Ми-24 и Ми-35 Азербайджана – 2-я эскадрилья и Нахичевань. Ч-3.

Вторым достоверно установленным подразделением оснащенным ударными вертолетами в Армейской Авиации ВВС Азербайджана является 2-я эскадрилья «Griffin». Раньше использовали такие эмблемы:

Вертолетчик с эмблемой 2-й эскадрильи
Летчик 2-й эскадрильи
Эмблема 2-й эскадрильи
Эмблема 2-й эскадрильи крупным планом

В настоящее время используется стандартная эмблема с Ми-35 без номера эскадрильи.
Долгое время на вооружении 2-й эскадрильи стояли исключительно Ми-24П и Ми-24В, по большей части – ветераны Карабахской войны. Исторически сложилось, что первые азербайджанские Ми-24 получали номера «100-й» серии, первоначально получавшиеся из оригинальных номеров Ми-24П из состава «приватизированной» 386-й эскадрильи ПВО СССР добавлением одной цифры, обычно единички впереди (N02 – стал N102, N05 – N105). Хотя, например, Ми-24П N10 добавили нолик и он стал N100. Кроме «двух счастливых» машин, все остальные вертолеты из состава бывшей 386-й эскадрильи были сбиты в Карабахе.

Ми-24П N102
Ми-24П N102 – один из двух выживших в Карабахской войне вертолетов этого типа из состава бывшей 386-й вертолетной эскадрильи ПВО СССР.
Ми-24П N102
Навеянная «Супер Хиндами» мода на «радикально черный цвет» не пощадила и заслуженного ветерана – Ми-24П N102 в новом окрасе.
Ми-24П N105
Второй ветеран – Ми-24П N105
Ми-24П N105
И, таки да, его тоже перекрасили в любимый цвет

Однако, уже в ходе войны, армейская авиация Азербайджана была пополнена – в 1992 удалось удачно приземлить и затрофеить один армянский Ми-24П, а в 1993 закупить целую партию Ми-24 ранних вариантов, вероятно, не менее 10 штук, а то и несколько больше. В общем, история с этой закупкой до сих пор довольно темная, но в целом источника могло быть два – «Незалежна Украйна» или одна из Среднеазиатских стран бывшего Союза. Видимо, именно из той партии и «нарисовался» в Бакинском военном музее довольно раритетный Ми-24А (с «верандой») и даже появились ничем не подтвержденные слухи об использовании этой уж совсем древней модификации в Карабахской войне. Еще один, также старый, Ми-24Д занял место на постаменте. Скорее всего, эти вертолеты даже не вводились в строй, а использовались в лучшем случае как источники запчастей для более современных Ми-24В.
А вот Ми-24В, как раз таки и стали строевыми вертолетами и получили номера продолжившие «100-ю» серию номеров. Наиболее «ранний» известный номер Ми-24В – N110.
В конце 2006 года ВВС Азербайджана заключили контракт на покупку 19 комплектов станций оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВ, на сумму 1,8 млн. USD. Станция разработана украинской фирмой «Адрон» и служит для срыва наведения ракет с тепловыми головками самоноведения, прежде всего – ПЗРК. Количество закупленных комплектов скорее всего более-менее соответсвует количеству Ми-24 на вооружении Азербайджана в то время, но мое личное мнение – 9 комплектов шли на имеющиеся вертолеты Ми-24В и Ми-24П, а остальные 10 – на закупаемые Ми-24Р предназначенные для конверсии в Ми-24G Super Hind.
Азербайджан выделял достаточные средства на свои вооруженные силы и в 2013 по крайней мере 7 Ми-24В и 2 Ми-24П прошли ремонт на украинском «Авиаконе». Серийные номера этих вертолетов фигурировали в таможенных документах в таком виде: «Вертольот Мі-24В в ремонт, зав. № 34035403021, в розібраному вигляді, без двигунів ТВЗ-117, головного редуктора ВР-24 та ЛНВ. Найменування пакувальних виробів: Фюзеляж – 1 шт., зав. № 34035403021».
Как видно упомянается только сама «тушка» вертолета без двигателей, редуктора и лопастей. Вполне вероятно, что ремонтом двигателей и редукторов мог заниматься азербайджанский авиаремонтный завод в Гяндже, который как раз таки на этом и специализировался. Неясно, правда, где, в таком случае, собирался и облетывался отремонтированный вертолет – скорее всего отремонтированные агрегаты потом отправлялись на Украину для окончательной сборки вертолета.

Заводской номер Тип Производство
3532424218794 Ми-24В
34035403021 Ми-24В
3532422014755 Ми-24В
3532431926847 Ми-24П 1989
3532431926937 Ми-24П 1989
3532422218588 Ми-24В
3532423015478 Ми-24В
3532424218794 Ми-24В
3532423218635 Ми-24В 1982

К сожалению, нет привязки серийных номеров к бортовым.

Ми-24В - N110
Ми-24В – N110 в полете совместно с другими Ми-24В, все вертолеты в «Авиаконовском» камуфляже.

Визитной карточкой «Авиакона» долгое время был фирменный песочно-зеленый камуфляж, который в какой-то мере даже стал «классикой» для многих пост-советских Ми-24.

Ми-24В N112
Ми-24В N112 в конотопском камуфляже
Ми-24В N114
Аналогично окрашенный Ми-24В N114
Ми-24В N115
Ми-24В N115 в таком же классическом камуфляже…
Ми-24В N115
… и новой окраске.
Ми-24В N 116
Скрин с видео – Ми-24В N 116

Считается, что после окончания Карабахской войны Азербайджан закупил еще одну порцию вертолетов Ми-24В, которые получили номера начинающиеся со «170». Известно три таких вертолета (170, 172 и 173), хотя по номерам понятно, что изначально их было как минимум четыре.

Азербайджанские Ми-24 N117, N173, N112
Четверка Ми-24В в полете, видны номера – N117, N173, N112
Ми-24В N170
Ми-24В N170 – вертолет есть, а хороших индивидуальных фото – нет, только на лету, в толпе. Тройку возглавляет Ми-24П N105, рядом Ми-24В N114. К лету 2018 оба последних были перекрашены в черный цвет.
Ми-24В N172
Ми-24В N172 с качественными фотопортретами не повезло, мелькает исключительно за компанию с другими бортами, в данном случае – Ми-24В N110 и Ми-24В N117. Снимок сделан во время парада 26 июня 2018 – все три этих Ми-24В еще несли двухцветный камуфляж.

Итого, если просуммировать все вышеопознаное на фото, получаем 11 вертолетов – 2 Ми-24П и 9 Ми-24В, причем, все они носили «конотопский» камуфляж и явно прошли ремонт на «Авиаконе». Что интересно, это больше чем было найдено по украинским таможенным документам – там было перечисленно только 9 серийных номеров. Очевидно, далеко не все документы попались исследователям на глаза. А судя по пробелам в номерах (N111, 113, 171), вертолетов могло быть и больше 11 штук.

Номер Тип
102 Ми-24П
105 Ми-24П
110 Ми-24В
112 Ми-24В
114 Ми-24В
115 Ми-24В
116 Ми-24В
117 Ми-24В
170 Ми-24В
172 Ми-24В
173 Ми-24В

Из этих 11 Ми-24 в параде 26 июня 2018 участвовало 9 вертолетов, это говорит о том, что они были в летном состоянии. В черной окраске летели Ми-24П N102 и N105, а также Ми-24В N114 и N115, в камуфляжной – 5 Ми-24В в том числе N172, N110, N117.

Ми-24В на параде в Баку
Пятерка камуфляжных Ми-24В из состава 2-й эскадрильи на параде в Баку составляла цифру «1» из «100», два «нолика» составляли 16 Ми-35М.
Черные Ми-24В и Ми-24П
Строй вертолетов Ми-17 на параде возглавляла четверка черных Ми-24 2-й эскадрильи – видно, что модный окрас приобрели не только пушечные Ми-24П N102 и N105, но и относительно старые Ми-24В N114 и N115.

Некоторое время назад в Турции объявили, что турецкие компании ASELSAN и Turkish Aerospace Industries (TUSAS) заключили контракт на сумму в 240 млн. USD на предмет поставки авионики для одной незванной страны в течении 2019-2023 года.
В начале 2019 года уже сама Aselsan подтвердила крупный контракт на модернизацию системы связи ВВС Азербайджана, которая затронет все основные типы стоящей на вооружении авиатехники – вертолеты Ми-24, Ми-35М, Ми-8, Ми-17, штурмовики Су-25 и истребители МиГ-29. В январе 2019 первые два модернизированных Ми-24 прошли успешные испытания.

Модернизированный турками Ми-24
Фотография из буклета Aselsan с новостью об успешной модернизации двух первых азербайджанских Ми-24.

Теперь перейдем к самому вкусному. Как я уже писал в предыдущей статье посвященной азербайджанским Ми-35М, мне никогда на фото и видео не попадались номера (N20101-N20104) которые по логике должна была получить первая четверка Ми-35М, поставленых, напомню, в белом окрасе.
Парад в Нахичевани проиллюстрировали такой фотографией, уж не знаю, это действительно такой удачный снимок, где фотограф «поймал» все в один кадр, или фотошоп, где свели все на одну фотку?

Ми-35М в Нахичевани
Вся ударная мощь нахичеваньской группировки авиации на одном снимке – и вертолеты и оба Су-25. У кого как, а у меня сразу резонный вопрос – «А чего это Ми-24В «лапки» выпустили? А может это и не Ми-24В вовсе?»

Так или иначе, но снимок удалось найти в приличном разрешении, откадрировать и, для удобства, интересующие нас вертолеты сдвинуть поближе, вот что получилось:

Четверка нахичеваньских ми-35М
После этих нехитрых манипуляций уже не надо быть крупным экспертом, чтобы разглядеть Х-образный рулевой винт, оптику и короткое крыло – отличительные признаки Ми-35М.

Понятно, что отрезанная от «Большой земли» смешанная группировка азербайджанской авиации (2 Су-25, 4 Ми-35М и несколько Ми-17) в Нахичевани сведена в какую-то структуру типа «смешанной эскадрильи» или «авиабазы».
Репортажи из Нахичевани позволили уверенно опознать все машины. Интересно, что «нахичеваньская четверка» Ми-35М получила бортовые номера в «100-м» диапазоне.

Ми-35М N101
Кадры с учений в Начихивани – Ми-35М N101
Ми-35М N102
Кадрирование все с того же «парадного» снимка – Ми-35М N102. Единственный известный мне случай дублирования номера у двух действующих вертолетов в Азербайджане. На «Большой земле» с таким же номером летает «радикально черный» Ми-24П во 2-й эскадрилье!
Ми-35М N103
Ми-35М N103
Ми-35М N104
Ми-35М N104

Можно было бы смело утверждать, что судьба четверки «безвести пропавших» белых пограничных Ми-35М прояснилась, если бы не одно «но». Это «но» выглядело следующим образом – в большом вертолетном ангаре на аэродроме Кала примерно с 2015 года также регулярно мелькали камуфлированные Ми-35М, числом не меньше четырех.
Опознать эти вертолеты по номерам оказалось сложно – «удачные» ракурсы съемки, широкие плечи авиаторов заслонявшие все самое дорогое, мутные видео, крохотные фото на сайтах и усердные цензоры оставляли широкое поле для самых нескромных предположений.

Ми-35М N503
Единственное мутное изображение с видео 2015 года, на котором был виден бортовой номер камуфлированного Ми-35М N503

К счастью, в 2018 году два американских хлопца посетили основные азербайджанские авиабазы, взяли интервью у высокопоставленных офицеров, вдоволь поснимали и забацали статьи об увиденном сразу в десяток авиационных журналов по всему миру. В общем, гостайну они разгласили, хотя, конечно, это никак не отразилось на энтузиазме освоивших Фотошоп самодеятельных цензоров в азербайджанском сегменте сети – по пабликам продолжили гулять снимки сделанные американцами, но уже с затертыми номерами авиатехники.

Ми-35М N502
Ми-35М N502, вот взяли и выложили в открытый доступ – как можно было пускать таких безответсвенных лиц на военный на аэродром?

Но сели говорить серьезно, то вопросов и загадок с армейскими Ми-35М пока хватает. Например, куда включить вертолеты с такими интересными номерами «500-й» серии? В 1-й эскадрилье – «300-е», во 2-й эскадрилье – «100-е», а эти чьи будут?
Вот еще загадочка – тот же N502, только черный. Вроде все просто – по недоброй азербайджанской традиции «черной-черной ночью, технари в черных-черных комбезах, взяли канистру черной-черной краски и…». Ну в общем вы поняли…

Ми-35М N502
Ми-35М с белым N502. Тот же борт после перекраски или все-таки до нее?

А вот и не факт – номер на вертолете белый, шарик оптики на носу тоже светлый Ничего не напоминает? Гляньте фото в предыдущей статье «пограничных» Ми-35М… Вот если предположить, что цвет тут не совсем черный, а почти не отличимый от него черно-зеленый, то получится, что вертолет в «пограничном окрасе от производителя», но уже с армейским номером. И, возможно, он сфотографирован вовсе не после перекраски, а наоборот – до нее. Конечно, на фоне того, что все камуфляжное из Ми-24 в двух эскадрильях перекрашивают в радикально черный цвет – такое предположение на первый взгляд кажется не логичным. Но если подумать, из 24 поставленных Ми-35М белых было только 4, остальные 20 – черно-зеленые, но камуфлированных Ми-35М по номерам установлено уже минимум шесть (101, 102, 103, 104, 502, 503, а реально их больше), значит все правильно – не только изначально белые Ми-35 стали камуфляжными, но и несколько черно-зеленых вертолетов тоже перекрасили в двухцветный камуфляж. Признаюсь, что постичь эту противоречивую логику «цветных революций» в окраске азербайджанских Ми-24 и Ми-35 мне не удалось.

Ми-35М N504
Ми-35М с бортовым N504 в ходе «торжественной церемонии, посвященной 27-летней годовщине «Н»-ской воинской части Военно-воздушных сил». И, кстати, видимый кусок хвостовой части второго вертолета – в двухцветном камуфляже.

Итак, попробуем подвести итоги по состоянию авиапарка вертолетов семейства Ми-24 и Ми-35 в Азербайджане по итогам всех трех частей обзора. В данный момент основной ударной силой Армейской авиации Азербайджана стали 24 экземпляра Ми-35М, которые изначально закупались для пограничной авиации, но потихоньку «переползли» в состав армейской, при этом, вопреки моде, как минимум 6 штук при этом получили двухцветный камуфляж вместо стандартного черно-зеленого окраса.
При этом продолжается и эксплуатация далеко не новых «пушечных» Ми-24П и еще более старых «пулеметных» Ми-24В, более того, они также как и Ми-35М подлежат модернизации турецкой компанией Alesan в части радиооборудования. Общее количество замеченных в летном состоянии в последние годы Ми-24П и Ми-24В – 2 и 9 штук соответсвенно. Но у них тенденция с окраской обратная – из двухцветного камуфляжа их постепенно перекрашивают в «радикально черный цвет».
В 2017-2019 не были замечены в полете “старые” вертолеты 1-й эскадрильи – ни широко разрекламированные Ми-24G «Super Hind», ни пара Ми-24ПУ-1 N310 и N311, и само собой не было видно разведчиков Ми-24Р (если они и остались еще в таком виде). В июне 2019 четверка “Супер Хиндов” нашлась в ангаре в нелетном состоянии – со снятыми лопастями несущего винта и снятыми 20-мм пушками. Понятно, что они вполне могли вылетать межремонтный ресурс, но у Азербайджана достаточно денег и технических возможностей, чтобы при желании восстановить их летную годность. Согласитесь, странная ситуация – весьма старые Ми-24В, производства, например, 1982 года, вовсю летают, а навороченные «Супер Хинды» стоят у забора. Учитывая, что наполеоновские планы по модернизации всех остальных азербайджанских Ми-24В и Ми-24П в модерновый Ми-24G т ак и не были реализованы – с южноафриканско-украинской модернизацией «Супер Хинда» явно есть серьезный косяк, хотя вслух об этом никто не говорит.
Тем не менее, надо полагать, что старый комплект 1-й эскадрильи из 7-9 «подзаборных» Ми-24G Super Hind, 2 Ми-24ПУ-1, и, возможно, 2 разведчиков Ми-24Р – вполне может быть отремонтирован или, при необходимости, введен в строй силами ТЭЧ в особый период.
Итого в эксплуатации у Азербайджана ориентировочно 35 вертолетов семейства Ми-24 и Ми-35:
24 Ми-35М
2 Ми-24П
9 Ми-24В
В резерве еще 11 штук:

9 Ми-24G Super Hind
2 Ми-24ПУ-1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *