Потери украинских Су-24 в войне с Россией
Потери украинских Су-24 в войне с Россией. Предыдущий материал об украинских Су-24 был выложен в самом начале мая 2022 и с тех пор появились как новые потери, так и уточнения по уже известным ранее потерянным самолетам и летчикам.
Как стало известно, первую потерю 7-я Бригада Тактической авиации понесла 24 февраля. В этот день российские войска произвели вертолетный десант на аэродром в Гостомеле. Украинские военные сообщали, что бомбардировщики Су-24М нанесли удар по занятому аэродрому и это подтверждалось российскими десантниками. Был также еще по крайней мере один удар украинских Су-24М. В одном из этих налетов первого дня войны был сбит бомбардировщик Су-24М N20 заводской 1341605, который пилотировал майор Дмитрий Куликов. Он, как и штурман майор Николай Савчук, погибли. Нашли летчиков только в марте, вероятно после отхода российской армии из тех мест.
Российские войска с разных направлений наступали на Киев и украинская авиация пыталась ударами с воздуха остановить их. 27 февраля был сбит Су-24М N77 sn 1041653, который упал в Березовке Бучанского района Киевской области. Украинский экипаж погиб в полном составе – пилот заместитель комэска майор Руслан Белоус и штурман капитан Роман Довгалюк.
1 марта 2022 Повитряны Силы лишились очередного Су-24М, экипаж которого катапультировался, получив травмы. Об этом эпизоде практически нет никакой информации – ни номера борта, ни фамилий экипажа. Из сообщений местной украинской прессы известно, что в 6-50 утра в районе села Красеновка Черкасской области “зазнав аварії літак ЗСУ, жертв немає, пілоти катапультувались, їм надана необхідна допомога”.
Через полтора года в судебной системе Украины нашлось подтверждение, что речь идет о Су-24М: “01 марта 2022 г. вероятно представителями подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств РФ совершено вооруженное нападение с применением ракетного оружия на военный самолет ВС Украины, в результате которого в с. Красеневка Золотоношского района Черкасской области нарушена территориальная целостность Украины, военнослужащие ВС Украины ОСОБА_5 и ОСОБА_6 получили телесные повреждения, были нанесены разрушения гражданской инфраструктуре Украины и уничтожен военный самолет ВСУ СУ-24М, бортовой номер НОМЕР_1.”
С началом войны в 7-ю БрТА потянулись бывшие летчики этой бригады. Полковник Николай Коваленко, бывший командир 7-й БрТА, последние годы работал заместителем начальника Харьковского национального университета воздушных сил (ХНУПС). Будучи в Житомире, уже через несколько часов приехал в Староконстантинов. Аналогично, в первый же день войны в военкомат пришел бывший штурман Су-24, капитан Евгений Казимиров, который 10 лет назад ушел из авиации. Видимо, с боеготовыми экипажами в 7-й БрТА была некоторая напряженка и вскоре новый экипаж пошел в бой.
Сколько они отлетали не известно, но вылет 2 марта оказался последним. По данным местных жителей украинский бомбардировщик был сбит российскими истребителями и упал в лес около села Довбыш Житомирской области. Оба летчика погибли.
9 марта 2022 был сбит бомбардировщик Су-24М N26 sn 1341606 из состава 7-й БрТА. Около 11 часов в районе города Лебедин бомбардировщик был поражен в левый двигатель зенитной ракетой (очевидно ПЗРК). При возвращении на аэродром базирования самолет потерял управление и упал в пруд на территории села Иваньки Уманьского района Черкасской области. Экипаж катапультировался, жертв и разрушений на земле не было.
Уголовное дело против удачливого, но так и неустановленного, стрелка ПВО российской армии длиться до сих пор:
Следующую потерю 7-я БрТА понесла 12 марта 2022, когда при нанесении авиационного удара по российским войскам около села Беляевка Бериславского района Херсонской области был сбит очередной Су-24М. По словам местных жителей украинский бомбардировщик шел на малой высоте когда его поразила ракета и экипаж катапультироваться не успел. Пилотировал самолет подполковник Валерий Ошкало, штурманом был майор Роман Чехун. Подполковник Ошкало был в отставке с 2005 года, но в 2014 году вернулся повоевать на Донбассе и занимал различные руководящие должности в 7-й БрТА. За войну на Донбассе в 2014 получил орден. Погибший штурман майор Чехун также был активным участником войны 2014 года, осенью 2021 вышел в отставку и, в качестве гражданского служащего, обучался в Турции на Байрактары. 25 февраля вернулся на службу, 8 марта восстановился после трехмесячного перерыва в полетах и через четыре дня погиб.
21 марта 2022 в Покровском районе Запорожской области был сбит очередной самолет 7-й БрТА. Штурману самолета капитану Александру Корнейчуку удалось катапультироваться, пилоту майору Вячеславу Ходаковскому высоты не хватило. Несмотря на то, что Ходаковский был разведчиком, погиб он на бомбардировщике Су-24М при нанесении удара по российской бронетехнике (в интервью комбриг 7-й БрТА подтверждал, что пилоты-разведчики переходили на бомбардировщики).
В видео интервью комбриг Булацик также упоминает, что экипаж Ходаковский-Корнейчук до этого уже один раз был подбит ракетой, но успешно сел на аэродроме рассредоточения. Из-за невозможности ремонта на месте, после экипаж перегнал поврежденный самолет на базу в Староконстантинов
На следующий день, 22 марта 2022, в районе Сулиговки Изюмского района Харьковской области был сбит Су-24М N49 sn 1141601, который пилотировал майор Алексей Коваленко. Пилот погиб и был похоронен на месте, а штурману Сергею Вербицкому удалось катапультироваться и выйти к своим. Коваленко был заместителем командира эскадрильи, участником войны на Донбассе в 2014. Это был 13-й боевой вылет экипажа в ходе войны.
Так как обломки самолета лежали на занятой российскими войсками территории они были отсняты. Серийный номер самолета определили по обломкам, из чего уже стал известен и бортовой номер. Кроме того, вдова пилота за свой счет установила в городке скамейку табличкой и изображением самолета Коваленко, также с бортовым номером.
В момент начала войны бывший командир 7-й БрТА полковник Евгений Булацик находился на курсах повышения квалификации. На должность командира 7-й БрТА был назначен полковник Сикаленко. 30 марта полковник Максим Сикаленко и его штурман майор Константин Городничев на Су-24М вылетели на задание по минированию дороги. В этот день российские военные заявили уничтоженным один украинский Су-24 в районе населенного пункта Тумень Ровенской области (граница с Белоруссией). Точно неизвестно, идет ли в российской сводке речь о Су-24М Сикаленко-Городничева, однако, со слов снова ставшего командиром 7-й БрТА Евгения Булацика, экипаж пытался дотянуть поврежденный самолет до своей базы, но им это не удалось и оба украинских летчика погибли. Место гибели – село Канатово Кропивницкого района, фактически, это или сам аэродром Канатово или его окрестности – один из основных аэродромов украинской авиации после начала войны, где базируются в том числе и Су-24. Таким образом, это точно боевая потеря. Судя по посмертному плакату борт был пиксельный, из свеже отремонтированных, но установить бортовой номер пока нельзя.
Следующая достоверная потеря произошла 6 мая 2022, когда из-за ошибки пилота украинский Су-24М N12 sn 0915308 пропахал поле в окрестностях аэродрома Вознесенск в Николаевской области и сгорел в результате возникшего пожара. В июне был опубликован короткий видеоролик с места аварийной посадки, из-за вечерней сумрачной погоды и отсутствии растительности в кадре его приписывали к предыдущим месяцам. Автор ролика из Вознесенска в комментарии подтверждал, что с экипажем все в порядке, а самолет упал по техническим причинам.
Позже нашлось судебное дело об этом эпизоде: “Досудебным расследованием установлено, что 06.05.2022 года, примерно в 18 час. 30 мин. вследствие возможного нарушения военнослужащими воинской части НОМЕР_2 правил полетов или эксплуатации тактического фронтового бомбардировщика Су-24М, указанный самолет совершил столкновения с землей, что повлекло тяжкие последствия.
08.05.2022 года, проведен осмотр места происшествия, а именно участка местности (поля), которая расположена между с. Федоровка и пгт Веселиново Вознесенского р-на Николаевской области.
Во время проведения осмотра места происшествия обнаружено и в дальнейшем изъято тактический фронтовой бомбардировщик СУ-24М заводской номер НОМЕР_3, бортовой номер НОМЕР_1 с значительными повреждениями, который принадлежит воинской части НОМЕР_2.
Наложить арест на временно изъятое 08.05.2022 имущество, а именно: тактический фронтовой бомбардировщик СУ-24М заводской номер 0915308, бортовой номер НОМЕР_1, который принадлежит воинской части НОМЕР_2, с запретом отчуждения, распоряжения и пользования”.
Согласно одного из реестров советских самолетов, Су-24М sn 0915308 имеет бортовой N12, но довоенных фото этой машины пока найти не удалось.
19 мая под Соледаром был сбит Су-24М N69 заводской номер 0615329 подполковника Игоря Хмары и его штурмана майора Ильи Негара. Оба погибли, торжественные похороны с пролетом Су-27 устроили в Виннице, откуда оба были родом. Интересно, что в качестве боевого задания снова упоминается минирование участка дороги неподалеку от Бахмута (Артемовска).
15 июня появилась спутниковая фотография аэродрома Вознесенск в Николаевской области с обломками самолета Су-24 уничтоженного ракетным ударом. Скорее всего, самолет был уничтожен раньше.
26 июня над Черным морем в районе острова Змеиный пропал без вести украинский Су-24. Так как украинские военные свято соблюдают принцип “нету тела – нету дела”, о потере этого экипажа молчали, пока через три месяца у берегов Болгарии не обнаружили тело в летной амуниции с оторванными при катапультировании ногами и съеденным рыбами лицом. После соответствующего запроса на Украину пришло подтверждение о потере экипажа. Анализ ДНК установил личность погибшего – им оказался 61-летний полковник Михаил Матюшенко. Его штурман майор Юрий Красильников впоследствии также был признан погибшим постановлением украинского суда.
В свое время уволившись из Повитряных сил, Матюшенко оставался в малой авиации, директорствовал в небольшой авиакомпании, в 2014 повоевал на Донбассе в составе карательного батальона “Айдар”. После этого 5 лет работал гражданским летчиком-инструктором в 40-й БрТА в Василькове. Ушел по состоянию здоровья. С начала войны опять вернулся в 40-ю БрТА, где летал до начала мая. Узнав о том, что из-за тяжелых потерь в летном составе 7-й БрТА большой дефицит экипажей Су-24, отправился в Староконстантинов. В течении 2-х недель прошел теоретическое обучение, еще две недели учебных полетов и с начала июня стал совершать боевые вылеты.
Матюшенко и Красильников были сбиты на Су-24М N84 sn 0615304, интересно то, что в списке летавших в последние годы машин его нет – это явно поднятая с хранения “консерва”, даже его изображений толком нет. Однако, похоже, что он примерно в таком виде и летал как на этом коллаже – с добавлением флага на носу и руле направления.
В ночь на 26 июня Су-24М N84 sn 0615304 полковника Матюшенко наносил удар по острову Змеиный. Предположительно, был сбит ЗРПК Панцирь С-1. Интересно, что уже 30 июня российское командование было вынуждено вывести свои подразделения с находящегося под непрерывными ударами острова и вскоре он был занят украинской армией.
29 сентября сразу на два видео попало уничтожение украинского Су-24М в районе села Калуга Николаевской области. Подробности эпизода стали известны в декабре 2022, когда президент Украины проводил очередное вручение наград. Кроме вручения наград семьям награжденных по второму-третьему разу посмертно пилотов МиГ-29 Ерко и Тарабалки, “Крест Боевых Заслуг” вручили штурману Су-24М капитану Артему Ханко, который “29 сентября 2022 года после успешного выполнения задачи в составе экипажа Су-24М был поражен ракетами ПВО врага и вынужден катапультироваться”.
Интересно, что пилот сбитого Су-24, подполковник Евгений Соловьев на вручении награды не присутствовал. Также, стоит отметить, что Соловьев и Ханко, награждались уже второй раз вместе одними указами, одинаковыми наградами, то есть очевидно летают именно конкретным экипажем. Относительно капитана Ханко сказано, что он летал на Су-24М и Су-24МР – следовательно, он из 2-й разведэскадрильи 7-й БрТА. Совершил 78 боевых вылетов. Хотя неясно, речь идет о моменте указа о награждении (14 октября) или вручения награды (7 декабря), но в целом понятна примерная нагрузка на экипаж украинских Су-24 – примерно 9-10 вылетов в месяц, соответственно 1 вылет раз в три дня.
12 октября руководство Полтавской области сообщило, что 11-12 октября в Шишацкой общине упали два украинских самолета. – Су-24 и Су-27. На одной из фотографий легко опознается киль “пиксельного” разведчика Су-24МР N59 sn 0741612. По той же информации один из летчиков Су-24 погиб. Позже стало известно, что 12 октября при выполнении задачи по радиотехнической разведке около села Жоржевка Миргородского района Полтавской области погиб пилот майор Дмитрий Бортник.
1 марта 2023 года на Донецком направлении в районе Дружковки российский истребитель сбил очередной Су-24М Повитряных Сил Украины, экипаж которого погиб. На экипаже стоит остановиться особо – пилотом был 55-летний подполковник Виктор Волынец, окончивший Черниговское Высшее Военное училище летчиков в далеком 1989 году. Последние годы летал гражданским пилотом на Боингах-737, в октябре 2022 прибыл в расположение 7-й БрТА и начал обучение в качестве пилота Су-24М. 2 декабря Волынец совершил первый самостоятельный вылет на Су-24МР. Штурманом у Волынца был старший лейтенант Игорь Соломенников, выпускник ХНУПСа 2022 года. До своей гибели экипаж успел совершить 5 боевых вылетов.
Таким образом задокументированные потери украинских Су-24 за первый год войны составляют по крайней мере 15 самолетов Су-24 в воздухе и, вероятно, минимум 1 самолет уничтожен ракетным ударом на земле.
Разумеется возникает вопрос – есть ли чему летать в 7-й БрТА после таких потерь? Как ни странно, ответ однозначно утвердительный – проблем с самолетами Су-24 у украинских военных нет. Сразу можно сказать о разведчиках – известен только один потерянный Су-24МР N59, так что проблем с матчастью 2-я разведывательная эскадрилья 7-й БрТА не испытывает. В условиях идущей войны разведчики используются очень ограниченно, в основном для радиотехнической разведки российских РЛС при помощи подвесных контейнеров СРС-14 Тангаж с целью выявления их позиций и, в дальнейшем, их поражения противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM с украинских МиГ-29 и Су-27. Наиболее вероятно, что оптическая разведка практически полностью переложена на группировку военных и коммерческих спутников стран НАТО и беспилотники – от Байрактаров, которые в хорошую погоду могут контролировать территорию на 70-км дальности, до бесчисленных тактических БЛА на линии фронта. Радиолокационные станции бокового обзора украинских Су-24МР вряд ли работоспособны за исключением пары оставшихся свеже отремонтированных “пиксельных” Су-24МР N54 и N60.
Учитывая вышесказанное, одна из задач Су-24МР – это переучивание новых пилотов на бомбардировщики Су-24М (не живые свидетели этого – полковник Матюшенко и подполковник Волынец).
Гораздо интереснее вопрос с бомбардировщиками Су-24М из 1-й бомбардировочной эскадрильи 7-й БрТА. Потери в технике там серьезные – уничтожено примерно 15-16 бомбардировщиков, потери среди экипажей весьма обескураживающие. Казалось бы на чем там летать? Однако, оказалось все не так просто. Получив в наследство от Советского Союза 120 Су-24М (не учитываем старые Су-24), ВВС Украины сохранили несколько десятков этих машин “на зберегании”, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на спутниковые снимки аэродрома Староконстантинов. Разумеется, у этих самолетов истек календарный ресурс до ремонта, но ресурс по налету вполне достаточный – украинские Су-24М летали мало. В результате, оказалось, что уже к середине лета 2022, 7-я БрТА ввела в строй количество бомбардировщиков Су-24М достаточное, чтобы покрыть все потери первой половины года (2 – в феврале, 7 – в марте, 2 в мае и 2 в июне) и таким образом по самолетам 1-я эскадрилья вышла на штатный состав.
Надо полагать, что вопрос с истекшим календарным ресурсом решили росчерком пера – приказом начальника Инженерно-авиационной службы о переводе в условиях войны на эксплуатацию авиационной техники по техническому состоянию, с каким-нибудь примечанием, вроде необходимости полного осмотра самолета раз в год выездной бригадой с НАРП и Луцкого завода “Мотор”. То есть если самолет технически исправен – командование бригады может с чистой совестью отправлять его в полет, не рискуя перспективой задушевных бесед с прокурорами.
Конечно, остается практически неразрешимый вопрос работоспособности сложной и капризной электроники Су-24М и Су-24МР, к которой практически нет запчастей. Вероятно, именно из-за этого ремонт украинских Су-24 на Николаевском НАРПе шел так мучительно долго. Из-за деградации электронных компонентов замена БРЭО блоками и целыми платами уже не помогала, на заводе перепаивали компонентную базу, благо там не микро, а вполне себе “макроэлектроника”. Исходя из этих сложностей вся наша когорта “диванных” экспертов, включая автора, считала, что Су-24 – это тип самолета, который первым “кончится” в Повитряных Силах Украины.
Жизнь и война опровергли эти умозаключения. Оказалось, что все эти умные системы инерциальной и радионавигации заменены планшетом с картами и GPS-приемником. Древняя РЛС и бортовая ЭВМ не используются, когда экипаж вынужден подкрасться к линии фронта на малой высоте и с подскока отработать по цели.
Таким образом, проблем с необходимым количеством Су-24М у 7-й БрТА нет – уже “поднято” достаточно много машин. А с учетом относительно малых потерь во второй половине года, они будут легко компенсироваться вводимыми в строй самолетами с хранения. Более серьезной проблемой выглядит летный состав, о дефиците которого известно с самого начала войны. Уже 2 марта 2022 погиб первый “мобилизованный” экипаж из бывшего комбрига и неслужившего 10 лет штурмана. Через несколько дней, 12 марта погибли бывшие отставники Ошкало и Чехун. Из-за дефицита летных кадров в мае пришел переучиваться на Су-24 полковник Матюшенко и еще один не названный пилот. Показателен погибший 1 марта 2023 экипаж – бывший пилот Боинга-737 и лейтенант 2022 года выпуска. Также известно, что экипажи разведывательной эскадрильи активно летают на бомбардировщиках Су-24М. Вероятно, дефицит летного состава только и не дает развернуть еще одну эскадрилью бомбардировщиков Су-24М в составе 7-й БрТА – все таки Су-24, как и все самолеты с изменяемой геометрией крыла, не прост в пилотировании и курсанта с опытом Л-39 на Су-24 в бой сразу не пошлешь. Впрочем, все это совершенно не означает, что в 7-й БрТА вовсе нет подготовленных экипажей – по свидетельству коллеги “коллекционирующего” летный состав украинской авиации, по меньшей мере 15 экипажей (речь о живых) получали награды в ходе боевых действий, включая комбрига Евгения Булацика, Героев Украины Циганкова и Пасечника, выживших при катапультировании Соловьева и Ханко. Также, наверное, есть летчики и штурманы, принадлежность которых к 7-й БрТА не выявлена.
Так или иначе, но при нынешнем низком темпе потерь украинские Су-24 кончатся совсем не скоро и еще долго будут фигурировать “сбитыми” в сводках Минобороны РФ, которое этим косвенно подтверждает, что они все еще летают. Ситуация заиграла новыми красками, после того, как украинские Су-24М были оснащены крылатыми ракетами Storm Shadow и Scalp-EG, начав наносить болезненные высокоточные удары по российским объектам в Крыму и на освобожденных территориях. Вооруженные силы России долго игнорировали существование авиации противника и теперь вынуждены расплачиваться за это.
Подтвержденные потери украинских Су-24 в войне с Россией
Подтвержденные потери Су-24М и Су-24МР ВВС Украины в войне с Россией. С учетом экипажа потерянного 1 марта 2023, потери летного состава составили 19 человек.