Микроганшип – MD530F Cayuse Warrior ВВС Афганистана
Легкие вооруженные вертолеты никогда в Афганистане на занимали заметную долю в его арсенале. В определенном смысле к ним можно отнести только эскадрилью афганских Ми-4, которые были вооружены пулеметами, но их эксплуатация прекратилась уже в начале 80-х годов прошлого века. Все изменилось когда в марте 2011 Армия США заключила контракт с MD Helicopters Inc (MDHI) на потенциальную сумму 186 млн USD на поставку вертолетов MD530F Cayuse Warrior ВВС Афганистана по фиксированной цене. Первая шестерка вертолетов предназначенных для обучения была заказана сразу, остальные 48 машин планировалось дозаказывать в виде опционов. Всего, таким образом, контракт предусматривал возможность закупить на эту сумму 54 вертолета с основными запчастями для первых лет эксплуатации.
MD530F является продолжением развития легких вертолетов семейства MD-500. Новая модификация оснащена двигателем Rolls Royce 250-C30 мощностью 650 л.с. (485 кВт), с увеличенными лопастями несущего винта и, соответственно, удлиненной хвостовой балкой. По сравнению с MD500E вертолет лучше приспособлен для полетов на большой высоте и в жарком климате, что весьма актуально для условий Афганистана. Лопасти рулевого винта также увеличены в размере, что позволило улучшить управляемость на больших высотах. Машина развивает скорость до 250 км/ч и, по рекламным данным, способна забраться почти на пяти километровую высоту.
Первая партия из шести учебных машин была доставлена на авиабазу Шинданд 12 декабря 2011 года. Сильно заморачиваться с выдумыванием тактических номеров не стали – их наносили американцы прямо на заводе взяв за основу заводской номер, первый нолик и буквы в конце отбрасывались и из заводского 0179FF получался тактический 179, ну и так далее.
Соответственно, прибывшие вертолеты получили тактические номера 179-184. Тот же принцип применялся и для следующих партий вертолетов, как следствие в нумерации афганских MD530F имеются пробелы – MDHI параллельно производила вертолеты и для других заказчиков.
В ходе обучения афганских пилотов один из вертолетов был потерян в результате противодействия талибов. Произошло это так – мятежники заметили, что один из холмов регулярно используется американскими инструкторами для отработки учебных посадок в горной местности. Талибы заложили на вершине фугас с дистанционным управлением, после чего им осталось дождаться своей жертвы.
Когда 7 сентября 2013 вертолет MD530F N182 под управлением уоррент-оффицера Томаса Миллера и афганского лейтенанта Массуда Исламхила приземлился на вершину, талибы подорвали фугас, в результате взрыва которого у вертолета оторвало одну из посадочных лыж и разрушило несущий винт. В итоге вертолет полностью сгорел. Оба летчика были серьезно ранены.
Интересен подход американцев к спасательной операции. С Шинданда была поднята пара Ми-17 из состава 838-й Экспедиционной Советнической авиагруппы. Прибыв на место катастрофы, вертолеты не стали садиться, опасаясь противодействия талибов (которого по факту не было), передовой вертолет “выбросил” (jump) кормового стрелка для оказания помощи раненым, правда не понятно – спрыгнул с зависшего борта или спустился по веревке.
В момент прибытия, оба пострадавших летчика были вне вертолета. Томас Миллер был в сознании, а афганский лейтенант признаков жизни уже не подавал, несмотря на попытку американского пилота затянуть жгут на его раненой руке, у того была серьезная рана еще и на ноге. Миллер считал, что афганец уже умер. Высаженный стрелок, оттащил подальше от обломков вертолета американского пилота, потом услышал крик раненого афганца и наложил ему дополнительные жгуты. Со второго Ми-17 позднее был высажен еще один человек, но забирать раненых все равно не стали, дожидаясь прибытия армейского HH-60 Pave Hawk с носилками, который собственно и вывез раненых. Все это время оба Ми-17 кружили над районом катастрофы “защищая” его от возможной атаки талибов.
Не будучи специалистом трудно комментировать логичность такого порядка эвакуации, но насколько помнится, наши вертолетчики в Афгане всегда старались подсесть, взять на борт раненых или погибших, тем более, когда есть второй вертолет прикрывающий с воздуха.
Стоит упомянуть, что лейтенант Массуд Исламхил ко времени переучивания на MD530F уже освоил гораздо более тяжелый вертолет Ми-17, и теперь был “пересажен” на легкий вертолет, чтобы в дальнейшем стать одним из летчиков-инструкторов на этом типе. Известно, что он выжил, но восстановился ли он на летной работе после ранения – неясно.
В целом имевшийся парк вертолетов MD530F использовался довольно интенсивно – к концу 2014 года в учебных полетах налетали 5700 часов.
Следующую партию из 12 вертолетов MD530F Управление нестандартной винтокрылой авиации (NSRW) Армии США заказало у производителя 19 сентября 2014, с планируемой поставкой по 6 штук в первом и втором квартале 2015 года, доведя общее число вертолетов до 17 единиц с учетом одного потерянного. Эта часть контракта обошлась в 44 млн. USD и включала оснащение вертолетов так называемым MEP (Mission Equipment Package).
Этот “пакет” доработок включал в себя тактическую радиостанцию Rhode & Schwarz M3AR, защищенную топливную систему, бронированные панели (вероятно из кевлара), балку для вооружения Mace Aviation ER2W весом 45 кг. Собственно вооружение составили два контейнера FN Herstal Heavy Machine Gun Pod (HMP-400), каждый из которых включает в себя по 12.7-мм крупнокалиберному пулемету FN М3P со скорострельностью 1100 выстрелов в минуту и боезапасом 400 патронов. Снаряженный вес каждого пулеметного контейнера почти 140 кг. В экстренной ситуации вооружение может быть сброшено. Взлетный вес вертолета заметно вырос – только балки и вооружение дают 325 кг, без учета радио, кевлара и протектированных баков , поэтому пришлось установить новое усиленное шасси способное выдержать взлет-посадку машины весом 1700 кг. Учитывая, что двигатель остался прежним, летные характеристики груженого вертолета явно просели.
Теперь вертолеты стали называться MD-530F Jengi (в переводе с дари – Воин/Warrior). Впрочем, “Jengi” как-то не прижилось, чаще применяли английский вариант – “Warrior”, но в конце концов общепринятым для этой модификации стало название “Cayuse Warrior”. “Каюс” – исчезнувшее индейское племя в Северной Америке, таким образом название вертолета стало перекликаться с некоторыми другими американскими вертолетами названными в честь индейских племен – “Апач”, “Ирокез”, “Чинук”.
Вооруженная версия MD530F изменилась внешне – если раньше вертолет имел второй ряд застекленных дверей пассажирского салона на трех человек, то теперь вместо “стеклянной двери” стоит сплошная дверь через которую выходит балка для подвески вооружения, соответственно вертолет лишился возможности перевозить пассажиров и стал чисто боевым.
17 марта 2015 первые шесть вооруженных MD530F прибыли в Афганистан, вертолеты имели номера 214, 216, 217, 218, 219, 220. Машины с номером 215 в составе этой партии почему-то не было, она прибыла в следующей поставке.
Тут стоит упомянуть, что возможна некоторая путаница с датами поставки вертолетов в Афганистан – в этой работе указаны, в основном, даты непосредственно прибытия вертолетов в страну, так как они указываются в американской военной прессе и есть много фотографий вертолетов внутри транспортных самолетов и их разгрузки, причем у многих из этих фото есть EXIF данные с датой и описанием события. В тоже время сама MDHI часто использует дату «закрытия» контракта – то есть официальной передачи в состав ВВС Афганистана, причем между прибытием и передачей могло пройти и пару месяцев, несмотря на то, что обычно непосредственная сборка вертолетов занимала порядка 10 дней. Но видимо, еще происходил облет, оформление каких-то документов и так далее.
Ровно через два месяца после прибытия, 17 мая 2015 в районе Khak-E-Jabar провинции Кабул потерпел аварию вертолет из только что полученной партии с бортовым N218. Вертолет совершал тренировочный полет с экипажем из американского инструктора (общий налет – 3200 часов, как инструктора – 880 часов, на MD-530F – 158 часов) и афганского пилота (налет 200 часов, на MD-530F – 53 часа). Задание включало полет в простых метеоусловиях и отработку посадки и взлета на местности. Найдя подходящую площадку инструктор решил продемонстрировать упражнение и начал снижение, но на высоте 5 метров вертолет начало разворачивать вправо, тенденция к развороту усилилась когда инструктор попытался уйти, но MD-530F окончательно потерял управление и столкнулся с землей. Вертолет был разбит, хотя оба летчика не пострадали.
Расследование показало, что мощности рулевого винта недостаточно для компенсации разворачивающего момента для зависания на той высоте над уровнем моря и при том полетном весе. Это не было должным образом отражено в руководстве по летной эксплуатации вертолета или других документах.
30 мая 2015 в Кабул прибыла следующая пятерка вертолетов – машины с номерами 215, 221, 222, 224, 225. Выпавший из этого списка борт 223 прибыл только через год, вполне возможно, что на нем отрабатывался новый состав вооружения, о котором будет написано ниже.
Боевое крещение вертолетов состоялось 12 августа 2015, когда, действуя с Кабульского аэропорта, они приняли участие в зачистке Афганской армией трех уездов южнее Джелалабада – Khogyani, Sherzad и Hisarak в провинции Нангархар.
27 сентября 2015 несколько машин, включая MD-530F N224, вместе с Ми-17 были направлены на “выездную гастроль” в провинцию Гельменд, где талибы традиционно давали “прикурить” не только афганским силам безопасности, но и оккупационным контингентам, в том числе британским войскам.
Официальный представитель ВВС Афганистана полковник Бахадур заявил, что “вертолеты MD-530F очень маневренны и имеют низкий расход топлива. Они очень эффективны для местных операций. Афганские ВВС продолжают расти, особенно за последний год, получая новое оснащение, авиатехнику и обучение от наших международных друзей. Наши молодые ребята хорошо обучены и натренированы.”
В то время как американская военные продолжали расхваливать новый замечательный “микроганшип” Афганских ВВС, в этом же сентябре в прессу просочилась оценка MD530F одним из наиболее опытных афганских летчиков. Полковник Каландар Шах Каландар: “Одномоторный вертолет не имеет дальности действия, чтобы атаковать цели Талибана со своей базы в международном аэропорту Кабула, а также не имеет возможности эффективно действовать в жарких и высокогорных условиях Афганистана. Летом они не могут пересечь горные хребты, окружающие Кабул”.
По мнению полковника, вертолет небезопасен, слишком слабый двигатель, рулевой винт неудачен и его вал не бронирован. Нет адекватного бронирования кабины и никуда не годные пулеметы, не имеющие прицела в кабине пилота. В случае, если вертолет снизится , он попадает под ответный огонь, который не переживет, а если стрелять с большой высоты, то очень трудно вообще куда-либо попасть без прицела. Каландари подвел итог: “Машина – полный отстой. Честно говоря я не знаю, зачем он нам нужен. Один MD-530F недавно потерпел крушение к востоку от Кабула. Когда мои пилоты летают на нем, только Бог и я знаем, через что они проходят. И я не знаю, вернутся ли они».
Надо признать, что критика вооружения была справедливой. Абсолютно необъяснимое в 21-м веке отсутствие прицела в кабине. Да, в далеком детстве я читал воспоминания советских летчиков-штурмовиков Ил-2, как они прицеливались, что называется, “по сапогу”, по каким-то штырькам и прочим импровизированным элементам на капоте самолета. Но это происходило почти 80 лет назад, когда, прямо скажем, еще довольно технически отсталая страна оказалась ввергнута в тотальную войну за физическое выживание государства и народа. Теперь же речь шла о США, самой богатой и наиболее продвинутой в военной технике стране, когда уже за несколько лет было известно, что будут заказаны вооруженные вертолеты. И на них никто не додумался установить прицелы? Вооружение в заказе предусмотрели, а прицелы -нет? Учитывая, что при скорострельности 1100 выстрелов в минуту боекомплект составляет 400 патронов – это меньше 20 секунд непрерывного огня, то есть на стрельбу с коррекцией по попаданиям не так уж много времени и боезапаса.
Эффективность стрельбы видна на коротком минутном видео с “показухи” устроенной для афганского руководства – несмотря на то что в качестве мишени используется не щит, а весьма внушительный “блокпост”, или, скорее, “афганский дом огражденный забором” даже опытные пилоты-инструкторы выпускают основную часть боекомплекта в “молоко”, постепенно подводя трассу попаданий к цели. Если отбросить летание вертолетов и милое стрекотание Браунингов, то в чистом виде мы видим три обстрела цели. В первом заходе пилот правильно взял направление и уже на 4-й секунде очередь дошла до цели, таким образом он истратил не более 50-60 патронов на каждый ствол (из 400) до накрытия. Второй пилот стрелял явно похуже – попадания изобразили “кракозяблу” прежде чем легли на цель, он истратил 7 секунд на прицеливание с корректировкой по трассе, то есть примерно по 130 патронов на ствол или треть боекомплекта. В третьем заходе пули тоже вовсю ложатся вокруг цели, прежде чем одна из коротких очередей ее поражает. Учтем, что все происходит в идеальных полигонных условиях, при хорошей погоде, отсутствии ответного огня и соответствующего стресса, стрельба ведется не по силуэту человека или даже не по машине, а по целому “домохозяйству”. Неизвестно, показали рандомный результат, или выбрали те заходы, что получше. Ну и стреляют американские инструкторы, которые имеют за плечами тысчонку-другую часов налета на вертолетах. Очевидно, что афганские пилоты, намного хуже владеющие управлением вертолетом, вообще бы выпускали боекомплект в “белый свет как в копеечку”.
Очевидно, американцы и сами понимали идиотизм ситуации, поэтому без лишней помпы был разработан новый “пакет вооружений” – EMEP (Enhanced MEP – Расширенный MEP). Главным отличием стала возможность подвески вместо пулеметных контейнеров HMP-400 блока реактивных снарядов M260, состоящего из семи направляющий труб для 70-мм НУРС. Если пулеметы имели предельную дальность 1900 метров, то реактивные снаряды – 8000 метров. Понятно, что реально стрелять неуправляемым реактивным снарядом стоимостью 1906 USD на такую дальность дело довольно бессмысленное, но все же дальность эффективного огня вертолета заметно повысилась. Кроме того, каждый пилот получил коллиматорный прицел, что наконец-то позволило не только стрелять в направлении цели, но и, при должном навыке, даже попадать в нее.
В январе 2016 MD Helicopters получила контракт на изготовление еще 12 MD 530F Cayuse Warrior в преддверии “военного сезона 2016 года”. Таким образом число заказанных машин достигло 30 штук (6 первоначально учебных и две партии по 12 вооруженных). Вероятно, что “Enhanced МЕР” первыми получили именно эти 12 свежезаказанных машин.
Кроме того 5 оставшихся учебных вертолетов первой партии (N179, 180, 181, 183 и 184) , которые до этого были чисто “голубями мира” и вообще не несли вооружения, начали отправлять на завод-изготовитель в США, где подвергли модернизации по стандарту EMEP..
17 июня 2016 на борту транспортного самолета C-17A Globemaster в Кабул были доставлены 5 новых MD530F (N223, N256, N257, 258, 259), при этом борт N223 принадлежал предыдущему заказу, но прибыл на год позже остальных собратьев.
Прибытие следующей партии вертолетов 16 июля 2016 плохо задокументировано фотографиями. Точно были получены MD 530F N252 и N260. В кадр не попали машины с номерами 261, 262 и 263, но зная, точный состав предыдущей поставки и общее количество машин в следующей, с высокой долей вероятности можно утверждать, что они тоже были получены в этот день. Скорее всего, эти три вертолета с номерами 261, 262 и 263 были сразу переброшены на одну из других авиабаз при помощи транспортных самолетов помельче, по крайней мере есть снимок, где 262-й борт в “заводской упаковке” заталкивают в С-130 Hercules.
25 августа 2016 MDHI сообщила о поставке еще трех MD 530F Cayuse Warrior (включая N265, 266 и, вероятно, 264) в Кабульский аэропорт имени Хамида Карзая, американские военные написали о прибытии четырех вертолетов. Фотографии помогли разобраться в ситуации – привели действительно четыре вертолета, как написали военные, но из них только три были новыми – четвертой оказалась машина с бортовым номером 180, которую вернули из США после модернизации. В любом случае, был выполнен второй заказ на 12 вооруженных вертолетов.
Всего по трем заказам первого контракта от 2011 года, было поставлено 30 MD530F (6 первоначально учебных, две партии по 12 боевых). В строю имелось 27 вертолетов. При этом, известно о потерях только двух бортов – N182 (7 сентября 2013) и N218 (17 мая 2015), как и когда был потерян еще один борт – данных нет.
В 2016 году ВВС Афганистана имели на вооружении 124 летательных аппарата и 8000 человек личного состава. Было произведено 1992 боевых вылета и нанесено 800 авиаударов по мятежникам. 2016 году боевые вертолеты MD 530F ВВС Афганистана совершили 1672 боевых вылета, применив оружие 662 раза. При этом, вертолеты MD-530 обеспечивают поддержку с воздуха (“air support”) в режиме реального времени для сухопутных войск, непосредственно ведущих бой.
После получения 30 MD530F, первый контракт 2011 года на 186 млн USD и 54 вертолета был так или иначе прерван, хотя об этом никак не сообщалось.
23 февраля 2017 вертолет MD530F N261 совершил вынужденную посадку в Nahr Kohna около Darqad на территории контролируемой талибами, возвращаясь из боевого вылета в район Кундуза. Вертолет был разбит, а его экипаж был спасен другим бортом. По официальной версии причиной аварийной посадки названы “технические проблемы”. Были ли вызваны “технические проблемы” огнем мятежников – не уточнялось.
Вместо прерванного предыдущего контракта, 31 августа 2017 Армией США был заключен новый контракт на потенциальную сумму 1.4 миллиарда USD. Он зафиксировал возможность правительства США до 31 августа 2022 года закупить по твердой цене у компании MDHI 150 улучшенных MD530F по программе FMS (Foreign Military Sales), а также сопутствующие услуги по обслуживанию, обучению и поставке необходимых запчастей (входит в стоимость).
Практически все средства массовой информации и интернет-эксперты восприняли эту новость, как решение закупить 150 дополнительных MD530F для Афганистана, но это ошибка. Речь идет о возможности закупить 150 вертолетов по фиксированной в контракте цене для передачи союзникам по программе FMS, но речь не идет исключительно об Афганистане и вовсе не о твердом количестве вертолетов! Это рамочный контракт – цена зафиксирована до 31 августа 2022 года, после она может измениться из-за инфляции, роста зарплат и цен на покупные комплектующие изделия и так далее. MDHI готова произвести по фиксированной цене 150 вертолетов, если они будут заказаны до этой даты, но они могут быть и не заказаны вовсе- тут уж как решит правительство США сколько и для какой страны их заказать.
По факту конкретный заказ для Афганистана составил 30 “улучшенных” MD530F на сумму почти 177 млн USD, что составило немногим меньше 6 миллионов за вертолет.
На 22 мая 2018 в наличии в ВВС Афганистана было 25 вертолетов MD530F поставленных по контракту от 2011 года, правда один из них в нелетном состоянии. На это количество имелось вполне адекватная численность летного состава – 60 человек, включая 20 командиров экипажей, 29 вторых пилотов, 10 инструкторов и одного пилота-недоучку. В октябре 2018 MDHI сообщила, что афганские MD530F налетали уже 30 000 часов.
Первая партия из пяти улучшенных вертолетов была собрана уже через 10 месяцев после заказа и прибыла в Кандагар 8 августа 2018 на борту C-17A Globemaster-III ВВС США. В эту поставку вошли машины с номерами 275, 276, 277, 278 и 279.
Эти афганские MD530F стали первыми вертолетами этого типа получившими новое оборудование с так называемой “стеклянной кабиной” которое включало Garmin G500[H] TXi Electronic Flight Instruments с тачскрин экранами GDU 700P PFD/MFD, систему коммуникации, навигации и спутникового позиционирования Garmin GTN 650, пилотскую аудиоаппаратуру от Northern Airborne Technology и систему управления двигателем Howell Instruments Engine Instrumentation System.
Топливная система вертолета устойчива к боевым повреждениям и аварийной посадке, состоит из основного и вспомогательного баков. Вооружение по прежнему составляют пулеметные контейнеры HMP 400 и блоки M260 для 70-мм НУРС подвешиваемые на пилон DillonAero Mission Configurable Armament System (MCAS). Прицеливание через коллиматорный прицел той же DillonAero.
Единственным небольшим нюансом всего этого хайтека и повышенной боевой эффективности стала цена вопроса. Если MD530F предыдущего поколения стоили 3.5 млн USD за единицу, то улучшенные стали обходиться по 5.9 млн USD – чуть ли не в два раза дороже!
Вторая партия из пяти штук была передана афганцам 19 декабря 2018 и включала вертолеты с номерами 280, 282, 283, 284 и 285.
20 февраля 2019 ВВС Афганистана получили третью партию из 8 “улучшенных” MD530F Cayuse Warriors, которые были доставлены в страну на борту грузового Boeing 747. Вертолеты имели бортовые номера 281, 286, 287, 288, 289, 290, 292, 293.
22 августа 2019 афганцам были переданы еще 7 MD530F с номерами 291, 294, 295, 296, 297, 298, 299.
27 октября 2019 транспортный Boeing-747 доставил в Кандагар четвертую и заключительную на данный момент партию из 5 MD530F (N300-304). В течении 10 дней вертолеты были собраны и 22 ноября были официально переданы ВВС Афганистана, тем самым MDHI выполнила поставку 30 “улучшенных” вертолетов по контракту 2017 года, а общее число поставленных в Афганистан MD530F Cayuse Warriors достигло 60 штук.
В 2019 MDHI сообщала о получении контракта на 50 млн USD на техническую поддержку флота афганских MD530F Cayuse Warriors на период с 1 сентября 2019 до 31 мая 2020.
Тогда же, в 2019, MDHI сообщила, что имеет контракт на партию из еще 24 таких вертолета. Это, было воспринято как новая партия для Афганистана, хотя сама компания не уточняла для какой страны правительство СЩА их закупает. Впоследствии оказалось, что действительно, по крайней мере 7 MD530F были произведены для Афганистана (N327 – N333), остальные, возможно, для Ливана (6 MD530F) и Кении (поставлено 12 штук), но полной ясности с этой последней поставкой нет. Вполне возможно, что поставлялись они уже в 2021 году, когда Кабульский режим буквально посыпался под ударами Талибана и было уже не до радостных реляций о поставках новых вертолетов. Более того, скорее всего последний борт (N333) в Афганистан даже не попал.
Потери MD530F в 2019 году составили по крайней мере три единицы. Первая потеря произошла 8 февраля 2019, когда MD530F N225 упал в Saydabad, район Wardak. Оба пилота выжили и были доставлены в госпиталь.
Вечером 9 апреля 2019 афганский MD530F разбился при посадке на аэродроме Кандагара после тренировочного полета. Летчики получили легкие ранения. Было заявлено, что авария произошла по техническим причинам.
Примерно 12 октября 2019 MD530F N214 получил тяжелые повреждения (вероятно от обстрела на земле) на базе афганских войск в Daychopan, на северо-западе провинции Zabul.
9 июля 2020 на контролируемой талибами территории разбился пилотируемый американским пилотом афганский штурмовик A-29 Super Tucano. Для его прикрытия была поднята пара MD530F под командованием майора Mohammed Naiem Asadi. Американцы впоследствии высоко оценили роль афганского вертолетчика в спасательной операции.
24 сентября 2020 очередной афганский MD530F N283 разбился в городе Пули-Хумри на севере провинции Баглан. Оба пилота погибли. Катастрофа произошла по техническим причинам.
В ноябре 2020 в Афганистане разгорелся громкий скандал в связи с героическим 32-х летним майором Mohammed Naiem Asadi, которого пресса назвала одним из лучших афганских пилотов MD530F, уничтожившим самое большое количество талибов. Оказалось, что в октябре он запросил в США убежище для себя и своей семьи. Поводом для этого стало получение угроз со стороны талибов. А примером для майора Асади послужил случай 2016 года, когда широко разрекламированная прессой как первая женщина-пилот афганских ВВС Niloofar Rahmani также получила угрозы талибов, запросила и получила убежище в США.
Первоначально Пентагон одобрил запрос майора Asadi, но за день до отлета американские военные отозвали это одобрение, что логично – на кой черт мы их столько лет учили, чтобы теперь они разбегались от телефонных угроз. Кто воевать-то с талибами будет?
Бегство в США “няшки” Niloofar Rahmani командование ВВС Афганистана восприняло спокойно. Понятно, что “бабский батальон” в афганской авиации – это проект “толерантных” американцев, сами набрали, обучили и нянчились – в армии мусульманской страны их все равно никто всерьез не воспринимал. Теперь же, когда собрался “рвать когти” один из толковых вертолетчиков афганское правительство пригрозило сажать таких “перебежчиков” в тюрьму, очевидно по тем же причинам – если все разбегутся, кто вертолетами рулить будет?
В результате, майор Асади с женой и дочкой “перебежали” в американский сектор Кандагарской авиабазы, спрятавшись от родной армии за американской охраной.
Американское и афганское командование убеждали его вернуться в состав Афганских ВВС, командование даже обещало выделить ему охрану, но он не считал, что оно способно адекватно защитить его семью на фоне серии убийств афганских силовиков, произведенных талибами и, особенно, разрекламированных прессой его “личных заслуг перед Талибаном”. Пресса утверждала, что он за свою карьеру убил талибов больше, чем любой другой пилот ВВС Афганистана и, конечно, с такими “заслугами” трудно ожидать от талибов не свойственного им гуманизма.
Ну и надо признать, что угрозы талибов – не пустой звук. Например, 27 августа 2018 два афганских пилота были расстреляны по дороге на аэродром в Кабуле. А в разгар истории с майором-дезертиром, 30 декабря 2020 неизвестный стрелок убил в Кандагаре малоопытного вертолетчика Массуда Атала. Ответственность за это убийство никто на себя не взял, но не трудно догадаться, что за диверсионным актом стоял Талибан.
В конечном итоге, афганский майор все-таки смог получить убежище в США на фоне объявленного полного вывода американских войск из Афганистана в 2021 году. Тем более что при выводе встал куда более масштабный вопрос об эвакуации более чем 1500 афганцев-переводчиков, которые плотно сотрудничали с оккупационными войсками и на этом фоне один вертолетчик уже не такая острая проблема.
На 31 марта 2021 ВВС Афганистана имели на своем балансе 47 вертолетов MD530F Cayuse Warriors из 60 поставленных. 35 вертолетов было в строю. Количество обученного летного состава – 58 человек, еще 33 человека в процессе обучения. Подготовленного наземного персонала для обслуживания MD530F не хватало – около 90 % от штата, при этом дополнительно использовалось 106 иностранных контрактников, работа которых обходится Армии США очень дорого.
10 мая 2021 MD530F был разбит в аварийной посадке около Arghistan, провинции Кандагар. Экипаж получил травмы.
Интересно, что другой отчет, Специального Генерального Инспектора по реконструкции Афганистана (SIGAR), датируемый 13 мая 2021 уже сообщает о 43 вертолетах MD530F Cayuse Warriors. 7 вертолетов списано в результате аварий и боевых действий, 6 выведены из эксплуатации и еще 3 законсервировано. Судьба одной машины непонятна. Причина вывода из эксплуатации 9 вертолетов не объясняется, но, вполне возможно, банально не хватает летного состава. Судя по всему, в этот отчет не попали 7 вертолетов последней произведенной для Афганистана партии (N327 – N333). Возможно, в момент составления отчетов, они еще не были поставлены или переданы.
Примерно 16 июня 2021 в сети появился ролик с передовой афганской базы, якобы захваченной талибами. В кадр попало три вертолета – хвостовой винт UH-6oA, еще один дымящийся UH-6oA, плюс стоял один зачехленный MD-530. Впрочем, Гугл-перевод с пушту не столь однозначно трактует события. Поэтому, пока нельзя окончательно записать вертолет в потери.
MD-530F базируются на четырех авиабазах – в Шинданте (провинция Герат) расположена тренировочная эскадрилья вертолетного авиакрыла (Rotary Wing Training Squadron). В Кандагаре – боевая эскадрилья Кандагарского авиакрыла (Kandahar Air Wing’s Strike Squadron), еще одна эскадрилья – в Кабуле (Kabul Air Wing’s Strike Squadron) и четвертая эскадрилья, использующая MD-530F, базируется на севере в Мазари-Шарифе (Mazar-i-Sharif Air Wing’s Strike Squadron).
Попробуем оценить MD530F Cayuse Warriors в ВВС Афганистана, где он фактически сменил Ми-24 в роли “ганшипа”. Конечно, объективно, это не было полностью равнозначной заменой уже хотя бы по тому, что вертолеты абсолютно разные. В общем случае, речь не идет об ущербности самой концепции легкого ударного вертолета – просто действительно сложно сравнивать тяжелый двухдвигательный бронированный вертолет с легким одномоторным почти небронированным вертолетиком.
Концепция легкого ударного вертолета вполне состоялась и существует с 70-х годов прошлого века, как вариант для “бедных”. При грамотном применении легкие вертолеты вполне могут доставить противнику много неприятностей, что доказали сирийские SA-342 Gazelle в Ливанской войне 1982 года, аналогичные югославские вертолеты в ходе гражданской войны, широко применяются подобные машины и иракской армейской авиацией.
Тут, конечно, надо признать, что первый вариант вооруженного MD530F был абсолютно ущербным. Два пехотных пулемета без прицела – даже не смешно. Так как не было сообщений об установке более мощного двигателя, летные данные вооруженных вариантов явно не блистают. В тоже время, в остальном вертолет быстро развивался – новая весьма продвинутая электроника с ЖК экранами и навигационными системами. Определенные подвижки в повышении боевой живучести – протектированные от пуль калибром 7,62-мм и устойчивые к аварийной посадке баки, бронирование отдельных узлов кевларом.
После того, как афганские MD530F Cayuse Warriors были оснащены прицелами и пусковыми установками М-260 для 70-мм НУРС, они стали вполне пригодными для выполнения боевых задач. Конечно, они так и не получили управляемые ракеты, но, справедливости ради, стоит заметить, что афганские пилоты никогда в бою не использовали ПТУР и с вертолетов семейства Ми-24. Там тоже все обходилось стрелковым вооружением и НУРС. Тем более, что MDHI уже разработала соответствующую модификацию MD530G, но сомнительно, что такие вертолеты получит Афганистан в нынешних условиях.
По сравнению с Ми-24 маленький MD530F является относительно небольшой и маневренной целью. Однако один двигатель и очень уязвимые пилоты – конечно большой минус в живучести. При этом у маленького вертолета есть и свои плюсы – экономичность по топливу и относительно низкая стоимость. Цена одного “улучшенного” MD530F близка к 6 миллионам, а со всеми сопутствующими запчастями, обучением и прочим сервисом она перевалила за 9 миллионов, но все еще в несколько раз ниже чем у “настоящих” ударных вертолетов вроде современных Ми-35, Ми-28, Ка-52 или AH-64 Apache. Даже близкие по классу Eurocopter EC-635 армейской авиации Ирака, оснащенные ночной оптикой и ПТУР, стоят в два раза дороже – более 20 млн USD. Вероятно, американцы решили, что лучше афганцам иметь по эскадрилье таких вертолетов на четырех авиабазах, чем несколько Апачей в Баграме на весь Афганистан.
В 2021 году новый президент США принял решение окончательно вывести американские войска из Афганистана. Вслед за этим “навострили лыжи” многочисленные союзнички по НАТО и армейские контингенты остальных стран-прихлебателей. Представитель Пентагона подтвердил и то, что вместе с армией покинут афганские авиабазы и фирмы-подрядчики Пентагона, которые выполняли сложное обслуживание и ремонт афганской авиатехники. Несмотря на фотосессии, где афганские механики задумчиво ковыряются в агрегатах MD530F, статистика вещь упрямая – в 2019 и 2020 годах, афганский техперсонал на этих вертолетах производил только 20 % от всех работ, остальные – 80 % работ выполняли подрядчики нанятые армией США. Удивительно, но за год доля афганцев в техобслуживании не поднялась ни на процент. Страшно представить, что будет с боеготовностью вертолетов через год после ухода американцев. Для сравнения, приведу процент обслуживания вертолетов Ми-17 – в 2019 афганцы выполняли 85% работ, в 2020 – уже 95%. Причем именно российские вертолеты американцы планируют с 2022 года снять с вооружения ВВС Афганистана, заменив своими “родными” UH-60A Black Hawk, при том что доля обслуживания этих вертолетов афганцами составляет круглую цифру – 0%. Все 100% обслуживания – руками подрядчиков Пентагона. Ага, тех самых, которые уедут…
Ни о каких планах по увеличению количества MD530F в Афганистане сейчас речь не идет. Последние новости на июнь 2021 года – получение MDHI двух контрактов на сумму 14.5 и 29.4 миллионов USD на обслуживание афганских MD530F Cayuse Warrior. Причем последний предусматривает работы как в Кабуле, так в ОАЭ и США, вероятно, в зависимости от сложности работ. То есть вертолеты планируют вывозить транспортными самолетами на ремонт. Думается, что по Кабульской эскадрилье эта схема более-менее рабочая, но как долго продержатся Кандагар, Мазари-Шариф и Шинданд, известно только аллаху.
Комментируя “договор на обслуживание” представитель MDHI, вице-президент по послепродажному обслуживанию и поддержке клиентов, Ник Ненадович, не жалел красивых слов: «На фоне сокращения войск США в Афганистане эти контракты позволят помочь афганским ВВС постоянно поддерживать их технику в рабочем состоянии. Это еще раз подчеркивает то значение, которое наше правительство и ВВС Афганистана придают MD530F. Мы с гордостью продолжим оказывать поддержку как нашему правительству, так и союзникам».
Впрочем, успехи Талибана, который каждый день захватывает уезды, города и военные базы, практически не встречая сопротивления правительственной армии Афганистана, делают малоактуальными проблемы поддержания технической исправности авиапарка афганских MD530F Cayuse Warriors дольше нескольких ближайших месяцев. Исключение, возможно, составит эскадрилья в аэропорту Кабула. Но как бы не развивались события в стране, история вертолетов MD530F Cayuse Warriors в Афганистане еще не окончена. Вот только есть предчувствие, что конец у истории будет печальный и довольно скорый…
Серийные номера афганских MD530F Cayuse Warriors
Номер | Serial | Поставка | Примечания |
179 | 0179FF | 2011, декабрь | Учебный, позже оснащен вооружением |
180 | 0180FF | 2011, декабрь | Учебный, позже оснащен вооружением |
181 | 0181FF | 2011, декабрь | Учебный, позже оснащен вооружением |
182 | 0182FF | 2011, декабрь | 2013-09-07 подорван фугасом при посадке у Кандагара |
183 | 0183FF | 2011, декабрь | Учебный, позже оснащен вооружением |
184 | 0184FF | 2011, декабрь | Учебный, позже оснащен вооружением |
214 | 0214FF | 2015, март | 2019-10-12 уничтожен на земле в Daychopan, Zabul |
215 | 0215FF | 2015, май | |
216 | 0216FF | 2015, март | |
217 | 0217FF | 2015, март | |
218 | 0218FF | 2015, март | 2015-05-17 разбился в районе Khak-E-Jabar, Kabul Province |
219 | 0219FF | 2015, март | |
220 | 0220FF | 2015, март | |
221 | 0221FF | 2015, май | |
222 | 0222FF | 2015, май | |
223 | 0223FF | 2016, июнь | |
224 | 0224FF | 2015, май | |
225 | 0225FF | 2015, май | 2019-02-08 разбился в Saydabad, Wardak. Экипаж выжил |
252 | 0252FF | 2016, июль | |
256 | 0256FF | 2016, июнь | |
257 | 0257FF | 2016, июнь | |
258 | 0258FF | 2016, июнь | |
259 | 0259FF | 2016, июнь | |
260 | 0260FF | 2016, июль | |
261 | 0261FF | 2016,июль | 2017-02-23 разбился Takhar, Nahr Kohna area Darqad District |
262 | 0262FF | 2016, июль | |
263 | 0263FF | 2016, сент | |
264 | 0264FF | 2016, сент | |
265 | 0265FF | 2016, август | |
266 | 0266FF | 2016, август | |
275 | 0275FF | 2018, август | |
276 | 0276FF | 2018, август | |
277 | 0277FF | 2018, август | |
278 | 0278FF | 2018, август | |
279 | 0279FF | 2018, август | |
280 | 0280FF | 2018, декабрь | |
281 | 0281FF | 2019, февраль | |
282 | 0282FF | 2018, декабрь | |
283 | 0283FF | 2018, декабрь | 24-09-2020 разбился в Puli Khumri, Baghlan, экипаж погиб |
284 | 0284FF | 2018, декабрь | |
285 | 0285FF | 2018, декабрь | |
286 | 0286FF | 2019, февраль | |
287 | 0287FF | 2019, февраль | |
288 | 0288FF | 2019, февраль | |
289 | 0289FF | 2019, февраль | |
290 | 0290FF | 2019, февраль | |
291 | 0291FF | 2019, август | |
292 | 0292FF | 2019, февраль | |
293 | 0293FF | 2019, февраль | |
294 | 0294FF | 2019, август | |
295 | 0295FF | 2019, август | |
296 | 0296FF | 2019, август | |
297 | 0297FF | 2019, август | |
298 | 0298FF | 2019, август | |
299 | 0299FF | 2019, август | |
300 | 0300FF | 2019, октябрь | |
301 | 0301FF | 2019, октябрь | |
302 | 0302FF | 2019, октябрь | |
303 | 0303FF | 2019, октябрь | |
304 | 0304FF | 2019, октябрь | |
327 | 0327FF | ? | |
328 | 0328FF | ? | 20-05-2023 разбился в Samangan, экипаж погиб |
329 | 0329FF | ? | |
330 | 0330FF | ? | |
331 | 0331FF | ? | |
332 | 0332FF | ? | |
333 | 0333FF | ? | Не поставлен? |