Выжившие Hawker Fury ВВС Ирака, «командированные» в Египет, после окончания 1-й арабо-израильской войны вернулись в Ирак. Из 12 поставленных в ходе войны машин к окончанию боевых действий 4 было списано, а еще 5 неисправно, но подлежало ремонту.
Вторая поставленная в Ирак «спарка» вопреки логике несла номер 263. На этой фотографии хорошо видно остекление кабины состоящее из двух отдельных фонарей. В полете второй фонарь заметно «колбасило» и впоследствии конструкцию остекления на «спарках» фирма Hawker изменила.
Освоив Hawker Fury, иракцы были готовы продолжать закупки этих самолетов. 11 июля 1951 Ирак заказал 15 Hawker Fury новой постройки, а 7 марта 1953 — еще десять машин переделанных из выводимых британским флотом в резерв Hawker Sea Fury FB-11, а также три «спарки» Hawker Fury Т-20 с новым остеклением фонаря.
Hawker Fury N249
Hawker Fury N254 — один из завершающих первый контракт самолетов.
Hawker Fury N257
Вновь поставляемые самолеты получили номера начиная с «302» и до «326», «спарки» стали соответсвенно — N327, N328 и N329. Получение новых самолетов позволило к двум имеющимся эскадрильям (1-й и 7-й) добавить еще одну — 4-ю.
Hawker Fury N303 – машина полученная по второму контракту.
Когда после крушения Османской империи Великобритания по линейке нарезала границы будущих государств исходя из принципа «разделяй и властвуй», один из крупных народов населяющих Ближний Восток — курды, не получил своего государства, а был разделен между несколькими странами. Курды всегда стремились достичь создания независимого Курдистана и на протяжении всей истории Ирака доставляли ему проблемы восставая при каждом удобном случае. Боюсь ошибиться, но в их истории есть наверно с десяток «курдско-иракских войн». Поэтому ничего удивительного, что дальнейшее боевое применение иракских Hawker Fury проходило исключительно против курдов.
Hawker Fury N309 во время перелета в Ирак в 1953 году. За штурвалом наемный британский пилот.Британский пилот, перегнавший Hawker Fury в Ирак вместе с иракскими офицерами на фоне самолета N308.Британцы на фоне очередного «иракца»Hawker Fury N312Hawker Fury N316Иракский летчик на стабилизаторе самолета с номером начинающимся на «3ХХ». Глядя на начисто срубленные рулевые поверхности хвоста и стабилизатора никаких других мыслей кроме как о пропеллере другого самолета в голову не приходит. Инцидент явно произошел на земле — сесть с такими повреждениями не реально.В 1957 году корреспонденты журнала Life засняли очень интересный парад иракской армии. На одну из фотографий попало сразу пять Hawker Fury иракских ВВС. Более-менее уверенно можно разобрать по крайней мере три номера из пяти — 304, 316 и 320. Интересно, что три самолета имеют на нижних поверхностях по две белых полосы на каждой консоли, а два других — нет.Появление в Ираке первых реактивных DeHaviland Vampire и Venom не привело к «отставке» Hawker Fury. Самолет принадлежит второй партии — номер начинается на «3ХХ», также заметны белые полосы на нижней поверхности крыла и стандартное размещение опознавательного знака — у самой законцовки.Иракские Hawker Fury в своей оригинальной пустынной окраске вместе с DH Venom (судя по топливным бакам на законцовках крыла).Одно из самых поздних известных изображений действующего иракского Hawker Fury. Заметны отличия от стандартной пустынной окраски — коричневый цвет камуфляжа (Dark Earth) заменен на зеленый, кок винта – синий, отсутсвует оригинальный номер, на хвосте флажок позднего образца. На нижней поверхности крыла не заметно ни номера, ни иракского «треугольника» у законцовки. Сзади выглядывает характерный нос учебного самолета Percival Provost.
По мере перевооружения ВВС на реактивные самолеты роль Hawker Fury снижалась, они выводились во «вторую линию» и использовались в качестве учебных самолетов углубленной подготовки. В тоже время 4 «Багдад Фьюри» из наличия ВВС были переданы Марокко. Считается, что иракские Hawker Fury были окончательно выведены из эксплуатации в 60-х годах. Однако и на этом их история не закончилась. В отличии от других стран их не сдали в металлолом и не стали давить танками, они стояли заброшенными на аэродроме в Багдаде. Там их нашли предприимчивые американцы в конце 1970-х годов, выкупили 24 самолета и запчасти к ним. В 1980 году вывезли приобретения в США. Известны номера 17 спасенных машин, которые в той или иной степени пошли на реставрацию – 234, 241, 243, 249, 250, 252, 253, 254, 255, 259, 302, 303, 304, 305, 308, 313, 326. При этом некоторые самолеты подверглись исторической реставрации и окрашивались под оригинальные британские или австралийские Sea Fury, другие переделывались для участия в гонках с установкой других двигателей и уменьшенных фонарей кабин, практически потеряв первоначальный классический образ. Интересно, что по крайней мере два самолета были восстановлены в оригинальном иракском камуфляже.
Отреставрированный до летного состояния бывший иракский Hawker Fury получил свой родной номер «243». Самолет выглядит очень достоверно, за исключением, пожалуй, белой полосы вокруг фюзеляжа — ни на одном историческом снимке иракских самолетов ее нет. Известно довольно много фотографий этого самолета.
Еще один «иракец» был отреставрирован в 2014 году и тоже получил родной номер «249».
Разгром Ирака во время американского вторжения 2003 года привел к многолетней оккупации страны. Одним из немногих плюсов этого события было то, что оккупанты уже имели цифровую фототехнику в более-менее товарных количествах и это вместе с наступившей эпохой интернета явило нам множество интересных технических объектов заныканных по дальним углам иракских военных объектов. В числе их оказались останки иракских Hawker Fury. Сколько их всего нашли — неизвестно, но точно можно утверждать по крайней мере о трех машинах — двух одноместных и одной «спарке». Судя по всему «спарку» впоследствии вывезли из Ирака.
Два фюзеляжа одноместных Hawker Fury в ангаре на авиабазе Шайбах на юге Ирака
Фюзеляж одноместного Hawker Fury подготовлен к вывозу
На авиабазе Шайбах оккупанты нашли двухместный Hawker Fury Trainer поздней модели, соответствующий модификации Т-20. Всего в Ирак было поставлено три таких самолета.Заброшенный памятникС другого ракурсаТот же самолет снятый с другого ракурса и лишившийся кока винта.Авиабаза Шайбах попала в руки британской пехоты и этому Hawker Fury реально повезло — англичане узнали «родной» самолет, оценили его историческую ценность и достаточно аккуратно разобрали. Будь на их месте отмороженные на всю голову американцы — он бы был уже весь раскрашен тупыми граффити из аэрозольных баллончиков или вообще раздербанен в хлам. На всякий случай перетащили в ангар. Все аккуратно сложено, даже кок винта нашелся, мелочевка уложена в ящики. Из внешних изменений — наклеили около кабину наклейку с эмблемой своей части.На этой фотографии хорошо виден узел складывания крыла доставшийся сухопутному самолету в наследство от изначально морского Sea Fury.Разобранный Hawker Fury Т-20Т-20 подготовлен к транспортировке на Родину