Война на Украине

Потери украинских Су-24 в войне с Россией

Потери украинских Су-24 в войне с Россией. Предыдущий материал об украинских Су-24 был выложен в самом начале мая 2022 и с тех пор появились как новые потери, так и уточнения по уже известным ранее потерянным самолетам и летчикам.

Как стало известно, первую потерю 7-я Бригада Тактической авиации понесла 24 февраля. В этот день российские войска произвели вертолетный десант на аэродром в Гостомеле. Украинские военные сообщали, что бомбардировщики Су-24М нанесли удар по занятому аэродрому и это подтверждалось российскими десантниками. Был также еще по крайней мере один удар украинских Су-24М. В одном из этих налетов первого дня войны был сбит бомбардировщик Су-24М N20 заводской 1341605, который пилотировал майор Дмитрий Куликов. Он, как и штурман майор Николай Савчук, погибли. Нашли летчиков только в марте, вероятно после отхода российской армии из тех мест.

Ukraine Air Force Su-24M shot down 24 february 2022 crew major Dmitry Kulikov and major Nikolai Savchuk, killed in action
Погибшие в первый день войны, 24 февраля 2022, майоры Куликов и Савчук. Умелец -дизайнер 7-й БрТА как сумел изобразил  борт Су-24М N20, но для “широкой общественности” слой Фотошопа с номером убран, а сам плакат обрезан снизу, чтобы не вошел заводской номер самолета и место его потери.
Могила Дмитрия Куликова с макетом Су-24М и его бортовым номером
То, что Су-24М N20 “покинул чат” в начале войны, в целом, было понятно. Однако, окончательный ответ с датой его потери дало видео каменного (!!!) макета на могиле одного из погибших на нем летчиков

Российские войска с разных направлений наступали на Киев и украинская авиация пыталась ударами с воздуха остановить их. 27 февраля был сбит Су-24М N77 sn 1041653, который упал в Березовке Бучанского района Киевской области. Украинский экипаж погиб в полном составе – пилот заместитель комэска майор Руслан Белоус и штурман капитан Роман Довгалюк.

Ukraine Air Force Su-24M shot down 27 february 2022 crew major Ruslan Belous and major Roman Dongalyk killed in action
Утекший в сеть не обрезанный плакат с погибшими 27 февраля майорами Русланом Белоусом и Романом Довгалюком, в отличие от официально опубликованных позже, на этом варианте не обрезана нижняя часть, указан бортовой и серийный номер, место и дата гибели экипажа.
Ukraine Air Force Su-24M shot down 27 february 2022 crew major Ruslan Belous and major Roman Dongalyk killed in action
Падение украинского Су-24М сбитого 27 февраля вызвало пожар в Березовке, обгоревшая офицерская книжка одного из летчиков
Ukraine Air Force Su-24M shot down 27 february 2022
Су-24М N77 sn 1041653 сбитый 27 февраля.

1 марта 2022 Повитряны Силы лишились очередного Су-24М, экипаж которого катапультировался, получив травмы. Об этом эпизоде практически нет никакой информации – ни номера борта, ни фамилий экипажа. Из сообщений местной украинской прессы известно, что  в 6-50 утра в районе села Красеновка  Черкасской области “зазнав аварії літак ЗСУ, жертв немає, пілоти катапультувались, їм надана необхідна допомога”.

Через полтора года в судебной системе Украины нашлось подтверждение, что речь идет о Су-24М: “01 марта 2022 г. вероятно представителями подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств РФ совершено вооруженное нападение с применением ракетного оружия на военный самолет ВС Украины, в результате которого в с. Красеневка Золотоношского района Черкасской области нарушена территориальная целостность Украины, военнослужащие ВС Украины ОСОБА_5 и ОСОБА_6 получили телесные повреждения, были нанесены разрушения гражданской инфраструктуре Украины и уничтожен военный самолет ВСУ СУ-24М, бортовой номер НОМЕР_1.”

С началом войны в 7-ю БрТА потянулись бывшие летчики этой бригады. Полковник Николай Коваленко, бывший командир 7-й БрТА, последние годы работал заместителем начальника Харьковского национального университета воздушных сил (ХНУПС). Будучи в Житомире, уже через несколько часов приехал в Староконстантинов. Аналогично, в первый же день войны в военкомат пришел бывший штурман Су-24, капитан Евгений Казимиров, который 10 лет назад ушел из авиации. Видимо, с боеготовыми экипажами в 7-й БрТА была некоторая напряженка и вскоре новый экипаж пошел в бой.

Сколько они отлетали не известно, но вылет 2 марта оказался последним. По данным местных жителей украинский бомбардировщик был сбит российскими истребителями и упал в лес около села Довбыш Житомирской области. Оба летчика погибли.

Ukraine Air force Su-24M crew lost his lifes 2 march 2022 - col Kovalenko and capt Kazimirov
Погибший 2 марта 2022 экипаж из бывших летчиков 7-й БрТА – полковник Николай Коваленко и капитан Евгений Казимиров. Обращает на себя корявый фотошоп лица Казимирова к мундиру капитана Повитряных сил

9 марта 2022 был сбит  бомбардировщик Су-24М N26 sn 1341606 из состава 7-й БрТА.  Около 11 часов в районе города Лебедин бомбардировщик был поражен в левый двигатель зенитной ракетой (очевидно ПЗРК). При возвращении на аэродром базирования самолет потерял управление и упал в пруд на территории села Иваньки Уманьского района Черкасской области. Экипаж катапультировался, жертв и разрушений на земле не было.

Ukrainian bomber Su-24M N26 was shot down 2022-03-09 and fell at Ivanki, Cherkassy distrikt. Crew - OK
Сбитый 9 марта 2022 и упавший в пруд в селе Иваньки Су-24М N26

Уголовное дело против удачливого, но так и неустановленного, стрелка ПВО российской армии длиться до сих пор:

Следующую потерю 7-я БрТА понесла 12 марта 2022, когда при нанесении авиационного удара по российским войскам около села Беляевка Бериславского района Херсонской области был сбит очередной Су-24М. По словам местных жителей украинский бомбардировщик шел на малой высоте когда его поразила ракета и экипаж катапультироваться не успел. Пилотировал самолет подполковник Валерий Ошкало, штурманом был майор Роман Чехун. Подполковник Ошкало был в отставке с 2005 года, но в 2014 году вернулся повоевать на Донбассе и занимал различные руководящие должности в 7-й БрТА. За войну на Донбассе в 2014 получил орден. Погибший штурман майор Чехун также был активным участником войны 2014 года, осенью 2021 вышел в отставку и, в качестве гражданского служащего, обучался в Турции на Байрактары. 25 февраля вернулся на службу, 8 марта восстановился после трехмесячного перерыва в полетах и через четыре дня погиб.

Ukraine Air Force Su-24M shot down 12 March 2022 crew lt. col. Oshkalo and major Roman Chehun killed in action
Подполковник Валерий Ошкало и майор Роман Чехун погибшие 12 марта 2022, когда их Су-24М был сбит в Херсонской области
Underwing fuel tank from ukrainian Su-24M N82.
Подвесной топливный бак Су-24 лежащий на земле вместе с вырванным из крыла держателем – явное свидетельство, что полет украинского Су-24М N82 закончился не штатно. Судя по растительности весна 2022, но точной привязки ни к дате, ни к месту, ни к экипажу – нет.

21 марта 2022 в Покровском районе Запорожской области был сбит очередной самолет 7-й БрТА. Штурману самолета капитану Александру Корнейчуку удалось катапультироваться, пилоту майору Вячеславу Ходаковскому высоты не хватило. Несмотря на то, что Ходаковский был разведчиком, погиб он на бомбардировщике Су-24М при нанесении удара по российской бронетехнике (в интервью комбриг 7-й БрТА подтверждал, что пилоты-разведчики переходили на бомбардировщики).

Ukraine Air Force Su-24 pilot Major Hodakovsky killed in action 21 March 2022, navigator capt Korneichuk ejected safely
Погибший 21 марта 2022 майор Ходаковский

В видео интервью комбриг Булацик также упоминает, что экипаж Ходаковский-Корнейчук до этого уже один раз был подбит ракетой, но успешно сел на аэродроме рассредоточения. Из-за невозможности ремонта на месте, после экипаж перегнал поврежденный самолет на базу в Староконстантинов

Майор Ходаковский около украинского самолета-разведчика Су-24МР N60
Майор Вячеслав Ходаковский на фоне разведчика Су-24МР N60

На следующий день, 22 марта 2022, в районе Сулиговки Изюмского района Харьковской области был сбит Су-24М N49 sn 1141601, который пилотировал майор Алексей Коваленко. Пилот погиб и был похоронен на месте, а штурману Сергею Вербицкому удалось катапультироваться и выйти к своим. Коваленко был заместителем командира эскадрильи, участником войны на Донбассе в 2014. Это был 13-й боевой вылет экипажа в ходе войны.

Ukraine Air Force Su-24M N49 pilot Major Kovalenko killed in action 22 March 2022, unknown navigator ejected safely
Однофамилец бывшего комбрига, майор Алексей Коваленко, погиб через 20 дней после полковника Николая Коваленко. Самолет упал 22 марта около Сулиговки в Изюмском районе.

Так как обломки самолета лежали на занятой российскими войсками территории они были отсняты. Серийный номер самолета определили по обломкам, из чего уже стал известен и бортовой номер. Кроме того, вдова пилота за свой счет установила в городке скамейку табличкой и изображением самолета Коваленко, также с бортовым номером.

Air Force of Ukraine Su-24M N49 sn 1341606 wrecks
Обломки сбитого 22 марта 2022 Су-24М N49 sn 1141601
Major Alexey Kovalenko and his Su-24M N49 memorial plaque
Скамейка с табличкой посвященная майору А. Коваленко с силуэтом Су-24М выбитым бортовым номером 49
Ukraine Air Force Su-24M N49 sn 1341606 was shot down 22 March 2022
Су-24М N49 sn 1341606 на котором 22 марта 2022 погиб майор Коваленко

В момент начала войны бывший командир 7-й БрТА полковник Евгений Булацик находился на курсах повышения квалификации. На должность командира 7-й БрТА был назначен полковник Сикаленко. 30 марта полковник Максим Сикаленко и его штурман майор Константин Городничев на Су-24М вылетели на задание по минированию дороги. В этот день российские военные заявили уничтоженным один украинский Су-24 в районе населенного пункта Тумень Ровенской области (граница с Белоруссией). Точно неизвестно, идет ли в российской сводке речь о Су-24М Сикаленко-Городничева, однако, со слов снова ставшего командиром 7-й БрТА Евгения Булацика, экипаж пытался дотянуть поврежденный самолет до своей базы, но им это не удалось и оба украинских летчика погибли. Место гибели – село Канатово Кропивницкого района, фактически, это или сам аэродром Канатово или его окрестности – один из основных аэродромов украинской авиации после начала войны, где базируются в том числе и Су-24. Таким образом, это точно боевая потеря. Судя по посмертному плакату борт был пиксельный, из свеже отремонтированных, но установить бортовой номер пока нельзя.

Ukraine Air Force Su-24M crew KIA 30 March 2022 - col Sikalenko and major Gorodnichev
30 марта 2022 самолет командира 7-й БрТА полковника Сикаленко был поврежден в боевом вылете. Су-24 не дотянул до аэродрома Канатово и разбился. Полковник Сикаленко и майор Городничев погибли

Следующая достоверная потеря произошла 6 мая 2022, когда из-за ошибки пилота украинский Су-24М N12 sn 0915308 пропахал поле в окрестностях аэродрома Вознесенск в Николаевской области и сгорел в результате возникшего пожара. В июне был опубликован короткий видеоролик с места аварийной посадки, из-за вечерней сумрачной погоды и отсутствии растительности в кадре его приписывали к предыдущим месяцам. Автор ролика из Вознесенска в комментарии подтверждал, что с экипажем все в порядке, а самолет упал по техническим причинам.

Su-24M N51 sn 0915308 crashed by pilot error 8 May 2022 near Voznesensk Air Base, plane was destroyed by fire on the ground
Потерпевший аварию и сгоревший в окрестностях аэродрома Вознесенска украинский бомбардировщик Су-24М N12 sn 0915308. Экипаж выжил.

Позже нашлось судебное дело об этом эпизоде: “Досудебным расследованием установлено, что 06.05.2022 года, примерно в 18 час. 30 мин. вследствие возможного нарушения военнослужащими воинской части НОМЕР_2 правил полетов или эксплуатации тактического фронтового бомбардировщика Су-24М, указанный самолет совершил столкновения с землей, что повлекло тяжкие последствия.

08.05.2022 года, проведен осмотр места происшествия, а именно участка местности (поля), которая расположена между с. Федоровка и пгт Веселиново Вознесенского р-на Николаевской области.

Во время проведения осмотра места происшествия обнаружено и в дальнейшем изъято тактический фронтовой бомбардировщик СУ-24М заводской номер НОМЕР_3, бортовой номер НОМЕР_1 с значительными повреждениями, который принадлежит воинской части НОМЕР_2.

Наложить арест на временно изъятое 08.05.2022 имущество, а именно: тактический фронтовой бомбардировщик СУ-24М заводской номер 0915308, бортовой номер НОМЕР_1, который принадлежит воинской части НОМЕР_2, с запретом отчуждения, распоряжения и пользования”.

Согласно одного из реестров советских самолетов, Су-24М sn 0915308 имеет бортовой N12, но довоенных фото этой машины пока найти не удалось.

19 мая под Соледаром был сбит Су-24М N69 заводской номер 0615329 подполковника Игоря Хмары и его штурмана майора Ильи Негара. Оба погибли, торжественные похороны с пролетом Су-27 устроили в Виннице, откуда оба были родом. Интересно, что в качестве боевого задания снова упоминается минирование участка дороги неподалеку от Бахмута (Артемовска).

Ukraine Air Force Su-24M N69 Lost 19 may 2022 near Soledar
Су-24М N69 экипажа Хмара-Негар, сбитый в районе Соледара 19 мая 2022
Remains of ukrainian Su-24M N69
Утверждается, что это обломки сбитого 19 мая 2022 около Соледара украинского Су-24М

15 июня появилась спутниковая фотография аэродрома Вознесенск в Николаевской области с обломками самолета Су-24 уничтоженного ракетным ударом. Скорее всего, самолет был уничтожен раньше.

Ukraina Air Force Su-24 wreck at Voznesensk Air Base destroyed by russian missile at ground
Обломки украинского Су-24 уничтоженного на аэродроме Вознесенска ракетным ударом

26 июня над Черным морем в районе острова Змеиный пропал без вести украинский Су-24. Так как украинские военные свято соблюдают принцип “нету тела – нету дела”, о потере этого экипажа молчали, пока через три месяца у берегов Болгарии не обнаружили тело в летной амуниции с оторванными при катапультировании ногами и съеденным рыбами лицом. После соответствующего запроса на Украину пришло подтверждение о потере экипажа. Анализ ДНК установил личность погибшего  – им оказался 61-летний полковник Михаил Матюшенко. Его штурман майор Юрий Красильников впоследствии также был признан погибшим постановлением украинского суда.

Ukraine Air Force Su-24M shot down 26 june 2022 near Snake island in Black Sea crew col. Matyushenko and major Krasilnikov, killed in action
Полковник Матюшенко и майор Красильников, чей Су-24 был сбит около острова Змеиный 26 июня 2022.

В свое время уволившись из Повитряных сил, Матюшенко оставался в малой авиации, директорствовал в небольшой авиакомпании, в 2014 повоевал на Донбассе в составе карательного батальона “Айдар”. После этого 5 лет работал гражданским летчиком-инструктором в 40-й БрТА в Василькове. Ушел по состоянию здоровья. С начала войны опять вернулся в 40-ю БрТА, где летал до начала мая. Узнав о том, что из-за тяжелых потерь в летном составе 7-й БрТА большой дефицит экипажей Су-24, отправился в Староконстантинов. В течении 2-х недель прошел теоретическое обучение, еще две недели учебных полетов и с начала июня стал совершать боевые вылеты.

Матюшенко и Красильников были сбиты на Су-24М N84 sn 0615304, интересно то, что в списке летавших в последние годы машин его нет – это явно поднятая с хранения “консерва”, даже его изображений толком нет. Однако, похоже, что он примерно в таком виде и летал как на этом коллаже – с добавлением флага на носу и руле направления.

Ukraine Air Force Su-24M N84 sn 0615304 was shot down 26 june 2022 near Snake Island. Col. Matyushenko and major Krasilnikov - KIA
Полковник Матюшенко и майор Красильников погибли на бомбардировщике Су-24М N84 sn 0615304

В ночь на 26 июня Су-24М N84 sn 0615304 полковника Матюшенко наносил удар по острову Змеиный. Предположительно, был сбит ЗРПК Панцирь С-1. Интересно, что уже 30 июня российское командование было вынуждено вывести свои подразделения с находящегося под непрерывными ударами острова и  вскоре он был занят украинской армией.

29 сентября сразу на два видео попало уничтожение украинского Су-24М в районе села Калуга Николаевской области. Подробности эпизода стали известны в декабре 2022, когда президент Украины проводил очередное вручение наград. Кроме вручения наград семьям награжденных по второму-третьему разу посмертно пилотов МиГ-29 Ерко и Тарабалки,  “Крест Боевых Заслуг” вручили штурману Су-24М капитану Артему Ханко, который “29 сентября 2022 года после успешного выполнения задачи в составе экипажа Су-24М был поражен ракетами ПВО врага и вынужден катапультироваться”.

Ukraine Air Force Su-24 shot down 29 september 2022. Col Solovyov and capt Hanko ejected.
Скриншот видео запечатлевшего горящий украинский Су-24 в окрестностях села Калуга Николаевской области 29 сентября 2022
Падение украинского Су-24М сбитого 29 сентября 2022 и катапультирование экипажа
На скриншоте другого видео от 29 сентября хорошо видно облако взрыва упавшего Су-24. С левой стороны – два пятнышка парашютов – подполковник Соловьев и капитан Ханко успешно катапультировались

Интересно, что пилот сбитого Су-24, подполковник Евгений Соловьев на вручении награды не присутствовал. Также, стоит отметить, что Соловьев и Ханко, награждались уже второй раз вместе одними указами, одинаковыми наградами, то есть очевидно летают именно конкретным экипажем. Относительно капитана Ханко сказано, что он летал на Су-24М и Су-24МР – следовательно, он из 2-й разведэскадрильи 7-й БрТА. Совершил 78 боевых вылетов. Хотя неясно, речь идет о моменте указа о награждении (14 октября) или вручения награды (7 декабря), но в целом понятна примерная нагрузка на экипаж украинских Су-24 – примерно 9-10 вылетов в месяц, соответственно 1 вылет раз в три дня.

12 октября руководство Полтавской области сообщило, что 11-12 октября в Шишацкой общине упали два украинских самолета. – Су-24 и Су-27. На одной из фотографий легко опознается киль “пиксельного” разведчика Су-24МР N59 sn 0741612. По той же информации один из летчиков Су-24 погиб. Позже стало известно, что 12 октября при выполнении задачи по радиотехнической разведке около села Жоржевка Миргородского района Полтавской области погиб пилот майор Дмитрий Бортник.

Remains of Ukrainian Su-24MR N59 shot down near Zhorzhevka 12 Oсtober 2022, pilot major Bortnik killed, navigator ejected safely
Обломки сбитого 12 октября в Полтавской области разведчика Су-24МР N59 sn 0741612, его пилот майор Дмитрий Бортников погиб, штурман катапультировался
Подвесной топливный бак сбитого 12 октября украинского Су-24МР N59
Жовто-блакитный подвесной топливный бак сбитого 12 октября Су-24МР N59
Ukraine Air Force Su-24MR N59 sn 0741612
Пиксельный Су-24МР N59 sn 0741612
Major Dmitry Bortnikov killed in action 12 oсtober 2022 at Su-24MR
Майор Дмитрий Бортников, пилот разведчика Су-24МР N59

1 марта 2023 года на Донецком направлении в районе Дружковки российский истребитель сбил очередной Су-24М Повитряных Сил Украины, экипаж которого погиб. На экипаже стоит остановиться особо – пилотом был 55-летний подполковник Виктор Волынец, окончивший Черниговское Высшее Военное училище летчиков в далеком 1989 году. Последние годы летал гражданским пилотом на Боингах-737, в октябре 2022 прибыл в расположение 7-й БрТА и начал обучение в качестве пилота Су-24М. 2 декабря Волынец совершил первый самостоятельный вылет на Су-24МР. Штурманом у Волынца был старший лейтенант Игорь Соломенников, выпускник ХНУПСа 2022 года. До своей гибели экипаж успел совершить 5 боевых вылетов.

Ukrainian Su-24M crew lost 1 march 2023 by russian fighter. Lt Col Volynec and senior Leutenant Solomennikov
Экипаж сбитого 1 марта 2023 украинского Су-24М – подполковник Виктор Волынец и старший лейтенант Игорь Соломенников.

Таким образом задокументированные потери украинских Су-24 за первый год войны  составляют по крайней мере 15 самолетов Су-24 в воздухе и, вероятно, минимум 1 самолет уничтожен ракетным ударом на земле.

Разумеется возникает вопрос – есть ли чему летать в 7-й БрТА после таких потерь? Как ни странно, ответ однозначно утвердительный – проблем с самолетами Су-24 у украинских военных нет. Сразу можно сказать о разведчиках – известен только один потерянный Су-24МР N59, так что проблем с матчастью 2-я разведывательная эскадрилья 7-й БрТА не испытывает. В условиях идущей войны разведчики используются очень ограниченно, в основном для радиотехнической разведки российских РЛС при помощи подвесных контейнеров СРС-14 Тангаж с целью выявления их позиций и, в дальнейшем, их поражения противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM с украинских МиГ-29 и Су-27. Наиболее вероятно, что оптическая разведка практически полностью переложена на группировку военных и коммерческих спутников стран НАТО и  беспилотники – от Байрактаров, которые в хорошую погоду могут контролировать территорию на 70-км дальности, до бесчисленных тактических БЛА на линии фронта. Радиолокационные станции бокового обзора украинских Су-24МР вряд ли работоспособны за исключением пары оставшихся свеже отремонтированных “пиксельных” Су-24МР N54 и N60.

Учитывая вышесказанное, одна из задач Су-24МР – это переучивание новых пилотов на бомбардировщики Су-24М (не живые свидетели этого – полковник Матюшенко и подполковник Волынец).

Гораздо интереснее вопрос с бомбардировщиками Су-24М из 1-й бомбардировочной эскадрильи 7-й БрТА. Потери в технике там серьезные – уничтожено примерно 15-16 бомбардировщиков, потери среди экипажей весьма обескураживающие. Казалось бы на чем там летать? Однако, оказалось все не так просто. Получив в наследство от Советского Союза 120 Су-24М (не учитываем старые Су-24), ВВС Украины сохранили несколько десятков этих машин “на зберегании”, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на спутниковые снимки аэродрома Староконстантинов. Разумеется, у этих самолетов истек календарный ресурс до ремонта, но ресурс по налету вполне достаточный – украинские Су-24М летали мало. В результате, оказалось, что уже к  середине лета 2022, 7-я БрТА ввела в строй количество бомбардировщиков Су-24М достаточное, чтобы покрыть все потери первой половины года (2 – в феврале, 7 – в марте, 2 в мае и 2 в июне) и таким образом по самолетам 1-я эскадрилья вышла на штатный состав.

Надо полагать, что вопрос с истекшим календарным ресурсом решили росчерком пера – приказом начальника Инженерно-авиационной службы о переводе в условиях войны на эксплуатацию авиационной техники по техническому состоянию, с каким-нибудь примечанием, вроде необходимости полного осмотра самолета раз в год выездной бригадой с НАРП и Луцкого завода “Мотор”. То есть если самолет технически исправен – командование бригады может с чистой совестью отправлять его в полет, не рискуя перспективой задушевных бесед с прокурорами.

Конечно, остается практически неразрешимый вопрос работоспособности сложной и капризной электроники Су-24М и Су-24МР, к которой практически нет запчастей. Вероятно, именно из-за этого ремонт украинских Су-24 на Николаевском НАРПе шел так мучительно долго. Из-за деградации электронных компонентов замена БРЭО блоками и целыми платами уже не помогала, на заводе перепаивали компонентную базу, благо там не микро, а вполне себе “макроэлектроника”. Исходя из этих сложностей вся наша когорта “диванных” экспертов, включая автора, считала, что Су-24 – это тип самолета, который первым “кончится” в Повитряных Силах Украины.

Жизнь и война опровергли эти умозаключения. Оказалось, что все эти умные системы инерциальной и радионавигации заменены планшетом с картами и GPS-приемником. Древняя РЛС и бортовая ЭВМ не используются, когда экипаж вынужден подкрасться к линии фронта на малой высоте и с подскока отработать по цели.

Ukraine Air Force Su-24 pilot Lt Col Victor Volynec KIA 2023-03-01
Погибший подполковник Виктор Волынец демонстрирует закрепленный на ноге планшет с картой и GPS навигацией – куда более актуальную в современных условиях навигацию украинских Су-24, чем штатная 40-летней давности.
Ukrainian Air Force cocpit with GPS navigation
Скриншот из видео боевого вылета украинского Су-24М. Обращает на себя внимание закрепленный планшет с цифровой картой и GPS навигацией – основной метод навигации украинских Су-24М в ходе боевых действий.

Таким образом, проблем с необходимым количеством Су-24М у 7-й БрТА нет – уже “поднято” достаточно много машин. А с учетом относительно малых потерь во второй половине года, они будут легко компенсироваться вводимыми в строй самолетами с хранения. Более серьезной проблемой выглядит летный состав, о дефиците которого известно с самого начала войны. Уже 2 марта 2022 погиб первый “мобилизованный” экипаж из бывшего комбрига и неслужившего 10 лет штурмана. Через несколько дней, 12 марта погибли  бывшие отставники Ошкало и Чехун. Из-за дефицита летных кадров в мае пришел переучиваться на Су-24 полковник Матюшенко и еще один не названный пилот. Показателен погибший 1 марта 2023 экипаж – бывший пилот Боинга-737  и лейтенант 2022 года выпуска. Также известно, что экипажи разведывательной эскадрильи активно летают на бомбардировщиках Су-24М. Вероятно, дефицит летного состава только и не дает развернуть еще одну эскадрилью бомбардировщиков Су-24М в составе 7-й БрТА – все таки Су-24, как и все самолеты с изменяемой геометрией крыла, не прост в пилотировании и курсанта с опытом Л-39 на Су-24 в бой сразу не пошлешь. Впрочем, все это совершенно не означает, что в 7-й БрТА вовсе нет подготовленных экипажей – по свидетельству коллеги “коллекционирующего” летный состав украинской авиации, по меньшей мере 15 экипажей (речь о живых) получали награды в ходе боевых действий, включая комбрига Евгения Булацика, Героев Украины Циганкова и Пасечника, выживших при катапультировании Соловьева и Ханко. Также, наверное, есть летчики и штурманы, принадлежность которых к 7-й БрТА не выявлена.

Так или иначе, но при нынешнем низком темпе потерь украинские Су-24 кончатся совсем не скоро и еще долго будут фигурировать “сбитыми” в сводках Минобороны РФ, которое этим косвенно подтверждает, что они все еще летают. Ситуация заиграла  новыми красками, после того, как украинские Су-24М были оснащены крылатыми ракетами Storm Shadow и Scalp-EG,  начав наносить болезненные высокоточные удары по российским объектам в Крыму и на освобожденных территориях. Вооруженные силы России долго игнорировали существование авиации противника и теперь вынуждены расплачиваться за это.

Подтвержденные потери украинских Су-24 в войне с Россией

Ukrainian Su-24 losses at war
Задокументированные потери украинских Су-24

Подтвержденные потери Су-24М и Су-24МР ВВС Украины в войне с Россией. С учетом экипажа потерянного 1 марта 2023, потери летного состава составили 19 человек.

Ukraine Air Force Su-24 crew lost his lifes at 2022
17 летчиков из состава 7-й БрТА, погибших в 2022 году

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика