Hawker Fury в Египте и Ираке. Иракские Hawker «Bagdad Fury» в 1-й арабо-израильской войне.

Также как и ВВС Египта, военная авиация в Ираке начала развиваться в 30-е годы прошлого века. Но в отличии от египетской авиации, которая переживала в годы Второй Мировой войны длительный «застой», ВВС Ирака успели поучаствовать в прогерманском мятеже 1941 года, который завершился для них форменным погромом со стороны «хозяев» — англичан. Возрождение началось только в 1944 году, когда англичане передали Ираку 30 легких двухмоторных Авро Ансон, которые могли использоваться для обучения, транспортных перевозок и ударных операций. Ансоны пошли на вооружение 1-й и 7-й эскадрилий, которые и составляли единственные пригодные к боевому использованию части. Ценность Ансона как боевого самолета была невысока и в его лучшие времена, поэтому неудивительно, что в декабре 1946 Ирак заказал в Великобритании 30 «денавализированных» Sea Fury FB-11 и четыре двухместных машины для обучения, правда в конечном итоге, получены были только два из них. Фирма Hawker снимала с Sea Fury узлы предназначенные для базирования на авианосце вроде посадочного гака. Получившиеся самолеты в литературе как только не называют — Fury F. Мк-1, Fury-I, Fury FB-10, кроме того использовались также внутрифирменные сокращенные обозначения — ISS и IDT, первое «Iraqi Single Seater» – иракский одноместный, второе «Iraqi Dual Trainer» — иракский двухместный тренировочный. Широкое распространение получило неофициальное название — «Багдад Фьюри».

Hawker Fury N231 — первый иракский борт.

С началом Палестинской войны Ирак отправил свои Ансоны 1-й эскадрильи на войну, в то время как 7-я эскадрилья под командованием подполковника Мухамада Рауфа Хассана на авиабазе Эль-Рашид начала освоение восьми первых Fury c бортовыми номерами «231» — «237», «239»). Также успели получить и один двухместный борт — «261». Освоение шло достаточно не просто и вскоре один самолет был потерян в катастрофе — разбился капитан Яхья Дубуни из 1-й эскадрильи. Хотя эскадрилья в это время воевала с израильтянами летая с иорданского аэродрома Мафрак, несколько летчиков, включая комэска подполковника Надима Садика Эль-Убайди были возвращены в Ирак для переучивания на Фьюри.

После короткого курса переучивания 7-я эскадрилья передала свои оставшиеся Ансоны 1-й эскадрилье и 6 боеготовых Hawker Fury 7-й эскадрильи 18 июля 1948 года перелетели в Амман. На следующий день было принято решение перегнать самолеты на сирийский аэродром Меззе в пригороде Дамаска. За эти два дня два самолета вышло из строя при посадках — один в Мафраке и один в Дамаске. Тем не менее, в полдень 19 июля иракцы совершили первый боевой вылет — вооруженную разведку морской акватории около Хайфы в попытке обнаружить суда доставляющие еврейских иммигрантов в Израиль. Пару вел майор Талид Аль-Тикрити, а ведомым был лейтенант Ариф Абдул-Раззак (экс-пилот Ансона, будущий бригадный генерал). Ничего не обнаружив самолеты вернулись в Дамаск. В тот же день был совершен еще один парный вылет — майор Рашид Аль-Анвар и тот же лейтенант Абдул-Раззак. На этот раз иракские Фьюри вели разведку израильских аэродромов Рамат-Давид и Сде Дов, где обнаружили израильские самолеты. Иракцы сбросили бомбы и проштурмовали аэродром, заявив об уничтожении бомбардировщика Б-17 (не подтверждено израильскими данными). В этот же день в действие вступало перемирие и боевые вылеты иракцев прекратились.

Hawker Fury N232 — один из первой четверки поставленных в Ирак.

Нет данных о действиях иракских истребителей в ходе «десятидневной войны» между перемириями. В любом случае их потенциал был ограничен — в наличии имелось только 2000 снарядов к пушкам и несколько авиабомб. Наличие у противника «Летающих крепостей» Б-17 заставляло арабов считаться с возможными ударами по своим городам — 25 сентября получившая Hawker Fury 1-я эскадрилья перелетела из Мосула на аэродром Эль-Рашид для прикрытия Багдада.

Двухместный Hawker Fury Trainer с бортовым номером «261» — первый из поставленных в Ирак. Очевидно самолет вернулся из тренировочного вылета на «слепые полеты» — задняя кабина плотно укрыта, а так как двигатель Bristol Centaurus был крайне теплонапряженным — после полета всегда открывали створки капота для его охлаждения. Первые две ираксие «спарки» отличались наличием двух отдельных фонарей кабин — такая конструкция оказалась неудачной, в дальнейшем англичане изменили остекление выпускаемых «спарок».

19 ноября израильский разведчик заснял иракский Фьюри в Дамаске, возможно, что это был поврежденный еще летом самолет, или один из действовавших там по ротации. В начале декабря 4 иракских «Багдад Фьюри» снова отправились на защиту Дамаска. Интересно, что англичане продолжали поставки Hawker Fury в Ирак, в то время как Египет не получал ничего из закупленного, будучи под тотальным эмбарго. Единственной тонкостью британских поставок в Ирак было то, что при этом в Ирак не поставлялся боезапас для авиапушек, а так как у иракцев никогда не было на вооружении Спитфайров или пушечных Харрикейнов — на складах не было ничего и об активном применении самолетов речь идти не могла. У египтян боезапаса было море, но с боеготовыми самолетами была просто беда — боевые потери на протяжении всей войны компенсировались исключительно упорным трудом техперсонала и «каннибализмом» неисправных Спитфайров. В результате строны договорились о переброске 7 «безоружных» иракских Hawker Fury в Египет. Однако, реально было перегнано только 4 машины, причем одна была повреждена при посадке в Алмазе. Из трех оставшихся самолетов один постоянно прикрывал Каир, а два по ротации летали с Эль Ариша. Самолеты сохранили иракские опознавательные знаки, но получили характерные для египетских истребителей черно-белые полосы быстрого распознавания на крыльях. Пилотировали эти иракские истребители египетские летчики Тахир Заки (имевший опыт полетов на единственном египетском Fury) и Мустафа Камаль Наср. В своем интервью 1999 года Тахир Заки вспоминал, что именно на иракском «Багдад Фьюри» одержал свою последнюю воздушную победу, когда вместе с шестеркой Спитфайров подвергся атаке израильтян. Однако, дата этого боя неизвестна.

Интереснейший снимок — иракский Hawker Fury в Египте. На консоли крыла заметны бело-черные полосы быстрого опознавания, которые египетские истребители получили в последние месяцы войны. Еще одна особенность этой машины — закрашен бортовой номер на фюзеляже за опознавательным знаком, причем закрашен качественно и оригинальной краской — догадаться о том что там должна была быть цифра можно только по «неправильному» камуфляжу в этом месте. Опознавательный знак на верхней части крыла наносился очень далеко от законцовки.

Среди египетских данных о боевых действиях в заключительных боях войны 1948-49 годов, упомянается совместный вылет 28 декабря иракского Hawker Fury N235 совместно с тройкой недавно полученных итальянских Macchi MC-205V. Этот же неустановленный египетский пилот совершил одиночный вылет позже в тот же день. На следующий день, 29 декабря в 12-00 Hawker Fury N235 вылетел из Эль Ариша на каирский аэродром Алмаза, а вместо него на Эль Аришь прибыл самолет с бортовым номером N237 и в тот же день он успел поучавствовать в бою. Два израильских Спитфайра сопровождали Б-17 в налете на окруженный египетский гарнизон в Фаллудже. После боя израильские истребители отчитались о воздушном бое с пятью египетскими Спитфайрами. На деле ситуация была несколько иной — первыми в бой вступили три свежеполученных Египтом итальянских Fiat G-55A, совершавшие патрульный полет с 14-45 до 15-15. Итальянские истребители были довольно плохо освоены и на них, зачастую, летали молодые неопытные пилоты. В результате, им пришлось убираться подобру-поздорову, а один из израильских Спитов их преследовал. Второму израильтянину пришлось сложнее — до него «докопались» два опытных египетских истребителя — один Спитфайр, который сопровождал «бомбардировщик» Beechcraft D-18 и Hawker Fury N237, совершавший патрульный вылет с 14-25 до 16-15. По результатам боя египтяне заявили о трех сбитых израильских самолетах при реальном повреждении одного. Израильтяне записали себе два поврежденных египетских истребителя, при этом, агрессивные и умелые действия двух вражеских пилотов породили среди израильских летчиков байки о двух «американских наемниках» — 40-летнем «Элсворте» и 29-летнем «Джоне Паккарде». До этого, кстати, израильтяне обходились только сказками о мифических «асах Люфтваффе» на стороне египтян.

Hawker Fury N240 — был отправлен в Ирак во время войны, но в отличии от N 235 и N237 его участие в боях не зафиксировано в египетских документах.
Еще одна фотография Hawker Fury N240. На ней хорошо видно стандартное расположение треугольников опознавательных знаков на нижних поверхностях иракских Fury — на самой законцовке консоли крыла. Номера на консолях нанесены в разных направлениях — для чтения сзади и спереди соответсвенно.

30 декабря Fury N237 совершил вылет с 6-40 до 8-00, второй — с 12-55 до 14-45. В этот момент израильские части уже прорвались в тыл египетской армии, фактически обойдя передовую базу в Эль-Арише. Рейдовые группы атаковали полевые аэродромы египтян и в этой ситуации командование дало приказ эвакуировать авиацию с Эль-Ариша. Вся исправная авиатехника была перегнана в район Каира, при этом некоторым самолетам пришлось садиться на дозаправку на британские аэродромы в зоне Суэцкого канала. В 6-15 утра 31 декабря с каирского аэродрома Алмаза на иракском Fury N235 в одиночный вылет ушел капитан Мустафа Камаль Наср. Его задачей была вооруженная разведка ситуации на Синае. Из этого вылета он не вернулся и его судьба осталась неизвестной — интересно то, что израильских заявок на его сбитие в воздушном бою или зенитками — нет. И хотя боевые действия продолжались еще неделю — до 7 января 1949, данных об использовании иракских Fury в дальнейших боевых вылетах ничего не известно.

Hawker Fury в Египте и Ираке. Иракские Hawker «Bagdad Fury» в 1-й арабо-израильской войне.: 2 комментария

  • 24.10.2018 в 13:15
    Permalink

    If you don’t mind, it would be my pleasure to translate this great article into Arabic

  • 24.10.2018 в 19:51
    Permalink

    Hassan, no problem, if You posted this translate — please give me link. Any question with my text — welcome!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *