Украинские Су-27 в войне с Россией
Украинские Су-27 в войне с Россией приняли участия с первого дня боев и сразу начали нести потери, причем именно на первые дни пришелся их основной всплеск. В тот момент российские войска пытались нахрапом взять Киев с двух направлений, атаковали Харьков, Чернигов и юг Украины – в этом хаосе первых дней войны авиация обеих сторон применялась практически везде, что оставило свой след и на географии потерь.
Предвоенный боевой состав 831-й и 39-й БрТА – в материале Боевой состав украинских Су-27 перед войной с Россией
Как известно, украинская авиация за несколько часов до начала вторжения начала вывод авиатехники с основных авиабаз на аэродромы рассредоточения уже ночью 24 февраля, и, в целом, успешно с этой задачей справилась, почти не понеся потерь на земле.
Командир Миргородской 831-й БрТА, полковник Александр Мостовой, в видеоинтервью подтвердил, что вся авиатехника бригады была успешно выведена на оперативные аэродромы.
На авиабазе 39-й БрТА в Озерном, ситуация развивалась не так радужно – российская ракета уничтожила на земле один украинский Су-27 и, судя по невразумительному некрологу, в его кабине или рядом с самолетом погиб один из старейших пилотов бригады, подполковник Эдуард Вагоровский, вернувшийся с пенсии повоевать еще в 2014 году. Через несколько дней ему присвоили звания “Героя Украины” с формулировкой “погиб выводя нашу авиацию из под удара, дав другим подняться в небо”. Кроме Вагоровского погибло еще 6 человек из числа авиатехников.
Впрочем, в августе 2022, после вручения награды вдове Вагоровского, на сайте президента Украины появился такой текст : “Владимир Зеленский также вручил орден «Золотая Звезда» супруге Героя Украины подполковника Эдуарда Вагоровского, который погиб при выполнении задания на МиГ-29, выводя авиацию из-под ракетного удара. Замыкая группу, Эдуард Вагоровский выполнял демонстрационные действия, что обеспечило другим самолетам возможность подняться в воздух”.
Это странное сообщение, конечно, вносит неясность в обстоятельства гибели Вагоровского. Очень вероятно, что откровенно косячит пресс-служба Зеленского. Подполковник Вагоровский всегда служил в Озерном еще со времен первого переучивания на Су-27, потом там действительно некоторое время снова летали на МиГ-29, но с момента повторного переучивания на Су-27 39-я ОАЭ, в 2018 переформированная в 39-ю Бригаду Тактической авиации, летала только на них. Вагоровский вернулся в строй 39-й БрТА в 2014 и сомнительно, чтобы он обратно переучивался на МиГ-29.
Кроме того, Вагоровский упоминался в одном списке с еще 6 погибшими от ракетного удара военнослужащими 39-й БрТА из инженерно-технического состава, не выделяясь как летчик, что как раз и свидетельствует скорее о его гибели на земле. В общем, августовский репортаж пресс-службы Зеленского с выдачи наград семьям погибших напоминает лютый бред.
Всего в начале войны по Озерному ракетные удары наносились дважды – 24 февраля и 26 февраля. Один из западных журналистов, имеющий связи в “Повитряных силах”, в своей статье писал, что кроме уничтоженного ракетным ударом Су-27, другой Су-27 при посадке напоролся на неубранный со взлетной полосы осколок, пропорол колесо и потерпел аварию выкатившись с нее.
В условиях каких-никаких, но все-таки ударов по украинским авиабазам, один из самолетов 39-й БрТА – Су-27С1М N23 был вынужден перелететь в Румынию, но скорее всего этот самолет входил в состав дежурного звена развернутого на одном из аэродромов юга Украины – в Кульбакино (Николаев) или Школьный (Одесса). Через несколько дней его вернули, правда без вооружения. Хотя позже, уверен, вернули и ракеты.
В первый же день войны была зафиксирована еще одна потеря украинского Су-27, на котором погиб майор Дмитрий Коломиец. По первоначальной официальной украинской версии он был одним из первых взлетевших на отражение удара российской авиации и, как обычно, отвлек на себя огонь “ворожей авиации”, тем самым спас “побратимов”, но был сбит “лiтаком окупантив” в районе села Крынцилов Хмельницкой области. Посмертно майор Коломиец стал “Героем Украины”.
И тут снова вносит хаос репортаж пресс-службы администрации президента Украины от 7 августа, который полностью противоречит тому, что писали в марте 2022. “Орден передан и родным Героя Украины майора Дмитрия Коломийца, погибшего, при выполнении задания на самолете Л-39. Выводя группу из-под вражеского ракетного удара на аэродроме пгт Озерное Житомирской области, Дмитрий Коломиец отвлек на себя огонь авиации противника. Пропуская боевую группу, он был сбит самолетом врага”.
Сравнивая абсолютно противоположные обстоятельства гибели Вагоровского и Коломийца объявляемые одной и той же пресс-службой Зеленского с разницей в несколько месяцев (причем мартовские выглядят намного адекватнее), создается впечатление, что в начале августа 2022 в Киев доставили увесистый мешок с белым порошком, которого хватило на всех, и даже в пресс-службе президента случился творческий угар. Как-то по другому объяснить это не получается.
Если взять за основу более адекватные мартовские сообщения о гибели Коломийца – то вопрос вызывает пожалуй только место его гибели – село Крынцилов Хмельницкой области. Если посмотреть на карту Украины, то понятно, что место падения Су-27 – запад Украины, между Хмельницим и Тернополем, причем практически нет никаких свидетельств действий российских истребителей в тех местах. Туда не залетали даже бомбардировщики Су-34, немногочисленным российским истребителям там вообще делать нечего – свободная охота в глубоком тылу противника в условиях неподавленной ПВО выглядит довольно самоубийственным развлечением. Поэтому, тут два варанта – самолет был подбит и разбился при возвращении на аэродром, или, что более вероятно, Су-27 майора Коломийца – жертва украинских ЗРК в хаосе первого утра войны.
Высадка вертолетного десанта в Гостомеле и рвущиеся к украинской столице колонны российской бронетехники вынудили украинское командование задействовать значительную часть своей авиации в районе Киева. Не стали исключением и истребители Су-27, дневные полеты которых с ракетами “воздух-воздух” зафиксировали иностранные корреспонденты.
В ночь с 24 на 25 февраля украинские Су-27 продолжали оборонять небо своей столицы. В 4-30 мощный сплох взрыва над Киевом прервал полет украинского Су-27, который пилотировал один из наиболее известных украинских летчиков-пилотажников – погиб 54-летний полковник, заместитель командира 831-й БрТА, Александр Оксанченко, имевший награду еще за боевые действия на Донбассе в 2014-м.
Вскоре после гибели полковнику Оксанченко посмертно присвоили звание “Героя Украины”, согласно представлению к награде он погиб в воздушном бою, отвлекая вражескую авиацию. Пафос официоза администрации президента Украины иногда умиляет – звание героя Оксанченко присваивалось посмертно, соответственно, отвлекал вражескую авиацию (или развлекал?) летчик довольно “успешно”. Имхо, не самый разумный способ отвлекать противника – ценой потери самолета и жизни заместителя командиры бригады, но креативщики Зеленского об этом не подумали.
Вообще, учитывая мощный взрыв в небе ночного Киева уничтоживший украинский истребитель, долгое время наиболее реалистичной среди “диванных экспертов” была версия с уничтожением Су-27 Оксанченко “дружественным огнем” украинской ПВО – ракетой комплекса ЗРК С-300. Однако, через восемь месяцев войны, появилось мнение, что на украинских зенитчиков в данном эпизоде грешили зря. В октябре, российские СМИ разнесли информацию о рекордных по дальности успешных стрельбах российских дальнобойных ЗРК С-300В и С-400 в ходе СВО. В частности, был упомянут “предыдущий задокументированный рекорд, когда 25 февраля 2022 года в небе над Киевом С-400 уничтожил Су-27 ВВС Украины”. Правда, как выяснилось, источником этого утверждения стал американский журнал Military watch magazine, так что достоверность подобного утверждения под большим вопросом. В общем, в истории с уничтожением Су-27 полковника Оксанченко рано ставить точку.
Со своей стороны, украинские медиа представляли Оксанченко чуть ли не лучшим асом современности, но журналисты они такие журналисты… Традиционное понятие “ас” – летчик уничтоживший 5 самолетов в воздушных боях. Хороший пилотажник – это еще далеко не ас. Для современных летчиков куда важнее тактика и умение применять бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение. Уверенный пилотаж на любых режимах, конечно, важное умение для любого пилота, но современные самолеты настолько редко ввязываются классические “собачьи свалки”, что мало кому удается применить такие навыки в ближнем бою, тем более, что рассчитанные на наземного обывателя эффектные фигуры высшего пилотажа малоприменимы в реальном воздушном бою. Зачастую исход воздушного боя решает внезапно прилетевшая с приличной дистанции ракета, и даже если доходит до ближнего боя, то его результат определяют не высший пилотаж, а достаточно несложные, но тактически грамотные маневры. В любом случае, полковник Оксанченко никаких воздушных побед не одержал, а погиб просто и незатейливо – стал жертвой внезапно поразившей его самолет ракеты, причем, скорее всего – зенитной.
Обломки сбитого Су-27 упали на город и по ним удалось опознать сбитый Су-27П N100 из состава 831-й БрТА.
26 февраля украинское командование заявило, что в половине первого ночи «винищувач Су-27 Повітряних Сил ЗС України атакував військово-транспортний літак Іл-76МД російських окупаційних військ і знищив ворога!!!» Через несколько дней за этот “подвиг” званием Героя Украины наградили командира 831-й БрТА полковника Александра Мостового с формулировкой “Под Васильковым сбил российский Ил-76, а также два вертолета Ми-24, чем не допустил высадку десанта с вооружением”. Единственной проблемой является то, что никаких подтверждений сбитых Ил-76 ни под Васильковым, ни в других местах не существует, да и с упавшими Ми-24 в этих местах тоже не густо. За восемь месяцев войны ни эта, ни еще несколько аналогичных побед над Ил-76 так и не было подтверждено – куда ночами пускали ракеты украинские летчики и зенитчики до сих пор не понятно. Невероятно не найти обломки таких огромных транспортных машин и тем более не использовать их для пропаганды своих побед.
28 февраля Повитряны Силы Украины потеряли еще одного пилота Су-27. Им стал майор Степан Чобану, бывший пенсионер, вернувшийся в строй в 2015 году. Его характеризовали как одного из опытных пилотов с 1100 часами налета, участника трех парадов над Крещатиком. В первую ночь войны – 24 февраля, майор Чобану выводил самолет из под российского удара по аэродрому базирования. Стандартная формулировка подвига от украинских военных пресслужб – “28 февраля отвлек на себя вражескую авиацию над Кропивницким, был атакован ракетами противника, вследствие чего получил травмы несовместимые с жизнью”. В другой сводке звучит так: “28 февраля его Су-27 первым поднялся в воздух и вступил в воздушный бой над Кропивницким, отвлекая на себя вражескую авиацию. Это позволило подняться в воздух остальным самолетам, вывести их из-под удара и перебазировать на резервный аэродром. Атакованный ракетами, погиб смертью храбрых”.
Ну если пытаться разобраться тут тоже есть интересные моменты. Опять таки надо смотреть на карту – где находится Кропивницкий? Центр Украины, за Днепром. Летали ли там российские истребители? Нет, подобные факты не зарегистрированы…
Зато есть другой крайне интригующий факт – 28 февраля пилот украинского МиГ-29 старший лейтенант Андрей Герус сбил над Кропивницким “российский Ил-76”, за что уже вечером того же дня получил звание “Героя Украины”. Понятно, что никакого сбитого Ил-76 в районе Кропивницкого так и не нашли, зато через несколько дней в фейсбуке появился первый, еще неофициальный, некролог на майора Чобану, сбитого, как уже говорилось, 28 февраля над Кропивницким. Очень интересное совпадение.
Несложно сопоставить четыре факта случившихся в одну ночь – Су-27 майора Степана Чобану сбивает некий “российских истребитель”, которых над Кропивницким отродясь не появлялось и, одновременно, Андрей Герус на МиГ-29 сбивает мифический “российский Ил-76” там же, который понятно тоже не находят, ибо не возможно найти то, чего нет, да и выглядит посылка одиночного беззащитного транспортника в центр Украины откровенным бредом. Выкинув из этого уравнения два голословных утверждения про российские самолеты над Кропивницким – получаем простой и логичный ответ – украинский МиГ-29 сбил украинский Су-27.
Наиболее вероятный сценарий – наступившей ночью, “когда все кошки черные”, Су-27 майора Чобану, был перехвачен МиГ-29 старшего лейтенанта Андрея Геруса. Сам по себе большой Су-27, к тому же увешанный как новогодняя елка 10 ракетами “воздух-воздух”, дает эффективную поверхность рассеяния радиоволн около 10 квадратных метров, то есть на экране РЛС МиГа давал хорошую жирную засветку, которую пилот МиГа и принял за российский Ил-76. Вообще, для предотвращения стрельбы по своим существует аппаратура опознавания “свой-чужой” – в ответ на импульс запроса ответчик второго самолета должен дать ответный сигнал с правильным кодом. По факту, на одном из самолетов эта аппаратура могла не работать, или, например, после начала войны код изменили, а на аэродроме рассредоточения его не получили и остался, прежний, ставший неправильным.
Так или иначе, старший лейтенант Герус принял яркую отметку за вражеский самолет и штатно уработал с большой дистанции ничего не подозревающего майора Чобану ракетой Р-27Р, после чего доложил о сбитом Ил-76.
Не дожидаясь рассвета и нахождения обломков, “перемога над Ил-76 в воздушном бою” по докладам пошла наверх, достигнув администрации президента. Старшего лейтенанта Андрея Геруса тут же включили в уже подготовленный к публикации указ о награждении званием “Герой Украины”, где почти все были связаны с авиацией и ПВО. Его фамилия чудненько вписалась в подготовленный указ – число награжденных званием “Герой Украины” стало 12, из них 6 было награждено посмертно (4 летчика) и, вместе с Герусом, стало 6 прижизненных награждений (из которых 2 летчика – Мостовой и Герус). Получилась красота и симметрия, причем оба живых “Героя Украины” получили это звание за “уничтожение российских Ил-76 с десантом”, которых физически не существовало. И если жертва Андрея Геруса более-менее понятна – Су-27 майора Чобану, то в кого стрелял Мостовой до сих пор не известно, наиболее логично, что это мог бы быть один из МиГ-29 Васильковской 40-й БрТА Повитряных Сил, но подходящих “кандидатур” на данный момент нет. Так что пока счет между украинскими МиГ-29 и Су-27 – 1:0.
После того как весть о героической смерти Степана Чобану в воздушном бою разошлась по украинским СМИ, 2 марта, очередным указом президента, майору Чобану также было присвоено звание Героя Украины, правда, посмертно. Понятно, что украинские военные, прямо или косвенно задействованные в инциденте над Кропивницким 28 февраля, прекрасно знают, что произошло, но вряд ли в ближайшие годы вслух расскажут правду об этом, так как получается довольно неприятный расклад, когда один украинский летчик убил другого, после чего оба стали Героями Украины.
5 марта представитель Минобороны РФ заявил, что российские истребители сбили в воздушном бою в районе Житомира 4 украинских Су-27. Вероятно, это самый масштабный воздушный бой о котором сообщали российские военные, однако, даже через много месяцев не появилось никаких подтверждений потерь украинских Су-27 в этот день.
15 марта российские военные заявили уничтожение украинского Су-27 в районе населенного пункта Лозовая Харьковской области. Эта победа никак не подтверждена.
25 марта Министерство Обороны РФ опубликовало таблицу боевого состава Вооруженных сил Украины к началу СВО и количества уничтоженного из всего этого за месяц войны. Касательно боевых самолетов фигурировала цифра – 152 боевых самолета имелось у Украины и 112 из них “уничтожено” за первый месяц – чрезвычайно оптимистичный взгляд на собственные успехи. При таком раскладе от наличного парка Су-27 примерно в 40 единиц должна была остаться лишь четверть машин.
В сводки Минобороны время от времени продолжали попадать украинские Су-27 на протяжении всех последующих месяцев. Примерно так это выглядит по датам сводок, то есть уничтожение подразумевают в предыдущие сутки:
8 апреля – российская ПВО в районе населенного пункта Новомихайловка сбила украинский самолет Су-27.
11 апреля – российскими средствами противовоздушной обороны в районе населенного пункта Синельниково Днепропетровской области сбит в воздухе истребитель Су-27 украинских воздушных сил. Оба этих заявления не имеют подтверждения.
Начало мая охарактеризовалось попыткой украинских вооруженных сил отбить остров Змеиный в ходе комбинированной операции с задействованием в том числе и авиации. В ходе этих боев в российские сводки несколько раз попадали украинские Су-27.
В частности, 5 мая было заявлено, что “Российскими средствами противовоздушной обороны сбиты в воздухе три самолета воздушных сил Украины, включая один Су-27 в районе населенного пункта Ингулец Херсонской области”.
На следующий день, 6 мая, ПВО РФ отчиталось о сбитом украинском Су-27 около Платоновки в ЛНР.
Наконец, 7 мая украинские военные начали операцию по захвату острова. Высадка была намечена по всем канонам десантных операций — вертолетный и морской десант при поддержке Байрактаров и боевой авиации. Появилось снятое с Байрактара видео нанесения украинскими самолетами эффектного бомбового удара по Змеиному с последующей детонацией складированных боеприпасов, также были полностью уничтожены здания погранзаставы. Тип самолета на видео не определить, в аннотации говорилось, что удар наносили украинские Су-27, хотя более логично, что это все-таки были Су-24, тем более российские военные упоминали в боях за Змеиный оба типа самолетов и более логично, что каждый занимался своим делом — бомбардировщики Су-24 наносили удар, а истребители Су-27 их прикрывали.
По итогам дня 7 мая российские военные претендуют на сбитый Су-27 в районе острова Змеиный.
13 мая был заявлен сбитым очередной украинский Су-27 в районе Лозовой в Харьковской области. Снова надо сказать, что никаких подтверждений на эти четыре “уничтоженных” Су-27 нет.
5 июня президент Украины Владимир Зеленский посещал передовые позиции украинских войск на Донбассе. Именно с этим событием и было, видимо, связано появление над линией фронта одиночного украинского Су-27 в качестве прикрытия направления от атак российской авиации. Столь яркий перформанс украинского пилота на высоте около 1 км закончился немного предсказуемо – самолет был сбит в районе населенного пункта Орехово Запорожской области, а его пилот погиб. По сети быстро разошлось видео снятое украинскими солдатами радостно фиксирующими падение “кацапского лiтака”, однако уже к вечеру появились фотографии места падения, на котором был виден не только опознавательный знак ВВС Украины, но и бортовой номер 38.
Су-27П1М упал около позиций российских войск и его пилот погиб в кабине. 10 июня в фейсбуке промелькнул неофициальный некролог на подполковника Дмитрия Вильгельмовича Фишера, также достаточно известного на Украине летчика Су-27 из 831-й БрТА. Он часто мелькал в различных репортажах, зачастую вместе с Александром Оксанченко. Точная должность на момент гибели не известна, но уже в 2013 году он был командиром эскадрильи, к 2022 мог занимать и более высокую должность. Фишер был участником войны 2014 года и в интервью утверждал, что в 2014 перехватил российский Ил-20, который, по его мнению, нарушил границу Украины на Донбассе и был готов его сбить, но ему запретили. Принимал участие в российско-украинской войне и уже 7 апреля 2022 был награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени.
Украинское Минобороны факт гибели подполковника Дмитрия Фишера признало только значительно позже – после передачи тела летчика украинской стороне, придерживаясь своего незыблемого правила – “нету тела, нету дела”.
Вопрос с тем, кто и как именно сбил Су-27 подполковника Фишера, как обычно, не ясен. Вначале, основываясь на украинских видео, где солдаты радовались сбитию “лiтака оркив”, приписывали победу украинской же ПВО. Министерство обороны РФ официально сбитый украинский Су-27 на эту дату не заявляло. Позже появилась неофициальная данные, что этот Су-27 был сбит российским истребителем Су-35.
Следующий раз украинский Су-27 попал в сводки российского Минобороны 30 июня, когда, как утверждается, такой истребитель был сбит силами ПВО около Софиевки на территории ДНР – очередная неподтвержденная заявка.
В то время как по сводкам Минобороны РФ украинская авиация должна была уже полностью “сточиться”, самолеты Повитряных Сил вполне себе появлялись у линии фронта, более того, к украинским МиГ-29 и Су-27 приколхозили американские противорадиолокационные ракеты HARM. “Колхоз” включал в себя установку переходной балки для подвески ракеты и аккумуляторную батарею для ее запитки. В отличии от штатных носителей американских ВВС, поиск подходящей цели производится непосредственно “головой” ракеты, летчик получает об этом сигнал и производит пуск в направлении куда-то туда. Несмотря на то, что иногда ракеты в таком режиме чудят, в целом, схема оказалось рабочей и российские комплексы ПВО понесли потери. Теоретически, в РФ должны существовать специальные ложные излучающие цели имитирующие работу РЛС, но даже если они и имеются в наличии, вспомнили о них, наверное, только после первых потерь.
Ответом на активность украинской авиации стал удар по аэродрому Канатово в Кропивницком 23 июля в 5 часов утра, когда по нему выпустили 13 ракет – 8 морских “Калибр” и 5 старых Х-22 с бомбардировщиков Ту-22.
Аэродром Канатово не входил в число основных авиабаз Повитряных Сил, был аэродромом оперативного развертывания, но с апреля на нем развернули строительство новых стоянок для авиатехники и он стал широко использоваться украинской авиацией.
Разглядывая мутные спутниковые снимки авторы некоторых телеграмм-каналов сделали выводы, что голубые пятна на аэродроме Канатово – это украинские Су-27 и четыре попадания по стоянкам означают уничтоженные самолеты. На основе такой мощной аналитики сложно утверждать, что действительно имело место уничтожение украинских Су-27 на этом аэродроме 23 июля. Однако, несомненно, что по крайней мере начальник авиабазы подполковник Марченко в результате ракетного удара погиб.
10 августа Минобороны РФ заявило, что истребительная авиация России уничтожила в Николаевской области три украинских самолета, включая Су-27 около Новоселья. Пока эту победу подтвердить нельзя.
Зато из украинской прессы стало известно, что 21 августа в ходе боевого вылета погиб комэск 39-й БрТА подполковник Павел Бабич, что интересно, российской заявки на уничтожение этого Су-27 нет.
Есть определенная вероятность, что потеря была не боевой – заголовок материала назывался: “Тяжелая утрата – в ходе выполнения боевого задания разбился житомирский летчик”. Хотя в первом же абзаце самого текста слово “разбился” заменено на “погибший” – “Город всколыхнула печальная новость: во время выполнения боевого задания 21 августа 2022 погиб наш земляк Бабич Павел Петрович, подполковник, командир авиационной эскадрильи”.
23 августа российские военные заявили об уничтожении силами ПВО украинского Су-27 около Барвенково Харьковской области.
Возросшую активность украинской авиации попытались осадить новыми ударами по аэродромам 24 августа – ракетами атаковали основную базу 831-й БрТА в Миргороде, где заявили об уничтожении по одному Су-27 и Су-24, еще два Су-27 и один Су-24 “получили критические повреждения”. На аэродроме Днепра заявлено уничтоженными три самолета без указания типов. Как обычно, Министерство обороны РФ не снизошло до предъявления спутниковых фотографий атакованных объектов, поэтому подтвердить эти заявки нельзя.
В свою очередь, 2 сентября, украинские военные как ни в чем не бывало сообщили, что истребители МиГ-29 и Су-27 обеспечивают прикрытие ударных самолетов и атакуют позиции ПВО противника ракетами AGM-88 HARM.
10 октября Повитряны Силы потеряли Су-27 из состава 39-й БрТА, который пилотировал полковник Олег Шупик. Шупик – уже немолодой пилот 1966 года рождения, окончивший Черниговское высшее военное авиационное училище в 1987 году, дослужился до заместителя главного штурмана и инспектора штурманской службы Воздушного командования “Центр”. В 2006 уволился из рядов Повитряных Сил и работал в министерстве транспорта и различных авиационных структурах Украины. С началом войны вернулся в строй 39-й БрТА на должность в штурманской службе бригады. Известно, что погиб он 10 октября в районе населенного пункта Шишаки Полтавской области, причем российских заявок на уничтожение в этот день украинских Су-27 нет, как и других типов самолетов.
13 октября смешанная пара украинских боевых самолетов из разведчика Су-24МР и истребителя Су-27 совершила боевой вылет в зону боевых действий. Вероятно, разведчик с помощью своей радиотехнической аппаратуры выявлял наиболее “вкусную” российскую РЛС, а Су-27 атаковал ее с помощью AGM-88 HARM. Неизвестно, добились ли украинские пилоты успеха, но на обратном пути они подверглись избиению – оба самолета были сбиты в глубине украинской территории, причем один из членов экипажа разведчика погиб. О произошедшем тут же сообщило руководство Полтавской области, обломки Су-24МР N59 показали.
Как обычно стали возникать версии чем “достали” украинские самолеты на дистанции около 200 км от линии фронта. Начали цитировать Military watch magazine, где утверждается что Су-24 был сбит комплексом ЗРК С-400 на дистанции 217 км. Другие делали выводы из сообщений Минобороны РФ, что истребители Су-57 выполняют боевые вылеты в ходе боевых действий и воздушные победы приписали этой машине. Через две недели показали интервью с пилотом МиГ-31БМ, который описал перехват и уничтожение украинского Су-24, не называя даты. В общем, версий возникло достаточно, какая из них правдивая – непонятно.
С самого начала боевых действий украинские истребители применяются для попыток перехвата российских крылатых ракет разных типов. Цель достаточно сложная, но несомненно, что за полгода войны, какая-то, но видимо очень не большая часть, из полутысячи запущенных крылатых ракет была сбита именно истребителями. После того как Россия осенью стала массово применять ударные беспилотники Герань-1 и Герань-2 по украинским стратегическим объектам, для украинских истребителей настали “веселые” времена. Маловысотные и дешевые “шахид-мопеды” начали быстро истощать запасы дорогостоящих зенитных ракет, подавляющее большинство которых уходит в “молоко” и нередко падает на близлежащие дома, к тому же поршневые моторы этих беспилотников плохо захватываются инфракрасными головками самонаведения ПЗРК . Украинское командование было вынуждено пойти на массовое применение истребителей Су-27 и МиГ-29, которые в ходе налета Гераней носятся над всей Украиной пытаясь их перехватывать. Применение истребителей не сильно улучшило ситуацию – устаревшие РЛС украинских истребителей практически неспособны выделить малоразмерную цель на фоне земли, а дорогостоящие и дефицитные ракеты “воздух-воздух” как с тепловым, так и радиолокационным наведением плохо их захватывают. Были видео, как ракеты пущенные с МиГ-29 сразу летят непонятно куда.
Также не просто поразить Герань из бортовой пушки – из-за малых размеров дрона и большой разницы в крейсерской скорости беспилотника и минимальной скорости истребителя, время на прицеливания остается крайне мало, истребитель проскакивает вперед, после чего должен снова обнаружить цель и строить новый заход на нее, тем более, что речь идет о малых высотах, где любая ошибка пилотирования может стать фатальной. Все еще более осложняется в темное время суток – когда обнаружить цель можно разве что оптико-электронной системой и, скорее всего, на фоне земли она работает так себе – пилоту надо лететь достаточно низко, чтобы беспилотник был на фоне неба. Ничего удивительного, что один из украинских пилотов в темноте не рассчитав скорость сближения попросту “таранил” Герань своим МиГ-29 и был вынужден катапультироваться.
Российские СМИ и телеграмм-каналы время от времени разгоняют инфу о тяжелейших потерях в летном составе Повитряных Сил, дескать опытных летчиков выбили, теперь летают только вчерашние курсанты – это явно не так, по крайней мере в отношении летного состава 831-й и 39-й БрТА вооруженных истребителями Су-27. Конечно, гибель “старых волков” Оксанченко, Чобану, Фишера и Вагоровского, а также довольно опытных Коломийца, Бабича и Шупика – ощутимый удар по летному составу обеих авиабригад. Однако, не стоит переоценивать катастрофичность подобных потерь – беглый просмотр указов о награждении показывает несколько старых и опытных летчиков Су-27 продолжающих воевать на этом типе самолета.
В частности, кроме Героя Украины, комбрига 831-й БрТА полковника Александра Мостового, можно назвать подполковника Алексея Власенко из этой же бригады, награжденного орденом Данила Галицкого. Бывший комбриг 831-й БрТА полковник Олег Паливода, награжден орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени. На военной службе остается и пошедший на повышение другой бывший комбриг 831-й БрТА – бригадный генерал Олег Гесь, по крайней мере в 2021 году, в звании полковника и в должности заместителя командира командования “Запад”, он вполне себе летал. Участвовал ли он в боевых вылетах доподлинно неизвестно, но вполне мог, тем более, что награда у него, не полководческая, а вполне обычная для рядовых летчиков – орден Богдана Хмельницкого 3-й степени.
Из известных украинских летчиков Су-27 пока не попадались награждения “героя” 2014 года – Сергея Ялышева и, полковника Юрия Булавки, который был заместителем командира 831-й БрТА, участвовал в авиашоу, перед войной пошел на повышение в штаб Повитряных Сил в Винницу. Однако, в ходе войны дал интервью в летной амуниции на фоне Су-27.
Ну и не стоит сбрасывать со счетов даже молодых пилотов, которые на войне быстро растут в званиях и должностях, получая реальный боевой опыт в десятках боевых вылетов. Довольно глупо называть “зеленым” молодого летчика, совершившего полсотни или сотню боевых вылетов на войне. Полгода на войне дадут куда больше реального опыта и навыков, чем десять лет “ровной” службы в рамках редких летных смен и формальных боевых упражнений под девизом “лишь бы без летных происшествий”.
Из молодых пилотов в наградных указах удалось идентифицировать Алексея Ждеда (831-я БрТА). До войны в звании старшего лейтенанта он пару раз отметился в пространных репортажах из Миргорода – перед камерой не тушевался и бодро размовлял “украiньской мовой”. Уже в марте 2022, в звании капитана получил орден “За мужество” 3-й ступени.
К 10 октября 2022 список заявленных уничтоженными украинских Су-27 по данным Минобороны РФ составлял 23 самолета Су-27 – один уничтоженный на земле и 22 сбито в воздухе. Из сбитых в воздухе 6 записано на счет российских истребителей и еще 8 – на ПВО, по остальным – не уточнялось. Это, кстати, довольно скромная заявка – всего на половину имевшихся в строю Повитряных Сил Су-27. Для примера, к этой же дате количество “уничтоженных” по данным российских военных украинских Су-25 уже составило фантастическое число – 106 штук – более чем в два раза превосходя наличный украинский парк “Грачей”.
Тут надо понимать как появляются такие заявки на сбитых. Фактически заявка “в районе населенного пункта “Такой-то” истребительной авиацией РФ сбит украинский самолет” означает, что истребитель применил ракету по воздушной цели, причем обычно на расстоянии в несколько десятков километров. После этого “отметка цели пропала с экрана РЛС”, из чего следует вывод, что самолет противника уничтожен.
Такой ход событий подтверждается интервью российских летчиков-истребителей на камеру. Но надо понимать, что “пропадание отметки цели” после пуска ракеты может быть свидетельством уничтожения самолетов летящих на большой высоте – была цель и ее уже нету. Но как показала война на Украине в условиях мощной ПВО так не летают, и когда самолеты выскакивают из-за рельефа местности на считанные секунды или минуту-другую, а потом снова скрываются за лесопосадками – “пропадание отметки” ни о чем не говорит.
Тем более, что в большинстве случаев, российские Су-35 применяют ракеты Р-77 с активным радиолокационным наведением, которые не требуют подсветки цели вплоть до попадания – они летят в точку упреждения, там уже за 20-30 км до цели включается собственная РЛС в “голове” ракеты и, если цель найдена в зоне досягаемости, ракета самостоятельно на нее наводится – то есть реализован принцип “пустил-забыл”. Пользуясь совершенством этих ракет, российский пилот Су-35 после пуска совершает маневр уклонения и разрывает дистанцию, ложась на обратный курс под защиту своей ПВО, не давая украинскому истребителю сблизиться для возможного ответного пуска старой Р-27 с полуактивным наведением. Но при таком маневрировании самолет противника “выпадает” из сектора обзора бортовой РЛС Су-35 и результатов пуска пилот обычно не наблюдает, поэтому в качестве подтверждения победы летчики часто ссылаются на данные наземных радаров, но как раз для них “пропадание отметки” случается на раз-два – украинские пилоты тоже очень хотят жить и сразу после пуска НУРСов или AGM-88 HARM, разворачиваются на обратный курс и “прячутся” за рельефом местности – лесопосадками, зданиями, терриконами и так далее. Поэтому такой быстро “нырнувший” под радиогоризонт наземной РЛС самолет воспринимается как “цель пропавшая с экрана РЛС”.
Опять таки, какой бы совершенной не были современные ракеты с активным наведением, значительную часть полета они идут в упрежденную расчетную точку – так как физику не нае…ешь – небольшая и маломощная РЛС, втиснутая в корпус ракеты не идет ни в какое сравнение с мощной бортовой РЛС истребителя и не может захватить цель с расстояния в сотню километров. И если вражеский самолет сманеврировал и в нужном районе не оказался, то активная ГСН ракеты его просто не найдет.
Неподтвержденные победы – результат рутинной работы армейской бюрократии. Летчик после боевого вылета составляет отчет – где обнаружил воздушную цель, с какой дистанции произвел пуск, поражение цели наблюдал – не наблюдал. Среди прочего данные идут в вышестоящие штабы и если “пропадание отметки цели” подтверждаются наземными средствами РТВ, то вот вам и очередной “сбитый” украинский Су-25 или Су-27. Понятно, что в каких-то случаях эти данные оказываются верны и цель действительно поражена, но можно смело утверждать, что в подавляющем большинстве – пустая заявка на воздушную победу.
С другой стороны, есть несколько случаев – потеря украинских ВВС есть, а заявок на нее со стороны российских военных – нет. В этом случае вполне вероятен обратный сценарий – производился пуск, но результатов никто не наблюдал, ни летчик, ни наземные РЛС. Нет подтверждения – нет победы. А по факту результат был и мы видим украинский некролог на пилота.
Реальные потери украинских Су-27 сейчас, конечно, не известны. Доказанными можно считать 6 самолетов по числу погибших в боевых вылетах летчиков (Коломиец, Оксанченко, Чобану, Фишер, Бабич и Шупик. Еще два Су-27 можно причислить к потерянным с достаточно высокой вероятностью – по неофициальным украинским данным один Су-27 уничтожен на земле в Озерном в первое утро войны (погиб Вагоровский), но две доступные фотографии не позволяют точно утверждать это. Второй – сообщение гражданских властей, о том, что 13 октября Су-27 был сбит в Полтавской области, летчик успешно катапультировался, но если обломки сбитого в этом же эпизоде Су-24МР были опубликованы, то Су-27 – нет.
Известны фотографии обломков двух машин – N38 (Фишер) и N100 (Оксанченко).
Возможно, потери украинских Су-27 несколько больше, чем сейчас известно, но вряд ли они очень большие. В отличии от украинской армии с их практически бесконечным людским ресурсом и масштабными поставками военной техники с Запада, украинская авиация очень чувствительна к потерям – боевые самолеты на Украину все еще не поставляются. Поэтому, Повитряны Силы почти сразу перешли к тактике “укусил-убежал” – самолеты подходят к линии фронта на сверхмалой высоте и не задерживаются там дольше считанных секунд необходимых для применения вооружения – НУРС или ракет AGM-88 HARM. Такая тактика в большинстве своем позволяет избежать огня средств ПВО России, а также атак истребителей.
Российская авиация, как правило, также не рискует проникать дальше линии фронта опасаясь действенного огня украинской ПВО, поэтому классических воздушных боев практически нет. Боевые действия показали, что у ВКС России нет достаточно самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У, чтобы системно и круглосуточно контролировать 1000-км линию фронта и выявлять “подкрадывающиеся” украинские самолеты. Точно так же нет и достаточного количества истребителей, чтобы непрерывно патрулировать прифронтовую полосу прикрывая войска от украинской авиации.
Однако, “недостаточно” – не значит, что самолетов ДРЛО и истребителей вообще нет. И когда российские истребители оказываются в нужное время в нужном месте украинским Су-27 становиться трудно противостоять противнику. Су-35 и МиГ-31БМ обладают более совершенными РЛС и дальнобойными ракетами, которые оставляют украинским пилотам мало шансов на победу в воздушном бою. Ударные самолеты РФ – Су-24, Су-34 и Су-25 практически всегда действуют аналогично украинским самолетам – на сверхмалых высотах, избегая заходить за линию фронта, что также не дает частых возможностей для попыток их перехвата украинскими Су-27. Результатом является то, что даже после 9 месяцев войны до сих пор нет подтвержденных воздушных побед украинских Су-27 над самолетами и вертолетами РФ.
В тоже время в своем тылу украинская авиация летает абсолютно вольготно, участвует в отражении налетов крылатых ракет и “шахид-мопедов” Герань и, несомненно, что-то она все-таки сбивает. Достаточно много неприятностей российским РЛС доставляют и удары противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, запускаемых в том числе и с кустарно оснащенных ими Су-27. Поэтому совершенно не стоит говорить о “никчемности” и “бесполезности” украинских авиабригад вооруженных этими советскими истребителями. Как ни крути, но украинские Су-27 и их пилоты вносят свой посильный вклад в ход боевых действий.
Подтвержденные потери украинских Су-27
Дата | Тип | № | Часть | Экипаж | Место и причина |
---|---|---|---|---|---|
24 февраля 2022 | Су-27 | ? | 39-я БрТА | пп-к Эдуард Вагоровский, погиб | Уничтожен ракетой на стоянке аэродрома Озерное |
24 февраля 2022 | Су-27 | ? | 39-я БрТА | м-р Дмитрий Коломиец, погиб | Воздушный бой, с. Крынцылов, Хмельницкая обл. |
25 февраля 2022 | Су-27П | 100 | 831-я БрТА | п-к Александр Оксанченко погиб | Сбит зенитной ракетой над Киевом |
28 февраля 2022 | Су-27 | 11 | 831-я БрТА | м-р Степан Чобану, погиб | Сбит украинским МиГ-29 Андрея Геруса, Кропивницкий, Кировоградская обл. |
5 июня 2022 | Су-27П1М | 38 | 831-я БрТА | пп-к Дмитрий Фишер, погиб | Сбит около Орехово, Запорожской обл. |
21 августа 2022 | Су-27 | 26 | 39-я БрТА | пп-к Павел Бабич, погиб | ? |
10 октября 2022 | Су-27 | ? | 39-я БрТА | п-к Олег Шупик, погиб | Сбит около Шишаки, Полтавской обл. |
23 марта 2023 | Су-27С | 30 | 831-я БрТА | Денис Кирилюк, погиб | |