SA-321 Super Frelon ВВС Ирака. Часть 1 — Закупка

Во второй половине 70-х годов ХХ века Франция начала налаживать военное сотрудничество с Ираком, доходы которого ощутимо возросли на фоне высоких цен на нефть. Один из первых контрактов предусматривал поставку средних вертолетов SA-321 Super Frelon производства фирмы Sud-Aviation (впоследствии Aerospatiale — Аэроспасьяль) начиная с 1976 года.

В авиационной прессе существуют различные версии относительно поставленных  Ираку модификаций SA-321. Например, упомянается экспортная «иракская» модификация SA-321Н в качестве транспортных вертолетов, которые якобы впоследствии были переоборудованы в противокорабельные. Также встречаются утверждения, что только 5 вертолетов было поставлено сразу в противокорабельном варианте SA-321Gv.

В общем, нужно признать, что основания для путаницы дает внешний вид иракских Супер Фрелон, которые действительно отличаются прежде всего наличием или отсутствием стабилизирующих поплавков на основных стойках шасси и этот момент вызывает некоторые вопросы. Тем не менее, версия с «транспортными» Супер Фрелон вряд ли состоятельна — все снимки сделанные во Франции перед поставкой демонстрируют «радарные» вертолеты, причем уже первый построенный для Ирака борт N177 нес Exocet. А одна из баз данных по вертолетам напрямую указывает, что SA-321Н = SA-321Gv.

Вероятно, SA-321Н это просто «рекламно-экспортное» название, в то время как заводское — SA-321Gv, которое ясно читается на одном из поздних иракских Супер Фрелон.

Предназначенный для Ирака SA-321Gv Super Frelon c временным гражданским обозначением F-WXFJ в типичном иракском камуфляже, с противопылевыми фильтрами и подвешенной ПКР Exocet. Это вертолет с заводским номером «177», то есть первый произведенный для Ирака. Обращает на себя внимание шасси — основные стойки без поплавков обеспечивающих устойчивость при посадке на воду.

Иракские SA-321Gv были созданы на основе французских морских противолодочных SA-321Gb. В состав оборудования вошел навигационный компьютер Decca, двигатели Turmo-III получили противопылевые фильтры, но в отличии от французских вертолетов вместо поисково-прицельного противолодочного комплекса и торпед они были оснащены современными противокорабельными ракетами АМ-39 Exocet, 60 штук которых было поставлено вместе с Супер Фрелон.

Камуфлированные иракские SA-321 Super Frelon на фоне ангара во Франции. Предположительно одни из первых вертолетов, так как на основных стойках шасси отсутствуют поплавки.

Целеуказание противокорабельным ракетам обеспечивала установленная в носовом обтекателе вертолета РЛС Omera-Segid ORB-31D Heracle-1. В англоязычной книге «Iran-Iraq War in the Air 1980-1988» и некоторых других источниках, утверждается, что оригинальные SA-321Gv имели радар ORB-31D Heracle-1, а якобы «переделанные  SA-321Н» получили более продвинутый  ORB-32W Heracle-2 с дополнительными антеннами на поплавках.

Версия, прямо скажем, далеко не изящная. Изучение доступных французских фотографий будущих иракских Супер Фрелон вообще не подтверждает «транспортные SA-321Н» — все поставляемые вертолеты имеют РЛС и первый же борт N177 сфотографирован с Exocet. Несмотря на безпоплавковое шасси — все они SA-321Gv c радаром ORB-31D Heracle-1 и способны нести ПКР АМ-39. Причем это именно первые вертолеты. Завершающая контракт партия (последние 7 или 8 вертолетов), оснащены радаром ORB-32W Heracle-2 и имеют поплавки на которых монтировались дополнительные антенны. При этом название вертолетов не изменилось — они также SA-321Gv. В общем, это гораздо более логичное объяснение разницы во внешнем виде.

Предназначенный для Ирака Super Frelon с регистрацией F-WXFH имеет РЛС ORB-31, поплавки, соответственно, отсутствуют.

Более того, в вопросе поставок в Ирак имеет смысл опираться на французские источники (например, монография Jean-Luc Kerdiles, «SA-321 Super Frelon», Lela Presse, Collection Profils Avions n.23). Так согласно французским данным, всего в Ирак было поставлено 14 вертолетов модели SA-321Gv с заводскими номерами 177, 180, 181, 183, 184, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192, 196, 197. Хотя об этом нигде прямо не говорится, первоначальный заказ, видимо, составлял 12 вертолетов для вооружения одной эскадрильи и все они были поставлены достаточно быстро — с 15 августа 1976 до 16 октября 1977. Но уже 1 ноября 1976 иракский Супер Фрелон с заводским номером «180» был потерян в происшествии, а 6 февраля 1979 эта же участь постигла вертолет с заводским номером «184». Очевидно, для восполнения потерь были заказаны два дополнительных вертолета с заводскими номерами «196» и «197» полученные, соответственно, 17 июля 1980 и 27 июля 1981.

Сделанная во Франции фотография перед поставкой заказчику. Вертолет в классическом «поздне-иракском» виде — в наличии все составляющие — противопылевые фильтры, поплавки и РЛС ORB-32W Heracle-2.

Возвращаясь к РЛС ORB-31/32 Heracle. Производитель заявлял дальность обнаружения морской цели с эффективной отражающей поверхностью 1000 м2 — 80 км. Конечно, надо понимать, что для РЛС указанны «рекламные» данные полученные в идеальных условиях. Реальные характеристики обнаружения могут сильно отличаться от заявленных в зависимости от множества факторов вроде волнения моря, атмосферных явлений, ракурса и размера морской цели. Кроме того, ЭОП в 1000 м2  — это весьма крупный корабль, к примеру, считается, что корабль класса «фрегат» имеет площадь эффективной отражающей поверхности примерно в 10 раз меньше — всего около 100 м2 , соответственно дальность его обнаружения будет куда меньше заявленных 80 км. Да и по факту, боевые пуски противокорабельных ракет Exocet даже по огромным супертанкерам, Супер Фрелоны осуществляли с намного меньших дистанций, чем теоретически позволяла дальность обнаружения РЛС и дальность полета Exocet.

Сама же ракета АМ-39 Exocet имеет длину 4.63 м и вес 650 кг. Фюзеляж диаметром 0.35 м с крестообразным крылом в средней части и такими же рулями управления на поверхности хвостового отсека, несет 165-килограммовую боевую часть. Дальность полета ракеты от 50 до 70 км в зависимости от высоты запуска.

Exocet считалась одной из самых современных на тот момент ПКР. Получив координаты цели (дальность и направление) непосредственно от РЛС носителя, после команды на пуск ракета отцеплялась и, потеряв 10 метров высоты относительно вертолета, запускала твердотопливный двигатель, который работал примерно 110 секунд. Постепенно снижаясь до уровня 2-3 м над гребнями волн ракета шла в расчетную точку под управлением независимой инерциальной системы наведения. На дистанции 12-15 км от цели включается активная головка самонаведения (фактически — мини РЛС), которая производит поиск и захват цели, после чего автопилот корректирует направление полета вплоть до попадания в корабль.

Главное достоинство Exocet то, что ракета действовала по принципу «пустил-забыл» — не требовала не только непосредственного управления в полете, но и постоянной подсветки цели бортовым радиолокатором. Задача носителя была обнаружить цель, ввести ее координаты в ракету и осуществить пуск, после чего можно было осуществлять любой маневр уклонения, другими словами — активно драпать. Дальность пуска в несколько десятков километров от цели (обычно Exocet применялась с дистанции 20-40 км) и немедленный уход носителя на малую высоту позволял практически безнаказанно атаковать даже вооруженные зенитными ракетными комплексами боевые корабли. Ко всему прочему подлет ракеты на сверхмалой высоте сильно затруднял ее обнаружение корабельными РЛС на фоне помех от морских волн и оставлял мало времени для какого-либо противодействия.

Такой же «позде-иракский» SA-321 Super Frelon с временной регистрацией F-WXFE и РЛС ORB-32W Heracle-2

Из недостатков этой ПКР можно отметить относительно небольшую дальность полета, обусловленную использованием твердотопливного двигателя, слабую помехозащищенность ГСН от средств радиоэлектронной борьбы и крайне ненадежную работу взрывателей БЧ.

Вообще считается, что французы поставляли весьма продвинутую технику, зачастую адаптированную под «хотелки» заказчика (это хорошо известно по истории с развитием линейки иракских Мираж F-1), но поставляли медленно и очень дорого. C точки зрения пилотов те же Миражи были гораздо легче и проще в пилотировании чем советские самолеты, но требовали серьезной подготовки для эксплуатации бортовой электроники и навигации. Очень сложно было и с наземным обслуживанием.

Советский Союз наоборот — обычно был способен поставить быстро, дешево, но в противоположность французам продавал не улучшенные, а «коммерческие», то есть специально «ухудшенные» в бортовой электронике образцы. Зато советская техника показывала высокую эксплуатационную надежность в жарком и пыльном климате Ирака, была относительно проста в эксплуатации и обслуживании.

Кроме того, впоследствии Ирак, как платежеспособный клиент, к тому же воюющий, смог получать и советский High-End. Так или иначе, но прямой конкуренции между двумя  вертолетами-«одноклассниками» в сегменте средних машин (советским Ми-8 и французким Super Frelon) не получилось. «Восьмерок» саддамовский Ирак закупил в двенадцать раз больше — 169 штук, против 14 «французов». Тем не менее, «продвинутость» французского «Супер Шершня» в «морских делах» позволила занять ему свою особую и не оспариваемою советскими конкурентами нишу в иракской системе вооружений.

Снятый во Франции «поплавковый» Super Frelon. Временная регистрация на носу не читается, но на хвосте уже нанесен флаг Ирака. Такой же флажок и на нижней поверхности фюзеляжа.
Снятый во Франции SA-321Gv, по утверждению споттера — заводской N196. На киле виден иракский флажок, на носу — временная регистрация. Вертолет один из двух завершающий контракт, соответственно — поплавки в наличии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *