Украинские Су-24 в войне – последний парад?
Несмотря на относительно небольшое количество способных подняться в воздух самолетов, украинские Су-24 в войне с Россией принимают самое непосредственное участие, более того, вопреки понесенным потерям, постоянно упоминаются в сводках обеих сторон. Попробую кратко рассмотреть историю украинских Су-24 и все что известно на данный момент об их применении в российско-украинской войне.
При развале Советского Союза независимой Украине достались семь бомбардировочных полков Су-24 – 7-й БАП в Староконстантинове, 29-й БАП в Бердянске, 69-й БАП в Овруче, 230-й БАП в Черляны, 727-й БАП в Канатово, 806-й БАП в Луцке и 947-й БАП в Дубно. Всего порядка 90 бомбардировщиков Су-24 и 120 более современных Су-24М.
Кроме того, на Украине базировалось два разведывательных авиаполка, имевших на вооружении разведчики Су-24МР – 12 таких самолетов было в 48-м ОГРАП (Коломыя) и 23 штуки в 511-м ОРАП (Буялык), всего 35 Су-24МР.
В 118-м Отдельном Авиационном Полку Радио-Электронной Борьбы (ОАП РЭБ) в Черткове имелось 6-8 постановщиков помех Су-24МП (практически все построенные машины этой модификации).
Су-24 самолет достаточно сложный и дорогой в эксплуатации, не прост в пилотировании, насыщен сложной и капризной электроникой, поэтому не удивительно, что вся эта украинская бомбардировочная армада стала быстро и неотвратимо “сдуваться”. Первыми “ушли” простые не модернизированные Су-24, а также постановщики помех Су-24МП. Впрочем, поголовье Су-24М и Су-24МР также сокращалось и, по итогу, в составе Повитряных Сил Украины осталась одна 7-й Бригада Тактической Авиации (в/ч А2502) в Староконстантинове, вооруженная этим типом самолета. В составе 7-й БрТА две боевых эскадрильи – 1-я бомбардировочная на Су-24М и 2-я разведывательная на Су-24МР. Есть также несколько учебных Л-39С для поддержания летных навыков.
Когда в 2014 году, после кровавого киевского майдана началась Крымская весна и восстание на Донбассе, в 7-й БрТА активизировалась подготовка к возможным боевым действиям. Техсостав начал “поднимать” выведенные из эксплуатации борта, а летчики заметно увеличили интенсивность полетов.
Одним из результатов стал разбитый при посадке Су-24М N83, пилот совершил заход на посадку на повышенной скорости, в результате чего при касании основными стойками шасси самолёт дал “козла”. Лётчик резко отдал РУС от себя, чем усугубил дальнейшее прогрессирование “козла”, в результате очередное касание ВПП произошло носовой стойкой шасси. Перегрузки при ударе превысили расчётные и носовая стойка шасси сломалась. Началось разрушение конструкции самолёта и возгорание, пилот комэск полковник Денис Качан и штурман лейтенант Панас Дудник катапультировались, а самолет полностью сгорел. Панаса Дудника списали по инвалидности, Денис Качан продолжил службу в 7-й БрТА, правда неясно, продолжил ли летать или занял нелетную должность.
В мае 2014 на Донбассе начались полномасштабные боевые действия между ополчением ДНР/ЛНР и украинской армией. Из 7-й БрТА первоначально была задействована группа из четверки Су-24МР, которая действовала с аэродромов Миргород, Канатово, Чугуев и Кульбакино, осуществляя разведку как района боевых действий, так и границы с РФ. Большой интенсивностью эти полеты не отличались – Су-24 лишь изредко попадали на фото и видео. Так, например, в июле 2014 наиболее летавший экипаж совершил всего 7 вылетов.
По словам одного из летчиков, майора Трошина, весной 2014 полеты могли совершать только 5-6 Су-24. Поначалу вели в основном разведку, причем в конце июня и в начале июля для этого иногда использовали даже бомбардировщики Су-24М. “По вражеским целям мы тогда работали редко и очень осторожно – ведь местность густо заселена”.
Разведку Су-24МР вели с малых и средних высот, что позволяло стрелкам-зенитчикам ополчения попытаться достать их из ПЗРК. Это удалось 1 июля 2014, около 17-00 ракета ПЗРК ополчения поразила левый двигатель летевшего на высоте 100 метров Су-24МР N11 в районе Семеновки, около Славянска. Разведчик пилотировал подполковник Евгений Булацик, штурманом летел майор Александр Трошин.
По утверждению украинского экипажа по самолету было выпущено 4 ракеты, три из которых ушли на тепловые ловушки. Четвертая “выбила” левый двигатель и повредила топливную систему. Несмотря на утечку топлива украинский экипаж решил возвращаться на аэродром базирования в Миргород, до которого было 330 км. Уже на заходе, левый двигатель загорелся, но система пожаротушения справилась с возгоранием, а окончательно самолет залили пеной на земле.
Полковник Евгений Булацик и Александр Трошин были награждены орденом “За мужество” 3-й степени. В 2018 Булацик сменил Николая Коваленко на должности командира 7-й БрТА и, видимо, остается на этой должности и в ходе войны 2022 года. Трошин к этому моменту уволился в запас, хотя, теоретически мог и вернуться в строй по мобилизации.
Несмотря на довольно серьезные повреждения, Су-24МР N11 был восстановлен за три месяца методом замены хвостовой части от “донора”. К 2021 году межремонтный ресурс у этого борта закончился и его перевели на хранение, но самолет исправен и, очевидно, в 2022 году возвращен в строй.
Уничтожение ракетой ПЗРК украинского разведчика Ан-30 и повреждение Су-24МР привело к тому, что украинская армия просто перестала применять эти типы самолетов-разведчиков в зоне боевых действий, что несомненно стало крупным успехом ополчения.
Однако, бомбардировщики Су-24М все больше подключались к нанесению бомбо-штурмовых ударов по Донбассу, правда для них установили нижнюю границу применения вооружения в 5000 метров, что конечно, сказывалось на точности и эффективности этих ударов. Считается, что украинские Су-24М довольно активно использовались в приграничных районах ЛНР, в основном сбрасывая 500-кг ОФАБ, известен также удар пары Су-24М 9 августа по железнодорожной станции Антрацит.
20 августа расплата настигла экипаж Су-24М N27 в районе Хрящеватого в ЛНР. Самолет пилотировал подполковник запаса Андрей Антонов, штурманом был майор Александр Карачов.
По словам Антонова, экипаж почувствовал удар в районе двигателя, в кабине появился дым и гарь, самолет потерял управление. Бомбардировщик шел на приличной высоте и, по мнению командира экипажа, Су-24М был сбит российским ЗРК “Панцирь”. Но, судя по попаданию в двигатель, это вполне могла быть ракета с тепловым наведением от самоходного ЗРК Стрела-10, несколько таких ЗРК уже притащило “северным ветром” в ДНР и ЛНР.
Так или иначе, но экипажу пришлось катапультироваться и через несколько часов они вышли к своим. При медосмотре, у Антонова обнаружили повреждения позвоночника и окончательно списали с летной работы.
Хотя Су-24М может применять широкую номенклатуру управляемого вооружения советского производства, в ходе боевых действий они фактически использовали только “чугуний” и НУРС при помощи визуального прицеливания. Видимо, это связано с неудовлетворительным состоянием бортовых навигационно-прицельных систем самолетов, а также слабой освоенностью летным составом высокоточных средств поражения.
8 сентября 2014 года произошел инцидент, который потом назвали попыткой угона Су-24 в Россию. В этот день майор Юрий Киреев совершал полет вдоль российско-украинской границы на Су-24МР N36. Штурман решил, что в районе города Шостка пилот увел самолет с назначенного курса с целью перелететь границу и сесть в Курске, потребовал от командира вернуться на проложенный им курс. Что на самом деле происходило в кабине до конца не ясно, возможно, какой-нибудь молодой и амбициозный штурман решил поучить командира экипажа, может пилот ошибался и не доверял штурманскому искусству. Так или иначе, через некоторое время Киреев, вернулся на “правильный курс” и самолет сел на базе.
Штурман-свидомит тут же написал докладную “о попытке угона самолета в Россию” и пустил ее по команде. Киреева вначале отстранили от полетов, а 22 сентября отправили в ласковые руки СБУ, в “подвалах избушки” опытные “специалисты” быстро доказали, что Киреев – москаль, который не скачет, новый киевский режим совершенно не уважает, к карательной операции на Востоке относится отрицательно и взглядов своих в кругу сослуживцев не скрывает. Брат-священник, который приезжал к нему в гости – был назначен агентом ГРУ, склонявшим его к госизмене, а боевые вылеты Киреев срывал под надуманными отказами оборудования (интересно как, в кабине же всегда еще и штурман?)
Усугубляло его вину и то, что жену он отправил в Россию и сам вроде хотел выехать во время летних боев, но ему конечно, не позволили – экипажей не хватало. Тогда он якобы и задумал угон Су-24 в РФ, но из-за несогласованности с российскими наземными службами и активной жизненной позиции штурмана, так и не решился на это. Несмотря на то, что Киреева два года мурыжили в подвалах СБУ, версия с угоном получилась не слишком убедительной даже для украинского суда, в 2016 году суд отправил дело на доследование. То ли СБУ грамотно переработало материалы, то ли просто сменили состав суда, но в 2017 Юрию Кирееву все-таки впаяли 12 лет за несостоявшуюся “госизмену”.
Всего в ходе военной компании весны-осени 2014 года 7-я БрТА произвела около 150 боевых вылетов с потерей одного бомбардировщика и повреждением разведчика.
Ремонт украинских Су-24М и Су-24МР производится на Николаевском Авиаремонтном Предприятии (НАРП), но в отличии от относительно простых МиГ-29 и Су-25, ремонт этих самолетов довольно сложная задача в условиях отсутствия поставок запчастей и идет крайне медленно. Если в прежние времена было возможно просто снимать узлы, агрегаты и электронные блоки с находящихся на хранении бортов, то с неотвратимым течением времени пришлось все больше восстанавливать компоненты, например, в электронике приходится выпаивать компоненты и устанавливать годные.
В ноябре 2014 НАРП передал 7-й бригаде первое пополнение – отремонтированный Су-24М N41 в новомодном “пиксельном” камуфляже, правда, надо заметить, что этот борт с серийным номером 1041636 был отправлен на завод еще в далеком 2004 году, то есть его ремонт занял 10 лет.
Уже в ходе войны на Донбассе, летом 2014, для ремонта на НАРП передали три разведчика Су-24МР с серийными номерами 0741612, 0741613 и 0741607. Ремонт их шел, совершенно разными темпами, например Су-24МР борт 0741612 вышел с завода уже в 2015 году получив пиксельный камуфляж и желтый номер 59. На пару с ним, кстати, в этом рекордном году выкатили еще и бомбардировщик Су-24М N20 sn 1341605 (поступил на завод в 2012).
С оставшимися двумя разведчиками дело пошло гораздо печальней. Су-24МР N60 sn 0741613, выкатили с завода только в конце 2018 года, то есть ремонт занял больше 4 лет.
В 2019 на НАРПе закончили ремонт бомбардировщика Су-24М N08, и только в 2020 завершили ремонт Су-24МР N54 sn 0741607, который мариновали аж с лета 2014 года.
Наконец, в 2021 отремонтировали Су-24М N44 sn 1041650.
Всего, таким образом с 2014 по 2021 год НАРП отремонтировал 4 бомбардировщика Су-24М и 3 разведчика Су-24МР, в среднем по одному борту в год, при потребности – 3 самолета в год. Ну и стоит упомянуть, что нормативный срок ремонта Су-24 – 120 рабочих дней, то есть меньше полугода.
На лето 2020 года на территории НАРП, среди прочего, находилось 5 Су-24М на ответственном хранении, из которых 3 списанных в избыточное имущество (серийные номера – 0915344, 0915340, 0915342) и два Су-24М принадлежащих Министерству Обороны Украины и переданных на ремонт в 2014 году, но из-за отсутствия финансирования ремонт их был прекращен (серийные номера – 0615315 и 06125318)
Еще 2 Су-24 в 2020-м году на НАРПе находились в ремонте – разведчик sn 0741607 – это уже упоминавшийся Су-24МР N54 закончивший ремонт в том же году, и один “бомбардувальник” Су-24М sn 0915314, который начали ремонтировать без заключения договора, чтобы загрузить людей работой. Судьба этой машины неизвестна – данных о его выкатке нет, но даже если это и произойдет, в условиях военного времени было бы наивно ожидать пресс-релизов об этом событии.
Пока НАРП за несчастные 1,5 миллиона долларов пытается реанимировать очередного “покойника”, растягивая удовольствие на несколько лет, Одесский авиаремонтный завод сделал попытку срубить бабла по крупному, в 2017 году предложив родному Министерству Обороны создание новой модификации разведчика Су-24МР с приданием ему возможности ведения разведки в реальном масштабе времени – то есть передачи данных с борта на командный пункт непосредственно в полете. Для этого Одесский завод даже получил один Су-24МР, который используется в качестве презентационного макета. В 2020 финансирование проекту урезали, сославшись на необходимость приведения конструкторской документации в надлежащий вид.
Впрочем, учитывая малое количество имеющихся в строю Су-24МР и довольно большую стоимость замены бортовой электроники и создания наземной базовой станции, украинские военные, похоже, не сильно ухватились за эту идею и о каких-то реальных успехах в этом проекте не сообщалось.
В ходе относительно “мирных” лет – с конца 2014 по февраль 2022 года 7-я БрТА регулярно проводила различные учения, зачастую связанные с переброской на различные аэродромы, включая как основные вроде Кульбакино, Луцка и Миргорода, так и резервные типа реанимированного Канатово. В 2016 году отрабатывалась взлет и посадка на автомагистраль Киев-Чоп, а в сентябре 2019 один из экипажей Су-24 отрабатывал заправку в воздухе от однотипного самолета.
Вместе с тем, вопрос с уровнем подготовки летного состава очень неоднозначный. После явного всплеска налета в 2014 году, когда экипажи готовились к войне на Донбассе и участвовали в боевых действиях, в дальнейшем он снова стал снижаться. Есть данные, что, например, в 2019 году за первые три месяца средний налет составил 3 ч 22 м, то есть чуть больше часа в месяц, возможно в летние месяцы он увеличивался, но и в таком случае вряд ли превышал 20-30 часов в год – а это достаточно мало для такого сложного самолета как Су-24.
Также известно, что, например, заместитель командира 7-й БрТА полковник Максим Сикаленко, который будет сбит и погибнет в 2022 году, с 1995 по март 2018 года налетал всего 545 часов, то есть грубо по 25 часов в год, при общепринятой в мире норме 100-120 часов.
В одном из источников утверждается, что в 2016 году 7-я БрТА имела на вооружении 14 бомбардировщиков Су-24М и 8 разведчиков Су-24МР, а также 3 учебных Л-39С Альбатрос.
Понятно, что в боевом составе постоянно идут изменения, “старые” самолеты выбивают ресурс и встают на хранение, “новые” приходят с НАРПа. В список “живых” машин включены самолеты, которые были замечены в воздухе или в “работе” на аэродроме с 2014 года. Вероятно, многие из не ремонтировавшихся машин, находятся на исчерпании межремонтного или календарного ресурса и стоят на хранении, но в условиях войны были возвращены в строй. Итого – примерный боевой потенциал 7-й БрТА может составлять 16 бомбардировщиков Су-24М и 9 разведчиков Су-24МР. Конечно, чисто теоретически могут быть реанимированы и самолеты которые встали к забору раньше – на рубеже 2010-х, а также 1-2 самолета досрочно и без рекламы переданные с НАРПа, но тут еще возникают вопросы с летным составом, с которым, похоже, все не очень хорошо.
Бомбардировщики Су-24М и разведчики Су-24МР в строю 7-й БрТА, а также стоявшие на хранении, но летавшие в период 2014-2022 годов
Бомбардировщики:
Су-24М N02, sn 0715335, в 2016 – в рабочем состоянии
Су-24М N06, sn 1041647, в 2018 – в рабочем состоянии
Су-24М N08, sn 1041611, в 2019 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24М N18, sn 1041648, в 2016 в полете
Су-24М N20, sn 1341605, в 2015 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24М N21, sn 0315303, в 2014 – в полете
Су-24М N22, sn 0715347, в 2017 – в полете
Су-24М N26, sn 1341606, в 2017 – в полете
Су-24М N28, sn 0815328, в 2016 – в полете
Су-24М N41, sn 1041636, в 2014 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24М N44, sn 1041650, в 2021 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24М N45, sn ? , в 2017 – в полете
Су-24М N46, sn 1341606, в 2017 – в полете
Су-24М N49, sn 1141601, сбит 10 апреля 2022, погиб м-р А. Коваленко
Су-24М N66, sn 0715336, в 2016 – в полете
Су-24М N77, sn 1041653, сбит 27 февраля 2022, м-р Белоус, к-н Довгалюк – погибли
Разведчики:
Су-24МР N11, sn 0415304, в 2015 восстановлен после боевых повреждений, в 2021 передан на хранение по остатку ресурса с возможностью быстрой реактивации. Чтобы не смотрелось дико, после замены хвостовой части фюзеляж перекрасили в темно серый, а вот плоскости не стали и заметно, что они унаследовали оригинальную окраску. Акулью пасть сохранили.
Су-24МР N16, sn 0315306, в 2017 – в полете
Су-24МР N17, sn 0315302, в 2016 – в полете
Су-24МР N35, sn 0215303, в 2015 – в полете
Су-24МР N36, sn 0415307, в 2016 – в полете
Су-24МР N54, sn 0741607, в 2020 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24МР N59, sn 0741612, в 2015 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24МР N60, sn 0741613, в 2018 – отремонтирован, получил пиксельный камуфляж
Су-24МР N93, sn 0315305, в 2017 – в полете
Тип | № | Сер. № | Примечания |
---|---|---|---|
Су-24М | 2 | 715335 | 2016 - в рабочем состоянии |
Су-24М | 6 | 1041647 | 2018 - в рабочем состоянии |
Су-24М | 8 | 1041611 | 2019 - отремонтирован |
Су-24М | 18 | 1041648 | 2016 - в полете |
Су-24М | 20 | 1341605 | 2015 - отремонтирован |
Су-24М | 21 | 315303 | 2014 - в полете |
Су-24М | 22 | 715347 | 2017 - в полете |
Су-24М | 26 | 1341606 | 2017 - в полете |
Су-24М | 27 | 815327 | Сбит 20 августа 2014, экипаж спасен |
Су-24М | 28 | 815328 | 2016 - в полете |
Су-24М | 41 | 1041636 | 2014 - отремонтирован |
Су-24М | 44 | 1041650 | 2021 - отремонтирован |
Су-24М | 45 | ? | 2017 - в полете |
Су-24М | 46 | 1341606 | 2017 - в полете |
Су-24М | 49 | 1141601 | Сбит 10 апр 2022, погиб м-р А. Коваленко |
Су-24М | 66 | 715336 | 2016 - в полете |
Су-24М | 77 | 1041653 | Сбит 27 февр 2022, м-р Белоус, к-н Довгалюк - погибли |
Су-24М | 83 | 615303 | Разбит при посадке 21 марта 2014 |
Су-24МР | 11 | 415304 | Поврежден ракетой 1 июля 2014, восстановлен |
Су-24МР | 16 | 315306 | 2017 - в полете |
Су-24МР | 17 | 315302 | 2016 - в полете |
Су-24МР | 35 | 215303 | 2015 - в полете |
Су-24МР | 36 | 415307 | 2016 - в полете |
Су-24МР | 54 | 741607 | 2020 - отремонтирован |
Су-24МР | 59 | 741612 | 2015 - отремонтирован |
Су-24МР | 60 | 741613 | 2018 - отремонтирован |
Су-24МР | 93 | 315305 | 2017 - в полете |
2022 – последний парад наступает
Вполне резонно предположить, что основной аэродром 7-й БрТА – Староконстантинов подвергся ракетному удару утром 24 февраля, в день начала российской “спецоперации”. При этом, практически со 100 % уверенностью можно утверждать, что потерь в самолетах Су-24 бригада не понесла. Очевидно, что боевые самолеты 7-й БрТА, как и других украинских авиачастей, были заблаговременно выведены из под удара на запасные аэродромы. Нет также сведений о потерях наземного персонала 7-й авиабригады в результате российских ударов. Единственным известных “успехом” упреждающего удара по Су-24 была всплывшая в сети фотография разбомбленного отстойника Су-24 в Белой Церкви.
Как известно, в тот же день российский вертолетный десант с боем захватил аэродром в Гостомеле. Украинское командование задействовало свою авиацию для ударов по этому аэродрому, сразу же заявив, что в них принимали участие Су-25, Су-24М и Су-24МР, которые потерь не понесли. В принципе, не соврали, просто не упомянули участие в налетах своих МиГ-29, один из которых был сбит. Участие в налете Су-24 подтверждал и один из российских спецназовцев – “потом прилетели 24-ки, только Су, и сбросили большие ржавые бомбы”.
Впоследствии стало известно, что в этом налете был сбит один украинский Су-24М, экипаж которого – майор Николай Савчук и майор Дмитрий Куликов погибли. Майор Куликов был одним из соавторов украинской статьи об особенности применения Су-24М над морем – “Аналiз факторiв, що впливають на виковання польотiв над морем”. Тела летчиков вернули после отступления российских войск из под Киева. Посмертное награждение произвели в указе президента Украины от 26 марта орденом “За мужество” 3-й степени посмертно.
Со своей стороны Народная милиция ЛНР, заявила, что в этот день было сбито два украинских Су-24 вблизи поселков Смелое и Степовое, но никаких подтверждений этому до сих пор нет.
Следующее упоминание украинских Су-24 было опубликовано 27 февраля. Штаб Повитряных Сил заявил, что фронтовой “бомбардувальник” Су-24М одним заходом разгромил колонну из 20 единиц войсковой техники РФ. Возможно, имелся в виду предыдущий день, потому что к вечеру было заявлено, что “боевую работу штурмовиков по наземным целям продолжили Су-24М, которые уничтожали колонны вражеской техники в Киевской, Житомирской, Черниговской и Запорожской областях”. Однако, все эти замечательные успехи не привязаны к конкретным локациям и поэтому практически не поддаются проверке.
О грустном командование Повитряных Сил сообщить постеснялось, однако позже стало известно, что в этот день, 27 февраля, за свою фронтовую активность 7-я БрТА расплатилась потерей Су-24М N77 sn 1041653 и его экипажем – погибли замкомэска майор Руслан Белоус и штурман эскадрильи капитан Роман Довгалюк, бомбардировщик был сбит около села Березовка Богучанского района Киевской области и упал на жилой дом. По свидетельствам российских солдат, этот экипаж перед своим уничтожением поразил российский БТР.
2 марта “Командування Повітряних Сил ЗСУ” отчиталось, что экипажи “бойових літаків Су-24М і Су-25” уничтожали колонны войсковой техники и живой силы россиян в Киевской, Сумской, Черниговской и Харьковской областях.
И снова украинское командование скромно промолчало о том, что в этот день, 2 марта, в Новоград-Волынском районе был сбит украинский Су-24, экипаж которого – пилот полковник Николай Коваленко и штурман капитан Евгений Казимиров погибли.
Что примечательно, экипаж был мобилизованным. Полковник Николай Коваленко с 2013 по 2018 был командиром 7-й БрТА, а потом ушел одним из замов в Харьковкий университет ВВС. Штурман Евгений Казимиров вообще капитан запаса, выпускник Харьковского летного училища 1997 года, который уволился из армии около 10 лет назад и работал на Новой Почте. По свидетельству интернет-изданий “так как пилотов и, особенно, штурманов очень не хватало” с началом войны вернулся в строй. “Погиб на 7-й день войны в ходе выполнения боевого задания, его самолет прикрывал нашу колонну и где-то под Новоград-Волынским в фюзеляж попала ракета, все кто был на борту погибли”. Журналисты и прочие фейсбуко-пейсатели, конечно, доставляют пассажами вроде прикрытия колонны при помощи Су-24.
Другое героическое описание этого события выглядит так: “С первого дня войны пришел в военкомат, как летающий штурман. 2 марта его самолет поднялся в воздух из-за угрозы атаки на аэродром, дальше на Житомирском направлении был воздушный бой. Со слов селян, летчики уберегли от разгрома село Довбыш Новоград-Волынского района – вывели “литак” в лес, и, наверное, в тот самый момент в кабину попала ракета”.
В сухом остатке, отбросив все эти байки про прикрытие колонны или “зберегания” села от разгрома, имеем следующее – украинский Су-24 взлетел, был перехвачен и уничтожен ракетой российского истребителя, экипаж погиб, обломки где-то в лесу около села Довбыш.
Практически каждый день в сводках украинского командования присутствует шаблонная фраза о действиях украинской ударной авиации, однако практически никогда нет никаких подробностей, позволяющих хоть как-то оценить их боевую работу. Достаточно редкое исключение – сводка от 5 марта. “Экипажи боевых самолетов Су-24М и Су-25 осуществляли авиационную поддержку Сухопутных Сил Украины. На подступах к Броварам, в районе населенного пункта Перемога, защитниками Украины был нанесен авиационный удар по 15-й Отдельной мотострелковой бригаде Центрального округа РФ, потери уточняются.”
В тот же день другой сводке была стандартная безликая информация: “Важно обозначить работу ударной авиации Повитряных Сил – бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25, который совершили несколько авианалетов на вражеские колонны, нанеся бомбоштурмовые удары”.
В сводке за 11 марта была упомянута некая “Группа тактического назначения” в составе бомбардировщиков Су-24М, штурмовиков Су-25 и вертолетов Ми-24П, которая совершила до десяти налетов на колонны вражеской техники и нанесла удары по бронетехнике и живой силе российских войск.
Утром 13 марта российские военные заявили об уничтожении украинского Су-24 в районе Любимовки, скорее всего имелось в виду уничтожение в течении суток, то есть могло быть и вечером 12 марта. Эта заявка подтвердилась – позже стало известно, что 12 марта при попытке атаковать позиции российских войск в Новой Каховке, между Беляевкой и Любимовкой в Херсонской области был сбит украинский Су-24М, который пилотировал очередной экипаж из отставников 7-й БрТА. Пилотировал самолет бывший замкомбрига подполковник Валерий Ошкало, вышедший в отставку в 2018, а его штурманом был майор Роман Чехун, который уволился из Повитряных Сил в октябре 2021, но уже 25 февраля 2022 вернулся в строй. Говоря о полетах летчики всегда избегают слова “последний”, заменяя его на “крайний”, но этот вылет для обоих “отставников” оказался последним в самом плохом смысле этого слова. Оба летчика были 26 марта посмертно награждены орденом “За мужество” 3-й степени. Чехун, кстати, был однокурсником погибшего 2 марта Казимирова, того же 1997 года выпуска.
В вечерней сводке 13 марта МО РФ было: “Днем 13 марта авиацией и ПВО ВКС России сбиты в воздухе: один самолет Су-24 украинских военно-воздушных сил в районе населенного пункта Новый Быков…” Судя по всему, имеются в виду все-таки разные заявки, потому что второй эпизод вошел и в следующий отчет, озвученный утром 14 марта – “Всего за прошедшие сутки авиацией и средствами противовоздушной обороны ВКС России сбито 16 воздушных целей: по одному самолету Су-24 и Су-25 военно-воздушных сил Украины, один вертолет Ми-8 и тринадцать украинских беспилотных летательных аппаратов, в том числе шесть Байрактар ТБ-2”.
Авиация Повитряных Сил отчиталась о нанесении 15 марта ракетно-бомбовых ударов по наземным целям “Группой Тактического назначения” в составе бомбардировщиков Су-24М, штурмовиков Су-25 и вертолетов Ми-24 армейской авиации. “… под прикрытием истребителей совершили 9 авианалетов на колонны вражеской техники и скопления войск”.
17 марта украинцы заявили, что их бомбардировочная и штурмовая авиация снова атаковали колонны российской броне и автомобильной техники. Следующий раз в украинских сводках “бомбардувальники Су-24М та штурмовики Су-25” появились 20, 21, 22 и 24 марта – наносили удары по скоплениям техники, танковых колонн и живой силы. Никаких уточнений по количеству вылетов или местам ударов не было.
21 марта погиб еще один летчик из состава 7-й БрТА – пилот майор Вячеслав Ходаковский, который за неделю до этого, 13 марта, был награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени. Самолет упал в Запорожской области, на территории занятой украинскими войсками. Медийных сообщений его гибели с украинской стороны на данный момент нет, информацию выложил Телеграмм-канал https://t.me/ragulinho, они же предоставили автору и доказательства смерти украинского пилота в результате боевых действий. Штурман этого самолета, капитан Корнейчук, успешно катапультировался и вышел к своим.
22 марта около Сулиговки в ДНР был сбит Су-24М N49 майора Алексея Коваленко (не путать с бывшим комбригом 7-й БрТА полковником Николаем Коваленко, тоже погибшим). Второй член экипажа, штурман, как утверждается, успешно катапультировался и ушел к своим. Один глазастый человек рассмотрел на обгорелых обломках хвоста серийный номер 1141601, который принадлежит бомбардировщику Су-24М N49.
25 марта Командование Повитряных Сил ЗСУ отчиталось прямо таки об успешных боевых действиях своей ударной авиации, которая, под прикрытием истребителей, как обычно наносила ракетно-бомбовые удары по колоннам техники, скоплениям войск и логистике противника.
Российское командование подтвердило появление в воздухе вражеской авиации, заявив, что средствами ПВО сбиты в воздухе над населенным пунктом Вишневое три украинских самолета (два Су-25 и один Су-24).
26 и 27 марта, украинские военные заявили, что их истребители патрулируют воздушные просторы осуществляя перехват воздушных целей, истребительное прикрытие войск и объектов, а ударная авиация продолжает наносить удары по противнику под прикрытием истребителей.
28 марта Минобороны РФ подтвердило, что украинские боевые самолеты все еще появляются в воздухе, заявив об уничтожении в течение дня в воздухе трех самолетов военно-воздушных сил Украины: двух Су-24 – западнее населенного пункта Коростень в Житомирской области и одного Су-25 – над населенным пунктом Дружковка в Донецкой области.
29 марта вооруженные силы России нанесли ракетный удар по авиабазе Староконстантинова, основной авиабазе 7 БрТА, далеко не факт, что Су-24 там базировались в это время, но, вероятно, какие-то достойные цели там были.
30 марта российские военные заявили, что в районе Тумени Ровенской области близ украинско-белорусской границы в ходе воздушного боя сбит Су-24 военно-воздушных сил Украины. Действительно, в этот день 7-я БрТА потеряла один самолет вместе с экипажем. Погибли – майор Константин Городничев и полковник Максим Сикаленко, на тот момент командир 7-й авиабригады. Оба были посмертно награждены орденом “За мужество” 3-й степени. Су-24М вел минирование приграничной полосы с Белоруссией, получил повреждения, пытался вернуться на аэродром базирования в Канатово, но потерпел катастрофу в его районе.
Украинское командование в последующие дни все также продолжало заявлять о действиях своих ударных самолетов, причем это в определенной мере подтверждается данными с российской стороны фронта об эпизодическом появлении украинских самолетов на сверхмалых высотах, однако какого-то заметного воздействия на ход боевых действий их редкие “наскоки”, видимо, не оказывают. По крайней мере, если украинскую артиллерию упомянают постоянно, как серьезную силу, то “жалоб” на украинскую авиацию – нет, скорее констатация факта, что изредка появляется.
9 апреля Командование Повитряных Сил в очередной раз упомянуло “бомбардувальники Су-24М” которые поддерживают наземные войска ударами с воздуха.
11 апреля 2022 подполковник Вячеслав Циганков и капитан Олег Пасечник получили звание “Героев Украины” за “выполнение спецзадания”, причем, получили прижизненно. Что именно за спецзадание не известно, возможно, связано с одним из ударов по российской территории, хотя самый известный из них (по нефтебазе в Белгороде) на счету экипажа украинского Ми-24, также не подходит и участие в операции по уничтожению ракетного крейсера Москва, так как награждение произошло раньше этого.
Украинское командование день за днем нудно сообщает о действиях своей ударной авиации, но, как обычно никаких подробностей не приводится – ни места ударов, ни количество самолето-вылетов, ни видеофиксации с земли или беспилотников. И это уже давно начало напоминать какую-то мантру или ежевечернюю молитву для верующих, однако время от времени российская сторона неожиданно подтверждает действия украинских Су-24 своими заявками на сбитые самолеты.
Например, 28 апреля МО РФ сообщило об уничтожении украинского Су-24 над Николаевкой в Луганской Народной Республике. Позже появилось неофициальное утверждение, что “в конце апреля произошло историческое событие. Боевое крещение получил МиГ-31. Впервые за свою большую 40-летнюю историю экипаж мигаря на боевом патрулировании сбил фронтовой бомбардировщик Су-24М Повитряных Сил Украины, который шёл бомбить нашу колонну. Счёт шёл на секунды, экипаж принял решение, сработал, и самолёт противника воткнулся в землю”. На данный момент потеря украинского Су-24 в этот день не подтверждена.
С 5 мая начали нарастать события в районе острова Змеиный, находящегося недалеко от украинского побережья. После потопления РКР Москва, оснащенного морским вариантом ЗРК С-300, российские войска попытались укрепить ПВО острова переброской армейских средств ПВО малой дальности, в частности ЗРК Тор.
Одновременно украинцы задействовали свою группировку Байрактаров для воздушной блокады острова. Первыми попали под удар катера ФСБ типа БК-16 (аналогичные известным “Раптор” из состава ЧФ). Украинские ролики обрезаны, то есть потопления не показывают, были катера потоплены или повреждены пока непонятно. После этого по крайней мере один ЗРК Тор был уничтожен на острове украинским Байрактаром, за этим последовало поражение десантного катера ВМФ РФ класса Серна и уничтожение, как утверждают украинцы, российского вертолета Ми-8АМТШ на самом острове. В общем, говорить об “неэффективности” Байрактаров оснований нет.
Уничтожив средства ПВО на море (РКР Москва) и острове (ЗРК Тор), украинские военные начали наносить удары по острову Змеиный авиацией. 5 мая МО РФ заявило об уничтожении 3 украинских самолетов, одним из которых был назван Су-24, как раз в районе острова Змеиный.
Наконец, 7 мая украинские военные начали операцию по захвату острова. Высадка была намечена по всем канонам десантных операций – вертолетный и морской десант при поддержке Байрактаров и боевой авиации. Появилось снятое с Байрактара видео нанесения украинскими самолетами эффектного бомбового удара по Змеиному с последующей детонацией складированных боеприпасов, также были полностью уничтожены здания погранзаставы. Тип самолета на видео не определить, в аннотации говорилось, что удар наносили украинские Су-27, хотя более логично, что это все-таки были Су-24, тем более российские военные упоминали в боях за Змеиный оба типа самолетов и более логично, что каждый занимался своим делом – бомбардировщики Су-24 наносили удар, а истребители Су-27 их прикрывали.
Исходя из данных МО РФ, по крайней мере части десанта высадиться удалось, так как утверждается, что на острове осталось 24 убитых украинских спецназовца, некоторые тела показали. Тем не менее, в целом, операция провалилась – по заявлению МО РФ от 7 мая в ходе боев за остров Змеиный было сбито 3 Ми-8 с десантом, по одному Су-27 и Су-24, два Байрактара и потоплен десантный катер.
В течении ночи с 7 на 8 мая заявлено сбитыми еще 2 Су-24, один Ми-24 и один Байрактар около Одессы. Также потоплены еще два десантных катера, а всего в сражении за остров Змеиный российские военные заявили уничтоженными 3 Су-24, 1 Су-27, 3 Ми-8, 1 Ми-24, 4 Байрактара и 3 десантных катера. На следующий день заявлено, что еще 6 украинских Ми-8 и Ми-24 было уничтожено ударом противокорабельных ракет Оникс на аэродроме Червоноглинское около Арциза и еще 4 Байрактара сбито 9 мая.
Несмотря на серьезную подготовку, украинская десантная операция на Змеиный провалилась, более того, российский гарнизон не был вывезен и остался на нем. Несмотря на оперативную значимость острова, его удержание потребует серьезных усилий и, возможно, потерь со стороны российских военных – остров очень маленький (примерно 560 на 615 метров), не имеет естественных укрытий, расположен в 35 км от украинского побережья, легко просматривается Байрактарами из своего воздушного пространства и может быть полностью перепахан украинской артиллерией и РЗСО с материка. Держать над островом истребительную авиацию 24/7 мало реалистично, средства ПВО малого радиуса действия, как видим, могут быть уничтожены Байрактарами, а снабжение острова в условиях противодействия противника в воздухе и на море также довольно проблематично. Поэтому говорить о завершении эпопеи с этим островом рано.
Потери украинских Су-24 в районе острова Змеиный на данный момент не подтверждены. Если они действительно сбиты и упали в море, то обломков мы точно не увидим. Единственными подтверждениями могут служить судьбы экипажей – награждения, героические истории о спасении сбитых или скорбь о пропавших без вести. Но обычно дела обстоят так – нет тела, нет ордена и, само собой, репортажа о похоронах. Так что на скорую проверку этих данных о потерях особых надежд нет.
Российские военные продолжают упоминать вражеские Су-24 в своих отчетах – еще один украинский Су-24 был объявлен сбитым в районе острова Змеиный 16 марта (не подтвержден), а два самолета этого типа объявлены уничтоженными на аэродроме в районе Днепропетровска 18 мая.
19 мая российская сторона сбитых самолетов не заявляла, но украинские СМИ через несколько дней показали похороны в Виннице экипажа Су-24, сбитого именно 19 мая под Изюмом. Погиб экипаж – 37-летний командир эскадрильи подполковник Игорь Хмара и 30-летний старший штурман эскадрильи – майор Илья Негар. Несколько интересных моментов – экипаж в ходе войны произвел только 14 боевых вылетов, то есть летали чуть ли не раз в неделю, скажем прямо, интенсивность так себе. Войну оба начали капитанами, Игорь Хмара был награжден 13 марта орденом “За мужество” 3-й степени, Илья Негар – такой же наградой – 25 марта. Если всего они совершили 14 боевых вылетов, то наградили их буквально за первые два-три вылета, и, очевидно, вскоре будет и посмертное награждение.
Также стоит заметить, что погибшие Хмара и Негар – комэск и старший штурман эскадрильи, складывается впечатление, что ни один погибший летчик украинского Су-24, кроме может резервистов, не был просто летчиком или штурманом – у всех обязательно есть командная должность. На место погибшего комэска или штурмана эскадрильи, тут же назначаются новые, соответственно, прилагаются звания и оклады. 30-летний старший штурман эскадрильи с 14 боевыми вылетами, подразумевает, что он самый опытный штурман в своей эскадрилье, а учитывая, что он погиб – кем его заменили, старлеем с 6 боевыми вылетами?
Впрочем, не стоит думать, что летать вообще некому – кроме молодых и пока неизвестных летчиков которые внезапно становятся командирами звеньев (даже если в звене один самолет), есть и достаточно опытные экипажи в командовании 7-й БрТА, вроде того же “Героя Украины” подполковника Вячеслава Циганкова. До сих пор летает и комбриг 7-й БрТА полковник Евгений Булацик – 20 апреля был награжден орденом “За мужество” 2-й степени, а 24 мая – орденом “Богдана Хмельницкого” 2-й степени.
Подводя итог боевому применению украинских Су-24 в войне с Россией. Как и практически вся украинская военная авиация, Су-24 из состава 7-й БрТА успешно вышли из под первого ракетного удара, что позволило применять самолеты этого типа на протяжении трех первых месяцев войны – начиная с удара по Гостомелю 24 февраля и, по крайней мере, до конца мая.
Российские заявки на сбитые украинские Су-24М и Су-24МР составляют около 24 самолетов, из примерно 25 имевшихся в строю и на “краткосрочном” хранении. Это, конечно, не значит, что все 24 заявленных уничтоженными украинских Су-24 реально уничтожены. В любой войне заявки обычно сильно превосходят реальные потери противника.
Через год войны, в марте 2023 можно точно подтвердить уничтожение 14 украинских Су-24, перечисленных в таблице, 11 пилотов и 8 штурманов, более подробно об этом в последующей статье – Потери украинских Су-24 в войне с Россией. Фактически к июню 2022 была потеряна треть способных летать украинских Су-24 и их экипажи. И если потеря этих самолетов в любом случае крайне неприятна, то вот потери летного состава – катастрофичны. Уже в самом начале войны, украинская пресса упомянула дефицит летного состава в 7-й БрТА, анализ погибших летчиков подтверждает это – из 14 погибших летчиков четверо не из довоенного личного состава: капитан Евгений Казимиров (10 лет в отставке), бывший комбриг 7-й БрТА полковник Николай Коваленко, ушедший командовать Харьковским летным училищем, его бывший заместитель вышедший в отставку в 2018, подполковник Валерий Ошкало, а также уволившийся в октябре 2021 майор Роман Чехун.
В течении первых месяцев войны были подняты с хранения несколько бортов, которые были в отстое с рубежа 2010 года из-за выбитого межремонтного ресурса. Возможна также и ускоренная поставка одного-двух бортов с Николаевского авиаремонтного завода НАРП, который, видимо, до сих пор не подвергался ракетно-бомбовым ударам. К середине 2022 года самолетный состав 7-й БрТА был восстановлен в полном объеме. Пришло на переучивание и несколько пилотов-резервистов с других типов машин, обучались и молодые выпускники ХНУПСа.
Война на Украине характеризуется высокой насыщенностью средствами ПВО, в результате авиация действует на сверхмалых высотах, которые “укрывают” ее в складках местности от ЗРК противника, а операторы ПЗРК зачастую просто не успевают применить свои комплексы – цель появляется в последний момент и имеет большое угловое перемещение. Однако, когда самолет все таки сбивают, у экипажа Су-24 остается очень мало шансов на успешное катапультирование. При поражении самолета более крупной ракетой чем ПЗРК, например ЗРК малой или средней дальности (Тор, Панцирь, Бук) или ракетой истребителя – шансы на выживания экипажа невелики из-за куда более мощной БЧ ракеты, причем и попадает она обычно не в хвостовую часть самолета (как у ПЗРК с инфракрасным наведением) – видимо, именно со всем этим и связаны чудовищные потери среди экипажей украинских Су-24 – в большинстве случаев гибнет экипаж целиком.
Хотя казалось, что российско-украинская война станет “последним парадом” если не для самой 7-й Бригады Тактической Авиации Повитряных Сил Украины, то для их Су-24, жизнь показала обратное. Несколько десятков слабоизношенных Су-24, хоть и с законченным календарным ресурсом позволили легко заменить потерянные самолеты и в дальнейшем использование украинских Су-24 продолжилось, а благодаря изменениям в тактике боевого применения их потери резко сократились.
Подтвержденные потери украинских Су-24 в войне с Россией
Об украинских штурмовиках Су-25 – Украинская 299-я Бригада Тактической Авиации в войне с Россией
Article need an update:
https://aviation-safety.net/wikibase/type/SU24/1
https://aviation-safety.net/wikibase/type/SU24/2
Uraine keeps using this craft in a lesser degree. Many a couple more still working condition.