Беспилотники Азербайджана. Ч-2. Bluebird ThunderB
Информации о поставке в Азербайджан разведывательных беспилотников ThunderB израильской компании Bluebird Aero Systems информации практически нет. Более того, азербайджанский БЛА Bluebird ThunderB никогда не показывали на парадах, да и на видео азербайджанских военных они не разу не попадались, по крайней мере автору текста.

Тем не менее, один такой беспилотник с N205 попал в руки армян 2 апреля 2016 года во время так называемой “апрельской войны”.
ThunderB является тактическим разведывательным дроном с размахом крыльев 4 м и длиной фюзеляжа 1.9 м. Запускается при помощи катапульты, посадка – парашютная с подушкой безопасности.

Аппарат интересен тем, что при весе 32 кг способен продержаться в воздухе от 16 до 24 часов. Видимо, именно эта особенность привлекла внимание азербайджанских военных, по сравнению с “электрическим” Orbiter-3, в остальном имеющим сравнимые характеристики и собирающимся в Азербайджане.

Хотя в одном русскоязычном источнике говорится, что “силовая установка БПЛА BlueBird ThunderB представлена электрическим мотором, позволяющим устройству развивать максимальную скорость перемещения до 120 км\ч., при этом, благодаря использованию особой технологии, заряда аккумулятора хватает на весьма продолжительный период нахождения в воздухе”, это утверждение крайне сомнительно и скорее всего является следствием небрежного перевода. По крайней мере сама Bluebird Aero Systems пишет про “advanced fuel-injected engine” (продвинутый двигатель непосредственного впрыска), в другом англоязычном источнике – “The ThunderB UAV is powered by a digital electronic fuel injection (EFI) engine driving a pusher propeller” (оснащен двигателем с цифровой электронной системой впрыска приводящим толкающий винт). То есть в обоих случаях речь идет о ДВС с непосредственным впрыском топлива.

Кроме того, доступная фотография ThunderB N205 сзади также показывает, что это куда ближе к двигателю внутреннего сгорания – в наличии не характерные для электромотора элементы – воздухозаборник, какая-то трубка и вырез для охлаждения двигателя.

Ну и практика показывает, что чудес не бывает – небольшой беспилотник не может тащить столько батарей, чтобы сутки продержаться в воздухе на электрической тяге.
В остальном ThunderB достаточно стандартный беспилотник со скоростью 60-130 км/ч, дальностью действия системы передачи информации 100-150 км, высотой полета 4,85 км. Гиростабилизированная полезная нагрузка весом 3,5 кг включает дневную камеру высоко разрешения, тепловизор и лазерный целеуказатель.
В ходе боевых действий в июле 2020 армянская пресса заявила уничтоженным еще один ThunderB, но на плохой фотографии в репортаже опознается другой дрон – SkyStriker, так что это утверждение было ошибочным.

Часть 1. Orbiter и Aerostar производства Aeronautics Defense Systems / Azad Systems