Aero L-39ZO в Ливии. Часть 1 – деньги и самолеты.
Когда Муамар Каддафи захватил власть в Ливии в 1969 году, он не испытывал особых симпатий ни к СССР, ни к его союзникам. Однако постепенно контакты начали налаживаться, причем в авангарде процесса шла Чехословакия, активно снабжавшая арабский мир как производимыми по лицензии, так и собственными образцами вооружения и техники. Каддафи стремился завоевать лидерство на Африканском континенте и для этого нуждался в оружии. Чехи продали ему большое количество бронетехники и прислали соответствующее количество инструкторов и технических специалистов, хорошо себя зарекомендовавших.
В тот период Ливия просто купалась в нефтедолларах и ВВС также потребовали себе “чехов” в качестве инструкторов. Абсолютно естественно, что чехи предложили свой Аеro L-39 Albatros в качестве учебного самолета и вскоре стороны подписали первый контракт, который предусматривал поставку в 1977-78 годах 72 самолетов в специально разработанной для ливийцев версии L-39ZO. Во второй половине 1977 года в рамках “операции L” в Ливию прибыла первая группа инструкторов, которой ливийцы поручили сформировать 2-ю авиашколу на авиабазе Гардабия в Сирте. В 1978 году количество чехословацких инструкторов и технических специалистов от ВВС достигло 360 человек, они также работали и в 1-й авиашколе на авиабазе Митига в Триполи. В созданной с нуля 2-й авиашколе в 1978 году летным и техническим специальностям уже обучалось 1093 курсанта.
В отличии от базового варианта L-39C имевшего два узла подвески для блоков УБ-16 с НУРС С-5, новый L-39ZO (Zahraniční Ozbrojený – иностранный вооруженный) получил еще два дополнительных пилона. Внутренние узлы подвески были способны принять по 500-кг нагрузки, в том числе подвесные топливные баки и, соответственно, была установлена система выработки топлива из ПТБ. Наружные пилоны могли нести по 250-кг нагрузки, но общая нагрузка самолета была ограничена весом 1100 кг. Также на L-39ZO была установлена более совершенная электроника управления вооружением.
Ливийцы не собирались останавливаться на достигнутом и решили при помощи Чехословакии развернуть 3-ю авиашколу в Митиге. Стороны договорились, что чехи в 1980-1983 обучат по трехгодичному курсу 480 ливийских пилотов и 1120 технических специалистов. При этом, количество чехословацких советников ВВС в Ливии увеличивалось до 600 человек, включая 98 пилотов-инструкторов. Понадобились и новые самолеты – был заключен контракт на поставку в 1979-1980 годах второй партии из 48 Л-39 той же модификации.
1 сентября 1980 2-я летная школа выпустила 113 ливийских пилотов и почти 400 человек наземного состава. Общее число обучаемых летчиков составляло 360 человек и около 1000 человек техсостава. В целом, чехи отмечают, что ливийские курсанты в авиашколах были очень молоды – начинали обучение обычно в 17 лет, образовательный уровень был достаточно низким, а знания английского, на котором шло обучение, откровенно плохим.
Интенсивная работа приводила и к потерям. Уже 5 июля 1979 года из учебного полета не вернулась машина с чешским инструктором и ливийским курсантом. Ее нашли на следующий день на морском берегу в глубокой воронке заполненной водой. По свидетельствам очевидцев самолет неожиданно вошел в пике и врезался в землю. Причины гибели экипажа остались неизвестными. Всего же известно, по крайней мере о пяти погибших в Ливии чехословацких летчиках-инструкторах в 70-80 годах, почти наверняка количество разбитых самолетов было больше. Также, кроме учебных эскадрилий в авиашколах, на L-39 стала летать боевая 1039-я эскадрилья ВВС.
В следствие этого, была закуплена и третья, заключительная, партия L-39ZO из 60 самолетов, поставленная в 1981 году. Общее число поставленных самолетов этого типа составило 180 единиц. Вместе с самолетами было поставлено 4 учебных кабины TL-39 и 2 тренажера NKTL 29/39.
Пик чешско-ливийского сотрудничества пришелся на 1983-86 годы, когда вовсю действовал контракт стоимостью почти полмиллиарда долларов на обучение ливийцев. К ВВС Ливии было прикомандировано 925 чехословацких специалистов, приезжавших домой весьма состоятельными людьми. На военных контрактах с Ливией Чехия зарабатывала миллиарды долларов, поставляя тысячи единиц бронетехники, заводы по ее ремонту, боеприпасы и т.д. Дошло до того, что Советский Союз начал противодействовать продажам чехами лицензионных советских образцов вооружения, стремясь заработать на этом сам.
В 1986 году на авиабазе Таманхинт чехи за 120 млн. USD построили авиаремонтный завод APRO, который должен был вести капитальный ремонт L-39. Мощность АРЗ составила 30 самолетов в год, в дальнейшем планировалось также заняться и ремонтом легких транспортников L-410, но из-за малого количества поставленных в Ливию самолетов (19 штук) от этой идеи отказались.
Понятно, что сразу найти местных квалифицированных работников на авиаремонтный завод в Ливии было невозможно, поэтому первоначально там работало 70 специалистов из Чехословакии.
Однако потом, ситуация постепенно стала меняться, Ливия попала под санкции Запада, к тому же и нефть стала резко падать в цене. По мере угасания финансовых возможностей, чешское присутствие стало сворачиваться и примерно с 1988 года было уже достаточно скромным. В 1988-1989 годах в Ливии оставалось 105 чехословацких советников ВВС, кроме того некоторое количество ливийских курсантов обучалось в Чехословакии.
Тем не менее, летом 1988 был подписан очередной чехословацко-ливийский контракт, который включал «поставку» 216 специалистов на завод APRO. Однако, осуществление этого контракта шло с большим трудом – ливийцы обвиняли чехов, в том, что те не поставляют запчасти и материалы, а также не заполняют необходимый штат завода специалистами. Чехи это парировали тем, что все проблемы происходят из-за невыполнения ливийской стороной своих финансовых обязательств по контракту, что, видимо, было связано с ухудшающееся финансовым положением Ливии. Кроме того, в конце 1989 в Чехословакии произошла так называемая «Бархатная революция», которая привела к радикальной смене власти в стране, что также не улучшало взаимодействие с Ливией, хотя и не «убившее» отношения полностью. В начале 1992 в Ливии оставалось еще 48 советников ВВС, а в Чехословакии доучивалось 18 ливийцев. Однако, уже летом 1992 года начались переговоры об упразднении Чехословакии как государства и с 1 января 1993 года страна была разделена на Чехию и Словакию, что стало последним гвоздем в гроб чехословацко-ливийского военного сотрудничества.