Арабо-израильские войныВойна в Ираке

Hawker Fury в Египте и Ираке. Послевоенная служба иракских Hawker Fury

Выжившие Hawker Fury ВВС Ирака, «командированные» в Египет, после окончания 1-й арабо-израильской войны вернулись в Ирак. Из 12 поставленных в ходе войны машин к окончанию боевых действий 4 было списано, а еще 5 неисправно, но подлежало ремонту.

Twoseater Hawker Fury N263
Вторая поставленная в Ирак «спарка» вопреки логике несла номер 263. На этой фотографии хорошо видно остекление кабины состоящее из двух отдельных фонарей. В полете второй фонарь заметно «колбасило» и впоследствии конструкцию остекления на «спарках» фирма Hawker изменила.

Освоив Hawker Fury, иракцы были готовы продолжать закупки этих самолетов. 11 июля 1951 Ирак заказал 15 Hawker Fury новой постройки, а 7 марта 1953 — еще десять машин переделанных из выводимых британским флотом в резерв Hawker Sea Fury FB-11, а также три «спарки» Hawker Fury Т-20 с новым остеклением фонаря.

Hawker Fury N249
Hawker Fury N249

 

Iraqi Hawker Fury N254
Hawker Fury N254 — один из завершающих первый контракт самолетов.

 

Iraqi AIr Force Hawker Fury N257
Hawker Fury N257

Вновь поставляемые самолеты получили номера начиная с «302» и до «326», «спарки» стали соответсвенно — N327, N328 и N329. Получение новых самолетов позволило к двум имеющимся эскадрильям (1-й и 7-й) добавить еще одну — 4-ю.

Самолеты второго заказа получили номера начинающиеся с цифры "3" как этот Хаукер Фьюри N303
Hawker Fury N303 – машина полученная по второму контракту.

Когда после крушения Османской империи Великобритания по линейке нарезала границы будущих государств исходя из принципа «разделяй и властвуй», один из крупных народов населяющих Ближний Восток — курды, не получил своего государства, а был разделен между несколькими странами. Курды всегда стремились достичь создания независимого Курдистана и на протяжении всей истории Ирака доставляли ему проблемы восставая при каждом удобном случае. Боюсь ошибиться, но в их истории есть наверно с десяток «курдско-иракских войн». Поэтому ничего удивительного, что дальнейшее боевое применение иракских Hawker Fury проходило исключительно против курдов.

Перегонка британскими летчиками самолета с N309 в Ирак
Hawker Fury N309 во время перелета в Ирак в 1953 году. За штурвалом наемный британский пилот.
Британский гражданский пилот перегнавший в Ирак Фьюри N308 с иракскими офицерами
Британский пилот, перегнавший Hawker Fury в Ирак вместе с иракскими офицерами на фоне самолета N308.
Англичане на фоне иракского истребителя
Британцы на фоне очередного «иракца»
Хаукер "Багдад Фьюри" N312 в Англии
Hawker Fury N312
Хаукер Фьюри N316
Hawker Fury N316
Иракский Хаукер Фьюри с отрубленными винтом другого самолета рулями высоты и направления
Иракский летчик на стабилизаторе самолета с номером начинающимся на «3ХХ». Глядя на начисто срубленные рулевые поверхности хвоста и стабилизатора никаких других мыслей кроме как о пропеллере другого самолета в голову не приходит. Инцидент явно произошел на земле — сесть с такими повреждениями не реально.
Пятерка иракских Фьюри во время парада 1957 года
В 1957 году корреспонденты журнала Life засняли очень интересный парад иракской армии. На одну из фотографий попало сразу пять Hawker Fury иракских ВВС. Более-менее уверенно можно разобрать по крайней мере три номера из пяти — 304, 316 и 320. Интересно, что три самолета имеют на нижних поверхностях по две белых полосы на каждой консоли, а два других — нет.
Двухместный DeHaviland Vampire на фоне иракского Fury
Появление в Ираке первых реактивных DeHaviland Vampire и Venom не привело к «отставке» Hawker Fury. Самолет принадлежит второй партии — номер начинается на «3ХХ», также заметны белые полосы на нижней поверхности крыла и стандартное размещение опознавательного знака — у самой законцовки.
Два Хаукер Фьюри вместе с DH Venom
Иракские Hawker Fury в своей оригинальной пустынной окраске вместе с DH Venom (судя по топливным бакам на законцовках крыла).
Хаукер Фьюри в конце своей карьеры в ВВС Ирака
Одно из самых поздних известных изображений действующего иракского Hawker Fury. Заметны отличия от стандартной пустынной окраски — коричневый цвет камуфляжа (Dark Earth) заменен на зеленый, кок винта – синий, отсутсвует оригинальный номер, на хвосте флажок позднего образца. На нижней поверхности крыла не заметно ни номера, ни иракского «треугольника» у законцовки. Сзади выглядывает характерный нос учебного самолета Percival Provost.

По мере перевооружения ВВС на реактивные самолеты роль Hawker Fury снижалась, они выводились во «вторую линию» и использовались в качестве учебных самолетов углубленной подготовки. В тоже время 4 «Багдад Фьюри» из наличия ВВС были переданы Марокко. Считается, что иракские Hawker Fury были окончательно выведены из эксплуатации в 60-х годах. Однако и на этом их история не закончилась. В отличии от других стран их не сдали в металлолом и не стали давить танками, они стояли заброшенными на аэродроме в Багдаде. Там их нашли предприимчивые американцы в конце 1970-х годов, выкупили 24 самолета и запчасти к ним. В 1980 году вывезли приобретения в США. Известны номера 17 спасенных машин, которые в той или иной степени пошли на реставрацию – 234, 241, 243, 249, 250, 252, 253, 254, 255, 259, 302, 303, 304, 305, 308, 313, 326. При этом некоторые самолеты подверглись исторической реставрации и окрашивались под оригинальные британские или австралийские Sea Fury, другие переделывались для участия в гонках с установкой других двигателей и уменьшенных фонарей кабин, практически потеряв первоначальный классический образ. Интересно, что по крайней мере два самолета были восстановлены в оригинальном иракском камуфляже.

Выкупленный в Ираке, восстановленный до летного состояния и получивший свой родной номер N243 бывший иракский Фьюри
Отреставрированный до летного состояния бывший иракский Hawker Fury получил свой родной номер «243». Самолет выглядит очень достоверно, за исключением, пожалуй, белой полосы вокруг фюзеляжа — ни на одном историческом снимке иракских самолетов ее нет. Известно довольно много фотографий этого самолета.
Фьюри N249 восстановленный в оригинальном виде
Еще один «иракец» был отреставрирован в 2014 году и тоже получил родной номер «249».

Разгром Ирака во время американского вторжения 2003 года привел к многолетней оккупации страны. Одним из немногих плюсов этого события было то, что оккупанты уже имели цифровую фототехнику в более-менее товарных количествах и это вместе с наступившей эпохой интернета явило нам множество интересных технических объектов заныканных по дальним углам иракских военных объектов. В числе их оказались останки иракских Hawker Fury. Сколько их всего нашли — неизвестно, но точно можно утверждать по крайней мере о трех машинах — двух одноместных и одной «спарке». Судя по всему «спарку» впоследствии вывезли из Ирака.

Фюзеляжи иракских Хаукер Фьюри на захваченной оккупантами иракской авиабазе
Два фюзеляжа одноместных Hawker Fury в ангаре на авиабазе Шайбах на юге Ирака

Вывоз одноместного Фьюири из Ирака
Фюзеляж одноместного Hawker Fury подготовлен к вывозу
"Спарка" Хаукер Фьюри Т-20 служила памятником на авиабазе Шайбах
На авиабазе Шайбах оккупанты нашли двухместный Hawker Fury Trainer поздней модели, соответствующий модификации Т-20. Всего в Ирак было поставлено три таких самолета.
Фьюри Т-20 в качестве памятника
Заброшенный памятник
Снятый из проезжающей машины иракский Фьюри в Шайбахе
С другого ракурса
Иракский Хаукер Фьюри на постаменте
Тот же самолет снятый с другого ракурса и лишившийся кока винта.
Самолет разобран и подготовлен к вывозу в Британию
Авиабаза Шайбах попала в руки британской пехоты и этому Hawker Fury реально повезло — англичане узнали «родной» самолет, оценили его историческую ценность и достаточно аккуратно разобрали. Будь на их месте отмороженные на всю голову американцы — он бы был уже весь раскрашен тупыми граффити из аэрозольных баллончиков или вообще раздербанен в хлам. На всякий случай перетащили в ангар. Все аккуратно сложено, даже кок винта нашелся, мелочевка уложена в ящики. Из внешних изменений — наклеили около кабину наклейку с эмблемой своей части.
Узел складывания крыла авианосного самолета выдает морское происхождение борта
На этой фотографии хорошо виден узел складывания крыла доставшийся сухопутному самолету в наследство от изначально морского Sea Fury.
Разобранный двухместный Хаукер Фьюри Т-20
Разобранный Hawker Fury Т-20
Иракская "спарка" погружена платформу для перевозки
Т-20 подготовлен к транспортировке на Родину

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика