Арабо-израильские войны

Gloster Meteor в ВВС Египта. Закупка – в год по чайной ложке

В разгар Палестинской войны 1948-49 годов, 8 августа 1948 года Египет заказал в Великобритании 2 своих первых реактивных истребителя Gloster Meteor F-4 (N1401 и N1402) по цене 30 000 GBP за каждый, а также один двухместный Gloster Meteor Т-7 N1400) по отдельному контракту и по несколько более высокой цене – 31 200 GBP.

Так как еще до официального вывода британских войск с территории подмандатной Палестины и провозглашения Израиля, там разгорелась настоящая война между арабами, которые хотели «сбросить евреев в море» и евреями, которые провозгласили своим девизом «народу без земли – землю без народа», уже с 5 апреля 1948 года англичане ввели эмбарго на поставку оружия всем так или иначе участвующим в событиях сторонам. Вскоре «межнациональный конфликт» стал официальной войной между Израилем и арабскими странами, поэтому вопрос о реальной поставке закупленных Gloster Meteorв Египет на повестке дня не стоял.

Боевые действия на египетском фронте закончились 7 января 1949 года. И фактически сразу после прекращения боевых действий, не дожидаясь поставки трех уже закупленных самолетов, 27 января 1949, потрепанные египетские ВВС заказали еще три Метеор F-4 по 30 000 GBP за штуку, присвоив им номера 1403, 1404 и 1405.

Британское оружейное эмбарго было отменено только 19 июля 1949 года и, согласно договору, новые истребители должны были быть поставлены через три месяца после этого события. Пока первая пара изготовленных машин готовилась к перелету в Египет, 26 октября 1949, правительство страны заказало третью партию боевых Метеор F-4 из 7 самолетов. У фирмы Gloster эти 7 Метеоров были первоначально запланированы к постройке как британские машины с номерами VZ420-VZ426, но планы изменили и выпустили их как египетские, присвоив им номера от 1406 до 1412. Одновременно, сделали еще два заказа – один на дополнительную пару двухместных Метеор Т-7, получивших номера 1413 и 1414 (по цене 31 200 GBP),а о крупном заказе на Метеоры F-8, будет написано ниже.

Таким образом, Египетскими ВВС было заказано 12 боевых Метеоров F-4 и три двухместных Метеор Т-7.

Gloster Meteor T-7 N1400
Первым собранным фирмой Gloster для Египта Метеором стал двухместный самолет модели Т-7, получивший N1400. На этом снимке самолет еще не полностью промаркирован – пространство между двумя черными полосами на фюзеляже цвета дюраля, что заметно на фоне белого цвета опознавательных знаков. Также отсутствуют номера на подвесных баках.
Построенный для Египта Meteor F-4 на британском аэродроме
Крайне не типичная фотография египетского Метеора F-4, вероятно сделанная на заводе Gloster во время облета новой машины – истребитель несет только опознавательные знаки ВВС Египта и не имеет ни номеров, ни полос быстрого распознавания.

На следующий день после подписания порции новых контрактов – 27 октября 1949 два первых египетских Метеора наконец-то начали перелет в Египет, при этом была проведена зачетная «фотосессия». 29 октября оба самолета сели в Каире. Метеор F-4 N1401 перегонял M.Kilburn, а двухместный Метеор T-7 пилотировал летчик-испытатель фирмы Bill Waterton, в качестве пассажира с ним летел глава сервисного департамента F. Cook. После перелета Билл Уотертон должен был в течении месяца обучать египтян пилотировать реактивный истребитель, но уже через три недели последовал «стоп-приказ» из Великобритании и инструктор покинул своих подопечных.

Вылет первой пары Метеоров в Египет
Вылет первой пары Метеоров из Великобритании в Египет. Оба самолета, Метеор F-4 N1401 и Метеор T-7 N1400, имеют полный набор обозначений – бело-черные полосы быстрого опознания и арабские номера продублированные европейским шрифтом.
Пара египетских метеоров в ходе перелета на Ближний Восток
Еще один из снимков «фотосета», сделанных во время поставки первой пары Метеоров в Египет.

16 января 1950 прибыл Метеор F-4 N1402. Через месяц, 17 февраля прибыла тройка Метеоров F-4 N1403, N1404 и N1405, а также вторая «спарка» Метеор Т-7 N1413.

Египетский Метеор F-4 N1405 на Мальте
Метеор F-4 N1405 сфотографированный на Мальте во время перегонки в Египет.
Египетский Gloster Meteor F-4 N1406
Метеор F-4 N1406, возможно, также сфотографирован по дороге в Каир.

Следующая поставка произошла 27 марта, еще одна где-то в конце апреля, а 22 мая 1950 прибыли последние из 7 Метеоров F-4 третьего заказа и третий двухместный Метеор Т-7 N1414.

Egyptian Gloster Meteor F-4 N1407
Еще одна пара египетских Метеоров, сфотографированная на Мальте весной 1950. Попавший в кадр Метеор F-4 имеет N1407, от второго видна только законцовка киля.

Все самолеты первой партии были новыми, постройки фирмы Gloster. Как уже говорилось, Королевские ВВС Египта присвоили этим Метеорам номера серии 14ХХ, где первые две цифры обозначали тип самолета, в данном случае Gloster Meteor, а две последние – порядковый номер полученного самолета этого семейства. Соответственно двухместные Метеор Т-7 получили номера 1400, 1413 и 1414, а Метеоры F-4 – от 1401 до 1412.

Egypt Gloster Meteor T-7 N1400
Еще одна фотография египетского Метеор Т-7 N1400 – уже в полной окраске

Получив 12 Метеор F-4 и 3 Метеор Т-7 REAF (Royal Egyptian Air Force – Королевские ВВС Египта) сформировали новую 20-ю эскадрилью. Командовал эскадрильей опытный летчик, майор Omar Bakeer, ветеран 1411-го метеозвена во время Второй Мировой, в 1948-49 воевал на Спитфайре в ходе Палестинской войны. По некоторым сведениям, пилоты 20-й эскадрильи проходили переучивание в Великобритании, в любом случае они были достаточно квалифицированы, чтобы им доверили перегонку по крайней мере части заказанных машин из Великобритании в Египет.

Egyptian pilots near Meteor F-4
Египетские летчики после перегонки четверки Метеоров в Египет – Fikri Zahir, Taher Zaki, Musallam Nofail и неизвестный пилот около Метеора F-4.

Как уже вскользь упоминалось выше, 26 октября 1949, одновременно с дозаказом Метеоров F-4 и двухместных Т-7, Египет разместил еще один заказ – на этот раз на 19 более современных Метеоров F-8 по цене 31 500 GBP за каждый, присвоив им номера в диапазоне 1415-1433. Эта модификация обладала более мощными двигателями и намного большей скоростью по сравнению с Метеорами F-4. Внешне самолеты этой модели отличались немного удлиненным носом и спрямленным килем.

Еще 5 Метеоров F-8 Египет заказал в декабре 1949, присвоив им номера 1434-1438. Однако уже в декабре 1950 года работа по этим контрактам «зависла» из-за очередного британского эмбарго. Производитель не стал долго мучиться и быстренько вернул 14 изготовленных машин в стандартную конфигурацию RAF, сняв кондиционеры, а 10 машин включил в партию поставленную в Данию.

Египетские ВВС остро нуждались в дополнительных двухместных Метеорах Т-7. Контракт на три таких самолета подписали 26 сентября 1950 года, на этот раз планировалась поставка двух самолетов со складов RAF и одного бразильского Метеора. Как обычно, Метеоры попали под санкции британского МИДа и в 1953 году контракт был окончательно расторгнут.

Egyptian pilots at cocpit of Meteor T-7
Капитан Мустафа Шалаби Эль Хиннави в кабине одного из первых трех египетских Метеор Т-7, 21 марта 1950 года.

В апреле 1951 сменился командир действовавшей в Египте миссии RAF по тренировке и связи с REAF. Миссию возглавил подполковник R. Courtney, который своей первоочередной задачей посчитал ввод в эксплуатацию вспомогательного аэродрома Эль-Баллах в зоне Суэцкого канала в качестве учебного для египетских Метеоров и Вампиров. Надо сказать, что этот аэродром, хотя и принадлежал англичанам, но уже использовался египетскими ВВС в конце Палестинской войны.

18 мая подполковник Кортни собственноручно облетал египетский Метеор F-4 N1405, на следующий день слетал на N1409. 22 мая 1951 он на N1408 возглавил пятерку египетских Метеоров F-4 – с ним летели старшие лейтенанты Shalabi Al-Hinnawi и Zaki, лейтенанты Bahig и Mansour.

Британский советник оценивал моральный дух египетских пилотов довольно высоко, особенно у младших офицеров, а вот старшие по званию, начиная с капитанов, уже вовсе не стремились летать. С наземным персоналом дело обстояло несколько хуже чем с летчиками, но в целом довольно терпимо. Дисциплина поддерживалась, но была в большей части «на показ».

Летчики нормально летали в хороших метеоусловиях, но в вопросах навигации, полетов в сложных метеоусловиях и в тактике воздушного боя, были абсолютно не подготовлены. Считали, что в трудный момент «аллах вмешается и поможет», британский офицер, в свою очередь пытался до них донести, что курс тренировок им поможет надежнее, чем аллах.

В конечном итоге, более-менее натасканная англичанами 20-я эскадрилья Метеоров стала считаться элитой REAF, ежемесячный налет летчиков составлял 10-20 часов. Однако эффективность снижалась отсутствием системы обнаружения воздушных целей и наведения истребителей – у Египта имелась только одна РЛС в Эль-Арише на израильской границе.

В июне 1951 прошли полномасштабные британско-египетские учения «Exercise Contentment» по отражению гипотетического вторжения на Суэцкий канал с севера. Роль «агрессора» выполняли самолеты RAF действовавшие с Кипра. Поршневые Hawker Fury из 1-й эскадрильи REAF вместе с базирующимися в зоне канала эскадрильями RAF «защищали» канал, в то время как Метеоры 20-й эскадрильи REAF действовали со своих баз в районе Каира, «защищая» фланг. Британцы оценили действия ВВС Египта как «превосходные», но можно предположить, что все обеспечение – обнаружение «целей» и наведение египетских истребителей на них обеспечивали радиотехнические средства и операторы RAF.

В январе 1952 британский авиационный атташе в Каире в своем отчете указывал, что базирующаяся в Алмазе 20-я эскадрилья имела 9 боеготовых и один нелетный Метеор F-4, плюс один Метеор Т-7.

В тот же период началось оснащение Метеоров и Вампиров египетских ВВС реактивными снарядами Sakr местной разработки на своеобразных сдвоенных направляющих. Впоследствии, такие же направляющие египтяне устанавливали на МиГ-15 и МиГ-17.

В ноябре 1952 был потерян двухместный Метеор Т-7, когда во время авиационного показа лучший египетский летчик-истребитель, комэск 20-й эскадрильи, майор Omar Bakeer врезался в ангар. Пилот и пассажир погибли. Командование эскадрильей принял Тахер Заки.

Рост националистических настроений в Египте направленный на получение подлинной независимости от Великобритании, привел к тому, что политическое напряжение между странами постоянно нарастало. Со стороны широких слоев египетского общества была четко обозначена потребность вывода британских войск из самого «сердца Египта» – Суэцкого канала, власть короля Фарука не была абсолютной, в стране проходили выборы на которых обычно выигрывали националисты. Великобритания же мыслила реалиями начавшейся «Холодной войны» и была намерена держать эту стратегически важную водную артерию под своим полным военным контролем. Британский МИД вводил санкции против Египта за любой чих против английского владычества.

Тем временем участились нападения организации «братьев-мусульман» на британские военные объекты. 25 января 1952 англичане попытались разоружить гарнизон египетской вспомогательной полиции в Исмаилии, те оказали сопротивление, которое англичане подавили с применением танков, убив 41 полицейского и ранив еще 73, захватив в плен еще 900 человек. На следующий день в Каире начались всеобщие погромы против англичан, в которых, при попустительстве египетской полиции, было убито 11 европейцев. После событий «черного января» об отмене эмбарго речи не было.

Утром 23 июня 1952 в Каире произошел мятеж “Свободных офицеров” и король Фарук, который считался “проанглийским” был свергнут. Большинство личного состава ВВС поддержало революцию и египетские Метеоры, Вампиры, Галифаксы и Ланкастеры осуществили полеты над Каиром, Александрией и основными городами в дельте Нила, показывая свою поддержку. Генерал Наджиб, один из лидеров мятежа, утверждал, что агрессивные маловысотные полеты истребителей оказали большое впечатление и быстро подавили любое желание противостоять революции. Соответственно, после революции, вооруженные силы Египта лишились в своем названии слова Royal (Королевский) и вместо REAF стали именоваться просто EAF (Egyptian Air Force).

Дело, однако, вовсе не ограничилось изменением «вывески». Практически все офицеры в звании выше полковника были вынуждены уйти в отставку, что по факту означало разгром подготовленных англичанами штабных структур ВВС Египта. В дальнейшем, уже в самом движении «Свободных офицеров» развернулась острая борьба между президентом Наджибом и полковником Насером, последний в конечном итоге взял верх и новая волна «чисток» обрушилась на армию, авиацию и флот – теперь из авиации вышвырнули всех сторонников бывшего президента. Вскоре произошло неудачное покушение на Насера, после чего под запрет попали «Братья-мусульмане» и коммунисты, понятно, что все сторонники этих движенией также были «вычищены» из армии и ВВС. Разумеется, «чистки» отнюдь не способствовали укреплению кадрового состава ВВС.

Тем не менее, после революции, отношения с англичанами немного наладились и в декабре 1952 фирма Gloster получила разрешение продать Египту 12 Метеоров F-8. Наученная горьким опытом вводимых через каждые несколько месяцев эмбарго на поставку оружия в Египет, Gloster стала действовать по другому – не стала планировать долгий процесс производства новых самолетов для Египта, который бы по любому попал под новое эмбарго, а стала выкупать необходимое количество машин с хранения ВВС Великобритании, расконсервировать их, модернизировать для эксплуатации в условиях «сухого и жаркого климата» и продавать египтянам. Этому способствовало также то, что Метеоры уже не считались RAF сколько-нибудь современными машинами на фоне МиГ-15 и F-86 и, судя по индивидуальной истории машин, многие из них сразу с завода направлялись на хранение. Те, что не были распроданы по всему миру, в 1960-х были сразу с хранения отправлены на разделку как «потерявшие боевую эффективность».

В отличии от заказа и производства нового самолета, процесс покупки Метеора с хранения, расконсервации, техобслуживания и продажи занимал месяца три. Однако и это не было гарантией того, что заказ успеют выполнить. В декабре 1952 майор Уотертон привел в Египет группу из 4 Метеор F-8 с номерами 1416, 1417, 1418 и 1422, правда вместо пушек самолеты несли балласт. При этом два из четырех самолетов перегоняли египетские пилоты.

Egypt Meteor F-8 N1422 and N1416 at december 1952
Метеоры F-8 N1416 и N1422 в ходе декабрьской поставки 1952 года.

В 1953 году из-за серии очередных столкновений британской армии и египетской полиции в зоне канала было введено новое оружейное эмбарго и остальные 8 машин в Египет уже не попали, 5 подготовленных к продаже самолетов продали Бразилии, а 3 оставшихся – злейшему врагу Египта – Израилю!

Само собой, что при введении эмбарго под него попадали не только новые самолеты, но и все сопутствующие «товары» к уже проданным машинам – запчасти, покрышки колес, боеприпасы и подвесные баки. Все это довольно негативно сказывалось на возможности ведения боевой подготовки 20-й эскадрильи.

В целом же, политика англичан держать Египет, как собачку, на «коротком поводке», который то ослаблялся, то затягивался в зависимости от поведения «собачки», была не слишком умной и вызывала открытое недовольство среди широких масс египетского общества. Тем более, что во всем «третьем мире» был тренд на разрушение колониальной зависимости.

В конце концов, многолетняя кампания египтян против колониальных войск дала результат и в июле 1954 году полковник Насер смог договориться с Великобританией о постепенном выводе британских войск из зоны Суэцкого канала и передачи этой территории, разделявшей Синайский полуостров и основную часть Египта, под полный контроль Каира. Сам же Суэцкий канал, как весьма доходное предприятие, остался под управлением прежних владельцев – англичан и, частично, французов.

Так как конфликт между Лондоном и Каиром на данном этапе был погашен, в 1954 году британское оружейное эмбарго было снова отменено, начались новые поставки Метеоров Египетским ВВС. В 1955 году Египет получил еще 8 Метеоров F-8 (1415, 1419, 1420, 1421, 1423, 1424, 1425, 1426), все они были произведены в мае-июне 1954 года, поставлены в Королевские ВВС Великобритании, где примерно по полгода простояли на хранении в различных MU (Maintaince Unit), в феврале-марте 1955 были проданы обратно фирме Gloster, в мае-июне 1955 были перепроданы Египту. То есть самолеты были возрастом около года и с минимальным налетом, полученным при облетах после производства и снятия с консервации.

В 1955 году возобновилось и сотрудничество между ВВС обоих стран в рамках совместных учений, правда, это не были масштабные мероприятия, как прежде, а взаимодействие на уровне эскадрилий и специалистов. Англичане помогали отрабатывать воздушные бои, а также обеспечивали учебные стрельбы египетских Метеоров по воздушному конусу. Уже в первых вылетах экипажи британских самолетов-буксировщиков натерпелись такого страха от стрельбы египетских пилотов, что в 20-ю эскадрилью пришлось направить специалиста по прицелам. Египетские наземные службы не имели понятия об их настройке, британский офицер прочитал им лекцию и провел практические занятия.

ВВС Египта давно планировали обзавестись ночными перехватчиками, рассматривая в их качестве ночную модификацию DH Vampire NF-10, но, по обычным причинам, осуществить эти планы так и не удалось. Однако в июне 1955 англичане согласились продать Египту 6 вооруженных РЛС ночных перехватчиков Метеор NF-13 (N1427-1432) производства Armstrong Whitworth, самолеты, разумеется, были не новые, из состава британских ВВС, после капремонта.

Майор Salah el-Din Hussein прошел в Англии курс обучения на ночного перехватчика и, вернувшись домой, обучал подчиненных, включая Talaat Louca и Mottawi. Talaat Louca, закончил летную школу в 1952 году и освоил после этого Метеор F-4 в FTU в Алмазе под командованием Тахера Заки. Talaat Louca об освоении Метеор NF-13: «Мы переучились за 4 месяца, конечно, мы все были уже боеготовыми пилотами на дневных Метеорах, летая в 1954-55 годах».

По одним данным египетские Метеор NF-13 были выделены в отдельную 10-ю эскадрилью, по другим – были частью FTU (Fighter Training Unit).

Последними попавшими в Египет самолетами этого семейства стали три двухместных Метеора Т-7 из состава RAF, получившие номера N1439-1441. Два первых прибыли в декабре 1955, а третий – в феврале 1956 года.

Egypt dualseat Meteor T-7 N1439
Египетская «спарка» Метеор Т-7 N1439 из поставки 1955 года

Таким образом, за 7 лет в коротких перерывах между беспрерывными оружейными эмбарго Великобритания поставила Египту 36 самолетов семейства Gloster Meteor в следующих модификациях:

ТипКол-воНомера
Meteor F-4121401-1412
Meteor F-8121415-1426
Meteor NF-1361427-1432
Meteor T-761400, 1413, 1414, 1439, 1440, 1441
ВСЕГО36

Разумеется, что британская оружейная политика «кнута и пряника» касалась не только реактивных самолетов, а вообще любых летательных аппаратов, включая и учебные машины, недостаток которых негативно сказывался на возможности готовить пополнение для ВВС Египта. «Чистки» вымывали из ВВС офицерский состав, особенно командный состав британской школы, на их должности уходили опытные пилоты эскадрилий, а пополнение было весьма ограниченным как в количественном числе, так и в качестве подготовки.

Egyptian night intercepter Meteor NF-13 N1428
Ночной перехватчик Метеор NF-13 N1428, один из 6 поставленных Египту в 1955 году.

Летом 1954 года Франция и Израиль подписали секретный договор о поставке современного вооружения, включая реактивные истребители Dassault Mystere II, о котором было известно египетской разведке. Появление таких машин у противника должно было сразу обесценить уже порядком устаревшие египетские Метеоры и Вампиры. Из-за неготовности, Dassault Mystere II были заменены поставкой Израилю уже освоенных в производстве Dassault MD-450 Ouragan, однако и этот самолет заметно превосходил египетские машины, тем более, что сделку на более современные Dassault Mystere IV никто не отменял.

Понимая, что ничего путного от англичан им не добиться, в 1954 году представители египетских ВВС начали метаться по европейским странам и США, пытаясь закупить хоть какие-то современные боевые самолеты, но договориться удалось только с Италией на поставку все тех же 58 устаревших Вампиров FB-52A из состава ВВС Италии. Бесперспективность оружейных сделок с Англией и США, заставила египтян обратиться к Советскому Союзу и его сателлитам, вроде Чехословакии, с которой и была в сентябре 1955 года подписана «Чехословацкая оружейная сделка» по которой Египет в обмен на рис и хлопок получал 80 чехословацких S-103(лицензионные МиГ-15бис), 6 CS-102 (МиГ-15УТИ), 12 МиГ-17 и 39 Ил-28, 20 транспортных Ил-14 и 25 учебных Як-11, а также вооружения для сухопутных войск.

В результате в 1955 и 1956 году на страну обрушился вал новой реактивной авиатехники – начались поставки 58 Вампиров из Италии, возобновились поставки Метеоров и Вампиров из Великобритании. Уже одно это привело к дефициту подготовленных летчиков, а окончательно «добила» ситуацию с личным составом египетских ВВС поставка техники из Чехословакии. МиГи со стреловидным крылом были достаточно сложны в управлении и на них в первую очередь пересаживались пилоты уже освоившие Метеоры и Вампиры. Соответственно их место занимали еле подготовленные молодые летчики с поршневых машин.

Вообще система подготовки летчика включала следующие этапы. Сначала египетский курсант проходил в Билбеисе первоначальную летную подготовку на DH Chipmunk или Gomhouriya (лицензионный немецкий Bu-181). Затем осваивал Harvard, после чего будущий летчик-истребитель направлялся в «Fighter Conversion Unit» – для освоения поршневых истребителей. Там молодой пилот должен был освоить один из поршневых истребителей – Fiat G-55 или Macchi MC-205V, впоследствии во «вторую линию» перевели еще Spitfire-22 и Hawker Fury. Только после этого летчик пересаживался в кабину двухместного реактивного Метеора и Вампира, проходя «Jet Сonversion Сourse» в Алмазе. Немного полетав на одноместных британских реактивах, наиболее способные переходили на МиГ-15.

Так как пилотов не хватало даже на Вампиры и Метеоры, с прибытием советских самолетов возник просто дикий дефицит пилотов. В результате этого все внимание было сосредоточено на количестве выпускаемых пилотов, а вовсе не на их качестве. При этом инструкторами часто служили строевые летчики, сами имевшие пару сотен часов налета и как они учили курсантов – отдельная история. В 1955 году египетские ВВС даже хотели нанять 20 иностранных инструкторов, но «заманить» удалось только шестерых отставных британских пилотов, один из которых вспоминал, что египтяне очень боялись сорваться в штопор на DH Chipmunk, так как уже разбили три таких самолета и считали, что он не способен из штопора выйти. Оказавшись в воздухе на DH Chipmunk, британский пилот опробовал штопор, без проблем вышел из него и сделал вывод, что проблемы не в самолете, а в египетских инструкторах.

По отчетам британских военных в 1955 году 20-я эскадрилья EAF имела 20 Метеоров – по 7 исправных Meteor F-4 и Meteor F-8, а также по три неисправных самолета каждой модификации. Основой базой эскадрильи был Диверсор в зоне Суэцкого канала, но после того как в Александрию стали морем доставлять военные грузы, включая самолеты, часть египетских Метеоров была развернута на близлежащей авиабазе Декхейла. Примерно в тоже время произошла смена командования эскадрильи Метеоров – Тахер Заки отправился советником в Сирию, помогать союзникам осваивать собственные Метеоры, а на посту комэска его сменил Камаль Заки.

5 учебных «спарок» Метеор Т-7 и 6 перехватчиков Метеор NF-13 (1 несправный), в тот момент входили в состав FTU (Fighter Training Unit) на главной базе ВВС в Алмазе, где осуществлялось переучивание на реактивные машины.

Следующей осенью египетские  истребители Gloster Meteor приняли участие в отражении тройственной агрессии в ходе так называемого Суэцкого кризиса 1956 года.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика