Украинские Су-27 – от Союза к войне. Часть-1
Первая, весьма скромная, попытка изучить украинские Су-27 была автором осуществлена в начале далекого 2014, в статье Военно-Воздушные силы Украины – 2014, часть 2 – Су-27 С тех пор прошло много лет и произошло много событий, настало время обновить эту тему. Правда, в первой части коснусь лишь истории до начала российско-украинской войны 2022 года.
Не слишком многочисленные украинские Су-27 оказались одним из наиболее востребованных боевых самолетов, доставшихся Украине при распаде Советского Союза. Всего Украине отошло примерно 74 самолета Су-27 разных модификаций, в том числе 43 истребителя Су-27С, 14 перехватчиков Су-27П, 14 учебно-боевых Су-27УБ, 3 прототипа использовавшиеся по программе палубного истребителя – Т-10-3 и Т-10-10, а также Т-10К-7 (прототип Су-33).
Полный комплект Су-27 был на вооружении 831-го ИАП в Миргороде – 36 Су-27С и 4 Су-27УБ (в основном 11-15 заводские серии с небольшим ресурсом двигателя и самолета, произведенные в 1985-1986 годах).
В крымском 62-м ИАП в Бельбеке было 11 перехватчиков Су-27П (практически новые машины 35-й серии 1991 года производства с большим ресурсом как двигателей, так и планера), а также 3 свеженьких “спарки” Су-27УБ.
Там же, в Крыму, в Новофедоровке, базировался флотский 100-й корабельный ИАП, занимавшийся подготовкой пилотов для первого полноценного советского авианосца. У моряков имелось 7 Су-27С производства 1986-87 годов (14-я, 19-я и 21-я серия), 2 новых Су-27П (31-я серия 1990 года производства) и целых 7 Су-27УБ, почти все были 1990-91 года выпуска.
На аэродроме в Кировском в интересах программы палубных самолетов работали 3 уже упомянутых прототипа Т-10, плюс имелся еще один Су-27С. Кроме того, в Васильковском ВАТУ имелись один Су-27С и Су-27УБ, потерпевшие аварии еще при Союзе и переданные в качестве наземных пособий.
Су-27 имел значительную ценность для новых украинских ВВС – большая дальность, мощная РЛС, значительный общий ресурс самолета, тем более, что некоторые самолеты достались практически новыми. Ко всему прочему “спарки” Су-27УБ обладают полными возможностями боевых машин.
Тем не менее, общее количество Су-27 на Украине постепенно снижалось. Так как Украина не собиралась иметь авианосцы, избавились от прототипов работавших по программе палубных истребителей – Китай купил Т-10К-7 (Су-33). Старый Т-10-3 производства 1979 года утилизировали на Украине, но при этом переднюю часть самолета отрезали и тоже продали в Китай. Третий прототип – Т-10-10 вначале был пособием в Киевском КВВАИУ, а потом переехал в авиамузей в Луганске.
Четыре строевых Су-27С были списаны в учебные заведения и музейные экспонаты (по крайней мере два из них были до этого повреждены в разных происшествиях) – пара уехала в Васильков как учебные пособия, один в музей в Винницу, еще один в Коротич в экспозицию аэроклуба.
Два украинских Су-27УБ потерпели катастрофы. Су-27УБ N64 sn 963104225070 разбился на авиашоу в Миргороде 24 апреля 1992 года (один из пилотов погиб), а вот другая катастрофа прогремела на весь мир – 27 июля 2002 во Львове, на аэродроме Скнилов проходило авиашоу в честь 60-летия 14-го авиакорпуса. Су-27УБ N42 Владимира Топонаря и Юрия Егорова выполнял пилотаж на малой высоте, вошел в нисходящий вираж, задел дерево, проскользил консолью по бетону и врезался в толпу зрителей. Экипаж успел катапультироваться, но на земле погибло 77 человек, включая 28 детей.
И, конечно, украинское руководство не удержалось от соблазна продать несколько самолетов за границу, причем, если продажа в 2002-2003 годах в Эфиопию 3 Су-27П и в Эритрею по одному Су-27С и Су-27УБ были типичным экспортом вооружения, то продажа в 2008 двух Су-27УБ в США, а также двух корабельных Т-10 в Китай – это именно сбарыживание технологий для ознакомления заинтересованных стран.
Продажа Су-27 в США вызвала явное неудовольствие России, которая в ответ прекратила поставки на Украину запчастей для Су-27. Вместе со скудным финансированием это значительно осложнило эксплуатацию Су-27 ВВС Украины. Потеряв возможность ремонта авиатехники по советским стандартам, на Украине, в конечном итоге, пришли к концепции контрольно-восстановительного ремонта Су-27, который был освоен на Запорожском АРЗ “МиГ-Ремонт” (ЗДАРЗ). Двигатели Ал-31Ф для них ремонтирует Луцкий авиаремонтный завод “Мотор” – у поздних серий моторов межремонтный ресурс 300 часов и общий 1500 часов. Так как на многих украинских Су-27 ранних производственных серий и межремонтный и общий ресурс движков был намного меньше, ходили упорные слухи, что раньше Украина понемногу закупала двигатели для ремонтируемых самолетов в России, понятно, такая возможность была только до продажи Су-27 в США.
2012 году Запорожский АРЗ отчитался о ремонте шести Су-27, в число которых вошли машины с номерами 52, 100, 101 и “спарка” N73, три последних получили модный “пиксельный” камуфляж.
В 2013 с авиаремонтного завода вышло 3 борта – N45, N46 (в январе) и спарка N71 (в апреле), но спарка осталась осталась на заводе для доработки электроники. Все самолеты – в “пикселе”.
В советский период на Украине производился широкий спектр военной радиоэлектроники, в том числе систем управления для ракет, различных РЛС и прочего. Промышленный и конструкторский потенциал Украины позволил создать модернизированные образцы отдельных радиоэлектронных блоков для авиации и в начале “нулевых” на Украине была начата программа модернизации Су-27, которая подразумевала замену нескольких проблемных блоков бортовой РЛС Н019 более современными и надежными аналогами. Также была установлена система спутниковой навигации СН-3307, работающая в системах Navstar и ГЛОНАСС, а также навигационной системы «Курс-93M», которая может взаимодействовать с ILS, а также с приемоответчика A-511. Это позволяет модернизированным машинам летать в международном воздушном пространстве в соответствии со стандартами ИКАО.
Впрочем, далеко не все необходимые электронные компоненты производились на Украине, поэтому для поддержания работоспособности Су-27 и МиГ-29 пришлось импортировать из Китая вакуумные СВЧ усилители МХ7001 для бортовых РЛС по цене 30 000 USD за штуку.
Результатом работ по модернизации украинских Су-27 стало формальное принятие на вооружение в августе 2014 года модификаций Су-27С1М и Су-27УБ1М, которые переделываются из фронтовых истребителей Су-27С и Су-27УБ, однако по факту, первые самолеты были поставлены только через год. Известно, например, что первый Су-27УБ1М N71 провел на заводе несколько лет, до передачи в войска в 2015 году.
Сложнее оказалось с бывшими истребителями ПВО Су-27П и “спарками-перехватчиками”. Хотя их имелось не много – 13 Су-27П и 2 Су-27УБП, но это были самые новые Су-27 на Украине, плюс это были самолеты последних серий, которые обладали самым большим назначенным ресурсом планера и двигателей. Военные поставили задачу придать этим истребителям ПВО возможность работать “по земле” стандартным набором вооружения (свободнопадающие бомбами 100-500 кг, неуправляемыми ракетами С-8 и С-13, а также контейнерами КМГУ-2), уровняв их возможности с фронтовыми Су-27С. Результатом переделки стало появление еще двух модификаций – Су-27П1М и Су-27УП1М.
По факту украинская промышленность несколько “освежила” бортовую электронику на модернизированных самолетах на уровне “железа”, но никакого нового функционала не добавила, улучшение характеристик бортового радиолокационно-прицельного комплекса оказалось в пределах статистической погрешности.
Война на Донбассе
К 2014 году Су-27 состояли на вооружении двух подразделений Повитряных Сил Украины – миргородской 831-й Бригады Тактической Авиации и 39-й Отдельной Авиационной Эскадрильи в Озерном. В летном состоянии находилось, по разным оценкам, 14-19 самолетов Су-27 – 9 штук в 831-й БрТА, 5 штук в 39-й ОАЭ, еще несколько заканчивало ремонт на ЗДАРЗ. При этом еще 36 Су-27 числилось на хранении – 32 в Озерном и 4 в Миргороде.
Киевская “Революция гидности” привела к падению умеренно пророссийского режима Януковича и переходу власти к прозападным “либералам” и украинским националистам. В ответ на юго-восточной части Украины вспыхнули пророссийские мятежи, приведшие к отделению Крыма и гражданской войне на Донбассе.
Уже в марте 2014, украинская авиация начала подготовку к отражению “российской агрессии”, в частности четверка Су-27 из 831-й БрТА была переброшена на аэродром Кульбакино в Николаеве, поближе к “уплывшему” из Украины Крыму. Одновременно, начался в ввод в строй самолетов находившихся “на зберегании” – в основном это были еще недавно эксплуатировавшиеся самолеты у которых закончился межремонтный ресурс, в условиях “военного времени” формальные ограничения на их полеты были сняты.
В начале апреля 2014 летчики Су-27 осуществляли “психологическое давление” на население мятежных регионов Донбасса, осуществляя полеты без применения вооружения. Например, 7 апреля пара осуществила облёт Донецка, 15-го числа – Краматорска, 16-го – Славянска. Появлялись украинские Су-27 и над Луганском, проходя над городом на высотах порядка 300 м в попытках запугать ополченцев, захвативших местное управление СБУ. В целом украинскими Су-27 была осуществлена по крайней мере пара десятков подобных вылетов.
В мае начались бои за Славянск и вскоре огонь гражданской войны охватил весь Донбасс. Украинская авиация постепенно включалась в боевые действия, но вначале украинское командование избегало использовать боевые самолеты для ударов в густонаселенном регионе и применяло ударные вертолеты Ми-24.
Психологический барьер был сломан 2 июня, когда украинский Су-25 долбанул НУРСами по зданию Луганской областной администрации и прилегающей территории, убив 8 и ранив 28 человек. Это событие затмило факт действий в этот день двух украинских Су-27 в этом же районе – в ходе штурма ополчением украинского погранотряда на юго-западной окраине Луганска, пилоты Су-27 пытались оказать авиационную поддержку своих пограничников, вероятно огнем 30-мм пушки. Ответным огнем стрелкового оружия ополчения был поврежден двигатель Су-27 N27 под управлением полковника Сергея Ялышева. Впоследствии Ялышев был награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени. По неподтвержденным данным, второй Су-27 пилотировал летчик погибший в 2022 на войне с Россией. При этом пророссийские источники уже в 2014 называли этим вторым пилотом Александра Оксанченко. Так это или иначе сказать сложно, но Оксанченко был награжден за участие в войне 2014 года орденом.
По мере нарастания боевых действий между украинскими военными и ополчением, украинская авиация стала привлекаться к нанесению авиаударов, однако, Су-27 в этом качестве использовались реже остальных типов боевых самолетов.
Несмотря на полученные по итогам боев 2014 ордена, медали и прочие знаки отличия за участие в “АТО”, украинские пилоты, видимо, не слишком гордились своим участием в тех событиях, предпочитая оставаться “скромными героями” и за прошедшие 8 лет, так и не появилось вменяемой информации об их ратных подвигах.
По отрывочным украинским данным известно, что через месяц, 2 июля, Су-27 нанесли удар по цеху завода “Пролетарий”, где, как утверждается, ополчение ремонтировало трофейную бронетехнику. ПВО вело по самолетам ответный огонь.
20 июля 2014, в 14-25 украинский Су-27 атаковали позиции ополчения вблизи Суходольска. Жертвой атаки стал убиравший пшеницу на поле комбайн, комбайнер получил ранения. По украинским данным, по атакующему самолету фиксировались пуски ПЗРК, но Су-27 благополучно ушел, отстрелив тепловые ловушки.
Вообще тема применения украинских Су-27 в 2014 году абсолютно не раскрыта даже в виде украинских народно-пропагандистских эпосов, не говоря уже о каком-то объективном анализе. Более-менее достоверно можно сказать, что, например в середине июля 2014, украинские самолеты совершали 8-16 боевых вылетов в сутки, но эта цифра распределяется на все типы машин – Су-25, Су-27, МиГ-29 и Су-24. Учитывая, что чаще всего летали Су-25 (примерно треть вылетов), то на остальные типы приходилось не так и много, следовательно применение Су-27 было достаточно эпизодическим. Известно, что по итогам компании 2014 года потерь украинские Су-27 не имели, всего 831-я БрТА совершила около 160 боевых вылетов, по 39-й ОАЭ данных нет. В украинской прессе указывалось только то, что летный и инженерно-технический персонал 39-й ОАЭ выполнял задачи в зоне проведения так называемой “АТО” и личный состав был награжден государственными наградами Украины и отличиями Министерства Обороны Украины и начальника Генштаба. Вместе с тем, можно предположить, что значительная часть вылетов Су-27 была связана с истребительным прикрытием действий украинских ударных машин вблизи границы с Россией.
Стоит также упомянуть, что российские пропагандисты пытались взвалить вину за уничтожение малазийского Боинга-777 на украинских пилотов. Хотя наибольшее распространение почему-то получила абсолютно бредовая версия с перехватом Боинга украинским штурмовиком Су-25, но свою не заслуженную “минуту славы” в связи с этим событием получили и украинские Су-27. В отличии от теле-шарлатанов кричащих про украинский Су-25, вброшенная версия о Су-27 выглядела немного достоверней, в довесок к ней выложили даже спутниковый снимок Боинга и Су-27 пускающего ракету – фотошоп творит чудеса.
В последствии, в одном из уголовных дел украинский суд, со ссылкой на официальные ответы командира 831-й БрТА и главного штурмана – начальника штурманского управления авиации Воздушных Сил ВС Украины, подтвердил полеты Су-27 в этот день в сторону Донбасса. Другое дело, что характер поражение Боинга, экспертиза поражающих элементов сделанная на Западе и натурное моделирование с подрывом кабины пассажирского самолета сделанное в РФ, позволяют точно утверждать, что самолет был сбит не ракетой воздух-воздух запущенной Су-27, а ракетой ЗРК Бук, и единственным вопросом оставалось только кто совершил эту трагическую ошибку – украинские или ополченческие зенитчики, но этот вопрос выходит за рамки данной темы, впрочем, за давностью лет и началом новой войны он потерял всякую актуальность.
8-летняя вялотекущая война на Донбассе привела к резкому увеличению средств выделяемых Украиной на авиаремонт. И хотя с ремонтом Су-27 дела обстоят не так трагично, как с Су-24, все же кардинально увеличить выход “новых Су-27” Запорожскому “МиГремонту” не удалось – по сообщениям украинской прессы с 2014 по 2019 передал завод передал Повитряным Силам Украины 14 Су-27 и Су-27УБ, прошедших КВР и модернизацию.
При президенте Порошенко передача техники практически всегда происходила торжественно – на один из аэродромов сгоняли большое количество отремонтированной или произведенной наземной техники, там же демонстрировалась и передаваемая с ремонта авиатехника. Одно из таких мероприятий прошло 5 января 2015, в этот день военным передали две “сушки” – Су-27С N33 и Су-27П N37.
14 октября 2015 Порошенко принял участие в передаче в состав Повитряных Сил двух “спарок” – модернизированного Су-27УБ1М N71 в пиксельном камуфляже, который “жил” на АРЗ чуть ли не пять последних лет и обычного Су-27УБ N74, который, судя по старому камуфляжу “флора”, прошел лишь какой-то небольшой ремонт и был “подтянут” на торжественное мероприятие для солидности.
В подражание президенту России, Петр Порошенко прокатился на двухместном Су-27УБМ1 N71. Журноламеры из президентской администрации вместо нейтрального “совершил ознакомительный полет” озвучили это как “Президент Украины Петр Порошенко принял участие в испытательном полете на одном из истребителей Су-27 в аэропорту в Запорожье”, чем тут же вызвали массу издевательских комментариев о новоявленном “летчике-испытателе”.
Эксплуатация Су-27 украинскими пилотами не всегда была безупречной, в частности, весной 2016 года, после регламентных работ в ТЭЧ 831-й бригады производился облет Су-27УБ N69. Неназванный пилот, капитан, лихо выруливал на полосу, сильно превысив скорость руления и, при попытке затормозить, выкатился с полосы, поломав самолет.
Повреждения оказались достаточно серьезными и “спарку” пришлось отправлять на “МиГремонт”. Через пару месяцев, в июне 2016 самолет своим ходом вернулся в Миргород, но впоследствии был передан в Озерное.
24 июня 2016 года завод «МиГремонт» закончил средний ремонт с модернизацией самолета Су-27С1М N55 с заводским номером 36911021308, при этом истребитель получил продление ресурса на 12 лет. Однако шоу с торжественной передачей произошло только через два месяца – 23 августа 2016 в Чугуеве. Вместе с ним был также передан Су-27С1М N36 sn 36911019614. Насчет борта N36 нет информации о его модернизации, но он стал первым украинским Су-27 прошедшим второй ремонт.
26 октября 2017 в присутствии президента Порошенко ВСУ передали три боевых самолета после ремонта и модернизации. Наряду с МиГ-29 и Су-25, был передан модернизированный Су-27П1М N56 в состав 831-й БрТА.
Было заявлено, что в 2016-17 годах 831-я БрТА получила 4 модернизированных Су-27, а инженерные службы бригады с 2014 года вытащили с хранения 40 % числящихся за бригадой самолетов. Впрочем, надо понимать, что хотя эти самолеты и могли летать в “особый период”, все-таки эксплуатация безресурсных бортов откровенно стремное занятие как для летного состава, так и для инженерно-авиационной службы.
Повитряны Силы Украины практикуют подготовку курсантов пятого курса в бригадах на боевых типах самолетов, причем с 2017 года курсанты начали летать и на Су-27, который считается более сложным по сравнению с МиГ-29 и Су-25, поэтому на летную практику на Су-27 отправляют лучших. В результате обучения будущие летчики-истребители к выпуску налетывали около 180-200 часов, из которых порядка 40 часов уже приходилось на боевой самолет (остальное – Л-39).
1 января 2018 года 39-я отдельная авиационная эскадрилья Су-27 была развернута в 39-ю Бригаду Тактической Авиации, таким образом в Повитряных Силах Украины стало две авиабригады на Су-27 – 831-я в Миргороде и 39-я в Озерном. Это, кстати, говорит о том, что общий парк пригодных к полетам Су-27 вырос.
Однако, 2018 год оказался не слишком удачным для украинских Су-27. Первым “звоночком” стала аварийная посадка 7 февраля двухместного Су-27УП с невышедшей основной стойкой в ходе ночного тренировочного полета в СМУ. Пилоты довольно удачно посадили машину, повредив только воздухозаборник и мотогондолу правого двигателя, самолет отремонтировали на ЗАРЗе к сентябрю за скромные полмиллиона гривен.
Дальше было хуже – конец года ознаменовался двумя катастрофами Су-27 с потерей пилотов. Первая катастрофа произошла в ходе совместных украино-американских учений “Чистое небо-2018”. Вот как писала украинская пресса:
“Самые масштабные за всю историю независимой Украины авиационные учения проходят на Подолье. Стартовали украинско-американские маневры «Чистое небо — 2018» в минувший понедельник, 8 октября, на двух военных аэродромах — в Гавришовке Винницкой области и Староконстантинове в Хмельницкой.
…Потом были новые ближние и дальние воздушные бои между F-15C, Су-27 и МиГ-29— как одиночные, так и групповые. Благодаря более современной радиоэлектронике, американцы выигрывают поединки в дальних воздушных боях, но наша техника маневреннее, поэтому имеет преимущество на небольшом расстоянии.”
В ходе одного из ознакомительных полетов, 16 октября модернизированный двухместный Су-27УБМ1 N70 из состава 831-й БрТА потерпел катастрофу около села Уланов в Винницкой области. Пилотировал самолет полковник Иван Петренко, заместитель командующего воздушного командования “Восток”. Вторым погибшим оказался американский пилот, 44-летний подполковник Сет Неринг из 194-й эскадрильи Национальной гвардии США (2050 часов налета на F-16 и 224 часа на F-15).
Петренко решил блеснуть перед американцем своими пилотажными навыками, нарушил полетное задание (он же командир, ему все можно) и начал крутить бочки на высоте два километра. Сделав две бочки со снижением, самолет сорвался в штопор и на скорости около 1000 км/ч врезался в землю. Самолет был технически исправен, но то ли пилот совершил ошибку, то ли потерял сознание от перегрузок – Петренко явно обладал избыточным весом.
Полковник Петренко имел летный стаж 25 лет и общий налет 1100 часов на Л-39, МиГ-29 и Су-27. В ходе боевых действий 2014 года командовал Васильковской 40-й БрТА на МиГ-29, после переучивания на Су-27 имел на нем налет 150 часов.
Очень неприятным для Повитряных Сил было то, что самолет буквально в июле 2018 вышел из ремонта, заодно был модернизирован до стандарта Су-27УБ1М и получил 12 лет ресурса. Фактически, по украинским стандартам – новый самолет, до катастрофы успел налетать 20 часов.
Вторая катастрофа украинского Су-27 произошла 15 декабря 2018 года при заходе на посадку после тренировочного полета в условиях ограниченной видимости. Потерпел катастрофу Су-27 N55 из состава 39-й БрТА, который пилотировал майор Александр Фоменко, начальник воздушно-огневой подготовки бригады.
Согласно Акту технического расследования катастрофы самолета Су-27С бортовой номер 55 (заводской номер 36911021308) 39-й бригады тактической авиации (с. Озерное, Житомирской области) воздушного командования «Центр» Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, произошедшей 15 декабря 2018 года, в 14:48 в районе аэродрома «Озерное», непосредственными причинами катастрофы являются: совокупность ошибочных действий командира экипажа в технике пилотирования при выполнении захода на посадку днем в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды, которые в ходе визуального поиска взлетно-посадочной полосы привели к потере контроля за скоростью и пространственным положением самолета, вывода его на режим сваливания с последующим неуправляемым падением, с выводом из которого летчик не справился, средствами аварийного покидания самолета не воспользовался.
Говоря простым языком – майор Александр Фоменко, летчик 1-го класса, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки бригады 39-й БрТА при посадке днем в СМУ, ища полосу, потерял контроль за скоростью, допустил сваливание и “уронил” истребитель с 70 метров за 1.5 км от полосы.
В акте расследования были следующие данные – Су-27С, заводской 36911021308, за годы эксплуатации налетал 479 часов, совершил 824 посадки. Это, кстати, показывает, что летали мало и за 30 лет у украинских Су-27 ресурс по налету вовсе не вылетан, переводя в автомобильные термины – “пробег небольшой”, проблема практически всегда только с календарным ресурсом, который можно, конечно, продлевать после осмотра специалистами на год, два или больше, но не бесконечно – все-таки старение и деградацию материалов никто не отменял, всевозможные сальники, резинки, изоляция проводов и вплоть до коррозии алюминия. При этом, несмотря на распиаренную модернизацию, в Акте расследования разбившийся истребитель указан как Су-27С. Также в ходе расследования катастрофы украинская прокуратура выяснила, что “МиГремонт” в 2016-2018 заключил ряд договоров, по которым фиктивных фирм закупались части и механизмы неизвестного происхождения и сомнительного качества, в том числе на самолет Су-27, впрочем в данном катастрофа никак не связана с контрафактными деталями, вина исключительно летчика.
И по разбившемуся летчику тоже интересно – майор Фоменко окончил тогдашний Харьковский Институт Летчиков ВВС Украины в 1996 году, к моменту гибели имел общий налет 482 часа, включая Л-39, МиГ-29 и Су-27. Учитывая, что летать курсанты начинают уже на последних курсах училища, его общий летный стаж составлял примерно 24 года, то есть в среднем по 20 часов в год – прямо скажем не много для начальника воздушно-огневой и тактической подготовки бригады. Более того, можно утверждать, что на протяжении основной своей карьеры майор летал крайне мало, считанные часы в год, а большую часть своего налета он получил с 2014 года, когда принял участие в так называемой “АТО” (войне на Донбассе), а также продвинулся по карьерной лестнице в руководящий состав бригады. В 2018 году его налет составил уже более-менее приличные 45 часов.
1 декабря 2018 на аэродроме Васильков проходила очередная церемония передачи техники ВСУ, в числе которых был передан еще один модернизированный Су-27С1М N31, заводской 36911019615, который вошел в состав 831-й БрТА. Всего в 2018 году Повитряны Силы получили после ремонта 4 одноместных Су-27 и одну спарку Су-27УБМ N70, которую, правда тут же разбили.
Понимая, что та модернизация, которую проходят украинские Су-27, может называться модернизацией весьма условно, начались работы по так называемому второму, более глубокому, варианту. На основе возможностей киевского ООО “Радионикс” планировалось значительно увеличить дальность РЛС Су-27 в работе по воздушным целям, а также придать возможность самолетам работать по наземным целям высокоточным оружием. К началу войны 2022 года один двухместный Су-27УП прошел модернизацию по второму варианту и проходил заводские испытания.
27 апреля 2020 пара “сушек” (Су-27УБ N71 и Су-27П N39) из миргородской 831-й БрТА была задействована в испытаниях украинского противокорабельного ракетного комплекса Р-360 Нептун с полигона в Одесской области. Самолеты взлетали с Одесского аэродрома “Школьный” и после пуска ракеты с наземной установки сопровождали ее в полете, ведя наблюдение. В тот день была осуществлено два испытательных пуска. Судя по потоплению в ходе войны российского РКР “Москва” и вооруженного буксира, эта работа не пропала даром.
27 августа 2020 истребители Су-27 из 39-й БрТА были задействованы в учениях, причем 8 самолетов отрабатывали стандартные задачи по перехвату воздушных целей, а еще 4 Су-27 были задействованы в отработке посадки на участок автотрассы Киев-Чоп между селами Крупец и Михайловка Радивиловского района Ровенской области. Один самолет должен был провести разведку погоды, два осуществили проход над дорогой и один производил касание с последующим взлетом. Интересно, что этот Су-27 N24 при посадке снес два дорожных знака, но так удачно, что обошелся минимальными повреждениями.
Необходимо упомянуть, что в мае 2019 президентом Украины стал Зеленский и традиция торжественной передачи техники, к сожалению, была нарушена, затруднив выяснения даты передачи того или иного борта с ремонта. По данным украинской прессы в 2019 году ВСУ получило из ремонта 2 Су-27, всего по подсчетам автора в 2019-2021 годах вышло с ремонта 9-10 Су-27, то есть в среднем по три самолета в год.
Впрочем, свято место пусто не бывает, и пока администрация президента отморозилась от торжественной передачи техники, подсуетился один из украинских нардепов, устроив 7 декабря 2021 года в Озерном мероприятие по вручению Повитряным Силам ЗСУ четырех летательных аппаратов вышедших с ремонта – вертолета Ми-8, транспортника Ан-26, учебного Л-39 и модернизированного Су-27П1М N38 (заводской номер 36911035509), который вошел в состав Миргородской 831-й БрТА.
С декабря 2021 Россия начала перебрасывать войска к границам Украины в ходе подготовки к так называемой “Специальной Военной Операции”. Разумеется, это не осталось незамеченным разведслужбами как Украины, так и стран Запада. В рамках подготовки к отражению российского вторжения украинские ВВС с 10 по 20 февраля 2022 проводили широкомасштабные учения Метель-2022 с привлечением различных родов войск.
В частности, украинские боевые самолеты МиГ-29, Су-24 и Су-27 на авиационном полигоне Повурск Волынской области отрабатывали удары по колоннам техники с применением НУРС и авиабомб калибра 250 и 500 кг. В тот момент никто еще достоверно не знал, что через несколько дней удары придется наносить по реальному противнику.
А завтра была война…
Thanks for your excellent work.
Hope you release earlier the second part.
There are many Ukrainian aircraft losses that in the last days have been aknowleged by Ukrainian officials from past months. Some pilots losses like Fisher from 831th Air Brigade are still secret.
Cheers
https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%96%D1%88%D0%B5%D1%80_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%92%D1%96%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Pilot from 831th TAB killed before 22/08/2022
https://glavny.tv/last-news/russia/milonov-zelenskiy-sdelal-geteroseksualnyh-muzhchin-iz-armii-vsu-gomoseksualistami/
https://m.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid06THUuTznEhYwKpEEtTkMMvjjnokonZEfrqhhyKz4158HPLzWoNmPu6h6d9DKUuifl&id=105014091900208&__cft__%5B0%5D=AZUjAQo60TLZeC-eqPIiVlhBbNQANSNhiyXHC6OW9NTUug0gL4211Kqmo6CySaX__HzvG5NcaQUydbqjb-ATiKMXZO4tuYEBiwRVGJpi8NWH8Ss7kqsdRmMRjopIkLr_8J1s08Z6nb2GlZmwkkQ7ai-P&__tn__=%2CO%2CP-R
Check comment Alex Kanfer