Ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35 Азербайджана, Ч-1.
Первая Карабахская война завершилась в 1994 году полным поражением Азербайджана. Армяне смогли не только почти полностью занять спорные территории Нагорного Карабаха, но и оккупировать несколько собственно азербайджанских районов, где были созданы так называемые “буферные зоны”, благодаря которым карабахские армяне имеют намного более выгодную конфигурацию линии фронта и безопасные коммуникации с метрополией.
Действия азербайджанской авиации в Карабахской войне рассмотрены в статьях Мамеда Велимамедова – Боевые самолеты ВВС Азербайджана в Карабахской войне и Вертолеты ВВС Азербайджана в Карабахской войне
Несмотря на дежурное словоблудие о “мирном урегулировании Карабахского конфликта”, любой здравомыслящий человек понимает, что никакое “мирное урегулирование” невозможно – карабахские армяне никогда добровольно не вернутся под власть Азербайджана, а Баку никогда не признает их независимость. Этот конфликт может быть решен только силой оружия.
Большие доходы Азербайджана от своей нефтегазовой отрасли позволили стране создать внушительные и хорошо оснащенные вооруженные силы, в том числе и самую мощную среди стран Закавказья военную авиацию. Значительную роль в ударных возможностях азербайджанской военной авиации играют боевые вертолеты семейства Ми-24 различных модификаций, при этом из-за политических ограничений группировка разделена между армейской авиацией и пограничниками.
Данный материал представляет собой попытку обзора вертолетов Ми-24 из состава 1-й эскадрильи “Skywolf”, наиболее распиаренной благодаря наличию на вооружении весьма экзотической на пост-советском пространстве модели Ми-24G (Gecae – азерб. «Ночь»), на основе информации из открытых источников.
Вертолеты Ми-24G появились в Азербайджане благодаря контракту заключенному с южноафриканской АТЕ (Advanced Technologies and Engineering) и украинской «Авиакон» (Конотоп). В свое время АТЕ занялась модернизацией Ми-24, разработав несколько моделей Super Hind Мк.1 – Mk.4. Подрядчиком по исполнению стал украинский “Авиакон”, который провел не только стандартый капремонт, но и инсталяцию южноафриканского и украинского оборудования. В результате чего привычный всем вертолет приобрел довольно футуристичный вид.
Ми-24G получил новое вооружение из длинноствольной 20-мм пушки Vector GI-2 разработки IST Dynamics с боекомплектом 840 снарядов. Авионика вертолета включает гиростабилизированную оптико-электронную систему целеуказания и наблюдения Cumulus с инфракрасным/телевизионным сенсорами, нашлемный прицел, ИЛС, очки ночного видения для пилотов, совместимые со стандартами НАТО радиостанции и систему опознавания «свой-чужой», комбинированную допплеровскую/GPS навигационную систему. Из предположительных недостатков Ми-24G, наверное, стоит отметить ухудшенный визуальный обзор оператора вооружения из-за массивной конструкции на носу вертолета.
Донорами для украинско-юаровской конверсии послужили Ми-24Р вооруженных сил Украины. В 2009 году Азербайджан купил на Украине 12 вертолетов, включая 10 Ми-24Р:
№ |
Тип |
Заводской № |
Дата отгрузки |
1 |
Ми-24Р |
3534623712268 |
16.01.2009 |
2 |
Ми-24Р |
3534623712279 |
25.02.2009 |
3 |
Ми-24Р |
3534624812753 |
21.05.2009 |
4 |
Ми-24П |
3532434420683 |
25.06.2009 |
5 |
Ми-24П |
3532434420698 |
25.06.2009 |
6 |
Ми-24Р |
3534623812562 |
30.06.2009 |
7 |
Ми-24Р |
3534624812782 |
29.07.2009 |
8 |
Ми-24Р |
3534623712234 |
31.08.2009 |
9 |
Ми-24Р |
3534624812591 |
24.09.2009 |
10 |
Ми-24Р |
3534623712197 |
28.10.2009 |
11 |
Ми-24Р |
3534623812637 |
11.11.2009 |
12 |
Ми-24Р |
3534623812612 |
17.02.2010 |
Интересно, что из этих 12 бортов, десять были почти «мирными» – разведчиками Ми-24Р. Надо сказать, что это было довольно оправданное решение – так сложилось, что специализированные варианты Ми-24 вроде разведчика и корректировщика так толком и не нашли свою нишу в вертолетных частях и использовались с наименьшей интенсивностью, по сравнению с боевыми вариантами Ми-24Д, Ми-24В и Ми-24П. Благодаря этому они сохранили наибольший ресурс, да и фактический износ этих вертолетов был минимальным. А так как эти Ми-24Р предназначались для полного переоснащения новым оружием, отсутствие на борту комплекса управляемого вооружения только упрощало их модернизацию.
Особенности именно азербайджанского варианта «Супер Хинда» состоят в применениии прицельного комплекса «Барьер-В» разработки киевского КБ «Луч», предназначенным для наведения ПТУР Р-2В с полуавтоматической лазерной системой наведения. Комплекс «Барьер-В» был создан для модернизации Ми-24 и Азербайджан был первым заказчиком комплекса. ПТУР R-2V имеет дальность пуска 7,5 км, тандемная БЧ способна пробивать броню более 800 мм.
Отдельно стоит остановиться на количестве модернизированных Ми-24G. На этот счет есть разные оценки – большинство источников ошибочно сообщает о 12 таких машинах, видимо основываясь на количестве закупленных бортов, но это неверный подход. В конверсию пошли только собранные по всей Украине «голуби мира» Ми-24Р, а пара Ми-24П была на «Авиаконе» модернизирована в украинский вариант Ми-24ПУ-1 и избежала жестокой «вивисекции» по южноафриканскому рецепту. Косвенно это подтверждают и американцы, посетившие Азербайджан в 2018 году и написавшие несколько статей в авиационной прессе о ВВС этой страны – они говорят о 9 имеющихся Ми-24G, хотя и эта цифра, как мы увидим дальше, весьма сомнительна.
Но прежде, чем перейдем к боевому составу 1-й вертолетной эскадрильи Армейской Авиации Азербайджана, должен сказать, что фото и видео материалов позволяющих идентифицировать азербайджанские Ми-24 в сети оказалось не так уж много, поэтому некоторые моменты все еще остаются неясными. Ну и нельзя не отдать должное шпиономании развившейся в Азербайджане в предверии Второй Карабахской войны – даже именитый азербайджанский фотограф Вугар Ибадов поганит свои профессиональные снимки авиации замазыванием номеров в фотошопе, что уж тогда говорить о малолетних «борцах с армянской агрессией» из Фейсбука, Инстаграмма и ВК? Особенно обидно, когда все многолетние усилия «домашней контрразведки» идут насмарку после одного фоторепортажа в каком-нибудь журнале вроде «Combat Aircraft» или «Lotniсtwo».
Рассмотрим боевой состав 1-й эскадрильи “Skywolf”, первая четверка (N300-303) однозначно идентифицируется как Ми-24G, причем эти вертолеты пришли в таком облике сразу с «Авиакона».
Ми-24G N300
Ми-24G N301
Ми-24G N302
Ми-24G N303
Надо сказать, что ход исполнения азербайджанско-украинско-ЮАРовского «контракта века» не совсем ясен – так как в дальнейшем встречаются «голуби мира» Ми-24Р в оригинальном виде на азербайджанской земле. Судя по новомодной черной краске и замене створки десантного отсека разведчика на стандартную, эти Ми-24Р прошли восстановительный ремонт в Конотопе, но по крайней мере первоначально не были модернизированы и летали в Азербайджане практически первозданном виде.
Ми-24Р N 304
Ми-24Р/Ми-24G N 305
Вертолет с бортовым номером N305 получил печальную известность благодаря своему неудачному дебюту в азербайджанском наступлении на Карабах в апреле 2016. Интересно то, что 305-й “засветился” на фотографиях в Азербайджане в изначальном виде разведчика Ми-24Р.
Однако, к апрельскому наступлению 2016 года вертолет был конверсирован в Ми-24G, причем изображений его в в таком виде нет. При атаке на опорный пункт противника Ми-24G N305 был сбит армянским солдатом выстрелом в упор из РПГ. Экипаж из трех человек погиб.
Погибшие на Ми-24G N305 вертолетчики: майор Табриз Мустафазаде (Təbriz Mustafazadə), старший лейтенант Бакир Исмаилов (Bəkir İsmayılov), майор Урфан Вализаде (Urfan Vəlizadə).
Ми-24Р N 306
Второй Ми-24Р, на который нет доказательств, что он был модернизирован в Ми-24G.
Ми-24Р N 307
Этот вертолет точно прошел модернизацию в Ми-24G. В видео опубликованном в июне 2019 года в ангаре за спиной одного из авиатехников виден его номер и, на другом кадре – модернизированный нос, к сожалению, даже приличный скрин где были бы видны одновременно нос и номер – сделать проблематично.
Следующая пара снова “ЮАРовские ночники” Ми-24G.
Ми-24G N308
На лето 2019 – Ми-24G N308 попал в кадр в нелетном состоянии на авиабазе Кала (со снятыми лопастями).
Ми-24G N309
Следующая пара – это модернизированные “Авиаконом”, по упрощенному украинскому варианту Ми-24ПУ-1. Из достойного упомянания там – установка прицельного комплекса и ПТУР “Барьер-В”. Особых внешних отличий от стандартного Ми-24П практически нет.
Ми-24ПУ-1 N 310
Ми-24ПУ-1 N 311
Итак. подводя итоги по теме азербайджанских Ми-24G и 1-й вертолетной эскадрильи ВВС Азербайджана. Несмотря на байки о 12 переделанных в эту модель Ми-24, это явно не так. Реально было закуплено 10 подлежащих модернизации разведчиков Ми-24Р, но как показывают фотографии последних лет, из этого количества модернизированы в Ми-24G, были минимум восемь вертолетов (N300, 301, 302, 303, 305, 307, 308, 309). Вполне вероятно, что два оставшихся (N304 и N306) также все-таки были конверсированы, но, в таком случае, не попали на доступные фото-видео материалы. С учетом того, что Ми-24G N305 был сбит противником в Карабахе, по факту на вооружении имеется 7-9 Ми-24G и два слегка модернизированных украинцами Ми-24ПУ-1 N310 и N311.
В целом, же можно сказать, что в Азербайджане модернизация Ми-24 в «Супер Хинд», как говорится, не «взлетела». Если еще в 2013 году озвучивались идеи о модернизации всего наличного парка Ми-24 в это чудо украинско-юаровских технологий (а это еще примерно 20-25 вертолетов), то реально, в лучшем случае, “выработали” только партию специально закупленных «беспонтовых» Ми-24Р из 10 штук или даже ограничились 8 машинами. А позже Азербайджан вообще перешел к закупкам новейших Ми-35М прямо с завода.
К сожалению, каких-то внятных объяснений, почему заглохла эпопея с модернизацией Ми-24G – нет, можно лишь строить догадки. Возможно, все оказалось не очень хорошо с технической точки зрения, например, обзорностью, летными данными, надежностью или силовой нагрузкой на конструкцию вертолета. Возможно, эта модернизация обходится слишком дорого и проще купить новый Ми-35М с завода, чем модернизировать старье. Так или иначе, но, видимо, причина оказалась достаточно серьезной, раз проект полностью заглох.
Известно, что азербайджанские Ми-24G применялись в апрельских боях 2016 года, когда один из них (N305) был сбит противником. Вероятно, 2016 был последним годом активной эксплуатации этой модификации в азербайджанской авиации. Некоторое время они еще мелькали на земле в зачехленном виде. Летом 2019 года 4 Ми-24G, включая N307 и N308, были засняты в основном ангаре авиабазы Кала в явно не летном состоянии – не только со снятыми пушками, но и без лопастей несущего винта.
Хорватия — в мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго, появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их или у ФРГ, или у Украины. С вертолётов было снято вооружение, и из них была сформирована 1-я эскадрилья боевых вертолётов, где они использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР «Спираль». Один невооружённый Ми-24Д был переоборудован в спасательный, на нём установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащён ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-я эскадрилья, в которой на тот момент находились все выжившие Ми-24, была расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение