Сирийские учебные самолеты MBB/CASA 223 Flamingo
Несмотря на то, что Сирия многие десятилетия ориентировалась на вооружение произведенное в Советском Союзе и его союзниками, иногда встречались и исключения. Одним из таких исключений был малоизвестный поршневой учебный самолет MBB/CASA 223 Flamingo немецкой конструкции.
Германская фирма Siebel Flugzeugwerke ATG (SIAT) была воссоздана в Западной Германии и разработала четырехместный SIAT 223 Flamingo для аэроклубов и оснащения летных школ Люфтганзы и ВВС. Первый полет SIAT 223 Flamingo совершил 1 марта 1967 года. Вскоре фирма вошла в состав концерна Messerschmitt-Belkow-Blohm и самолет сменил название на МВВ 223 Flamingo. Однако это никак не повлияло на коммерческий успех – из-за высокой себестоимости основные заказчики выбрали другие машины и удалось произвести только 29 самолетов немецкого производства для летной школы Swissair и ВВС Турции.
В 1971 году лицензия и оснастка были проданы испанской Hispano Aviacion, которая планировала поставить эти самолеты своим ВВС. Вскоре активы Hispano Aviacion были включены в состав CASA и самолет получил уже третье название CASA-223A-1 Flamingo. В 1972-74 годах фирма заложила производство серии из 50 самолетов с серийными номерами 50-100, но военно-воздушные силы отказались от закупки. В итоге, покупателем стала Сирия, закупившая в 1975-76 годах самолеты с серийными номерами 60-100. Машина с серийным номером “70” разбилась в январе 1976, еще перед передачей заказчику, таким образом из Испании Сирия получила 40 самолетов.
Испанцы вернули оборудование MBB и маленькая швейцарская фирма Farner сделала новую попытку реанимировать МВВ 223 Flamingo. Выпускать стали двухместный вариант МВВ 223K-1 Flamingo, однако снова единственным покупателем стали ВВС Сирии, закупившие все 17 произведенных машин. Возможно, сотрудничество бы продолжилось, но швейцарское правительство ввело эмбарго на поставку самолетов Сирии. И хотя попытки развития Flamingo еще продолжались несколько лет, серийное производство уже не возобновлялось.
Всего Сирия получила 57 самолетов этого типа – 40 четырехместных модели А-1 производства испанской CASA и 17 двухместных К-1 производства швейцарской Farner.
О службе МВВ 223 Flamingo в Сирии известно мало, выводы можно делать исключительно на основе редких фотографий. Наиболее ценными являются старые цветные фотографии от одного советских военных специалистов служивших в Сирии. На трех фото (включая заглавную) запечатлен камуфлированный Flamingo c бортовым номером 1719.



В 2000-х годах сирийские Flamingo продолжали использоваться для обучения курсантов на авиабазе Кверис. Они дважды попадали в объектив во время пышной церемонии окончания учебного курса молодых пилотов – в 2008 и 2009 годах. Причем теперь они уже утратили камуфляж и были перекрашены в “цивильный” бело-голубой окрас.


С началом гражданской войны в Сирии пышные церемонии по “французскому обряду” проводить перестали, впрочем как и обучение курсантов, так как вскоре авиабаза Кверис оказалась в окружении исламистов. Лишь в конце 2015 года правительственные войска смогли деблокировать героический гарнизон, тогда же появились и новые фотографии МВВ 223 Flamingo с этой базы.




Понятно, что шансов снова вернуться в небо у этих конкретных экземпляров практически нет. Тем не менее, есть еще одна фотография из социальных сетей, которая позволяет предположить, что Фламинго все-таки сохранились в строю, вероятно на какой-то другой авиабазе. По крайней мере этот самолет не выглядит поврежденным, а его фонарь укрыт от палящего солнца брезентом.


