Потери украинских Су-24
Потери украинских Су-24 в войне с Россией. Предыдущий материал об украинских Су-24 был выложен в самом начале мая 2022 и с тех пор появились как новые потери, так и уточнения по уже известным ранее потерянным самолетам и летчикам.
Как стало известно, первую потерю 7-я Бригада Тактической авиации понесла 24 февраля. В этот день российские войска произвели вертолетный десант на аэродром в Гостомеле. Украинские военные сообщали, что бомбардировщики Су-24М нанесли удар по занятому аэродрому и это подтверждалось российскими десантниками. Оказалось, что этот налет не был безнаказанным — с боевого задания не вернулся бомбардировщик, который пилотировал майор Дмитрий Куликов. Он, как и штурман майор Николай Савчук, погибли. Места за Гостомелем глухие, поэтому нашли летчиков только в марте.

Российские войска с разных направлений наступали на Киев и украинская авиация пыталась ударами с воздуха остановить их. 27 февраля был сбит Су-24М N77 sn 1041653, который упал в Березовке Бучанского района Киевской области. Украинский экипаж погиб в полном составе — пилот заместитель комэска майор Руслан Белоус и штурман капитан Роман Довгалюк.



С началом войны в 7-ю БрТА потянулись бывшие летчики этой бригады. Полковник Николай Коваленко, бывший командир 7-й БрТА, последние годы работал заместителем начальника Харьковского национального университета воздушных сил (ХНУПС). Будучи в Житомире, уже через несколько часов приехал в Староконстантинов. Аналогично, в первый же день войны в военкомат пришел бывший штурман Су-24, капитан Евгений Казимиров, который 10 лет назад ушел из авиации. Видимо, с боеготовыми экипажами в 7-й БрТА была некоторая напряженка и вскоре новый экипаж пошел в бой.
Сколько они отлетали не известно, но вылет 2 марта оказался последним. По данным местных жителей украинский бомбардировщик был сбит российскими истребителями и упал в лес около села Довбыш Житомирской области. Оба летчика погибли.

Следующую потерю 7-я БрТА понесла 12 марта 2022, когда при нанесении авиационного удара по российским войскам около села Беляевка Бериславского района Херсонской области был сбит очередной Су-24М. По словам местных жителей украинский бомбардировщик шел на малой высоте когда его поразила ракета и экипаж катапультироваться не успел. Пилотировал самолет подполковник Валерий Ошкало, штурманом был майор Роман Чехун. Подполковник Ошкало был в отставке с 2005 года, но в 2014 году вернулся повоевать на Донбассе и занимал различные руководящие должности в 7-й БрТА. За войну на Донбассе в 2014 получил орден. Погибший штурман майор Чехун также был активным участником войны 2014 года, осенью 2021 вышел в отставку и, в качестве гражданского служащего, обучался в Турции на Байрактары. 25 февраля вернулся на службу, 8 марта восстановился после трехмесячного перерыва в полетах и через четыре дня погиб.

21 марта 2022 в Покровском районе Запорожской области был сбит очередной самолет 7-й БрТА. Штурману самолета капитану Александру Корнейчуку удалось катапультироваться, пилоту майору Вячеславу Ходаковскому высоты не хватило. Несмотря на то, что Ходаковский был разведчиком, погиб он на бомбардировщике Су-24М при нанесении удара по российской бронетехнике (в интервью комбриг 7-й БрТА подтверждал, что пилоты-разведчики переходили на бомбардировщики).

В видео интервью комбриг Булацик также упоминает, что экипаж Ходаковский-Корнейчук до этого уже один раз был подбит ракетой, но успешно сел на аэродроме рассредоточения. Из-за невозможности ремонта на месте, после экипаж перегнал поврежденный самолет на базу в Староконстантинов

На следующий день, 22 марта, в районе Сулиговки Изюмского района Харьковской области был сбит Су-24М N49 sn 1141601, который пилотировал майор Алексей Коваленко. Пилот погиб и был похоронен на месте, а штурману удалось катапультироваться и скрыться. Коваленко был заместителем командира эскадрильи, участником войны на Донбассе в 2014.

Так как обломки самолета лежали на занятой российскими войсками территории они были отсняты. Серийный номер самолета определили по обломкам, из чего уже стал известен и бортовой номер. Кроме того, вдова пилота за свой счет установила в городке скамейку табличкой и изображением самолета Коваленко, также с бортовым номером.



В момент начала войны бывший командир 7-й БрТА полковник Евгений Булацик находился на курсах повышения квалификации. На должность командира 7-й БрТА был назначен полковник Сикаленко. 30 марта полковник Максим Сикаленко и его штурман майор Константин Городничев на Су-24М вылетели на задание по минированию дороги. В этот день российские военные заявили уничтоженным один украинский Су-24 в районе населенного пункта Тумень Ровенской области (граница с Белоруссией). Точно неизвестно, идет ли в российской сводке речь о Су-24М Сикаленко-Городничева, однако, со слов снова ставшего командиром 7-й БрТА Евгения Булацика, экипаж пытался дотянуть поврежденный самолет до своей базы, но им это не удалось и оба украинских летчика погибли. Место гибели — село Канатово Кропивницкого района фактически, это или сам аэродром Канатово или его окрестности — один из основных аэродромов украинской авиации после начала войны, где базируются в том числе и Су-24. Таким образом, это точно боевая потеря.

Следующая достоверная потеря произошла 6 мая 2022, когда из-за ошибки пилота украинский Су-24М N51 sn 0915308 пропахал поле в окрестностях аэродрома Вознесенск в Николаевской области и сгорел в результате возникшего пожара. В июне был опубликован короткий видеоролик с места аварийной посадки, из-за вечерней сумрачной погоды и отсутствии растительности в кадре его приписывали к предыдущим месяцам. Автор ролика из Вознесенска в комментарии подтверждал, что с экипажем все в порядке, а самолет упал по техническим причинам.

Позже нашлось судебное дело об этом эпизоде: «Досудебным расследованием установлено, что 06.05.2022 года, примерно в 18 час. 30 мин. вследствие возможного нарушения военнослужащими воинской части НОМЕР_2 правил полетов или эксплуатации тактического фронтового бомбардировщика Су-24М, указанный самолет совершил столкновения с землей, что повлекло тяжкие последствия.
08.05.2022 года, проведен осмотр места происшествия, а именно участка местности (поля), которая расположена между с. Федоровка и пгт Веселиново Вознесенского р-на Николаевской области.
Во время проведения осмотра места происшествия обнаружено и в дальнейшем изъято тактический фронтовой бомбардировщик СУ-24М заводской номер НОМЕР_3, бортовой номер НОМЕР_1 с значительными повреждениями, который принадлежит воинской части НОМЕР_2.
Наложить арест на временно изъятое 08.05.2022 имущество, а именно: тактический фронтовой бомбардировщик СУ-24М заводской номер 0915308, бортовой номер НОМЕР_1, который принадлежит воинской части НОМЕР_2, с запретом отчуждения, распоряжения и пользования».
Согласно одного из реестров, Су-24М sn 0915308 имеет бортовой N51, но фото этого самолета пока найти не удалось.
19 мая под Соледаром был сбит Су-24М подполковника Игоря Хмары и его штурмана майора Ильи Негара. Оба погибли, торжественные похороны с пролетом Су-27 устроили в Виннице, откуда оба были родом. Интересно, что в качестве боевого задания снова упоминается минирование участка дороги неподалеку от Бахмута (Артемовска).

15 июня появилась спутниковая фотография аэродрома Вознесенск в Николаевской области с обломками самолета Су-24 уничтоженного ракетным ударом. Скорее всего, самолет был уничтожен раньше.

26 июня над Черным морем в районе острова Змеиный пропал без вести украинский Су-24. Так как украинские военные свято соблюдают принцип «нету тела — нету дела», о потере этого экипажа молчали, пока через три месяца у берегов Болгарии не обнаружили тело в летной амуниции с оторванными при катапультировании ногами и съеденным рыбами лицом. После соответствующего запроса на Украину пришло подтверждение о потере экипажа. Анализ ДНК установил личность погибшего — им оказался 61-летний полковник Михаил Матюшенко. Его штурман майор Юрий Красильников до сих пор числится пропавшим без вести.

В свое время уволившись из Повитряных сил, Матюшенко оставался в малой авиации, директорствовал в небольшой авиакомпании, в 2014 повоевал на Донбассе в составе карательного батальона «Айдар». После этого 5 лет работал гражданским летчиком-инструктором в 40-й БрТА в Василькове. Ушел по состоянию здоровья. С начала войны опять вернулся в 40-ю БрТА, где летал до начала мая. Узнав о том, что из-за тяжелых потерь в летном составе 7-й БрТА большой дефицит экипажей Су-24, отправился в Староконстантинов. В течении 2-х недель прошел теоретическое обучение, еще две недели учебных полетов и с начала июня стал совершать боевые вылеты.
Матюшенко и Красильников были сбиты на Су-24М N84 sn 0615304, интересно то, что в списке летавших в последние годы машин его нет — это явно поднятая с хранения «консерва», даже его изображений толком нет. Однако, похоже, что он примерно в таком виде и летал как на этом коллаже — с добавлением флага на носу и руле направления.

В ночь на 26 июня Су-24М N84 sn 0615304 полковника Матюшенко наносил удар по острову Змеиный. Предположительно, был сбит ЗРПК Панцирь С-1. Интересно, что уже 30 июня российское командование было вынуждено вывести свои подразделения с находящегося под непрерывными ударами острова и вскоре он был занят украинской армией.
29 сентября сразу на два видео попало уничтожение украинского Су-24М в районе села Калуга Николаевской области. Подробности эпизода стали известны в декабре 2022, когда президент Украины проводил очередное вручение наград. Кроме вручения наград семьям награжденных по второму-третьему разу посмертно пилотов МиГ-29 Ерко и Тарабалки, «Крест Боевых Заслуг» вручили штурману Су-24М капитану Артему Ханко, который «29 сентября 2022 года после успешного выполнения задачи в составе экипажа Су-24М был поражен ракетами ПВО врага и вынужден катапультироваться».


Интересно, что пилот сбитого Су-24, подполковник Евгений Соловьев на вручении награды не присутствовал. Также, стоит отметить, что Соловьев и Ханко, награждались уже второй раз вместе одними указами, одинаковыми наградами, то есть очевидно летают именно конкретным экипажем. Относительно капитана Ханко сказано, что он летал на Су-24М и Су-24МР — следовательно, он из 2-й разведэскадрильи 7-й БрТА. Совершил 78 боевых вылетов. Хотя неясно, речь идет о моменте указа о награждении (14 октября) или вручения награды (7 декабря), но в целом понятна примерная нагрузка на экипаж украинских Су-24 — примерно 9-10 вылетов в месяц, соответственно 1 вылет раз в три дня.
12 октября руководство Полтавской области сообщило, что 11-12 октября в Шишацкой общине упали два украинских самолета. — Су-24 и Су-27. На одной из фотографий легко опознается киль «пиксельного» разведчика Су-24МР N59 sn 0741612. По той же информации один из летчиков Су-24 погиб. Позже стало известно, что 12 октября при выполнении задачи по радиотехнической разведке около села Жоржевка Миргородского района Полтавской области погиб пилот майор Дмитрий Бортник.




Таким образом задокументированные потери украинских Су-24 за первые 10 месяцев войны составляют по крайней мере 12 самолетов в воздухе и, вероятно, минимум 1 самолет уничтожен ракетным ударом на земле.
Подтвержденные потери украинских Су-24 в войне с Россией
Потери летного состава составили 17 человек
