Aero L-39 в Ливии. Часть 5 – сражение за Триполи и «Вулкан гнева»
В сражение за Триполи активно включились и ливийские L-39 и на этот раз они активно применялись с обеих сторон линии фронта.
В ходе продолжавшихся несколько лет боев низкой интенсивности Ливийская Национальная Армия постепенно взяла под свой контроль большую часть страны, включая ключевые объекты нефтегазовой инфраструктуры. Соответственно, власть признанного ООН Правительства Национального Согласия в основном сохранилась в в стратегически важном прибрежном регионе между столицей Триполи и «вольным городом» Мисурата, с прилегающими районами и вплоть до Сирта. Также есть южный анклав «Сил защиты юга».
4 апреля 2019 Ливийская Национальная Армия Халифы Хафтара начала наступление на Триполи с целью изгнания Правительства Национального Согласия. В столице и окрестностях завязались ожесточенные по ливийским меркам бои с применением артиллерии, танков, авиации и беспилотных летательных аппаратов.
После определенного первоначального успеха, наступление ЛНА завязло в обороне противника. Авиация сторон достаточно активно применялась в ходе боевых действий с обеих сторон, обычно совершая примерно по 10 самолето-вылетов в сутки. ЛНА применяла в боях наличные МиГ-21 и МиГ-23, а также несколько Су-22, Мираж F-1 и L-39ZO, впрочем, количество боеготовых самолетов этого типа у сил Хафтара точно не известно.
ВВС Правительства Национального Согласия к началу решающего сражения обладало одним Мираж F-1, довольно скоро сбитым, 2-3 МиГ-23, пятеркой G-2 Galeb и эскадрильей Aero L-39ZO, которые вынужденно стали основным боевым самолетом «мисуратских ВВС». Единственной их заметной новинкой стал «новый» L-39 N3539 в абсолютно новом и не типичном для ливийских Л-39 окрасе.
10 апреля Информационный департамент ЛНА и 166-й батальон заявили, что ночью над Suk Al Khamis был сбит вражеский L-39 и даже опубликовали фотографию чего-то горящего на земле. Однако источники на авиабазе Мисурата и командование ПНС категорически отвергли какие-либо потери в авиации и никаких подтверждений по сбитому самолету так и не появилось.
18 апреля 2019 чадские и нигерийские наемники воюющие на стороне Триполи попытались взять штурмом Таманхинт, где находится построенный еще Чехословакией авиаремонтный завод для Л-39, однако атака была отбита гарнизоном Ливийской Национальной Армии.
Первая достоверная потеря Л-39 в ходе эскалации боев между ПНС и ЛНА произошла 13 июня 2019, самолет упал на побережье в районе Al Dafniyah (200 км от Триполи), недалеко от Мисураты. ЛНА заявила в этот день об уничтожении вражеского самолета, но есть подозрение, что сделано это было уже после того, как в соцсетях появилась новость о падении самолета. В свою очередь, ПНС официально заявила, что это не боевая потеря. По неофициальным данным полученным от одного из высокопоставленных офицеров авиации ПНС, в этот день пилот по имени Нури перегонял после ремонта Л-39 из Триполи в Мисурату. В полете возникла сильная вибрация двигателя, у пилота была возможность катапультироваться, но он связался с дорожной полицией с просьбой освободить прибрежное шоссе для посадки. (Неизвестно, что там могла успеть сделать дорожная полиция для идущего на вынужденную посадку самолета, учитывая, что садился он срочно – иначе бы мог дотянуть несчастные 25 км до аэродрома Мисураты). Так или иначе, но во время захода на посадку на шоссе Л-39 задел левым крылом электрический столб, врезался в землю и был полностью разрушен. Пилот погиб.
Следующая, на этот раз боевая потеря, произошла 4 июля, когда 9-я бригада ЛНА сбила Л-39 Правительства Национального Согласия над городом Tarhouna, правда, первоначальная заявка была на сбитие МиГ-23. В свою очередь ПНС подтвердила потерю связи с самолетом совершавшим вылет южнее Триполи. Появившаяся фотография обломка крыла позволила идентифицировать сбитый самолет как Л-39.
Как известно, незадолго до этого на подконтрольной ЛНА территории были сфотографированы ЗРК Панцирь С-1 на шасси Man, ранее поставлявшиеся в поддерживающие Хафтара Объединенные Арабские Эмираты. Разумеется, эти два события тут же связали, но однозначно утверждать, что мисуратский Л-39 был сбит таким ЗРК все-таки нельзя – объективных доказательств нет.
22 июля 2019 оснащенный бомбами ливийский Л-39 совершил вынужденную посадку на дорогу в районе Ben Ghaziel (провинция Medenine) в Тунисе в 125 км от границы с Ливией. Официально заявлялось, что самолет сел из-за проблем с навигационной системой, но ходят упорные слухи о дезертирстве пилота.
Сразу возникло несколько версий относительно принадлежности самолета – каким из ВВС он принадлежит – Ливийской Национальной Армии (Хафтар) или Правительству Национального Согласия (Фарадж, Триполи).
Первая озвученная версия гласила, что полковник Faraj Al-Sageer перегонял принадлежащий ЛНА самолет с тыловой базы Брак на передовой аэродром Al-Watiya и из-за неработающего навигационного GPS приемника заблудился и был вынужден садиться на дорогу по выработке топлива. После этого разные источники публиковали взаимоисключающие утверждения о принадлежности самолета, приписывая его и к ЛНА и к ПНС, причем со ссылкой на их представителей признававших его своим.
Не сильно упрощает ситуацию и бортовой номер самолета – N9444, причем на другом борту номер отличается – N9435. Это объясняется тем, что хвост самолета не родной, а технологический разъем идет как раз по середине номера разделяя его на две части «94» и «44», а также «94» и «35». Соответственно, при стыковке нового хвоста от самолета N9435, начало номера «94» совпало для обоих бортов, а две последние цифры отличаются.
Тут надо также заметить, что ни один из этих бортовых номеров никогда не «светился» на авиасалонах в Триполи или в составе «свободных ливийских ВВС» в Мисурате в период 2011-2019, поэтому однозначно «привязать» его к авиации ПНС нельзя.
И хотя, основным пользователем ливийских Л-39 было в последние годы Правительство Национального Согласия в Триполи, но как было указано в предыдущей части – «Aero L-39ZO в Ливии. Часть 4» в конце 2016 – начале 2017 обе основные базы-хранилища ливийских Л-39 перешли в руки Ливийской Национальной Армии, а в мае 2018 совершил полет ее первый отремонтированный Л-39. Да и приведенные выше спутниковые снимки аэродромов в Таманхинте и Al-Jufra показывают наличие боеспособных хафтаровских Л-39, хотя фото и видео их боевого применения нет.
Кроме разных номеров на бортах фюзеляжа, у этого самолета еще одна интересная особенность – несмотря на стандартный флажок «Свободной Ливии» на киле, этот Л-39 несет на верхних поверхностях крыла зеленые круги времен Каддафи. Ни на одном из мисуратских Л-39 подобного «безобразия» не было, тем более что их массово вводили в строй в 2015 и они все несут полное обозначение «Свободных Ливийских ВВС». А вот в Ливийской Национальной Армии с обозначениями всегда был бардак (хорошо заметный по их МиГ-23). Ну и Л-39 они начали вводить совсем недавно, поэтому и знаки на крыле не были еще перекрашены.
В конечном итоге, можно утверждать, что Л-39 N9444 принадлежал Ливийской Национальной Армии, и, вполне вероятно, летчик действительно не хотел бомбить Триполи и дезертировал. Это также подтвердил источник автора в авиации ЛНА.
7 августа 2019 Л-39 Правительства Национального Согласия нанес удар по позициям ЛНА в Триполи. Сразу после посадки в Мисурате самолет был поражен ракетой с беcпилотника Wing Loong-II (китайского производства). Эти крупные вооруженные дроны принадлежат Объединным Арабским Эмиратам и были переброшены в Ливию для усиления Ливийской Национальной Армии фельдмаршала Хафтара. Немного позже представители авиации ЛНА заявили, что было поражено два L-39ZO, а не один. Однако, по фотографиям это не просматривается.
Какой-то информации со стороны авиации Правительства Национального Согласия по этому случаю нет, единственным подтверждением является плохой спутниковый снимок авиабазы в Мисурате со следами пожара и взрыва на бетоне, продемонстрированный специалистом по геолокации, привязавшем верхнюю фотографию к спутниковому снимку.