Ми-35М Азербайджана – тайная жизнь ударных вертолетов. Ч-2

В первой части обзора азербайджанских боевых вертолетов семейства Ми-24 была рассмотрена 1-я эскадрилья Армейской Авиации ВВС и находящиеся на ее вооружении Ми-24G, Ми-24П и Ми-24Р.

После этого, было бы логичным, рассмотреть боевой состав 2-й эскадрильи Армейской Авиации, но, по определенным причинам, оставим эту эскадрилью на «сладкое». А сейчас ознакомимся с ударным компонентом «вторых ВВС» Азербайджана – авиацией Государственной Пограничной службы Азербайджана (DSX), благо она также была некоторое время вооружена боевыми вертолетами семейства Ми-24 в лице их самой совершенной модификации – Ми-35М.

В сентябре 2010 года Госпогранслужба Азербайджана подписала контракт с Россией о закупке 24 вертолетов Ми-35М, общей стоимостью 360 млн. USD.

Вертолеты производились на ОАО “Роствертол” в Ростове-на-Дону в конфигурации “изделие 558”. Ми-35М значительно усовершенствован по сравнению с более старыми модификациями – оснащен новой несущей системой, новым автоматом перекоса, втулкой несущего винта с эластомерными подшипниками, композитными лопастями и Х-образным рулевым винтом по типу Ми-28, более мощными двигателями ВК-2500-2 производства украинского “Мотор Сич”, укороченным крылом и неубирающимися шасси с усиленной аммортизацией.

Сравнение пилотских кабин азербайджанских Ми-24G (слева) и Ми-35М (справа).

Также на Ми-35М установлены гиростабилизированная обзорно-прицельная система ГОЭС-342 с телевизионным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером и пеленгатором, прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24, а также навигационная система КНЭИ-24.

Первая четверка свеженьких Ми-35М в Баку.

Первые четыре машины были поставлены в Баку в декабре 2011 транспортником Ан-124 компании «Волга-Днепр». Видимо, чтобы подчеркнуть «невоенность» этих вертолетов они были заказаны в белом окрасе, напоминающий вертолеты летающие под «крышей» ООН.

Официальное представление новой авиатехники президенту Алиеву проводил командующий пограничными войсками генерал-лейтенант Эльчин Гулиев. Обратите внимание – форма летчиков весьма традиционного для пограничников зеленого цвета. Номеров у вертолетов еще нет.
Фотография белого Ми-35М с несколько экзотичным для этого вертолета вооружением – на внешние пилоны пограничники подвесили авиабомбы.

Вторая четверка Ми-35М прибыла в Баку в апреле 2012. Но так как Армейская Авиация наслаждалась своими эффектными и модными полностью черными «Супер Хиндами» Ми-24G, командование пограничников не выдержало и следующую порцию Ми-35М заказали окрасить в темный, почти черно-зеленый цвет. Также потребовали перекрасить в уставной цвет и первую четверку – завод-изготовитель отправил бригаду маляров для перекраски белых вертолетов.

Безномерные темно-зеленые Ми-35М второй партии на фоне белых Ми-35М.
На крайнем пилоне этого борта направляющие для современных ПТУР «Атака», а на внутреннем – блок УБ-16 для НУРС С-5.
Второй в линейке Ми-35М вблизи – пушка ГШ-23 в носовой турели, «шарик» обзорно-прицельной системы ГОЭС-342, система наведения ПТУР «Штурм». Довольно неожиданно – под укороченным крылом современного вертолета подвешены древние блоки УБ-32 и УБ-16 для 57-мм НУРС С-5.

Штатно вертолет вооружен двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23 в носовой турели, ПТУР «Штурм» и блоками Б8В20 для 80-мм НУРС семейства С-8. Впрочем, по первости азербайджанские пограничники продемонстрировали большое разнообразие нетипичных для этой модификации подвесок – бомбы, пушечные контейнеры, и даже блоки УБ-32 и УБ-16 для малоэффективных 57-мм НУРС С-5. Скорее всего, ВВС Азербайджана поначалу сплавили им свои неликвиды доставшиеся еще из наследия Советского Союза.

На внутренние крыльевые пилоны подвешены универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 – получился настоящий «Ганшип», способный обрушить на противника ливень 23-мм снарядов из трех двухствольных пушек ГШ-23Л.
Хотя держатели позволяют установить на вертолет 16 ПТУР «Атака», на практике известно не так много фотографий где были бы реально подвешены ракеты. Бортовой номер или еще не нанесен, или уже успешно «зафотошоплен».

В июне 2012 ростовские споттеры сфотографировали два азербайджанских Ми-35М из уже следующей, третьей поставки. Интересно, то, что вертолеты получили довольно таки нестандартные N207 и N208. Не совсем понятно, откуда взялись такие номера, возможно это была какая-то первоначальная идея ввести трехзначные номера. Но по факту Госпогранслужба ввела для своих вертолетов пятизначные номера, в частности Ми-35М получили диапазон N20101 – N20124. Вертолеты с N207 и N208 больше никогда не встречались на фото или видео – скорее всего их закрасили еще перед поставкой или сразу после нее.

В небе над Ростовом были замечены азербайджанские Ми-35М с нетипичными номерами 207 и 208.
На фотографиях в Баку этих номеров уже не было, похоже азербайджанцы передумали вводить эту систему номеров и, возможно, что их закрасили еще в РФ, а впоследствии перешли на пятизначную систему нумерации.

В ноябре 2012 пришла очередная (4-я) четверка Ми-35М, теперь прямо на заводе стали наносить правильные бортовые номера.

На хвостовой балке этого приготовленного к погрузке Ми-35М виден бортовой номер N20109. Споттер датирует снимок ноябрем 2012, то есть 4-й поставкой, хотя по логике в этой порции должны быть вертолеты с N20112 – N20116. В общем, какая-то путаница есть в наличии – то ли с датой фотографии, то ли с присвоением бортовых номеров.
Ми-35М N20112 – номер нанесен еще на заводе.

В 2013 году поставки Ми-35М в Азербайджан замедлились, единственная 5-я партия вертолетов была отправлена в июне, к счастью, номера соответсвуют должным – N20117 – N20220.

Борт N20117 в 5-й поставке.
Ми-35М N20120 готовят к погрузке

В январе 2014 – последняя, 6-я порция вертолетов, после чего стороны подтвердили выполнение контракта в полном объеме.

Последняя партия вертолетов оказалась хорошо отснята споттерами. В полете N20121
Ми-35М N20122
Ми-35М N20123
Завершающий контракт борт N20124 из последней 6-й партии
Дата поставки Количество
Декабрь 2011 4  (белые, без номеров)
Апрель 2012 4  (зеленые, 207, 208 – ?)
Август 2012 4  (20109, 20110, 20111 и 20112)
Ноябрь 2012 4  (20113, 20114, 20115 и 20116)
Июнь 2013 4  (20117, 20118, 20119 и 20120)
Январь 2014 4  (20121, 20122, 20123 и 20124)

В 2012 году «информированные источники» сообщали, что Азербайджан не ограничился 24 Ми-35М для Госпогранслужбы, а заключил контракт на еще 12 таких вертолетов для Армейской Авиации. Однако, по факту, это был опцион, который так и не был реализован на практике по неизвестным причинам. Впрочем, это не помешало Армейской Авиации обзавестись такими вертолетами, но об этом ниже.

Скрин с видео запечатлевший Ми-35М N20107

Стоит, наверное, вообще сказать о странной ситуации с авиацией Госпогранслужбы. Сразу же после заключения контракта с Россией на поставку Ми-35М, возникло стойкое ощущение, что формирование «второй Армейской Авиации» на базе хлипкой в тот момент структуры Пограничной Авиации не более чем «финт ушами» для сравнительно честного обхода договора об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Помнится, в конце 80-х Советский Союз также передавал целые дивизии флоту и внутренним войскам, чтобы вывести их из-под зачета ДОВСЕ. Возможно, что в своем бурном развитии азербайджанская Армейская Авиация стала приближаться к установленным этим договором квотам и, во избежании досужих пересудов, было принято решение о том, что вертолеты будут официально числиться за «мирными пограничниками».

Надо сказать, что первоначально пограничники действительно пытались как-то абсорбировать эту армаду вертолетов (кроме 24 Ми-35М, им еще закупили 20 Ми-17). Летчики ходили в правильной зеленой пограничной форме и даже участвовали в различных пограничных мероприятиях.

Октябрь 2012 – президент Алиев на открытии крупного гарнизона пограничников в Евлахе на фоне Ми-35М N20105.
Обратите внимание на новую форму летчиков – блеклый хаки, отличающийся от цвета комбезов Армейской Авиации.
1 августа 2012 – Ильхам Алиев знакомится с техникой пограничных войск в Ленкорани. На заднем плане борт N20108.

Но все-таки наличие 24 современных Ми-35М (фактически две полноценные эскадрильи) – оказалось слишком уж жирно для Госпогранслужбы. Особенно четко это стало ясно после того как армейцы вдоволь наигрались со своими «Супер Хиндами» Ми-24G и, без громких слов, похоронили идею дальнейшей модернизации своего вертолетного парка по типу Ми-24G, ограничившись буквально 8-10 машинами.

Судя по комбезу и эмблеме на летном шлеме – пилот из Госпогранслужбы Азербайджана

Понятно, что в такой ситуации Ми-35М для Армейской Авиации стали намного нужней и желанней. Новых вертолетов с завода, как планировалось, им не купили, поэтому пошел процесс то ли добровольной, то ли принудительной передачи Ми-35М «Второй Армейской Авиации» пограничников настоящей Армейской Авиации Военно-воздушных сил. К сожалению, похоже, что этот процесс никак не освещался азербайджанской прессе и подробностей пока нет. Не претендуя на то, что отсмотрел все доступные армейские видео и фото, все таки замечу, что, например, ни разу не видел первую четверку экс-белых Ми-35М в новом окрасе – по идее они должны были стать N20101 – N20104. А так как эти номера мне никогда не попадались – есть подозрение, что они вообще сразу были перекрашены в камуфляж и ушли в соседнее ведомство.

Уже на видео от 2015 года в огромном ангаре на авиабазе Кала вперемешку с «пограничными» Ми-35М стоят по крайней мере 4 камуфляжных Ми-35М Армейской Авиации. При этом летчиков-пограничников уже не видно – только армейцы.

Уже чисто по номерам на 2018 год миграцию Ми-35М в Армейскую Авиацию можно оценить минимум в 8 бортов. Более того, сейчас я бы поставил вопрос так – остались ли Ми-35М у пограничников вообще, и если – да, то сколько штук? Анализ доступных фото и видео источников, позволяет сделать вывод, что вероятнее всего и оставшиеся 16 темно-зеленых Ми-35М с пятизначной нумерацией уже переданы Армейской Авиации. Это подтверждают видео с учений, да и эволюция летной формы пилотов Ми-35М.

Эволюция летной формы пилотов Ми-35М – вначале настоящие «зеленые» понгранцы с буквами DSX на спине, но запасы этой формы, видимо были небольшие, ее скоро сменила новая форма пилотов-пограничников – блеклый хаки. А вот эти ребята, уже не имеют отношения к пограничникам … И это не случайный снимок армейских пилотов на фоне «пограничных» Ми-35М – в последние пару лет появилось множество таких фото и видео.
Эмблемы пилотов поближе – «Ми-35 – 1-я эскадрилья» и «Военная Авиация – Армейская Авиация».

Итак, о какой «1-й эскадрилье Ми-35» идет речь? В общем-то можно придумать несколько версий, но самая достоверная на мой взгляд следующая – «1-я эскадрилья Skywolf» тихо и печально поставила свои грозные, но порядком подуставшие «Супер Хинды» на прикол, а сама постепенно пересела на Ми-35М. Можно предположить, что этот процесс постепенного перехода на Ми-35М шел уже начиная где-то с 2015 года. Как мы знаем в апреле 2016 вертолеты Ми-24G еще участвовали в боях и один был сбит, но существует также любительское видео ужасного качества, где можно разглядеть зеленые Ми-35М с пятизначными номерами, причем утверждается, что оно было снято «солдатами с новых азербайджанских позиций севернее села Талыш», при отражении армянской контратаки.

80-мм реактивные снаряды С-8 и блоки Б8В20 для их запуска, снятые перед парадом с Ми-35М N20119
Ми-35М N20109, N20110, N20115 на параде в Баку
На бакинском параде 26 июня 2018 ударные вертолеты образовали в небе цифру «100» в честь 100-летия первой независимости Азербайджана. «Единицу» составили 5 штук Ми-24В, а оба «нолика» – по 8 современных Ми-35М. Итого в небе 16 таких вертолетов, их легко отличить по неубирающимся шасси.

Итак, подводя итоги этого обзора азербайджанских Ми-35М. Казалось бы широко освещавшаяся в прессе сделка о покупке 24 Ми-35 для азербайджанской Госпогранслужбы (DSX) на деле оказалась не такой уж и «прозрачной». Уже сам факт поставки пограничникам такого количества боевых вертолетов выглядит попыткой «отморозиться» от надоевшего всем договора ДОВСЕ . А уж часть дальнейшей их службы оказалась и вовсе покрыта информационным мраком. Например нельзя исключить, что первая четверка Ми-35М была сразу же втихаря передана Армейской Авиации. Можно практически со 100-процентной вероятностью утверждать, что сейчас уже все азербайжданские Ми-35М входят в состав именно Армейской Авиации, но вот сам ход этого процесса – когда и сколько вертолетов передавалось, увы, остался за кадром. Известно, что азербайджанские ВВС действительно отправили в отставку весь «зоопарк» Ми-24 состоявших на вооружении «1-й эскадрильи Skywolf», включая некогда модные «Супер Хинды» Ми-24G, и, вероятно, оба ее Ми-24ПУ-1, перевооружив эскадрилью на новые Ми-35М.

Теперь самое время заняться отодвинутой в сторону «2-й эскадрильей Ми-24»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *