Ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35 Азербайджана, Ч-1.

Первая Карабахская война завершилась в 1994 году полным поражением Азербайджана. Армяне смогли не только почти полностью занять спорные территории Нагорного Карабаха, но и оккупировать несколько собственно азербайджанских районов, где были созданы так называемые “буферные зоны”, благодаря которым карабахские армяне имеют намного более выгодную конфигурацию линии фронта и безопасные коммуникации с метрополией.

Действия азербайджанской авиации в Карабахской войне рассмотрены в статьях Мамеда Велимамедова – Боевые самолеты ВВС Азербайджана в Карабахской войне и Вертолеты ВВС Азербайджана в Карабахской войне

Несмотря на дежурное словоблудие о “мирном урегулировании Карабахского конфликта”, любой здравомыслящий человек понимает, что никакое “мирное урегулирование” невозможно – карабахские армяне никогда добровольно не вернутся под власть Азербайджана, а Баку никогда не признает их независимость. Этот конфликт может быть решен только силой оружия.

Длинноствольная 20-мм пушка с селективным питанием и гиростабилизированная оптико-электронная система переднего обзора не только увеличили боевые возможности бывших Ми-24Р, но и радикально изменили их внешний вид.

Большие доходы Азербайджана от своей нефтегазовой отрасли позволили стране создать внушительные и хорошо оснащенные вооруженные силы, в том числе и самую мощную среди стран Закавказья военную авиацию. Значительную роль в ударных возможностях азербайджанской военной авиации играют боевые вертолеты семейства Ми-24 различных модификаций, при этом из-за политических ограничений группировка разделена между армейской авиацией и пограничниками.

Данный материал представляет собой попытку обзора вертолетов Ми-24 из состава 1-й эскадрильи “Skywolf”, наиболее распиаренной благодаря наличию на вооружении весьма экзотической на пост-советском пространстве модели Ми-24G (Gecae – азерб. «Ночь»), на основе информации из открытых источников.

Пилот 1-й эскадрильи позирует около своего борта. На заднем плане хвостовая балка вертолета N304 крайне редко попадающего в кадр.
Набор шевронов, которые обычно носят летчики 1-й эскадрильи – Военная Авиация * Армейская авиация, 1-я эскадрилья, Skywolf Mi-24.

Вертолеты Ми-24G появились в Азербайджане благодаря контракту заключенному с южноафриканской АТЕ (Advanced Technologies and Engineering) и украинской «Авиакон» (Конотоп). В свое время АТЕ занялась модернизацией Ми-24, разработав несколько моделей Super Hind Мк.1 – Mk.4. Подрядчиком по исполнению стал украинский “Авиакон”, который провел не только стандартый капремонт, но и инсталяцию южноафриканского и украинского оборудования. В результате чего привычный всем вертолет приобрел довольно футуристичный вид.

ЮАРовские специалисты весьма незатейливо подошли к вопросу установки обзорно-прицельной системы на Ми-24, соорудив на носу вертолета до неприличия огромную конструкцию, которая значительно ухудшает обзор оператора вперед. В сравнении с этим, размещение подобного «шарика» на российском Ми-35М выглядит верхом изящества.

 

Еще один вид на 20-мм пушку Vector GI-2 – видна подача 20-мм снарядов. Селективное питание из двух коробов позволяет выбирать более подходящий тип снаряда для стрельбы по конкретной цели.

Ми-24G получил новое вооружение из длинноствольной 20-мм пушки Vector GI-2 разработки IST Dynamics с боекомплектом 840 снарядов. Авионика вертолета включает гиростабилизированную оптико-электронную систему целеуказания и наблюдения Cumulus с инфракрасным/телевизионным сенсорами, нашлемный прицел, ИЛС, очки ночного видения для пилотов, совместимые со стандартами НАТО радиостанции и систему опознавания «свой-чужой», комбинированную допплеровскую/GPS навигационную систему. Из предположительных недостатков Ми-24G, наверное, стоит отметить ухудшенный визуальный обзор оператора вооружения из-за массивной конструкции на носу вертолета.

Скрин с репортажа из Конотопа, где в то время модернизировалась первая партия азербайджанских Ми-24G.

Донорами для украинско-юаровской конверсии послужили Ми-24Р вооруженных сил Украины. В 2009 году Азербайджан купил на Украине 12 вертолетов, включая 10 Ми-24Р:

Тип

Заводской №

Дата отгрузки

1

Ми-24Р

3534623712268

16.01.2009

2

Ми-24Р

3534623712279

25.02.2009

3

Ми-24Р

3534624812753

21.05.2009

4

Ми-24П

3532434420683

25.06.2009

5

Ми-24П

3532434420698

25.06.2009

6

Ми-24Р

3534623812562

30.06.2009

7

Ми-24Р

3534624812782

29.07.2009

8

Ми-24Р

3534623712234

31.08.2009

9

Ми-24Р

3534624812591

24.09.2009

10

Ми-24Р

3534623712197

28.10.2009

11

Ми-24Р

3534623812637

11.11.2009

12

Ми-24Р

3534623812612

17.02.2010

 

Азербайджанский Ми-24Р – характерная “гладкая мордочка” без “бороды” прицельной аппаратуры наведения ПТУР.

Интересно, что из этих 12 бортов, десять были почти «мирными» – разведчиками Ми-24Р. Надо сказать, что это было довольно оправданное решение – так сложилось, что специализированные варианты Ми-24 вроде разведчика и корректировщика так толком и не нашли свою нишу в вертолетных частях и использовались с наименьшей интенсивностью, по сравнению с боевыми вариантами Ми-24Д, Ми-24В и Ми-24П. Благодаря этому они сохранили наибольший ресурс, да и фактический износ этих вертолетов был минимальным. А так как эти Ми-24Р предназначались для полного переоснащения новым оружием, отсутствие на борту комплекса управляемого вооружения только упрощало их модернизацию.

Украинская ракета Р-2В из состава ПТУР Барьер-В, установленная на азербайджанских Ми-24G и Ми-24ПУ-1.

Особенности именно азербайджанского варианта «Супер Хинда» состоят в применениии прицельного комплекса «Барьер-В» разработки киевского КБ «Луч», предназначенным для наведения ПТУР Р-2В с полуавтоматической лазерной системой наведения. Комплекс «Барьер-В» был создан для модернизации Ми-24 и Азербайджан был первым заказчиком комплекса. ПТУР R-2V имеет дальность пуска 7,5 км, тандемная БЧ способна пробивать броню более 800 мм.

Плакат Укоборонпрома, расписывающий все «прелести» Ми-24G

Отдельно стоит остановиться на количестве модернизированных Ми-24G. На этот счет есть разные оценки – большинство источников ошибочно сообщает о 12 таких машинах, видимо основываясь на количестве закупленных бортов, но это неверный подход. В конверсию пошли только собранные по всей Украине «голуби мира» Ми-24Р, а пара Ми-24П была на «Авиаконе» модернизирована в украинский вариант Ми-24ПУ-1 и избежала жестокой «вивисекции» по южноафриканскому рецепту. Косвенно это подтверждают и американцы, посетившие Азербайджан в 2018 году и написавшие несколько статей в авиационной прессе о ВВС этой страны – они говорят о 9 имеющихся Ми-24G, хотя и эта цифра, как мы увидим дальше, весьма сомнительна.

Пуск ракеты Р-2В с азербайджанского Ми-24G c «зафотошопленным» бортовым номером.

Но прежде, чем перейдем к боевому составу 1-й вертолетной эскадрильи Армейской Авиации Азербайджана, должен сказать, что фото и видео материалов позволяющих идентифицировать азербайджанские Ми-24 в сети оказалось не так уж много, поэтому некоторые моменты все еще остаются неясными. Ну и нельзя не отдать должное шпиономании развившейся в Азербайджане в предверии Второй Карабахской войны – даже именитый азербайджанский фотограф Вугар Ибадов поганит свои профессиональные снимки авиации замазыванием номеров в фотошопе, что уж тогда говорить о малолетних «борцах с армянской агрессией» из Фейсбука, Инстаграмма и ВК? Особенно обидно, когда все многолетние усилия «домашней контрразведки» идут насмарку после одного фоторепортажа в каком-нибудь журнале вроде «Combat Aircraft» или «Lotniсtwo».

Рассмотрим боевой состав 1-й эскадрильи “Skywolf”, первая четверка (N300-303) однозначно идентифицируется как Ми-24G, причем эти вертолеты пришли в таком облике сразу с «Авиакона».

Ми-24G N300

Азербайджанские Ми-24G получили номера начинающиеся на «300»

Ми-24G N301

Второй борт соответственно – N301

Ми-24G N302

Президент и главнокомандующий Ильхам Алиев на фоне Ми-24G N302.

Ми-24G N303

Красивый снимок Ми-24G N303 летящего над центром Баку.

Надо сказать, что ход исполнения азербайджанско-украинско-ЮАРовского «контракта века» не совсем ясен – так как в дальнейшем встречаются «голуби мира» Ми-24Р в оригинальном виде на азербайджанской земле. Судя по новомодной черной краске и замене створки десантного отсека разведчика на стандартную, эти Ми-24Р прошли восстановительный ремонт в Конотопе, но по крайней мере первоначально не были модернизированы и летали в Азербайджане практически первозданном виде.

Ми-24Р N 304

Единственная фотография вертолета с N304, где можно определить его модификацию, взята откуда-то из соцсетей. Весело вздернутый пулемет ЯкБ на носу и отсутствие каких-либо намеков на аппаратуру наведения ПТУР, позволяет четко идентифицировать Ми-24Р украинской поставки с замененой створкой десантного отсека. Скорее всего он не был конверсирован в Ми-24G, по крайней мере фото-видео подтверждений такой модернизации пока не попадалось.

Ми-24Р/Ми-24G N 305

Вертолет с бортовым номером N305 получил печальную известность благодаря своему неудачному дебюту в азербайджанском наступлении на Карабах в апреле 2016. Интересно то, что  305-й “засветился” на фотографиях в Азербайджане в изначальном виде разведчика Ми-24Р.

Борт 305 летал в Азербайджане еще в облике «недовооруженного» разведчика Ми-24Р, но через какое-то время был конверсирован в Ми-24G.

 

На этом плохоньком скрине с видео, к сожалению, не видно был ли вертолет уже модернизирован.

Однако, к апрельскому наступлению 2016 года вертолет был конверсирован в Ми-24G, причем изображений его в в таком виде нет. При атаке на опорный пункт противника Ми-24G N305 был сбит армянским солдатом выстрелом в упор из РПГ. Экипаж из трех человек погиб.

 

Погибшие на Ми-24G N305 вертолетчики: майор Табриз Мустафазаде (Təbriz Mustafazadə), старший лейтенант Бакир Исмаилов (Bəkir İsmayılov), майор Урфан Вализаде (Urfan Vəlizadə).

Обломки Ми-24G N305
«Шарик» электронно-оптической системы Ми-24G, найденный армянами среди обломков сбитого вертолета

 

Бортовой регистратор сбитого вертолета с номером 305.

Ми-24Р N 306

Второй Ми-24Р, на который нет доказательств, что он был модернизирован в Ми-24G.

Ми-24Р N306 во время одного из парадов в Баку

Ми-24Р N 307

Этот вертолет точно прошел модернизацию в Ми-24G. В видео опубликованном в июне 2019 года в ангаре за спиной одного из авиатехников виден  его номер и, на другом кадре – модернизированный нос, к сожалению, даже приличный скрин где были бы видны одновременно нос и номер – сделать проблематично.

Ми-24Р N307, позже вертолет прошел модернизацию.
Азербайджанский Ми-24G N307 в ангаре в нелетном состоянии
На видеозаписи сделанной в июне 2019 Ми-24G N307 (на переднем плане) в ангаре авиабазы Кала. На других кадрах плохо, но виден его номер. Обращает на себя внимание, что все четыре мелькавших в репортаже Ми-24G в явно не летном состоянии – сняты лопасти несущего винта и 20-мм пушка

Следующая пара снова “ЮАРовские ночники” Ми-24G.
Ми-24G N308

N308 также первоначально летал в Азербайджане в качестве Ми-24Р
На этой фотографии N308 уже стал брутальным «Супер Хиндом». А вот дальний от фотографа N306 – все тот же старый добрый Ми-24Р.

На лето 2019 – Ми-24G N308 попал в кадр в нелетном состоянии на авиабазе Кала (со снятыми лопастями).

Ми-24G N309

Аналогично предыдущему, борт N309 также успел полетать как Ми-24Р, чему есть подтверждающая фотография и позже был конверсирован в Ми-24G.

Следующая пара – это модернизированные “Авиаконом”, по упрощенному украинскому варианту Ми-24ПУ-1. Из достойного упомянания там – установка прицельного комплекса и ПТУР “Барьер-В”. Особых внешних отличий от стандартного Ми-24П практически нет.

Ми-24ПУ-1 N 310

Один из двух закупленных на Украине Ми-24ПУ-1 получил бортовой N310

Ми-24ПУ-1 N 311

Когда-то Ми-24ПУ-1 N311 летал в стандартном камуфляже Конотопского «Авиакона»…
… но азербайджанская вертолетная мода безжалостна – «цвет боевого вертолета может быть любым, при условии, что он черный».

Итак. подводя итоги по теме азербайджанских Ми-24G и 1-й вертолетной эскадрильи ВВС Азербайджана. Несмотря на байки о 12 переделанных в эту модель Ми-24, это явно не так. Реально было закуплено 10 подлежащих модернизации разведчиков Ми-24Р, но как показывают фотографии последних лет, из этого количества модернизированы в Ми-24G, были минимум  восемь вертолетов (N300, 301, 302, 303, 305, 307, 308, 309). Вполне вероятно, что два оставшихся (N304 и N306) также все-таки были конверсированы, но, в таком случае, не попали на доступные фото-видео материалы.  С учетом того, что Ми-24G N305 был сбит противником в Карабахе, по факту на вооружении имеется 7-9 Ми-24G и два слегка модернизированных украинцами Ми-24ПУ-1 N310 и N311.

Стайка из пяти Ми-24G бороздит воздушные просторы Азербайджана.
Снова пятерка Ми-24G плюс один так и не модернизированный Ми-24Р N306.
В архиве автора нашлась плохонькая фотография всех «некошерных» Ми-24 1-й эскадрильи сразу – пара Ми-24ПУ-1 (N310 и N311) и тройка Ми-24Р (N304, N306 и N307). Дата снимка не известна.

В целом, же можно сказать, что в Азербайджане модернизация Ми-24 в «Супер Хинд», как говорится, не «взлетела». Если еще в 2013 году озвучивались идеи о модернизации всего наличного парка Ми-24 в это чудо украинско-юаровских технологий (а это еще примерно 20-25 вертолетов), то реально, в лучшем случае, “выработали” только партию специально закупленных «беспонтовых» Ми-24Р из 10 штук или даже ограничились 8 машинами. А позже Азербайджан вообще перешел к закупкам новейших Ми-35М прямо с завода.

Ми-24Gс нечитаемым с этого ракурса номером

К сожалению, каких-то внятных объяснений, почему заглохла эпопея с модернизацией Ми-24G – нет, можно лишь строить догадки. Возможно, все оказалось не очень хорошо с технической точки зрения, например, обзорностью, летными данными, надежностью или силовой нагрузкой на конструкцию вертолета. Возможно, эта модернизация обходится слишком дорого и проще купить новый Ми-35М с завода, чем модернизировать старье. Так или иначе, но, видимо, причина оказалась достаточно серьезной, раз проект полностью заглох.

Красивый кадр Ми-24G c “зафотошопленным” номером

Известно, что азербайджанские Ми-24G применялись в апрельских боях 2016 года, когда один из них (N305) был сбит противником. Вероятно, 2016 был последним годом активной эксплуатации этой модификации в азербайджанской авиации. Некоторое время они еще мелькали на земле в зачехленном виде. Летом 2019 года 4 Ми-24G, включая N307 и N308, были засняты в основном ангаре авиабазы Кала в явно не летном состоянии – не только со снятыми пушками, но и без лопастей несущего винта.

Азербайджанские Ми-24G в нелетном состоянии
Четыре полуразобраных Ми-24G в ангаре на авиабазе Кала. Сняты пушки и лопасти несущего винта. Что у них в будущем – ремонт или списание?

Ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35 Азербайджана, Ч-1.: 1 комментарий

  • 12.03.2019 в 23:14
    Permalink

    Хорватия — в мае-июне 1992 года, на вооружении Хорватии, несмотря на эмбарго, появилось 11 ударных вертолётов Ми-24Д и Ми-24В. Источник происхождения вертолётов неизвестен, однако предполагается, что хорваты приобрели их или у ФРГ, или у Украины. С вертолётов было снято вооружение, и из них была сформирована 1-я эскадрилья боевых вертолётов, где они использовались для транспортных перевозок. Однако уже в 1993 году Крокодилы вновь получили вооружение: пулемёты ЯкБ-12,7, НАР и ПТУР «Спираль». Один невооружённый Ми-24Д был переоборудован в спасательный, на нём установили лебёдку. Ещё один вертолёт был переоборудован в противолодочный, он получил возможность нести на подкрыльевых пилонах четыре торпеды Мк.44. И один Ми-24 был оснащён ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика. Ми-24 ВВС Хорватии принимали участие в боевых действиях против сербов, в ходе которых был потерян как минимум один вертолёт. В 2004 году, 29-я эскадрилья, в которой на тот момент находились все выжившие Ми-24, была расформирована, а Ми-24В были поставлены на хранение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *