Фолклендская война

Аргентинские Westland Lynx в Фолклендской войне

В ходе короткого, но довольно ожесточенного конфликта в Южной Атлантике в 1982 году британским силам иногда противостояло вооружение английского же производства. Один из примеров – аргентинские Westland Lynx в Фолклендской войне.

Так как вялотекущий теоретический спор Великобритании и Аргентины о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов длился не первое столетие, никаких припятский к военному сотрудничеству между обеими странами не возникало, кроме, разве что, низкой платежеспособности латиноамериканской страны.
В результате, время от времени аргентинские арсеналы пополнялись некоторыми британскими вооружениями, среди которых стоит упомянуть бомбардировщики Canberra, ЗРК Tigercat и ПЗРК Blowpipe, но пожалуй самым крупным контрактом было приобретение двух эсминцев новейшего на тот момент британского Тип-42, вооруженного дальнобойным ЗРК Sea Dart.

Destroyer D-1 Hercules
Эскадренный миноносец УРО аргентинского флота D-1 Hercules, британского проекта Type-42, носитель вертолета Westland Lynx.

Первый эсминец «Hercules» был построен в Великобритании, второй – «Santisima Trinidad» («Пресвятая троица») строили по лицензии в Аргентине. Несмотря на то, что всю «начинку» корабля поставляли англичане, постройка корабля шла долго — заложен он был в 1973 и вступил в строй в 1980 году. Оба эсминца предполагали наличие палубного вертолета, причем аргентинцы не стали экономить на спичках и заказали два штатных для этих кораблей британских Westland WG13 Lynx, весьма современных на тот момент.

First argentinian Westland Lynx 3-H-41 with factory number WA035 and serial 0734
Первый построенный для аргентинского флота Westland Lynx 3-H-41 с заводским номером WA035 и серийным 0734

Аргентинским машинам Westland присвоила обозначение Lynx Mk-23 и они были практически идентичны вертолетам Lynx HAS Mk-2, поступавшим на корабли британского флота, за исключением того, что противокорабельных ракет Sea Squa аргентинцы не получили.

Westland Lynx 3-H-41 with 4,5 inch night flares
Westland Lynx 3-H-41 с четырьмя 4,5 дюймовыми осветительными зарядами под пилонами основных стоек шасси
First argentinian Westland Lynx 3-H-41 with factory number WA035 and serial 0735
Второй аргентинский Westland Lynx 3-H-42 имел заводской номер WA036 и серийным 0735

Первый аргентинский  Lynx с заводским номером WA035 взлетел 17 мая 1978 года, второй (WA036) — 23 июня  1978. Аргентинцы им присвоили серийные номера 0734 и 0735, бортовые – 3-H-41 и 3-H-42, которые нанесли на заводе-изготовителе. Известно, пожалуй, не меньше десятка фотографий этих вертолетов с обозначениями 3-H-41 и 3-H-42, сделанных в Англии фотографами Westland.

Argentinian Westland Lynx 3-H-42 over british coast
Аргентинский Westland Lynx 3-H-42 над британским побережьем

Вскоре после прибытия Линксов в Аргентину в 1979 году, Командование Морской Авиации (COAN) из единственной вертолетной эскадрильи сформировало две новых — 1-ю и 2-ю эскадрильи (Escuadrilla Aeronaval de Helicopteros). Оба Линкса, наравне со старыми Aluett-III, вошли в состав 1-й эскадрильи и, соответсвенно, их бортовые номера были изменены с  3-H-41 и 3-H-42 на 3-H-141 и 3-H-142 и именно под такими бортовыми номерами они приняли участие в войне.

Westland Lynx at Argentine. Number changed from 3-H-41 to 3-H-141
Свежеполученный аргентинский Westland Lynx на фоне Alouette-III. Как видно номер вертолета уже изменен на с 3-H-41 на 3-H-141

До начала боевых действий 1-я эскадрилья интенсивно осваивала новую технику, включая взлет и посадку на эсминцы Тип-42. На фоне старых Aluette-III новые Westland Lynx были просто чудом современной техники. Неудивительно, что аргентинский флот планировал постепенно полностью заменить Алуэты на современные Линксы, закупив 8 новых вертолетов. На момент начала конфликта в Германии вовсю строились заказанные аргентинцами новейшие фрегаты типа «MEKO-360», соответственно в Англии был размещен заказ еще на два Westland Lynx Mk-23, которые уже находились на этапе сборки и получили номера 3-H-143 и 3-H-144. Из-за введенного с началом войны оружейного эмбарго в Аргентину эти вертолеты, разумеется, не попали, но были достроены и проданы в Данию как S-249 и S 256.

Argentine Navy Westland Lynx with old Mk-44 Torpedo
Аргентинский Lynx на одном из показов вооружения. На вертолет подвешена сильно устаревшая противолодочная торпеда Mk-44 (вероятно, массо-габаритный макет). Поднятый носовой обтекатель демонстрирует антенну бортовой РЛС.
Another view for argentinian Westland Lynx 3-H-141
Вид на этот же вертолет с другого борта

Покупка сложного вооружения вроде ракетных эсминцев и вертолетов, с двигателями и электроникой, а также прочими узлами и системами требующими поставок запчастей от производителя – лишнее доказательство того, что никаких долгосрочных планов насчет конфронтации с Великобританией у аргентинской хунты вообще не было. И если операция Rosario по вторжению арентинцев на Фолкленды была не совсем экспромтом — планировалась с декабря 1981 года, не до конца, но все-таки была более-менее подготовлена, то последовавшая за этим вторжением война оказалась абсолютной неожиданностью для аргентинской хунты.

COAN Westland Lynx 3-H-141. 30 march 1979
Еще один снимок Westland Lynx 3-H-141 на показе, известна дата снимка – 30 марта 1979

27 марта 1982 года 1-я вертолетная эскадрилья под командованием корветтен-капитана Augusto Rivolta получила задание перелететь на корабли аргентинского флота.  Lynx  3-H-142 перелетел на ЭМ «Hercules», а 3-H-141 на ЭМ «Santisima Trinidad».

Depth charge Mk-11 under COAN Westland Lynx
Летчики около вооруженного глубинной бомбой Mk-11 Mod-3 аргентинского Линкса на палубе эсминца.

28 марта 1982 корабли аргентинского флота начали выходить в море. Аргентинцы сформировали три оперативные группы (TF – Task Force) – 20-ю, 40-ю и 60-ю. TF-60 осуществляла высадку на Южную Джорджию,  TF-20 в составе авианосца и четырех старых эсминцев прикрывала высадку на Фолклендский архипелаг, а  TF-40 непосредственно всысаживала войка, причем состояла из группы боевых кораблей и десантной группы. В состав этой группы боевых кораблей как раз и входило оба аргентинских эсминца Тип-42 с вертолетами Lynx на борту.

В ходе перехода к спорному архипелагу Линксы осуществляли разведку, противолодочное патрулирование и визуальное наблюдение за обстановкой на море.

В целом, высадка на Фолкленды была аргентинцами спланирована по лучшим американским шаблонам подобных операций, конечно с поправкой на скромные возможности Аргентины. ВВС провели предварительную фоторазведку, боевые пловцы «Бузо Тактика» высадились с подводной лодки и провели инженерную разведку побережья, определив доступные для десантно-высадочных средств участки, после чего вернулись на ПЛ, а 2 апреля снова высадились с нее же уже в качестве передового отряда. С боевых кораблей на десантных лодках высадилась разведрота морской пехоты, одной из основных целей которой был захват аэродрома. Высадка основных сил шла с десантного корабля «Cabo San Antonio» и военного транспорта «Isla de los Estados» с использованием плавающих бронетранспортеров LVTP-7 и LARC-5.

Современные каноны морских десантных операций подразумевают «вертикальный охват» противника – то есть широкое использование авиации для высадки. И аргентинцы задействовали авицию очень широко, причем с привлечением всех трех структур — вертолеты Морской Авиации (Линксы, Алуэтты и Си Кинги, осуществлявшие высадку морсих пехотинцев с боевых и транспортных кораблей), вертолеты Армейской Авиации (CH-47 Chinook перебрасывали коммандос прямо с континента), Военно-Воздушные Силы — транспортники С-130Н, которые высаживали коммандос на только захваченный аэродром Порт-Стенли.

Westland Lynx 3-H-141 take off from destroyer «Santisima Trinidad»
Westland Lynx 3-H-141 взлетает с флагмандского ЭМ «Santisima Trinidad» в ходе высадки на Фолклендские острова.

Считается, что первым вертолетом, который сел на острова как раз и был Westland Lynx 3-H-141 с флагмандского ЭМ «Santisima Trinidad» под управлением корветтен-капитана Otamendi, который перебросил с эсминца в город несколько коммандос морской пехоты. Всего в этот день «флагманский» Lynx совершил 5  вылетов — капитан Otamendi два раза доставлял личный состав в Порт-Стенли и совершил один полет на осмотр побережья. Сменивший его в кабине вертолета лейтенант Miranda перебросил в город еще две группы солдат.

Lynx over argentinian ship during landings at Falkland
Взлетевший с эсминца Lynx за спинами улыбающихся аргентинцев, 2 апреля 1982. Война, смерть и горечь поражения еще впереди.
Argentine Westland Lynx at Port-Stanley
В тот же день, 2 апреля 1982, фотограф заснял сразу два аргентинских Westland Lynx на окраине Порт-Стенли

Судя по фотографиям одновременно с Lynx 3-H-141 садился и борт 3-H-142 с ЭМ «Hercules», который пилотировал корветтен-капитан Perciacanto, но в его отчетах за этот день нет переброски личного состава, в одном рейсе доставлялся груз, а в другом значится медицинская эвакуация.

Argentine marines and Lynx helicopters
Аргентинские морпехи на фоне доставивших их вертолетов

На следующий день, 3 апреля, интенсивность полетов корабельных вертолетов снизилась – борт 3-H-141 дважды вылетал с эсминца «Santisima Trinidad». Корветтен-капитан Otamendi  перевозил личный состав, а лейтенант Miranda – груз.

Argentine commandos with Lynx 3-H-142
Аргентинские коммандос на фоне Lynx 3-H-142 в Порт-Стенли.
Argentinian Lynx 3-H-142 at Port Stanley
Lynx 3-H-142 в Порт-Стенли с работающем двигателем и вращающимися винтами. Под дверью вертолета установлен пилон для подвески противолодочного вооружения

4 апреля Lynx 3-H-141 еще дважды поднимался с флагманского эсминца для переброски в Порт-Стенли людей, каждый из экипажей совершил по одному вылету. На этом участие этих вертолетов в высадке десанта закончилось.

Medical evacuation at 25 de Mayo aircraft carrier
Lynx 3-H-142 доставивший солдата, раненого при штурме резиденции губернатора, на аргентинский авианосец.

После успешного выполнения десантной операции аргентинский флот вернулся на свои базы. Однако аргентинцы с большой тревогой наблюдали как Великобритания в открытую собирает флот для похода в Южную Атлантику чтобы отбить захваченный архипелаг. 12 апреля две первые атомные подводные лодки Королевского флота достигли Фолклендского архипелага и англичане объявили о введении 200-мильной зоны войны вокруг островов.

Несмотря на ведущиеся переговоры об урегулировании конфликта, вероятность войны нарастала с каждым днем. С середины апреля аргентинский флот вернулся в море и беспрерывно проводил тренировки и учения в прибрежных водах Аргентины. Автор не нашел подробностей о действиях аргентинских кораблей в этот момент, но судя по отчетам о полетах аргентинских Westland Lynx, первым море вышел ЭМ «Hercules». 15 апреля с этого корабля совершал разведывательный полет штатный борт 3-H-142 под управлением корветтен-капитана Otamendi.

На следующий день, 16 апреля, этот же вертолет с экипажем корветтен-капитана Perciacanto вылетал на авиабазу Comandante Espora.

17 апреля Lynx 3-H-142 с «Hercules» совершил три полета – корветтен-капитаны Espilondo и Perciacanto перевозили личный состав, а последний совершил еще и вылет на радарный поиск морских целей.

В этот же день корветтен-капитан Otamendi на Lynx 3-H-141 перелетел на «Santisima Trinidad».

18 апреля корветтен-капитан Perciacanto на 3-H-142 совершил два вылета с «Hercules» – доставил на корабль груз и провел радарный поиск.

19 апреля аргентинские Westland Lynx Mk-23 совершили три вылета. Корветтен-капитан Perciacanto привычно привез на свой эсминец груз, а вот второй борт, 3-H-141, дважды взлетавший с «Santisima Trinidad» под управлением корветтен-капитана Otamendi и лейтенанта Miranda производил некое «ametrallamiento diurno», что онлайн-переводчики трактуют как «дневной обстрел» или «дневной пулемет», скорее всего какие-то стрельбы из установленного в открытой двери вертолета пулемета.

Еще три вылета Линксы совершили 20 апреля. Пока корветтен-капитан Otamendi на 3-H-141 транспортировал груз на «Santisima Trinidad», неутомимый Perciacanto на своем 3-H-142 в одном вылете совместил радиолокационную разведку водной поверхности с испытательным полетом, а в другом вылете послужил воздушной целью для средств ПВО своего эсминца. Судя по всему, после этого ЭМ «Hercules», ушел в базу и до конца месяца вылеты с этого корабля не совершались.

21 апреля лейтенант Miranda с «Santisima Trinidad» слетал на визуальную разведку. На следующий день, 22 апреля, корветтен-капитана Otamendi произвел санитарный рейс с этого же корабля на 3-H-141. Что там произошло непонятно, но через день, 24 апреля, Otamendi повторил санитарный рейс со своего эскадренного миноносца.

25 апреля лейтенант Miranda на Lynx 3-H-141 провел визуальную разведку, а капитан Otamendi – перевозил людей. На следующий день, 26 мая, капитан Otamendi перегнал этот борт на авиабазу Trelew, откуда доставил на эсминец личный состав.

27 мая капитан Otamendi доставил на ЭМ «Santisima Trinidad» груз, а лейтенант Miranda – личный состав. 28 апреля Otamendi снова привез на эсминец людей.

30 апреля события стали нарастать – британский флот достиг спорного архипелага и вертолеты переключились с перевозок на более интересные задачи. Вначале лейтенант Miranda на Lynx 3-H-141 проводил визуальную разведку, а потом капитан Otamendi на этом же вертолете атаковал что-то принятое за британскую подлодку, увы никаких подробностей нет.

Утром 1 мая 1982 одиночный британский бомбардировщик Avro Vulcan, совершив несколько дозаправок в воздухе от сопровождавшего его «роя» заправщиков, выгрузил на «авиабазу Мальвинас» (фактически аэродром оккупированного Порт-Стенли) серию фугасных авиабомб. Следом по аргентинцам отработали палубные Sea Harrier. После этого три британских корабля начали артобстрел аргенинских позиций около столицы архипелага. Эти удары «из неоткуда» вызвали хаос в головах аргентинского командования и личного состава. Береговым наблюдателям мерещились морские и вертолетные десанты англичан. ВВС Аргентины и флот были вынуждены бросить свои силы на отражение вероятного десанта. Аргентинская авиация в этот день понесла первые потери в воздушных боях.

Аргетинский флот двинул свои ударные группировки навстречу «британскому агрессору» с целью навязать морское сражение 2 мая. Важнейшей боевой единицей аргентинского флота был легкий авианосец «25 de Mayo» (британской постройки 1943 года, водоизмещением 16 000 т) который нес на борту 8 штурмовиков A-4Q Skyhawk, а также несколько противолодочных самолетов и вертолетов. Для боевого охранения своего единственного авианосца аргентинцы выделили три эсминца, в том числе оба «британских» – «Hercules» и «Santisima Trinidad». Соответственно, на борту эсминцев имелись и приписанные к ним Westland Lynx Мк-23.

Westland Lynx at desk of «25 de Mayo» aircraft carrier
Оба арентинских Westland Lynx «в гостях» на палубе авианосца «25 de Mayo»

Основной угрозой для аргентинского авианосца обоснованно считались британские атомные субмарины, поэтому построение ордера было противолодочным и палубная авиация активно мониторила окружающие воды.

Стоит сказать, что несмотря на современность, противолодочные возможности тогдашних Westland Lynx были не очень впечатляющими в плане поиска подводных лодок. Конечно, вертолет имел радар способный обнаруживать цели на поверхности моря и, с дальности 8-15 км – поднятые перископы ПЛ и другие выдвижные устройства вроде антенн, но обнаружить подводную лодку на глубине ему было практически нечем. В отличии от тяжелых американских Sea King – у Westland Lynx отсутствовал погружной гидрофон и соответствующая акустическая станция. У некоторых британских Lynx были буксируемые на тросике детекторы магнитных аномалий, но у аргентинских вертолетов их не было.

Westland Lynx with anti-submarine torpedo
Аргентнские моряки позируют у вооруженного вертолета Westland Lynx

Однако, противолодочное вооружение у Westland Lynx имелось – можно было подвесить две глубинные бомбы Mk-11 или две самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk-46. Глубинные бомбы предполагается использовать на мелководье или по подлодке на перископной глубине. Применение противолодочных торпед предполагалось по целеуказанию других источников, прежде всего кораблей – активный гидролокатор торпеды Мк-46 имел дальность действия около 600 метров и самонаведение позволяло компенсировать ошибку в точности целеуказания.

Учитывая скромные возможности по самостоятельному обнаружению вражеских ПЛ в ходе боевого похода аргентинские Westland Lynx вели прежде всего общую разведку. Наличие бортовой РЛС Ferranti Sea Spray позволяло увеличить рубеж радиолокационного обнаружения целей в два раза относительно собственной РЛС корабля-носителя, однако, радар вертолета было относительно примитивным, например, чтобы выяснить параметры движения обнаруженной цели оператор накладывал на телевизионный экран прозрачную пленку, делал на ней отметку, не снимая пленки, через 3-6 минут делал повторную отметку и пытался по ним определить курс и скорость обнаруженного корабля.

По опыту англичан известно, что надежность радиолокатора Линкса была довольно низкой, во многом из-за того, что вертолеты отличались высокой вибрацией. Аппаратура РЛС включала 7 «черных ящиков», которые приходилось менять один за одним, пока не находился «глючный».

Удару палубных Скайхоков по британским кораблям аргентинское командование придавало столь большое значение, что «генеральное сражение» сорвалось из-за невозможности их поднять в воздух. Дело в том, что для взлета А-4Q Skyhawk с бомбовой нагрузкой с маленького и маломощного аргентинского авианосца банально требовался ветер. Корабль разворачивался против ветра на полный ход и ветер обеспечивал необходимую дополнительную подъемную силу. По неведомой прихоти природы в вечно продуваемой всеми ветрами и бушующей Южной Атлантике ветер начал стихать. Скайхоки вначале перевооружили с четырех 250-кг бомб на три бомбы, потом на две. После наступления полного штиля, подсчеты показали, что Скайхок может взлететь с одной 250-кг бомбой на расстояние 150 км, что было в два раза меньше необходимого для удара по обнаруженныи британским   кораблям. Прогноз погоды был неутешительным – отсутсвие ветра в течении суток.

Argentine Westland Lynx with depth charge Mk-11
Westland Lynx оснащенный глубинной бомбой Mk-11 (обведена).

Дополнительным фактором для отмены авиаудара были расчеты боевой эффективности. Авианосец имел на борту всего 6 боеготовых Скайхоков. Так как самолет-разведчик смог ускользнуть от перехвата (все Sea Harrier были заняты бомбардировкой), аргентинцы очень оптимистично считали, что встречи с Си Харриерами они избегут и четверть сброшенных бомб попадет в цель. Свои потери они предполагали в два сбитых ЗРК самолета до сброса бомб и еще два штурмовика на отходе. При загрузке каждого Скайхока 4 бомбами этот расклад считали приемлемым, но при одной бомбе на самолет он становился бессмысленным.

Кроме того, паника на островах улеглась и стало известно, что никакой высадки англичане не ведут. Все эти факторы, привели к тому, что воздушный удар аргентинский флот так и не нанес, соотвественно не пошли в бой и надводные корабли с ракетами Exocet. Корабельные группы сторон откатились назад, разорвав дистанцию и со страхом ожидая удара друг-друга следующим утром.

Хотя главной целью британских подводников был аргентинский авианосец и на его потопление был отдан однозначный приказ независимо от его нахождения в 200-мильной зоне вокруг островов или за ее пределами, найти его в этот момент не удалось и 2 мая британская подводная лодка «Conquerror» потопила «запасную цель» – аргентинский крейсер «General Belgrano». Этого оказалось достаточно, чтобы аргентинский флот ломанулся в прибрежные воды, полностью отказавшись от амбициозных планов морской войны. АПЛ «Splendid» все же попыталась настигнуть «25 de Mayo» и разделаться с ним, но в конечном итоге ему удалось прибрежными водами под прикрытием эсминцев охранения ускользнуть от преследования и вернуться на свою базу.

Всего в ходе этого похода на несостоявшееся генеральное сражение и последующее решительное отступление, аргентинские отчеты зафиксировали пять вылетов Westland Lynx. 1 мая корветтен-капитан Perciacanto на Lynx 3-H-142 с «Hercules» совершил два вылета, один вылет обозначен как «Ataque blanco submarino». Подробностей о этой атаке нет, она также не упомянается в свежей книге об операциях аргентинской противолодочной авиации в войне 1982 года аргентинского историка Mariano Sciaroni «A carrier at risk».

Argentinian Westland Lynx with Mk-46 torpedo
Противолодочная торпеда Мк-46 на подвеске аргентинского Lynx.

Второй вылет тот же вертолет и экипаж произвел на стандартную визуальную и радиолокационную разведку, еще один такой же вылет был у корветтен-капитана Otamendi на 3-H-141 с эсминца «Santisima Trinidad».

В день несостоявшегося морского сражения, 2 мая, оба вылета на визуальную и радиолокационную разведку совершил борт 3-H-142 под управлением соответсвенно корветтен-капитанов Espilondo и Perciacanto.

К ночи 3 мая аргентинский авианосец достиг побережья и «низенько-низенько», вдоль берега пошел в сторону столицы. Палубные S-2E Tracker и Sea King при этом «не покладая крыльев и лопастей» вели поиск вражеских субмарин, время от времени применяя оружие по подозрительным шумам. А вот Линксы с эсминцев сопровождения переключились на перевозки.

4 мая Lynx 3-H-142 капитана Espilondo перевез личный состав на ЭМ «Hercules». 5 мая Espilondo на этом же вертолете перебрасывал груз, Otamendi совершил аналогичный вылет на 3-H-141.

6 мая Линксы опять сделали 3 рутинных вылета – корветтен-капитан Otamendi перевез груз с «Santisima Trinidad» на авиабазу Comandante Espora, Espilondo и Perciacanto на 3-H-142 возили груз и личный состав.

7 и 8 мая Lynx 3-H-142 совершил по одному вылету на переброску материалов, соответсвенно – Espilondo и Perciacanto, а 9 мая Espilondo совмещал в одном вылете перевозку людей и визуальную разведку.

После некоторого переыва в полетах, 13 мая оба корветтен-капитаны Otamendi и Perciacanto перелетали с эсминцев на авиабазу Comandante Espora.

14 мая Lynx 3-H-142 под управлением Perciacanto капитана перевез груз с эсминца «Hercules», а Otamendi на втором вертолете вел визуальный противолодочный поиск.

15 мая 1982 в ходе отработки взаимодействия между обоими эсминцами Тип-42 были задействованы оба аргентинских Lynx. При этом, действовавший с ЭМ «Hercules» Westland Lynx 3-H-142 потерпел катастрофу. Экипаж в составе  корветтен-капитана Perciacanto, лейтенанта Loubet и матроса Gonzalez был спасен. Аргентинские источники по разному трактуют события, например встречались данные о возгорании и отказе двух двигателей. По другим данным при посадке отказал один двигатель, вертолет задел корпус и свалился в море. Фотография барахтающегося экипажа с борта корабля скорее подтверждает именно вторую версию, тем более, учитывая температуру воды в это время года на спасение экипажа были считанные минуты.

Westland Lynx 3-H-142 crews at sea after helicopter fall in water 15 may 1982
Экипаж потерпевшего аварию Westland Lynx 3-H-142

Кроме того, обломки вертолета довольно быстро подняли, что также косвенно подтверждает, падение не где то в открытом море, а в известной точке – скорее всего место падения экипаж корабля обозначил буйком.

Оставшийся единственный аргентинский Westland Lynx 3-H-141 продолжил летать. 16 мая корветтен-капитан Otamendi перевозил грузы. 17 мая груз на эсминцы перевозил лейтенант Miranda, он же совершил два рутинных полета с «Santisima Trinidad» и 18 мая, в тот же день корветтен-капитан Otamendi перегнал вертолет с корабля на авиабазу Comandante Espora.

Вначале своей службы Westland Lynx не отличались особой надежностью. По воспоминаниям британского пилота вместо назначенного ресурса 800 часов двигатели отрабатывали 250 часов, после чего начинался жор масла и заметное падение мощности. Правда, у англичан движки не «обрезали». Возможно у аргентнцев с обслуживанием было хуже и интенсивная эксплуатация в ходе войны окончательно «ушатала» и второй вертолет. Уже 22 мая лейтенант Miranda начал полет с Comandante Espora на «Santisima Trinidad», вскоре  произошел отказ одного из двигателей. Чтобы не доводить дело до утопления последнего вертолета этого типа и опасного купания в студеных водах Атлантики, экипаж благоразумно вернулся на авиабазу Comandante Espora, где вертолет встал на прикол.

Хотя, в принципе, Lynx 3-H-141 подлежал ремонту при наличии запчастей, понятно, что официально их купить было невозможно из-за эмбарго. Возможно, как-то через дружественную Бразилию, где также использовались Westland Lynx, и можно было бы со временем достать необходимые части, но командование морской авиации потеряло интерес к этому ставшим бесперспективным в Аргентине вертолету. Если до войны планировали перевооружить на Westland Lynx всю 1-ю эскадрилью, то теперь расклад кардинально изменился – одну из наличных двух машин утопили, вторую поломали. Ни одного нового вертолета больше не удастся получить в принципе, запчасти легально не купить. Одним словом – токсичный актив. В конечном итоге, Lynx 3-H-141 так и простоял на земле, пока в 1987 году его не продали ВМС Голландии.

После того, как оба аргентинских эсминца Тип-42 остались без палубных вертолетов, в их ангарах прописались старые добрые Alouette-III, которые на несколько десятилетий пережили своего несостоявшегося «сменщика» Westland Lynx Mk-23 в качестве легкого палубного вертолета аргентинского флота.

В целом в ходе конфликта за Фолклендские острова со 2-го апреля по 22 мая 1982 два аргентинских Westland Lynx Mk-23 совершили 71 вылет, в том числе 15 вылетов на разведку и поиск подводных лодок, 29 вылетов на перевозку личного состава, 15 вылетов на перевозку груза, 4 полета на калибровку радиолокационного оборудования кораблей, 6 тренировочных полетов и 1 на корректировку артогня.

Lynx 3-H-142 wreck
Обломки аргентинского Lynx 3-H-142, после подъема из воды
Other view at 3-H-142
Другой ракурс на останки 3-H-142

Останки Westland Lynx 3-H-142 сохранились в Музее аргентинского флота в Bahia Blanka.

Подводя итог участию аргентинских Westland Lynx в Фолклендской войне можно сказать следующее. За исключением высадки передового отряда десанта в Порт-Стенли 2-го апреля 1982, оба вертолета в ходе войны совершали абсолютно не героическую, а вполне рутинную службу корабельных вертолетов. Значительную часть вылетов аргентинские Линксы совершили в интересах перевозки людей и грузов, вторая заметная роль – визуальная и радиолокационная разведка, а также поиск подводных лодок. Судя по отчетам, вертолеты дважды применяли противолодочное вооружение, но, в целом, эффективным противолодочным средством они не были из-за отсутствия опускаемого гидрофона и гидроакустической станции.

Необдуманное решение аргентинской хунты на захват Фолклендского архипелага поставило крест на эксплуатации этого типа вертолетов в Аргентинском флоте – из четырех построенных вертолетов два было конфисковано аргличанами, один потерян и один встал на прикол из-за отсутсвия запчастей. Причем, судя по всему в обоих летных проишествиях происходили отказы двигателей, но в последнем случае двухвигательная схема спасла вертолет.

Так или иначе, но два аргентинских вертолета Westland Lynx Mk-23 оставили свой след в истории войны за Фолклендские острова.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика