Вертолеты Ми-4 в Афганистане

В августе 1956 года года Советский Союз и Афганистан подписали договор о продаже оружия этой стране на сумму 25 млн. USD. Уже в октябре 1956 прибыла первая партия включавшая 11 истребителей МиГ-17 и 2 вертолета Ми-4.  В дальнейшем поставки вертолетов продолжились и всего, по разным данным, в Афганистан было поставлено от 12 до 20 вертолетов Ми-4.

По крайней мере два Ми-4 участвовали в военном параде в Кабуле в 1968 году, попав на видео (видны начиная с 6 м 50 с), насколько можно разобрать на видео — бортовые N254 и N247).

Military parade Kabul, Afghanistan 1968 with Mi-4 helicopter от Militarizm на Rutube.

Ми-4 N 254 разбрасывает листовки во время парада в Кабуле 1968 году
Второй афганский Ми-4 нес флаг страны и предположительно имел номер 247
Так художник изобразил афганский Ми-4 N241 с опознавательным знаком старого образца.

В 1973 король Захир Шах был свергнут своим зятем Мухаммадом Даудом, который стал президентом. При этом он продолжал осторожный курс на модернизацию Афганистана — «левые» требовали ускорить движение в светлое будущее, а исламисты наоборот — вернуть все обратно как в «старые добрые времена», зачастую подкрепляя «выступления» силой оружия. При этом отношения с Советским Союзом у Дауда оставались весьма хорошими.

Кроме проблем с исламистами, Афганистан имел весьма напряженные отношения с Пакистаном — англичане в свое время весьма произвольно провели границу между странами, так называемую «линию Дюранда» прямо по территории пуштунских племен. Обе страны мечтали пересмотреть эту границу в свою пользу. Чтобы несколько «осадить»  Пакистан в его территориальных устремлениях, 3 сентября 1975 в Афганистане, при активной помощи советских военных советников, провели крупнейшие в его истории показательные военные учения с боевыми стрельбами и привлечением всех родов войск — артиллерии, танков, пехоты и авиации. Советник командующего артиллерией Вооруженных сил Афганистана полковник Лев Себякин, так вспоминает об этих учениях: «Артиллерия переносит огонь в глубину. Наступает время стрельбы прямой наводкой и ударов авиации. Над трибунами на небольшой высоте с ревом проносится эскадрилья штурмовиков. Они освобождаются от смертоносного груза, разворачиваются и, накрыв траншею мощной грядой огня и дыма, под рукоплесканий гостей исчезают из поля зрения. Затем удары наносят боевые вертолеты и ПТУРС «Фаланга».»

Так как единственными вертолетами на вооружении Афганистана в то время были Ми-4, очевидно, они имели возможность боевого применения, хотя и неясно, ограничивалось ли оно только пулеметами или была какая-то возможность подвесить блоки НУРС.

Чем дальше, тем больше правление Дауда напоминало диктатуру, а после того, как он начал откровенные репрессии против Народно-Демократической Партии Афганистана, 27 апреля 1978 начался вооруженный мятеж ее сторонников, в ходе которого они активно применяли боевую авиацию.

По воспоминаниям советника 373-го Транспортного авиаполка Дмитриенко, по традиции, к полудню 27 апреля полеты в полку были завершены, техника зачехлена и все собрались разъезжаться по домам. Однако, охрана аэродрома никого не выпустила. И сами афганцы  и советники терялись в догадках. Внезапно на аэродром въехали две БМП, занявшие позиции около стоянки вертолетов Ми-4. Пара Су-7Б с Баграма попыталась устроить безуспешное «сафари» на БМП, обстреливая их из авиапушек. БМП маневрировали и отстреливались из пулеметов. В результате никто не пострадал — ни БМП, ни Су-7Б, ни авиатехника 373-го авиаполка. Командование 373-го полка и офицеры ничего не предпринимали, пока не появился танк Т-54 с несколькими офицерами-авиаторами, которые быстро взяли власть в авиаполку свои руки.

После полуночи, 373-й ТАП уже активно действовал на стороне «революции». В течении ночи 3 Ми-8, 2 Ми-4 и один Ан-26 летали над Кабулом, причем вертолеты активно использовали пулеметы и НУРС для стрельбы по наземным объектам. К слову во время «Саурской революции» на территории 373-го полка было убито немало «плохих людей» — высокопоставленных офицеров прежнего режима, включая командование ВВС. По словам одного из революционеров — майора Фазыла Кадыра «Из «плохих людей» повезло только заместителю главного инженера ВВС Мухаммаду Касыму, так как он накануне улетел в СССР сдавать в ремонт вертолет».

Нельзя точно утверждать, что в ремонт убыл именно Ми-4, но это вполне возможно, так как согласно отчета советника афганских ВВС Валерия Аблазова в первой половине 1978 года в составе кабульского 373-го Транспортного авиаполка имелось всего 4 единицы Ми-4 (из которых летало только два). Один из Ми-4 был сбит боевиками в марте следующего 1979 года и какой-то западный журналист даже сделал пару снимков лежащего вертолета и позирующих на нем «душманов». При этом в отчете о боевом составе 373-го ТАП от 15 июня 1979, несмотря на эту боевую потерю,  снова присутствуют те же 4 вертолета Ми-4. Поэтому нельзя исключить, что в течении 1978-79 годов в Афганистан могли вернуть сколько-то Ми-4 из ремонта в Советском Союзе.

Афганский Ми-4 сбитый в марте 1979. Тот же вертолет, что и на заглавном снимке, но теперь уже на нем позирует вся банда.

Приход к власти в Афганистане просоветской партии НДПА в 1978 году и ее действия по радикальному изменению консервативного афганского общества привели к эскалации конфликта с вооруженной исламской оппозицией. И хотя в 1978-79 годах Афганистан стал получать из Советского Союза современные Ми-8Т, это вовсе не остановило эксплуатацию оставшихся Ми-4. Уже после ввода в Афганистан советских войск в декабре 1979 года, наши вертолетчики с удивлением наблюдали полеты «древних» афганских Ми-4.

Ми-4 N 245, вероятно уже в зеленом защитном окрасе и с «революционным» опознавательным знаком

Более того, на одном форуме пишут: «Советские вертолетчики бывшие в Афганистане в 1980 г. рассказывали, что был у афганцев Ми-4 с неисправным коллектором обогрева воздуха, в результате чего в пассажирскую кабину попадали выхлопные газы, так перед полетом экипаж выдавал перевозимым газеты! Они сворачивались в трубочку и пассажиры дышали через них выставив в отверстия иллюминаторов (дырявые были окна на Ми-4!). Вот такая СТРАШНАЯ история о пассажирских перевозках на Ми-4 в ДРА!» Насколько эта байка соответствует действительности сказать сложно.

В журнале «Авиация и Время» №3 1995 была напечатана монография «Ми-4 достигает цели» за авторством Ю. Пучкова и А. Хаустова. Карьере Ми-4 в Афганистане был посвящен «целый» абзац, который имеет смысл привести: «В Афганистане на момент «Апрельской революции» 1978 г в составе ВВС имелось около 20 Ми-4. Еще до ввода советских войск правительственная авиация использовала «четверки» в действиях против вооруженных группировок оппозиции. при этом одна машина была сбита в марте 1979. Появление за Пянджем советских Ми-8 и Ми-24 вытеснило старенькие «четверки» на задний план. Единственным подтверждением существования Ми-4 в афганской армии служит угон 3.10.1987 г. двух вертолетов этого типа на пакистанскую авиабазу Читрал. После победы моджахедов война в Афганистане не прекратилась. Для сохранившихся «четверок» вновь нашлась работа — ВВС президента Раббани использовали их против прежних союзников».

Удивительно, но не смотря на 25 лет прошедших после выпуска журнала, в издании «Вертолет Ми-4» (Авиаколлекция N 7 за 2017 год) автор Н. Якубович переписал этот же текст с минимальными стилистическими изменениями, полностью сохранив «информацию».

Такое нагромождение фактов, хочешь не хочешь, а надо прокомментировать. Ясно, что 20 вертолетов к 1978 году уже близко не было — 10-15 лет эксплуатации в «умелых» руках афганцев сильно сократили поголовье живых Ми-4, видимо как раз до тех четырех штук, о которых писал военный советник.

В таком виде афганские Ми-4 летали вскоре после революции — с 1978 по 1982 год. Нет ни одного изображения Ми-4 с более поздними афганскими опознавательными знаками.

Не удалось также найти никаких следов угона двух Ми-4 в Пакистан 3.10.1987 года. Изучив все, что есть по угонам афганской авиатехники в Пакистан — ничего похожего на угон Ми-4 найти не удалось вообще. Несомненно, что на самом деле речь идет об угоне пары Ми-24 в это время. В целом история напоминает игру в «испорченный телефон», когда два угнаных Ми-24 вдруг превратились в два Ми-4.

Стоянка 373-го Транспортного авиаполка в середине 1979 года. На переднем плане Ан-26, на заднем виден зеленый Ми-4 афганских ВВС .

Откровенно говоря, крайне сомнительно, что в 1987 году у афганцев вообще был хоть один летный Ми-4. Соответственно еще более сомнительным выглядит факт использования этих вертолетов «ВВС президента Раббани» в период после падения Кабула весной 1992. Впрочем, Википедия также пишет об использовании Ми-4 до 1997 года. На чем основаны эти смелые утверждения абсолютно неясно — каких-то фотоматериалов подтверждающих это найти не удалось.

Еще один рисунок афганского Ми-4 с ранними опознавательными знаками. Художник изобразил черный N241

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *