SAMA CH 2000-MTSA в ВВС Ирака

На первых порах Иордания была одним из главных помощников США в деле воссоздания ВВС Ирака, например, она передала эскадрилью вертолетов UH-1 и даже попыталась подарить Ираку три своих древних С-130B (отремонтировать их, правда, не удалось), а также обучала иракский летный и наземный состав. Поэтому вполне возможно, что не случайно после провала затеи оснащения иракских ВВС самолетами SBL7-360 Seeker иорданской постройки, новый легкомоторный самолет-наблюдатель также оказался сделан в Иордании.

Иракский SAMA СН2000-MTSA с номером YI-103
Первые поставленные машины получили номера YI-103 и YI-104 в продолжение нумерации двух SBL7-360 Seeker. Хорошо видно, что на хвостовом флажке еще имеются традиционные для ВВС Ирака три звездочки.

Конкурс выиграла фирма Jordan Aerospace Industries с моделью SAMA СН2000-MTSA (Military Tactical Surveillance Aircraft – военный самолет тактического наблюдения). Как и SBL7-360 Seeker, сам самолет также вовсе не иорданское “изобретение”, а лицензионная копия канадского Zenair Zenith 2000.

Первый поставленный Иорданией в Ирак SAMA СН2000-MTSA
Тот же SAMA СН2000-MTSA с обозначением YI-103. За хвостом виден капот и винт редкого и невезучего в ВВС Ирака самолета CompAir 7SLX.

Двухместный самолет оснащен 116-сильным поршневым мотором Лайкоминг, а также стабилизированной оптико-электронной системой наблюдения Ultra 8500FW Gyro (такой же как и на SBL7-360 Seeker), дневной обзор обеспечивает телекамера, а в условиях недостатка освещения – инфракрасная камера, которая может обнаружить человека на удалении 3-3,5 км с высоты 600 м.

Контракт предусматривал поставку 8 самолетов за 5,8 млн USD, с опционом еще на 8 машин, впрочем, опцион по неизвестным причинам не был реализован.

SAMA СН2000-MTSA YI-104 в полете над аэродромом
Второй борт – YI-104 в патрульном полете.

Первые два экземпляра самолета были поставлены 18 января 2005 и получили номера YI-103 и YI-104 в продолжении нумерации SBL7-360 Seeker, которые имели YI-101 и YI-102. Впрочем, дальнейший темп поставок оказался удручающе медленным – на производство остальных шести самолетов ушло два года и последняя пара была сдана заказчику только 7 января 2007 года.

SAMA СН2000-MTSA YI-106 на авиабазе Киркук
YI-106 из состава 3-й эскадрильи в Киркуке 10 февраля 2007 года. Полет должен был совершить совместный экипаж из одного иракского и одного американского пилота.

Сообщалось, что четыре самолета вошли в состав 70-й эскадрильи в Басре, а четыре оставшихся – в состав 3-й эскадрильи в Киркуке, где они сменили попавшие под запрет эксплуатации CompAir 7SLX.

Первоначально обслуживание самолетов велось в Киркуке иорданскими специалистами концерна Jordan Aerospace Industries, они же обучали и иракский техсостав, а вот за летную подготовку отвечали, в основном, американские советники.

Американский инструктор учит азам пилотирования одного из бывших "соколов Саддама"
Американский инструктор с иракским “курсантом” в кабине СН-2000.

В конце сентября 2006 два самолета 3-й эскадрильи были переброшены на багдадскую авиабазу “New Al Muthanna” и начали вести практические вылеты по наблюдению и разведке в столичном регионе. Через некоторое время их сменили экипажи 70-й эскадрильи. К маю 2007 общий налет на самолетах этого типа составил 1300 часов.

SAMA СН2000-MTSA YI-107 демонстрирует низ фюзеляжа с оптической системой Ultra 8500FW Gyro
На этом снимке SAMA СН2000-MTSA YI-107 демонстрирует “шарик” оптической системы Ultra 8500FW Gyro. Характерно, что на нижней поверхности крыла нет ни опознавательных знаков, ни надписей.

Точная дата не известна, но в конечном итоге 3-я эскадрилья в Киркуке полностью перешла на самолеты на базе Cessna C-208, включая разведывательный и ударный вариант, а SAMA СН2000-MTSA были сосредоточены в 70-й эскадрилье в Басре.

SAMA СН2000-MTSA YI-106 в ангаре 70-й эскадрильи ВВС Ирака в Басре.
SAMA СН2000-MTSA YI-106 в хорошо отличимом ангаре в Басре.
SAMA СН2000-MTSA YI-110 в том же ангаре в Басре.
YI-110 там же.
Иракские SAMA СН2000-MTSA и SBL7-360 Seeker в Басре
СН-2000 на фоне своих неудачливых предшественников –  SBL7-360 Seeker, тоже иорданского производства.

В “нулевые” годы в Ираке кроме суннитов-партизан несколько раз восставали шииты так называемой “Армии Махди”. Известно, что в 2008 году ВВС Ирака произвели свыше 100 вылетов в поддержку армии, подавлявшей восстание шиитов в Басре, из которых 53 вылета пришлись на долю СН2000 из состава 70-й эскадрильи, налет при этом составил 91 час.

Командир 70-й эскадрильи ВВС Ирака полковник Sami Saeed
Командир 70-й эскадрильи полковник Sami Saeed с американским советником перед вылетом. Басра, 19 ноября 2009. В январе 2010 он станет командиром авиабазы в Басре и получит звание  бригадного генерала. На должности комэска его сменит полковник Nazih al-Fahaed, который при Саддаме Хусейне прошел обучение во французской летной школе.

Так как самолеты относительно простые, их эксплуатацию иракцы освоили. Сложнее было с тактическим применением. Известно, что координация между ВВС и иракской армией оставляла желать много лучшего, не только из-за их принадлежности разным структурам, но и из-за несовместимости систем связи. Даже летом 2010 года, через 5 лет после начала освоения самолета, командир 70-й эскадрильи полковник Nazih al-Fahaed был вынужден обратиться к американцам из 1-й и 12-й Combat Aviation Brigade, чтобы те помогли ему наладить взаимодействие с 8-й и 14-й дивизиями иракской армии.

Бригадный генерал Sami Saeed в кабине иракского самолета CH 2000
Бывший командир 70-й эскадрильи, командующий авиабазой в Басре бригадный генерал Sami Saeed в кабине CH 2000 перед совместным вылетом с американскими вертолетами AH-64 27 июня 2010 года на отработку взаимодействия с иракскими сухопутными войсками.
Новый флаг на хвосте иракского SAMA СН2000-MTSA YI-109
Хвостовое оперение YI-109 демонстрирует опознавательный знак нового образца – флаг лишился звездочек.
Перебазирование SAMA СН2000 70-й эскадрильи ВВС Ирака на авиабазу "Имам Али" 17 октября 2010 года.
Прибытие 6 самолетов SAMA СН2000 70-й эскадрильи ВВС Ирака на авиабазу “Имам Али” 17 октября 2010 года.
SAMA СН2000 70-й эскадрильи ВВС Ирака на авиабазе "Имам Али"
Презентация новых обитателей авиабазы “Имам Али”. На заднем плане видны иракские вертолеты Ми-17
SAMA СН2000 на иракской авиабазе Имам Али
Та же группа сфотографирована сзади. Видно, что на верхних поверхностях крыла никаких обозначений нет.

  В октябре 2010 самолеты 70-й эскадрильи были переведены из Басры на авиабазу “Имам Али” (раньше известную как Талил) около Насирии. На этой крупной авибазе площадью 30 квадратных километров раньше имелось 36 мощных железо-бетонных укрытий (ЖБУ) построенных еще югославами и она в свое время серьезно пострадала от налетов американской авиации. После ее восстановления теми же американцами, иракцы перегнали туда свои “боевые” СН2000 – наверное, вся эскадрилья могла “спрятаться” в одном ЖБУ. Через неделю после “переезда” на “Имам Али” 70-я эскадрилья начала свои рутинные полеты в районе Насирии. А 23 ноября 2010 американцы торжественно передали авиабазу иракским властям.

SAMA СН2000 в железобетонном укрытии иракской авиабазы "Имам Али"
Осмотр самолетов личным составом после песчаной бури. Самолеты стоят в одном из ЖБУ авиабазы “Имам Али” после перевода туда эскадрильи в октябре 2010.
SAMA СН2000 во время торжественной передачи управления авиабазой иракским ВВС
Церемония передачи американцами “прав владения” авиабазой “Имам Али” иракским военным проходила на фоне самолета SAMA СН2000. По традиции стороны сказали много красивых, но пустых речей.
Пилот 70-й эскадрильи ВВС Ирака на фоне SAMA СН2000 YI-109, авиабаза "Имам Али" 23 ноября 2010.
Пилот 70-й эскадрильи позирует со своим СН2000 с бортовым YI-109 во время передачи Ираку авиабазы “Имам Али” 23 ноября 2010.

 Каких либо сведений о “подвигах” 70-й эскадрильи в боях с захлестнувшей Ирак войне с террористами ИГ нет, что не сильно удивляет – самолетик не слишком подходящий для реальной войны из-за слабой оптики, которая требовала низкой высоты полета. Самолет подходил для “мирного наблюдения” за трубопроводами и границами страны, но подпускать маловыстоный, малоскоростной и невооруженный самолет к массово оснащенными крупнокалиберными пулеметами “тачанкам” игилоидов было явно не разумно. К тому же к началу активных боевых действий против ВВС Ирака располагали не только гораздо более продвинутыми системами воздушного наблюдения, но уже и разведывательно-ударными машинами способными наносить удары по противнику.

Самолеты новых ВВС Ирака
На церемонии празднования 78-й годовщины ВВС Ирака были представлены основные самолеты первых лет после восстановления – самолет первоначального обучения Cessna C-172, SAMA СН2000, разведывательно-наблюдательные Cessna RC-208B и King Air-350ISR, а также транспортный С-130 Геркулес. У 4 из 5 представленных  самолетов одна и та же страна происхождения – наглядный пример того, что “кто платит, тот и заказывает музыку”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *