Война в Ираке

Иракские SA-321 Super Frelon – вторжение в Кувейт и война в Заливе

Итак, к окончанию Ирано-Иракской войны из 14 некогда полученных Супер Фрелонов у Ирака оставалось 6 вертолетов. Несмотря на присутствие французских специалистов помогавших ремонтировать SA-321, многолетняя эксплуатация потребовала проведения капремонта выживших бортов.

В 1990 году вертолеты с заводскими номерами “186” и “188” были доставлены на ремонт во Францию, однако из-за последующих событий так никогда и не были возвращены в Ирак.

Иракский Супер Фрелон N186 по прибытию во Францию на ремонт. Заметно отсутствие обеткателя РЛС и основных стоек шасси.
Прибытие иракского Super Frelon N 186 на ремонт. Несмотря на то. что вертолет плотно “укутан” он легко опознается по отсутствию “бульбы” обтекателя РЛС и импровизированному шасси.

В августе 1990 Саддам Хусейн  насильно присоединил к Ираку в качестве 19-й провинции небольшой, но разжиревший на нефти эмират Кувейт. Вообще, иракцы всегда считали, что Кувейт был незаконно отторгнут от Ирака англичанами в своих “лучших” традициях “разделяй и властвуй”. Первая попытка захвата Кувейта Ираком была предотвращена англичанами в 60-е годы, теперь же Саддам этим захватом не только хотел “восстановить историческую справедливость”, но и решить проблему государственного долга (богатый Кувейт охотно ссужал деньги Ираку как злейшему врагу Ирана), а также окончательно “урегулировать” вопрос спорных нефтяных месторождений. Решив осуществить вторжение, Саддам Хусейн не учел того, что внешнеполитическая ситуация в мире кардинально изменилась. Благодаря “удачному” руководству Советский Союз стоял в шаге от своей полной дезинтеграции и потерял какую либо способность к активной внешней политике, тем самым сделав США единственной в тот момент супердержавой. Сам иракский режим из-за мира с Ираном перестал быть сколько-нибудь необходимым американской администрации и его покушение на вассальный Америке эмират в конечном итоге привело к новой войне в Персидском заливе.

Иракский Супер Фрелон N186 в музее
Тот же иракский Супер Фрелон N186 в распакованном виде.

Однако и сам захват Кувейта 2 августа 1990 года не обошелся для иракской авиации без потерь, особенно в вертолетах. Кувейтские военные вообще заявляют о настоящей бойне, которую устроили их военно-воздушные силы и ПВО иракским вертолетчикам. Сложно судить, на сколько эти заявки соответствуют действительности в целом, но со слов командующего ВМФ Ирака того периода, вице-адмирала Гхаиб Хасана известно, что для поддержки высадки морского десанта в Кувейте командование ВМС Ирака направило в район острова Файлак один вертолет SA-321 Super Frelon 101-й эскадрильи, вооруженный ракетой Exocet. Этот вертолет бесследно пропал и некоторое время его судьба оставалась неизвестной. После захвата Кувейта иракский флот провел расследование этого инцидента, которое установило, что иракский Супер Фрелон был сбит кувейтским ЗРК Хок неподалеку от кувейтской военно-морской базы, а его экипаж погиб.

Вид спереди на иракский Супер Фрелон N186
Борт N186 – единственный иракский Супер Фрелон сфотографированный без бортовой РЛС, но судя по отверстиям в носовой части она там была. Вообще, складывается впечатление, что 186-й в Ираке подвергся жесткой “каннибализации” на запчасти, ведь отсутствует не только РЛС, но даже поплавки и основные стойки шасси.

В течении полугода, пока США и сколоченная ими коалиция создавали группировку способную безусловно разгромить вооруженные силы Ирака, оставшиеся иракские Супер Фрелоны использовались для патрулирования прилегающей к Ираку и Кувейту морской акватории, периодически действуя с площадок в Кувейте.

Супер Фрелон N186 - не видны следы принадлежности к иракской авиации
В отличие от второго вертолета, на бывшем иракском Супер Фрелоне N186 не видны какие-либо следы опознавательных знаков или номеров

17 января 1991 года США и союзники начали успешную кампанию против Ирака с целью освобождения Кувейта. В ходе продолжительной воздушной компании союзников, по американским данным, еще один иракский Супер Фрелон 13 февраля 1991 года стал жертвой управляемой бомбы AGM-62 сброшенной самолетом F-18 флота США. Иракских данных по этому случаю нет, как нет и уверенности, что это был именно Супер Фрелон, а не какой-то другой вертолет.

На кабине второго Супер Фрелона сохранились заводские обозначения модификация - SA-321GV и заводской номер 188
Второй “осевший” на Родине иракский Супер Фрелон сохранил полный комплект обозначений, в частности, на кабине указана модификация – SA-321GV и заводской номер – 188.

24 февраля иракский флот попытался атаковать “американский эсминец” около кувейтского острова Qaruh. Но вышедший из кувейтской гавани Al-Shuaiba ракетный катер не смог осуществить захват цели из-за радиоэлектронных помех. Тогда командование направило в Кувейт вертолет Супер Фрелон с Exocet в, по мнению самих иракцев, “самоубийственную атаку” вражеских кораблей. Эта операция сорвалась даже не начавшись, по скупым словам иракских военных – вертолет “был вовлечен в инцидент еще до завершения миссии”. Что под этим подразумевается остается неясным – поломка, реальный или фиктивный отказ в воздухе, перехват противником или еще что-то, остается загадкой.

Под первым иллюминатором виден отпечаток иракского опознавательного знака в виде треугольника
Этот же вертолет с другого ракурса. Если присмотреться, то под первым иллюминатором видны следы треугольника иракского опознавательного знака, которые были добавлены на Супер Фрелоны в ходе ирано-иракской войны. Предположительно, “треугольники” опознавательных знаков на Супер Фрелонах не красились, а были сделаны из рекламной пленки вроде ORACAL и просто наклеивались на борт. После сдирания остались следы менее выцвевшей краски.

Всего же, таким образом авантюра с Кувейтом обошлась Ираку в потерю как минимум 3-х или 4-х из 6 остававшихся Супер Фрелонов – один уничтожен Кувейтской ПВО, один, возможно, американской авиацией на земле и два конфисковано во Франции. На этом, собственно, вся известная история боевого применения иракских SA-321 Super Frelon заканчивается. Возможно, два-три оставшихся вертолета и пережили войну 1991 года, но вряд ли редкие и уже порядком изношенные вертолеты могли долго оставаться в летном состоянии без техподдержки производителя. По крайней мере об их судьбе в последнее десятилетие правления Саддама сведений пока не нашлось. Даже разгром Ирака в войне 2003 года и последующая оккупация, совпавшая с началом эпохи цифровой фотографии и интернета, не дала возможности найти какие-то следы этих последних вертолетов.

Вид на хвостовую балку иракского Супер Фрелона N188
На хвостовой балке борта N188 просвечивает иракский тактический номер ٢٠٢٤ (2024)
На левом борту Супер Фрелона N188 видны следы иракских обозначений
Общий вид вертолета N188 – видно расположение основного “треугольника” опознавательного знака за круглым иллюминатором, а также иракского номера на балке. Интересно, что иракский флажок, который наносился еще на заводе краской – не закрашен, а заклеен маскировочной пленкой.
Закрашенный иракский номер на хвостовой балке Супер Фрелона
На фотографии крупным планом видно, что иракский номер грубо закрашен кисточкой краской подходящего под тон цвета.

Заключение

Давая оценку использованию вертолетов SA-321Gv Super Frelon в Ираке, можно сказать следующее. Несомненно, эти вертолеты, оснащенные противокорабельными ракетами Exocet, многократно окупили себя нанесенным уроном судоходству противника, внеся значительный вклад в “танкерную войну” на начальном ее этапе. Их действия совместно с ударными самолетами ВВС, оснащенными обычными бомбами и НУРС, не только периодически снижали экспорт нефти и, соответственно доходы Ирана, но и осложняли доставку импортных грузов противнику. Все это заставляло иранцев вводить систему морских конвоев в Персидском заливе и отвлекать значительную часть дефицитных ресурсов своих ВВС на прикрытие судоходства.

Более того, на этом этапе, ракетный комплекс из носителя “Супер Фрелон” и ракеты АМ-39 Экзосет оказались единственным высокоточным противокорабельным оружием ВВС Ирака, доказав свою высокую эффективность не только по сравнению с “дедовскими” способами атак кораблей свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами, но и в сравнении с куда менее эффективными советскими ракетами П-15 на вооружении ракетных катеров и китайскими береговыми комплексами С-802.

Иракские Супер Фрелоны N186 и 188 на заводе в Мариньоне. На этом этапе борт N186 получил поплавки, которых он снова лишился при передаче в музей
Оба иракских Super Frelon на заводе в Мариньоне после прибытия из Ирака. Дальний вертолет хорошо опознается как N188 – залепленный флажок и закрашенный номер. Ближний несомненно – N186, это хорошо видно по мелким деталям окраски. Удивительно то, что на нем установлены поплавки и стойки шасси – прибыл он на смешной эрзац-конструкции, на ней же он стоит и в музее сейчас – то есть во Франции он вначале их получил, а потом, когда стало ясно, что Ираку отдавать вертолеты не будут – поплавки и шасси опять сняли и у в таком “первозданном” виде продали в музей. На месте втулка несущего винта и, видимо, вся основная начинка – редуктор и двигатели.

Однако при всем при этом, закупать дополнительные Супер Фрелон Ирак не стал. Видимо, именно вертолет-носитель иракцы посчитали “слабым звеном” в этой связке, ограничивающий боевые возможности комплекса своей малой скоростью и недостаточной дальностью.

Хотя сама ракета АМ-39 Exocet тоже имела ряд недостатков (высокая цена, плохая помехозащищенность ГСН, маломощная боевая часть и отвратительная работа взрывателей) именно на основе этой ракеты иракские ВВС продолжили развитие своих противокорабельных возможностей, правда, теперь уже на базе реактивных истребителей.

А вот само семейство SA-321 Super Frelon заглохло полностью. Потребности французкого флота были относительно невелики, Ирак переключился на закупку оснащенных к тому времени Экзосетами истребителей Мираж F-1, а остальные покупатели Супер Фрелонов (Израиль, ЮАР и Ливия) один за другим по разным поводам попали под французкое оружейное эмбарго. В гражданском секторе вертолет также не нашел заметного спроса и после выпуска чуть более 100 машин их серийное производство во Франции закончилось. Вторую жизнь этому типу вертолета подарила продажа лицензии в Китай, но это уже совсем другая история.

Несмотря на многолетнюю успешную службу Супер Фрелонов во французком флоте, участие ЮАРовских и израильских машин в боевых действиях, причем последние применялись в широко известном захвате и вывозе египетской РЛС, все-таки именно применение иракских Супер Фрелонов в качестве противокорабельного ударного комплекса является вершиной его боевой карьеры, хотя и не слишком известной широкому кругу любителей авиации и флота.

Больше всего вопросов вызывают потери иракских SA321Gv Супер Фрелон. Первая таблица составлена по французским данным с привязкой к заводским номерам:

Таблица потерь иракских Супер Фрелонов по французским данным
* – еще один вертолет по иракским сведениям сбит 2 августа 1990 кувейтским ЗРК

Вторая таблица – потери SA321Gv Супер Фрелон по данным иранцев и американцев. К большому сожалению, эти таблицы не реально совместить, так как ни одна заявленная иранскими ВВС победа не “бьется” с иракскими и французскими данными по датам. Четко подтверждена иракскими источниками потеря вертолета 2-го августа 1990 года от кувейтского ЗРК Хок, хотя они как раз Супер Фрелон не заявляли, приняв его за Ми-8, но и тут неизвестен бортовой номер сбитого SA-321. Скорее всего, американцы действительно 17 января 1991 уничтожили на земле иракский вертолет, но насколько точно можем быть уверенными, что это был именно Супер Фрелон, а не, к примеру, Ми-8, Пума или иракский Си Кинг?

Таблица заявок Ирана и США на уничтожение иракских Супер Фрелонов
Потери иракских SA-321 Super Frelon по иранским и американским данным

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика