Перебиты, поломаны крылья… Ч-4. Фотореестр Афганских Ан-32
По большинству советских самолетов существуют создаваемые энтузиастами реестры, которые на основе найденных сведений включают туда данные о всех известных машинах конкретного типа – заводские, серийные и бортовые номера, предприятия или военные части, где служил борт и его судьба. Разумеется, существуют и реестры Ан-32, однако это прежде всего табличные реестры, где изредка есть ссылка (обычно дохлая) на фото самолета. В данном случае, я попробую составить фотореестр афганских Ан-32, где известные табличные данные дополню фотографиями всех попавших на фото афганских Ан-32.
О поставке и службе Ан-32 в Афганистане рассказывалось в предыдущих частях – “Ан-32 в ВВС ДРА” и “Ан-32 у афганских моджахедов” , а также “Афганские Ан-32 – последний парад”
Для начала повторюсь, что всего Афганистан получил 78 самолетов Ан-32, из которых 74 было поставлено новыми из Советского Союза (с номерами от N280 до N353, включительно), а еще 4 самолета со вторичного рынка (N354 – N357) были подарены флотом США новым ВВС Афганистана.
Чтобы не городить таблицу, данные будут записаны так – Тип, бортовой номер ВВС Афганистана, серийный номер, год производства, примечания.
Во многих случаях стоит запись – “Официально списан 12 марта 2007”, это не дата уничтожения, а дата когда у афганских чиновников пост-талибского правительства дошли руки до официального исключения самолетов из национального регистра. Судя по самолетам с опознавательными знаками ДРА сфотографированными в Хосте в 1991 году, между датой потери самолета и его списанием могло пройти и 20 лет.
Ан-32А N280, SN 0902, 1986. Уничтожен в Хосте – на фото 1991 года пробоина от взрыва в левой консоли крыла (минометная мина?).
Ан-32А N281, SN 0906, 1987. Судя по фото 2003 года, списан в Мазари-Шарифе. Служба после падения ДРА неизвестна, знаки соответствуют новым ВВС Афганистана введенным после 2001 года.
Ан-32А N282, SN 0908, 1987. Утверждается, что лежал на свалке в Хосте. Фото не нашел.
Ан-32А N283, SN 1004, 1987. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N284, SN 1005, 1987. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N285, SN 1006, 1987. В 1991 году найден в Хосте с проломленным фюзеляжем. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N286, SN 1010, 1987. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N287, SN 1101, 1987. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N288, SN 1102, 1987. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N289, SN 1103, 1987. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N290, SN 1307, 1987. Утверждается, что лежал на свалке в Хосте. На одной из фотографий его удалось найти, номер читается плохо, но, вероятно это именно N290 – так как похожий по написанию N280 имеет совершенно другие повреждения и стоит самолет в другом месте.
Ан-32А N291, SN 1308, 1987. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N292, SN 1309, 1988.
Ан-32А N293, SN 1402, 1987. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N294, SN 1403, 1987. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N295, SN 1404, 1987. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N296, SN 1405, 1987. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N297, SN 1406, 1987. На свалке в Баграме.
Ан-32А N298, SN 1501, 1988. Официально списан 12 марта 2007.
Ан-32А N299, SN 1502, 1988. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N300, SN 1503, 1988. Утверждается, что лежал разбитый в Кабуле, фотоподтверждения не нашел.
Ан-32А N301, SN 1504, 1988. Найден в Хосте весной 1991. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N302, SN 1505, 1988. Найден в Хосте весной 1991 с переломленным фюзеляжем, несмотря на это в 1999 году попал в санкционные списки ООН в качестве авиатехники Талибана. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N303, SN 1506, 1988. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте, тем не менее в 1999 году был внесен в санкционные списки ООН в качестве авиатехники Талибана. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N304, SN 1507, 1988. В 1999 году был внесен в санкционные списки ООН в качестве авиатехники Талибана. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N305, SN 1508, 1988. В 1999 году был внесен в санкционные списки ООН в качестве авиатехники Талибана. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N306, SN 1509, 1988. В 1999 году был внесен в санкционные списки ООН в качестве авиатехники Талибана. Обломки лежали в Pol-e Charki возле Кабула. Официально списан 12 марта 2007
Ан-32А N307, SN 1610, 1988. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N308, SN 1806, 1989.
Ан-32А N309, SN 1807, 1989. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N310, SN 1808, 1989. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N311, SN 1901, 1989. Утверждается, что лежал на свалке в Хосте. Фото не нашел.
Ан-32А N312, SN 1902, 1989. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N313, SN 1903, 1989.
Ан-32А N314, SN 1904, 1989.
Ан-32А N315, SN 1905, 1989. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N316, SN 1906, 1989. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N317, SN 1907, 1989.
Ан-32А N318, SN 1908, 1989.
Ан-32А N319, SN 1909, 1989.
Ан-32А N320, SN 1910, 1989.
Ан-32А N321, SN 2001, 1989. Утверждается, что лежал на свалке в Хосте. Фото не нашел.
Ан-32А N322, SN 2002, 1989. В 1991 году найден в Хосте внешне в достаточно нормальном состоянии, но сам факт его оставления там, свидетельствует, что улететь он, видимо, не мог. Вероятнее всего больше не летал.
Ан-32А N323, SN 2003, 1989. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N324, SN 2004, 1989. Утверждается, что лежал на свалке в Хосте. Фото не нашел.
Ан-32А N325, SN 2005, 1989.
Ан-32А N326, SN 2006, 1989.
Ан-32А N327, SN 2007, 1989.
Ан-32А N328, SN 2008, 1989. В 1991 году найден в Хосте, судя по многочисленным пробоинам вероятно больше не летал.
Ан-32А N329, SN 2310, 1990.
Ан-32А N330, SN 2401, 1991.
Ан-32А N331, SN 2402, 1991. В 1991 году найден уничтоженным в Хосте.
Ан-32А N332, SN 2403, 1991.
Ан-32А N333, SN 2404, 1991.
Ан-32А N334, SN 2405, 1991.
Ан-32А N335, SN 2406, 1991.
Ан-32А N336, SN 2407, 1991.
Ан-32А N337, SN 2408, 1991.
Ан-32А N338, SN 2409, 1991. Сфотографирован в 2002 году на свалке в Кабуле.
Ан-32А N339, SN 2605, 1991. В августе 1992 входил в состав ВВС генерала Дустума, участвовал в эвакуации посольства РФ.
Ан-32А N340, SN 2606, 1991.
Ан-32А N341, SN 2607, 1991.
Ан-32А N342, SN 2608, 1991. Служил в авиации ДРА, Северного альянса и в новых ВВС после свержения талибов. Проходил ремонт на АРЗ в Иваново. Списан в 2011 при выводе из эксплуатации данного типа самолетов в Афганистане.
Ан-32А N343, SN 2609, 1991. По сообщениям потерпел аварию в Герате в 2001 году, у найденной мной фотографии место съемки автор не указал.
Ан-32А N344, SN 2610, 1991.
Ан-32А N345, SN 2701, 1991. По сообщениям, потерпел аварию в 2003 году в Кундузе
Ан-32А N346, SN 2702, 1991. Входил в состав авиации Северного альянса. Найден разбитым в Файзабаде в марте 2001 года.
Ан-32А N347, SN 2703, 1991. По сообщениям, уничтожен или потерпел катастрофу в Герате до июля 2001
Ан-32А N348, SN 2704, 1991.
Ан-32А N349, SN 2705, 1991.
Ан-32А N350, SN 2706, 1991. Самолет пережил ДРА, гражданскую войну 1992-2001, а также американское вторжение. В 2004 был сфотографирован в Герате в нетипичной гражданской окраске с сохраненным номером Афганских ВВС. Прошел ремонт на Ивановском АРЗ и летал в Авиационном корпусе Афганской армии вплоть до вывода всех Ан-32 из эксплуатации в 2011 году.
Ан-32А N351, SN 2707, 1991.
Ан-32А N352, SN 2708, 1991. По неподтвержденным слухам в 1994-99 годах был самолетом Усамы Бен-Ладена. В реальности, 21 августа 1997 года разбился при посадке в Бамиане, причем по одним данным входил в состав авиации Северного Альянса и использовался для снабжения Бамиана, по другим принадлежал входившей в “Северный альянс” местной хазарейской группировке Hizb-e-Wahdat, и даже был самолетом “авиакомпании Bamyan Air
Ан-32А N353, SN 2709, 1991. После падения ДРА оказался в составе ВВС Северного альянса, использовался для доставки оружия и снабжения из Таджикистана в Файзабад. Проходил ремонт в Таджикистане, где получил нестандартный камуфляж. После падения талибов прошел ремонт на АРЗ в Иваново и был включен в новые ВВС Афганистана. Выведен из эксплуатации в 2011 году.
Ан-32А N354, SN 2206, 1989. Был приобретен на вторичном рынке авиацией флота США для Афганистана, прошел ремонт в Киеве. Через год эксплуатации, 8 октября 2009, потерпел аварию при посадке в Кандагаре и был списан.
Ан-32А N355, SN 3305, 1993. Был приобретен на вторичном рынке авиацией флота США для Афганистана, прошел ремонт в Киеве. Выведен из эксплуатации в 2011 году.
Ан-32А N356, SN 3202, 1992. Был приобретен на вторичном рынке авиацией флота США для Афганистана, прошел ремонт в Киеве. Выведен из эксплуатации в 2011 году.
Ан-32А N357, SN 3204, 1992. Был приобретен на вторичном рынке авиацией флота США для Афганистана, прошел ремонт в Киеве. Выведен из эксплуатации в 2011 году.