Ми-24 и Ми-35 Азербайджана – 2-я эскадрилья и Нахичевань. Ч-3.
Вторым достоверно установленным подразделением оснащенным ударными вертолетами в Армейской Авиации ВВС Азербайджана является 2-я эскадрилья «Griffin». Раньше использовали такие эмблемы:
В настоящее время используется стандартная эмблема с Ми-35 без номера эскадрильи.
Долгое время на вооружении 2-й эскадрильи стояли исключительно Ми-24П и Ми-24В, по большей части – ветераны Карабахской войны. Исторически сложилось, что первые азербайджанские Ми-24 получали номера «100-й» серии, первоначально получавшиеся из оригинальных номеров Ми-24П из состава «приватизированной» 386-й эскадрильи ПВО СССР добавлением одной цифры, обычно единички впереди (N02 – стал N102, N05 – N105). Хотя, например, Ми-24П N10 добавили нолик и он стал N100. Кроме «двух счастливых» машин, все остальные вертолеты из состава бывшей 386-й эскадрильи были сбиты в Карабахе.
Однако, уже в ходе войны, армейская авиация Азербайджана была пополнена – в 1992 удалось удачно приземлить и затрофеить один армянский Ми-24П, а в 1993 закупить целую партию Ми-24 ранних вариантов, вероятно, не менее 10 штук, а то и несколько больше. В общем, история с этой закупкой до сих пор довольно темная, но в целом источника могло быть два – «Незалежна Украйна» или одна из Среднеазиатских стран бывшего Союза. Видимо, именно из той партии и «нарисовался» в Бакинском военном музее довольно раритетный Ми-24А (с «верандой») и даже появились ничем не подтвержденные слухи об использовании этой уж совсем древней модификации в Карабахской войне. Еще один, также старый, Ми-24Д занял место на постаменте. Скорее всего, эти вертолеты даже не вводились в строй, а использовались в лучшем случае как источники запчастей для более современных Ми-24В.
А вот Ми-24В, как раз таки и стали строевыми вертолетами и получили номера продолжившие «100-ю» серию номеров. Наиболее «ранний» известный номер Ми-24В – N110.
В конце 2006 года ВВС Азербайджана заключили контракт на покупку 19 комплектов станций оптико-электронного подавления «Адрос» КТ-01АВ, на сумму 1,8 млн. USD. Станция разработана украинской фирмой «Адрон» и служит для срыва наведения ракет с тепловыми головками самоноведения, прежде всего – ПЗРК. Количество закупленных комплектов скорее всего более-менее соответсвует количеству Ми-24 на вооружении Азербайджана в то время, но мое личное мнение – 9 комплектов шли на имеющиеся вертолеты Ми-24В и Ми-24П, а остальные 10 – на закупаемые Ми-24Р предназначенные для конверсии в Ми-24G Super Hind.
Азербайджан выделял достаточные средства на свои вооруженные силы и в 2013 по крайней мере 7 Ми-24В и 2 Ми-24П прошли ремонт на украинском «Авиаконе». Серийные номера этих вертолетов фигурировали в таможенных документах в таком виде: «Вертольот Мі-24В в ремонт, зав. № 34035403021, в розібраному вигляді, без двигунів ТВЗ-117, головного редуктора ВР-24 та ЛНВ. Найменування пакувальних виробів: Фюзеляж – 1 шт., зав. № 34035403021».
Как видно упомянается только сама «тушка» вертолета без двигателей, редуктора и лопастей. Вполне вероятно, что ремонтом двигателей и редукторов мог заниматься азербайджанский авиаремонтный завод в Гяндже, который как раз таки на этом и специализировался. Неясно, правда, где, в таком случае, собирался и облетывался отремонтированный вертолет – скорее всего отремонтированные агрегаты потом отправлялись на Украину для окончательной сборки вертолета.
Заводской номер | Тип | Производство |
---|---|---|
3532424218794 | Ми-24В | |
34035403021 | Ми-24В | |
3532422014755 | Ми-24В | |
3532431926847 | Ми-24П | 1989 |
3532431926937 | Ми-24П | 1989 |
3532422218588 | Ми-24В | |
3532423015478 | Ми-24В | |
3532424218794 | Ми-24В | |
3532423218635 | Ми-24В | 1982 |
К сожалению, нет привязки серийных номеров к бортовым.
Визитной карточкой «Авиакона» долгое время был фирменный песочно-зеленый камуфляж, который в какой-то мере даже стал «классикой» для многих пост-советских Ми-24.
Считается, что после окончания Карабахской войны Азербайджан закупил еще одну порцию вертолетов Ми-24В, которые получили номера начинающиеся со «170». Известно три таких вертолета (170, 172 и 173), хотя по номерам понятно, что изначально их было как минимум четыре.
Итого, если просуммировать все вышеопознаное на фото, получаем 11 вертолетов – 2 Ми-24П и 9 Ми-24В, причем, все они носили «конотопский» камуфляж и явно прошли ремонт на «Авиаконе». Что интересно, это больше чем было найдено по украинским таможенным документам – там было перечисленно только 9 серийных номеров. Очевидно, далеко не все документы попались исследователям на глаза. А судя по пробелам в номерах (N111, 113, 171), вертолетов могло быть и больше 11 штук.
Номер | Тип |
---|---|
102 | Ми-24П |
105 | Ми-24П |
110 | Ми-24В |
112 | Ми-24В |
114 | Ми-24В |
115 | Ми-24В |
116 | Ми-24В |
117 | Ми-24В |
170 | Ми-24В |
172 | Ми-24В |
173 | Ми-24В |
Из этих 11 Ми-24 в параде 26 июня 2018 участвовало 9 вертолетов, это говорит о том, что они были в летном состоянии. В черной окраске летели Ми-24П N102 и N105, а также Ми-24В N114 и N115, в камуфляжной – 5 Ми-24В в том числе N172, N110, N117.
Некоторое время назад в Турции объявили, что турецкие компании ASELSAN и Turkish Aerospace Industries (TUSAS) заключили контракт на сумму в 240 млн. USD на предмет поставки авионики для одной незванной страны в течении 2019-2023 года.
В начале 2019 года уже сама Aselsan подтвердила крупный контракт на модернизацию системы связи ВВС Азербайджана, которая затронет все основные типы стоящей на вооружении авиатехники – вертолеты Ми-24, Ми-35М, Ми-8, Ми-17, штурмовики Су-25 и истребители МиГ-29. В январе 2019 первые два модернизированных Ми-24 прошли успешные испытания.
Теперь перейдем к самому вкусному. Как я уже писал в предыдущей статье посвященной азербайджанским Ми-35М, мне никогда на фото и видео не попадались номера (N20101-N20104) которые по логике должна была получить первая четверка Ми-35М, поставленых, напомню, в белом окрасе.
Парад в Нахичевани проиллюстрировали такой фотографией, уж не знаю, это действительно такой удачный снимок, где фотограф «поймал» все в один кадр, или фотошоп, где свели все на одну фотку?
Так или иначе, но снимок удалось найти в приличном разрешении, откадрировать и, для удобства, интересующие нас вертолеты сдвинуть поближе, вот что получилось:
Понятно, что отрезанная от «Большой земли» смешанная группировка азербайджанской авиации (2 Су-25, 4 Ми-35М и несколько Ми-17) в Нахичевани сведена в какую-то структуру типа «смешанной эскадрильи» или «авиабазы».
Репортажи из Нахичевани позволили уверенно опознать все машины. Интересно, что «нахичеваньская четверка» Ми-35М получила бортовые номера в «100-м» диапазоне.
Можно было бы смело утверждать, что судьба четверки «безвести пропавших» белых пограничных Ми-35М прояснилась, если бы не одно «но». Это «но» выглядело следующим образом – в большом вертолетном ангаре на аэродроме Кала примерно с 2015 года также регулярно мелькали камуфлированные Ми-35М, числом не меньше четырех.
Опознать эти вертолеты по номерам оказалось сложно – «удачные» ракурсы съемки, широкие плечи авиаторов заслонявшие все самое дорогое, мутные видео, крохотные фото на сайтах и усердные цензоры оставляли широкое поле для самых нескромных предположений.
К счастью, в 2018 году два американских хлопца посетили основные азербайджанские авиабазы, взяли интервью у высокопоставленных офицеров, вдоволь поснимали и забацали статьи об увиденном сразу в десяток авиационных журналов по всему миру. В общем, гостайну они разгласили, хотя, конечно, это никак не отразилось на энтузиазме освоивших Фотошоп самодеятельных цензоров в азербайджанском сегменте сети – по пабликам продолжили гулять снимки сделанные американцами, но уже с затертыми номерами авиатехники.
Но сели говорить серьезно, то вопросов и загадок с армейскими Ми-35М пока хватает. Например, куда включить вертолеты с такими интересными номерами «500-й» серии? В 1-й эскадрилье – «300-е», во 2-й эскадрилье – «100-е», а эти чьи будут?
Вот еще загадочка – тот же N502, только черный. Вроде все просто – по недоброй азербайджанской традиции «черной-черной ночью, технари в черных-черных комбезах, взяли канистру черной-черной краски и…». Ну в общем вы поняли…
А вот и не факт – номер на вертолете белый, шарик оптики на носу тоже светлый Ничего не напоминает? Гляньте фото в предыдущей статье «пограничных» Ми-35М… Вот если предположить, что цвет тут не совсем черный, а почти не отличимый от него черно-зеленый, то получится, что вертолет в «пограничном окрасе от производителя», но уже с армейским номером. И, возможно, он сфотографирован вовсе не после перекраски, а наоборот – до нее. Конечно, на фоне того, что все камуфляжное из Ми-24 в двух эскадрильях перекрашивают в радикально черный цвет – такое предположение на первый взгляд кажется не логичным. Но если подумать, из 24 поставленных Ми-35М белых было только 4, остальные 20 – черно-зеленые, но камуфлированных Ми-35М по номерам установлено уже минимум шесть (101, 102, 103, 104, 502, 503, а реально их больше), значит все правильно – не только изначально белые Ми-35 стали камуфляжными, но и несколько черно-зеленых вертолетов тоже перекрасили в двухцветный камуфляж. Признаюсь, что постичь эту противоречивую логику «цветных революций» в окраске азербайджанских Ми-24 и Ми-35 мне не удалось.
Итак, попробуем подвести итоги по состоянию авиапарка вертолетов семейства Ми-24 и Ми-35 в Азербайджане по итогам всех трех частей обзора. В данный момент основной ударной силой Армейской авиации Азербайджана стали 24 экземпляра Ми-35М, которые изначально закупались для пограничной авиации, но потихоньку «переползли» в состав армейской, при этом, вопреки моде, как минимум 6 штук при этом получили двухцветный камуфляж вместо стандартного черно-зеленого окраса.
При этом продолжается и эксплуатация далеко не новых «пушечных» Ми-24П и еще более старых «пулеметных» Ми-24В, более того, они также как и Ми-35М подлежат модернизации турецкой компанией Alesan в части радиооборудования. Общее количество замеченных в летном состоянии в последние годы Ми-24П и Ми-24В – 2 и 9 штук соответсвенно. Но у них тенденция с окраской обратная – из двухцветного камуфляжа их постепенно перекрашивают в «радикально черный цвет».
В 2017-2019 не были замечены в полете “старые” вертолеты 1-й эскадрильи – ни широко разрекламированные Ми-24G «Super Hind», ни пара Ми-24ПУ-1 N310 и N311, и само собой не было видно разведчиков Ми-24Р (если они и остались еще в таком виде). В июне 2019 четверка “Супер Хиндов” нашлась в ангаре в нелетном состоянии – со снятыми лопастями несущего винта и снятыми 20-мм пушками. Понятно, что они вполне могли вылетать межремонтный ресурс, но у Азербайджана достаточно денег и технических возможностей, чтобы при желании восстановить их летную годность. Согласитесь, странная ситуация – весьма старые Ми-24В, производства, например, 1982 года, вовсю летают, а навороченные «Супер Хинды» стоят у забора. Учитывая, что наполеоновские планы по модернизации всех остальных азербайджанских Ми-24В и Ми-24П в модерновый Ми-24G так и не были реализованы – с южноафриканско-украинской модернизацией «Супер Хинда» явно есть серьезный косяк, хотя вслух об этом никто не говорит.
Тем не менее, надо полагать, что старый комплект 1-й эскадрильи из 7-9 «подзаборных» Ми-24G Super Hind, 2 Ми-24ПУ-1, и, возможно, 2 разведчиков Ми-24Р – вполне может быть отремонтирован или, при необходимости, введен в строй силами ТЭЧ в особый период.
Итого в эксплуатации у Азербайджана ориентировочно 35 вертолетов семейства Ми-24 и Ми-35:
24 Ми-35М
2 Ми-24П
9 Ми-24В
В резерве еще 11 штук:
9 Ми-24G Super Hind
2 Ми-24ПУ-1