Aero L-39ZO в Ливии. Часть 2 — война в Чаде.

ВВС Ливии имели достаточно большой парк самолетов предназначенных не только для обучения, но и для так называемых «противопартизанских» операций, например легкие итальянские турбовинтовые самолеты SF-260WL. Для этой же роли 1039-я эскадрилья получила L-39ZO и в 80-х годах им довелось весьма активно повоевать в Чаде. Надо сказать, что Ливия еще при короле претендовала на так называемую «полосу Ауза» вдоль границы между двумя странами, опираясь на договор между вишистской Францией с фашистской Италией. Каддафи, свергнув короля, захватил эту полосу в 1972 году без лишних разговоров, введя туда полицию и жандармерию.

Чад получил независимость от Франции в 1960 году и, по плохой африканской традиции, вскоре погрузился в пучину мятежей и гражданских войн с активным участием в боевых действиях внешних сил — Франции и Ливии, первые пытались удержать бывшую колонию под своим влиянием, а вторые — наоборот подчинить ее себе. То что творилось в это время в Чаде внятно и коротко описать очень трудно. «Освободительные фронты» делились, уничтожались французами, потом остатки «фронтов» снова возникали и почковались, проводя ребрендинг, французов из Чада выгонял президент, потом убивали этого президента и новый снова приглашал французов немножко погромить «революционеров» заодно с ливийцами. Потом «революционеры» примирились с профранцузским президентом, как-то просочились в правительство и в итоге взяли власть. Власть, понятно не поделили и один выгнал другого из Нджамены. В конечном итоге, два основных «революционных» лидера — Гуккани Уэддей (поддерживаемый Ливией) и Хиссен Хабре — непримиримый враг Каддафи, соответственно поддерживаемый Францией, дошли до состояния новой войны. Чад был поделен между ними по так называемой «Красной линии» — юг со столицей Нджаменой удерживал Хабре с французами, а пустынные районы севера — Уэддей с ливийцами.

Libyan L-39 damaged by Air Defence
Ливийский пилот 1039-й эскадрильи Хади Юсуф Асабаа посадил свой поврежденный зенитным огнем противника L-39 на аэродром.

Ливийцы с середины 70-х уже вовсю действовали в Чаде силами своих механизированных войск и авиации, даже умудрились с тяжелыми боями взять штурмом столицу Чада — Нджамену, но потом были вынуждены покинуть ее, отойдя на север, где обосновались всерьез. В 1981 году они построили авиабазу в полосе Аузу способную принимать Ту-22. В 1984 году начали строить аэродромы на территории северного Чада в Файо Ларго, Фаде и главную авиабазу в оазисе Вади Дум со взлетной полосой 3800 метров. В качестве основания полосы был использован пропитаный нефтью песок, на который после отверждения уложили алюминевые листы. Такая полоса оказалась способна принимать даже самые тяжелые ливийские самолеты — транспортники Ил-76 и бомбардировщики Ту-22. База была прикрыта системами ПВО с РЛС, ЗРК и ствольной ЗА.

L-39ZO N1940 at Wadi Doum
Чешский инструктор с ливийскими пилотами 1039-й эскадрильи на передовой ливийской авиабазе Вади Дум в Чаде на фоне L-39ZO N1940.

За годы более-менее устойчивого равновесия Хабре при помощи французов удалось создать 28 тысячную армию нового типа. Имея всего две роты бронемашин, все остальные части он оснастил грузовыми джипами Тойота 4WD (по оценкам порядка 400 единиц). В кузовах устанавливали крупнокалиберные пулеметы, ЗУ-23-2 и безоткатные пушки. Кроме того появилось достаточное количество противотанковых средств вроде ПТРК Милан, имелись и ПЗРК — американские «Ред Ай» и трофейные «Стрела-2».

А вот в стане ливийского союзника Гуккани Уэддея к середине 80-х было все плохо. Вначале откололись и ушли обратно на юг негры-христиане, потом разбежались представители разных племен и в результате он остался с двумя тысячами арабов, боеспособность которых была не слишком высока. Ливийцы же фактически имея танки, артиллерию, ПВО и авиацию — лишились всей союзной пехоты и сил наземной разведки.

В конце 1986 — начале 1987 чадская армия Хабре нанесла ливийцам несколько чувствительных поражений. Но главная катастрофа постигла ливийцев весной 1987 — 19 марта два ливийских механизированных батальона попали в засаду около Бир Корана (в 50 км от авиабазы Вади Дум) и были разгромлены. Бегущие ливийцы укрылись на авиабазе, показав противнику проходы в окружающих авиабазу минных полях. 21 марта, фактически на плечах отступающих, сотни чадских «тойчанок» ворвались в Вади Дум и устроили ливийцам форменную бойню.

Captured Wadi Doum base
Снимок разгромленного ливийского аэродрома Вади Дум. На заднем плане, предположительно, обломки двух L-39 — слева заметен хвост «элки», а справа характерная консоль крыла.
Вади Дум
Цветной снимок сделанный больше чем через 10 лет после событий — в 1998 году. Тот же фюзеляж SF-260W, вдали хвост и крыло от L-39. Попал в кадр и один из немногочисленных бункеров.

Согласно чадского коммюнике N57, выпущенного 22 марта 1987 по итогам боев в Faya, Bir Koran и взятия Вади-Дум, при штурме последнего ливийцы потеряли 269 человек убитыми и 438 пленными, включая командующего полковника Халифу Хафтара (нынешнего фельдмаршала Ливийской Национальной Армии).

Халифа Хавтар в Вади Дум
Захваченные в Вади Дум ливийские офицеры. Видный мужчина в светлом камуфляже — командующий ливийской группировкой в Чаде полковник Халифа Хафтар, будущий фельдмаршал и командующий Ливийской Национальной армией после падения Каддафи.

Также были заявлены следующие потери ливийской авиатехники — 11 L-39, 2 SF-260W, 3 Ми-24. Потери сухопутной техники — 42 танка Т-55, 12 Т-62, 66 БМП, 8 бронемашин Cascavel, 10 БТР, 6 БРДМ, 4 ЗСУ-23-4 Шилка, 18 БМ-21 Град, 16 ЗУ-23, 36 ЗПУ, 12 пусковых установок ЗРК Круг, 4 ЗРК Стрела-10, 6 радаров, 112 грузовиков, 128 Тойот и 12 санитарных машин.

Обычно западные источники приводят большее количество ливийских потерь, особенно, что касается авиации. В частности, пишут о том, что по одному взлетевшему Ми-25 и SF-260WL было сбито, а уйти удалось только одному С-130, которого чадцы не смогли «достать» ракетами ПТРК Милан. Также пишут, что всего ливийцы потеряли 4 Ми-25 (один был захвачен), 5 Ми-8, 2 Ан-26, 12 SF-260W (пять — трофеи) и 11 L-39ZO (семь — захвачено).

Л-39 захваченные в Вади Дум
На снимке, сделанном после захвата чадской армией ливийского аэродрома в Вади Дум, видны три из 7 захваченных L-39ZO ливийской 1039-й эскадрильи — самолеты с бортовыми номерами «3549», «8211» и «8212». Свидетельство боевой работы этих машин — разбросанная у полосы характерная бомботара от советских авиабомб ОФАБ. Также видна и позиция ПВО в отдалении от полосы.

Конечно, трофейные учебно-боевые L-39ZO с военно-технической точки зрения не представляли большого интереса для западных стран. Другое дело советский боевой вертолет Ми-24В и средства ПВО советского производства — несмотря на то, что они поставлялись в упрощенном экспортном исполнении, возможность изучить и испытать эти образцы была бесценной для «союзников» режима Хабре.

Трофейный ЗРК в Вади Дум
Чадские «специалисты» осматривают ценные трофеи в Вади Дум — пусковую установку экспортного ЗРК «Квадрат»

Руководство Советского Союза было взбешено тем, что советская техника попала фактически в руки французов и американцев, в результате ливийцы принялись активно бомбить свою потерянную базу, применяя все — начиная с легких SF-260W и L-39, причем, утверждается, что в ходе первых налетов при помощи ПЗРК чадские солдаты сбили один L-39. Однако после этого, ливийская авиация перешла к бомбардировке с больших высот и больше потерь не несла.

Ливийский Ми-24 в Чаде
Захваченный в хорошем состоянии ливийский Ми-24 в конечном итоге достался американцам

Основную нагрузку несли Миражи и Су-22, также привлекались Ту-22 и транспортные Ил-76. Последние скидывали бомбы через грузовую аппарель. Зачистку воздушного пространства перед прибытием ударной группы обычно проводила пара МиГ-25ПД, впрочем французские Миражи в этом районе противодействия в воздухе не оказали.

Бомбежка Вади Дум ливийцами
Взрыв мощной бомбы сброшенной с большой высоты ливийским боевым самолетом

Такие налеты происходили по несколько раз в день на протяжении нескольких недель. Газета «Нью-Йорк таймс» 4 апреля сообщила со ссылкой на французского офицера, что за две недели налетов ливийцы повредили или уничтожили половину захваченной противником авиатехники. Пока шли бомбежки ни французы ни американцы не предпринимали попыток вывести трофеи, но после того как волна бомбардировок стихла, трофеи были вывезены, в том числе 7 уцелевших L-39 (N 2314, 2337, 3549, 8201, 8211, 8212 и 8229). По некоторым сведениям американцы провели испытания трофейных самолетов, но в конечном итоге все были проданы в частные руки — один в Англии и шесть в США.

L-39 N8212
Один из трех L-39 крупным планом — N8212

Постигшая ливийцев катастрофа не оставляла им заметных шансов на какое либо наступление на Вади Дум. Впрочем, они все-таки пытались контратаковать противника свежими силами, а армия Чада собиралась отбить аннексированную ливийцами «полосу Ауза», поэтому боевые действия продолжались.

L-39 N8229
Четвертый из известных трофеев — борт N8229

Учитывая активное воздействие ливийской авиации, войска Чада решились на глубинный рейд в тыл противника — 5 сентября 1987 года волна «тойчанок» захлестнула укрепленную ливийскую авиабазу Маатан Эль Сарра на юге Ливии в 110-км от границы Чада. Противник снова был застигнут в разплох, ливийская армейская бригада с сотней единиц бронетехники была разгромлена, потеряв 1300 человек убитыми. Та же участь постигла и сам аэродром — на нем противник уничтожил 26 самолетов, включая 3 МиГ-23, 4 Мираж F-1, по несколько МиГ-21 и Су-22, а также, по утверждениям — еще 4 L-39ZO. В плен попало 312 человек личного состава авиабазы, включая пилотов и авиатехников.

L-39 N2337
Еще один трофейный L-39 c бортовым N2337 — первый снимок в сделан в Вади Дум (на заднем фоне какие-то обломки)
L-39 N2337
Этот же самолет в аэропорту столицы Чада. Видны еще два хвоста захваченных ливийских L-39. В конечном итоге машина оказалась в Англии в частном владении. 2 августа 2003 произошел отказ двигателя в воздухе и самолет сел в поле в 3 км от Duxford, получив повреждения. Выяснилось, что с момента производства в 1982 году двигатель ни разу не проходил заводского ремонта, давно вылетав свой ресурс. Ремонтировать самолет не стали и впоследствии списали.
Ливийский L-39 N8201
Фотография L-39 N8201 с обложки чадского военного коммюнике посвященного победам марта-апреля 1987
L-39 N2314
Трофейный L-39 N2314, сфотографированный, видимо, уже в Чаде

Разгром Маатан Эль Сарра был последним крупным сражением, от которого ливийская армия уже не оправилась. ВВС Ливии еще продолжали действовать, но это скорее были акты мщения противнику — вроде бомбовых ударов Ту-22 по Нджамене и бомбардировок населенных пунктов в северном Чаде. Пока ливийцы пытались заново возродить для реванша отряды Уэддея, переформировать наемников «Исламского легиона» в «Зеленый легион», а также в течении года восстанавливали авиабазу Маатан Эль Сарра, армия Чада освободила большую часть территории страны, заодно обратно отжав у Ливии аннексированную «полосу Ауза». В конечном итоге стороны подписали перемирие, положившее конец этой многолетней войне. Впрочем, победа не принесла Чаду даже намека на процветание — поддерживаемый «демократическим Западом в освободительной войне против ливийской агрессии» Хиссен Хабре оказался вполне себе злобным упырем в «лучших» африканский традициях, просто во время войны с Ливией его интересы совпали с интересами Франции и США.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *