Яндекс.Метрика

5 марта 2022 — черный день российской авиации на Украине

Если потери 4 марта были достаточно тяжелыми, то 5 марта — черный день российской авиации на Украине. За этот день подтвержденные потери авиатехники (6 единиц) составили треть всех известных потерь за предыдущие 10 дней войны.

В первые дни войны, заявки украинских военных на уничтоженную российскую авиатехнику превышали реальные потери раз этак в пять, то 5 марта почти все было подтверждено фото и видео материалами, да и потери ВКС России были реально катастрофическими.

И наоборот, если российские заявки на сбитые самолеты противника в начале войны подтверждены примерно процентов на 50 от заявленного, то в эти дни подтверждений почти не было.

Su-34 N24 shot down over Chernigov
Обломки сбитого над Черниговым Су-34 N24, упавшего на городскую застройку
Su-34 engine at Chernigov streets
Двигатель Су-34 на улице Чернигова

В 12-40 над городом Чернигов украинская ПВО сбила бомбардировщик Су-34 N24 RF-81879. Самолет упал в окрестностях города на частный сектор с несброшенным боезапасом. Командир экипажа майор Красноярцев попал в плен, а его штурман майор Криволапов — погиб.

Su-34 pilot captured by enemy
Взятый в плен майор Красноярцев
FAB from downed Su-34
Несколько ФАБов упало на окраины Чернигова со сбитого Су-34. Вероятно, экипаж аварийно сбросил бомбы на «невзрыв», иначе картина была бы несколько другой
Su-34 N24 RF-81879 second at line
Сбитый Су-34 N24 RF-81879 второй в линейке

Одновременно, появилось сообщение, что такой же самолет «завалило» ПВО 58-й отдельной мотопехотной бригады, обломки которого упали в районе Грабовки Куликовского района. Судя по фотографиям обломков — цвет окраски и эмблема, это точно Су-34, причем того же 2-го Смешанного авиаполка, что и сбитый непосредственно над Черниговым. В серии фотографий была и фотография одного из погибших летчиков (не майора Криволапова), так что, судя по всему, это второй сбитый в этом районе Су-34 за день того же 2-го САП.

Su-34 shot down at Grabovka by 58 independent Brigade
Су-34 сбитый 58-й ОМБр ЗСУ около Грабовки под Черниговым
Emblem on board of Su-34 shot down near Grabovka
Характерная для Су-34 эмблема на правом борту самолетов 2-го Смешанного Авиаполка

В районе Чапаевки (Николаевская область), украинские морпехи заявили о том, что сбили Су-25, но по факту был сбит куда более мощный Су-30СМ из состава 43-го ОМШАП (Отдельный Морской Штурмовой Авиаполк) авиации Черноморского Флота, оба летчика — комэск майор Алексей Головенский и штурман эскадрильи капитан Алексей Козлов успешно катапультировались и были захвачены в плен.

Su-30SM shot down 5-02-2022 at Chapaevka near Nikolaev
Су-30СМ из состава 43-го ОМШАП сбитый около Чапаевки в Николаевской области 5 марта

Позже оба этих летчика стали «звездами украинского шоу» организованного в формате пресс-конференции. Шоу получилось забавным. Во-первых, обоих летчиков отсадили друг от друга, а между ними посадили пленного пилота из другой части. Майор Головенский сказал, что с 24 февраля по 5 марта он произсвел 7 боевых вылетов на разведку радиотехнических средств ПВО Украины, назвал свою часть — 43-й ОМШАП, аэродром Саки, Крым. Его напарник, капитан Козлов, с 24 февр по 5 марта — совершил 5 боевых вылетов, также на разведку РТС противника.

Su-30SM pilot major Aleksey Golovensky at captivity
Пилот сбитого Су-30 майор Алексей Головенский сразу после попадания в плен и на украинском «шоу»

Весь цирк в том, что, явно по указке «принимающей стороны», майор Головенский назвал свою часть — 43-й ОМШАП, а капитан Козлов — в. ч. 59882, что на самом деле является тем же самым 43-м ОМШАП. Более того, они не разу не упомянули, что являются экипажем одного и того же двухместного самолета Су-30СМ, так как для несведующих все это выглядит — два сбитых летчика и, соответсвенно, как бы два сбитых украинской ПВО самолета.

Второй летчик из экипажа сбитого Су-30 — капитан Андрей Козлов. Украинцы пытались создать впечатление, что это пилоты двух разных сбитых самолетов

Видимо, обоих летчиков после захвата в плен держали вместе, так как они «спелись» и дружно затянули привычную «сказку про белого бычка» — насчет вылетов на радиотехническую разведку ПВО Украины. В принципе, это понятно и правильно для пленных летчиков — «я никого не бомбил, я почти мирный разведчик». Нюанс, правда в том, что для радиотехнической разведки 43-й ОМШАП использует старые самолеты-разведчики Су-24МР, специально для этого предназначенные, а сбитый Су-30СМ как раз таки не особо для этого оснащен и лучше подходит для поражения выявленных разведкой целей.

Понятно, что захваченные летчики на украинском шоу вынуждены «петь соловьями» про «преступные приказы», «бомбардировку домов мирных украинских граждан» и прочую агитационную ересь, ради чего, собственно, и была организована эта пресс-конференция.

Также обязательным пунктом для всех «выступающих» было восхваление украинской ПВО в духе «нас бедных как слепых котят отправили на убой», «мы мясо» и так далее. Тут конечно, некоторая неувязка у организаторов получилась — летчикам разрешили рассказать сказку о том, что они только и занимались разведкой радиотехнических средств ПВО Украины, и тут, внезапно для этих же летчиков, на 11-й день войны оказывается у Украины есть достойное ПВО, которое, видимо, все это время сидело тихо как мышь под веником. Неувязка, однако, но логика вещь сложная не только для массового потребителя украинской пропаганды, но и для организаторов «шоу» тоже.

В российском сегменте сети появились статьи и некрологи в связи с похоронами подполковника Алексея Хасанова, погибшего 5 марта. Наиболее вероятно, что он был замкомандира 31 ИАП в Миллерово и, предполагается, что он летал на Су-30СМ. Таким образом, скорее всего есть еще один не учтенный сбитый Су-30.

Подполковник Алексей Хасанов, погибший на Украине 5 марта.

Кроме трех современных боевых самолетов, есть подтверждения потери трех вертолетов. В Киевской области, около Казаровичей выстрелом ПЗРК был сбит боевой вертолет Ми-24 (или Ми-35), из экипаж которого, судя по взрыву на земле, никто не выжил.

Mi-24 or Mi-35 before missile strike and after fall at land
Вертлет Ми-24 или Ми-35 за мгновене до попадания ракеты ПЗРК. Объятый пламенем вертолет взрывается на земле при падении.

На юге украинские военные заявили сбитыми 4 вертолета, из которых подтверждены два.

В Николаевской области был сбит Ми-35 RF-13017. Что с экипажем — неясно.

Mi-35M RF-13017 shot down near Nikolaev
Обломки Ми-35М RF-13017. Тип вертолета легко опазнается по Х-образному рулевому винту.

В Одесской области сбили довольно «навороченный» Ми-8АМТШ RF-91165. Судьба экипажа не известна.

Mi-8 RF-91165 shot down at Odessa region
Хвостовая балка сбитого 5 марта в Одесской области Ми-8АМТШ RF-91165
Mi-8 RF-91165 shot down 5 march
Общий вид на место падения Ми-8АМТШ RF-91165

В 2018 году этот вертолет имел другую окраску.

Mi-8 RF-91165 at 2018
Ми-8 RF-91165 за несколько лет до войны, в другой окраске

Всего же за 5 марта украинская сторона заявила сбитыми 2 самолета из экипажей которых 3 летчика взято в плен, а один погиб (по факту даже заниженная заявка — сбито 3 двухместных самолета). Также заявлено 5 вертолетов (3 подтверждено) и 1 беспилотник, также подтвержденный Орлан-10 в районе Одессы.

Russian UAV Orlan-10 lost near Odessa
Орлан-10 потерянный в районе Одессы

В интернете гуляет коллаж от 5 марта с 9 подтвержденными сбитыми, но там указаны сбитые не именно 5 марта, а в течении последних суток, то есть включены три потери за 4 марта, которые описывались в предыдущей статье.

Общий итог на 5 марта воздушной войны украинская сторона оценила в 33 сбитых российских самолета и 37 вертолетов, то есть 70 летательных аппаратов (подтвержденных на данный момент — 20, реально, возможно, около 25 единиц).

Со своей стороны Минобороны РФ заявило, что 5 мая в воздушном бою в районе Житомира сбиты 4 украинских самолета Су-27, в районе Нежина средствами ПВО сбит Су-25, войсками ПВО уничтожены вертолет Ми-8 ВВС Украины и беспилотник «Байрактар TB-2». На земле уничтожено 5 РЛС и два ЗРК Бук М-1.

В более позднем сообщении утверждается, за прошедшие сутки истребительной авиацией и ПВО ВКС России сбито четыре самолета Су-27 и один МиГ-29 в районе Житомира, Су-27 и Су-25 в районе Радомышля, один Су-25 в районе Нежина, два вертолета Ми-8 в районе Киева, шесть беспилотных летательных аппаратов, в том числе «Байрактар TB-2».

Всего с начала войны российские военные объявили уничтоженными 74 пункта управления и узла связи украинских вооруженных сил; 108 зенитных ракетных комплексов ПВО С-300, «Бук М-1» и «Оса», а также 68 радиолокационных станций. Уничтожены: 69 самолетов на земле и 21 самолет в воздухе, а также 59 беспилотных летательных аппарата.

Выводы

По итогам первых десяти дней войны. Впервые в своей истории Вооруженные силы России действительно широкомасштабно применили высокоточные крылатые и оперативно-тактические баллистические ракеты для поражения наиболее важных целей на территории противника. Причем, применялись ракеты всеми родами войск — флотом, сухопутными войсками и ВВС. При этом надо понимать, что применение крылатых ракет вроде морских Калибров и авиационных Х-101 не такое простое. Несмотря на то, что современные инерциальные системы наведения довольно точны, с расстоянием они все-таки все-таки накапливают ошибку, которая может не позволить поразить цель прямым попаданием. Поэтому используются системы коррекции — спутниковая навигация (которая может быть подавлена или выйти из строя) и радиолокационная коррекция, когда ракета при помощи своего радиовысотомера сканирует рельеф местности и сравнивает его с заложенной в «мозги» электронной картой. Следовательно, подготовка пуска требует функционирования целой системы — кроме разведки и назначение целей, необходимо наличие этой самой электронной карты местности, передача данных на носитель вооружения — корабль, самолет или наземную пусковую установку, загрузка данных непосредственно ракету и только потом пуск по цели. Боевые действия с массовым применением ракет показали, что эта система достаточно эффективно отработана. Не зря видно, в свое время «тренировались на кошках», то бишь сирийских бармалеях. Несомненно, что в применении таких средств поражения РФ сейчас твердо закрепилась на втором месте в мире после США.

Однако, заметно, что в российской фронтовой авиации сейчас нет собственной «длинной руки» — крылатые ракеты Х-555 и Х-101 имеют избыточную стратегическую дальность в тысячи километров и применяются только со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, в то время как для существующего театра военных действий было бы идеально применение аналогичных по характеристикам ракет с дальностью 500-700 км, которые можно было бы применять не только со «стратегов» Ту-160, Ту-95 и Ту-22М, но и Су-30, Су-34. Единственным подходящим оружием этого класса являются аэробаллистические ракеты комплекса «Кинжал» запускаемые с МиГ-31, данных о боевом применении которых пока нет, хотя они наверняка применялись. Но этим комплексом вооружено не так много МиГ-31, вряд ли сильно больше двух эскадрилий.

Также впервые мы увидели со стороны ВВС России полномасштабную операцию по подавлению ПВО противника в масштабах страны сравнимой по площади с Германией или Францией. Целенаправленное выбивание радиолокационных станций, зенитных ракетных комплексов и узлов связи вместе с попытками действия по аэродромам и уничтожением вражеской авиации в воздушных боях. В целом, ощущение, что с этой сложнейшей задачей справились на четверку, подкачали, пожалуй, лишь удары по аэродромам — в то время как были поражены стационарные объекты авиабаз, большая часть украинских боевых самолетов неожиданному удару на скученных стоянках не подверглась и была выведена из под удара (об этом говорил сбитый летчик Су-25 и постоянное появление украинских самолетов в воздухе в ходе войны). Сейчас, глядя с дивана, это кажется ошибкой — склад ГСМ с аэродрома не убежит, а вот самолеты вполне рассосались по разным запасным аэродромам, коих на Украине не менее 40 штук.

В оснащении ВКС РФ отсутствуют запускаемые с самолетов мишени-имитаторы по типу американских MALD для вскрытия и провоцирования ПВО. Видимо, ограниченно применяются запускаемые с наземных пусковых мишени для тренировки своих же зенитчиков, вроде найденной украинцами E-95 Длань, однако, их эффективное использование в ходе боевых действий намного менее гибко — запуск возможен только с земли со своей территории плюс сложность согласования с действиями разведывательно-ударных групп авиации.

К сожалению, 5 марта ПЗРК противника буквально провели кровавую жатву среди самолетов и вертолетов ВКС России. Как обычно, у любой катастрофы есть несколько причин. По факту главное — это то, что авиция начала действовать на малых выстотах, в зоне досягаемости ПЗРК. При этом, мы видим, что вопрос с эффективным противодействием ПЗРК на большинстве самолетов и вертолетов не решен и они поражаются ракетами ПЗРК с тепловым самонаведением.

Причем, если для вертолетов, а также штурмовиков Су-25 — летать низко и медленно — неизбежно, то потеря современных Су-30 и Су-34 выглядит некоторой дикостью, хотя причины, на самом деле, понятны. Большим пробелом в оснащении ВВС РФ по сравнению с некоторыми западными странами является отсутствие на вооружении всепогодных оптико-электронных контейнеров обнаружения и целеуказания, при помощи которых можно обнаруживать малоразмерные цели на поле боя со средних высот (недосягаемых для ПЗРК) и поражать их высокоточными боеприпасами вроде управляемых бомб и ракет. Высокая точность телевизионного или лазерного наведения позволяет уменьшать потребный вес боеприпаса за счет прямого попадания, а меньший вес позволяет взять вместо, скажем, шести 500-кг бомб, штук 16 высокоточных боеприпасов меньшего веса. Эта проблема до сих пор не решена.

Ну и, видимо, к тяжелым потерям 5 марта привело также явное «головокружение от успехов». Подавив «взрослую» ПВО Украины, командование явно недооценило массовое применение противником ПЗРК, тем более, что нарастающее сопротивление наземных частей требует эффективной поддержки с воздуха, а она из-за вышеперечисленных проблем требует снижения высоты для опознания целей и нанесения точного удара. Вообще, говоря, обычно те же американцы после подавления «взрослой» ПВО и вражеской авиации, забираются на высоты больше 7 км для безнаказанных действий за пределами высотности ПЗРК, малокалиберной артиллерии и ЗРК малой дальности. При этом, США и другие западные страны в эти моменты ведут исключительно воздушную компанию сроком обычно в месяц (Ирак, Югославия, Ливия), их сухопутные войска в боевых действиях на этом этапе не участвуют, что позволяет авиации действовать с минимальным риском.

Но надо понимать и такой момент. Да, потери самолетов и вертолетов, гибель и захват пилотов в плен — имеют большой резонанс. Однако, роль авиации в войне столь высока, что зачастую достигнутый эффект ее влияния на боевые действия наземных войск многократно превосходит эффект материальных и моральных потерь авиатехники и летного состава.

5 thoughts on “5 марта 2022 — черный день российской авиации на Украине

  • 20.03.2022 в 20:20
    Permalink

    Подполковник Хасанов, летчик морской авиации, скорее всего, с Черняховска

  • 28.03.2022 в 15:13
    Permalink

    Дело не в том что Россия не знает о существовании в Украине пзрк а дело в том что мы не западные варвары которые ведут кровавые ковровые бомбовые удары а ведут освободительную операцию .

  • 28.03.2022 в 15:16
    Permalink

    Дело не в том что Россия не знает о существование пЗрк а дела в том что мы не кровавый запад который сперва ведёт кровавый ковровые фашистский налёт а ведёт операцию за свободу

  • 28.03.2022 в 16:19
    Permalink

    И что, после 5-го марта больше не было «черных дней» в авиации? И интересен комментарий по поводу потери 40 вертолетов под Херсоном на земле.

  • 03.04.2022 в 00:06
    Permalink

    Ну 40 вертолетов в Херсоне похоже загнули очень сильно — 8 сгорело, 4 вывезли и 4 улетело

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Content is protected !!