Арабо-израильские войны

Hawker Fury ВВС Египта и Ирака. Египетский «трофей» в 1-й арабо-израильской войне

Весной 1948 года британская фирма Hawker направила в Египет прототип своего нового поршневого истребителя Fury. Однако, обстоятельства сложились так, что самолет был реквизирован и принял участие в боевых действиях против Израиля. Материал об истребителе Hawker Fury ВВС Египта в 1-й арабо-израильской войне.

14 мая 1948 года, за 8 часов до окончания британского мандата на управление Палестиной, в Тель-Авиве было провозглашено создание государства Израиль. Ни для кого не было секретом, что это автоматически переводит полыхающий межнациональный и межконфессиональный арабо-израильский конфликт в статус официальной войны между провозглашенным Израилем и Лигой Арабских стран. Основную роль в Палестинской войне со стороны арабов играли четыре страны – Египет, Трансиордания, Сирия и Ирак, все, кроме Трансиордании, имели и применяли боевую авиацию.

Великобритания в начавшейся войне заняла нейтральную позицию, введя официальное эмбарго на поставку вооружений воюющим странам. Что интересно, в отношении Египта эмбарго было введено уже в середине апреля 1948 года, за месяц до провозглашения Израиля и начала войны.

По стечению обстоятельств, в это время фирма Hawker отправила в Египет свой прототип истребителя Sea Fury для ознакомления потенциального заказчика в лице ВВС Египта. Летчик-испытатель Bill Humble перегнал Hawker F2/43 с гражданской регистрацией G-AKRY в Каир. Самолет не имел вооружения, также отсутствовал посадочный гак, а консоли крыла не складывались.

Hawker F2/43 NX798 - прототип всего семейства самолетов
Прототип Hawker Sea Fury – Hawker F2/43 с заводским номером NX798 в британской военной окраске.

24 апреля 1948 Bill Humble продемонстрировал возможности самолета в полете, после чего место в кабине занял молодой, но перспективный египетский пилот Тахир Заки. Тахир Заки отличался очень маленьким ростом, в отличии от остальных летчиков не курил и почти не употреблял алкоголь. Позже ходили байки, что когда он впоследствии летал на МиГах — якобы подкладывал подушку, чтобы иметь достаточный обзор и, возможно, тоже самое делал на Спитфайрах. Тем не менее он стал одним из наиболее заслуженных египетских летчиков предстоящей войны, совершив 220 боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях и заявил о 4 воздушных победах.

Прототип Hawker Fury в гражданской маркировке.
Прототип получил гражданское обозначение G-AKRY и соответствующую окраску. Хорошо заметно, что в отличии от черных букв, полоса и кок винта другого цвета, красного.

Облетав Hawker Fury Тахир Заки пришел в восторг от возможностей машины. В дальнейшем он стал одним из двух летчиков летавших на нем в ходе боевых действий – в ответ на введенное Британией эмбарго и отказ поставить уже закупленную технику, египетские власти реквизировали прототип Fury.

Первый прототип в ходе перелета в Каир в гражданской регистрации
Этот же самолет сфотографированный на Мальте при перелете в Каир. На нижней поверхности крыла видна часть обозначения

Дипломатические службы Британии и Египта вступили в продолжительные “бодания” по судьбе машины, а Bill Humble покинул Египет в качестве пассажира авиалайнера. К тому моменту, когда через несколько месяцев сторонам удалось договориться о “продаже” самолета, первый египетский Hawker Fury был потерян в ходе боевых действий.

Египтяне в это время продолжили изучение и летные испытания своего неожиданного “трофея”. Более того, по неподтвержденным данным, самолет с британским гражданским обозначением был послан на передовой аэродром в Эль-Арише и 12 мая именно на нем комэск майор Абд Эль-Хамид Абу Заид совершил разведывательный полет над Палестиной, которая еще была официально под британским мандатом. В своем письме отцу, Абу Заид писал: “…12 мая я был назначен совершить секретный полет в район города Тель-Авив, о котором никто не знал, кроме офицера разведки в Эль Арише… Около 8-30 я был послан в район Тель-Авива найти расположение окрестных еврейских аэродромов, а также осмотреть дороги из Газы в Тель-Авив. Я был одет в обычную гражданскую одежду и использовал Спитфайр с гражданским обозначением. При себе я не имел никаких документов. В результате полета я установил расположение аэродрома”.

Хотя он и пишет о “Спитфайре” с гражданским обозначением, вероятно все-таки речь идет о Hawker Fury G-AKRY, по крайней мере, изображений египетских Спитфайров с гражданским обозначением никогда не встречалось, а вот такой Fury у них был, что называется “под рукой”. Возможно, просто не хотел смущать отца названием незнакомого ему самолета, назвав более привычный тип. Также стоит учитывать, что в Палестине базировались современные британские истребители Темпест Мк-6 и Спитфайр FR-18 послевоенного выпуска, египтяне же имели только изношенные Спитфайр Мк-9 времен Второй Мировой. Мощный Hawker Fury имел куда большие шансы уйти от возможного перехвата английскими истребителями, чем старенький Спитфайр, да и британское гражданское обозначение вполне могло ввести в заблуждение британских летчиков .

Этот же самолет с другого ракурса
Hawker Fury G-AKRY с другого ракурса. На верхней поверхности крыла также видна надпись и два обтекателя для авиапушек. Предположительно полосы и кок винта на самолете красные, а надписи черные.

Дальше в письме, он пишет “… Действия должны начаться завтра. Авиабаза полна высокопоставленных лиц, включая офицеров, завтра должно прибыть еще больше, в том числе Министр Обороны. Завтра будет великий момент и пусть господь ниспошлет нам удачу”.

Bill Humble с египетскими офицерами в Алмазе
Пилот фирмы Hawker Bill Humble с офицерами ВВС Египта в Алмазе на фоне Hawker Fury.

Утром 15 мая 1948 года Египет начали вести боевые действия против Израиля. Для поддержки намеченного наступления на Эль-Арише Египет первоначально сосредоточил 2-ю эскадрилью из 12 Спитфайр Мк-9 (под командованием вышеупомянутого майора Абд Эль-Хамида Абу Заида), а также 2 разведчика Westland Lysander. Для транспортного обеспечения были выделены 5 транспортных С-47 из состава 3-й эскадрильи базировавшейся в Алмазе. Кроме интенсивных военных перевозок между Алмазой и Эль-Аришем, несколько “Дакот” были оснащены бомбодержателями и, несмотря на отсутствие прицелов для бомбометания, вскоре стали использоваться в качестве бомбардировщиков.

Майор Абу Заид возглавил воздушное наступление на противника, произведя первый боевой вылет. Однако вскоре их немногочисленный и порядком изношенный парк Спитфайров Мк-9 понес первые потери от зенитного огня противника – был подбит Спитфайр замкомэска 2-й эскадрильи капитана Махмуда Барака, который посадил свою поврежденную машину прямо на Тель-Авивский пляж и был захвачен в плен.

18 мая израильские зенитчики сбили Спитфайр под управлением Джамаля Ирфана Саифа Эль-Насра, о судьбе которого противоречивые сведения, то ли он попал в плен, то ли вышел к своим.

Но настоящее побоище произошло 22 мая, когда египтяне по ошибке атаковали британский аэродром в Рамат-Давиде. Две эскадрильи RAF – 32-я и 208-я продолжали прикрывать выход британских колонн из Палестины, еще только готовясь перелететь на Кипр. Египетское командование было не в курсе этого и утром 22 мая “аэродром сионистов” был атакован египетскими Спитфайрами. Первый налет англичане прозевали и майор Абу Заид со своим ведомым безнаказанно “натворили дел”. Зато две следующие “волны” британские летчики на Спитфайрах Мк-18 уже встретили в воздухе. Хотя египетские пилоты смогли атаковать аэродром и один С-47 в воздухе, в итоге на Эль-Ариш не вернулось 5 египетских Спитфайров (из 8 там остававшихся боеготовыми). Три пилота погибло – майор Мухаммед Наср Эль-Дин, капитаны Саад Садик Эль Дайвани и Тутмас Камиль Ибрагим. Лейтенант Абд Эль-Рахман Инан попал в плен, и лишь один пилот, самолет которого упал на арабской территории, вернулся в Эль-Ариш и продолжил воевать. Англичане в свою очередь потеряли два Спитфайра разбомбленными на земле, еще один разбился при попытке экстренного взлета и три было повреждено египетскими истребителями. Два летчика было убито на земле. Также на земле сгорело два транспортника С-47 и еще один был сбит при заходе на посадку, но смог относительно управляемо “упасть” на ВПП и двое из четырех человек экипажа выжило.

Основной пилот египетского Fury - майор Абу Заид около своего именного Спитфайра
Майор Абу Заид около своего Спитфайра Мк-9 с послужным списком. Шесть корявых самолетиков сверху – боевые вылеты вылеты на Gloster Gladiator во Второй Мировой, остальное – вылеты против израильтян к середине лета 1948, включая два уничтоженных на земле самолета, один сбитый Argus и шесть сожженных единиц наземной техники.

На фоне таких потерь в самолетах, не удивительно, что на прототип Hawker Fury египетский персонал установил четыре 20-мм авиапушки от списанных Спитфайров, бронеспинку, фотопулемет и бомбодержатели. В начале июня 1948 он уже был официально включен в состав REAF, но при этом все еще нес британское гражданское обозначение G-AKRY.

Натолкнувшись на упорное сопротивление на суше, египтяне решили, по распространенной версии – высадить в районе Тель-Авива морской десант, а по более редкой, но более правдоподобной — затопить на входе в израильский порт притянутый на буксире старый корпус корабля, заблокировав его работу. 4 июня 1948 в боевой поход снарядили транспорт “Амира Фаузия”, вооруженный двумя пушками. С ним был корабль прикрытия, скорее всего небольшой тральщик. Ввиду отсутствия у Израиля в тот момент чего-либо напоминающего военно-морской флот, сорвать египетский рейд могла только израильская авиация.

Попытка израильтян поднять в воздух последний боеспособный Авиа S-199 c подвешенной бомбой закончилась аварией. Тогда в бой пошли разномастные самолеты эскадрильи “Тель-Авив” – первые бомбы на “флот вторжения” сбросили Beech Bonanza и Fairchild Argus, после этого вылет повторили при поддержке еще одного “бомбардировщика” -DeHaviland Dragon Rapide. Из третьего вылета Fairchild Argus под управлением Аарона Шпринцака и Матетьяху Сукеника не вернулся.

Израильский Fairchild F-24R Argus - один из таких самолетов был сбит майором Абу Заидом на Fury
Камуфлированный израильский Fairchild F-24R Argus. Один такой египетский самолет, совершавший полеты в интересах контрабандистов, еврейские боевики захватили в Палестине еще в период британского мандата. Позже было закуплено еще три самолета, принимавших активное участие в боевых действиях. Три самолета было сбито, в том числе один – 4 июня майором Абу Заидом на Hawker Fury.

Беспрерывно атакуемый израильскими самолетами египетский военный транспорт отчаянно просил прикрытия с воздуха и когда запрос через штабы дошел до оперативного командования ВВС в Эль-Арише в район нахождения “флота” египтяне отправили одиночный истребитель Hawker Fury под управлением майора Абу Заида. Вот тут-то и произошла роковая встреча израильского Fairchild Argus с лучшим египетским самолетом-истребителем под управлением лучшего египетского летчика-истребителя, финал этой встречи оказался предсказуем.

Непонятно откуда, но англичане знали, что Fury, в этом вылете все еще нес британскую гражданскую регистрацию G-AKRY и заявили египетским властям протест. В результате, египтяне наконец-то были вынуждены заняться покраской самолета – нанесли опознавательные знаки ВВС Египта и камуфляж, предположительно пустынных расцветок. Самолет получил номер 701.

Hawker Fury ВВС Египта
Майор Абу Заид около Hawker Fury получившего вооружение, кумуфляж и номер “701”

С 12 июня вступило в силу перемирие, которое продлилось почти месяц. Это время стороны использовали в том числе для пополнения своих авиачастей. Египет перебросил в Эль-Ариш оставшиеся боеспособные “девятки” с тыловых аэродромов, а также привлек к боевым действиям более старые “пятерки” (Спитфайры Мк-9 и Мк-5 сооответсвенно), кроме того имелось довольно большое количество неисправных Спитфайров, которые на протяжении всей войны понемногу ремонтировались и отправлялись как на фронт в Эль-Аришь, так и на учебные аэродромы в остальной части страны.

Боевые действия возобновились 8 июля, а 11 июля в журнале боевых действий египетских ВВС был зафиксирован первый “официальный” боевой вылет Hawker Fury под номером “701”. В 9-30 с Эль-Ариша взлетело два “Дакота-бомбера” (С-47 с бомбодержателями), через пять минут взлетел Абу Заид на Fury для их сопровождения, чуть позже к нему присоединились два Спитфайра Мк-9 и один Спитфайр Мк-5. Самолеты отбомбились по целям в районе Тель-Авива и благополучно вернулись на базу. Израильтяне со своей стороны отметили налет пары С-46 или С-47 под прикрытием Спитфайров.

Боевые действия шли в течение 10 дней, за которые египетские ВВС произвели 235 боевых вылетов (подавляющее большинство – Спитфайры Мк-9 и Мк-5). Точное количество боевых вылетов Hawker Fury неизвестно, но понятно, что это считанные вылеты, вот например, как выглядит статистика боевой работы с Эль-Ариша за 18 июня – всего 30 боевых вылетов, из них 2 вылета с чисто истребительными задачами – Спитфайры Мк-5, 24 вылета – нанесение ударов по наземным целям истребителями-бомбардировщиками (14 вылетов Спитфайр Мк-9, 9 вылетов Спитфайр Мк-5 и 1 вылет Hawker Fury c бомбами). По одному бомбардировочному вылету “Дакота-Бомбера” С-47 и Beechcraft D-18, а также два разведполета Westland Lysander.

C 19 июля в действие вступило второе перемирие, которое действовало до середины осени. Воюющие стороны пополняли авиачасти вновь приобретенной и отремонтированной техникой. Так например, израильтяне приобрели пару Р-51 Мустанг, несколько двухмоторных штурмовиков-бомбардировщиков Bristol Beaufighter Mk-X, тройку “летающих крепостей” Б-17, под видом сельхозоборудования купили два десятка учебно-боевых Harvard, используя свалки бывших британских авиабаз и несколько севших на вынужденную египетских Спитфайров израильтяне собрали два своих первых Спитфайра, а также продолжали получать, собирать, бить и ремонтировать злосчастные Avia S-199 (“чудесатая пародия” на грозный Мессершмит Bf-109G/K c двигателем и винтом от бомбардировщика Хе-111). В конце концов, намаявшись с этим чудом, израильтяне закупили в Чехословакии нормальные Спитфайры Мк-9, которые к концу войны стали основным истребителем Хейль Ха’Авир.

Египет также не сидел сложа руки и приобрел в Италии истребители Fiat G-55 и Мacchi MC-205V. На гражданском рынки купили 6 старых британскиех четырехмоторника Short Stirling Мк-5 и начали их обратную конверсию в бомбардировщики.

Несмотря на перемирие, отдельные стычки в небе происходили регулярно – не считалось зазорным подловить зазевавшегося противника или отправить разведчика на территорию противника.

Гидди Лихтман, доброволец еврейского происхождения, совершил первый длительный разведполет на P-51D пролетев над Бейрутом, Дамаском, после чего наведался в зону Суэцкого канала, где обнаружил в воздухе и атаковал египетский Hawker Fury “701”. В ходе ожесточенного воздушного боя ни один из летчиков не достиг успеха и, в последствии, израильтянин высоко оценил умения своего противника. Так как на Fury в тот момент из египетских летчиков летало только два человека – Абу Заид и Тахир Заки, ясно, что в бою участвовал именно майор Абу Заид (Тахир Заки пережил арабо-израильские войны и в поединке с Мустангом точно не участвовал).

Так как сохранилось лишь несколько страниц журнала боевых действий авиабазы Эль-Ариш за начало октября 1948, полной информации по действиям Fury “701” нету, но известно, что самолет продолжал использоваться для патрулирования, иногда в одиночных полетах, иногда в паре с одним из Спитфайров.

Кок винта Hawker Fury с нанесенным черепом
Кок винта Hawker Fury крупным планом. Заметно отличие цвета – видимо основание осталось красным, а череп нанесен на черном фоне.

Например, 7 октября, майор Абу Заид совершил на нем первый вылет с 9-15 до 10-10, после дозаправки снова поднялся в воздух в 11-45 и вернулся в 12-25. Несколько вылетов в этот день совершили Спитфайры. На следующий день летали только Спитфайры, 9 октября первый вылет снова совершил Абу Заид на Hawker Fury, остальные – Спитфайры. 11 октября снова вылетал Абу Заид на Fury.

К 16 октября израильтяне подготовились к крупной наступательной операции “Юав”, целью которой было деблокировать еврейские территории в Негеве. Уже во второй половине дня 15 октября израильская авиация произвела серию ударов по главной прифронтовой авиабазе египтян, стараясь завоевать господство в воздухе. Несмотря, что первую атаку руководство авиабазы проворонило – точнее командир базы не решился отдать приказ на открытия огня зенитчиками и подъем истребителей, два атаковавших израильских Bristol Beaufighter добились очень скромных результатов попросту не попав в ангар. Сброшенные бомбы оказались маломощными и не причинили потерь в людях или технике. В свою очередь египтяне упустили возможность легкой расправы с атакующими самолетами, открыв ответный огонь уже после падения бомб. Тем не менее один Beaufighter был поврежден и вынужденно сел на запасной аэродром, по израильским данным он был подбит зенитками, по египетским – Спитфайром. Два последующих налета оказались еще менее эффективными.

Утром 16 октября израильтяне продолжили довольно хаотичные атаки, которым пытались противостоять египетские Спитфайры и, не исключено, что и Hawker Fury, хотя документальных подтверждений этому нет.

Евреи в этот день лишились двух своих “чудо-истребителей” S-199 – по их данным оба упали из-за “технических причин”. Египетские летчики заявили две воздушных победы над израильскими истребителями в этот день – одна из них записана на Тахира Заки, его жертвой теоретически мог стать S-199 Леона Франкеля разбитый на вынужденной посадке с “перегретым двигателем”.

В 16-15 майор Абу Заид на Hawker Fury возглавил группу из 6 Спитфайров. Неясно, была ли вторая победа заявлена в этом вылете или в другом, но факт, что при возвращении на аэродром Херцлия на глазах у всех рухнул еще один S-199, в кабине которого погиб лучший израильский летчик-истребитель на тот момент – комэск 101-й истребительной эскадрильи Моди Алон, гибель которого оказалась тяжелым потрясением для личного состава. Хотя на задание вылетело два истребителя, они потеряли друг друга и фактически об обстоятельствах последнего вылета Моди Алона ничего не известно. Израильтяне предполагали, что самолет был поврежден зенитным огнем, а его пилот ранен и потерял управление при посадке. Интересно, что версию повреждения в бою с египетскими истребителями даже не рассматривали. В общем, утверждать, что у обоих израильских истребителей “технические неисправности” возникли в результате “воздействия инородных предметов на конструкцию летательного аппарата” – нельзя, но и исключить такую возможность – тоже нельзя.

Тут уместно немного отступить от темы и коснуться потерь израильтян в воздушных боях в войне 1948-49 годов. Вообще говоря, таких потерь сами израильтяне вообще не признавали много десятилетий. Все потери списаны на зенитки и технические неисправности. Не вернулся S-199 из вылета над Газой – “сбили зенитки”, пропал такой же истребитель над Голанами – “помните был случай прострела лопасти из-за неисправности синхронизатора? Так он отстрелил себе лопасть винта и разбился”. Причем первоначально это не было злонамеренными выдумками с целью создать образ “еврейского богатыря”, малочисленные самолеты и их пилоты гибли в одиночных вылетах без свидетелей – и были домыслы личного состава, который, что характерно, даже не воспринимал саму возможность неудачного исхода воздушного боя. Впоследствии, это все вошло в мемуары, затем, вопреки известным израильтянам фактам, в некритические отчеты исторического отдела Армии Обороны Израиля, дальше в книги по истории ВВС Израиля и, наконец, закрепилось в качестве общепринятых фактов. Другое дело, что из этого возникла тенденция, скажем так, непризнания потерь в воздушных боях. Да, конечно, “тупой” зенитный снаряд или зенитная ракета израильский самолет сбить могли, а вот чтобы “тупые” арабские летчики одолели “еврейского сокола” в небе – никогда не признавали открыто. По крайней мере в книгах и статьях о ВВС Израиля до начала 2000-х таких данных припомнить не могу.

Большую роль играло и то, что арабские страны были куда более авторитарными и закрытыми, поэтому никаких фактических данных (вместо крикливой пропаганды) для сопоставления практически не было. Ситуация изменилась с появлением пары толковых авторов работающих с арабскими военными, крушением авторитарных режимов и всеобщим проникновением интернета в жизнь.

Возвращаясь к событиям октября 1948. Пополнив свой авиапарк за время перемирия, в ходе операции “Юав” израильтяне впервые захватили превосходство в воздухе. Эль-Ариш часто подвергался дневным и ночным бомбардировкам. В результате египтяне были вынуждены рассредоточить свою авиацию, в том числе часть Спитфайров перевели на близлежащие импровизированные взлетные площадки, тяжелая ситуация на фронте заставила отказаться от воздушного патрулирования и все усилия ВВС сосредоточили на авиационной поддержке войск. Как обычно львиную долю боевой работы вели Спитфайры, оперативный журнал Эль Ариша зафиксировал одиночный боевой вылет майора Абу Заида на Hawker Fury 18 октября с 15-30 до 16-45.

На следующий день у берегов Газы завязалась крупнейшая “морская битва” той войны. Флагман египетского флота “Amir Faruq” (бывший корабль рыбоохраны, вооруженный пушкой и четырьмя пулеметами) пытался доставить снабжение в прибрежный Мадждал и подвергся нападению израильского корвета “Wedgwood”, эскортного корабля “Hagana” и катера “Nogah”.

Египетский флагман - Amir Faruq
Флагман египетского флота, бывший корабль рыбоохраны, “Amir Faruq”. При его защите был потерян первый египетский Hawker Fury и его пилот. Выдержав бой с превосходящими силами израильтян египетский корабль доставил в Газу 185 солдат подкрепления, 60 ящиков боеприпасов и 160 бочек топлива и благополучно ушел. Впоследствии был потоплен диверсантами в порту и, одновременно, в еврейских военных сказках подрос до настоящего крейсера

Перспективы у египетских моряков были явно не радужные и они запросили поддержку с воздуха. В момент получения этого запроса три Спитфайра вернувшиеся из первого вылета еще только дозаправлялись и вооружались, вторая тройка была в воздухе. Вот как описывал события того дня капитан Тахир Заки: “Поступил звонок от командующего оперативной группой подполковника Al-Malaygi. Он сообщил, что получил сообщение из Газы, что они ожидают корабль со снабжением, но этот корабль атакован тремя небольшими израильскими кораблями.Во время предыдущего израильского налета было попадание недалеко от стоящих истребителей, но Абу Заид сказал, что хочет лететь на Fury. Мы с ним и несколькими механиками пошли к Fury. Я видел, что одна из лопастей винта имеет пробоину примерно 6 см и возможно, чтото попало в двигатель. Мы считали, что самолет неисправен и я предложил немного подождать и лететь на Спитфайрах, но Абу Заид хотел немедленно лететь на помощь кораблю”.

Израильский корвет "Wedgwood"
Главный противник египетского флагмана в бою 18 октября – скромный израильский корвет “Wedgwood” канадской постройки. По идее, одного этого корвета хватило бы чтобы “порвать” старую калошу “Amir Faruq” как Тузик грелку, но активные атаки египетской авиации и точная стрельба египетских орудий с берега заставили израильский флот бежать с поля боя. Впрочем, за проигранный морской бой буквально через три дня расквитались израильские морские коммандос – “флагман египетского флота крейсер(!!!)”Amir Faruq” был уничтожен прямо в своей базе при помощи двух взрывающихся катеров.

В 11-50 Hawker Fury взлетел и не вернулся. В 12-20 на его поиски взлетели два Спитфайра — полковник Сидки Эль-Малайги и Тахир Заки. Абу Заид планировал заход со стороны моря и его коллеги разделившись осматривали водную поверхность в надежде его найти, так как он считался хорошим пловцом. Тахир Заки считал, что на полном газу у Fury оторвалась поврежденная осколком лопасть.

Со стороны израильских кораблей события выглядели по другому. Египетский самолет атаковал «Хагану», нанеся кораблю повреждения и потери в экипаже. После этого пилот обнаружил израильский двухмоторный штурмовик Bristol Beaufighter и начал преследовать его. Оба самолета шли на предельно малой высоте и при развороте в сторону берега Fury зацепил консолью крыла воду и рухнул в море.

На борту «Amir Faruq» никто инциндента не наблюдал. Зато видел капитан другого судна (или катера) – «Misr». Он пытался найти пилота или обломки, но это не удалось.

Израильский Bristol Beaufighter
В атаке на один из четырех израильских Bristol Beaufighter погиб майор Абу Заид и нго Hawker Fury

7 ноября семья Абу Заида получила письмо от Мустафы Эль-Нашара, морского офицера отвечавшего за береговую службу в Мадждале: «Они (люди на берегу) видели как Абу Заид атаковал один вражеский корабль, сбросив бомбы, потом сбросил бомбы на другой корабль и атаковал третий с помощью пулеметов. Когда он летел они видели дым позади самолета. Они считают, что третий корабль подбил его, но он сел на воду и самолет оставался на плаву. Дальше они видели небольшую спасательную лодку приближавшуюся к нему, но повернувшую назад. В это время египтяне не вели огонь по вражеским кораблям, боясь попасть в него. Они не знают попал он в плен ии нет».

Пересказанная с чьих-то слов последняя версия, с успешной посадкой на воду выглядит не слишком убедительно, все-таки скорее всего Абу Заид зацепил поверхность воды и мгновенно погиб при падении самолета в море. Хотя остальные причины тоже нельзя исключить (отрыв лопасти и зенитный огонь), скорее всего эту потерю можно считать воздушной победой экипажа израильского Bristol Beaufighter, одержанную при помощи маневра. Такие случаи нельзя назвать слишком частыми, но иногда они случаются.

Так или иначе, но майор Мохаммед Абд Эль-Хамид Абу Заид погиб в своем 72-м боевом вылете в ходе 1-й арабо-израильской войны. Был потерян и «трофейный» британский прототип Hawker Fury. Интересно, что фамилия Абу Заид после этого не исчезла из боевых документов Королевских ВВС Египта — эстафету подхватил его брат, гражданский пилот Мустафа Абу Заид, который после этого добровольцем вступил в ВВС и летал на приспособленном под бомбардировщик двухмоторном Beechcraft D-18. Не стал этот эпизод и последним случаем применения истребителей этого типа в Египте, но для рассказа об этом сначала придется поговорить об истребителях Hawker Fury в Ираке.

One thought on “Hawker Fury ВВС Египта и Ирака. Египетский «трофей» в 1-й арабо-израильской войне

  • Sherif ABouZeid

    Had to read and translate it into English was very interesting for seeing my uncle’s story being around which I believe it was from the book from Dr. David which I was honored to meet and give him more photos and coy for same letter from my uncle to my grandfather.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика