Яндекс.Метрика

Индийские вертолеты Cheetal в Афганистане

Роль Индии в поддержании боеспособности парка афганских ударных вертолетов Ми-24 за счет поставки этой стране бывших индийских бортов – достаточно известна. Гораздо хуже освещен другой вопрос – поставка трех высотных вертолетов производства индийской компании HAL. Хотя о самом факте такой поставки сообщалось, вертолеты Cheetal в Афганистане, что называется, “растворились” в информационном вакууме, практически не оставив никаких следов своей службы в ВВС этой страны.

Традиционно Индия имела определенные интересы в Афганистане и эта дружба основывалась на общем враге – Пакистане. О трех индо-пакистанских войнах знают все, а вот о том что Афганистан и Пакистан имеют неурегулированный пограничный спор, известно меньше. Де факто, границей является прочерченная англичанами “линия Дюранда”, но юридически она странами не признана и не особо их устраивает. Так что основой отношений Индии и Афганистана является принцип – “враг моего врага – мой друг”.

В свое время индусы вполне дружески относились к просоветской Демократической Республике Афганистан. Проблемой для индусов был Исламский Эмират Афганистан, который создал вскормленный пакистанской разведкой Талибан, но эту проблему на два прошедших десятилетия решили американцы, снеся режим исламистов и создав подконтрольную себе Исламскую Республику Афганистан.

В рамках налаживания добрососедских отношений с новыми властями в Кабуле, в 2014 году Индия приняла решение передать Афганистану три вертолета HAL Cheetal. Эти вертолеты являются производным от широко распространенного вертолета HAL Cheetah (лицензионная версия французского Aerospatiale SA-315 Alouette-II). В отличии от массового Cheetah, оснащенного старым двигателем Artouse IIIB мощностью 550 л.с., вариант Cheetal получил современный и экономичный двигатель Turbomeca TM333-2M2 мощностью 1100 л.с. (820 kW).

Уменьшенный расход топлива позволил увеличить продолжительность полета до 4 часов и дальность до 640 км, а возросшая в два раза мощность – поднять высотность вертолета до внушительных 7500 метров над уровнем моря. Впрочем, как обычно, эта цифра рекламная – груз весом 90 кг Cheetal может доставить на точку в 6000 метров. Ну и надо понимать, что во всем остальном Cheetal остался все тем же SA-315 Alouette-II архаичного вида прямиком из 60-х годов прошлого века.

HAL Cheetal for Afghanistan
Вертолеты Cheetal индийского производства во время торжественной передачи ВВС Афганистана

9 апреля 2015 года три невооруженных вертолета прибыли в Афганистан на борту коммерческого транспортного самолета. К 15 апреля HAL Cheetal были облетаны представителями фирмы-производителя и переданы ВВС Афганистана в ходе церемонии. По большому счету, единственная широко известная и легко гуглящаяся фотография афганских Cheetal как раз и была в статье об их передаче ВВС Афганистана. Всего же удалось на форумах и в соцсетях найти еще только несколько фото этих вертолетов в Афганистане. По самой лучшей из них, вынесенной в начало материала, известен номер одного из вертолетов – “603”, логично предположить, что два остальных имели номера “601” и “602”.

Вертолет Cheetal в Кабуле
Индийский механик позирует перед подготовленным к ознакомительному полету афганским Cheetal. Кроме пилотов в кабине представитель Минобороны и правительства Афганистана, а также индийский дипломат.
Вертолеты Cheetal в Афганистане
Какой-то американец сфотографировался на фоне афганского Cheetal в ангаре

Собственно, на этом вся сколько-нибудь достоверная информация об индийских машинах в афганской авиации и заканчивается. Однако из найденных фотографий можно сделать вывод, что вертолеты Cheetal в Афганистане реально применялись, в том числе для обеспечения боевых действий в горах. Хотя индийские вертолеты теоретически могут оснащаться пулеметными контейнерами, в Афганистан они поставлялись без оружия и, судя по всему, на месте не вооружались.

Afghan Special Forces near HAL Cheetah of Afghanistan Air Force
Афганские коммандос около вертолета Cheetal в горах

После того, как Соединенные Штаты начали широкомасштабные поставки в Афганистан MD530F Cayuse Warrior, о трех “несчастных” индийских вертолетах уже никто не вспоминал и судьба афганских Cheetal на данный момент покрыта мраком неизвестности – не понятно были ли у них потери, встали они на прикол из-за нехватки запчастей или все еще находятся в эксплуатации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *