Война в Ливии

Ливийская авиация (LNA и GNA) в боях за Триполи, 4-15 апреля 2019

Благодаря вмешательству авиации НАТО, 1-я гражданская война в Ливии завершилась свержением режима Муамара Каддафи, после чего, как это часто бывает, многочисленные «революционеры» стали рвать страну на лакомые куски. В конечном итоге, к 2019 году в Ливии образовалось два основных центра силы – признанное ООН Правительство национального единства (GNA) в Триполи, во главе с Фаизом Аль-Сарраджем, состоящее из удивительного микса прозападных либералов и исламских салафитов, в военном вопросе опирающееся на «Силы защиты Триполи» и исламистские милиции «Рассвета Ливии».

Противостоят им «мятежники» в лице Ливийской Национальной Армии (LNA) фельдмаршала Халифы Хафтара, с собственным парламентом в Тобруке на востоке страны. Причем LNA также имеет весьма существенную международную поддержку в лице Египта, Алжира и Объединенных Арабских Эмиратов. Хотя Россия официально соблюдает нейтралитет в ливийских делах, но Халифа Хафтар уже несколько раз встречался с руководством страны и явно пользуется негласной поддержкой Москвы. Из западных стран особые отношения с Хафтаром имеют Франция и Италия, обе страны имеют крупные нефтяные интересы в Ливии. Франция вообще напрямую сотрудничает с LNA, а Италия, хотя и поддерживает официальный Триполи, но также не может игнорировать интересы своих нефтяные компаний в Ливии и не собирается ссориться с фельдмаршалом.

Карта Ливии с зонами контроля
Карта Ливии с примерным контролем территорий – красным LNA Халифы Хафтара, зеленым – правительство GNA в Триполи, желтый – туареги и фиолетовый – племена Табу. Понятно, что карта весьма условна – в войне в пустыне ключевую роль играют военные базы, населенные пункты и коммунникации, а не закрашенная в тот или иной цвет пустыня.

По факту, сейчас ЛНА контролирует большую часть Ливии, включая основные нефтедобывающие районы и транспортные маршруты. В свою очередь GNA контролирует столицу Триполи и прилегающие районы на побережье.

И LNA и GNA имеют собственные ВВС. Основными авиабазами правительства GNA является аэропорт Митига в Триполи и авиабаза Летной Академии в Мисурате. Пару лет назад их боевой потенциал насчитывал примерно 14 чешских учебно-боевых L-39, 7 штук югославских учебно G-2 Galeb, один J-21 Jastreb, а также по два Мираж F-1 и МиГ-23. В лучшие времена использовались и два МиГ-25, но один был сбит, а второй встал на прикол. МиГ-23 также имелось как минимум 6 штук, включая два УБ, но часть сбили, часть поломали. Есть также некоторое количество вертолетов, включая по крайней мере один Ми-35 и несколько CH-47 итальянской постройки. В последние годы было довольно мало информации о состоянии ВВС GNA и о каких-то пополнениях не сообщалось.

Авиация Правительства Национального единства Ливии
Заметная часть авиации Правительства Национального Единства (GNA) – Ми-24, пара сохранившихся в летном состоянии МиГ-23МЛА, G-2 Galeb и 9 L-39.
Четверка G-2 Galeb в полете
Четверка G-2 Galeb югославского производства из Мисураты в полете. Вооруженные крупнокалиберным пулеметом и бомбами Галебы могут использоваться в качестве легких штурмовиков.
Mirage F-1 авиации GNA
Два Миража F-1 N502 и N508 на фоне L-39 принадлежащих авиации GNA. Оба этих Миража хорошо отфотографированы начиная с авиашоу LAVEX при Каддафи, потом, ходе гражданской войны были угнаны на Мальту и там получили новые знаки, да и после возвращения в Триполи являются хитом споттеров. В последнее время пилотируются наемниками – эквадорцем и американцем.

Авиация LNA выглядит несколько бодрее, но о каком-то глобальном превосходстве говорить нельзя. Долгое время основными рабочими лошадками авиации LNA были МиГ-23 разных модификаций – МЛА, УБ и БН. Хотя они постоянно несли потери, кропотливая работа по восстановлению матчасти позволяет поддерживать в летном состоянии примерно звено из 3-4 самолетов этого типа.

Ассортимент авиатехники Ливийской Национальной Армии
На фотографии представлен ассортимент ВВС Ливийской Национальной Армии (LNA) – МиГ-23УБ, МиГ-23БН, по два МиГ-21, Су-22 и Мираж F-1. Дальше – три SF-260, вертолеты Ми-24. На заднем плане видны Ми-8, крайне левый – похож на «водоплавающий» Ми-14.

Основным же боевым самолетом стали не стареющие МиГ-21. В Тобруке еще со времен Каддафи базировалась эскадрилья этих самолетов. Кстати, в отличии от многих развивающихся стран, богатая Ливия не слишком жаловала «примитивные» МиГ-21 и закупила их относительно не много. По крайне мере один «мятежный» МиГ-21УМ был сбит силами Каддафи во время первой гражданской войны. После образования «свободных ВВС» техперсонал поднял на крыло примерно с десяток машин, включая двухместные. Еще несколько МиГ-21 силам LNA передал Египет. С учетом потерь в авариях и в боевых действиях 2-й гражданской войны, у Хафтара есть примерно полная эскадрилья из 12 МиГ-21.

Дополняют картину два Су-22 и два Мираж F-1, некоторое количество турбовинтовых итальянских SF-260, примерно эскадрилья Ми-24 и примерно такое же количество Ми-8, которые также при необходимости оснащаются бомбами.

Итальянский АВАКС у побережья Ливии
Итальянский самолет ДРЛО E-550A патрулирующий побережье Ливии 3 апреля 2019, за день до начала наступления LNA. На подконтрольной GNA авиабазе Мисурата до начала боев базировался итальянский военный контингент.
Самолет-разведчик работающий на ЦРУ
После свержения Каддафи небо Ливии стало «проходным двором» для авиационной разведки западных стран. Например этот «заряженный по самое нехочу» разведаппаратурой King Air частной фирмы-подрядчика ЦРУ недавно летал в центральной части Ливии. И подобные «борта» разных мутных контор, люди интересующиеся темой, регулярно отслеживают по сайту Flightradar в Ливии и у ее побережья.

4 апреля 2019 фельдмаршал Халифа Хафтар отдал приказ Ливийской Национальной Армии начать наступление на Триполи в рамках операции «Flood of Dignity» – «Поток достоинства». В ответ глава Правительства Национального Единства Фаиз Аль-Саррадж приказал своей авиации «использовать силу для противодействия всем угрозам мирному населению».

В ходе наступления 4 апреля силы LNA заняли базу 27-й бригады, расположенной западнее Триполи, а на следующий день, 5 апреля, вошли в город Garyian. Правительство GNA объявило о начале операции «Wadi Doum-2» – это такой толстый намек на события 1987 года, когда «тойчанки» чадских войск Хиссена Хабре разгромили ливийскую авиабазу Wadi Doum и прикрывавшие ее войска, причем командовал ливийскими силами полковник Халифа Хафтар, попавший в плен.

Не смотря на громкое название операции, войска GNA были вынуждены вести оборонительные бои к вечеру части 106-й бригады Хафтара вошли на территорию недействующего международного аэропорта Триполи, продемонстрировав фотографии изнутри.

Ангар аэропорта Триполи
Одна из нескольких фотографий демонстрировавших захват международного аэропорта Триполи войсками LNA.

6 апреля войска Хафтара продолжили наступление на Ain Zara, где завязались упорные бои. В тоже время авиация GNA нанесла удар по конвою LNA в районе Mizdah на дальних подступах к Триполи, правда с неизвестной эффективностью – ничего кроме воронки от бомбы на фото не было. Так же налетам авиации GNA подверглись позиции противника в Suq Al Khamis и захваченном Gharyan. Авиация защитников Триполи атаковала LNA и непосредственно в столице – в районе Wadi Al-Rabea на окраине города.

Броневик сожженный авианалетом защитников Триполи
Бронемашина сил Хафтара уничтоженная авиацией противника в районе Wadi Al-Rabea на окраине Триполи.

В свою очередь ВВС Ливийской Национальной Армии стали осуществлять прикрытие своих войск на марше, а спикер LNA заявил, что самолеты противника будут сбиваться, а аэродромы – атакованы.

МиГ-23 ВВС Ливийской Национальной Армии
МиГ-23 ВВС Ливийской Национальной Армии прикрывает колонну своих войск.

На протяжении первых трех дней боев стороны интенсивно подтягивали войска в зону боевых действий, масштаб которых только нарастал.

7 апреля «Силы защиты Триполи» выбили 106-ю бригаду LNA из международного аэропорта, а авиация GNA базирующаяся на трипольском аэродроме Митига нанесла удар по единственной близлежащей авиабазе LNA – Al-Watiya (Okba Ibn Nafaa), эффективность удара была небольшой – на спутниковой фотографии заметно попадание в край взлетной полосы, но после этого силы Хафтара заявили о введении «запретной зоны» для полетов над западной частью Ливии, исключая полеты гражданских авиакомпаний.

В этот же день авиация LNA нанесла первый авиационный удар по противнику в Триполи – бомбардировке подвергся военный лагерь Naqlia, где было уничтожено несколько единиц военной техники GNA.

8 апреля МиГ-21 авиации Хафтара нанес удар по прибрежному аэродрому Митига в Триполи, который используется GNA. По заявлению спикера LNA целью были МиГ-23 и Chinook.

 Митига под ударом авиации
Аэродром Митига под ударом авиации противника.
МиГ-21 атаковавший аэродром Митига.
МиГ-21 атаковавший аэродром Митига.

По ссылке – короткое видео плохого качества, на котором видно, что МиГ-21 пускает пару крупнокалиберных НУРС, вероятно С-24 советского производства:

https://rutube.ru/video/f295089865ee7a38b045be291bed97d6

Ливийский МиГ-21 с НУРС С-24
Архивное фото ливийского МиГ-21 с подвешенным крупнокалиберным НУРС С-24. Судя по видео по аэродрому Митига применялись аналогичные боеприпасы. Да и воронки на земле от попадания довольно большие.
CH-47 Chinook - цель атаки МиГа.
CH-47 Chinook – цель атаки МиГа. Утверждается, что получил пробоины от осколков.За исключением двух явно разбитых блистеров остекления на носу вертолета других повреждений не заметно.
Вертолет был полит пожарной машиной.
Вертолет был полит пожарной машиной.
Воронка от попадания С-24
Судя по потеку воды на бетоне – воронка от попадания С-24 расположена на другой стороне от ВПП, метрах в 10-15 от вертолета.

Чтобы обезопасить вторую главную авиабазу GNA – аэродром Мисураты, там был развернут ЗРК 2K12 Куб.

ЗРК 2K12 Куб
Пусковая установка ЗРК 2K12 Куб включенная в ПВО Мисураты
Пуск НУРС с самолета ВВС GNA
Скрины с видео опубликованного 8 апреля, на котором самолет ВВС GNA атакует НУРСами позиции LNA на побережье, в 60 км западнее Сирта. Хотя в комментариях говорилось, что это L-39 – это не так. На законцовке крыла L-39 расположен характерный топливный бак, у этого самолета законцовка «чистая».
Объект LNA на побережье пораженный вражеской авиацией
Поражение цели. Судя по взрыву – это авиабомба, а не маломощный НУРС.

9 апреля бои и авиаудары продолжились. Авиация властей Триполи разбомбила гражданскую ферму в Sog Al-Khmies Emsihel в районе Sawkash. Во втором ударе были уничтожены грузовики с топливом около Shwayrif в центральной Ливии на пути к захваченному LNA городу Gharyan. Снова были атакованы позиции противника в предместьях столицы – Wadi Al-Rabea, а также Qasr Ben Ghashir около международного аэропорта.

В свою очередь самолеты LNA бомбили цели около международного аэропорта Триполи, удару подверглись также объекты GNA в районе Warshavana на западе Триполи.

Бомба французского производства на улице города
Неразорвавшаяся 120-кг бомба SAMP французкого производства на улицах Триполи. Трудно сказать, чья именно авиация ее применила по городу, к примеру, оружейники ВВС LNA запросто подвешивали их под самолеты советского производства вроде МиГ-21.

Упорные бои в Триполи продолжились 10 апреля, снова не обошлось без применения авиации. Силы Хафтара зафиксировали авианалет противника на Qasr bin Ghashir, расположенный севернее в международного аэропорта в 20 км от центра города. Также авиация GNA наносила удары по южной части Триполи, за пределами столицы бомбардировке снова подвергся занятый силами Хафтара город Gharyan.

Информационный департамент LNA и 166-й батальон заявили, что был сбит вражеский L-39 и даже опубликовали фотографию чего-то горящего на земле. Однако источники на авиабазе Мисурата и командование GNA категорически отвергли какие-либо потери в авиации.

Якобы горящие обломки L-39
Силы Хафтара привели эту фотографию в качестве подтверждения того, что им 10 апреля удалось сбить вражеский L-39. Командование в Триполи и Мисурате отрицает потерю самолета.

Авиация LNA бомбила позиции противника в международном аэропорту.

Карта боев в городе
Ситуация в Триполи на 10 апреля 2019

11 апреля авиация GNA уничтожила установку БМ-21 Град, расположенную в школьном дворе в Suq Al Sabad и обстреливавшую южные окраины Триполи. Также были атакованы объекты LNA в городах Souq Khamies, Tarhuna и военная база хафтаровцев в Kufra. В последнем случае, жертв и разрушений не было.

Несмотря на ряд успешных контратак проведенных в районе аэропорта, Wadi Al-Rabea и Qasr Ben Ghashir, где защитникам Триполи удалось отбросить части Хафтара, Ливийская Национальная Армия продолжила наступление в направлении центра столицы через Ain Zara, последовательно овладевая ключевыми объектами противника при поддержке авиации, которая наносила удары в этом районе. Также очередному удару подвергся аэродром Митига.

12 апреля авиация LNA атаковала военный лагерь Abdel Samad южнее Zuwara, ранения получил один военнослужащий. Удары с воздуха были нанесен такжеи по Wadi Al-Rabea, международному аэропорту и военному лагерю Tajoura на северо-востоке Триполи.

В свою очередь авиация GNA снова атаковала позиции противника в Qasr bin Ghashir севернее аэропорта.

ЗРК 2К12 Куб сил Хафтара
Для противодействия вражеской авиации LNA перебрасывает в район Триполи свой ЗРК 2К12 Куб
Пусковая ЗРК Куб
Судя по ракетной части, это все тот же Куб (Квадрат), но вот что за шасси?
Непонятная система ПВО
А вот что это такое?

В последние дни наступление войск Хафтара в целом застопорилось, идут упорные (по ливийским меркам) бои с переменным успехом на разных направлениях. Силы правительства в Триполи переименовали свою операцию, теперь она называется «Volcano of Wrath» – «Вулкан гнева». Авиация сторон широко применяется как в качестве средства огневой поддержки на линии фронта, так и для ударов по базам противника.

"Тойчанка" с ЗУ-23-2
Для применяющих неуправляемые боеприпасы с малых высот устаревших ливийских самолетов серьезную угрозу несут многочисленные “тойчанки” с установленными крупнокалиберными зенитными пулеметами и малокалиберными пушками. Классика ливийских войн – Тойота с установленной в кузове ЗУ-23-2.

Известно, что 13 апреля авиация GNA бомбила объекты в Terhouna, а также склады вооружения доставшиеся противнику в городе Gharyan.

Представитель LNA заявил, что авиация в этот день в два раза увеличила количество вылетов, совершив 8 авианалетов на следующие объекты противника – оперативный штаб милиций в лагере Alsadaw, танковую базу в Tagoura (видимо ошибочная транскрипция – независимые источники подтверждают клубы дыма вздымающиеся над базой 33-го пехотного полка в Tajoura), скопление техники в Alkraymiyah, штаб президентской гвардии (ракета не сдетонировала), а также 3 удара по местам концентрации милиций около Housh Alseteen и 1 удар по Sawani Benyadem.

С-125 в Мисурате
Личный состав авиабазы в Мисурате подготовил к обороне ЗРК С-125. Молодцы, вот прямо так на асфальте перед штабом и поставили пусковую…

Независимые источники ссобщали о налетах авиации LNA на Ain Zara (скорее всего один из ударов под другим обозначением, перечисленный выше), а также подтвердили налет на военный лагерь Alsadawi.

14 апреля GNA сообщила, что за последние 24 часа подконтрольная Триполи авиация совершила 21 самолето-вылет на непосредственную авиационную поддержку, атаки на коммуникации противника, а также бомбардировку авиабазы Al-Watiyah. Наблюдатели подтвердили налет на позиции войск Хафтара в Ain Zara.

В этот день близким разрывом ракеты ПЗРК был сбит МиГ-21 авиации LNA, пилот которого, полковник Jamal Ben Amer был вынужден катапультироваться. Впрочем, спикер LNA признал потерю МиГ-23, но видимо, это ошибочное заявление – на видео виден МиГ-21, да и стойка сбитого самолета похожа именно на МиГ-21.

Полковник Jamal Ben Amer позирует перед МиГ-21
Полковник Jamal Ben Amer позирует перед МиГ-21
МиГ-21 ЛНА
МиГ-21 Ливийской Национальной армии за секунды до поражения
Следы пусков двух ПЗРК по МиГ-21
Обломки МиГ-21
Обломки МиГ-21
Передняя стойка шасси сбитого МиГ-21.
Передняя стойка шасси сбитого МиГ-21.
Полковник Jamal Ben Amer после катапультирования.
Полковник Jamal Ben Amer после катапультирования.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика