Иракские SA-321 Super Frelon в Ирано-иракской войне. 1983-1988.

2 января 1983 четверка Супер Фрелонов нанесла очередной удар по прибывающему в Бендер-Хомейни конвою. Две ракеты АМ-39 попали в сингапурский сухогруз «Eastern Hunter». Судя по всему, груз на корабле был не только «сухим», но и довольно специфическим, так как произошедший в результате попадания взрыв нанес кораблю катастрофические повреждения, убив при этом 7 и ранив 18 членов экипажа. Через минуты вторая пара Экзосетов нашла свою жертву в виде либерийского балкера «Orient Horizon». Одна из ракет попала в машинное отделение и подпалила его. Хотя корабль удалось отбуксировать в Бушер, он был объявлен «CTL» и списан.

Детонация груза после попадания ракеты привела к гибели не только этого сухогруза с названием «Eastern Hunter», но и 7 членов его экипажа.
Этот балкер закончил свою службу в Персидском заливе под названием «Orient Horizon» — иракская ракета Exocet спалила машинное отделение.

Следующий известный эпизод связанный с использованием в боевых действиях иракских Супер Фрелонов датируется 12 апреля 1983. На этот раз их использование было не стандартным. Не задолго до полуночи шесть иракских ракетных катеров нанесли удар ракетами П-15 по иранским нефтедобывающим платформам «Ardeshir» и «Cyrus« в северной части Персидского залива. С расстояния 37 км катера запустили 8 ракет П-15, две из которых попали в «Ardeshir» и вызвали крупный пожар, а три другие — в «Cyrus«. Расходовать дорогие, маломощные и дефицитные Экзосеты на такие цели иракцы явно не собирались и роль Супер Фрелонов заключалась в загоризонтной разведке морских целей в интересах ракетных катеров, вроде вражеских боевых кораблей, и, возможно, их атаке Экзосетами. Но видимо, свою роль экипажи Супер Фрелонов выполнить не смогли, так как один из иракских катеров получил «ответку» в виде ПКР Harpoon от иранского ракетного катера и затонул.

Всего в апреле иракцы отчитались об потоплении 5 «больших морских целей», но никаких данных о реальных попаданиях в корабли нет, вполне возможно, что Экзосеты наводились на ложные цели, которые стали оборудовать иранцы на «ракетоопасных направлениях».

2 мая 1983 повторилась история с атакой нефтедобывающей платформы — два иракских катера атаковали платформу «Nowrouz« и прикрывавшие ее иранские катера. Один из «иракцев» успел отстрелять 3 из 4 своих П-15, но получил в ответ иранский RGM-84А Harpoon. Этого оказалось достаточно, чтобы иракский катер «пустил пузыри», а второй катер и пара Супер Фрелонов — немедленно рванули домой. Интересно, что как и в прежнем случае, иракские вертолетчики не пытались атаковать вражеские катера Экзосетами, даже более того — они не стали спасать моряков со своего погибшего катера. 12 выживших иракских моряков были спасены прибывшим иранским SH-3 Sea King.

15 мая вертолеты вернулись к привычному ремеслу — атаке гражданских судов. Две ракеты, запущенные по панамскому танкеру «Panoceanic Fame» на входе в Хор-Муса, попали в цель и по крайней мере одна из них взорвалась. Груженый бензином танкер загорелся, впоследствии взорвался и затонул. Обошлось без жертв со стороны экипажа.

Очередная жертва иракских вертолетчиков — панамский танкер «Panoceanic Fame»

24 мая ПКР Exocet попала в машинное отделение иранского балкера «Iran Enghelab«, в результате развился настолько мощный пожар, что нагретый метал не выдержал веса надстроек и они обвалились внутрь корпуса. Корабль водоизмещением почти 20 тыс. тонн затонул.

Сгоревший на работе в прямом смысле этого слова иранский балкер «Iran Enghelab», до 1981 года назывался «Oinoussian Destiny». Снимок сделан в порту Ленинграда.

31 мая атаке подвергся конвой на маршруте Бушер — Бендер-Хомейни. Попадания получили индийский «A.P.J. Priti» и иранский «Iran Azadi», но ни один из Экзосетов не взорвался и оба корабля были отремонтированы. На этом  первоначальный запас из 60 иракских АМ-39 истощился и эскадрилью Супер Фрелонов отогнали в тыл с авиабазы Шайбах.

Индийский балкер «A.P.J. Priti» принял в себя один из последних Экзосетов первой партии в качестве очень дорогого 650-килограмового «лома», в который его превратил бракованный взрыватель. Если ракета попадала в надстройку или машинное отделение «репутацию» ракеты зачастую спасал пожар, начинавшийся от остатков ракетного топлива, а вот попадание в трюм с каким-нибудь железным окатышем зачастую оставляло лишь дыру в наружном борту корабля.
Балкер «Iran Azadi» получил небольшие повреждения от неразорвавшейся ракеты.

Фактически на этом закончился период «исключительности» Супер Фрелона как единственного носителя ПКР Экзосет в ВВС Ирака, но несомненно, именно благодаря этой платформе иракцы на собственной практике «распробовали весь кайф» от применения современных противокорабельных ракет воздушного базирования.

Однако, боевой опыт показал, что хотя Супер Фрелон может нести две ракеты Экзосет, он не имеет ни достаточного радиуса действия, ни дальности обнаружения морских целей своей РЛС, достаточных для поисково-ударных операций на значительном удалении от берега. А малая скорость делает его потенциально уязвимым для иранских истребителей F-4 и F-14A, из-за чего подавляющее большинство вылетов приходилось производить в темное время суток и, по большей части, в прилегающих к своей базе районах Персидского залива.

Иракские Супер Фрелоны вели, в основном, «ночную жизнь», поэтому неудивительно, что этот снимок сделан в темное время суток.

Удачное и безнаказанное применение аргентинских Супер Этандаров против самых современных британских кораблей в Фолклендской войне, показывало, что связка из современных боевых самолетов и ПКР Экзосет будет смотреться куда бодрее.

Однако, единственное, что смогли предложить французы в этом сегменте вооружения — это именно палубный Супер Этандар, закупать который иракцы по каким-то причинам категорически не хотели, потребовав оснастить ПКР более привычные им Мираж F-1EQ. Проблема, однако, была в том, что «сухопутный» Мираж F-1E вообще ничего «не шарил» в морских делах, его РЛС была непособна к обнаружению морских целей и выдачи координат на Экзосет, а переделка бортового радиолокатора требовала немало времени.

В качестве временной меры стороны сошлись на аренде пятерки Супер Этандаров, для чего иракские пилоты и наземный персонал прошли ускоренное обучение во Франции.

В преддверии прибытия Супер Этандаров в Ирак, командующий ВВС Ирана полковник Moinpoor заявил американской газете, что его люди «готовы нейтрализовать Супер Этандары. Военно-воздушные Силы Ирана уже сбили 10 вертолетов Супер Фрелон, которые также оснащены ракетами Exocet«. Откуда взялась такая круглая и красивая цифра сбитых Super Frelon непонятно — увы, пока не удалось найти даже иранских «заявок» на уничтожение такого количества вертолетов, чтобы сравнить с реальными потерями, даты которых известны из французских источников. Так, например, примерно в описываемое время — 1 августа 1983 разбился самый первый из поставленных в Ирак SA-321 Super Frelon с заводским номером 177 и иракским бортовым номером 7402.  Это был четвертый потерянный в авариях вертолет, включая два потерянных до войны.

В ходе войны иракские зенитчики записали на свой счет не так уж мало собственных самолетов и вертолетов. Видимо, во избежание губительного «дружественного огня» Супер Фрелоны получили еще один треугольник опознавательного знака, расположенный на более видном месте, чем штатный — под первым илюминатром. Вертолет без поплавков, РЛС на месте.

Вместе с Супер Этандарами в Ирак пришел и большой груз французкого авиационного вооружения, в числе которого была партия из 180 АМ-39 Экзосет. Прибытие Супер Этандаров, однако, не поставило точку в боевом применении Супер Фрелонов. Более того, пока «реактивы» еще только готовились совершать боевые вылеты, вертолетчики, получив новые Экзосеты, тут же принялись их тратить с пользой для страны.

Первым это ощутил иранский сухогруз «Iran Reshadat», «поймавший» один Экзосет 1 сентября в проливе Хор-Муса, после чего корабль удалось дотащить до Бушера и там он, уже списанный, и затонул.

Очередная жертва Экзосетов — сухогруз «Iran Reshadat»

3 октября 1983 в 8 морских милях от острова Харк два запущенных Супер Фрелонами Exocet поразили иранский военный корабль проекта PF-103 — корвет «Kahnamoui» с бортовым номером «84». В некоторых источниках он называется «небольшим» и «погибшим со всем экипажем из 20 человек», но это не так. Полное водоизмещение корвета составляло 1135 тонн и экипаж — 133 моряка, то есть это был вполне «упитанный», полноценный корвет с артиллерией, противолодочным вооружением, радарами, радиотехническим и гидроакустическим оборудованием. Потери экипажа действительно составили 19 моряков погибшими. Конечно, это не потопленный аргентинской Exocet новейший британский эсминец «Шеффилд», но тоже вполне приличный боевой корабль и его уничтожение — заметная боль для иранского флота и большой успех иракских вертолетчиков.

Иранский корвет «Bayandor» с бортовым №81. Его «систершип» «Kahnamoui» (бортовой №84) был потоплен парой ракет Exocet запущенной с Супер Фрелона.

29 октября 1983 последний, пятый, Супер Этандар перелетел в Ирак. Оснащенный отличной навигационной системой, одной ракетой под одним крылом, 1100-литровым баком под другим и 600-литровым баком под фюзеляжем — Супер Этандар имел 900-км радиус действия, что позволяло действовать на большей части Персидского залива без дозаправки в воздухе.

Тем не менее пока Экзосеты продолжали применять Супер Фрелоны — иранский сухогруз «Iran Shahabat« был поражен одной ракетой 20 октября 1983 около Бендер-Хомейни. Несмотря на водоизмещение в 10 тысяч тонн, встречу со 165-кг БЧ корабль не пережил и затонул.

Сухогруз «Iran Shahabat» потопленный Экзосетом с Супер Фрелона

31 октября греческий сухогруз «Avra» получил в надстройку ракету от Супер Фрелона, после чего выгорел и затонул.

21 ноября Супер Фрелоны прикончили греческий балкер «Antigoni» в заливе Хор-Муса, который затонул в районе буя № 8, все 19 человек экипажа спаслись.

Греческий балкер «Antigoni» — очередное судно пошедшее на дно в заливе Хор-Муса в результате атаки Супер Фрелонов.

Командующий иракским флотом пригрозил топить любой корабль вошедший в северную часть Персидского залива. Угроза возымела действие на японских судовладельцев, кроме того многие профсоюзы моряков также отказались работать в этом районе. Впрочем, греческие, кипрские и панамские судовладельцы продолжали использовать принадлежащие им суда без ограничений. При этом, моряки соглашавшиеся на рискованные рейсы стали получать ощутимые денежные бонусы по 5-10 тыс USD за рейс. Взвинтили цены и страховщики. В целом все это ощутимо осложнило и удоражало морские перевозки для Ирана, а с другой стороны количество «крупных морских целей» для иракских вертолетчиков заметно снизилось.

8 декабря 1983 греческий балкер «Iapetos» водоизмещением 16 тыс. тонн был поражен Экзосетом в заливе Хор-Муса. Экипаж в панике покинул судно, но как оказалось преждевременно — полученные «увечья» были не слишком тяжелыми и корабль вскоре удалось отремонтировать.

22 декабря Супер Фрелоны атаковали двумя Экзосетами конвой идущий из Бушера в Бендер-Хомейни. Одна ракета попала и тяжело повредила кипрский сухогруз «Breeze». Начался пожар и сухогруз выбросился на мель.

Иракские вертолетчики производили пуск ракет Exocet с дистанции 20-30 км без визуального опознания цели, просто по отметке на экране РЛС и уж тем более никто не имел понятия, что везет конкретный корабль. Этот сухогруз «Breeze» имел на борту груз сахара в мешках, но от попадания Экзосета, последующего пожара и выбрасывания на мель это его не уберегло.

2 января 1984 Супер Фрелоны всадили две ракеты в иранский сухогруз «Iran Emamat». При этом в официальном коммюнике говорилось об уничтожении 5 морских судов противника южнее Бендер-Хомейни.

31 января экипаж Супер Фрелона из-за проблем с оборудованием не смог обнаружить цель в первом «подскоке», а иранские средства радиоэлектронной разведки работу его радара засекли и подняли на перехват пару F-4E. Однако, иранцы увлеклись поиском своей жертвы и внезапно оказались под ударом эскорта из Миражей F-1EQ. Один из Фантомов был сбит ракетой воздух-воздух. Иракская пропаганда заявила о традиционных «пяти уничтоженных морских целях», при том, что ни один Экзосет не был выпущен, зато реальную победу своих летчиков-истребителей начисто проигнорировала.

1 февраля Иран приготовился вывести из Бендер-Хомейни на юг конвой из 13 судов под прикрытием двух корветов. Справедливо полагая, что такая лакомая цель не останется без внимания противника, исламские ВВС выделили для прикрытия F-14 Tomcat, который нарезал круги несколько в стороне от конвоя.

Иракцы обнаружили конвой вскоре после его выхода на открытую воду в районе Хор-Муса. Для удара было подготовлено 4 Супер Фрелона с одним Экзосетом каждый. Им в прикрытие выделялось 4 Мираж F-1E в конфигурации для воздушного боя с дополнительным топливным баком под фюзеляжем. С учетом малой скорости первыми были подняты вертолеты, которые шли над кувейтским островом Бубиян и заняли относительно безопасную зону ожидания. После чего взлетели Миражи эскорта. Иракский офицер наведения, находившийся на передовом посту расположенном на платформе Аль-Амая, пользуясь данными расположенных там же РЛС разведки морских и воздушных целей, смог четко рассчитать момент начала атаки Супер Фрелонов с учетом положения иранского Томкэта. Супер Фрелоны набрали скорость, и выполнив «подскок» включили РЛС. Обнаружив конвой, экипажи в течении 15 секунд выпустили четыре противокорабельных ракеты.

Первая Экзосет поразила балкер «City of Rio» прямо под надстройкой, причинив тяжелые повреждения, которые привели к списанию судна. Вторая Экзосет попала в сухогруз «Neptune», но не взорвалась и он продолжил свой путь. Третья попала в сухогруз «Skaros», который из-за тяжелых повреждений был вынужден вернуться в Бендер-Хомейни.

Кипрский сухогруз «Skaros» был списан после попадания ракеты 1 февраля 1984.

Супер Фрелоны же развернулись и на максимальной скорости пошли на свой аэродром благополучно избежав перехвата со стороны F-14.

16 февраля либерийский балкер «Al-Tariq» был атакован и тяжело поврежден атакой Супер Фрелона, судну пришлось вернуться в Бендер-Хомейни, где его немного подлатали и через неделю отправили на юг снова. Там его снова подловили Супер Фрелоны, но и на этот раз экипажу повезло — Экзосеты славились своими отвратительными взрывателями и боевая часть ракеты не сработала. Таким образом, получивший уже второе попадание Экзосетом, либерийский балкер смог покинуть негостеприимную зону войны.

1 марта 1984 конвой из 15 судов совершал переход из Бушера в БендерХомейни. Иракские вертолетчики устроили форменную охоту на этот конвой и добились приличных успехов — Экзосеты поразили 4 корабля. Индийский сухогруз «A.P.J. Ambika» получил ракету в машинное отделение, экипаж не справился с пожаром и был снят иранским кораблем охранения, а сам сухогруз позже затонул. На турецком сухогрузе «Sema G» из-за попадания ракеты возник пожар и погибло два моряка, но корабль удалось отбуксировать в порт, где его разгрузили и продали на лом. Еще пара Exocet запущенных с Супер Фрелонов настигла британский балкер «Charming«, ранив несколько моряков. Экипаж бросил терпящий бедствие корабль, который в конце-концов прибило к песчаной отмели, где он и затонул. Через три года корабль подняли, подремонтировали и переименовали, однако что-то с его эксплуатацией не сложилось и в том же году его сдали на разделку. Единственный корабль относительно удачно переживший попадание противокорабельной рекеты — иранский сухогруз «Iran Eslami».

Британский балкер «Charming» провел три года на дне Персидского залива после попадания Экзосета 1 марта 1984.
Иранский сухогруз «Iran Eslami» — единственный из четырех кораблей попавших под «раздачу» Экзосетов 1 марта 1984, продолжил службу после попадания ПКР.

27 марта, по заявлению иракцев, в дело впервые вступили широко разрекламированные иракские Супер Этандары. В этот день попал «под раздачу» греческий танкер «Filikon L», причем попал незаслуженно — перевозя нефть не из Ирана, а из Кувейта, корабль оказался на границе «зоны войны» и был поврежден неразорвавшимся Экзосетом, который, однако, вызвал пожар. Южнокорейский буксир «Heyang Ilho»  обеспечивал грузами иранские нефтедобывающие платформы и получил вторую запущенную иракцами ракету. Для него и некоторых членов экипажа это попадание оказалось фатальным. Самое интересное, что несмотря на «рекламу» новейших Супер Этандаров, реально эти попадения были результатом атаки «старых добрых» Супер Фрелонов. В ходе вылета Супер Этандары дозаправились от Миражей F-1EQ4, долго искали цели, а когда нашли то так и не смогли применить оружие из-за возникших технических проблем. В итоге, непосредственно удар по обнаруженным целям произвели иракские вертолетчики.

Греческий «ФIЛIKON Л» чинится на плаву после попадания Exocet. На ходовом мостике видны следы пожара.
27 марта 1984 этот 580-тонный южнокорейский буксир/корабль снабжения «Heyang Ilho» получил «свой» Экзосет от иракских вертолетчиков. Через пару месяцев кораблик подняли и отбуксировали в Бахрейн, восстановление сочли бессмысленным и отправили на разделку.

Появление второго типа носителя этой ПКР усложняет идентификацию жертв именно Супер Фрелонов, которые продолжали использоваться одновременно с Супер Этандарами. Тем более, что отчеты «моряков-нейтралов» обычно фиксируют только сам факт попадения ракеты в корабль, но никак не могут пролить свет на то, кто ее запустил с дистанции 20-30 км — Супер Этандар или Супер Фрелон.

29 марта 1984 пущенная вертолетами Exocet повредила иранский балкер «Iran Dahr». Тут надо прямо сказать, что не все судовладельцы сразу правильно понимали ниспосланные свыше намеки (в виде противокорабельных ракет Экзосет). Поэтому случались рецидивы. Как упомяналось раньше, греческий балкер «Iapetos» уже получал в борт иракской ракетой 8 декабря 1983, правда, без тяжелых последствий. Однако меньше чем через четыре месяца он снова оказался в ненужное время в ненужном месте — вторая запущеннная в этот день с Супер Фрелона ПКР Exocet нашла его в 27 милях от Бендер-Хомейни. По неподтвержденным данным, немного позже «прилетела добавка» — в машинное отделение балкера «вошла» китайская копия П-15, запущеная береговой батареей иракцев. Так это или иначе, но начался пожар, команда снова спешно покинула корабль. И хотя в конечном итоге «Iapetos» снова остался на плаву, в его служебной карьере была поставлена жирная точка — отбуксированный в Дубай корабль был продан в качестве лома и отправился на разделку.

Греческий балкер «Iapetos» — один из немногих «рецидивистов» — получивших от иракских вертолетчиков две ракеты «Exocet» в двух разных рейсах. Второй эпизод оказался фатальным — балкер пришлось списать.

Иракцы продолжали эксперименты с совместными действиями Супер Этандаров и Супер Фрелонов. Пара Супер Фрелонов вылетала и выходила в Персидский залив через кувейтское воздушное пространство в районе острова Бубиян. Их обычно прикрывала пара Миражей F-1 или МиГ-23. Вслед за ними вылетала пара Супер Этандаров, которые со средних высот, кратковременно включая РЛС, искала цели и передавала их координаты Супер Фрелонам.

Действуя таким манером, 18 апреля 1984 буквально в одной миле от острова Харк иракские вертолетчики поразили панамский танкер «Rover Star«. Хотя на этот раз судно отделалось незначительными повреждениями — от судьбы не уйдешь. Через полгода, во время очередного рейса к острову Харк, вне зоны боевых действий — в Оманском заливе, на «Rover Star» произошел взрыв и пожар, убивший трех моряков. При попытке отбуксировать танкер — он затонул.

Панамский танкер «Rover Star» был поражен Экзосетом на якорной стоянке у острова Харк получив незначительные повреждения, однако через полгода он погиб от взрыва и пожара в не боевых условиях по пути в Иран.

16 мая иракские вертолетчики поразили иранский балкер «Asil«, который выбросился на берег.

18 мая 1984 два авиационных «Экзосета» в районе Бушера поразили груженный сталью панамский балкер «Fidelity». Трое моряков погибло, корабль затонул. Хотя в некоторых источниках говорится, что ракеты были запущены иракскими реактивными истребителями (подразумеваются Супер Этандары), в списке их вылетов этой атаки как раз-таки и нету. Что дает с полным правом отнести эту победу на счет ветеранов — Супер Фрелонов.

Балкер «Jela Topic» в 1984 году получил новое название — «Fidelity», под которым и ушел в свой последний поход в Персидском заливе, на встречу с парой ПКР «Экзосет».

1 июля 1984 иракцы добились громкого успеха атаковав иранский конвой следовавший из Бушера в Бендер-Хомейни. Иранский корвет обнаружил вражескую атаку и поднял тревогу, что спровоцировало настоящий хаос. При попытке уклониться от первой атакующей ПКР Exocet столкнулись панамский балкер «Al Kabeer» и сингапурский «Al Tahir». Ракета проигнорировала «кувыркающихся» и поразила греческий балкер «Alexandra Dyo». Во время «прихода» второго Экзосета, сладкая парочка «Al Kabeer» и «Al Tahir» продолжили свои метания, оказались перед двумя другими балкерами — панамскими «Sitia Venture» и «Five Oaks». В результате последние также приняли активное участие в хаотичных «боданиях» всех со всеми, а ракета снова упорно проследовала к «Alexandra Dyo» и поразила его. Один моряк в результате этих попаданий погиб, в машинном отделении возник неконтролируемый пожар, в результате чего балкер был списан. «Al Kabeer» выскочил на мель, впоследствии был снят с нее, но все равно списан. Списан в результате повреждений от столкновений был и «Al Tahir». Еще один корабль конвоя — панамский балкер «Erne» также выбросился на берег, но впоследствии был снят с нее.

В то время как остальные суда иранского конвоя в панике калечили друг друга в столкновениях или выбрасывались на берег, греческий балкер «Alexandra Dyo» получил причитавшиеся ему два Экзосета.

2 июля Супер Фрелоны атаковали южнокорейский сухогруз Wonjin, добившись попадания двух ракет. Сухогруз дотащили Бендер-Хомейни, разгрузили, но сам корабль списали.

Как и многие другие суда, южнокорейский сухогруз Wonjin после попадания Exocet отправился на разделку.

1 августа 1984, ровно через год после предыдущей катастрофы, разбился еще один Супер Фрелон с заводским номером «197» и иракским бортовым «2022», став пятым потерянным вертолетом этого типа в Ираке.

12 сентября 1984 Супер Фрелоны повредили иранский балкер «Adib».

Иранский балкер «Adib».
Наглядный результат попадания Экзосета по танкеру «Tabriz» не приведший к тяжелым последствиям. Правда, в данном случае ракета была запущена с Супер Этандара.

В 1985 году в Ирак начали прибывать 20 «оморяченных» Мираж F-1EQ5. Вместо штатной РЛС с режимами «воздух-воздух» они получили РЛС «Agave» идентичную установленной на Супер Этандаре, превратившись в носители одной ракеты Exocet. Четыре выживших Супер Этандара (один был сбит в иранским F-14A Tomcat) иракцы вернули французам.

14 февраля 1985 иракские летчики провели достойную презентацию своего нового противокорабельного комплекса из Миража F-1EQ5 и Exocet — ракета попала в либерийский танкер с двусмысленным названием «Neptunia». В результате эффектного взрыва танкер отдался в руки одноименного римского бога морей.

После этого события в отчетах о «Танкерной войне» иракские Супер Фрелоны почти перестали встречаться. Интересно, что хотя список гражданских судов подвергшихся в 1985 году различным атакам в Персидском заливе есть, нигде не удалось найти какие атаки производили Супер Фрелоны, а какие Миражи. Поэтому 1985 год остается «белым пятном» в их боевом применении.

Северокорейский танкер «Son bong» 19 сентября 1985 года горит у побережья острова Харк. Хотя точное «авторство» этого удара не известно, иракские Супер Фрелоны по крайней мере четыре раза за войну атаковали танкеры стоявшие у нефтеналивных причалов острова Харк.

Скорее всего они не стали применятся реже, просто их действия «потерялись» на фоне эскалации «Танкерной войны» в Персидском Заливе вызванной прибытием 20 Миражей F-1EQ5. Вертолетов к этому моменту оставалось 9 штук. Кроме того, они продолжали выполнение других задач в интересах флота. Надо полагать, что такие задачи как воздушное минирование, поисково-спасательные операции и транспортное обеспечение морских терминалов с них никто не снимал, но данных об этой рутинной службе практически нет.

Иракский Супер Фрелон отрабатывает взаимодействие с катером. По вертолету можно только отметить наличие радара и поплавков.
Ужасные по своему качеству скрины с иракского видео, на котором была запечатлена работа Супер Фрелона при отработке высадки спецназа.

С данными по 1986 году дела обстоят немного лучше. Известно, что по крайней мере эпизодическое использование Супер Фрелонами противокорабельных ракет продолжалось. Например, по иранским данным, 14 февраля 1986 около 11-00 иракский Супер Фрелон взлетел с авиабазы Шайбах в направлении острова Харк. Вертолет прикрывала пара Миражей, крутившаяся неподалеку, информационное обеспечение операции обеспечивала радиоразведка и радар на нефтяном терминале. Чувствуя себя в относительной безопасности экипаж вертолета не стал снижаться до «уровня волн», а летел на довольно большой высоте и был обнаружен иранскими РЛС на острове Харк. На перехват иранцы направили пару F-4 Фантом, которые скрытно пошли на перехват не включая бортовые РЛС. Когда иракский экипаж начал «подскок» для обнаружения цели и пуска ракеты, иранские истребители были уже поблизости и тоже включили свои РЛС обнаружения воздушных целей. Иракцы успели обнаружить танкер и запустить свой Экзосет, но оказались как «на ладони» перед вражескими F-4, не успевая ни «убежать», ни скрыться на сверхмалых высотах. Попадание ракеты воздух-воздух «срубило» ротор винта и вертолет рухнул в воду, похоронив свой экипаж. Иранцы утверждают, что за плохую организацию боевой операции Саддам Хуссейн приказал снять и арестовать комэска вертолетной эскадрильи, а также пострадали несколько высокопоставленных офицеров. Впрочем, подтверждения этих слухов с иракской стороны не встречалось, но судя по всему, факт потери вертолета имел место.

Один из широко «разрекламированных» противником эпизодов с иракскими Super Frelon был зафиксирован 12 июля 1986. Вскоре после полуночи иранский флот и коммандос атаковали нефтяной терминал Хор Аль-Амия. Иракские ракетные катера отбили атаку и утром пара иранских F-14A Tomcat лидируемая майором Реза прикрывала отступление иранских плавсредств. Иранские пилоты обнаружили на вертолетной площадке терминала иракский Супер Фрелон. Не имея средств поражения наземных целей (кроме пушки), ведущий достаточно разумно не стал рисковать и лезть в штурмовую атаку на прикрываемый зенитками объект с риском потери или повреждения лучшего иранского истребителя, которых и так было мало, а вызвал «специалиста» с Бушера. Понятно, что при наличии пары Томкетов в воздухе, подниматься в воздух экипажу иракского вертолета совсем «не улыбалось». Вскоре прибыл F-4E Phantom под управлением Alireza Yassini, вооруженный ракетами AGM-65A Maverick. При помощи оптико-электронной системы ASX-1 TISEO оператор вооружения Фантома обнаружил на платформе вертолет с работающим двигателем и «уработал» его Мейвриком с безопасного расстояния. После этого F-4E быстро развернулся, а F-14A ракетой AIM-7E сбил один из двух заходивших в атаку на Фантом иракских МиГ-23. Эта история выглядит достаточно правдоподобно — единственная проблема в том, что потерь у иракских Супер Фрелонов в этот день не было. Теоретически, жертвой F-4E мог стать какой-либо другой иракский вертолет — Aluett, Puma или банальный Ми-8. Вряд ли можно всерьез полагаться на правильное опознание типа вертолета экипажем F-14, который старательно избегал оказаться под огнем 57-мм зениток С-60 оборонявших платформу Хор Аль-Амия и, соответственно, ближе 5-6 км к ней не приближавшемуся. Аналогично и оператор иранского F-4E наблюдавший цель через ASX-1 TISEO — не надо забывать, что речь идет о телеоптической системе конца 1960-х годов, телекамера которой снимала с большого расстояния в полете и отнюдь не в Full HD, а выводилась картинка на небольшой монитор в кабине. В общем, какой-то вертолет иранцы видимо уничтожили, но какой конкретно — неизвестно.

23 декабря 1986 Экзосет запущенный иракскими вертолетчиками в заливе Хор-Муса навелся на кувейтский сухогруз «Ibn al-Beitar» и подпалил его, впрочем победой эту атаку считать нельзя — уткнувшийся в берег корабль стоял там с начала войны и уже в апреле 1981 был объявлен «полностью потерянным».

16 января 1987 был потерян вертолет с серийным номером «196» и иракским бортовым «2021» — предпоследний из поставленных. Каких-то иранских заявок на этот счет нет и, можно предположить, что речь идет об авиакатастрофе.

В ответ на различные иранские ухищрения в полыхавшей «Танкерной войне» иракцы расширяли географию противокорабельных операций в Персидском заливе. 17 мая, в результате ошибки иракцев, два Экзосета поразили американский фрегат «Stark», убив 37 моряков и чуть не потопив корабль. Сразу после этого, иракская авиация на несколько недель прекратила удары противокорабельных ракет дальше острова Харк, а иранское судоходство прям-таки «расцвело».

В этих условиях, снова на сцену вышли Супер Фрелоны, некоторые источники приписывают им удар по небольшому катарскому сухогрузу «Rashidah» 22 мая 1987, однако сообщения инфорагенств за этот день говорят о том, что он подвергся нападению скоростного иранского катера и получил 10 попаданий из РПГ, а вовсе не Экзосет.

По французким данным, 1 июня 1987, был потерян вертолет с серийным номером «187». Удивительно, но на этот счет иранских заявок опять нет.

Точно известно об участии Супер Фрелонов в эпизоде 24 июня 1987. Во-первых, действительно Экзосет запущенный иракскими вертолетчиками попал в турецкий танкер «Hira-III», повредив его. Но главное — иранские источники утверждают, что один из атаковавших корабли в этот день Супер Фрелонов был уничтожен иранским истребителем F-14А Tomcat при помощи дальнобойной ракеты «воздух-воздух» AGM-54A. Но вот подтверждения потери вертолета в этот день нет.

Турецкий балкер «Hira-III» — вероятно последний корабль пострадавший от иракских Супер Фрелонов.

Командующий иракского флота генерал-лейтенант Абид Мохаммед Аль-Каби заявил, что вертолетами было потоплено около 20 кораблей, в основном после 1983 года. Как ни странно, но с этой цифрой, в целом можно, согласиться, хотя и с оговорками. Например, если учесть не только затонувшие, но и выбросившиеся на мель (чтобы избежать затопления) корабли. Если же к этому количеству добавить еще и списанные из-за боевых повреждений суда, то цифра практически удвоится.

Аль-Каби: «Однажды я был в штабе и считал, что иранцы попытаются провести конвой, так как видимость в этот день была практически нулевая. Я приказал отправить вертолет в вооруженную разведку и приготовить еще два. Первый экипаж получил приказ отправиться в район поиска и если будет найден конвой — атаковать его и сообщить нам. После того как очередной вертолет уходил на задание мы снаряжали следующий. Мы уничтожили примерно шесть кораблей. Мы провели эту операцию вообще без разведки. Саддам спросил на основе каких данных флот посылал вертолет за вертолетом. Я сказал, что мы вообще не имели разведданных. Он приказал отправить МиГ-25Р сфотографировать район. Фотографии показали шесть горящих судов в этом районе. На следующий день он вызвал меня и наградил».

К сожалению, этот рассказ не имеет никакой временной привязки и очень проблематично поддается проверке данными о потерях судов, кроме того, результативность ударов явно завышена — Иран вообще отвергает, что были случаи однодневной потери хотя бы пяти судов. Хотя тут могут быть использованы и разные временные рамки. Например, иракский командующий может иметь ввиду сутки по протяженности, например с 14-00 одного дня до 14-00 следующего дня, при этом поразив, к примеру, два корабля с 14-00 до 0-00, а еще 4 корабля с 0-00 до 14-00, получил в сумме 6 кораблей за сутки. А иранцы, само собой, учитывают потери с 0-00 до 24-00 и у них 6 кораблей за сутки потерь точно не будет учтено.

В целом же, вооруженные ПКР АМ-39 Exocet иракские вертолеты SA-321Gv Super Frelon, несмотря на ощутимые недостатки как самой ракеты, так и носителя, оказались наиболее эффективным оружием морской войны в первые несколько лет конфликта. Неожиданные ракетные атаки и установленные на иранских судоходных путях мины, держали флот и авиацию противника в постоянном напряжении. ВВС Ирана были вынуждены тратить на прикрытие морских конвоев крайне дефицитный летный ресурс истребителей F-14A Tomcat и F-4E Phantom-II. И если против иракских боевых самолетов они нередко добивались успехов, то Супер Фрелоны практически всегда уходили безнаказанными. 

Из 14 поставленных Францией вертолетов два было потеряно в авариях до войны. Из 12 участвовавших в войне было потеряно 6 штук, причем, в основном, в авариях. Единственным на данный момент более-менее достоверным случаем уничтожения Супер Фрелона противником является вертолет сбитый 14 февраля 1986 года иранским истребителем F-4E Phantom, хотя прямых подтверждений этому эпизоду со стороны иракцев или французов нет.

Потопленные, списанные и поврежденные корабли в результате действий иракских SA321Gv Super Frelon — атак ракетами АМ-39 Exoсet и активных минных постановок в иранских водах.

* — IMO – уникальный идентификационный номер, который присваивается морскому судну на основе Регистра судоходства Ллойда в соответствии с требованиями Международной морской организации (International Maritime Organization). По этому номеру можно проследить судьбу судна в морских базах данных независимо от смены его названий и владельцев.

** — номер IMO корабля-участника событий по морским базам данных не удалось установить. В книгах и интернет-публикациях названия зачастую не точны, например, в то время плавало несколько подходящих кораблей с похожим названием — Anabella, Anabela, Anabel, Annabelle и так далее. И каких-то свидетельств, что именно конкретный корабль участвовал в инциденте тоже найти не удалось. Аналогично и в некоторых других случаях, особенно когда корабль не был потоплен или списан, а отделался небольшими повреждениями и продолжил службу.

*** Кувейтский сухогруз Ibn Al-Beitar был брошен на мели в 1981 году. После поражения ракетой возник пожар, окончательно уничтоживший судно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *