Война в Ливии

Aero L-39ZO в Ливии. Часть 1 – деньги и самолеты.

Когда Муамар Каддафи захватил власть в Ливии в 1969 году, он не испытывал особых симпатий ни к СССР, ни к его союзникам. Однако постепенно контакты начали налаживаться, причем в авангарде процесса шла Чехословакия, активно снабжавшая арабский мир как производимыми по лицензии, так и собственными образцами вооружения и техники. Каддафи стремился завоевать лидерство на Африканском континенте и для этого нуждался в оружии. Чехи продали ему большое количество бронетехники и прислали соответствующее количество инструкторов и технических специалистов, хорошо себя зарекомендовавших.

Чешские инструкторы в кабине
Чешские инструкторы в кабине Л-39. Заметна эмблема авиашколы

В тот период Ливия просто купалась в нефтедолларах и ВВС также потребовали себе “чехов” в качестве инструкторов. Абсолютно естественно, что чехи предложили свой Аеro L-39 Albatros в качестве учебного самолета и вскоре стороны подписали первый контракт, который предусматривал поставку в 1977-78 годах 72 самолетов в специально разработанной для ливийцев версии L-39ZO. Во второй половине 1977 года в рамках “операции L” в Ливию прибыла первая группа инструкторов, которой ливийцы поручили сформировать 2-ю авиашколу на авиабазе Гардабия в Сирте. В 1978 году количество чехословацких инструкторов и технических специалистов от ВВС достигло 360 человек, они также работали и в 1-й авиашколе на авиабазе Митига в Триполи. В созданной с нуля 2-й авиашколе в 1978 году летным и техническим специальностям уже обучалось 1093 курсанта.

Libyan L-39ZO N3543
Группа чехословацких инструкторов на фоне ливийского L-39ZO “3543”.

В отличии от базового варианта L-39C имевшего два узла подвески для блоков УБ-16 с НУРС С-5, новый L-39ZO (Zahraniční Ozbrojený – иностранный вооруженный) получил еще два дополнительных пилона. Внутренние узлы подвески были способны принять по 500-кг нагрузки, в том числе подвесные топливные баки и, соответственно, была установлена система выработки топлива из ПТБ. Наружные пилоны могли нести по 250-кг нагрузки, но общая нагрузка самолета была ограничена весом 1100 кг. Также на L-39ZO была установлена более совершенная электроника управления вооружением.

Libyan L-39 N2311
Л-39 N2311 над ливийским побережьем.

Ливийцы не собирались останавливаться на достигнутом и решили при помощи Чехословакии развернуть 3-ю авиашколу в Митиге. Стороны договорились, что чехи в 1980-1983 обучат по трехгодичному курсу 480 ливийских пилотов и 1120 технических специалистов. При этом, количество чехословацких советников ВВС в Ливии увеличивалось до 600 человек, включая 98 пилотов-инструкторов. Понадобились и новые самолеты – был заключен контракт на поставку в 1979-1980 годах второй партии из 48 Л-39 той же модификации.

1 сентября 1980 2-я летная школа выпустила 113 ливийских пилотов и почти 400 человек наземного состава. Общее число обучаемых летчиков составляло 360 человек и около 1000 человек техсостава. В целом, чехи отмечают, что ливийские курсанты в авиашколах были очень молоды – начинали обучение обычно в 17 лет, образовательный уровень был достаточно низким, а знания английского, на котором шло обучение, откровенно плохим.

Chezh instructor with Libyan cadets
Чешский инструктор со своими ливийскими курсантами. Заметно, что ливийцы очень молоды.
Libyan cadets with instructor
Еще один инструктор с курсантами на фоне самолета

Интенсивная работа приводила и к потерям. Уже 5 июля 1979 года из учебного полета не вернулась машина с чешским инструктором и ливийским курсантом. Ее нашли на следующий день на морском берегу в глубокой воронке заполненной водой. По свидетельствам очевидцев самолет неожиданно вошел в пике и врезался в землю. Причины гибели экипажа остались неизвестными. Всего же известно, по крайней мере о пяти погибших в Ливии чехословацких летчиках-инструкторах в 70-80 годах, почти наверняка количество разбитых самолетов было больше. Также, кроме учебных эскадрилий в авиашколах, на L-39 стала летать боевая 1039-я эскадрилья ВВС.

L-39 N2313
В полете борт N2313

В следствие этого, была закуплена и третья, заключительная, партия L-39ZO из 60 самолетов, поставленная в 1981 году. Общее число поставленных самолетов этого типа составило 180 единиц. Вместе с самолетами было поставлено 4 учебных кабины TL-39 и 2 тренажера NKTL 29/39.

L-39 N3536
Ливийский L-39 N3536

Пик чешско-ливийского сотрудничества пришелся на 1983-86 годы, когда вовсю действовал контракт стоимостью почти полмиллиарда долларов на обучение ливийцев. К ВВС Ливии было прикомандировано 925 чехословацких специалистов, приезжавших домой весьма состоятельными людьми. На военных контрактах с Ливией Чехия зарабатывала миллиарды долларов, поставляя тысячи единиц бронетехники, заводы по ее ремонту, боеприпасы и т.д. Дошло до того, что Советский Союз начал противодействовать продажам чехами лицензионных советских образцов вооружения, стремясь заработать на этом сам.

L-39 N 2336
L-39 N 2336
L-39 N2318
L-39 N2318

В 1986 году на авиабазе Таманхинт чехи за 120 млн. USD построили авиаремонтный завод APRO, который должен был вести капитальный ремонт L-39. Мощность АРЗ составила 30 самолетов в год, в дальнейшем планировалось также заняться и ремонтом легких транспортников L-410, но из-за малого количества поставленных в Ливию самолетов (19 штук) от этой идеи отказались.

Авиаремонтный завод в Таманхит
Авиаремонтный завод по обслуживанию и ремонту L-39, построенный Чехословакией на авиабазе Таманхинт.
L-39 на ремзаводе
Ободранный да металла L-39 на заводе ARPO.

Понятно, что сразу найти местных квалифицированных работников на авиаремонтный завод в Ливии было невозможно, поэтому первоначально там работало 70 специалистов из Чехословакии.

L-39 на ремзаводе ARPO
Расстыкованный L-39 на ливийском АРЗ.
Л-39 в ходе ремонта
Полуразобранные Л-39 в Таманхите

Однако потом, ситуация постепенно стала меняться, Ливия попала под санкции Запада, к тому же и нефть стала резко падать в цене. По мере угасания финансовых возможностей, чешское присутствие стало сворачиваться и примерно с 1988 года было уже достаточно скромным. В 1988-1989 годах в Ливии оставалось 105 чехословацких советников ВВС, кроме того некоторое количество ливийских курсантов обучалось в Чехословакии.

L-39 N9441 at flight
Три ливийских L-39ZO в групповом тренировочном полете. Под кабиной самолетов заметны эмблемы подразделения. Судя по номеру – 9441 самолет из последней партии. Его ждала долгая и успешная карьера, и даже единственная в своем роде модификация, о чем будет написано в дальнейшем.

Тем не менее, летом 1988 был подписан очередной чехословацко-ливийский контракт, который включал «поставку» 216 специалистов на завод APRO. Однако, осуществление этого контракта шло с большим трудом – ливийцы обвиняли чехов, в том, что те не поставляют запчасти и материалы, а также не заполняют необходимый штат завода специалистами. Чехи это парировали тем, что все проблемы происходят из-за невыполнения ливийской стороной своих финансовых обязательств по контракту, что, видимо, было связано с ухудшающееся финансовым положением Ливии. Кроме того, в конце 1989 в Чехословакии произошла так называемая «Бархатная революция», которая привела к радикальной смене власти в стране, что также не улучшало взаимодействие с Ливией, хотя и не «убившее» отношения полностью. В начале 1992 в Ливии оставалось еще 48 советников ВВС, а в Чехословакии доучивалось 18 ливийцев. Однако, уже летом 1992 года начались переговоры об упразднении Чехословакии как государства и с 1 января 1993 года страна была разделена на Чехию и Словакию, что стало последним гвоздем в гроб чехословацко-ливийского военного сотрудничества.

Окончание командировки.
Чехословацкие инструкторы “сидят на чемоданах” перед вылетом на родину с ливийского аэродрома. На самом деле, конечно, чемоданы аккуратно стоят в сторонке, а сидят на учебных авиабомбах. L-39 видны на заднем плане.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика