SAMA CH 2000-MTSA в ВВС Ирака
На первых порах Иордания была одним из главных помощников США в деле воссоздания ВВС Ирака, например, она передала эскадрилью вертолетов UH-1 и даже попыталась подарить Ираку три своих древних С-130B (отремонтировать их, правда, не удалось), а также обучала иракский летный и наземный состав. Поэтому вполне возможно, что не случайно после провала затеи оснащения иракских ВВС самолетами SBL7-360 Seeker иорданской постройки, новый легкомоторный самолет-наблюдатель также оказался сделан в Иордании.

Конкурс выиграла фирма Jordan Aerospace Industries с моделью SAMA СН2000-MTSA (Military Tactical Surveillance Aircraft – военный самолет тактического наблюдения). Как и SBL7-360 Seeker, сам самолет также вовсе не иорданское “изобретение”, а лицензионная копия канадского Zenair Zenith 2000.

Двухместный самолет оснащен 116-сильным поршневым мотором Лайкоминг, а также стабилизированной оптико-электронной системой наблюдения Ultra 8500FW Gyro (такой же как и на SBL7-360 Seeker), дневной обзор обеспечивает телекамера, а в условиях недостатка освещения – инфракрасная камера, которая может обнаружить человека на удалении 3-3,5 км с высоты 600 м.
Контракт предусматривал поставку 8 самолетов за 5,8 млн USD, с опционом еще на 8 машин, впрочем, опцион по неизвестным причинам не был реализован.

Первые два экземпляра самолета были поставлены 18 января 2005 и получили номера YI-103 и YI-104 в продолжении нумерации SBL7-360 Seeker, которые имели YI-101 и YI-102. Впрочем, дальнейший темп поставок оказался удручающе медленным – на производство остальных шести самолетов ушло два года и последняя пара была сдана заказчику только 7 января 2007 года.

Сообщалось, что четыре самолета вошли в состав 70-й эскадрильи в Басре, а четыре оставшихся – в состав 3-й эскадрильи в Киркуке, где они сменили попавшие под запрет эксплуатации CompAir 7SLX.
Первоначально обслуживание самолетов велось в Киркуке иорданскими специалистами концерна Jordan Aerospace Industries, они же обучали и иракский техсостав, а вот за летную подготовку отвечали, в основном, американские советники.

В конце сентября 2006 два самолета 3-й эскадрильи были переброшены на багдадскую авиабазу “New Al Muthanna” и начали вести практические вылеты по наблюдению и разведке в столичном регионе. Через некоторое время их сменили экипажи 70-й эскадрильи. К маю 2007 общий налет на самолетах этого типа составил 1300 часов.

Точная дата не известна, но в конечном итоге 3-я эскадрилья в Киркуке полностью перешла на самолеты на базе Cessna C-208, включая разведывательный и ударный вариант, а SAMA СН2000-MTSA были сосредоточены в 70-й эскадрилье в Басре.



В “нулевые” годы в Ираке кроме суннитов-партизан несколько раз восставали шииты так называемой “Армии Махди”. Известно, что в 2008 году ВВС Ирака произвели свыше 100 вылетов в поддержку армии, подавлявшей восстание шиитов в Басре, из которых 53 вылета пришлись на долю СН2000 из состава 70-й эскадрильи, налет при этом составил 91 час.

Так как самолеты относительно простые, их эксплуатацию иракцы освоили. Сложнее было с тактическим применением. Известно, что координация между ВВС и иракской армией оставляла желать много лучшего, не только из-за их принадлежности разным структурам, но и из-за несовместимости систем связи. Даже летом 2010 года, через 5 лет после начала освоения самолета, командир 70-й эскадрильи полковник Nazih al-Fahaed был вынужден обратиться к американцам из 1-й и 12-й Combat Aviation Brigade, чтобы те помогли ему наладить взаимодействие с 8-й и 14-й дивизиями иракской армии.





В октябре 2010 самолеты 70-й эскадрильи были переведены из Басры на авиабазу “Имам Али” (раньше известную как Талил) около Насирии. На этой крупной авибазе площадью 30 квадратных километров раньше имелось 36 мощных железо-бетонных укрытий (ЖБУ) построенных еще югославами и она в свое время серьезно пострадала от налетов американской авиации. После ее восстановления теми же американцами, иракцы перегнали туда свои “боевые” СН2000 – наверное, вся эскадрилья могла “спрятаться” в одном ЖБУ. Через неделю после “переезда” на “Имам Али” 70-я эскадрилья начала свои рутинные полеты в районе Насирии. А 23 ноября 2010 американцы торжественно передали авиабазу иракским властям.



Каких либо сведений о “подвигах” 70-й эскадрильи в боях с захлестнувшей Ирак войне с террористами ИГ нет, что не сильно удивляет – самолетик не слишком подходящий для реальной войны из-за слабой оптики, которая требовала низкой высоты полета. Самолет подходил для “мирного наблюдения” за трубопроводами и границами страны, но подпускать маловыстоный, малоскоростной и невооруженный самолет к массово оснащенными крупнокалиберными пулеметами “тачанкам” игилоидов было явно не разумно. К тому же к началу активных боевых действий против ВВС Ирака располагали не только гораздо более продвинутыми системами воздушного наблюдения, но уже и разведывательно-ударными машинами способными наносить удары по противнику.
