Сирийские учебные самолеты MBB/CASA 223 Flamingo

Несмотря на то, что Сирия многие десятилетия ориентировалась на вооружение произведенное в Советском Союзе и его союзниками, иногда встречались и исключения. Одним из таких исключений был малоизвестный поршневой учебный самолет Flamingo немецкой конструкции.

Германская фирма Siebel Flugzeugwerke ATG (SIAT) была воссоздана в Западной Германии и разработала четырехместный SIAT 223 Flamingo для аэроклубов и оснащения летных школ Люфтганзы и ВВС. Первый полет SIAT 223 Flamingo совершил 1 марта 1967 года. Вскоре фирма вошла в состав концерна Messerschmitt-Belkow-Blohm и самолет сменил название на МВВ 223 Flamingo. Однако это никак не повлияло на коммерческий успех — из-за высокой себестоимости основные заказчики выбрали другие машины и удалось произвести только 29 самолетов немецкого производства для летной школы Swissair и ВВС Турции.

В 1971 году лицензия и оснастка были проданы испанской Hispano Aviacion, которая планировала поставить эти самолеты своим ВВС. Вскоре активы Hispano Aviacion были включены в состав CASA и самолет получил уже третье название CASA-223A-1 Flamingo. В 1972-74 годах фирма заложила производство серии из 50 самолетов с серийными номерами 50-100, но военно-воздушные силы отказались от закупки. В итоге, покупателем стала Сирия, закупившая в 1975-76 годах самолеты с серийными номерами 60-100. Машина с серийным номером «70» разбилась в январе 1976, еще перед передачей заказчику, таким образом из Испании Сирия получила 40 самолетов.

Испанцы вернули оборудование MBB и маленькая швейцарская фирма Farner сделала новую попытку реанимировать МВВ 223 Flamingo. Выпускать стали двухместный вариант МВВ 223K-1 Flamingo, однако снова единственным покупателем стали ВВС Сирии, закупившие все 17 произведенных машин. Возможно, сотрудничество бы продолжилось, но швейцарское правительство ввело эмбарго на поставку самолетов Сирии. И хотя попытки развития Flamingo еще продолжались несколько лет, серийное производство уже не возобновлялось.

Всего Сирия получила 57 самолетов этого типа — 40 четырехместных модели А-1 производства испанской CASA и 17 двухместных К-1 производства швейцарской Farner.

О  службе МВВ 223 Flamingo в Сирии известно мало, выводы можно делать исключительно на основе редких фотографий. Наиболее ценными являются старые цветные фотографии от одного советских военных специалистов служивших в Сирии. На трех фото (включая заглавную) запечатлен камуфлированный Flamingo c бортовым номером 1719.

Советские специалисты на фоне сирийского MBB-223 Flamingo N1719
Третий снимок того же MBB-223 Flamingo N1719
Еще один камуфлированный МВВ 223 Flamingo попался на каком-то старом видео Сирийских ВВС, качество конечно удручающее, но все-таки видно расположение опознавательных знаков и камуфляжа на верхних плоскостях крыла.

В 2000-х годах сирийские Flamingo продолжали использоваться для обучения курсантов на авиабазе Кверис. Они дважды попадали в объектив во время пышной церемонии окончания учебного курса молодых пилотов — в 2008 и 2009 годах. Причем теперь они уже утратили камуфляж и были перекрашены в «цивильный» бело-голубой окрас.

На церемонии 2008 года в воздухе было 6 сирийских МВ-223 Flamingo
В 2009 пролетели пара Flamingo и один учебный MF-17 Mushshak пакистанского производства

С началом гражданской войны в Сирии пышные церемонии по «французкому обряду» проводить перестали, впрочем как и обучение курсантов, так как вскоре авиабаза Кверис оказалась в окружении исламистов. Лишь в конце 2015 года правительственные войска смогли деблокировать героический гарнизон, тогда же появились и новые фотографии МВВ 223 Flamingo с этой базы.

Пара брошенных под открытым небом Flamingo с бортовыми номерами N1746 и N1714. Очевидно, к началу боевых действий были не пригодны к полетам.

 

Тот же N1746 сфотографирован с другого ракурса

 

Три самолета в ангаре. На переднем плане — N2151, причем номер не продублирован на носу машины. Заметно, что огнем противника продырявлена не только стена ангара, но и хвост самолета.

 

Еще три сирийских MBB-223 находились в защищенном железобетоннном укрытии. На носу второго cамолета можно прочиnать номер N2150

Понятно, что шансов снова вернуться в небо у этих конкретных экземпляров практически нет. Тем не менее, есть еще одна фотография из социальных сетей, которая позволяет предположить, что Фламинго все-таки сохранились в строю, вероятно на какой-то другой авиабазе. По крайней мере этот самолет не выглядит поврежденным, а его фонарь укрыт от палящего солнца брезентом.

Возможно один из «живых» сирийских Flamingo. Место съемки не известно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *