Украинские Су-25 – жовто-блакитные выживальщики
Сведений о том какие именно экземпляры украинских Су-25 пали в неравной “боротьбе” с российской истребительной авиацией и противовоздушной обороной, а также стали жертвами доблестных “захисников украинского неба” – относительно немного. Поэтому в данном материале пойду от противоположного – рассмотрю украинские Су-25, которые точно пережили горячую весну 2022 года. С учетом того, что украинские ПЗРК несут для самолетов Повитряных сил такую же угрозу, как и российские ПЗРК, выжившая ударная авиация ПСУ обзавелась яркими элементами быстрого опознавания в цветах государственного флага – поэтому материал и получил такое название – “Украинские Су-25 – жовто-блакитные выживальщики”.
Начиная с первой половины мая 2022 украинские Су-25 стали постепенно получать желто-голубые элементы быстрого разпознования. Процесс шел достаточно неспешно и зачастую поэтапно. Первоначально появилась окраска передних кромок крыла, зачастую только потом окрашивались подвесные баки и низ фюзеляжа. Зачастую в одном вылет участвовал самолет с нанесенными желто-голубыми ЭБО и самолет вообще ничего не имевший отличий от довоенной краски.
Среди самих украинских летчиков “жовто-блакитные” ЭБО получили наименование “Анти-Мыкола” – в том смысле, что любой “Мыкола” с ПЗРК, вначале пускает ракету, а потом уже разбирается в кого. И надо сказать, что есть серьезные основания считать, что по крайней мере 2-3 украинских Су-25 стали жертвами именно таких “Мыкол”.
Довоенный боевой состав украинских Су-25 рассмотрен в статье – Украинская 299-я Бригада Тактической Авиации в войне с Россией. Потери за первый год войны рассмотрены в статье – Потери украинских Су-25 в войне с Россией
Коротко резюмируя потери – из 18 задокументированных как уничтоженные украинских Су-25, по обломкам на земле точно установлено, что сбиты были Су-25 N19, 31, 39, 49, также с практически 100 % вероятностью чат покинул борт N30. На земле были уничтожены два самолета на хранении – Су-25 N12 и N42.
Надо сказать, что Вооруженные Силы России вообще, и ВКС в частности, проявили абсолютный и необъяснимый пацифизм в отношении возможности уничтожения авиатехники 299-й БрТА на земле, не только полностью упустив возможность уничтожить украинские Су-25 в самом начале войны, но и не особо заморачивались этим в дальнейшем. Результатом такого отношения стало, то, что по крайней мере 4 украинских Су-25 находившихся к началу войны на хранении в Кульбакино и не способных самостоятельно “выйти из под удара”, в дальнейшем были спокойно введены в строй, компенсировав потери первых дней войны.
Теперь попробуем выяснить какие точно самолеты пережили весну 2022 года.
Су-25М1 N16 sn 25508110280. Наиболее вероятно, что жовто-блакитные элементы быстрого разпознавания этот борт получил первым среди “пиксельных” Су-25, уже в июле 2022 он несколько раз попадал на фото и видео в этой окраске. Благодаря этому есть полное представление о его новой окраске. Однако, с августа 2022 в объектив не попадался.
Су-25М1 N21 sn 25508110130, еще один довоенный “пиксельный” борт, вполне успешно доживший минимум до мая 2023 года.
Су-25 N22 sn 25508110118. Когда-то этот штурмовик под N02 входил в “проклятую серию” штурмовиков 299-й БрТА, бортовые номера которых начинались с цифры “0”. Четыре машины из этой серии были сбиты на Донбассе в 2014 году (N03, 04, 06, 08), после того как на следующий год в катастрофе был потерян пятый борт (N07), командование бригады не выдержало и через некоторое время избавилось от “проклятых номеров” у оставшихся в строю машин (N01, 02, 05 и 09). Так N02 превратился в N22.
С этим номером он засветился буквально на одной “фотосессии” – очевидно, что за несколько лет до новой войны этот штурмовик исчерпал ресурс и попал на хранение. Уже в ходе боевых действий Су-25 N22 вновь оказался среди действующих штурмовиков 299-й БрТА, причем, как и остальные “мобилизанты” вместо модного, но замороченного “пиксельного камуфляжа” получил однотонную серую окраску. Есть мнение, что в ходе войны самолет прошел ремонт и модернизацию на запорожском “МиГРемонте”, но утверждать это нельзя. Нормальная технология мирного времени на ЗАРЗе предусматривала, что самолет полностью очищается от краски до голого металла, а на скриншотах с видео явно видно, что самолет просто покрашен серым по старой краске – на подвесном баке заметно, что цифры “22” были грубо заизолированы и вокруг них видна старая окраска. Также заметна разница в яркости синего цвета цифр бортового номера под кабиной – одна “двойка”, доставшаяся от номера 02 – сильно выцвела, а вторая двойка, которой позднее заменили ноль – более яркая. Если бы номер накрашивали на заводе обе двойки бы выглядели одинаково.
Так что пока нельзя сказать, проходил ли этот штурмовик полноценный заводской ремонт, и тем более был ли модернизирован до Су-25М1. Не исключено, что его возвращение в строй результат работы ТЭЧ 299-й БрТа и выездных бригад ремзаводов. В любом случае самолет был возвращен в боевой состав.
Су-25 N24 sn 25508105038. Этот Су-25 “засветился” в 2014-2015 годах в своем старом зеленом камуфляже. После чего, на время “вышел из чата”, очевидно также по исчерпанию ресурса отправился на “зберегание”. В 2022-м мобилизован в боевой состав 299-й БрТА, получив однотонный серый камуфляж. По этому самолету также нет никакой ясности с ремонтом и модернизацией.
Су-25 N25 sn 25508106009. Эта машина совершила 900 вылетов в Афганистане, в 2014-2015 годах летал в составе 299-й БрТА. После этого встал на прикол по ресурсу. Возвращен в строй в 2022 в серой окраске военного времени. Насчет объема проведенного ремонта и модернизации можно только гадать.
Су-25 N27 sn 25508106029. Еще один ветеран афганской и донбасской войн. Вскоре после 2014 встал на “зберегание”, появился в боевом составе в ходе войны в однотонной серой окраске, характерной для поднятых с хранения бортов.
Су-25М1 N?? sn 25508110270, первоначально этот серийный номер числился за Су-25М1 N29, однако впоследствии стало известно, что этот самолет разбился еще 2 марта 2022 года и имел другой серийный номер. Таким образом какой самолет на фото пока не ясно.
Су-25М1 N32 sn 25508110264, еще один “пиксельный” борт, который живее всех живых. Участник фотосессии начала августа 2022.
Су-25М1 N35 sn 25508110315. После ремонта, модернизации и “пикселизации”, 35-й борт явно избегал попадать в объектив. Ниже одно из немногих качественных довоенных изображений.
Су-25М1 N37 sn 25508110317. Борт прошел ремонт и модернизацию в 2015 году и даже засветился в эпизоде с боевым применением советских ракет Х-25МЛ с лазерным наведением.
Су-25М1 N41 sn 2550811028. Этот Су-25 воевал в 2014, был подбит, но несмотря на повреждения пилот смог его посадить на брюхо. Впоследствии борт был восстановлен до летного состояния и летал, по крайней мере, еще в 2019 году. После этого ушел в ремонт на ЗАРЗ и получил “пиксельный” камуфляж. Предположительно, из ремонта вышел перед самой войной или в ее ходе, поэтому практически никаких изображений этой машины в “пикселе” нету, тем не менее в августе 2022 он случайно “засветился” на видео, причем уже с жовто-блакитными элементами быстрого распознавания.
Су-25М1 N43 sn ? В ходе визита Зеленского на авиабазу Васильков в августе 2023 на заднем плане мелькнул Су-25М1 N43 в пиксельном камуфляже с окрашенными передними кромками крыла. Этот самолет до войны числился “на зберегании” и судя по всему покинул Запорожский авиаремонтный завод уже в ходе нынешней войны.
Су-25М1 N45 sn 25508110285, выживший штурмовик из “проклятой серии”, в 2014 году нес бортовой номер N05, впоследствии был перенумерован в N45. Интересен тем, что сохранил свой своеобразный зелено-зеленый камуфляж даже в ходе войны 2022 года.
Этот самолет с очень большой вероятностью стал первым получившим окраску “анти-Мыкола” – нетипичный для украинских Су-25 темнозеленый цвет явно приковывал нездоровое внимание многочисленных “мыкол” с ПЗРК. Тому, что этот самолет получил жовто-блакитные ЭБО одним из первых есть и подтверждение в виде видео – полковник Пархоменко выложил видео с нарезкой 15 последних боевых вылетов своего сына, где встречается 45-й борт с желто-голубыми передними кромками крыла, при этом капитан Сергей Пархоменко был сбит 14 мая 2022. То есть, на самолет с ЭБО “анти-Мыкола” он сел точно до этой даты. Свежих изображений Су-25 N45 нет, но мелькнул на видео 2022 года.
Су-25М1 N47 sn 25508103009, ремонт и модернизацию прошел в 2020 году.
Су-25М1 N48 sn 25508104005. Борт вышел из ремонта не задолго до войны – в 2021 году.
Рассмотренные машины точно выжили в “мясорубке” февраля-марта 2022 и успели попасть на более поздние фото-видео материалы. При этом, совершенно нельзя исключить, что некоторые “живые” украинские Су-25 по стечению обстоятельств могли просто не попасть в объектив, но при этом вполне себе летают. С другой стороны, вероятно, что некоторые из приведенных в этом материале штурмовиков на данный момент уже сбиты.
Какие бы цифры не рисовало в своих сводках Минобороны РФ (на конец мая 2023 – 150 уничтоженных украинских Су-25), реальные потери украинских Су-25 во второй половине 2022 года и начале 2023 были относительно небольшими и, несомненно, самолетный парк 299-й БрТА постепенно будет восстановлен.
Как уже упоминалось выше, первым пополнением были уже упомянутые в материале Су-25 с хранения – N22, 24, 25, 27. Вторым пополнением стала пара переданных Македонией бывших белорусских Су-25, получивших номера N50 и N51. Самое интересное в этой истории то, что самолеты получили полноценную пиксельную окраску, с эмблемами и техническими надписями на лючках и агрегатах. Никто в ТЭЧ 299-й БрТА подобным заморачиваться во время войны не будет, тем более использовать режущие плоттеры для специальных трафаретных пленок, заниматься “дизайном” технических надписей и эмблем. Но все это есть на Запорожском авиаремонтном заводе. Удивительно, что находящийся в 40-50 км от линии фронта “МиГремонт” (ремонтирующий не только штурмовики Су-25, но и истребители Су-27) за год войны так и не вызвал интереса со стороны Вооруженных Сил РФ. И действительно, зачем его уничтожать, если по сводкам Конашенкова уничтожено уже 150 украинских Су-25…
Таким образом никто не мешает продолжать восстанавливать самолетный парк 299-й БрТА. Предположительно, еще несколько самолетов могут быть отремонтированы из собственных “запасов”, кроме того, пока не “светился” третий македонский Су-25. Ну и не надо забывать об эскадрилье таких штурмовиков в НАТО-вской Болгарии, которую можно “придушить” или “купить”, добившись передачи их Украине. В конце концов, Су-25 есть во многих странах – в Африке, Закавказье, Средней Азии и даже Латинской Америке.
Подводя итоги по одноместным украинским Су-25. Список находившихся в строю на начало войны – примерно 22 самолета Су-25. За год войны погибло 11 летчиков, плюс еще два выжило при катапультировании. Дополнительно, как минимум, два строевых самолета уничтожено на земле (списанный после боевого вылета борт Лазаренко, добитый авиацией на земле и еще один, уничтоженный в аэропорту Днепропетровска). То есть минимум 15 строевых самолетов Су-25 было потеряно. Из них точно известно, что потеряны борта с номерами 19, 30, 31, 39, 49, плюс с начала войны “пропали из эфира” и не разу не попадались Су-25 с номерами 15, 17, 20, 36, 40, 44 и 46. Еще некоторые самолеты (например N29, 35, 41, 45) попали в объектив буквально по разу и по поводу их судьбы есть вопросы – в конце концов на чем-то сбили Кукурбу, Благовисного и Мурашко. Так что плюс-минус “дебет с кредитом” сходятся. И одновременно понятно, что нету никаких десятков “неучтенных” сбитых украинских Су-25, а оверклейм российского Минобороны относительно уничтоженных вражеских штурмовиков примерно 10 к 1.
Пополнен авиапарк был минимум шестью Су-25 – поднятыми с хранения N 22, 24, 25, 27 и двумя экс-македонскими N50 и 51. Всего, таким образом, в 299-й БрТА на май 2023 имеется порядка 14-16 одноместных Су-25, разделенных на две эскадрильи или, скорее всего, боевых группы, по 6-8 машин. На каждую группу имеется минимум 10-12 пилотов – всего известно около 30 фамилий украинских пилотов Су-25, совершающих боевые вылеты.
Третью группу украинских Су-25 составляют 6-8 двухместных Су-25УБ, которые на фронте не применяются. Летный состав также порядка 10-12 человек – это свежевыпущенные лейтенанты, которые еще не допущены к боевым вылетам и несколько “500-х” из командования 299-й БрТА, отморозившихся от выполнения боевых вылетов под предлогом напряженной штабной работы и обучения молодых летчиков.
В 299-й БрТА на начало войны имелось 5 “пиксельных” Су-25УБМ1 (N60, 62, 63, 64, 67), кроме того, наверняка поднят с хранения Су-25УБ N65, летавший где-то до 2018 года. Потенциально в наличии есть еще две “спарки” – давно не летавший Су-25УБ N61 и полученный из Македонии экс-белорусский Су-25УБ N120 (заводской 38220113522). Хотя оба последних явно требуют основательного ремонта, теоретически общее количество двухместных Су-25УБ может достигнуть 8 единиц.
Несмотря на то, что Су-25УБ действуют исключительно в тылу, они также получили стандартный комплект элементов быстрого распознавания “Анти-Мыкола”, что видно на одном из скринов.
В целом можно сказать, что несмотря на понесенные потери в людях и самолетах, 299-я БрТА Повитряных Сил не утратила боеспособности благодаря вводу в строй самолетов, как своих с хранения, так и полученных из-за границы. В тылу продолжается подготовка молодых лейтенантов. И хотя нынешняя боевая эффективность украинских Су-25 крайне низка (впрочем и российских – тоже), как поется в песне – “не спешите нас хоронить”. Более того, вполне успешное оснащение аналогичных азербайджанских Су-25 современными управляемыми бомбами с лазерным и спутниковым наведением, не исключает, что украинские Су-25 еще смогут сыграть определенную роль в будущих боях, благо за примерами далеко ходить не надо – украинские МиГ-29 и Су-27, вчистую проигравшие борьбу с российскими истребителями, регулярно охотятся за крылатыми ракетами у себя в тылу, а также частенько атакуют российские РЛС и ЗРК противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM, устаревшие Су-24М на Украине вполне приспособили к пуску современных дальнобойных ракет Storm Shadow.
Благодаря безынициативности и шаблонности действий Вооруженных Сил РФ против украинской авиации, и несмотря на 150 “уничтоженных” украинских Су-25, Повитряны Силы сохраняют парк из примерно двух десятков Су-25 и Су-25УБ, 30 боевых пилотов для них и еще около десятка резервных летчиков.