Индийские вертолеты Cheetal в Афганистане
Роль Индии в поддержании боеспособности парка афганских ударных вертолетов Ми-24 за счет поставки этой стране бывших индийских бортов – достаточно известна. Гораздо хуже освещен другой вопрос – поставка трех высотных вертолетов производства индийской компании HAL. Хотя о самом факте такой поставки сообщалось, вертолеты Cheetal в Афганистане, что называется, “растворились” в информационном вакууме, практически не оставив никаких следов своей службы в ВВС этой страны.
Традиционно Индия имела определенные интересы в Афганистане и эта дружба основывалась на общем враге – Пакистане. О трех индо-пакистанских войнах знают все, а вот о том что Афганистан и Пакистан имеют неурегулированный пограничный спор, известно меньше. Де факто, границей является прочерченная англичанами “линия Дюранда”, но юридически она странами не признана и не особо их устраивает. Так что основой отношений Индии и Афганистана является принцип – “враг моего врага – мой друг”.
В свое время индусы вполне дружески относились к просоветской Демократической Республике Афганистан. Проблемой для индусов был Исламский Эмират Афганистан, который создал вскормленный пакистанской разведкой Талибан, но эту проблему на два прошедших десятилетия решили американцы, снеся режим исламистов и создав подконтрольную себе Исламскую Республику Афганистан.
В рамках налаживания добрососедских отношений с новыми властями в Кабуле, в 2014 году Индия приняла решение передать Афганистану три вертолета HAL Cheetal. Эти вертолеты являются производным от широко распространенного вертолета HAL Cheetah (лицензионная версия французского Aerospatiale SA-315 Alouette-II). В отличии от массового Cheetah, оснащенного старым двигателем Artouse IIIB мощностью 550 л.с., вариант Cheetal получил современный и экономичный двигатель Turbomeca TM333-2M2 мощностью 1100 л.с. (820 kW).
Уменьшенный расход топлива позволил увеличить продолжительность полета до 4 часов и дальность до 640 км, а возросшая в два раза мощность – поднять высотность вертолета до внушительных 7500 метров над уровнем моря. Впрочем, как обычно, эта цифра рекламная – груз весом 90 кг Cheetal может доставить на точку в 6000 метров. Ну и надо понимать, что во всем остальном Cheetal остался все тем же SA-315 Alouette-II архаичного вида прямиком из 60-х годов прошлого века.
9 апреля 2015 года три невооруженных вертолета прибыли в Афганистан на борту коммерческого транспортного самолета. К 15 апреля HAL Cheetal были облетаны представителями фирмы-производителя и переданы ВВС Афганистана в ходе церемонии. По большому счету, единственная широко известная и легко гуглящаяся фотография афганских Cheetal как раз и была в статье об их передаче ВВС Афганистана. Всего же удалось на форумах и в соцсетях найти еще только несколько фото этих вертолетов в Афганистане. По фотографиям видно, что вертолеты получили номера 601, 602 и 603.
Собственно, на этом вся сколько-нибудь достоверная информация об индийских машинах в афганской авиации и заканчивается. Однако из найденных фотографий можно сделать вывод, что вертолеты Cheetal в Афганистане реально применялись, в том числе для обеспечения боевых действий в горах. Хотя индийские вертолеты теоретически могут оснащаться пулеметными контейнерами, в Афганистан они поставлялись без оружия и, судя по всему, на месте не вооружались.
Были обоснованные опасения, что после того, как Соединенные Штаты начали широкомасштабные поставки в Афганистан MD530F Cayuse Warrior, три “несчастных” индийских вертолета были поставлены на прикол, так как о них нигде и ничего не сообщалось. Однако пара фотографий в Твиттере бывшего министра внутренних дел с подписью “Военно-воздуные силы Афганистана… Я рад, что провел с ним час сегодня”, датированная 20.01.2021 доказывает, что они все-таки оставались в строю.
Нашлось также еще два изображения афганского Cheetal в Кабуле, датированные июнем 2021. Причем на одном из них виден бортовой номер 602.
В августе 2021 Исламская Республика Афганистан рухнула под натиском Талибана, который без боя занял Кабул еще до выхода американских войск. После быстрого коллапса проамериканского правительства в Кабуле талибам досталось много авиатехники и постепенно она попадает на фото и видео. В октябре 2021 вышел репортаж Аль-Джазиры из кабульского аэропорта о восстановлении талибами афганской авиации. Среди прочего на видеокадрах мелькнули два Cheetal, которые пытаются отремонтировать перешедшие на сторону талибов авиатехники.
При бегстве из Кабула американские военные выводили из строя авиатехнику всеми доступными им средствами типа ломов и топоров. В репортаже один из инженеров на фоне вертолета Cheetal говорит, о том что часть проводки удалось восстановить, но еще не всю и двигатель не заводится. И он надеется в течении двух дней решить проблему.
В свете этого репортажа нельзя исключить, что история службы индийских высотных вертолетов HAL Cheetal в Афганистане еще не окончена. Если инженерам и техникам удастся востановить их, мы имеем шанс увидеть их в полете с опознавательными знаками Исламского Эмирата Афганистан.