Яндекс.Метрика

Авиация в российско-украинской войне. Ч-1

После долгого периода сосредоточения войск по периметру границ Украины, Российская Федерация признала независимость двух отделившихся республик ДНР и ЛНР от Киева, а следом за этим начала вторжение на территорию собственно Украины в попытке сокрушить враждебный режим. Авиация в российско-украинской войне принимает самое непосредственное участие, причем с обеих сторон конфликта.

По заявлениям украинского командования 24 февраля в 5.00 ракетным ударам крылатых и оперативно-тактических ракет подверглись аэродромы в Борисполе (15-я транспортная авиабригада, Ан-26 и Ми-8), Озерном (39-я истребительная авиабригада, Су-27), Кульбакино (299-я штурмовая авиабригада Су-25), Чугуев (203-я учебная авиабригада), Чернобаевка (11-я вертолетная бригада) и Краматорский аэродром. Одновременно поражался широкий спектр других военных целей — штабов, узлов связи, позиций радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов с целью завоевания господства в воздухе, а также нарушения управления войсками противника.

На аэродромах прежде всего поражались склады ГСМ и, возможно, боеприпасов, хотя по стоянкам самолетов удары тоже были нанесены. Впрочем, ущерб именно авиатехнике был достаточно ограниченным даже к вечеру четвертого дня войны, российские военные объявили об уничтожении на «мирно спящих аэродромах» только 31 самолета. При том, что удары ракетами по аэродромам продолжались все эти дни.

Собственно урон именно боевому составу ВВС Украины был еще меньше — украинские аэродромы зачастую заставлены десятками списанных самолетов, которые не имеют шансов снова взлететь.

На аэродроме Кульбакино около Николаева, кроме объектов инфраструктуры, были попадания по полосе, а также уничтожено два Су-25 (с бортовыми N12 и N42). Оба самолета давно в нелетном состоянии, но не списаны, а находятся на хранении, то есть в принципе могли быть отремонтированы и модернизированы на Запорожском Авиаремонтном заводе.

Ukrainian Su-25 N12 at Kulbakina after russian strike
Украинский Су-25 N12 разбитый ракетным ударом по аэродрому Кульбакино. Самолет был «на сберегании».
Ukrainian Su-25 N42 destroed at Kulbakina air base
Украинский Су-25 N42 полностью уничтоженный на аэродроме. Также был в не летном состоянии

Судя по интервью сбитого впоследствии молодого пилота Су-25, все боеспособные самолеты с Кульбакино успешно перелетели на другой аэродром и начали выполнять боевые вылеты.

Аналогичная ситуация и в Белой Церкви. Там ракета взорвалась в отстойнике Су-24. Напротив, данный об ударах по Су-24 действующей 7-й авиабригады в Староконстантинове (вооруженной Су-24М и Су-24МР) в первый день сообщений не поступало.

Written ukrainian Su-24 at Belaya Tserkov air base after russian strike
Списанные украинские Су-24 после удара по аэродрому в Белой Церкви

 Более удачно попали по аэродрому Озерное, базе 39-й истребительной авиабригады. Там уничтожили Су-27 и автозаправщик.

Destroed ukrainian Su-27 at Ozeroe Air base
Сгоревший Су-27 из украинской 39-й авиабригады в Озерном

Подвергся удару и аэродром 25-й транспортной авиабригады в Мелитополе. Там, судя по всему, разбомблены несколько действующих украинских Ил-76 (возможно один или два).

Пожар на аэродроме Мелитополя, базе украинских Ил-76 25-й транспортной авиабригады

По второй фото видно, что штабной Ан-26 и три-четыре Ми-8 — целы:

An-26 and Mi-8 from ukrainian 25 Air Transport Brigade at Melitopol
На втором фото видно, что на стоянках вполне стоят уцелевшие Ан-26 и Ми-8 из состава 25-й авиабригады

 Один из дежурных украинских Су-27 с началом боевых действий перелетел в Румынию, но уже через несколько дней был возвращен Украине, правда без вооружения.

Авиация в российско-украинской войне
Улетевший в Румынию в первый день войны Су-27 с полным боекомплектом
Ukrainian Su-27 N23 return to Ukraine without missiles
Украинский Су-27 N23 вылетает на Украину из Румынии. Все ракеты сняты.

Хотя некоторые комментаторы (не Министерство Обороны РФ) тут же заявили, что российская авиация завоевала полное господство в воздухе, по крайней мере до 27 февраля это было явно не так. МиГ-29 летавшие над Киевом — украинские, что видно по камуфляжу:

Ukrainian MiG-29 over Kiev
Украинский МиГ-29 над Киевом в первый день войны демонстрировал, что украинская авиация жива

Первым сбитым в воздухе украинским самолетом стал военно-транспортный Ан-26. Было заявлено, что «самолет сбил агрессор, экипаж из 5 человек погиб». Это, кстати, единственный самолет за первые четыре дня войны, потерю которого признала украинская сторона, несмотря на доказательства других потерь. Самое интересное, что сбитие этого самолета не заявляли российские военные — вполне вероятно, что его «завалили» зенитчики ВСУ в хаосе первого дня войны.

Ukrainian An-26 shot down by russian fighter
Украинская сторона заявила, что этот Ан-26, был сбит вражеским истребителем

Российская фронтовая авиация попадала на фото и видео мало. Достоверно она засветилась (тройка Су-25) при атаке Полтавского аэродрома. При этом РФ признала потерю одного из своих Су-25 «в результате технической неисправности», летчик вернулся на базу.

Пародоксальным образом в воронежской области упал и российский Ан-26 N19 с регистрацией RF-36074, также из-за «технической неисправности», экипаж которого погиб. Судя по тому как плашмя падал самолет без дыма и огня, скорее смещение груза или ошибка пилотирования со срывом в плоский штопор. 

An-26 RF-36074 lost at russian territory near Ukrainian border at first day of war. Unknowed reason
Российский Ан-26 RF-36074 упал в Воронежской области в первый день войны. Точные причины неизвестны.
Russain An-26 crew
Погибший экипаж российского Ан-26 N19 RF-36074

Погибший экипаж известен по фотографии. При этом в прессе мелькнуло: «Челябинский летчик Ростислав Еременковыпускник ЧВВАКУШа, вместе со всем экипажем российского самолета погиб при участии в спецоперации 24 февраля». Таким образом, это скорее всего хотя и не боевая потеря, но отнести ее к потерям в операции можно.

В отличии от боевых самолетов, российские вертолеты «светились» в течении первого дня войны достаточно много. В частности, вертолеты сопровождали колонны техники наступавшие из Крыма в сторону Новой Каховки.

Однако настоящим «бенефисом» российских вертолетчиков 24 февраля стала высадка десантно-штурмового батальона на аэродром Гостомель в 40 км от Киева. Десятки вертолетов углубились с территории Белоруссии и прошли над киевским водохранилищем (Киевским морем), после чего свернули в сторону правого берега и произвели высадку на аэродром Гостомеля.

Надо сказать, что этот район — буквально осиное гнездо Национальной Гвардии Украины — в самом Гостомеле — элитная 4-я бригада быстрого реагирования НГУ (в/ч 3018) в составе которой два механизированных батальона оснащенных БТР и броневиками, танковый батальон и артиллерийский дивизион Д-30, ну и на сдачу — связь, беспилотники и прочее.

На берегу Днепра в Новых Петровцах и в близлежащем городе Ирпень базируется 1-я Президентская бригада оперативного назначения им. гетмана Петра Дорошенка, в/ч 3027. Танков в этой бригаде нет, но на вооружении 3 батальонов имеются современные БТР-3Е, а также бронеавтомобили Кугуар, Спартан, Дозор — в широком ассортименте, также имеется артиллерийский и зенитно-ракетный дивизионы, ПТРК Корсар и прочее.

Видимо, учитывая, что по правому берегу Днепра от белорусской границы идут своеобразные «Ардены» — лесисто-болотистая местность, где передвижение войск затруднено, российское командование пошло на огромный риск проведения десантно-штурмовой операции по захвате Гостомеля, чтобы не дать частям НГУ блокировать этот труднопроходимый район.

Уже при выходе к побережью группировка боевых вертолетов и транспортных Ми-17 была щедро обстреляна украинскими расчетами ПЗРК. Вероятно, работали зенитчики 1-й бригады НГУ, и хотя часть ракет была «обманута» средствами противодействия вертолетов, на видео попало падение по крайней мере одного сбитого вертолета в воду.

Russian helo fall at water near Vyshgorod
Момент поражения из ПЗРК и падения в воду одного из боевых вертолетов обеспечивавших высадку в Гостомеле

Сразу после высадки развернулись бои между российскими десантниками и 4-й бригадой НГУ, в их ходе был подбит и сел на вынужденную посадку вертолет Ка-52 и, скорее всего, был сбит еще один, на видео видны следы удара о землю и по комментариям, что один вертолет упал, а второй садится подбитый.

Russian Ka-52 shot down near Gostomel
Ка-52 с замазанными опознавательными знаками и белой V подбитый и захваченный противником в районе Гостомеля

Интересно, что действия российской фронтовой авиации в районе Гостомеля не были зафиксированы, а вот украинская появилась.

По итогам дня «Повитряны силы ЗСУ Украины» отчитались, что вели разведку с использованием беспилотников и наносили авиационные удары по российским войскам в районе населенных пунктов Нова Збурiвка, Новая Каховка и по десанту на аэродроме Гостомель. В английском варианте также добавлено: «К сожалению ВВС понесли тяжелые потери, мы скорбим вместе семьями и друзьями защитников Украины отдавших свои жизни …» и так далее.

Там же было заявлено об уничтожении 15 самолетов, дюжин Калибров и Искандеров.

Вечером того дня командующий ВВС Украины генерал-майор Микола Олещук сделал собственное заявление, где сказал, что по десанту в Гостомеле работали бомбардировщики Су-24М и разведчик Су-24МР, а также штурмовики Су-25. Все вернулись без потерь.

Ukrainian Mi-24P attack russian force at Gostomel
Украинский Ми-24П атакует российских спецназовцев в Гостомеле, по словам десантников его обстреляли из ПЗРК «Верба», но не попали.

А вот реального участия в налетах на российский десант украинских МиГ-29 и Ми-24, заснятых на видео, украинский генерал-майор не озвучил, что является хорошим маркером для оценки достоверности его слов. Да и насчет «вернулись без потерь» главком погорячился — красочное падение МиГ-29 попало на видео. Почему есть уверенность, что МиГ-29 украинский? Во-первых, МиГ-29 на вооружении России осталось очень мало и о переброски их в Белоруссию нет никаких данных, зато три истребительные авиабригады Украины оснащены этими машинами и одна из них базируется буквально около Киева — в Василькове. Кроме того, летчик катапультировался и падал достаточно близко от берега — был бы это российский пилот — его пы показали живого или мертвого.

Ukrainian MiG-29 attack near Gostomel
Украинский МиГ-29 во время атаки НУРСами по жилой застройке около Гостомеля
Ukrainian MiG-29 shot down near Gostomel
Падение сбитого украинского МиГ-29 и катапультировавшегося летчика в воду Киевского моря после атаки на Гостомель

По потерям российских вертолетов — на данный момент есть доказательства только потери одного Ка-52 и одного вертолета упавшего в Днепр, но, вполне вероятно, это не полный список потерь вертолетов в Гостомельском десанте в первый день войны.

В результате артиллерийского огня украинских войск по российскому десанту, на захваченном аэродроме сгорел уникальный шестимоторный Ан-225 Мрия, принадлежавший «КБ Антонова»

An-225 Mria - victim of artillery fire from ukrainian army to russian force at Gostomel
Ан-225 Мрия сгоревший в Гостомеле в результате артогня украинской армии

Как известно, несмотря на воздушные удары, российский десант выстоял, 25 февраля к нему прорвались наземные части и «Повитряны силы» начали атаковать расползающиеся западнее Киева колонны российской техники.

Украинское командование заявило, что на северной окраине Конотопа в результате авиаудара российские войска потеряли 30 единиц бронированной и автомобильной техники. Множество убитых, а выжившие покидают позиции и убегают в неизвестном направлении. Подтверждений этого грандиозного успеха пока не видел.

Еще одну колонну из 15 единиц техники объявили уничтоженной в Нежинском районе. А на некоем «минском направлении» — разбит понтонный мост на котором сгорели 20 единиц техники и большое количество убитых и раненых.

Ukraine Air Force Cu-27 from 831 brigade shot down over Kiev by Ukraine SAM
Уничтожение украинского Су-27 из 831-й авиабригады украинским же ЗРК над Киевом

Ночью 25 февраля, в 4-30, украинская ПВО добилась «успеха» над Киевом — зенитной ракетой сбила собственный Су-27, обломки которого упали на жилые дома, а летчик погиб. По наградным документам, звание «Героя Украины» посмертно получил опытный 54-летний полковник Александр Оксанченко из миргородской 831-й авиабригады. Согласно представлению к «герою» он погиб в воздушном бою, отвлекая на себя вражескую авиацию, а по факту — привлекал украинскую зенитную ракету.

Ukrainian Su-27 falled to Kiev
Обломки упавшего на Киев украинского Су-27

Огонь по своим на войне явление достаточно частое, особенно когда речь идет о применении различных ПЗРК и зенитных автоматов, однако поражение своего самолета мощным ЗРК, (а судя по взрыву буквально развалившему самолет — это был как минимум ЗРК Бук) случаются редко. Объяснение простое — на самолеты установлен ответчик свой-чужой, который при облучении запросчиком комплекса ЗРК должен выдать правильный кодированный сигнал «свой». Обычно, проблемы возникают при неисправности ответчика на борту самолета или несогласованности кодов в условиях неразберихи.

Canopy of ukrainian Su-27
Фонарь кабины сбитого Су-27 с очень характерной для Повитряных сил окраской
Шлем сбитого украинского пилота Су-27
Шлем сбитого пилота
831 Air Force Regiment - Ukrainian unit
На одном из обломков надпись на английском «831 полк ВВС»
Col. Aleksandr Oksanchenko - Su-27 pilot KIA over Kiev
Полковник Александр Оксанченко — сбитый над Киевом пилот Су-27

Так что в данном случае или имеем дело с простой неисправностью систем, или с куда более грустной для украинских военных ситуацией — полной потерей контроля за воздушной обстановкой в небе, а также нарушения связи в системе ПВО и ВВС. Причем, я склоняюсь именно к этой версии. По крайней мере военные РФ заявили, что в ходе операции (на тот момент) уже было уничтожено 39 украинских РЛС и 17 пунктов управления и связи.

В  идеале, силы ПВО должны получать по каналам связи данные о том что в конкретной зоне будут действовать свои самолеты, а наземные радиотехнические средства их «вести» в своей зоне ответственности, и, разумеется, летчики и ПВО должны получить и запрограммировать актуальный на конкретный день код «свой-чужой». Вполне вероятно, что все основные украинские РЛС обнаружения воздушных целей выведены из строя или подавлены помехами, также как и система связи ВВС и ПВО. В результате «Повитряны силы» посылают Су-27 на «свободную охоту» над Киевом, а зенитчики конкретного дивизиона ЗРК, действуя без целеуказания от вышестоящих средств управления, радостно его сбивают, например, не имея обновленных кодов  «свой-чужой» из-за проблем связи.

Попавший в последствии в плен пилот украинского Су-25 сказал, что он в эти дни совершил первый вылет на мост в 40 километрах от границы с Белоруссией, при этом за 60 км до цели был сбит его ведущий. После удара он возвращался на аэродром в Васильков, был обстрелян из стрелкового оружия, но благополучно сел и впоследствии перелетел на другой аэродром.

Эти эпизоды наглядно показывают — украинская авиация в первые дни войны была способна летать, а ЗРК далеко не уничтожены и способны были поражать воздушные цели.

Подводя итоги первых двух дней войны (за 24-25 февраля) украинское командование заявило, что российские войска потеряли 14 самолетов и 8 вертолетов. В том числе 2 Су-30СМ «сбитых» украинским Су-27. Судя по присвоенному чуть позже званию «Героя Украины», эти победы записали лейтенанту Виталию Молчану, правда посмертно. Так, что сбил ли он кого-то вообще — это пока большой вопрос, объективных подтверждений нет, а вот то что сбили его — факт посмертного награждения налицо.

Самый «жир» начался 26 февраля, сразу после полуночи. В пол первого ночи «винищувач Су-27 Повітряних Сил ЗС України атакував військово-транспортний літак Іл-76МД російських окупаційних військ і знищив ворога!!!»

Тут же сообщалось, что враг высаживает десант в Василькове, городе где расположена авиабаза 40-й истребительной авиабригады на МиГ-29. Начальник Генштаба Украины заявил, что ЗРК С-300 сбил российский Ил-76 с десантниками около Василькова. Почти сразу же украинцы записали себе в «победы» по одному вертолету и Су-25, тоже от огня С-300. Всю ночь якобы в Василькове шли бои.

Через несколько дней последовало награждение званиями «Героя Украины» и из наградных сопровождений можно понять авторов приписываемых побед. В частности, старший лейтенант Андрей Герус получил «героя» за сбитие российского Ил-76 над городом Кропивницкий и недопущение высадки десанта.

Аналогично, полковник Александр Мостовой получил «героя» за то, что под Васильковом на Су-27 сбил  российский Ил-76, а также два вертолета Ми-24. Высокопатриотические воспоминания об этом «подвиге» Повитряны силы разместили аж 8 марта, несмотря на то, что ни одного подтверждения этим победам до этой даты так и не появилось.

Неизвестно куда стреляли украинские зенитчики и что за Ил-76 сбивали летчики-герои «Повитряных сил», но как и большинство первоначальных украинских заяв — эти оказались чистым фейком. В какой «Бермудский треугольник» в центральной Украине надо уронить набитый топливом четырехмоторный транспортник, чтобы на следующий день не появилось фото и видео от сбежавшегося на место падения народа? Фото славных побед над российскими Ил-76 нет и спустя неделю войны.

По факту на аэродроме ночью были «прилеты» российских ракет, поражавших объекты авиабазы вроде складов ГСМ и вооружения, а остальное, видимо, плод разыгравшегося воображения и паники навеянной высадкой в Гостомеле. Заодно, там же нарисовался очередной «герой Украины» — старший лейтенант Вячеслав Радион, награжденный посмертно — «благодаря его мужественным действиям полный состав самолетов бригады поднялся в воздух в Василькове, и это спасло наших от ракетного удара». Не факт, что речь идет о пилоте, например, это может быть руководитель полетов погибший при ударе по командному пункту аэродрома.

Russian Mi-24/35 and his victim - ukrainian Buk SAM
Атака российского Ми-24 или Ми-35 на украинский ЗРК Бук на трассе в полтавской области. В той же атаке экипаж сжег еще три военных грузовика в этой же колонне

26 числа на подступах к Херсону в районе населенного пункта Саги местные жители запечатлели на видео уничтожение боевого вертолета, появившееся позже видео обломков четко показало, что это российский Ми-35. По слухам, экипаж выжил, хотя по виду падения и обломков в это сложно поверить, но и тел экипажа тоже не было показано. Где-то в Телеграмме мелькнуло, что «Женя и Тема — живы».

Russian Mi-35 shot down over Sagi
Момент поражения российского Ми-35 над Саги
Mi-35 remains
Обломки Ми-35 сбитого в Саги. Справа пушечная установка характерная именно для Ми-35

Вообще, этот удар российских войск в направлении Херсона и возможный прорыв на другой берег Днепра заставил украинскую авиацию активно противодействовать. Появилось видео, где украинский Су-25 поражает близкий взрыв ракеты ПЗРК и самолет уходит со снижением и отстрелом ловушек.

Ukrainaia Su-25 over Kherson damaged by portable SAM missile
Украинский Су-25 в момент поражения ракетой ПЗРК. Не исключено, что сбитый штурмовик лейтенанта Максимова

Возможно, что это был эпизод, когда был сбит украинский Су-25 старшего лейтенанта Максимова при атаке НУРС на российские войска в районе Антоновского моста около Херсона. Хотя ни падения, ни обломков самолета до сих пор не продемонстрировано, наличие пленного летчика доказывает факт потери. Это был его четвертый боевой вылет. Первый — упомянутый выше на переправу в 40 км от белорусской границы, второй — 300 метровый мост за Антоновским, видимо — мост в Приднепровье, третий вылет был неудачный — сорван пуском двух зенитных ракет. Ну а в четвертом украинскому лейтенанту пришлось уже прыгать.

Lt. Maksimov - captured ukrainian Su-25 pilot
Пилот сбитого украинского Су-25 старший лейтенант Максимов в плену

Повышенная активность авиации противника не осталась незамечена армейским командованием и очередной вылет для украинских штурмовиков закончился намного плачевней — пара Су-25, видимо, напоролась на мобильный ЗРК российской армии (Панцирь или Тор). Два Су-25 оказались сбиты и, что еще печальнее для украинских ВВС — оба пилота погибли, фотографии их тел были опубликованы.

Ukrainian Su-25 shot down near Kherson
Обломки одного из украинских Су-25 сбитых у Херсона

Список награжденных посмертно «героев Украины» включает еще две фамилии, которые подходят под этот эпизод, видимо, они и были пилотами Су-25 — подполковник Мотуляк Геннадий (уничтожил скопление техники врага) и майор Дмитрий Коломиец (спасал собратьев, отвлек на себя огонь вражеской авиации и был сбит самолетом врага). Уверенности, что майор Коломиец летал на Су-25 — нет, а вот подполковник Мотуляк — точно пилот Су-25 из 299-й бригады (в 2011 году был репортаж из Кульбакино, где говорилось, что майор Геннадий Мотуляк впервые самостоятельно поднялся в воздух на Су-25, из чего следует, что служа в штурмовой авиабригаде он до майора дослужился летая только на L-39, ну и за последующие 10 лет не сильно продвинулся по званиям).

Su-25 N19 near Kherson
Су-25 N19 сбитый у Херсона
Su-25 N19 Ukraina Air Force
Богато декорированный хвост Су-25 N19

Всего, таким образом, на данный момент известно об уничтожении в ходе конфликта 6 украинских Су-25 — двух нелетных (на зберiганнi) — N12 и N42 на аэродроме Кульбакино 24 февраля, одного в ходе вылета к белорусской границе 24 февраля, 26 февраля сбит Су-25 Максимова (попал в плен), и, видимо, уже после этого, сразу два Су-25 (включая Су-25 N19)  в одном вылете, когда погибли два украинских летчика — Мотуляк и, возможно, Коломиец.

Подводя итоги дня украинское командование заявило, что всего 26 февраля их авиация совершила 34 боевых вылета, атакуя российские войска в районе Городня Черниговской волости, а также в район моста в Херсоне. Ударный беспилотник Байрактар ТВ-2 атаковал противника в районе Гостомеля.

Перевозбудившись ночью, в течении всего 26 февраля украинские пропагандисты в погонах «супостата» не жалели. Вначале заявили, что российские корабли сбили свой же Су-30СМ над морем. Этого им показалось мало, и добавили еще один Су-30СМ, который, на этот раз, приписали зенитным ракетным комплексам ПВО Украины.

После этого коварный русский Су-25 загрузился топливом в один конец и в одиночку(!) полетел бомбить Винницу, которая находится ближе к Молдавии, чем к Киеву. Ага, Су-25 и ночью. Славный защитник Украины прервал этот самоубийственный полет. «Ворожого пілота шукають». До сих пор.

В общем, итогом 26 февраля была знатная перемога — 11 сбитых самолетов разных типов (3 Су-30СМ, 2 Су-25 и, почему то, только один из трех объявленных Ил-76). «Перемоги» записали на Су-27, С-300 и Бук М-1. Стоит ли говорить, что ни одного упавшего самолета не нашли и ни одного пилота не показали?

Ударной авиацией в этот день гордились меньше — было заявлено, что украинский Су-24М в одном налете уничтожил колонну из 20 единиц военной техники. А беспилотник Байрактар уничтожил колонну в Гостомеле (ну по крайней мере сброс одной бомбы продемонстрировали), а также уничтожили железнодорожный эшелон с топливом, не уточнив где смотреть пожарище.

По итогам трех дней войны (24-26 февраля) Генштаб ВСУ высосал из пальца фантастические цифры потерь российской авиации — 27 уничтоженных самолетов и 26 вертолетов. О своих потерях в тот день скромно умолчали.

Российские заявки от 26 февраля на уничтожение вражеской авиатехники намного скромнее украинских и, возможно, немного ближе к истине — 8 боевых самолетов, 7 вертолетов и 11 беспилотных летательных аппаратов. Среди пораженных объектов были перечислены 23 пункта управления и узла связи ВСУ, 3 радиолокационных поста, 31 зенитный ракетный комплекс ПВО С-300, «Бук М-1» и «Оса», 48 радиолокационных станций.

Активность украинской авиации привела к продолжению ракетных ударов по аэродромам. Но если эффективность ударов по стационарным объектом вроде складов ГСМ и вооружений подтверждают взрывы и пожары, то уничтожение непосредственно авиатехники вызывает вопросы. Конечно, очень мало видео с самих аэродромов, чтобы оценивать реальный ущерб, но, к примеру, видео с аэродрома в Ивано-Франковске с базы 114-й авиабригады МиГ-29, показывает, что взрыв произошел в «калашном ряду» — отстойнике старых машин, которых на Украине имеется чуть ли не сотня. Фактически это ложные цели. Уровень работы российской разведки и аналитики в данном случае — дно, не умеют пользоваться Google Планета Земля, где можно просмотреть съемку объекта на десяток-другой лет в прошлое и убедиться, что эти машины прикованы к земле десятилетиями.

Скриншоты с видео последствий российского удара по аэродрому Ивано-Франковск, где базируется 114-я тактическая авиационная бригада ВВС Украины, оснащенная истребителями МиГ-29.

Ukrainian MiG-29 at Ivano-Frankovs Airbase
Воронка от попадания на стоянке МиГ-29 в Ивано-Франковске
Old and damaged by missile strike MiG-29 at Ivano-Frankovsk
Еще два поврежденных МиГ-29 в Ивано-Франковске
Ukrainian MiG-29 at Ivano-Frankovsk
Отстойник МиГ-29 в Ивано-Франковске

Удар по стоянкам самолетов мог быть эффективен только в самом начале. Если противник не тупит, то сразу же начнет растаскивать все живые самолеты по всем темным углам аэродрома и маскировать. Для более-менее надежного поражения парка одной украинской авиабригады (около 20 боевых самолетов) нужна хорошая разведка, практически в реальном масштабе времени и те же 20 крылатых ракет, что несколько кучеряво по возможностям. Если удается полностью подавить средневысотную ПВО противника, то вопрос решается проще — ракетно-бомбовыми ударами авиации с использованием как относительно недорого тактического управляемого оружия так и банального «чугуния». Ну и третий, самый эффективный вариант — наш танк на чужом аэродроме 🙂

В общем, то что авиация ВСУ не была уничтожена на «мирно спящих аэродромах» , показывает не только ее появление в зоне боевых действий, но и российская «заявка» — 27 февраля было заявлено, что с начала войны на аэродромах был уничтожен всего 31 самолет. Учитывая, что ВСУ имеет только семь бригад боевых самолетов (114-я, 40-я, 204-я — МиГ-29, 299-я — Су-25, 7-я — Су-24М, 831-я и 39-я — Су-27) в среднем по 20 боевых машин плюс по 10 учебных L-39 — порядка 140 боевых самолетов + 70 учебно-боевых L-39. Кроме того наносились удары по Чугуеву (203-я учебная), Мелитополю (25-я транспортная на Ил-76) и Борисполю (15-я транспортная) — там могли быть уничтожены и войти в общий зачет различные транспортные и учебные самолеты. Плюс, как мы видим на примерах Кульбакино и Ивано-Франковска — часто удары наносились по неработоспособной технике украинцев. С учетом всего сказанного, сомневаюсь, что потери ВСУ непосредственно в боевых боеготовых самолетах на земле превысили 10-15 машин. Насколько эти теоретические выкладки близки к истине, когда-нибудь, наверное, узнаем.

Касательно остальных заявок Российского минобороны на вечер 27 февраля — они подросли до следующих цифр — с начала военной операции поражены 1067 объектов военной инфраструктуры Украины, среди них 27 пунктов управления и узлов связи, 38 комплексов ПВО С-300, «Бук М-1» и «Оса» и 56 РЛС. Из которых за прошедший день — 7 зенитных ракетных комплексов, в том числе один С-300 у Краматорска. Сбиты 3 ударных беспилотника Bairaktar TB-2 под Черниговом.

Комментировать эти заявки сложно, за отсутствием фото и видео подтверждений на большую часть из них. В определенной мере доказательством того, что выбито большое количество РЛС, может служить факт утраты украинскими ВВС и ПВО радиотехнического контроля за небом в зоне боевых действий — все эти высадки десантов, полеты неопознанных Су-25 в центре Украины — хаос вызванный отсутствием систематизированной информации о происходящем над головой.

Со своей стороны 27 февраля «Повитряны силы» заявили, что сбили крылатую ракету запущенную с территории Белоруссии самолетом Ту-22М. Факт этого запуска был назван военным преступлением, хотя, как я предполагаю, ракета была все-таки в неядерном исполнении.

Факт активного использования украинских Байрактаров в Чернигове подтвердила запись уничтожения с одного из них российской пусковой установки ЗРК Бук прямым попаданием. После появились видео и других ударов с Байрактаров по военной технике, а также по составу с цистернами.

Это говорит о том, что крики «ПВО регулярной армии легко разберется с Байрактарами» не оправдались. Впрочем, по моему скромному мнению, успехи Байрактаров, это скорее про…б конкретных российских исполнителей и командиров. Имея полный штат армейских ПВО не было организовано «подвижного зонтика ПВО», ЗРК и средства РЭБ просто идут в маршевых колоннах.

27 февраля украинские Ми-8 перебрасывали подкрепления в практически осажденный Мариуполь, а вот украинская боевая авиация не была заметна от слова совсем — нет ни на народных видео, ни в сводках «Повитряных сил». Российские Телеграмм каналы со ссылкой на некий инсайд со стороны операторов самолетов ДРЛО А-50 подтверждают только эпизодические полеты вертушек. Однако, в вечерней сводке 27 февраля за истекшие сутки «Повитряны силы» заявили, что бомбардировочная и штурмовая авиация нанесли удары по шести колоннам российской армии. В частности, пары и звенья Су-25 атаковали цели у Херсона и на Черниговщине, а Су-24М бомбили колонны на Киевщине, Запорожье, Черниговщине и Херсонщине. При этом, авиагарнизон Василькова ведет героическую оборону несмотря на ожесточенные обстрелы противника.

В отличии от предыдущих дней, когда российскую авиатехнику «валили пачками», 27 февраля в качестве успехов было заявлено уничтожение только вертолета Ка-52 и малого беспилотника Орлан-10.

Зато ВСУ с восторгом сообщили, что от западных партнеров (а точнее — от Польши) получили большую партию ракет «воздух-воздух». При ближайшем рассмотрении эта новость немного странная — у Украины внезапно закончились ракеты «воздух-воздух»? Что уже все отстреляли? Это ж сколько их было, при том, что Украина — основной производитель семейства ракет Р-27 и современных Р-77, в том числе в годы незалежности они поставлялись для индийских Су-30 и в другие страны. В свое время Украине достались огромные арсеналы ракет «воздух-воздух» и есть их до сих пор действующее производство — то есть при необходимости можно проводить ремонт изделий с полной заменой начинки. Интересно, дефицит вызван тем, что на обслуживание этого арсенала «забили» ВВС Украины и он небоеспособен или его вынесли «Калибрами» и «Искандерами»?

Ранним утром 28 февраля российские ЗРК сбили два беспилотника Bayraktar TB2 в 110 км юго-восточнее Чернигова под населенным пунктом Бахмач. Украинские беспилотники пытались поразить колонну ВС РФ на марше, но не успели.

В этот день на видео стали массово появляться российские боевые самолеты над территорией Украины. Пожалуй, это было обусловлено окончательным разгромом системы ПВО Украины. К вечеру Минобороны РФ заявило, что с начала операции были поражены 31 пункт управления и узел связи, 81 комплекс ПВО С-300, «Бук М-1» и «Оса», а также 75 радиолокационных станций.

Разумеется, что это ничуть не исключает возможных потерь от ПЗРК, малокалиберных орудий, пулеметов и стрелкового оружия, а также армейских ЗРК типа Стрела-10, Тунгуска, Оса, Тор и каких-то выживших более мощных ЗРК Бук и С-300 в засадных действиях. И как показали события в дальнейшем потери российской авиации резко возросли.

28 февраля был сбит Су-34 из состава 2-го смешанного авиаполка 21-й авиадивизии (авиабаза Шагол). Экипаж из капитана Артура Губайдулина и майора Максима Богдана был успешно эвакуирован. Фотографии двух фрагментов обломков появились 1 марта.

Известно, что 28 февраля в ходе боевых действий на Украине погиб летчик-штурман ВВС РФ старший лейтенант Вячеслав Маклагин. Очевидно, что речь идет о двухместном летательном аппарате, по неподтвержденным данным — Су-30СМ.

Летчик-штурман Вячеслав Маклагин, погиб в ходе боевых действий на Украине 28 февраля 2022. Подробности неизвестны

Фактически, утрата воздушного пространства была признана и украинскими военными, хотя они и насчитали за первые четыре дня войны сбитыми 29 самолетов и 29 вертолетов РФ, а также три тактических беспилотника.

Исходя из фактического положения линии фронта «Повитряны силы» потеряли несколько ключевых авиабаз — Мелитополь (25-я Транспортная авиабригада, Ил-76), Чернобаевка около Херсона (11-я бригада армейской авиации, Ми-8 и Ми-24). Понятно, что российские солдаты на территории противника Тик-Ток не используют и что там из авиатехники было уничтожено или захвачено неизвестно. Вероятно, что способную к полету технику могли отогнать на другие, в том числе полевые площадки.

Очевидно под прямой и непосредственной угрозой захвата находятся Васильков западнее Киева (40-я истребительная авиабригада МиГ-29) и Кульбакино около Николаева (299-я штурмовая авиабригада Су-25). Также существует угроза захвата авиабазы в Чугуеве (203-я учебная авиабригада).

По данным ВВС Украины ночью 1 марта произошел очередной воздушный бой между парой украинских МиГ-29 и российскими Су-35. Понятно, что оба Су-35 заявлены сбитыми, как МиГ-29, так и ЗРК С-300. Признана потеря МиГ-29, пилота которого «шукають». Российских пилотов, похоже, даже не ищут, особенно если С-300 отработал по своим же МиГ-29, что возможно.

Яркий приступ переможности вызвала новость о решении восточно-европейских стран передать Украине боевые самолеты. Тут же сразу и посчитали яка воздушная благодать низойде на «Повитряны силы»:

Болгары — 16 МиГ-29 и 14 Су-25

Поляки — 28 МиГ-29

Словаки — 12 МиГ-29

Да еще и добавили мрии о том, что базироваться они будут на польских аэродромах, откуда украинские пилоты будут вылетать на боевые задания. И этот бред на официальной странице Повитряных сил!!!

Вообще говоря, что у словаков, что у болгар «на крыле» — считанные самолеты и только полные идиоты, могут решить, что в нынешней обстановке кто-то отдаст «последнюю рубаху». Болгары прямо сразу и отморозились от чести спонсировать доблестные Повитряны силы. Словаки, надо полагать, тоже не рвутся подарить последние самолеты. Нет, чисто теоретически, когда-нибудь отдать можно, только лет через несколько, когда получат F-16 или Грипены. У поляков с МиГ-29, конечно, получше летает больше, да и есть F-16, но дать украинцам летать с польской территории — это, в принципе, война НАТО с РФ. А там уже и ядерными взрывами попахивает. Сомневаюсь, что Европа готова к такому развитию событий. Да собственно, польский президент тоже послал «Повитряны силы» в пешее эротическое. Так, что перемога с поставкой самолетов получилась какая-то зрадная.

Ну и, кстати, летать на МиГ-29 из Польши до Киева явно далековато (кто не помнит: «МиГ-29 — это истребитель завоевания господства в воздухе над собственным аэродромом», шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки). Тем более, что авиабазы в Ивано-Франковске (114-я авиабригада МиГ-29) и Луцке (204-я авиабригада МиГ-29) пока очень далеко от линии фронта и им захват явно не угрожает. Неужели «Повитряны силы» уже готовы их сдать?

По данным мэра города Николаев, 1 марта российские войска вступили в бой на подступах с территориальной обороной. Мэр заявил о крупном поражении российских войск и 800 (!!!) единицах уничтоженной российской техники, при этом были выложены кадры уничтоженной на улицах города батареи украинских САУ Гвоздика. По итогом этого успешного боя теробороны с ВСУ мэр признал потерю украинского вертолета Ми-8, оба пилота которого живы и госпитализированы, но фотографий подтверждающих потерю вертолета до сих пор нет.

В тот же день, 1 марта, стало известно о гибели на Украине российского летчика-штурмовика полковника Руслана Руднева, служившего на авиабазе в Домне. Точная дата гибели неизвестна.

Col. Ruslan Rudnev, Su-25 pilot from Domna was KIA at Ukraina
Коллаж с похорон полковника Руслана Руднева, пилота Су-25 погибшего на Украине

На 10 утра 2 марта Минобороны России заявило уничтоженными 47 самолетов на земле и 11 — в воздухе, а также 46 (!!!) беспилотников. Ну учитывая, что некоторые украинские аэродромы заполнены всяческим нелетающим лет двадцать хламом плюс различные транспортные и учебные самолеты, плюс в каждой авиабригаде свой «калашный ряд» из самолетов «на сберегании», то цифра 47 штук за почти неделю войны не кажется завышенной, но, думается реальных боевых самолетов основных типов там в лучшем случае треть от заявленного. 11 сбитых в воздухе звучит намного реальней безумных украинских заявок, но, имхо, раза в два завышено все равно — довольно скромно по меркам воздушных войн, обычно потери противника в воздухе завышают раз этак в 3-5.

Пять Байрактаров российские военные заявляли раньше, а вот остальная куча беспилотников … Ну видимо считали все подряд начиная с поделок местных «производителей» из комплектующих с AliExpress, насколько там вообще можно что-то учесть.

К вечеру 2 марта 40-я истребительная авиабригада «Повитряных сил» отчиталась о проделанной боевой работе с начала войны. Было произведено 25 боевых вылетов, уничтожено около 20 воздушных целей и 37 единиц наземной техники. Этот отчет можно оценить как крайне неоднозначный.  Во-первых, 25 вылетов за 7 дней войны — это серьезно? Три вылета в день на две эскадрильи МиГ-29. Во-вторых, 20 уничтоженных целей за 25 вылетов — это прям круто, аж не верится. Окрестности Василькова должны были быть завалены обломками и парашютами. Но их просто нет. По наземной технике сказать невозможно, что то вполне могли сжечь, в истинных цифрах никто никогда не разберется.

В тот же день, 2 марта, в воздушном бою над родным Кропивницким погиб еще один известный украинский летчик-истребитель — майор Степан Чобану. Указом Верховного главнокомандующего он стал Героем Украины посмертно. Судя по фотографии и словам о воздушном бое — второй подтвержденный украинский Су-27 потерянный в воздухе.

Maj. Stepan Chobany was shot down by russian fighter and loss his life

Украинский майор Степан Чобану в кабине двухместного Су-27. Был сбит и погиб в воздушном бою.

Также в местной украинской прессе появилось сообщение, что 2 марта погиб военный летчик Александр Корпан, служивший командиром звена в 299-й авиабригаде. То есть подтверждена потеря еще одного украинского Су-25. Как ни странно, пишут, что погиб он над Староконстантиновым, считай середина Украины. Вопрос в том, упал самолет от повреждений ПВО или его там достал российский истребитель?

Погибший 2 марта пилот Су-25
Похороны Александра Корбана, пилота 299-й авиабригады Повитряных сил, погибшего 2 марта.

Российская воздушная мишень Эникс Е-95 Длань упавшая на территории Украины. Вероятно использовалась для вскрытия ПВО Украины

Также появилась фотография упавшей на украинской территории российской беспилотной мишени Эникс Е95 Длань. Возможно, что армия РФ доросла до использования этих мишеней не только для тренировки своей ПВО, но и для вскрытия ПВО противника.

2 марта в районе села Бабинцы Киевской области был подбит и сел на вынужденную вертолет Ка-52, пилоты которого избежали плена.

Damaged and abandoned Ka-52 at Kiyv region
Подбитый Ка-52, севший на брюхо в районе села Бабинцы
Damaged Ka-52 with overpainted words Russia AF
Фрагмент этого же вертолета с замазанной надписью ВВС России

Продолжение — Воздушная война над Украиной 3 и 4 марта 2022.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!