Ми-35М Азербайджана – тайная жизнь ударных вертолетов. Ч-2
В первой части обзора азербайджанских боевых вертолетов семейства Ми-24 была рассмотрена 1-я эскадрилья Армейской Авиации ВВС и находящиеся на ее вооружении Ми-24G, Ми-24П и Ми-24Р.
После этого, было бы логичным, рассмотреть боевой состав 2-й эскадрильи Армейской Авиации, но, по определенным причинам, оставим эту эскадрилью на «сладкое». А сейчас ознакомимся с ударным компонентом «вторых ВВС» Азербайджана – авиацией Государственной Пограничной службы Азербайджана (DSX), благо она также была некоторое время вооружена боевыми вертолетами семейства Ми-24 в лице их самой совершенной модификации – Ми-35М.
В сентябре 2010 года Госпогранслужба Азербайджана подписала контракт с Россией о закупке 24 вертолетов Ми-35М, общей стоимостью 360 млн. USD.
Вертолеты производились на ОАО “Роствертол” в Ростове-на-Дону в конфигурации “изделие 558”. Ми-35М значительно усовершенствован по сравнению с более старыми модификациями – оснащен новой несущей системой, новым автоматом перекоса, втулкой несущего винта с эластомерными подшипниками, композитными лопастями и Х-образным рулевым винтом по типу Ми-28, более мощными двигателями ВК-2500-2 производства украинского “Мотор Сич”, укороченным крылом и неубирающимися шасси с усиленной аммортизацией.
Также на Ми-35М установлены гиростабилизированная обзорно-прицельная система ГОЭС-342 с телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером и пеленгатором, прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24, а также навигационная система КНЭИ-24.
Первые четыре машины были поставлены в Баку в декабре 2011 транспортником Ан-124 компании «Волга-Днепр». Видимо, чтобы подчеркнуть «невоенность» этих вертолетов они были заказаны в белом окрасе, напоминающий вертолеты летающие под «крышей» ООН.
Вторая четверка Ми-35М прибыла в Баку в апреле 2012. Но так как Армейская Авиация наслаждалась своими эффектными и модными полностью черными «Супер Хиндами» Ми-24G, командование пограничников не выдержало и следующую порцию Ми-35М заказали окрасить в темный, почти черно-зеленый цвет. Также потребовали перекрасить в уставной цвет и первую четверку – завод-изготовитель отправил бригаду маляров для перекраски белых вертолетов.
Штатно вертолет вооружен двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23 в носовой турели, ПТУР «Штурм» и блоками Б8В20 для 80-мм НУРС семейства С-8. Впрочем, по первости азербайджанские пограничники продемонстрировали большое разнообразие нетипичных для этой модификации подвесок – бомбы, пушечные контейнеры, и даже блоки УБ-32 и УБ-16 для малоэффективных 57-мм НУРС С-5. Скорее всего, ВВС Азербайджана поначалу сплавили им свои неликвиды доставшиеся еще из наследия Советского Союза.
В июне 2012 ростовские споттеры сфотографировали два азербайджанских Ми-35М из уже следующей, третьей поставки. Интересно, то, что вертолеты получили довольно таки нестандартные N207 и N208. Не совсем понятно, откуда взялись такие номера, возможно это была какая-то первоначальная идея ввести трехзначные номера. Но по факту Госпогранслужба ввела для своих вертолетов пятизначные номера, в частности Ми-35М получили диапазон N20101 – N20124. Вертолеты с N207 и N208 больше никогда не встречались на фото или видео – скорее всего их закрасили еще перед поставкой или сразу после нее.
В ноябре 2012 пришла очередная (4-я) четверка Ми-35М, теперь прямо на заводе стали наносить правильные бортовые номера.
В 2013 году поставки Ми-35М в Азербайджан замедлились, единственная 5-я партия вертолетов была отправлена в июне, к счастью, номера соответсвуют должным – N20117 – N20220.
В январе 2014 – последняя, 6-я порция вертолетов, после чего стороны подтвердили выполнение контракта в полном объеме.
Дата поставки | Количество |
Декабрь 2011 | 4 (белые, без номеров) |
Апрель 2012 | 4 (зеленые, 207, 208 – ?) |
Август 2012 | 4 (20109, 20110, 20111 и 20112) |
Ноябрь 2012 | 4 (20113, 20114, 20115 и 20116) |
Июнь 2013 | 4 (20117, 20118, 20119 и 20120) |
Январь 2014 | 4 (20121, 20122, 20123 и 20124) |
В 2012 году «информированные источники» сообщали, что Азербайджан не ограничился 24 Ми-35М для Госпогранслужбы, а заключил контракт на еще 12 таких вертолетов для Армейской Авиации. Однако, по факту, это был опцион, который так и не был реализован на практике по неизвестным причинам. Впрочем, это не помешало Армейской Авиации обзавестись такими вертолетами, но об этом ниже.
Стоит, наверное, вообще сказать о странной ситуации с авиацией Госпогранслужбы. Сразу же после заключения контракта с Россией на поставку Ми-35М, возникло стойкое ощущение, что формирование «второй Армейской Авиации» на базе хлипкой в тот момент структуры Пограничной Авиации не более чем «финт ушами» для сравнительно честного обхода договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Помнится, в конце 80-х Советский Союз также передавал целые дивизии флоту и внутренним войскам, чтобы вывести их из-под зачета ДОВСЕ. Возможно, что в своем бурном развитии азербайджанская Армейская Авиация стала приближаться к установленным этим договором квотам и, во избежании досужих пересудов, было принято решение о том, что вертолеты будут официально числиться за «мирными пограничниками».
Надо сказать, что первоначально пограничники действительно пытались как-то абсорбировать эту армаду вертолетов (кроме 24 Ми-35М, им еще закупили 20 Ми-17). Летчики ходили в правильной зеленой пограничной форме и даже участвовали в различных пограничных мероприятиях.
Но все-таки наличие 24 современных Ми-35М (фактически две полноценные эскадрильи) – оказалось слишком уж жирно для Госпогранслужбы. Особенно четко это стало ясно после того как армейцы вдоволь наигрались со своими «Супер Хиндами» Ми-24G и, без громких слов, похоронили идею дальнейшей модернизации своего вертолетного парка по типу Ми-24G, ограничившись буквально 8-10 машинами.
Понятно, что в такой ситуации Ми-35М для Армейской Авиации стали намного нужней и желанней. Новых вертолетов с завода, как планировалось, им не купили, поэтому пошел процесс то ли добровольной, то ли принудительной передачи Ми-35М «Второй Армейской Авиации» пограничников настоящей Армейской Авиации Военно-воздушных сил. К сожалению, похоже, что этот процесс никак не освещался азербайджанской прессе и подробностей пока нет. Не претендуя на то, что отсмотрел все доступные армейские видео и фото, все таки замечу, что, например, ни разу не видел первую четверку экс-белых Ми-35М в новом окрасе – по идее они должны были стать N20101 – N20104. А так как эти номера мне никогда не попадались – есть подозрение, что они вообще сразу были перекрашены в камуфляж и ушли в соседнее ведомство.
Уже на видео от 2015 года в огромном ангаре на авиабазе Кала вперемешку с «пограничными» Ми-35М стоят по крайней мере 4 камуфляжных Ми-35М Армейской Авиации. При этом летчиков-пограничников уже не видно – только армейцы.
Уже чисто по номерам на 2018 год миграцию Ми-35М в Армейскую Авиацию можно оценить минимум в 8 бортов. Более того, сейчас я бы поставил вопрос так – остались ли Ми-35М у пограничников вообще, и если – да, то сколько штук? Анализ доступных фото и видео источников, позволяет сделать вывод, что вероятнее всего и оставшиеся 16 темно-зеленых Ми-35М с пятизначной нумерацией уже переданы Армейской Авиации. Это подтверждают видео с учений, да и эволюция летной формы пилотов Ми-35М.
Итак, о какой «1-й эскадрилье Ми-35» идет речь? В общем-то можно придумать несколько версий, но самая достоверная на мой взгляд следующая – «1-я эскадрилья Skywolf» тихо и печально поставила свои грозные, но порядком подуставшие «Супер Хинды» на прикол, а сама постепенно пересела на Ми-35М. Можно предположить, что этот процесс постепенного перехода на Ми-35М шел уже начиная где-то с 2015 года. Как мы знаем в апреле 2016 вертолеты Ми-24G еще участвовали в боях и один был сбит, но существует также любительское видео ужасного качества, где можно разглядеть зеленые Ми-35М с пятизначными номерами, причем утверждается, что оно было снято «солдатами с новых азербайджанских позиций севернее села Талыш», при отражении армянской контратаки.
80-мм реактивные снаряды С-8 и блоки Б8В20 для их запуска, снятые перед парадом с Ми-35М N20119
Итак, подводя итоги этого обзора азербайджанских Ми-35М. Казалось бы широко освещавшаяся в прессе сделка о покупке 24 Ми-35 для азербайджанской Госпогранслужбы (DSX) на деле оказалась не такой уж и «прозрачной». Уже сам факт поставки пограничникам такого количества боевых вертолетов выглядит попыткой «отморозиться» от надоевшего всем договора ДОВСЕ . А уж часть дальнейшей их службы оказалась и вовсе покрыта информационным мраком. Например нельзя исключить, что первая четверка Ми-35М была сразу же втихаря передана Армейской Авиации. Можно практически со 100-процентной вероятностью утверждать, что сейчас уже все азербайжданские Ми-35М входят в состав именно Армейской Авиации, но вот сам ход этого процесса – когда и сколько вертолетов передавалось, увы, остался за кадром. Известно, что азербайджанские ВВС действительно отправили в отставку весь «зоопарк» Ми-24 состоявших на вооружении «1-й эскадрильи Skywolf», включая некогда модные «Супер Хинды» Ми-24G, и, вероятно, оба ее Ми-24ПУ-1, перевооружив эскадрилью на новые Ми-35М.
Теперь самое время заняться отодвинутой в сторону «2-й эскадрильей Ми-24»…