Война в Афганистане

Вертолеты Ми-4 в Афганистане

В августе 1956 года года Советский Союз и Афганистан подписали договор о продаже оружия этой стране на сумму 25 млн. USD. Уже в октябре 1956 прибыла первая партия включавшая 11 истребителей МиГ-17 и 2 вертолета Ми-4.  Согласно базе данных советской авиации всего в Афганистан было поставлено минимум 15 или 16 вертолетов Ми-4, некоторые источники называют 20 штук. Известно, что один вертолет имел обозначение YA-002, и еще 15 несли военные номера в диапазоне 241-255.

По крайней мере два Ми-4 участвовали в военном параде в Кабуле в 1968 году, попав на цветную кинохронику, насколько можно разобрать на видео – бортовые N254 и N247).

Афганский Ми-4 на параде в Кабуле в 1968
Ми-4 N 254 разбрасывает листовки во время парада в Кабуле 1968 году
Афганский Ми-4 с флагом во время парада
Второй афганский Ми-4 нес флаг страны
Второй афганский Ми-4 с другой кинохроники
Этот же Ми-4 попал на черно-белую кинохронику, на которой четко читается бортовой номер 247
Ми-4 N241 ВВС Афганистана
Так художник изобразил афганский Ми-4 N241 с опознавательным знаком старого образца.

В 1973 король Захир Шах был свергнут своим зятем Мухаммадом Даудом, который стал президентом. При этом он продолжал осторожный курс на модернизацию Афганистана – “левые” требовали ускорить движение в светлое будущее, а исламисты наоборот – вернуть все обратно как в “старые добрые времена”, зачастую подкрепляя “выступления” силой оружия. При этом отношения с Советским Союзом у Дауда оставались весьма хорошими.

3 июня 1974 в тренировочном полете потерпел катастрофу вертолет Ми-4 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). В результате отказа техники вертолет упал и сгорел у населенного пункта Хаир Хана Майна. Экипаж в составе командира вертолета капитана Сайеда Исхака, второго пилота капитана Назар Мухаммада, механиков младших лейтенантов Абдул Хабиба и  Султан Мохаммада, погиб на месте. В результате падения оказались повреждены два дома, которые были восстановлены за счет средств ВВС и ПВО.

Кроме проблем с исламистами, Афганистан имел весьма напряженные отношения с Пакистаном — англичане в свое время весьма произвольно провели границу между странами, так называемую «линию Дюранда» прямо по территории пуштунских племен. Обе страны мечтали пересмотреть эту границу в свою пользу, при этом широко использовалась поддержка различных оппозиционных групп и засылка диверсантов.

Afghanistan Air Force Mi-4
Афганские военные на фоне Ми-4. Снимок датируется 60-70-ми годами

В июне 1975 поддерживаемые Пакистаном исламисты захватили в Панджшерском ущелье селение Руха и два соседних уезда. Основную роль в разгроме мятежников сыграли афганские коммандос, которые были переброшены в Панджшер афганскими вертолетами Ми-4.

Чтобы несколько “осадить”  Пакистан в его территориальных устремлениях, 3 сентября 1975 в Афганистане, при активной помощи советских военных советников, провели крупнейшие в его истории показательные военные учения с боевыми стрельбами и привлечением всех родов войск – артиллерии, танков, пехоты и авиации. Советник командующего артиллерией Вооруженных сил Афганистана полковник Лев Себякин, так вспоминает об этих учениях: “Артиллерия переносит огонь в глубину. Наступает время стрельбы прямой наводкой и ударов авиации. Над трибунами на небольшой высоте с ревом проносится эскадрилья штурмовиков. Они освобождаются от смертоносного груза, разворачиваются и, накрыв траншею мощной грядой огня и дыма, под рукоплесканий гостей исчезают из поля зрения. Затем удары наносят боевые вертолеты и ПТУРС «Фаланга».” 

Так как единственными вертолетами на вооружении Афганистана в то время были Ми-4, очевидно, они имели возможность боевого применения, хотя и неясно, ограничивалось ли оно только пулеметами или была какая-то возможность подвесить блоки неуправляемых ракет. Цитата немного двусмысленна и можно подумать, что это Ми-4 наносили удар ПТУРСами, но в данном случае речь идет о двух отдельных ударах эффектно завершавших учения – удар Ми-4, и наземных установок ПТУРС – у Афганистана в тот период были комплексы 2П26 “Шмель” на базе ГАЗ-69.

Чем дальше, тем больше правление Дауда напоминало диктатуру, а после того, как он начал откровенные репрессии против Народно-Демократической Партии Афганистана, 27 апреля 1978 начался вооруженный мятеж ее сторонников, в ходе которого они активно применяли боевую авиацию.

По воспоминаниям советника 373-го Транспортного авиаполка Дмитриенко, по традиции, к полудню 27 апреля полеты в полку были завершены, техника зачехлена и все собрались разъезжаться по домам. Однако, охрана аэродрома никого не выпустила. И сами афганцы и советники терялись в догадках. Внезапно на аэродром въехали две БМП, занявшие позиции около стоянки вертолетов Ми-4. На одной из БМП прибыл бортрадист Ан-26, лейтенанат Саид Муххамад Гулябзой, сыгравший заметную роль в революции. Пара Су-7Б с Баграма устроила “сафари” на БМП, обстреливая их из пушек. По воспоминаниям капитана Дмитриенко ни сами БМП, ни авиатехника при этом не пострадали. По другим данным, пилоты Су-7Б отстрелялись довольно неплохо – погибло четыре члена экипажа БМП, а лейтенант Гулябзой был тяжело ранен. Командование полка и офицеры ничего не предпринимали, пока не появился танк Т-54 с несколькими другими офицерами-авиаторами, которые быстро взяли власть в свои руки.

После полуночи, 373-й ТАП уже активно действовал на стороне “революции”. В течении ночи 3 Ми-8, 2 Ми-4 и один Ан-26 летали над Кабулом, причем вертолеты активно использовали пулеметы и НУРС для стрельбы по наземным объектам. К слову во время “Саурской революции” на территории 373-го полка было убито немало “плохих людей” – высокопоставленных офицеров прежнего режима, включая командование ВВС. По словам одного из революционеров – майора Фазыла Кадыра “Из “плохих людей” повезло только заместителю главного инженера ВВС Мухаммаду Касыму, так как он накануне улетел в СССР сдавать в ремонт вертолет”.

Нельзя точно утверждать, что в ремонт убыл именно Ми-4, но это вполне возможно, так как согласно отчета советника афганских ВВС Валерия Аблазова в первой половине 1978 года в составе кабульского 373-го Транспортного авиаполка имелось всего 4 единицы Ми-4 (из которых летало только два). Один из Ми-4 был сбит боевиками в марте следующего 1979 года при облете района мятежа в Герате и какой-то западный журналист даже сделал пару снимков лежащего вертолета и позирующих на нем “душманов”. При этом в отчете о боевом составе 373-го ТАП от 15 июня 1979, несмотря на эту боевую потерю,  снова присутствуют те же 4 вертолета Ми-4. Поэтому нельзя исключить, что в течении 1978-79 годов в Афганистан могли вернуть сколько-то Ми-4 из ремонта в Советском Союзе.

Приход к власти в Афганистане просоветской партии НДПА в 1978 году и ее действия по радикальному изменению консервативного афганского общества привели к эскалации конфликта с вооруженной исламской оппозицией. И хотя в 1978-79 годах Афганистан стал получать из Советского Союза современные Ми-8Т, это вовсе не остановило эксплуатацию оставшихся Ми-4. Уже после ввода в Афганистан советских войск в декабре 1979 года, наши вертолетчики с удивлением наблюдали полеты «древних» афганских Ми-4.

Сбитый в марте 1979 афганский вертолет
Вся банда позирует на том же вертолете, что и на заглавном фото статьи
Принадлежащий ВВС Афганистана вертолет N245 в Кабуле
Ми-4 N 245, вероятно уже в зеленом защитном окрасе и с “революционным” опознавательным знаком

Более того, на одном форуме пишут: «Советские вертолетчики бывшие в Афганистане в 1980 г. рассказывали, что был у афганцев Ми-4 с неисправным коллектором обогрева воздуха, в результате чего в пассажирскую кабину попадали выхлопные газы, так перед полетом экипаж выдавал перевозимым газеты! Они сворачивались в трубочку и пассажиры дышали через них выставив в отверстия иллюминаторов (дырявые были окна на Ми-4!). Вот такая СТРАШНАЯ история о пассажирских перевозках на Ми-4 в ДРА!» Насколько эта байка соответствует действительности сказать сложно.

В журнале «Авиация и Время» №3 1995 была напечатана монография «Ми-4 достигает цели» за авторством Ю. Пучкова и А. Хаустова. Карьере Ми-4 в Афганистане был посвящен «целый» абзац, который имеет смысл привести: «В Афганистане на момент «Апрельской революции» 1978 г в составе ВВС имелось около 20 Ми-4. Еще до ввода советских войск правительственная авиация использовала «четверки» в действиях против вооруженных группировок оппозиции. При этом одна машина была сбита в марте 1979. Появление за Пянджем советских Ми-8 и Ми-24 вытеснило старенькие «четверки» на задний план. Единственным подтверждением существования Ми-4 в афганской армии служит угон 3.10.1987 г. двух вертолетов этого типа на пакистанскую авиабазу Читрал. После победы моджахедов война в Афганистане не прекратилась. Для сохранившихся «четверок» вновь нашлась работа – ВВС президента Раббани использовали их против прежних союзников».

Удивительно, но не смотря на 25 лет прошедших после выпуска журнала, в издании “Вертолет Ми-4” (Авиаколлекция N 7 за 2017 год) автор Н. Якубович переписал этот же текст с минимальными стилистическими изменениями, полностью сохранив “информацию”.

Такое нагромождение фактов, хочешь не хочешь, а надо прокомментировать. Ясно, что 20 вертолетов к 1978 году уже близко не было – 10-15 лет эксплуатации в «умелых» руках афганцев сильно сократили поголовье живых Ми-4, видимо как раз до тех четырех штук, о которых писал военный советник.

Афганский Ми-4 с опознавательным знаком введенным после Апрельской революции
В таком виде афганские Ми-4 летали вскоре после революции – с 1978 по 1982 год. Нет ни одного изображения Ми-4 с более поздними афганскими опознавательными знаками.

Не удалось также найти никаких следов угона двух Ми-4 в Пакистан 3.10.1987 года. Изучив все, что есть по угонам афганской авиатехники в Пакистан – ничего похожего на угон Ми-4 найти не удалось вообще. Несомненно, что на самом деле речь идет об угоне пары Ми-24 в это время. В целом история напоминает игру в «испорченный телефон», когда два угнанных Ми-24 вдруг превратились в два Ми-4.

Ми-4 на стоянке 373-го Транспортного авиаполка ВВС Афганистана
Стоянка 373-го Транспортного авиаполка в середине 1979 года. На переднем плане Ан-26, на заднем виден зеленый Ми-4 афганских ВВС .

Откровенно говоря, крайне сомнительно, что в 1987 году у афганцев вообще был хоть один летный Ми-4. Соответственно еще более сомнительным выглядит факт использования этих вертолетов «ВВС президента Раббани» в период после падения Кабула весной 1992. Впрочем, Википедия также пишет об использовании Ми-4 до 1997 года. На чем основаны эти смелые утверждения абсолютно неясно – каких-то фотоматериалов подтверждающих это найти не удалось.

Так по мнению художника выглядела афганская "четверка" с номером 241

Еще один рисунок афганского Ми-4 с ранними опознавательными знаками. Художник изобразил черный N241

Работая над темой Ми-8 в ВВС Афганистана удалось найти фотографию поршневого двигателя, подумалось, что это конечно не то, что я ищу, но тоже интересно – движок вполне мог принадлежать афганскому Ан-2, Ил-14  или еще какой-нибудь экзотике:

Обломки поршневого мотора
Поршневой мотор на одной из “душманских” фото

Продолжив поиск наткнулся на несколько разрозненных фотографий моджахедов позирующих на обломках некоего вертолета, причем снято было в 1987 году, первоначально тип и принадлежность вертолета (Афганистан или Советский Союз) – определить с такого ракурса не получилось:

Обломки афганского вертолета
Моджахеды у обломков
Афганский вертолет
Нет, все-таки вертолет… Но какой?

Следующая фотография уже зародила серьезные сомнения, что перед нами вообще что-то из семейства Ми-8, наоборот гондола в нижней части фюзеляжа как-то очень не характерна для “восьмерок”:

Банда моджахедов обследует обломки афганского вертолета
Что-то мне напоминает эта “борода” под фюзеляжем и стоящий задом на перед поршневой двигатель.

Дальнейшее прочесывание сотен фотографий “героических афганских моджахедов” позволило собрать всю серию и стало понятно, что перед нами обломки именно афганского Ми-4 – тут уже абсолютно понятно, что в носовой части вертолета стоит поршневой мотор развернутый картером вперед:

Сбитый Ми-4 лежит на кукурузном поле где-то в горах Афганистана
Ну и кто у нас из афганских вертолетов летал с поршневым мотором? Кроме Ми-4, практически некому. Больше вопросов не осталось …

Ну и  вишенка на торте – бортовой номер на фюзеляже под иллюминаторами, характерное место нанесения на афганских Ми-4. Что удивительно, но это тот же самый борт N245, мутная фотография которого приведена в середине статьи:

Душманы явно не знают чем себя занять сидя на обломках афганского Ми-4
Благодаря этой фотографии удалось даже идентифицировать разбитый афганский Ми-4 N245

Собственно, теперь понятно, откуда в западной прессе появились утверждения об использовании ВВС Афганистана вертолетов Ми-4 вплоть до 1987 года, так как вся серия фотографий именно этим годом и датируется. Другое дело, что этот Ми-4 вполне мог пролежать на земле уже много лет до того момента, как до него добрался обученный и оснащенный на деньги ЦРУ или Госдепа США афганец-фотограф.

В итальянском фильме о войне в Афганистане (La guerra de Afganistan 1979-1989 производства Studio del bianco documentario, 1990) мелькнули кадры перевозки афганскими военными обломков авиатехники. На одном из трейлеров четко опознается полностью “раздербаненый” Ми-4, на другом было “вырванное с мясом” хвостовое оперение Ил-28. Съемка явно времен ДРА, но смысл перевозки колонной афганских КАМАЗов кучи образцов разбитой авиатехники не понятен – судя по состоянию на музейные экспонаты или учебные пособия это было уже не годно.

Фюзеляж афганского Ми-4 на трейлере
Документальные кадры перевозки афганского Ми-4 на трейлере КАМАЗ.

В 1986 году сохранившийся Ми-4 с неизвестным бортовым номером был помещен в военный музей в Кабуле, расположенный около городка Генштаба афганской армии. Наряду с ним там находились МиГ-17, Як-11, Ил-14, Ил-28, МиГ-21 и Ми-24А. 

Афганский Ми-4 в военном музее
В 1986 году в Кабуле около генштаба афганской армии открылась интересная экспозиция военной техники, включавшая и сохранившийся Ми-4. Фото – Николай Качмашев

Несмотря на все последующие события, кое-какие экспонаты музея уцелели хоть в каком-то виде, например тот же Ми-24А. Про Ми-4 этого сказать нельзя, он больше на фотографиях не попадался. Возможно, что это именно тот же вертолет на последней из известных фотографий афганских Ми-4, которая была сделана в Кабуле уже после американской оккупации Афганистана, к сожалению найти ее в большем размере не удалось:

Фюзеляж афганского Ми-4 в 2003 году, Кабул
Фюзеляж афганского Ми-4 найденный в Кабуле после оккупации страны американскими войсками

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика