Яндекс.Метрика

Индийские вертолеты Cheetal в Афганистане

Роль Индии в поддержании боеспособности парка афганских ударных вертолетов Ми-24 за счет поставки этой стране бывших индийских бортов — достаточно известна. Гораздо хуже освещен другой вопрос — поставка трех высотных вертолетов производства индийской компании HAL. Хотя о самом факте такой поставки сообщалось, вертолеты Cheetal в Афганистане, что называется, «растворились» в информационном вакууме, практически не оставив никаких следов своей службы в ВВС этой страны.

Традиционно Индия имела определенные интересы в Афганистане и эта дружба основывалась на общем враге — Пакистане. О трех индо-пакистанских войнах знают все, а вот о том что Афганистан и Пакистан имеют неурегулированный пограничный спор, известно меньше. Де факто, границей является прочерченная англичанами «линия Дюранда», но юридически она странами не признана и не особо их устраивает. Так что основой отношений Индии и Афганистана является принцип — «враг моего врага — мой друг».

В свое время индусы вполне дружески относились к просоветской Демократической Республике Афганистан. Проблемой для индусов был Исламский Эмират Афганистан, который создал вскормленный пакистанской разведкой Талибан, но эту проблему на два прошедших десятилетия решили американцы, снеся режим исламистов и создав подконтрольную себе Исламскую Республику Афганистан.

В рамках налаживания добрососедских отношений с новыми властями в Кабуле, в 2014 году Индия приняла решение передать Афганистану три вертолета HAL Cheetal. Эти вертолеты являются производным от широко распространенного вертолета HAL Cheetah (лицензионная версия французского Aerospatiale SA-315 Alouette-II). В отличии от массового Cheetah, оснащенного старым двигателем Artouse IIIB мощностью 550 л.с., вариант Cheetal получил современный и экономичный двигатель Turbomeca TM333-2M2 мощностью 1100 л.с. (820 kW).

Уменьшенный расход топлива позволил увеличить продолжительность полета до 4 часов и дальность до 640 км, а возросшая в два раза мощность — поднять высотность вертолета до внушительных 7500 метров над уровнем моря. Впрочем, как обычно, эта цифра рекламная — груз весом 90 кг Cheetal может доставить на точку в 6000 метров. Ну и надо понимать, что во всем остальном Cheetal остался все тем же SA-315 Alouette-II архаичного вида прямиком из 60-х годов прошлого века.

HAL Cheetal for Afghanistan
Вертолеты Cheetal индийского производства во время торжественной передачи ВВС Афганистана

9 апреля 2015 года три невооруженных вертолета прибыли в Афганистан на борту коммерческого транспортного самолета. К 15 апреля HAL Cheetal были облетаны представителями фирмы-производителя и переданы ВВС Афганистана в ходе церемонии. По большому счету, единственная широко известная и легко гуглящаяся фотография афганских Cheetal как раз и была в статье об их передаче ВВС Афганистана. Всего же удалось на форумах и в соцсетях найти еще только несколько фото этих вертолетов в Афганистане. По фотографиям видно, что вертолеты получили номера 601, 602 и 603.

Вертолет Cheetal в Кабуле
Индийский механик позирует перед подготовленным к ознакомительному полету афганским Cheetal. Кроме пилотов в кабине представитель Минобороны и правительства Афганистана, а также индийский дипломат.
Вертолеты Cheetal в Афганистане
Какой-то американец сфотографировался на фоне афганского Cheetal в ангаре
Afghanistan Air Force HAL Cheetal N602 over Kabul airport
Споттерский снимок афганского HAL Cheetal N602 в полете над полосой Кабульского аэропорта

Собственно, на этом вся сколько-нибудь достоверная информация об индийских машинах в афганской авиации и заканчивается. Однако из найденных фотографий можно сделать вывод, что вертолеты Cheetal в Афганистане реально применялись, в том числе для обеспечения боевых действий в горах. Хотя индийские вертолеты теоретически могут оснащаться пулеметными контейнерами, в Афганистан они поставлялись без оружия и, судя по всему, на месте не вооружались.

Afghanistan Air Force HAL Cheetal N601 at service
Афганский HAL Cheetal N601 в ходе строевой службы. Если приглядеться, за двигателем вертолета сквозь ферму хвостовой балки просматривается рулевой винт второго такого же вертолета.
Afghan Special Forces near HAL Cheetah of Afghanistan Air Force
Афганские коммандос около вертолета Cheetal в горах

Были обоснованные опасения, что после того, как Соединенные Штаты начали широкомасштабные поставки в Афганистан MD530F Cayuse Warrior, три «несчастных» индийских вертолета были поставлены на прикол, так как о них нигде и ничего не сообщалось. Однако пара фотографий в Твиттере бывшего министра внутренних дел с подписью «Военно-воздуные силы Афганистана… Я рад, что провел с ним час сегодня», датированная 20.01.2021 доказывает, что они все-таки оставались в строю.

Afghanistan Air force HAL Cheetal
Бывший министр внутренних дел Афганистана в кабине HAL Cheetal
HAL Cheetal at Afghanistan
Афганский HAL Cheetal на авиабазе. Второе фото афганского Cheetal , датируемое 20 января 2021

Нашлось также еще два изображения афганского Cheetal в Кабуле, датированные июнем 2021. Причем на одном из них виден бортовой номер 602.

HAL Cheetal Afghan Air Force at June 2021
HAL Cheetal ВВС Афганистана, июнь 2021.
Афганский Читал номер 601 в Кабуле, июнь 2021
На этом изображении афганского HAL Cheetal виден бортовой номер 602, Кабул, июнь 2021

В августе 2021 Исламская Республика Афганистан рухнула под натиском Талибана, который без боя занял Кабул еще до выхода американских войск. После быстрого коллапса проамериканского правительства в Кабуле талибам досталось много авиатехники и постепенно она попадает на фото и видео. В октябре 2021 вышел репортаж Аль-Джазиры из кабульского аэропорта о восстановлении талибами афганской авиации. Среди прочего на видеокадрах мелькнули два Cheetal, которые пытаются отремонтировать перешедшие на сторону талибов авиатехники.

HAL Cheetal достались талибам
Скриншот из репортажа Аль-Джазиры из кабульского аэропорта с парой пертолетов HAL Cheetal

При бегстве из Кабула американские военные выводили из строя авиатехнику всеми доступными им средствами типа ломов и топоров. В репортаже один из инженеров на фоне вертолета Cheetal говорит, о том что часть проводки удалось восстановить, но еще не всю и двигатель не заводится. И он надеется в течении двух дней решить проблему.

Следы вандализма на афганском Cheetal
Кабина одного из афганских Cheetal крупным планом — видны результаты «работы» американцев при бегстве из Кабула — разбитое остекление кабины и перерубленная проводка

В свете этого репортажа нельзя исключить, что история службы индийских высотных вертолетов HAL Cheetal в Афганистане еще не окончена. Если инженерам и техникам удастся востановить их, мы имеем шанс увидеть их в полете с опознавательными знаками Исламского Эмирата Афганистан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.