су-25УБМ1) до максимум 28-30 штук (с учетом “мобилизации” с хранения обычных Су-25 и Су-25УБ).

Общий ход боевых действий в воздухе в первые дни войны рассматривался в статьях Авиация в российско-украинской войне. Ч-1 и Воздушная война над Украиной 3 и 4 марта 2022.

Здесь же будем рассматривать только события связанные с украинскими Су-25.  Итак, около 5-00 24 февраля 2022 года на авиабазе Кульбакино около Николаева раздались взрывы ракет, положившие начало уже второй для 299-й БрТА войны. До сих пор толком неизвестно какие цели были поражены на авиабазе, однако, по показаниям пленного летчика, все боеготовые самолеты вскоре были выведены из под возможных повторных ударов на другой аэродром.

На земле были уничтожены два Су-25 находившихся “на хранении” – N12 и N42. Особого ущерба, это, конечно, не нанесло и на ходе боевых действий никак не сказывается, но потенциально, эти два борта могли быть когда-то отремонтированы и вступить в строй.

Украинская 299-я Бригада Тактической Авиации
Су-25 N12, уничтожен ракетным ударом в Кульбакино 24 февраля 2022, находился на хранении.
Су-25 N42, уничтожен ракетным ударом в Кульбакино 24 февраля 2022, находился на хранении.

По данным украинской стороны, в первый же день войны Су-25 приняли участие в ударах по захваченному российскими десантниками аэродрому Гостомель, потерь при этом они потерь не имели.

Украинский Су-25, предположительно N19, где-то в Херсонской области.

24 февраля потери они понесли на Херсонском направлении. Около 12 часов дня пара Су-25 вылетела на штурмовку колонны российской техники около Чаплинки. Удар был достаточно эффективным, но расплатиться пришлось сбитым Су-25 N19 и гибелью его пилота – комэска подполковника Александра Жиброва.

Су-25 N19 сбит в районе Чаплинки 24 февраля 2022, Херсонская обл, подполковник Александр Жибров погиб

Через несколько часов удар по дороге в районе Чаплинки повторили  – на этот раз работала пара майора Лазаренко и капитана Щербакова. Результатом удара была мощная детонация на земле и потеря обоих штурмовиков – Су-25 N30 врезался в землю, капитан Александр Щербаков поздно катапультировался из накрененного штурмовика и погиб от удара о землю. Су-25 майора Лазаренко смог дотянуть до аэродрома подскока, но был списан и там брошен, а впоследствии добит российской авиацией.

Украинский Су-25 N30 в ходе удара по российской колонне в районе Алешек, Херсонской области. Заметно, что самолет вооружен блоками 80-мм НУРС. Этот вылет стал последним для капитана Александра Щербакова
Хвост сбитого украинского Су-25 N30. Пилот этого штурмовика капитан Александр Щербаков погиб.
Совершенно искореженный украинский Су-25, вытащенный куда-то на грунт. Ни дата, ни место съемки не известны, но наиболее вероятно, что это списанный борт майора Лазаренко, тяжело поврежденный 24 февраля и добитый российской авиацией

25 февраля пара украинских Су-25 попыталась атаковать мост через Припять в 40 км от белорусской границы, но была перехвачена российскими истребителями. Самолет ведущего, комэска подполковника Геннадия Матуляка был сбит и упал в лес около населенного пункта Глебовка, ведомому – старшему лейтенанту Максимову удалось уйти. По обломкам сбитого Су-25 Матуляка удалось выяснить бортовой номер – N39. Также в сеть попала страница паспорта пилота.

Снимок обрывка паспорта погибшего пилота – подполковника Геннадия Матуляка. Пилот был похоронен местными жителями недалеко от места падения самолета
Обломки хвоста украинского Су-25 N39 сбитого в районе Глебовки Киевской области

26 февраля пара Су-25 атаковала российские войска в районе Алешек на подступах к Херсону. Этот вылет также не обошелся без потерь среди украинских штурмовиков – был сбит Су-25 N31 и погиб капитан Андрей Антихович. Второй Су-25 также был сбит, но его пилоту старшему лейтенанту Андрею Максимову удалось катапультироваться. Он попал в плен, где рассказал, что он выпуска 2020 года (то есть около года с небольшим в строю 299-й БрТА). В первом вылете целью Максимова была переправа в 40 км от белорусской границы, в 60 км от цели был сбит самолет ведущего (Матуляка). Во втором он атаковал мост у Херсона, расположенный за Антоновским (очевидно – в Приднепровье), в третьем вылете – был дважды обстрелян ракетами и боевую задачу не выполнил. Сбит он был в 4-м вылете. В начале июня из района Херсона появились фото и видео обломков сбитого украинского Су-25 N49, исходя из которых можно предположить, что это и есть сбитый Су-25 Максимова.

Су-25 N31 на котором 26 февраля 2022 около Алешек Херсонской области погиб капитан Андрей Антихович
Ст. лт. Максимов – единственный выживший украинский пилот из двух сбитых Су-25 около Алешек 26 февраля Су-25 N49
Су-25 из состава 299-й авиабригады атакует российские войска в районе переправ через Днепр в Херсоне. Скорее всего, момент поражения самолета ракетой ПЗРК, однако падения самолета на видео не было зафиксировано – скорее всего это Су-25 N49 старшего лейтенанта Максимова, который смог немного протянуть от места попадания.
Ukrainian Su-25 N49 shot down near Kherson at firsts days of War
Обломки украинского Су-25 N49 на Херсонщине

В сводке по итогам 27 февраля украинское командование  сообщило, что штурмовики Су-25 наносили удары по колоннам противника в составе пар и звеньев на Херсонщине и Черниговщине.

2 марта “Командування Повітряних Сил ЗСУ” отчиталось, что экипажи “бойових літаків Су-24М і Су-25” уничтожали колонны войсковой техники и живой силы россиян в Киевской, Сумской, Черниговской и Харьковской областях.

Капитан Александр Корпан, командир звена 299-й БрТА, погибший 2 марта 2022 над Староконстантиновым на Су-25 N29,

Разумеется, о потерях своей авиации не было сказано не слова, однако, позже на местных интернет ресурсах появилась информация о похоронах погибшего 2 марта в ходе боевого вылета над Староконстантиновым командира звена 299-й БрТА капитана Александр Корпана, который по итогам 2021 года был назван “лучшим летчиком ударной авиации”.

Никаких подробностей о его гибели нет. В украинской прессе, как обычно, никакой конкретики – стандартный с советских времен набор героических штампов: “Во время выполнения боевого полета он ценой своей жизни спас своих собратьев. А потом отвел уже загоревшийся самолет от жилых домов. Хотя мог катапультироваться, чтобы сохранить свою жизнь. Впрочем, тогда бы погибло больше людей. Он как настоящий воин отдал свою жизнь за других.”

Можно гадать о причинах потери Су-25 в тылу, но учитывая, что ему присвоили звание “Героя Украины”, ясно, что погиб он действий противника. В такое глубокое проникновение российских истребителей вглубь Украины верится слабо и с учетом фразы “спас своих собратьев”, скорее всего “принял ракету” над линией фронта и поврежденный самолет не дотянул до базы. По неизвестной причине катапультироваться капитан Корпан не смог и погиб.

3 и 5 марта украинское командование снова сообщало о действиях своих ударных машин Су-24М и Су-25, которые “традиционно наносили удары по наземным целям во взаимодействии с подразделениями Сухопутных войск, а также совершили несколько налетов на вражеские колонны”.

6 марта Минобороны РФ, среди прочего, заявило об уничтожении одного украинского Су-25 в районе Радомышля и еще одного в районе Нежина.

В свою очередь, в этот же день, глава Николаевской области заявил о потери двух самолетов украинских ВВС в районе парка Олешские пески к востоку от Херсона. До сих пор никаких подтверждений об этих потерях 299-й авиабригады нет.

Утром 7 марта российские военные упомянули об уничтожении предыдущим вечером одного украинского Су-25.

В сводке за 8-9 марта украинская сторона заявляла о боевых вылетах своих бомбардировщиков и штурмовиков, аналогично и 10 марта – удары штурмовиков и бомбардировщиков по двум колоннам российской техники.

10 марта появилась заскриненная с телефона запись онлайн трансляции Тик-Тока с обломками очередного сбитого украинского Су-25 с N31. Понять, кто, когда и где снимал нельзя, это вполне мог быть один из Су-25 сбитых, например, 6 или 7 марта.

11 марта Украина заявила о десяти боевых вылетах ударной авиации – Су-24, Су-25 и Ми-24, то есть на каждый тип авиатехники по 2-4 вылета. Довольно скромное участие на фоне 80-100 пораженных целей, заявляемых ежедневно российским Минобороны.

12, 13 и 14 марта украинские военные уже перестали даже уточнять количество боевых вылетов своей ударной авиации, обходясь фразами вроде “ударная авиация Повитряных Сил продолжила наносить удары по наземным целям – скоплениям вражеской техники и живой силы, колоннам на марше и иным целям”.

Это вполне согласуется с данными российских военных, которые в свою очередь отчитывались о сбитых украинских Су-24 и Ми-24, хотя сбитые украинские Су-25 в российские сводки уже не попадали вплоть до 15 марта.

Зато 15 марта было заявлено, что за прошедшие сутки российские истребители и ПВО сбили аж 16 воздушных целей – 13 беспилотников, а также по одному Ми-8, Су-24 и Су-25.

При этом, потеря украинского Су-25 над ДНР подтверждена попаданием в плен его пилота – майора Романа Василюка. Летчик катапультировался, при попытке скрыться был ранен в ногу и захвачен. Впоследствии обменян и вернулся на Украину.

Сбитый над ДНР пилот украинского Су-25 майор Василюк Роман в плену

24 апреля Василюк (уже подполковник!) был обменян на российского летчика. На встрече с представителями Главного Управления Разведки Минобороны Украины Василюк заявил: “Долго сидеть в госпитале не собираюсь. За месяц собираюсь вернуться в строй и бороться за освобождение нашей родины от оккупантов”. Так что вполне вероятно, что новости об этом пилоте еще не последние.

Lt Col Vasilyuk after captivity
Подполковник Роман Василюк (справа) после освобождения из плена

15 марта был нанесен удар по Краматорскому аэродрому, где, по заявлению российских военных, в трех уничтоженных ангарах находились 4 Су-25, 1 Ми-24 и 5 Ми-8. Довольно смелое утверждение – было бы понятно, если бы речь шла об обвалованных укрытиях или открытых стоянках – там результат не сложно зафиксировать с воздуха или из космоса. А вот знать содержимое ангаров проблематично, ну разве что беспилотники круглосуточно висят и считают, что закатывают и выкатывают, или разведка перехватывает отчет противника о потерях.

Авиация Повитряных Сил отчиталась о нанесении 15 марта ракетно-бомбовых ударов по наземным целям “Группой Тактического назначения” в составе бомбардировщиков Су-24М, штурмовиков Су-25 и вертолетов Ми-24 армейской авиации. “… под прикрытием истребителей совершили 9 авианалетов на колонны вражеской техники и скопления войск”.

В ответ российское военные заявили, между 14.10 и 14.20, на высоте 600 м, над восточной окраиной Чернигова российские силы ПВО сбили два украинских штурмовика Су-25:  к западу и к востоку от города. Через какое-то время на телевидении и в сводках Минобороны появилась информация о том, что “боевой расчет ЗРК «Бук-М3» под командованием Сергея Овчаренко уничтожил две воздушные цели подряд, когда прикрывал действия российской группировки”. Вполне возможно, что речь идет об этом эпизоде под Черниговым 15 марта. На данный момент доказательств этих потерь нет.

16 марта о действиях своей ударной авиации украинская сторона молчала.

17 марта украинцы заявили, что их бомбардировочная и штурмовая авиация снова атаковали колонны российской броне и автомобильной техники. Следующий раз в украинских сводках “бомбардувальники Су-24М та штурмовики Су-25” появились 20, 21, 22 и 24 марта – наносили удары по скоплениям техники, танковых колонн и живой силы. Никаких уточнений по количеству вылетов или местам ударов не было.

22 марта всплыло очень короткое и малоинформативное видео с разбомбленным на земле украинским Су-25 в неустановленной локации.

25 марта Командование Повитряных Сил ЗСУ отчиталось прямо таки об успешных боевых действиях своей ударной авиации, которая, под прикрытием истребителей, как обычно наносила ракетно-бомбовые удары по колоннам техники, скоплениям войск и логистике противника.

Российское командование подтвердило появление в воздухе вражеской авиации, заявив, что средствами ПВО сбиты в воздухе над населенным пунктом Вишневое три украинских самолета (два Су-25 и один Су-24).

26 и 27 марта, украинские военные заявили, что их истребители патрулируют воздушные просторы осуществляя перехват воздушных целей, истребительное прикрытие войск и объектов, а ударная авиация продолжает наносить удары по противнику под прикрытием истребителей.

28 марта Минобороны РФ подтвердило, что украинские боевые самолеты все еще появляются в воздухе, заявив об уничтожении в течение дня в воздухе трех самолетов военно-воздушных сил Украины: двух Су-24 – западнее населенного пункта Коростень в Житомирской области и одного Су-25 – над населенным пунктом Дружковка в Донецкой области.

15 апреля 2022 в районе Изюма был сбит Су-25, который пилотировал капитан Егор Середюк, летчик погиб. Еще 22 марта этот пилот был награжден орденом “Богдана Хмельницкого” 1-й степени.  К  моменту своей гибели 15 апреля, он имел на своем счету примерно 25 боевых вылетов, посмертно был удостоен звания “Герой Украины”.

14 мая 2022 в районе Гуляйполя Запорожской области был сбит Су-25 капитана Сергея Пархоменко, 25-летнего кавалера ордена “Богдана Хмельницкого” 3-й степени. Самолет упал на украинской территории, поэтому потеря была быстро подтверждена репортажем с похорон летчика в Виннице. Капитан Пархоменко совершил 38 боевых вылетов, при этом спикер Повитряных Сил записал на его счет  20 танков, 50 бронемашин, 55 автомобилей и “несколько сот” солдат и офицеров противника. Таким успехам молодого украинского пилота за четыре десятка боевых вылетов черной завистью завидует лучший пикировщик-штурмовик Люфтваффе, любимец фюрера Ганс-Ульрих Рудель. Кавалер полного набора Рыцарского креста – с золотыми дубовыми листьями, мечами и брильянтами на фоне украинского капитана Пархоменко – выглядит как полный лох, на его 2350 вылетов приходится всего около 2000 заявленных уничтоженных целей, то есть несомненно везучий и “скромный” немецкий ас заявлял 0,8 уничтоженных целей на один боевой вылет. А вот капитану Пархоменко родные Повитряны силы приписывают 125 уничтоженных единиц техники на 40 вылетов!  То есть 3,2 уничтоженных цели на один вылет! Не перевелись еще талантливые сказочники на Украине…

В отличии от “речника” Повитряных Сил,  который с начала войны часто несет абсолютный шизофренический бред на грани словесного поноса, чиновники Минобороны Украины отправляют в президентскую канцелярию несколько более адекватные наградные листы. По крайней мере, такой вывод можно сделать с репортажа о награждении летчика-штурмовика Александра Кукурбы званием Героя Украины. Президент страны упомянул те же 38 боевых вылетов новоиспеченного Героя, но назвал скромные и обтекаемые “десятки уничтоженных единиц вражеской техники”. Кукурба начал войну капитаном, 22 марта был награжден орденом “Богдана Хмельницкого” 1-й степени, уже 14 апреля в звании майора и должности начальника разведки 299-й БрТА  стал прижизненным Героем Украины, что является не очень частым явлением среди украинских летчиков.

Su-25 pilot major Kukurba - Hero of Ukraine
Начальник разведки 299-й БрТА майор Александр Кукурба получает звание Герой Украины из рук Зеленского

Итак попробуем проанализировать потери штурмовиков Су-25 украинской 299-й Бригады Тактической Авиации в ходе войны с Россией. Сразу надо сказать, что всю правду о потерях знают только в самой авиабригаде и вышестоящих штабах Повитряных Сил. И они нам эту правду до окончания войны точно не расскажут.

Не будем также ориентироваться на заявления об уничтоженных украинских Су-25 со стороны российских военных – то что потери противника всегда волей-неволей завышаются это было всегда. Поэтому, будем принимать во внимание только достоверно подтвержденные факты. К таким фактам относятся – признание потери самими Повитряными Силами, установленный факт гибели, попадания в плен или катапультирования пилота, фото и видео подтверждения потери самолета.

Итого, на конец мая 2022 подтвержденные потери украинской 299-й авиабригады – 10 действующих Су-25 и 2 на хранении, 6 погибших и два пленных пилота (обменяны). По самолетам это примерно треть имевшегося в строю парка Су-25 украинской 299-й Бригады Тактической Авиации.

Статья о потерях украинских Су-25 в войне с Россией

Список потерь украинской авиации – Подтвержденные потери украинской авиации до 31.03.2022

 

2 thoughts on “Украинская 299-я Бригада Тактической Авиации в войне с Россией

  • абзац, начинающийся с фразы ‘В украинском сегменте интернета дата смерти Мотуляка…’ повторяется 2 раза.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика