Война на Украине

Украинские Су-27 – от Союза к войне. Часть-1

Первая, весьма скромная,  попытка изучить украинские Су-27 была автором осуществлена в начале далекого 2014, в статье Военно-Воздушные силы Украины – 2014, часть 2 – Су-27  С тех пор прошло много лет и произошло много событий, настало время обновить эту тему. Правда, в первой части коснусь лишь истории до начала российско-украинской войны 2022 года.

Не слишком многочисленные украинские Су-27 оказались одним из наиболее востребованных боевых самолетов, доставшихся Украине при распаде Советского Союза. Всего Украине отошло примерно 74 самолета Су-27 разных модификаций, в том числе 43 истребителя Су-27С, 14 перехватчиков Су-27П, 14 учебно-боевых Су-27УБ, 3 прототипа использовавшиеся по программе палубного истребителя – Т-10-3 и Т-10-10, а также Т-10К-7 (прототип Су-33).

Полный комплект Су-27 был на вооружении 831-го ИАП в Миргороде – 36 Су-27С и 4 Су-27УБ (в основном 11-15 заводские серии с небольшим ресурсом двигателя и самолета, произведенные в 1985-1986 годах).

В крымском 62-м ИАП в Бельбеке было 11 перехватчиков Су-27П (практически новые машины 35-й серии 1991 года производства с большим ресурсом как двигателей, так и планера), а также 3 свеженьких “спарки” Су-27УБ.

Там же, в Крыму, в Новофедоровке, базировался флотский 100-й корабельный ИАП, занимавшийся подготовкой пилотов для первого полноценного советского авианосца. У моряков имелось 7 Су-27С производства 1986-87 годов (14-я, 19-я и 21-я серия), 2 новых Су-27П (31-я серия 1990 года производства) и целых 7 Су-27УБ, почти все были 1990-91 года выпуска.

На аэродроме в Кировском в интересах программы палубных самолетов работали 3 уже упомянутых прототипа Т-10, плюс имелся еще один Су-27С. Кроме того, в Васильковском ВАТУ имелись один Су-27С и Су-27УБ, потерпевшие аварии еще при Союзе и переданные в качестве наземных пособий.

Су-27 имел значительную ценность для новых украинских ВВС – большая дальность, мощная РЛС, значительный общий ресурс самолета, тем более, что некоторые самолеты достались практически новыми. Ко всему прочему “спарки” Су-27УБ обладают полными возможностями боевых машин.

Тем не менее, общее количество Су-27 на Украине постепенно снижалось. Так как Украина не собиралась иметь авианосцы, избавились от прототипов работавших по программе палубных истребителей – Китай купил Т-10К-7 (Су-33). Старый Т-10-3 производства 1979 года утилизировали на Украине, но при этом переднюю часть самолета отрезали и тоже продали в Китай. Третий прототип – Т-10-10 вначале был пособием в Киевском КВВАИУ, а потом переехал в авиамузей в Луганске.

Украинские Су-27 N15 и N58
Украинские Су-27 N15 и N58 в характерном для начала 2000-х “ломаном” камуфляже.

Четыре строевых Су-27С были списаны в учебные заведения и музейные экспонаты (по крайней мере два из них были до этого повреждены в разных происшествиях) – пара уехала в Васильков как учебные пособия, один в музей в Винницу, еще один в Коротич в экспозицию аэроклуба.

Два украинских Су-27УБ потерпели катастрофы. Су-27УБ N64 sn 963104225070 разбился на авиашоу в Миргороде 24 апреля 1992 года (один из пилотов погиб), а вот другая катастрофа прогремела на весь мир –  27 июля 2002 во Львове, на аэродроме Скнилов проходило авиашоу в честь 60-летия 14-го авиакорпуса. Су-27УБ N42 Владимира Топонаря и Юрия Егорова выполнял пилотаж на малой высоте, вошел в нисходящий вираж, задел дерево, проскользил консолью по бетону и врезался в толпу зрителей. Экипаж успел катапультироваться, но на земле погибло 77 человек, включая 28 детей.

Скниловская трагедия
Су-27УБ N42 врезается в толпу на авиашоу во Львове 27 июля 2002

И, конечно, украинское руководство не удержалось от соблазна продать несколько самолетов за границу, причем, если продажа в 2002-2003 годах в Эфиопию 3 Су-27П и в Эритрею по одному Су-27С и Су-27УБ были типичным экспортом вооружения, то продажа в 2008 двух Су-27УБ в США, а также двух корабельных Т-10 в Китай – это именно сбарыживание технологий для ознакомления заинтересованных стран.

Продажа Су-27 в США вызвала явное неудовольствие России, которая в ответ прекратила поставки на Украину запчастей для Су-27. Вместе со скудным финансированием это значительно осложнило эксплуатацию Су-27 ВВС Украины. Потеряв возможность ремонта авиатехники по советским стандартам, на Украине, в конечном итоге, пришли к концепции контрольно-восстановительного ремонта Су-27, который был освоен на Запорожском АРЗ “МиГ-Ремонт” (ЗДАРЗ). Двигатели Ал-31Ф для них ремонтирует Луцкий авиаремонтный завод “Мотор” – у поздних серий моторов межремонтный ресурс 300 часов и общий 1500 часов. Так как на многих украинских Су-27 ранних производственных серий и межремонтный и общий ресурс движков был намного меньше, ходили упорные слухи, что раньше Украина понемногу закупала двигатели для ремонтируемых самолетов в России, понятно, такая возможность была только до продажи Су-27 в США.

Су-27УБ N69 в камуфляже "флора"
Спарка Су-27УБ N69 демонстрирует камуфляж “флора” в который украинские Су-27 красились с 2008 по 2012 год.

2012 году Запорожский АРЗ отчитался о ремонте шести Су-27, в число которых вошли машины с номерами 52, 100, 101 и “спарка” N73, три последних получили модный “пиксельный” камуфляж.

Первый украинский Су-27 получивший пиксельный камуфляж
С 2012 года Запорожский АРЗ внедрил модный пиксельный камуфляж, который получили три отремонтрированных в том году самолета, включая этот Су-27П N100
Ukraine Air Force Su-27UB N73 with pixel camo
Спарка Су-27УБ N73 также получила модный “пиксель”.

В 2013 с авиаремонтного завода вышло 3 борта  – N45, N46 (в январе) и спарка N71 (в апреле), но спарка осталась осталась на заводе для доработки электроники. Все самолеты – в “пикселе”.

Ukrainian Su-27 N45 after repair
О времена! О нравы! Вышедший с ремонта “пиксельный” Су-27С N45 встречают с флагом ВВС Советского Союза!

В советский период на Украине производился широкий спектр военной радиоэлектроники, в том числе систем управления для ракет, различных РЛС и прочего. Промышленный и конструкторский потенциал Украины позволил создать модернизированные образцы отдельных радиоэлектронных блоков для авиации и в начале “нулевых” на Украине была начата программа модернизации Су-27, которая подразумевала замену нескольких проблемных блоков бортовой РЛС Н019 более современными и надежными аналогами. Также была установлена система спутниковой навигации СН-3307, работающая в системах Navstar и ГЛОНАСС, а также навигационной системы «Курс-93M», которая может взаимодействовать с ILS, а также с приемоответчика A-511. Это позволяет модернизированным машинам летать в международном воздушном пространстве в соответствии со стандартами ИКАО.

Ukrainian Air Force Su-27 modernization
Электронные блоки модернизируемые на украинских Су-27

Впрочем, далеко не все необходимые электронные компоненты производились на Украине, поэтому для поддержания работоспособности Су-27 и МиГ-29 пришлось импортировать из Китая вакуумные СВЧ усилители МХ7001 для бортовых РЛС по цене 30 000 USD за штуку.

Результатом работ по модернизации украинских Су-27 стало формальное принятие на вооружение в августе 2014 года модификаций Су-27С1М и Су-27УБ1М, которые переделываются из фронтовых истребителей Су-27С и Су-27УБ, однако по факту, первые самолеты были поставлены только через год. Известно, например, что первый Су-27УБ1М N71 провел на заводе несколько лет, до передачи в войска в 2015 году.

Сложнее оказалось с бывшими истребителями ПВО Су-27П и “спарками-перехватчиками”. Хотя их имелось не много – 13 Су-27П и 2 Су-27УБП, но это были самые новые Су-27 на Украине, плюс это были самолеты последних серий, которые обладали самым большим назначенным ресурсом планера и двигателей. Военные поставили задачу придать этим истребителям ПВО возможность работать “по земле” стандартным набором вооружения (свободнопадающие бомбами 100-500 кг, неуправляемыми ракетами С-8 и С-13, а также контейнерами КМГУ-2), уровняв их возможности с фронтовыми Су-27С. Результатом переделки стало появление еще двух модификаций – Су-27П1М и Су-27УП1М.

По факту украинская промышленность несколько “освежила” бортовую электронику на модернизированных самолетах на уровне “железа”, но никакого нового функционала не добавила, улучшение характеристик бортового радиолокационно-прицельного комплекса оказалось в пределах статистической погрешности.

Война на Донбассе

К 2014 году Су-27 состояли на вооружении двух подразделений Повитряных Сил Украины – миргородской 831-й Бригады Тактической Авиации и 39-й Отдельной Авиационной Эскадрильи в Озерном. В летном состоянии находилось, по разным оценкам, 14-19 самолетов Су-27 – 9 штук в 831-й БрТА, 5 штук в 39-й ОАЭ, еще несколько заканчивало ремонт на ЗДАРЗ. При этом еще 36 Су-27 числилось на хранении – 32 в Озерном и 4 в Миргороде.

Киевская “Революция гидности” привела к падению умеренно пророссийского режима Януковича и переходу власти к прозападным “либералам” и украинским националистам. В ответ на юго-восточной части Украины вспыхнули пророссийские мятежи, приведшие к отделению Крыма и гражданской войне на Донбассе.

Ukraine Air Force at Nikolaev in spring 2014
Классический снимок весны 2014 года. Четверка “пиксельных” Су-27 на аэродроме Кульбакино около Николаева демонстрирует готовность украинской авиации сразиться за “уплывающий” в Россию Крым. Несмотря на угрозы и обещания, в критический момент тогдашнее руководство киевской хунты так и не решилось дать отмашку на военную операцию. А вскоре им стало не до Крыма из-за антиукраинского мятежа на Донбассе.

Уже в марте 2014, украинская авиация начала подготовку к отражению “российской агрессии”, в частности четверка Су-27 из 831-й БрТА была переброшена на аэродром Кульбакино в Николаеве, поближе к “уплывшему” из Украины Крыму. Одновременно, начался в ввод в строй самолетов находившихся “на зберегании” – в основном это были еще недавно эксплуатировавшиеся самолеты у которых закончился межремонтный ресурс, в условиях “военного времени” формальные ограничения на их полеты были сняты.

Ukrainian Su-27 N28 over Kramatorsk, 2014
Су-27С N28 над Краматорском в апреле 2014. Самолет в старом “ломаном” камуфляже, нарисованной снизу фальшкабиной и ракетами “воздух-воздух”.
Су-27 над востоком Украины в 2014 с ракетами воздух-воздух
Загруженный под завязку ракетами “воздух-воздух” украинский Су-27 морально “кошмарит сепаратистов”.
Безоружный Су-27 Повитряных сил Украины над Донбассом весной 2014
Здесь наоборот – прям “голубь мира”
Ukraine Air Force Su-27 at "flora" camo ta east regions, 2014
Пара украинских Су-27 – одноместный и спарка. Оба в камуфляже “флора” и без вооружения.

В начале апреля 2014 летчики Су-27 осуществляли “психологическое давление” на население мятежных регионов Донбасса, осуществляя полеты без применения вооружения. Например, 7 апреля пара осуществила облёт Донецка, 15-го числа – Краматорска, 16-го – Славянска. Появлялись украинские Су-27 и над Луганском, проходя над городом на высотах порядка 300 м  в попытках запугать ополченцев, захвативших местное управление СБУ. В целом украинскими Су-27 была осуществлена по крайней мере пара десятков подобных вылетов.

В мае начались бои за Славянск и вскоре огонь гражданской войны охватил весь Донбасс. Украинская авиация постепенно включалась в боевые действия, но вначале украинское командование избегало использовать боевые самолеты для ударов в густонаселенном регионе и применяло ударные вертолеты Ми-24.

Су-27 N27 в “ломаном” камуфляже, но без нарисованной фальшкабины, снятый над Луганском 2 июня 2014. Как видно, для поддержки своих пограничников этот самолет не мог применить ничего кроме авиапушки. По радиоперехватам, у пилота возникли неполадки с двигателем, по украинским данным огнем стрелкового оружия был поврежден двигатель этого самолета.

Психологический барьер был сломан 2 июня, когда украинский Су-25 долбанул НУРСами по зданию Луганской областной администрации и прилегающей территории, убив 8 и ранив 28 человек. Это событие затмило факт действий в этот день двух украинских Су-27 в этом же районе – в ходе штурма ополчением украинского погранотряда на юго-западной окраине Луганска, пилоты Су-27 пытались оказать авиационную поддержку своих пограничников, вероятно огнем 30-мм пушки. Ответным огнем стрелкового оружия ополчения был поврежден двигатель Су-27 N27 под управлением полковника Сергея Ялышева. Впоследствии Ялышев был награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени. По неподтвержденным данным, второй Су-27 пилотировал летчик погибший в 2022 на войне с Россией. При этом пророссийские источники уже в 2014 называли этим вторым пилотом Александра Оксанченко. Так это или иначе сказать сложно, но Оксанченко был награжден за участие в войне 2014 года орденом.

По мере нарастания боевых действий между украинскими военными и ополчением, украинская авиация стала привлекаться к нанесению авиаударов, однако, Су-27 в этом качестве использовались реже остальных типов боевых самолетов.

Ukraine AF Su-27UB - one configured for strikes at ground target, but other - for air-to-air battle with russian planes. War at Donbass 2014
1 июля 2014 – в полете пара украинских Су-27УБ, причем ведущий оснащен в ударном варианте – тащит под каждой консолью по блоку НУРС С-13 и по ракете Р-73 ближнего радиуса (для самообороны). Под мотогондолами – пустые балочные держатели для свободнопадающих бомб. Вторая “спарка” в варианте прикрытия – кроме Р-73, на подфюзеляжных пусковых явно просматриваются ракеты Р-27 для воздушного боя на средней дистанции.

Несмотря на полученные по итогам боев 2014 ордена, медали и прочие знаки отличия за участие в “АТО”, украинские пилоты, видимо, не слишком гордились своим участием в тех событиях, предпочитая оставаться “скромными героями” и за прошедшие 8 лет, так и не появилось вменяемой информации об их ратных подвигах.

По отрывочным украинским данным известно, что через месяц, 2 июля, Су-27 нанесли удар по цеху завода “Пролетарий”, где, как утверждается, ополчение ремонтировало трофейную бронетехнику. ПВО вело по самолетам ответный огонь.

Ukraina Air Force Su-27 armed for ground targets attacks, 2014 war
В 2014 украинские Су-27 использовались по наземным целям, в том числе применяя представленные на фото 122-мм НУРС С-13. Су-27 – в камуфляже “флора”, под крылом видна подвешенная Р-73 класса “воздух-воздух”. На земле ящики с неуправляемыми ракетами С-13 и балочные держатели на случай подвески авиабомб.

20 июля 2014, в 14-25 украинский Су-27 атаковали позиции ополчения вблизи Суходольска. Жертвой атаки стал убиравший пшеницу на поле комбайн, комбайнер получил ранения. По украинским данным, по атакующему самолету фиксировались пуски ПЗРК, но Су-27 благополучно ушел, отстрелив тепловые ловушки.

Поднятые с хранения украинские Су-27 осенью 2014
Три поднятых с хранения в 2014 году в ТЭЧ 831-й БрТА Су-27С – N15, N08, N06 на фоне спарок Су-27УБ N75 и N73. Октябрь 2014.

Вообще тема применения украинских Су-27 в 2014 году абсолютно не раскрыта даже в виде украинских народно-пропагандистских эпосов, не говоря уже о каком-то объективном анализе. Более-менее достоверно можно сказать, что, например в середине июля 2014, украинские самолеты совершали 8-16 боевых вылетов в сутки, но эта цифра распределяется на все типы машин – Су-25, Су-27, МиГ-29 и Су-24. Учитывая, что чаще всего летали Су-25 (примерно треть вылетов), то на остальные типы приходилось не так и много, следовательно применение Су-27 было достаточно эпизодическим. Известно, что по итогам компании 2014 года потерь украинские Су-27 не имели, всего 831-я БрТА совершила около 160 боевых вылетов, по 39-й ОАЭ данных нет. В украинской прессе указывалось только то, что летный и инженерно-технический персонал 39-й ОАЭ выполнял задачи в зоне проведения так называемой “АТО” и личный состав был награжден государственными наградами Украины и отличиями Министерства Обороны Украины и начальника Генштаба. Вместе с тем, можно предположить, что значительная часть вылетов Су-27 была связана с истребительным прикрытием действий украинских ударных машин вблизи границы с Россией.

Стоит также упомянуть, что российские пропагандисты пытались взвалить вину за уничтожение малазийского Боинга-777 на украинских пилотов. Хотя наибольшее распространение почему-то получила абсолютно бредовая версия с перехватом Боинга украинским штурмовиком Су-25, но свою не заслуженную “минуту славы” в связи с этим событием получили и украинские Су-27. В отличии от теле-шарлатанов кричащих про украинский Су-25, вброшенная версия о Су-27 выглядела немного достоверней, в довесок к ней выложили даже спутниковый снимок Боинга и Су-27 пускающего ракету – фотошоп творит чудеса.

Fake satellite image - ukrainian Su-27 shootdown malaysian Boeing-777
Слитый в сеть фотошоп – “украинский Су-27 сбивает малазийский Boeing-777”. Неплохая попытка, но Боинг был сбит зенитной ракетой ЗРК Бук.

В последствии, в одном из уголовных дел украинский суд, со ссылкой на официальные ответы командира 831-й БрТА и главного штурмана – начальника штурманского управления авиации Воздушных Сил ВС Украины, подтвердил полеты Су-27 в этот день в сторону Донбасса. Другое дело, что характер поражение Боинга, экспертиза поражающих элементов сделанная на Западе и натурное моделирование с подрывом кабины пассажирского самолета сделанное в РФ, позволяют точно утверждать, что самолет был сбит не ракетой воздух-воздух запущенной Су-27, а ракетой ЗРК Бук, и единственным вопросом оставалось только кто совершил эту трагическую ошибку – украинские или ополченческие зенитчики, но этот вопрос выходит за рамки данной темы, впрочем, за давностью лет и началом новой войны он потерял всякую актуальность.

8-летняя вялотекущая война на Донбассе привела к резкому увеличению средств выделяемых Украиной на авиаремонт. И хотя с ремонтом Су-27 дела обстоят не так трагично, как с Су-24, все же кардинально увеличить выход “новых Су-27”  Запорожскому “МиГремонту” не удалось – по сообщениям украинской прессы с 2014 по 2019 передал завод передал Повитряным Силам Украины 14 Су-27 и Су-27УБ, прошедших КВР и модернизацию.

При президенте Порошенко передача техники практически всегда происходила торжественно – на один из аэродромов сгоняли большое количество отремонтированной или произведенной наземной техники, там же демонстрировалась и передаваемая с ремонта авиатехника. Одно из таких мероприятий прошло 5 января 2015, в этот день военным передали две “сушки” – Су-27С N33 и Су-27П N37.

Украинский Су-27 N33 после ремонта
Фото с торжественной передачи техники ВСУ 5 января 2015 – Су-27С N33, на заднем фоне – кили Су-27П N37.

14 октября 2015 Порошенко принял участие в передаче в состав Повитряных Сил двух “спарок” – модернизированного Су-27УБ1М N71 в пиксельном камуфляже, который “жил” на АРЗ чуть ли не пять последних лет и обычного Су-27УБ N74, который, судя по старому камуфляжу “флора”, прошел лишь какой-то небольшой ремонт и был “подтянут” на торжественное мероприятие для солидности.

Ukrainian president Poroshenko fly at Su-27UB N71
Президент Украины Петр Порошенко в задней кабине модернизированного Су-27УБМ1 N71 в ходе передачи двух “спарок” в состав Повитряных сил после ремонта.

В подражание президенту России, Петр Порошенко прокатился на двухместном Су-27УБМ1 N71. Журноламеры из президентской администрации вместо нейтрального “совершил ознакомительный полет” озвучили это как “Президент Украины Петр Порошенко принял участие в испытательном полете на одном из истребителей Су-27 в аэропорту в Запорожье”, чем тут же вызвали массу издевательских комментариев о новоявленном “летчике-испытателе”.

Эксплуатация Су-27 украинскими пилотами не всегда была безупречной, в частности, весной 2016 года, после регламентных работ в ТЭЧ 831-й бригады производился облет Су-27УБ N69. Неназванный пилот, капитан, лихо выруливал на полосу, сильно превысив скорость руления и, при попытке затормозить, выкатился с полосы, поломав самолет.

Ukrainian Su-27UB N69 after takeoff accident
Су-27УБ N69 после неудачного руления едет в ремонт

Повреждения оказались достаточно серьезными и “спарку” пришлось отправлять на “МиГремонт”. Через пару месяцев, в июне 2016 самолет своим ходом вернулся в Миргород, но впоследствии был передан в Озерное.

Ukrainian Su-27 N55 at aviation repair plant
Су-27М1 N55 незадолго до выхода с ремонта с запорожского АРЗ “МиГремонт”

24 июня 2016 года завод «МиГремонт» закончил средний ремонт с модернизацией самолета Су-27С1М N55 с заводским номером 36911021308, при этом истребитель получил продление ресурса на 12 лет. Однако шоу с торжественной передачей произошло только через два месяца – 23 августа 2016 в Чугуеве. Вместе с ним был также передан Су-27С1М N36 sn 36911019614. Насчет борта N36 нет информации о его модернизации, но он стал первым украинским Су-27 прошедшим второй ремонт.

Украинские Су-27С1М N55 и Су-27С N36 во время передачи ВВС после ремонта в 2016
Передача Повитряным силам Су-27С1М N55 и Су-27С N36 в Чугуеве 23 августа 2016.

26 октября 2017 в присутствии президента Порошенко ВСУ передали три боевых самолета после ремонта и модернизации. Наряду с МиГ-29 и Су-25, был передан модернизированный Су-27П1М N56 в состав 831-й БрТА.

Ukraine Air Force Su-27P1M N56 after repair
Передача президентом Порошенко в состав 831-й БрТА Су-27П1М N56 после контрольно-восстановительного ремонта и модернизации 26 октября 2017

Было заявлено, что в 2016-17 годах 831-я БрТА получила 4 модернизированных Су-27, а инженерные службы бригады с 2014 года вытащили с хранения 40 % числящихся за бригадой самолетов. Впрочем, надо понимать, что хотя эти самолеты и могли летать в “особый период”, все-таки эксплуатация безресурсных бортов откровенно стремное занятие как для летного состава, так и для инженерно-авиационной службы.

Повитряны Силы Украины практикуют подготовку курсантов пятого курса в бригадах на боевых типах самолетов, причем с 2017 года курсанты начали летать и на Су-27, который считается более сложным по сравнению с МиГ-29 и Су-25, поэтому на летную практику на Су-27 отправляют лучших. В результате обучения будущие летчики-истребители к выпуску налетывали около 180-200 часов, из которых порядка 40 часов уже приходилось на боевой самолет (остальное – Л-39).

1 января 2018 года 39-я отдельная авиационная эскадрилья Су-27 была развернута в 39-ю Бригаду Тактической Авиации, таким образом в Повитряных Силах Украины стало две авиабригады на Су-27 – 831-я в Миргороде и 39-я в Озерном. Это, кстати, говорит о том, что общий парк пригодных к полетам Су-27 вырос.

Однако, 2018 год оказался не слишком удачным для украинских Су-27. Первым “звоночком” стала аварийная посадка 7 февраля двухместного Су-27УП с невышедшей основной стойкой в ходе ночного тренировочного полета в СМУ. Пилоты довольно удачно посадили машину, повредив только воздухозаборник и мотогондолу правого двигателя, самолет отремонтировали на ЗАРЗе к сентябрю за скромные полмиллиона гривен.

Дальше было хуже – конец года ознаменовался двумя катастрофами Су-27 с потерей пилотов. Первая катастрофа произошла в ходе совместных украино-американских учений “Чистое небо-2018”. Вот как писала украинская пресса:

“Самые масштабные за всю историю независимой Украины авиационные учения проходят на Подолье. Стартовали украинско-американские маневры «Чистое небо — 2018» в минувший понедельник, 8 октября, на двух военных аэродромах — в Гавришовке Винницкой области и Староконстантинове в Хмельницкой.

…Потом были новые ближние и дальние воздушные бои между F-15C, Су-27 и МиГ-29— как одиночные, так и групповые. Благодаря более современной радиоэлектронике, американцы выигрывают поединки в дальних воздушных боях, но наша техника маневреннее, поэтому имеет преимущество на небольшом расстоянии.”

Су-27УБМ1 N70 в ходе совместных учений незадолго до катастрофы
Су-27УБМ1 N70 sn 96310424040 из состава 831-й БрТА, потерпевший катастрофу 16 октября 2018. На заднем плане видны кили американских F-15, принимавших участие в “Чистом небе-2018”.

В ходе одного из ознакомительных полетов, 16 октября модернизированный двухместный Су-27УБМ1 N70 из состава 831-й БрТА потерпел катастрофу около села Уланов в Винницкой области. Пилотировал самолет полковник Иван Петренко, заместитель командующего воздушного командования “Восток”. Вторым погибшим оказался американский пилот, 44-летний подполковник Сет Неринг из 194-й эскадрильи Национальной гвардии США (2050 часов налета на F-16 и 224 часа на F-15).

USAF pilot Set Nering lost his life at crash onboard Su-27UB N70 16 oct 2018
Сет Неринг перед своим последним полетом на Су-27УБМ1 N70

Петренко решил блеснуть перед американцем своими пилотажными навыками, нарушил полетное задание (он же командир, ему все можно) и начал крутить бочки на высоте два километра. Сделав две бочки со снижением, самолет сорвался в штопор и на скорости около 1000 км/ч врезался в землю. Самолет был технически исправен, но то ли пилот совершил ошибку, то ли потерял сознание от перегрузок – Петренко явно обладал избыточным весом.

Colonel Petrenko - pilot who crashed Su-27UB N70
Виновник катастрофы – заместитель командующего воздушного командования “Восток” полковник Иван Петренко.

Полковник Петренко имел летный стаж 25 лет и общий налет 1100 часов на Л-39, МиГ-29 и Су-27. В ходе боевых действий 2014 года командовал Васильковской 40-й БрТА на МиГ-29, после переучивания на Су-27 имел на нем налет 150 часов.

Очень неприятным для Повитряных Сил было то, что самолет буквально в июле 2018 вышел из ремонта, заодно был модернизирован до стандарта Су-27УБ1М и получил 12 лет ресурса. Фактически, по украинским стандартам – новый самолет, до катастрофы успел налетать 20 часов.

Вторая катастрофа украинского Су-27 произошла 15 декабря 2018 года при заходе на посадку после тренировочного полета в условиях ограниченной видимости. Потерпел катастрофу Су-27 N55 из состава 39-й БрТА, который пилотировал майор Александр Фоменко, начальник воздушно-огневой подготовки бригады.

Ukraine Air Force Su-27 N55 after crash in 2018
Су-27М1 N55 упавший в двух километрах от полосы в условиях минимальной видимости. Из-за того, что истребитель буквально шмякнулся с высоты об землю, фюзеляж сломался и вместо характерного облика Су-27 с этого ракурса скорее стал напоминать МиГ-25.

Согласно Акту технического расследования катастрофы самолета Су-27С бортовой номер 55 (заводской номер 36911021308) 39-й бригады тактической авиации (с. Озерное, Житомирской области) воздушного командования «Центр» Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, произошедшей 15 декабря 2018 года, в 14:48 в районе аэродрома «Озерное», непосредственными причинами катастрофы являются: совокупность ошибочных действий командира экипажа в технике пилотирования при выполнении захода на посадку днем ​​в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды, которые в ходе визуального поиска взлетно-посадочной полосы привели к потере контроля за скоростью и пространственным положением самолета, вывода его на режим сваливания с последующим неуправляемым падением, с выводом из которого летчик не справился, средствами аварийного покидания самолета не воспользовался.

Ukraine Air Force major Fomenko, who crashed Su-27 N55
Майор Александр Фоменко, погибший в катастрофе Су-27С N55

Говоря простым языком – майор Александр Фоменко, летчик 1-го класса, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки бригады 39-й БрТА при посадке днем в СМУ, ища полосу, потерял контроль за скоростью, допустил сваливание и “уронил” истребитель с 70 метров за 1.5 км от полосы.

В акте расследования были следующие данные – Су-27С, заводской 36911021308, за годы эксплуатации налетал 479 часов, совершил 824 посадки. Это, кстати, показывает, что летали мало и за 30 лет у украинских Су-27 ресурс по налету вовсе не вылетан, переводя в автомобильные термины – “пробег небольшой”, проблема практически всегда только с календарным ресурсом, который можно, конечно, продлевать после осмотра специалистами на год, два  или больше, но не бесконечно – все-таки старение и деградацию материалов никто не отменял, всевозможные сальники, резинки, изоляция проводов и вплоть до коррозии алюминия. При этом, несмотря на распиаренную модернизацию, в Акте расследования разбившийся истребитель указан как Су-27С. Также в ходе расследования катастрофы украинская прокуратура выяснила, что “МиГремонт” в 2016-2018 заключил ряд договоров, по которым фиктивных фирм закупались части и механизмы неизвестного происхождения и сомнительного качества, в том числе на самолет Су-27, впрочем в данном катастрофа никак не связана с контрафактными деталями, вина исключительно летчика.

И по разбившемуся летчику тоже интересно – майор Фоменко окончил тогдашний Харьковский Институт Летчиков ВВС Украины в 1996 году, к моменту гибели имел общий налет 482 часа, включая Л-39, МиГ-29 и Су-27. Учитывая, что летать курсанты начинают уже на последних курсах училища, его общий летный стаж составлял примерно 24 года, то есть в среднем по 20 часов в год – прямо скажем не много для начальника воздушно-огневой и тактической подготовки бригады. Более того, можно утверждать, что на протяжении основной своей карьеры майор летал крайне мало, считанные часы в год, а большую часть своего налета он получил с 2014 года, когда принял участие в так называемой “АТО” (войне на Донбассе), а также продвинулся по карьерной лестнице в руководящий состав бригады. В 2018 году его налет составил уже более-менее приличные 45 часов.

1 декабря 2018 на аэродроме Васильков проходила очередная церемония передачи техники ВСУ, в числе которых был передан еще один модернизированный Су-27С1М N31, заводской 36911019615, который вошел в состав 831-й БрТА. Всего в 2018 году Повитряны Силы получили после ремонта 4 одноместных Су-27 и одну спарку Су-27УБМ N70, которую, правда тут же разбили.

Су-27 N31 едет на МиГремонт
Перевозка Су-27 N31 на ремонт в Запорожье
Украинский истребитель Су-27 N31 после ремонта
Этот же Су-27 N31 после ремонта и модернизации, в пиксельном камуфляже, во время передачи ВСУ 1 декабря 2018 в Василькове.

Понимая, что та модернизация, которую проходят украинские Су-27, может называться модернизацией весьма условно, начались работы по так называемому второму, более глубокому, варианту. На основе возможностей киевского ООО “Радионикс” планировалось значительно увеличить дальность РЛС Су-27 в работе по воздушным целям, а также придать возможность самолетам работать по наземным целям высокоточным оружием. К началу войны 2022 года один двухместный Су-27УП прошел модернизацию по второму варианту  и проходил заводские испытания.

27 апреля 2020 пара “сушек” (Су-27УБ N71 и Су-27П N39) из миргородской 831-й БрТА была задействована в испытаниях украинского противокорабельного ракетного комплекса Р-360 Нептун с полигона в Одесской области. Самолеты взлетали с Одесского аэродрома “Школьный” и после пуска ракеты с наземной установки сопровождали ее в полете, ведя наблюдение. В тот день была осуществлено два испытательных пуска. Судя по потоплению в ходе войны российского РКР “Москва” и вооруженного буксира, эта работа не пропала даром.

Ukrainian fighters Su-27 at Odessa airfield
Су-27УБ N71 и Су-27П N39 взлетают с Одесского аэродрома “Школьный” в ходе испытания ПКР Р-360 “Нептун”.

27 августа 2020 истребители Су-27 из 39-й БрТА были задействованы в учениях, причем 8 самолетов отрабатывали стандартные задачи по перехвату воздушных целей, а еще 4 Су-27 были задействованы в отработке посадки на участок автотрассы Киев-Чоп между селами Крупец и Михайловка Радивиловского района Ровенской области. Один самолет должен был провести разведку погоды, два осуществили проход над дорогой и один производил касание с последующим взлетом. Интересно, что этот Су-27 N24 при посадке снес два дорожных знака, но так удачно, что обошелся минимальными повреждениями.

Ukrainian Su-27 N24 takeoff from road with demolished road sign
Су-27 N24 уходит на взлет после касания на дороге Киев-Чоп. Кружком обведен снесенный знак.
Road sign at ukrainian Su-27 engine air intake
“Залипший”дорожный знак на воздухозаборнике Су-27.

Необходимо упомянуть, что в мае 2019 президентом Украины стал Зеленский и традиция торжественной передачи техники, к сожалению, была нарушена, затруднив выяснения даты передачи того или иного борта с ремонта. По данным украинской прессы в 2019 году ВСУ получило из ремонта 2 Су-27, всего по подсчетам автора в 2019-2021 годах вышло с ремонта 9-10 Су-27, то есть в среднем по три самолета в год.

Впрочем, свято место пусто не бывает, и пока администрация президента отморозилась от торжественной передачи техники, подсуетился один из украинских нардепов, устроив 7 декабря 2021 года в Озерном мероприятие по вручению Повитряным Силам ЗСУ четырех летательных аппаратов вышедших с ремонта – вертолета Ми-8, транспортника Ан-26, учебного Л-39 и модернизированного Су-27П1М N38 (заводской номер 36911035509), который вошел в состав Миргородской 831-й БрТА.

Передача Су-27П1М в состав 831 авиабригады не задолго до начала войны
Переданный 7 декабря 2021 в Озерном Су-27П1М N38 в состав 831-й БрТА. Служба этого самолета была не долгой.

С декабря 2021 Россия начала перебрасывать войска к границам Украины в ходе подготовки к так называемой “Специальной Военной Операции”. Разумеется, это не осталось незамеченным разведслужбами как Украины, так и стран Запада. В рамках подготовки к отражению российского вторжения украинские ВВС с 10 по 20 февраля 2022 проводили широкомасштабные учения Метель-2022 с привлечением различных родов войск.

Украинские Су-27 из состава 39-й БрТА в последних довоенных учениях в феврале 2022
На видео с последних довоенных учений в феврале 2022 попала четверка Су-27 из состава 39-й БрТА – Су-27УБ N67, а также одноместные Су-27 N 24, 46 и 48.

В частности, украинские боевые самолеты МиГ-29, Су-24 и Су-27 на авиационном полигоне Повурск Волынской области отрабатывали удары по колоннам техники с применением НУРС и авиабомб калибра 250 и 500 кг. В тот момент никто еще достоверно не знал, что через несколько дней удары придется наносить по реальному противнику.

А завтра была война…

2 thoughts on “Украинские Су-27 – от Союза к войне. Часть-1

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика