Иракские SA-321 Super Frelon — вторжение в Кувейт и война в Заливе

Итак, к окончанию Ирано-Иракской войны из 14 некогда полученных Супер Фрелонов у Ирака оставалось 6 вертолетов. Несмотря на присутствие французских специалистов помогавших ремонтировать SA-321, многолетняя эксплуатация потребовала проведения капремонта выживших бортов.

В 1990 году вертолеты с заводскими номерами «186» и «188» были доставлены на ремонт во Францию, однако из-за последующих событий так никогда и не были возвращены в Ирак.

Прибытие иракского Super Frelon N 186 на ремонт. Несмотря на то. что вертолет плотно «укутан» он легко опознается по отсутствию «бульбы» обтекателя РЛС и импровизированному шасси.

В августе 1990 Саддам Хусейн  насильно присоединил к Ираку в качестве 19-й провинции небольшой, но разжиревший на нефти эмират Кувейт. Вообще, иракцы всегда считали, что Кувейт был незаконно отторгнут от Ирака англичанами в своих «лучших» традициях «разделяй и властвуй». Первая попытка захвата Кувейта Ираком была предотвращена англичанами в 60-е годы, теперь же Саддам этим захватом не только хотел «восстановить историческую справедливость», но и решить проблему государственного долга (богатый Кувейт охотно ссужал деньги Ираку как злейшему врагу Ирана), а также окончательно «урегулировать» вопрос спорных нефтяных месторождений. Решив осуществить вторжение, Саддам Хусейн не учел того, что внешнеполитическая ситуация в мире кардинально изменилась. Благодаря «удачному» руководству Советский Союз стоял в шаге от своей полной дезинтеграции и потерял какую либо способность к активной внешней политике, тем самым сделав США единственной в тот момент супердержавой. Сам иракский режим из-за мира с Ираном перестал быть сколько-нибудь необходимым американской администрации и его покушение на вассальный Америке эмират в конечном итоге привело к новой войне в Персидском заливе.

Тот же иракский Супер Фрелон N186 в распакованном виде.

Однако и сам захват Кувейта 2 августа 1990 года не обошелся для иракской авиации без потерь, особенно в вертолетах. Кувейтские военные вообще заявляют о настоящей бойне, которую устроили их военно-воздушные силы и ПВО иракским вертолетчикам. Сложно судить, на сколько эти заявки соответствуют действительности в целом, но со слов командующего ВМФ Ирака того периода, вице-адмирала Гхаиб Хасана известно, что для поддержки высадки морского десанта в Кувейте командование ВМС Ирака направило в район острова Файлак один вертолет SA-321 Super Frelon 101-й эскадрильи, вооруженный ракетой Exocet. Этот вертолет бесследно пропал и некоторое время его судьба оставалась неизвестной. После захвата Кувейта иракский флот провел расследование этого инцидента, которое установило, что иракский Супер Фрелон был сбит кувейтским ЗРК Хок неподалеку от кувейтской военно-морской базы, а его экипаж погиб.

Борт N186 — единственный иракский Супер Фрелон сфотографированный без бортовой РЛС, но судя по отверстиям в носовой части она там была. Вообще, складывается впечатление, что 186-й в Ираке подвергся жесткой «каннибализации» на запчасти, ведь отсутсвует не только РЛС, но даже поплавки и основные стойки шасси.

В течении полугода, пока США и сколоченная ими коалиция создавали группировку способную безусловно разгромить вооруженные силы Ирака, оставшиеся иракские Супер Фрелоны использовались для патрулирования прилегающей к Ираку и Кувейту морской акватории, периодически действуя с площадок в Кувейте.

В отличие от второго вертолета, на бывшем иракском Супер Фрелоне N186 не видны какие-либо следы опознавательных знаков или номеров

17 января 1991 года США и союзники начали успешную кампанию против Ирака с целью освобождения Кувейта. В ходе продолжительной воздушной компании союзников, по американским данным, еще один иракский Супер Фрелон 13 февраля 1991 года стал жертвой управляемой бомбы AGM-62 сброшенной самолетом F-18 флота США. Иракских данных по этому случаю нет, как нет и уверенности, что это был именно Супер Фрелон, а не какой-то другой вертолет.

Второй «осевший» на Родине иракский Супер Фрелон сохранил полный комплект обозначений, в частности, на кабине указана модификация — SA-321GV и заводской номер — 188.

24 февраля иракский флот попытался атаковать «американский эсминец» около кувейтского острова Qaruh. Но вышедший из кувейтской гавани Al-Shuaiba ракетный катер не смог осуществить захват цели из-за радиоэлектронных помех. Тогда командование направило в Кувейт вертолет Супер Фрелон с Exocet в, по мнению самих иракцев, «самоубийственную атаку» вражеских кораблей. Эта операция сорвалась даже не начавшись, по скупым словам иракских военных — вертолет «был вовлечен в инцидент еще до завершения миссии». Что под этим подразумевается остается неясным — поломка, реальный или фиктивный отказ в воздухе, перехват противником или еще что-то, остается загадкой.

Этот же вертолет с другого ракурса. Если присмотреться, то под первым иллюминатором видны следы треугольника иракского опознавательного знака, которые были добавлены на Супер Фрелоны в ходе ирано-иракской войны. Предположительно, «треугольники» опознавательных знаков на Супер Фрелонах не красились, а были сделаны из рекламной пленки вроде ORACAL и просто наклеивались на борт. После сдирания остались следы менее выцвевшей краски.

Всего же, таким образом авантюра с Кувейтом обошлась Ираку в потерю как минимум 3-х или 4-х из 6 остававшихся Супер Фрелонов — один уничтожен Кувейтской ПВО, один, возможно, американской авиацией на земле и два конфисковано во Франции. На этом, собственно, вся известная история боевого применения иракских SA-321 Super Frelon заканчивается. Возможно, два-три оставшихся вертолета и пережили войну 1991 года, но вряд ли редкие и уже порядком изношенные вертолеты могли долго оставаться в летном состоянии без техподдержки производителя. По крайней мере об их судьбе в последнее десятилетие правления Саддама сведений пока не нашлось. Даже разгром Ирака в войне 2003 года и последующая оккупация, совпавшая с началом эпохи цифровой фотографии и интернета, не дала возможности найти какие-то следы этих последних вертолетов.

На хвостовой балке борта N188 просвечивает иракский тактический номер ٢٠٢٤ (2024)
Общий вид вертолета N188 — видно расположение основного «треугольника» опознавательного знака за круглым иллюминатором, а также иракского номера на балке. Интересно, что иракский флажок, который наносился еще на заводе краской — не закрашен, а заклеен маскировочной пленкой.
На фотографии крупным планом видно, что иракский номер грубо закрашен кисточкой краской подходящего под тон цвета.

Заключение

Давая оценку использованию вертолетов SA-321Gv Super Frelon в Ираке, можно сказать следующее. Несомненно, эти вертолеты, оснащенные противокорабельными ракетами Exocet, многократно окупили себя нанесенным уроном судоходству противника, внеся значительный вклад в «танкерную войну» на начальном ее этапе. Их действия совместно с ударными самолетами ВВС, оснащенными обычными бомбами и НУРС, не только периодически снижали экспорт нефти и, соответсвенно доходы Ирана, но и осложняли доставку импортных грузов противнику. Все это заставляло иранцев вводить систему морских конвоев в Персидском заливе и отвлекать значительную часть дефицитных ресурсов своих ВВС на прикрытие судоходства.

Более того, на этом этапе, ракетный комплекс из носителя «Супер Фрелон» и ракеты АМ-39 Экзосет оказались единственным высокоточным противокорабельным оружием ВВС Ирака, доказав свою высокую эффективность не только по сравнению с «дедовскими» способами атак кораблей свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами, но и в сравнении с куда менее эффективными советскими ракетами П-15 на вооружении ракетных катеров и китайскими береговыми комплексами С-802.

Оба иракских Super Frelon на заводе в Мариньоне после прибытия из Ирака. Дальний вертолет хорошо опознается как N188 — залепленный флажок и закрашенный номер. Ближний несомненно — N186, это хорошо видно по мелким деталям окраски. Удивительно то, что на нем установлены поплавки и стойки шасси — прибыл он на смешной эрзац-конструкции, на ней же он стоит и в музее сейчас — то есть во Франции он вначале их получил, а потом, когда стало ясно, что Ираку отдавать вертолеты не будут — поплавки и шасси опять сняли и у в таком «первозданном» виде продали в музей. На месте втулка несущего винта и, видимо, вся основная начинка — редуктор и двигатели.

Однако при всем при этом, закупать дополнительные Супер Фрелон Ирак не стал. Видимо, именно вертолет-носитель иракцы посчитали «слабым звеном» в этой связке, ограничивающий боевые возможности комплекса своей малой скоростью и недостаточной дальностью.

Хотя сама ракета АМ-39 Exocet тоже имела ряд недостатков (высокая цена, плохая помехозащищенность ГСН, маломощная боевая часть и отвратительная работа взрывателей) именно на основе этой ракеты иракские ВВС продолжили развитие своих противокорабельных возможностей, правда, теперь уже на базе реактивных истребителей.

А вот само семейство SA-321 Super Frelon заглохло полностью. Потребности французкого флота были относительно невелики, Ирак переключился на закупку оснащенных к тому времени Экзосетами истребителей Мираж F-1, а остальные покупатели Супер Фрелонов (Израиль, ЮАР и Ливия) один за другим по разным поводам попали под французкое оружейное эмбарго. В гражданском секторе вертолет также не нашел заметного спроса и после выпуска чуть более 100 машин их серийное производство во Франции закончилось. Вторую жизнь этому типу вертолета подарила продажа лицензии в Китай, но это уже совсем другая история.

Несмотря на многолетнюю успешную службу Супер Фрелонов во французком флоте, участие ЮАРовских и израильских машин в боевых действиях, причем последние применялись в широко известном захвате и вывозе египетской РЛС, все-таки именно применение иракских Супер Фрелонов в качестве противокорабельного ударного комплекса является вершиной его боевой карьеры, хотя и не слишком известной широкому кругу любителей авиации и флота.

Больше всего вопросов вызывают потери иракских SA321Gv Супер Фрелон. Первая таблица составлена по французским данным с привязкой к заводским номерам:

* — еще один вертолет по иракским сведениям сбит 2 августа 1990 кувейтским ЗРК

Вторая таблица — потери SA321Gv Супер Фрелон по данным иранцев и американцев. К большому сожалению, эти таблицы не реально совместить, так как ни одна заявленная иранскими ВВС победа не «бьется» с иракскими и французкими данными по датам. Четко подтверждена иракскими источниками потеря вертолета 2-го августа 1990 года от кувейтского ЗРК Хок, хотя они как раз Супер Фрелон не заявляли, приняв его за Ми-8, но и тут неизвестен бортовой номер сбитого SA-321. Скорее всего, американцы действительно 17 января 1991 уничтожили на земле иракский вертолет, но насколько точно можем быть уверенными, что это был именно Супер Фрелон, а не, к примеру, Ми-8, Пума или иракский Си Кинг?

Потери иракских SA-321 Super Frelon по иранским и американским данным:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *