Война в Ираке

SB7L-360 Seeker в ВВС Ирака

Легкий самолет Seabird Aviation SB7L-360 Seeker стал первенцем возрождающейся иракской авиации. Американское вторжение в Ирак в марте 2003 года, завершившееся взятием Багдада и крушением режима Саддама Хуссейна, стало и концом агонии прежних иракских ВВС. Непосредственно в ходе войны боевые самолеты Ирака практически не произвели ни одного боевого вылета, противник зафиксировал лишь эпизодические полеты иракских вертолетов. Как потом заявили оккупационные власти, захваченные на аэродромах боевые самолеты Ирака, оказались в плохом техническом состоянии и американцы отправили их на свалки и разделку. Интересно то, что та же судьба ждала и 45 пригодных к полетам вертолетов – по утверждениям американцев их обслуживание потребовало бы слишком больших затрат. Скорее всего, это было просто продолжением американской политики по уничтожению всех прежних силовых структур поверженного саддамовского Ирака и авиатехника пала жертвой своеобразной мести победителей поверженному противнику.

Первый иракский Seabird Aviation SB7L-360 Seeker с обозначением YI-101
Первый SBL7-360 Seeker получил обозначение YI-101. Фото было сделано вскоре после прибытия в Ирак –  ясно видно отсутствие “шарика” оптико-электронной системы Ultra 8500FW Gyro, которая было установлена позже.

Однако, вскоре иллюзии о быстром построении демократии по западному образцу в отдельно взятой арабской стране рассыпались под ударами разрастающейся партизанской войны против оккупационных властей. Из-за этого уже через год после того, как американцы «разрушили до основанья» авиацию прежнего режима, в апреле 2004, оккупационные власти предприняли первые шаги по созданию новых ВВС Ирака. В качестве цели им была поставлена задача воздушного наблюдения за границами и нефтегазовой структурой страны. Кроме того, было необходимо обеспечить транспортные возможности для перевозки грузов, персонала и VIP-персон.

10 июня 2004 американское Центральное Командование заключило контракт на 2,3 млн. USD с Seabird Aviation Jordan на поставку двух легкомоторных SBL7-360 Seeker иорданской постройки для ВВС Ирака. Данный контракт также включал обучение и обслуживание. Уже в середине июля американский транспортный С-130Н доставил самолеты в Басру и 18 августа 2004 года новые иракские ВВС совершили первый вылет. Самолеты получили номера YI-101 и YI-102, и вошли в состав сформированной 70-й эскадрильи.

Иракский SBL7-360 Seeker YI-101 с установленной под фюзеляжем оптической системой
Этот же борт YI-101 уже с оптикой

Иракские машины были оснащены стабилизированной оптико-электронной системой наблюдения Ultra 8500FW Gyro (“шарик” под фюзеляжем). Эта система включает дневную телекамеру и ночную инфракрасную камеру наблюдения способную обнаружить человека на расстоянии 3-3,5 км с высоты 600 м.

Иракский SBL7-360 Seeker YI-102
Второй и последний  SBL7-360 Seeker YI-102
Вид спереди на иракский SB7L-360 Seeker YI-102
Отсутствие спереди двигателя и остекление, которому могут позавидовать многие вертолеты, обеспечивает прекрасный обзор экипажу

Иорданцы оптимистично планировали собрать для Ирака 24 таких SBL7-360 Seeker, но уже после поставки первых двух самолетов дело намертво застопорилось. В чем было дело толком не известно, правда, в одном из интервью, которое дал в 2007 году американский бригадный генерал Стефен Хуг американской военной прессе прозвучал примерно такой пассаж в отношении SBL7-360 Seeker: «Хороший маленький самолетик с отличным обзором и небольшой скоростью для контроля трубопроводов. Но у него есть ограничение – боковой ветер его может перевернуть. Поэтому реально его можно использовать только зимой и в начале лета, до начала сильных ветров». Можно предположить, что такая “сезонность” в применении самолетов почему-то не устроила иракских генералов и они категорически отказались от продолжения закупок этих “хороших маленьких самолетиков” даже на американские деньги, продолжив “эксперименты” с выбором подходящей техники.

SBL7-360 Seeker YI-101 Военно-Воздушных Сил Ирака перед ангаром в Басре
YI-101 закатывают в ангар в Басре. Видно, что из опознавательных знаков у самолета только флажки на киле
Американский генерал в кабине иракского SBL7-360 Seeker
Американский генерал с хозяйским видом сидит в кабине SBL7-360 Seeker. И он прав – самолет куплен американскими военными на американские деньги. Перед ним командир 70-й эскадрильи полковник Сами.
Иракские пилоты в кабине SBL7-360 Seeker
Бывшие “соколы Саддама” в кабине  SBL7-360 Seeker. Им новые хозяева вручили такую “передовую технику” – где восторг на лицах?
Иракский SBL7-360 Seeker в ангаре. 2009 год
На снимке сделанном в Басре в январе 2009 иракцы еще занимаются самолетом – видимо он еще вполне себе летает.

Очевидно, что оба SBL7-360 Seeker эксплуатировались не очень долго, так как довольно быстро пропали из виду американских армейских фотографов, и так уже и не “всплыли” на фотографиях в соцсетях иракских военных. Последняя известная фотография запечатлела их в 2010 году в самом дальнем углу ангара 70-й эскадрильи. Причем, оптико-электронной системы Ultra 8500FW на самолетах уже нет – так как она полностью идентична установленной на самолетах SAMA CH2000-MTSA (пришедших на смену SBL7-360 Seeker), то явно демонтированы для поддержания боеспособности CH2000-MTSA.

Два SBL7-360 Seeker со снятой оптикой в ангаре 70-й эскадрильи, 2010 год
В дальнем углу ангара 70-й эскадрильи ВВС Ирака. Оба SBL7-360 лишились оптики и скорее всего уже не летают. Снимок 2010 года.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика