Война на Украине

Потери украинских Су-25 в войне с Россией.

Задокументированные потери украинских Су-25 в войне с Россией. Пришло время обновить данные по потерям 299-й Бригады Тактической Авиации Повитряных Сил Украины –  в предыдущей статье были собраны потери только февраля и марта 2022, правда, там рассматривалась еще и наличная матчасть – имевшиеся в относительно живом виде к началу войны Су-25. Логично, что с тех пор добавились новые потери и появились некоторые уточнения по уже описанным.

Как известно, утром первого дня войны, 24 февраля 2022, Вооруженные Силы РФ нанесли удары по аэродромам Украины, но говорить о каком-то серьезном воздействии не приходится – судя по всему удар наносился 2-3 крылатыми ракетами по стационарным объектам аэродромов, никаких прицельных ударов фронтовой авиации, попыток вывести из строя взлетные полосы и так далее. На многих украинских аэродромах за несколько часов до нападения боевая авиация получила приказ на вывод из под возможного удара. В результате потери авиатехники были чисто символические. И хотя на главной базе 299-й БрТА – аэродроме  Кульбакино авиатехника не была выведена заранее, взлетная полоса в результате удара повреждена не была и все исправные Су-25 перелетели в Канатово. Единственным скромным успехом удара по Кульбакино было уничтожение двух нелетных Су-25 находившихся на хранении, а также пары учебных Л-39С.

Под раздачу попали Су-25 N12 и N42. Их уничтожение не стоит игнорировать, учитывая, что украинские ВВС вполне успешно возвращают такие машины в строй, а их общее количество на Украине весьма ограниченно. Поэтому их стоит учитывать как потери – вполне возможно, что через несколько месяцев эти самолеты могли уже быть в строю. К тому же, передаваемые, например, Македонией 4 Су-25 (белорусского “происхождения”, но проданные в свое время через Украину) также не летают уже почти 20 лет и тем не менее вполне себе передаются Повитряным Силам.

Ukraine Air Force Su-25 N42 sn 25508102012 destroyed at Kulbakino 2022-02-24
Стоявший на хранении в Кульбакино Су-25 N42 sn 25508102012, уничтоженный ракетным ударом утром 24 февраля 2022
Ukraine Air Force Su-25 N12 sn 25508104023 destroyed at Kulbakino 24-02-2022
Второй уничтоженный 24 февраля 2022 при ударе по базе 299-й БрТА Су-25 N12. Штурмовик также числился на хранении

Вот как, например, описывает первый день войны  один из офицеров инженерно-авиационной службы 299-й БрТА: «утром 24 февраля прошлого года вместо будильников раздались первые взрывы. Я приехал на аэродром, и мы сразу начали действовать по схеме вывода техники из-под удара. Мы быстро подготовили самолеты, и до того, как россияне начали массированный ракетный обстрел непосредственно стоянок, все борта успели взлететь в воздух. Наша часть не потеряла от ракетного обстрела ни одного самолета. Сами техники после отправки самолетов начали готовиться к перебазированию на другой аэродром, и в тот же день мы уже работали с него. Сначала было тяжело, не вся нужная нам техника с оборудованием смогла быстро доехать до новой точки, люди несколько ночей вообще не спали, поесть смогли через сутки. Потом было еще одно перебазирование, и уже год здесь работаем».

Слова другого украинского офицера ИАС: “О том, как выводить технику из-под удара, мы знали хорошо, потому что готовились к этому во время многих учений. С задачей справились, все борта ушли, а мы под обстрелом начали грузить все необходимое оборудование на два КамАЗа. В общем мы все довольно быстро смогли загрузить и вывезти. С обустройством на новом месте было, честно говоря, трудно. Сначала ночевали в каких-то ямах, но со временем все наладилось, нынче живем в комфортных модулях».

Отвлекаясь от темы – в этих двух абзацах, наверное, все что надо знать о том как Вооруженные Силы РФ “уничтожают авиацию противника на аэродромах” – несмотря на шесть ракетных ударов в первой половине 2022 (1 марта, 12 марта, 8 апреля, 12 апреля, 5 мая и 23 июля) аэродром Канатово больше года остается главной базой 299-й БрТА, специалисты ИАС бригады живут в комфортных модулях…

А вот так вспоминает утро 24 февраля Ростислав Лазаренко, в тот момент майор, замкомандира эскадрильи 299-й БрТА, старший оперативной группы из 6 Су-25 на аэродроме Мелитополя: “Мы постоянно работали над своей подготовкой – как будем лететь, куда, на какие аэродромы. Каждый собрал необходимые вещи для внезапной командировки. Когда начался обстрел, нам позвонили из бригады и сообщили, что основной аэродром тоже под ракетным обстрелом… Мы заняли места в кабинах, и почти сразу рядом с нами вражеская ракета попала в Ил-76, взрыв был очень громкий. Но, к счастью взлетно-посадочная полоса осталась целой. Мы начинаем запускать двигатели, и в это время перед нами выруливает другой Ил-76 и становится прямо на рулежной дорожке и у него что-то начинают загружать. А у нас шесть самолетов Су-25… поэтому мы все ночью под команды авиационного техника прорулили под крылом того «ила». Взлетели, а уже на маршруте я увидел, что почти везде в поле моего зрения что-то горит и взрывается… то была страшная картина, которая навеки останется в моей памяти. Прилетев на определенный аэродром, выполняю проход над взлетной полосой и вижу, что она перекрыта автомобилями. А через мгновение по нам начинают стрелять… Ну, думаю, аэродром уже захвачен россиянами. Но один из наших самолетов все же садится, буквально перепрыгивая грузовик на полосе. На земле узнают наши самолеты и начинают убирать машины, и мы наконец садимся. Понятно, что большинство людей были растеряны, потому что не каждое утро начиналось с войны, но впоследствии все стало на свои места. Доложил командиру, что вывел всю группу и мы готовы к бою“. 

Ukraine Air Force - major Rostislav Lazarenko
Майор Ростислав Лазаренко в первый день войны командовал оперативной группой из 6 Су-25 на аэродроме Мелитополя

Как видим, при ударе по аэродрому Мелитополя снова было проигнорировано поражение взлетной полосы, что позволило шестерке Су-25 уйти на тыловой аэродром. И, насколько известно, по крайней мере 7 украинских Ил-76 из состава 25-й Транспортной авиабригады также благополучно ушли в Польшу и теперь осуществляют перевозки оружия со всего мира в Жешув.

Ukraine Air Force IL-76 under strike at Melitopol
Ракетный удар по базировавшимся на аэродроме Мелитополя украинским Ил-76 не помешал ускользнуть в тыл шестерке Су-25 299-й БрТА

24 февраля, уже через несколько часов после ухода со своей базы, украинские Су-25 начали боевые вылеты на штурмовку колонн наступающих российских войск. В 12-05 с аэродрома Канатово вылетела пара штурмовиков, которую вел комэск подполковник Александр Жибров. Целью оказалась колонна понтонно-мостового парка в районе пгт Чаплинка недалеко от границы с Крымом. На фотографиях видны по крайней мере три уничтоженных старых КРАЗа-255 с понтонами. Ценой этого успеха стал сбитый Су-25 N19 и его пилот – подполковник Жибров. Обломки самолета и обгоревшее тело пилота попали в сеть через несколько дней.

Destroyed russian trucks after ukraine Su-25 strike. Parts of shotdown ukrainian Su-25 N19, Alexandr Zhibrov - KIA
Разбитые КраЗы российского понтонно-мостового парка попавшие под удар пары украинских Су-25 около пгт Чаплинка. На переднем плане обломки сбитого Су-25, наиболее вероятно – N19 подполковника Александра Жиброва

В украинской прессе была статья, где жена Жиброва, вспоминала: “Утром 24 февраля, когда обстреляли все аэродромы, в частности и наш, Кульбаковский, позвонил – сказал, чтобы я не боялась, что все будет хорошо. Еще один звонок был в обед. Сказал, что перезвонит к вечеру. Больше его телефон не отвечал…” Дальше в той же статье приводились слова отца, известного советского летчика: “После обеда, полковник в отставке Александр Владимирович Жибров, летчик (отец погибшего), занимался дома обычными повседневными делами. Знал – сын на вылете. Вдруг услышал низкий гул – самолет пролетел над его домом, что-то екнуло внутри, и он заспешил на свой родной аэродром. Сюда же должен был вернуться с вылета Александр. Надеялся увидеть его, зашел на командный пункт, – вспоминает полковник Александр Жибров. – Спрашиваю – где Жибров? Тут один летчик оборачивается и говорит: его сбили. Хотел увидеть родное лицо, а получилось…

First Ukraine Air Force Su-25 shot down - N19 and lt-col Zhibrov, KIA at Chaplinka 24 february 2022
Первым сбитым украинским штурмовиком стал Су-25 N19 подполковника Александра Жиброва, сбитый 24 февраля

В материале говорится: “Тогда, в первые дни, наверняка было известно только одно – Су-25 с бортовым номером 19, которым управлял подполковник Александр Жибров, не вернулся на аэродром. И сообщение от пилота второго самолета – штурмовик подполковника сбили”.

После опознания тела, проукраинское отделение “Червонего Хреста” в Чаплинке, действующее на занятой российской армией территории, 14 марта 2022 похоронило подполковника Александара Жиброва, призвав жителей проводить в последний путь “Сокола Украiни – захисника неба”.

Первоначально не было точной уверенности с датой сбития Су-25 N19 и гибели Жиброва,  однако, и табличка на могиле в Чаплинке, и свидетельство о смерти, выданное на основе решения суда об установлении факта гибели, однозначно свидетельствуют, что Су-25 N19 был сбит именно 24 февраля.

Не смотря на потерю первого Су-25, в этот же день вылеты на штурмовку российских колонн в районе Чаплинки продолжились. Следующую пару повел в бой замкомэска майор Ростислав Лазаренко, его ведомым был капитан Александр Щербаков, это был их первый боевой вылет. Лазаренко поздно обнаружил скрытую за посадкой колонну российской техники, осуществлявшую заправку. Украинские штурмовики под огнем проскочили колонну, развернулись на малой высоте и атаковали колонну с хвоста по ходу движения НУРСами. В результате атаки одна из машин взорвалась, Су-25 ведущего прошел через облако дыма, двигатели Су-25 на время потеряли обороты, но Лазаренко на поврежденном штурмовике смог уйти.

Ukraine Air Force - captain Alexandr Scherbakov KIA near Chaplinka 24 february 202
Капитан Александр Щербаков, неудачно катапультировавшийся в тот же день, 24 февраля 2022, в окрестностях все той же Чаплинки

Капитану Щербакову повезло меньше – его сбили, причем случайный свидетель снял и через несколько дней выложил в сеть эпичное видео всего этого трэша. На кадрах был опознан Су-25 с бортовым N30, видна детонация машины (о которой говорит Лазаренко и которую ошибочно принимали за падение еще одного Су-25), а также падение сбитого Су-25 N30 и катапультирование Щербакова, причем видно, что катапультировался пилот с малой высоты с кренящегося самолета – купол парашюта не успел наполнится и пилот погиб от удара об землю.

Обломки второго сбитого 24 февраля 2022 украинского Су-25 около Чаплинки
Обломки Су-25 капитана Щербакова.

Обломки этого Су-25 и тело пилота лежали вдоль той же трассы, что и самолет Жиброва, фотографии появились в один день и поэтому считалось, что эти самолеты были сбиты одновременно, но по факту – действительно сбиты в один день, 24 февраля, недалеко друг от друга, но в разных вылетах. С высокой долей вероятности Щербаков был сбит именно на Су-25 N30, который после этой даты “вышел из чата”, кроме того на сайте Dumskaya.net материал о гибели Щербакова проиллюстрировали фотографией именно Су-25М1 N30, подписав – “Су-25М1 на котором погиб капитан Щербаков, таранив вражескую колонну”.

Украинский Су-25 N30 на котором погаб Щербаков
Dumskaya.net проиллюстрировала гибель Щербакова фотографией Су-25 N30 и этот же самолет действительно виден на видео очевидцев событий

В отличии от сильно обгоревшего тела Жиброва, капитана Щербакова опознали быстрее и 10 марта 2022 все тот же “Червоний Хрест” при содействии “Народной дружины Чаплинки” похоронил “Сокола Украiни – захисника неба” Щербакова в одноименном пгт. Тела Жиброва и Щербакова вывезли из Чаплинки для перезахоронения на Украине через год, в марте 2023.

Падение украинского Су-25 N30 и катапультирование Щербакова
Скриншот с видео – момент катапультирования капитана Щербакова, положение самолета не оставило ему шансов на спасение

Shotdawn Ukraine AF Su-25 N30 Shcherbakov

Стоит, однако, вернуться к майору Лазаренко и его Су-25: “Остается 600 килограммов горючего, я еле дотягиваю на запасной аэродром, вижу, что одна гидросистема вышла из строя — давления вообще нет, во второй тоже давление теряется, при увеличении оборотов появляется неправильный звук двигателей. Предупреждаю землю, что будет аварийная посадка, механизация крыла не работает, к тому же у меня нет тормозного парашюта — использовал его во время вывода самолета из-под удара, говорю – готовьте «пожарку». Но чудом посадка была удачной, затормозил, даже хватило горючего освободить полосу. Выдохнул, вылез из кабины и вижу, что мой Су-25 весь избит. Киль, крылья, все в пробоинах. Смотрю на лопатки двигателей – ни одной целой, все побиты. … Когда до аэродрома добрались инженерно-технические специалисты из бригады, то увидели, что самолет восстановлению уже не подлежит — даже аккумулятор был избит. Мой Су-25 так и остался на том месте, это был его последний полет. Кстати, однажды во время обстрела аэродрома ракета попала рядом с ним, и он принял весь удар на себя — ни один другой самолет и ни один человек из-за того взрыва не пострадал.

Су-25М1 Лазаренко списанный после вылета 24 февраля и добитый российской авиацией на земле
На 6-секундное видео в ТикТоке попал раскуроченный на земле украинский Су-25. С большой долей вероятности – борт майора Лазаренко, получивший “смертельные” повреждения в вылете 24 февраля, брошенный на аэродроме подскока и окончательно добитый российской авиацией

Вполне вероятно, что на коротком видео (попавшем в сеть 22 марта 2022), на котором виден стоящий на грунте искореженный  “пиксельный” Су-25 , штурмовик именно Лазаренко, поврежденный 24 февраля и окончательно добитый на земле при ударе по аэродрому.

25 февраля потери продолжились. Пара украинских Су-25 отправилась атаковать мост на дороге в 40 км от белорусской границы по которой к Гостомельскому десанту выдвигалось подкрепление. В 60 км от цели Су-25 N39, который пилотировал другой комэск 299-й БрТА подполковник Геннадий Матуляк, был сбит российским истребителем и упал в районе села Глебовка Киевской области. Украинский пилот погиб. Его ведомый, старший лейтенант Андрей Максимов смог уйти.

Ukraine Air Force - squadron leader lt-col Matulyak was shot down by russian fighter plane 25 february 2022
Сбитый 25 февраля 2022 на Киевском направлении комэск 299-й БрТА подполковник Геннадий Матуляк

В сеть быстро попали фотографии обломков, а также паспорт погибшего. Были вопросы с точной датой уничтожения этого самолета и во многих источниках, включая Wikipedia, ошибочно указывают 26 февраля, но при перезахоронении тела летчика в Николаеве, дата смерти была указана 25 февраля 2022, очевидно, так она указана в документах.

Су-25 N39 sn 25508110319 на котором был сбит Матуляк
Су-25 N39 sn 25508110319 на котором был сбит майор Матуляк

В сети есть интервью жены Матуляка, в котором она упоминает, что 22 февраля он ей сказал собрать вещи и готовиться к событиям. В ночь на 24 февраля в 299-й бригаде объявили тревогу и вывели почти всю авиатехнику, в результате удара по Кульбакино ни один летчик не погиб, хотя Матуляк и говорил жене, что “в меня чуть не попали” – в сети есть видео слегка подкопченого и с выбитыми стеклами, но целого, контрольно-диспечерского пункта авиабазы. В первый день войны Матуляк успел совершить вылеты в Херсонской и Николаевской областях. Интересно упоминание о том, что о гибели мужа из 299-й БрТА ей так и не сообщили, узнала она об этом из интернета, кто-то прислал видео, плюс фотографию паспорта выложили. Официально семье о его смерти стало известно из посмертного награждения званием Героя Украины указом от 1-го марта 2022.

Су-25 N39 sn 25508110319 crash site
Место падения Су-25 Геннадия Мотуляка. На верхней части киля видна часть номера “39”

Для полноты картины, стоит упомянуть о морально-волевых качествах погибшего комэска, который хоть и родился и прожил всю жизнь на востоке Украины, но, со слов жены: “Наши корни – из Западной Украины… Наверное, у нас уже на генетическом уровне заложено понимание, что есть Россия… Нашу дочь Софийку он научил песне “Батько наш Бандера”. Признаюсь, дома у нас не было жовто-блакитного флага, зато был красно-черный флаг ОУН”. И, разумеется, Матуляк участвовал в боевых вылетах на Донбасс в 2014 году.

Попытки остановить наступление российских войск на юге ударами авиации продолжились и на следующий день. К 26 февраля войска достигли Антоновского моста в Херсоне, на их штурмовку ушла очередная группа украинских Су-25. Точно известно, что в этот день погиб пилот Су-25 капитан Андрей Антихович. Из судебного дела об установлении факта его смерти следует, что: “26 февраля 2022 года с аэродрома КАНАТОВО в 17-05 капитан ОСОБА_3 на самолете СУ-25М-1 б/н 31 совершил вылет в направлении вторжения российских войск, а именно, в район города Херсон, для нанесения огневого поражения военных колонн российских войск. Около 17 часов 55 минут был сбит вражескими средствами противовоздушной обороны в районе населенного пункта Федоровка Херсонской области. Похоронен в селе Антоновка, Каховского района Херсонской области”.

Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Andrey Antihovich - KIA 26 february 2022 near Aleshki
Капитан Андрей Антихович, погибший 26 февраля 2022 около Алешек Херсонской области

В марте в сеть просочился кусок заскриненного с экрана мобильника стрима с хвостовым оперением сбитого Су-25 N31, теперь благодаря судебному решению это видео привязано и к дате, и к пилоту, и к месту.

Ukraine Air Force Su-25M1 N31 was shot dawn 26 february 2022, pilot captain Andrey Antihovich - KIA
Обломки Су-25 N31 на котором погиб Антихович
Су-25М1 N31 sn 25508110263 капитана Антиховича сбитого  26 февраля около Алешек
Су-25М1 N31 sn 25508110263 на котором погиб Антихович

Вероятно, 26 февраля, скорее всего в том же вылете, что и Антихович, был сбит еще один Су-25. Летчику старшему лейтенанту Андрею Максимову относительно повезло – он катапультировался, получив тяжелые травмы и попал в плен, где у него взяли короткое интервью на больничной койке. Из интервью понятно, что в первом своем боевом вылете он был ведомым майора Мотуляка (когда того сбили), а после этого совершил еще три вылета на Херсонском направлении – удар по мосту через Днепр выше Антоновского моста, один неудачный вылет из-за противодействия ПВО и в четвертом, последнем вылете атаковал НУРСами российскую технику в районе непосредственно Антоновского моста, когда и был сбит. Катапультировался не сразу, скорее всего именно ему принадлежат обломки Су-25 N49, найденные в поле где-то в окрестностях Херсона. Сам Максимов впоследствии был обменян, получил награду, но несмотря на несколько операций, в том числе и на позвоночнике, ко второй половине 2023 года все еще позирует на костылях и, видимо, как военный летчик для Повитряных Сил Украины потерян.

Ukraine Air Force Su-25 pilot lt Andrey Maximov shot dawn 26 february 2022 at captivity
Сбитый 26 февраля лейтенант Андрей Максимов в плену
Ukraine Air Force Su-25M1 N49 crash site near Kherson. Possibly - Andrey Maximov plane shot dawn 26 february 2022
Обломки Су-25 N49 на окраинах Херсона, вероятно самолет Андрея Максимова
Ukraine Air Force Su-25M1 N49 sn 25508110125 was shotdown 26 february 2022
Су-25М1 N49 sn 25508110125 на котором, судя по всему, был сбит Максимов

Неизвестно сколько боевых вылетов совершила 299-я БрТА против наступающих российских войск на Херсонском направлении 24-26 февраля, но потеря за три дня четырех Су-25 сбитыми (N19, N31, N49,  N30) плюс один ушедший на списание – в любом случае слишком дорогая цена. А учитывая борт потерянный в Киевской области – Су-25 N39 майора Матуляка – потери были просто неприемлимые. В тот момент еще никто толком не знал судьбы сбитых пилотов, а по факту оказалось, что погибло четверо из пяти.

 Как обычно, во время войны, обе стороны гибель летчиков используют для тиражирования различных пропагандистских штампов, причем большинство этих штампов – прямой отсыл к советской пропаганде времен Великой Отечественной (огненный таран колонны вражеской техники) и Холодной войн (отведенный от населенного пункта падающий самолет). В частности, Матуляк – “отвел сбитый самолет от жилых домов Глебовки”, Щербаков – “украинский летчик направил подбитый самолет на оккупантов и уничтожил колонну техники”. Хотя, фото обломков его самолета показывают, что никакого “огненного тарана” и в помине не было.

Следующая потеря украинских Су-25 произошла 2 марта 2022, когда в районе аэродрома Староконстантинова рухнул на землю Су-25 N29 командира звена 299-й БрТА капитана Александра Корпана, который по итогам 2021 года был назван “лучшим летчиком ударной авиации”. Капитан Корпан погиб.

Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Korpan KIA at 2 March 2022
Капитан Александр Корпан, погибший при невыясненных обстоятельствах 2 марта 2022 в районе тылового аэродрома Староконстантинова. Обращает на себя внимание, что “лучший летчик украинской удларной авиации 2021 года”, командир звена, имеет 3-й класс. Погоны капитана коряво прифотошплены.

Обстоятельства гибели Корпана толком не понятны. При взгляде на карту вызывает вопрос место падения этого самолета – Су-25 обладает весьма скромным радиусом действия, явно не достаточным, чтобы с аэродрома в Староконстантинове дотянуться до линии фронта. При этом многие украинские источники как под копирку пишут: “Погиб Александр Корпан 2 марта при возвращении из очередного боевого вылета. Совершил настоящий подвиг, отведя охваченный пламенем самолет от аэродрома и ценой собственной жизни спас жизнь побратимов и многих гражданских жителей Староконстантинова“. В других пишут – “Во время возвращения из боевого вылета его самолет был подбит и загорелся“. Можно, конечно, строить разные предположения, начиная от того, что отчаянный российский пилот на Су-35 ворвался в самую середину Украины, сбил Су-25 и  благополучно ушел, или, например, что Корпан перегонял поврежденный самолет в Старконстантинов с аэродрома подскока на ремонт и подбитый самолет загорелся.

Не сильно проясняют и слова вдовы Корпана. В одной статье у нее стандартная формулировка: “В ходе боевого вылета ценой своей жизни спас побратимов, а потом отвел самолет от жилых домов“. В другой же статье у нее появляется иная версия: “Была угроза ракетного удара и ребята поднимали самолеты в воздух. Они все были загружены боеприпасами и горючим. Что случилось, я не знаю, но самолет загорелся“. Учитывая, что марте-апреле самых молодых летчиков не бросили в бой, а экстренно обучали, аэродром Староконстантинова вдали от фронта для этой цели вполне подходил, Корпан мог как раз и заниматься обучением. А вот от чего самолет загорелся… Вообще, в авиации такое случается – иногда самолеты падают. По техническим причинам или из-за ошибок летчиков. Отбрасывать версию банальной катастрофы тоже нельзя. Но могли постараться и доблестные “захисники украинского неба” – если летчики взлетали из-за угрозы ракетного удара, то и зенитчики вполне могли отражать атаку русских крылатых ракет, заодно приземлив свой же Су-25. При таком раскладе Корпан вполне мог быть сбит в “ходе боевого вылета”, правда своими. Тоже вполне рабочая версия, тем более, что в те дни и российская и украинская авиация несли заметные потери, а уж заявлено было сбитых “привидом Куева” и ПВО Украины – вообще десятки единиц.  И если в том хаосе за сбитие украинским МиГ-29 украинского же Су-27 в центре Украины уже к вечеру давали звание Героя, то завалить ПВО-шникам свой Су-25 – вообще не вопрос.

Ukraine Air force Su-25М1 N29 sn 25508110250 crashed on takeoff at Starokonstantinov  2022-03-02, captain Alersandr Korpan lost his life
Су-25М1 N29 sn 25508110250 на котором капитан Александр Корпан разбился 2 марта 2022 при взлете с тылового аэродрома в Староконстантинове

Как следует из судебных документов обстоятельства гибели Корпана не выяснены даже спустя 1.5 года после катастрофы: “02.03.2022 в г. Староконстантинов Хмельницкого района Хмельницкой области, во время взлета с военного аэродрома воинской части НОМЕР_1 упал военный самолет СУ-25 с бортовым номером 29 под управлением пилота воинской части НОМЕР_2 капитана ЛИЦО_5 , в результате чего пилот погиб… Местом происшествия является поле, которое расположено в пределах населенного пункта АДРЕС_1, неподалеку от ГП «Староконстантиновский завод ЗБШ», что по ул. Ворошилова, 22. Во время проведенного ОМП обнаружены обломки самолета, которые разбросаны на площади 2 га., среди которых обнаружено обгоревшее тело пилота, а также обнаружено значительное количество боеприпасов… в настоящее время полностью не завершено служебное расследование относительно причины падения самолета, также продолжается назначенная комплексная судебная авиационно-техническая, взрывотехническая, пожаро-техническая экспертиза… окончательные причины падения 02.03.2022 самолета СУ-25М1 бортовой номер 29, заводской № 25508110250, будут определены по окончанию служебного расследования”

S-25 OFM with with the inscription "(revenge) for Alex Korpan" under Su-25 wing
Крупнокалиберный реактивный снаряд С-25ОФМ под крылом украинского Су-25 с дарственной надписью “За Саню Корпана”. Учитывая, что  обстоятельства гибели Корпана до сих пор не выяснены, “подарок” отправим “москалям” – они в ответе за все…

3 марта 2022, в Николаевской области был сбит украинский Су-25, пилот которого, капитан Вадим Мороз погиб. Упоминается, что похоронен в Новоалександровке, “которую он и защищал”, очевидно это место падения Су-25, возможно, в то время она была в “серой зоне” и тело не вывезли сразу. Однако, довольно скоро – 22  марта посмертно награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, значит к тому времени уже считался официально погибшим – найден, опознан и соответствующим заведением выдано украинское свидетельство о смерти. Большой шумихи в прессе его гибель не вызвала, поэтому награжден оказался скромно, хотя погиб действительно в боевом вылете.

Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Vadim Moroz - KIA 3 March 2022 at Novoalexandrovka
Капитан Вадим Мороз сбитый в Новоалександровке 3 марта 2022

Следующим сбитым стал 14 марта майор Роман Василюк, который выпустился из ХНУПС в 2011 году, успел поучаствовать в войне на Донбассе в 2014. К 2022 имел налет  порядка 500 часов, но начало войны встретил на учебе в Национальной Академии Обороны Украины, из-за этого в первые дни войны не воевал. После досрочного выпуска из академии первый боевой вылет совершил 14 марта в Изюмском направлении. В интервью говорил, что в этом вылете самолеты облучали ЗРК Бук, но обстрела не было.

Ukraine Air Force Su-25 pilot major Roman Vasilyuk was shot down near Volnovakha 14 March 2022
Пилот Су-25, майор Роман Василюк после освобождения из плена

В этот же день Василюк совершил свой второй боевой вылет в район города Волноваха Донецкой области, но около Егоровки был сбит ракетой ЗРПК Панцирь-С. Майор Роман Василюк удачно катапультировался с малой высоты и приземлился на открытом пространстве, тут же был ранен в ногу, прижат к земле автоматным огнем и взят в плен, в апреле был обменян, получил звание подполковника и выразил желание через месяц продолжить борьбу с “оккупантами”. По итогу своего приключения 14 мая 2022 получил орден Богдана Хмельницкого 3-й степени. В начале 2023 года было выложено большое интервью на Ютубе, из которого следует, что Роман Василюк на тот момент все еще не летает, а только собирается вернуться в небо – скорее всего последствия катапультирования дают о себе знать.

Украинский пилот Су-25 Роман Василюк дает интервью спустя год после
Последствия катапультирования – спустя год Роман Василюк так и не приступил к боевым вылетам на Су-25

Из судебных документов известно об еще одной потере Су-25 на земле – 10 апреля аэропорт Днепропетровска поразило 5 ракет, в результате одного из попаданий был уничтожен авиационный ангар в котором сгорели один гражданский Gulfstream G150 компании AC-TERRA INTERNATIONAL LTD и один военный самолет Су-25.

Ukraine Air Force - Su-25 damaged 10 april 2022 at Dnepr airport
Спутниковый снимок аэропорта Днепропетровска, в котором с 2014 года постоянно базировалось несколько Су-25. Стрелкой указан Су-25, предположительно уничтоженный ракетой на земле 10 апреля 2022

15 апреля в районе Изюма Харьковской области был сбит Су-25 капитана Егора Середюка. По украинским данным самолет был сбит российской ДРГ из ПЗРК при возвращении из боевого вылета – “Егор Середюк возвращался с боевой задачи, самолет уже шел на снижение, когда его сбила вражеская ДРГ из переносного зенитно-ракетного комплекса”. Пилот катапультировался, но от полученных травм скончался. С начала войны капитан Середюк совершил 25 боевых вылетов, посмертно получил звание Героя Украины.

Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Egor Seredyuk - KIA 15 April 2022 near Izum
Капитан Егор Середюк сбитый 15 апреля в районе Изюма Харьковской области.

На следующее утро Минобороны РФ отчиталось об уничтожении средствами ПВО предыдущим днем украинского Су-25 в 15 км южнее Изюма. 15 апреля датируется и такое сообщение “Бойцы ПВО Висленской дивизии уничтожили украинский Су-25 на линии боевого соприкосновения на славянском направлении. Это третий украинский самолет сбитый нашими парнями за несколько дней. Летчики ВСУ действуют на высотах 20-30 метров. И попадают в засады”.

Однако, окончательные выводы о том как был сбит этот Су-25 все-таки делать рано – место падения этого Су-25 толком не известно и совпадает ли оно с озвученным Минобороны РФ – непонятно. По украинским данным речь о каком-то глубоком тыле, чуть ли не в районе украинского полевого аэродрома (“уже шел на снижение после выполнения задания”), отсюда у них и возникает версия о некоей российской диверсионно-разведывательной группе бегающей в украинском тылу с ПЗРК, что тоже звучит довольно странно. Более вероятно, что Су-25 был подбит на линии фронта и упал уже в тылу, ну или снова в тылу постарались доблестные “захисники украинского неба”.

14 мая над населенным пунктом Гуляйполе Запорожской области был сбит и погиб 25-летний командир звена капитан Сергей Пархоменко, который до своей гибели успел произвести 38 боевых вылетов. За две недели до гибели получил орден “Богдана Хмельницкого” 3-й степени. Отец погибшего, полковник Игорь Пархоменко, служит на командной должности в той же 299-й бригаде (замполитом), совершал боевые вылеты на Су-25 еще во время войны на Донбассе 2014 года, один из немногих “стариков”, кто продолжает активно воевать и в 2022. Видимо учитывая должность отца, похороны младшего Пархоменко проходили в Виннице, по высшему разряду с пролетом пары Су-27. Неудивительно и то, что капитан Пархоменко посмертно был награжден званием Герой Украины. В его актив записали “более 20 танков, 50 единиц бронированной и 55 единиц автомобильной техники, 20 цистерн с топливом и несколько сотен российских оккупантов”. Не совсем скромно – почти по 4 уничтоженных цели за один боевой вылет. Хотя и понятно, что представления на награды – это особый жанр военной бюрократии и “супостата” никто не жалеет, а уж если родной отец замполит авиабригады…

Ukraine Air Force Su-25 shot down 14 May 2022, pilot captain Sergei Parhomenko - KIA
Скриншоты с видео запечатлевшие гибель капитана Сергея Пархоменко. На первом попадание ракеты, через секунду взрыв самолета на земле
Украинский пилот Су-25 капитан Сергей Пархоменко
Погибший 14 мая капитан Сергей Пархоменко
Ukraine Air Force Su-25 pilot Sergei Parhomenko at cocpit.  KIA 14 May 2022
Сергей Пархоменко в кабине Су-25. По зеленому воздухозаборнику можно заметить, что это один из немногих не “пиксельных” бортов с “жовто-блакитными” предкрылками, вооруженный парой блоков НУРС С-13. Видеоряд выложенный отцом погибшего, свидетельствует, что пилоты летают на разных машинах
S-24 with with the inscription "(revenge) for our son Sergei" under Su-25 wing
Полковник Игорь Пархоменко расписал очередной НУРС С-24 в честь своего сына

26 июля 2022 в юбилейном 100-м боевом вылете погиб Герой Украины майор Александр Кукурба. Самое интересное в его гибели – отсутствие не только заявок на уничтожение Су-25 в этот день, практически не упоминаются обстоятельства и место гибели – просто погиб в боевом вылете. Разумеется, нет и обломков самолета. Из интервью его матери известно, что Кукурба катапультировался с малой высоты и парашют не раскрылся. Фотография с места гибели – Запорожская область.

Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Alexandr Kukurba, Hero of Ukraine, was killed in action 26 July 2022
Капитан Александр Кукурба получил звание герой Украины при жизни, но 100-й боевой вылет стал для него последним

Несмотря на молодость, начавший войну капитаном, Кукурба получил должность начальника разведки 299-й БрТА. 22 марта получил орден “Богдана Хмельницкого” 2-й степени, 14 апреля, имея 38 боевых вылетов, стал Героем Украины. Посмертно был награжден еще одним орденом “Богдана Хмельницкого” – 3-й степени. Цифры “достижений” Кукурбе приписали относительно скромные – всего 15 танков, 50 бронемашин и 300 человек. Но, видимо, майор Кукурба был одним из наиболее часто летавших пилотов Су-25, благодаря чему и был не только замечен, но и награжден. Для сравнения, комэск 299-й БрТА, подполковник Ростислав Лазаренко к концу августа 2022 имел 88 боевых вылетов, меньше чем Кукурба имел в конце июля.

Пилот Су-25 Александр Кукурба был сбит 26 июля 2022
На фоне астрономических счетов других погибших пилотов Су-25, капитан Кукурба выглядит более чем скромно. При этом именно он единственный получил Героя Украины прижизненно – лишнее подтверждение тому, что не стоит всерьез относиться к притянутым за уши цифрам “знищенных танкив и бойовых одиниц бронетехники”

7 сентября 2022 в своем 95-м боевом вылете был сбит майор Вадим Благовисный, его Су-25 упал в Николаевской области. До своей гибели был дважды награжден орденом “Богдана Хмельницкого” 2-й и 3-й степени. Воевал плохо – за 95 вылетов ему приписали всего 100 единиц бронетехники и 80 машин, то есть грубо – 2 единицы техники за 1 вылет. Для сравнения Пархоменко приписали 145 целей за 38 вылетов  (3,8 цели за 1 вылет). Для тех кто не умеет в понимание сарказма, поясню, что к этим цифрам надо относится как к условным украинским “попугаям для измерения удава” не имеющим ничего общего с реальными результатами. Чисто для сравнения между собой заслуг приписываемых тому или другому украинскому летчику-штурмовику.

Ukraine Air Force Su-25 pilot major Vadim Blagovisny, shot down 7 september 2022
Майор Вадим Благовисный, сбитый в Николаевской области 7 сентября 2022
Missile Kh-25 under ukrainian Su-25 wings
Нечастое свидетельство применения украинскими Су-25 ракет Х-25. Как обычно, у полковника Пархоменко – дарственная надпись в честь майора Благовисного

18 сентября 2022 в районе Угледара между Егоровкой и Кириловкой ЗРК Оса 155-й бригады морской пехоты ТОФ сбил украинский Су-25. Никаких данных о пилоте нет, вероятно катапультировался и ушел к своим. Имеются фотогорафии обломков пиксельного Су-25М1, однако, все-таки нельзя полностью исключить, что это могут быть обломки одного из ранее сбитых штурмовиков, например майора Вадима Благовисного.

Потери украинских Су-25 в войне с Россией
Обломки сбитого ЗРК Оса 19 сентября под Угледаром Су-25
Су-25М1 сбитый под Угледаром 19 сентября 2022
Стабилизатор сбитого Су-25М1

27 января 2023 около 15-30 в районе Краматорска был сбит Су-25 капитана Даниила Мурашко. 24-летний летчик погиб, причем, что интересно выпустился из училища он в 2020, был летчиком самой низкой квалификации – 3-го класса. К началу войны, судя по всему, не числился боеготовым и воевать начал с апреля-мая.

Ukraine Air Force Su-25 pilot captain Daniil Murashko, shot down 27 January 2023 near Kramators
Капитан Даниил Мурашко позирует на фоне Су-25 N32 во время известной летней фотосессии

На момент гибели Мурашко был уже командиром авиазвена – “В определенный момент нужно было учить новых ведущих, потому, что их (ведущих) становилось все меньше. Тогда выбор пал на Даниила.” С начала войны Мурашко совершил 141 боевой вылет, на его счет приписали 70 единиц бронетехники, 80 автомобилей, 30 автоцистерн и 600 солдат. В качестве старшего лейтенанта был трижды награжден орденом Богдана Хмельницкого – 1-й, 2-й и 3-й степеней. Видимо, осенью получил капитана. Посмертно произведен в майоры и награжден званием Герой Украины.

Судя по тому, что  Мурашко “отвернул” сбитый штурмовик от населенного пункта Шабельковка, расположенном в тылу за Краматорском, расстояние до линии фронта было большим. Неудивительно, что российские телеграмм-каналы вначале дружно приписали эту победу “укропской ПВО” и для этого тоже были основания – в официальной сводке Повитряных Сил заявлялось сбитие “очередного российского Су-25 на восточном направлении” – “27 января 2023 года, на восточном направлении, подразделением зенитной ракетной бригады имени гетмана Филиппа Орлика воздушного командования “Юг” был сбит очередной российский штурмовик Су-25″. Правда, украинская сводка благоразумно не указывает точное место своего успеха, оставляя простор для фантазии.

Однако, вскоре украинские источники сообщили о том, что: “Во время выполнения боевого задания в составе пары 27 января 2023 года был подбит вражеским истребителем. Увидев поблизости населенный пункт Шабельковка, пилот, несмотря на малую высоту полета, до последней секунды пытался увести самолет от жилых домов. Из-за этого потерял высоту, не смог безопасно катапультироваться и погиб смертью Героя”.

Еще более конкретно на сбитие своего ведомого российским истребителем указал комэск подполковник Ростислав Лазаренко: «Улетели, уже подходили к боевому курсу, радиолокационно наблюдали истребитель противника на дальности, которая была безопасна для продолжения полета, конечно, с использованием определенных тактических приемов. Мы были уже недалеко от Краматорска, когда в Даньку прилетела ракета типа воздух-воздух со стороны противника».

Понятно, что летчики Су-25 сами ничего наблюдать “радиолокационно” не могут, но очевидно, что получают оповещение от расчетов наземных РЛС. Так как российский истребитель был на “безопасной дальности” (вероятно, “безопасность” украинцы оценивали исходя из дальности применения ракеты Р-77-1 из арсенала Су-35), то можно предположить, что “сюрпризом” для украинских летчиков стал скорее всего прилет дальнобойной Р-37М, которую обычно применяют истребители МиГ-31, но в последнее время эти ракеты были зафиксированы и на подвеске Су-35.

При этом, по итогам 27 января Минобороны РФ не делало заявку на воздушные победы в районе Краматорска ни со стороны истребителей, ни ПВО. Правда был заявлен сбитым авиацией украинский МиГ-29, но довольно далеко в стороне от Краматорска – в Красноармейске, это явно не тот случай. Скорее всего, экипаж российского истребителя произвел пуск ракеты, но, как обычно, результат своей работы не наблюдал и, соответственно, не мог подтвердить уничтожение самолета противника. Так как цель поражалась глубоко в тылу противника не было и подтверждений от наземных РЛС РФ.

Ракета Р-37М имеет разные режимы работы головки самонаведения, включая активный радиолокационный (“пустил-забыл” – автономный полет в предполагаемую точку встречи с целью, на подлете, примерно за 30 км, включается активная ГСН и производит поиск цели). Хотя больше шансов поразить цель когда истребитель продолжает подсвечивать цель своей РЛС и ракета на маршевом участке полета получает коррекцию траектории, но экипаж российского истребителя сближаясь с целью на встречных или встречно-пересекающихся курсах, неизбежно приближается к линии фронта, где имеет не иллюзорный шанс попасть под удар украинской ПВО, поэтому обычно пуск Р-37М производится именно в режиме “пустил-забыл”. После пуска истребитель может спокойно развернуться назад, подальше от украинских ЗРК, но при этом теряет радиолокационный контроль цели и не имеет понятия о результате своей атаки. Над линией фронта есть доклады операторов наземных РЛС, но вряд ли они способны наблюдать маловысотные цели на большом удалении из-за рельефа местности и круглой Земли, ограничивающих радиогоризонт. Тем более, что Р-37М способна работать по целям в переднюю полусферу (то есть приближающимся) на дальность в 200 км. Так, что пуск был, результат никто не наблюдал, соответственно заявку на воздушную победу никто наверх не отправлял. А воздушная победа была.

Касательно заявок на успехи украинских летчиков-штурмовиков. Надо понимать, что это некие взятые с буквально “с потолка” абсолютно абстрактные цифры придуманные в штабе 299-й БрТА, не имеющие ничего общего с реальностью, созданные по принципу “пиши побольше, чего супостата жалеть”. В существующим виде это цифры для того, чтобы большие мальчики могли “меряться пиписьками” между собой – “Я уничтожил 30 танков “орков”. Да ты лошара, не смеши – я уничтожил 70 танков”. Для вообще какого-то обоснованного ведения счетов необходимо сопоставление документов сторон кто, куда и когда произвел удар и соответственно отчет другой стороны о понесенных в этот день в этом месте потерях от удара вражеской авиации. Понятно, что таких документов мы не увидим в ближайшее десятилетие и в лучшем случае могут быть какие-то отрывочные сведения вроде воспоминаний участников. Конечно, выпуская в каждом вылете с кабрирования в направлении противника, скажем, по четыре здоровых НУРСа С-25, за 100 вылетов украинский штурмовик, чисто статистически, куда-то все таки попадет и какой-то урон нанесет, но оценить реальный урон при таком воздействии невозможно даже приблизительно.

Возьмем, например, капитана Мурашко – 141 вылет, 70 единиц бронетехники (0.5 на 1 вылет) и еще 80 автомобилей и 30 автоцистерн (всего 1.27 цели на 1 вылет). Далеко не самое высокое соотношения уничтоженных целей на боевой вылет – у большинства большинства погибших летом-осенью 2022 года украинских штурмовиков они значительно выше, особенно у Пархоменко.

Для сравнения украинских заявок можно сказать, что на их фоне, любимец фюрера, единственный в Третьем рейхе кавалер полного банта Рыцарского креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и брильянтами, самый результативный пилот Ju-87 Ганс-Ульрих Рудель, со своими 519 “уничтоженными” танками в 2500 вылетах, выглядит скромным выпускником детсада – смешные 0,2 танка на 1 вылет или 0,8 цели на вылет, если включать грузовики, орудия, лодки и так далее. И это мы даже не подвергаем сомнению счета Руделя, который в отдельные дни “убивал” Т-34 в 2-3 раза больше чем их реально подбивалось на определенном участке фронта всеми огневыми средствами немцев. Ну и немецкий летчик атаковал с пикирования конкретные цели, по факту – сброс с малой высоты на небольшой скорости, а для поздних Ju-87G – стрельба по видимой цели из пушек тоже на небольшой скорости. Очень сложно сравнивать результативность таких атак с пуском НУРС с кабрирования по лесопосадкам.

Опять таки, для сравнения, по словам известного в широких кругах “бьюти-блогера” Fightbomber, лучшие экипажи российских Ка-52, применяющие высокоточное оружие – ПТУРы “Вихрь”, осенью 2022, имели за войну порядка 20 уничтоженных бронецелей на экипаж. Это просто для оценки адекватности заявок украинской стороны, с учетом того, что уже с марта украинские Су-25 перешли к стрельбе НУРСами с кабрирования “куда-то туда, в сторону противника”. Это конечно, позволило заметно снизить потери – выживаемость украинских летчиков выросла с 1-5 боевых вылетов до, как мы видим, 100 и более, но и эффективность таких вылетов снизилась на порядок-друго. Справедливости ради, надо сказать, что ситуация с российскими штурмовиками Су-25 абсолютно такая же – стрельба НУРС с кабрирования с аналогичным результатом.

Подводя статистику задокументированных потерь украинских Су-25 – всего удалось выявить 18 уничтоженных штурмовиков, из которых 4 уничтожены на земле (2 на хранении и 2 строевых), а 14 в воздухе. Известны имена 11 погибших летчиков и двух попавших в плен, но обменянных. В одном случае о пилоте ничего не известно – вероятно успешно катапультировался и ушел к своим. Возможно, потери Су-25 несколько больше за счет уничтоженных на земле (Минобороны РФ не публикует космические снимки последствий ударов), также могли быть и другие эпизоды, когда украинский летчик успешно катапультировался, уходил к своим, а обломки самолета не попадали в интернет, но таких случаев явно не много – из-за малых высот большинство сбитых летчиков гибнет. Практика показывает, что погибших летчиков украинская сторона не утаивает, а наоборот использует в пропагандистских целях. Исключения наблюдаются только в отношении пропавших без вести пилотов – там работает принцип “нету тела – нету дела”, но эти потери тоже так или иначе становятся известными, просто с некоторым временным лагом.

При любом раскладе количество заявленных сбитыми российским Министерством обороны украинских Су-25 (140 штук!) давно ушло за пределы разумных цифр. Даже с учетом самолетов стоявших на хранении и 4 Су-25 полученных от Македонии (их, правда, еще никто в полете не видел) – эта цифра не могла физически превысить 45 машин. О том, как “накручиваются” такие счета истребителей ВКС и ЗРК ПВО было написано в статье Украинские Су-27 в войне с Россией, но именно в ситуации с украинскими Су-25 эти цифры дошли до абсурда.

Однако, даже известные потери украинских Су-25 достаточно тяжелы – фактически полностью выбита одна из двух эскадрилий – 16 строевых машин, больше половины имевшихся на крыле к началу войны, погибло 11 человек летного состава. Специфика действий на низких высотах приводит к тому, что выживает мало сбитых летчиков, что кстати характерно и для других типов украинских самолетов. Но есть и отличия – если среди экипажей бомбардировщиков Су-24 погибло много “стариков”и летчиков среднего возраста, то в 299-й БрТА сбивали почти сплошь молодняк – Су-25 самолет достаточно простой и проблем с обучением курсантов на него не было. Второе – если практически каждый летчик из экипажей Су-24 имеет клеймо “участник АТО” (воевал против Донбасса в 2014), то судя по почти полному отсутствию в наградных указах знакомых по 2014 году фамилий, практически все, за редким исключением, воевавшие тогда летчики Су-25 отнюдь не рвались в бой.

Это практически открытым текстом сказал комэск 299-й БрТА подполковник Ростислав Лазаренко, рассказывая о своем погибшем ведомом – капитане Данииле Мурашко.  “Да Данила — один из лучших летчиков подразделения, еще совсем недавно не был таким. В начале 2022-го совсем юный офицер имел минимальный опыт… И именно он с товарищами стали боевым остовом подразделения. Это произошло не «от хорошей жизни»… Попробую объяснить осторожно. Некоторые летчики-снайперы, летчики первого класса, до вторжения кричавшие, что первыми пойдут в бой, передумали и решили, что «слишком ценны», чтобы рисковать собой в боях. Я старший группы, мне 28. Старший в группе я не только по названию должности, но и по годам. Большинство боевых летчиков – совсем юные. Есть лишь несколько исключений, например, отец, который воюет за двоих — за сына и за себя, его сын был летчиком и погиб во время выполнения боевого задания, и мужчина, примчавшийся из-за границы и в свои 50 вновь ставший в строй. Остальные младше меня, часто совсем юные мальчики. …Конечно, отправлять в феврале этих молодых ребят в бой было очень глупо… Отправили их на учебу. Однако, опять же, в учебном центре их учили совсем не так, как нам хотелось бы… Уже в апреле-мае их прислали ко мне на точку, в том числе и Даню. Помню, как мы его взяли под свое крыло. То есть опытные летчики не только выполняли боевой полет, но и обучали молодежь в бою.”

Упомянутый “отец, который воюет за двоих — за сына и за себя” – это полковник Игорь Пархоменко, сын которого, Сергей Пархоменко был сбит и погиб 14 мая. Впрочем, даже он за год войны навоевал только на орден “Богдана Хмельницкого 3-й степени”. Столь же скромно награждены и некоторые другие “ветераны Донбасса-2014” – сбитый и побывавший в плену у ополченцев полковник Юрий Шевцов, бывший комбриг полковник Владимир Помогайбо, нынешний комбриг 299-й БрТА полковник Сергей Самойлов. Многих других фамилий из 2014 – не видно и не слышно. На этом фоне не удивительно, что “безбашенная молодежь” из недавних выпускников ХНУПСа имеет по три-четыре ордена и лихо растет в должностях и званиях. Но с другой стороны именно среди них смерть и собирает свою основную жатву.

Задокументированные потери украинских Су-25

One thought on “Потери украинских Су-25 в войне с Россией.

  • Отличная работа!
    Хорошо читаемая.
    Не специалист в этой области и по этой части комментариев нет.
    По стилю – чуть вольно (не совсем литературно), например – “…место падения этого Су-25 толком не известно…”, а ведь так “точно неизвестно” лучше. Есть подобное несколько по тексту.
    Спасибо за работу!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика